касли литье что это
Каслинское литье. Искусство плетения кружева из чугуна
Ажурные статуэтки каслинского завода поражают филигранной работой и точностью деталей. Рассматривать их — сродни медитации. Вот мальчик с удочкой сосредоточенно сжал губы и хмурит брови, пытаясь насадить наживку на невидимую леску. Небольшая фигурка, но можно разглядеть ноготки на пальчиках ребенка, каждую деталь и складку его одежды, пуговку на берете, травинки под босыми ножками… Словно мальчишка вот-вот оживет, доделает свою работу и поскачет ловить карасей.
Слово «литье» здесь вводит в заблуждение — кажется, что говорят вовсе не о произведениях искусства, а о чем-то… усредненном, штамповке что ли. Но не в случае, если разговор о шедеврах из Касли.
Что такое каслинское литье
Изящные скульптуры, архитектурные произведения и даже предметы бытового назначения, которые язык не поворачивается назвать тарелками, подсвечниками, подчасниками и вазами, делаются из чугуна и покрываются специальным матовым составом черного цвета. Родина промысла — город Касли (Челябинский регион).
Эксклюзивное место, где производятся эти сказочные штуки — Каслинский завод архитектурно-художественного литья.
А мировую славу изделиям мануфактуры принесло мастерство ее художников, сумевших грубый и малопривлекательный чугун превратить в волшебные шедевры.
История промысла
Стоит пару слов сказать об истории промысла. Зародился он в середине XVII века, когда на Урале, богатом природными ресурсами, началась промышленная революция. Регион из слаборазвитого стал превращаться в горнозаводской центр Российской Империи.
Верхнетагильский, Алапьевский и еще более шести десятков металлургических предприятий, из которых лишь чуть более трети были государственными, появились на Урале в период с начала до середины 18 столетия. Большинство принадлежали частным лицам. Среди последних — железоделательный заводик в поселке Касли, построенный на богатых особым формовочным песком и рудой землях, которые приобрел за полторы сотни рублей купец Коробков.
Позднее завод перешел в руки представителя знаменитой династии Демидовых, которой Россия во многом обязана своим величием. Кстати, мануфактура, изделия которой уже тогда были хорошо известны и любимы во всей Европе, обошлась Н.Н. Демидову уже в 10 500 рублей. Миллиарды по нынешним временам. Именно Никита Никитич Демидов достроил завод и модернизировал его.
Династия Демидовых долго владела предприятием, пока в 1809 оно не перешло к еще одному представителю купеческого сословия Расторгуеву — человеку предприимчивому и обладающему провидческим даром. Именно при нем и его потомках мануфактура пережила подлинный Золотой век. Сначала завод выпускал по большей части бытовые предметы — утюги, большие и малые котлы с казанами.
Но в 1823 году на завод был назначен новый управляющий Григорий Зотов. С его подачи каслинское литье и началось как уникальный художественный промысел. Именно Зотов из Германии привез на мануфактуру технологию отливки в формах, которую наши мастера, по традиции, усовершенствовали и приспособили для своих нужд.
Стиль и технологии каслинского литья
Изначально использовались германские модели, но затем появился и свой, неповторимый стиль, который окончательно сложился в 70-е годы XIX столетия. Его характерные черты: четкие, графически точные линии, проработанность деталей, безупречная передача фактур и фирменный матовый черный цвет.
На предприятие приглашались талантливые художники, чеканщики и формовщики, здесь трудились выпускники ведущих российских изобразительных академий, была открыта собственная художественная школа. Всё это принесло результат.
Международное признание
Изделия завода получали престижнейшие российские и международные награды, становились гордостью частных коллекций. С 1896-го завод добился соизволения использовать в своем клейме имперский символ — двуглавого орла. Это было высшее признание заслуг перед Отечеством.
А в 1900 чугунный павильон, созданный каслинскими мастерами по проекту Е.Баумгартена, получил гран-при Всемирной парижской выставки. Это поистине шедевральный экспонат, затмивший даже Эйфелеву башню. Внутри находились полки, обтянутые бархатом и уставленные кабинетной утварью.
Кстати, с одним из ее экземпляров связана интересная история. Президент Франции Лубо, посетивший выставку, решил купить павильон за совершенно сумасшедшие по тем временам деньги — 2 миллиона рублей. Получив отказ, он усомнился в качестве литой чугунной тарелки, предположив, что при ударе она непременно разобьется. Каково же было его удивление, когда мастер бросил оземь эту тарелку, а та лишь откатилась в сторону — целехонькая. Француз прибавил цену, но сделки не случилось.
Сегодня этот павильон, а точнее, его точная копия, изготовленная каслинскими литейщиками, выставлена в Екатеринбургском музее. Также она признана ЮНЕСКО единственным в мире чугунным архитектурным сооружением, входящим в музейную коллекцию.
Сегодняшний день мануфактуры
Как и ранее сегодня завод выпускает не только мелкие предметы искусства и сувениры, но также крупногабаритные формы — фонари, памятники, парковые сооружения (скамейки и урны), садовую кованую мебель и даже камины.
Последние — наиболее сложные по декору и конструкции изделия: трудоемкие орнаменты, накладки, «кружевной» портал, держатели для кочерег и щипцов, экраны.
Не без труда пережив 90-е, промысел сегодня снова на подъеме, а изделия предприятия, выполненные по оригинальной технологии с использованием ручной обработки, по-прежнему популярны и любимы многими ценителями чугунного волшебства родом из Касли.
История завода
Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
В эпоху императора Петра I Центральный и Южный Урал, благодаря богатству своих недр, оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований, охвативших Россию. Вихрь этих преобразований стремительно превращает Уральский край в ведущий центр черной и цветной металлургии России.
В первой четверти XVIII в. здесь были заложены и успешно действовали такие крупные металлургические заводы как: Каменский (1701), Невьянский (1701), Алапаевский (1704), Шуралинский (1716), Быньговский (1718), Верхнетагильский (1720), Выйский (1722), Лайский (1723), Лялинский (1723), Екатеринбургский (1723), Полевской (1724), Верх-Исетский (1726) и др.
История Каслинского художественного промысла
Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Музей открыт в 1963 году. Основу его собрания составляет уникальная коллекция отливок, выполненных в XIX-XX вв. на Каслинском заводе.
Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности.
13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.
История по годам
Года | События |
с 1860 по 1914 гг. | Искусство каслинских мастеров было отмечено самыми престижными наградами |
1860 | Малая серебряная медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге; |
1861 | Большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже; |
1867 | Большая золотая медаль Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге; |
1870 | Большая золотая медаль Политехнической выставки в Москве |
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья, пик которого, как пишет Б. В. Павловский, пришелся на 1880–1900 гг., когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.
Каслинское литьё
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод
Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, близ Златоуста (Челябинская область), Россия.
История промысла
Основание
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод.
Скульптура Евгения Лансере «Черкес и женщина на лошади» в экспозиции Радищевского музея
Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля.
Каслинские мастера за работой. 1912 год
Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии.
Лев Расторгуев
Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, который за годы своего правления увеличил известность каслинского чугунного литья.
Скульптура «Запорожский казак и гадалка»
С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, которые позже организовали художественную школу при заводе.
Расцвет
1860–1890 гг. — время расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира.
Каслинский чугунный павильон, построенный для Нижегородской выставки 1896 года
Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне.
Каслинское литьё «Конь в изгороди» 1860 6,14 кг. — репродукция работы П.-Ж. Мене «Жеребец Джинн в загоне» 1846[5]
Парижская всемирная выставка
Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена.
Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При».
Скульптура «Россия», 1896 г. Автор: Н. А. Лаверецкий. Местонахождение: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного — они отказались продать скульптуру «Россия», символизировавшую Российскую империю, и заявили, что ««Россия» не продаётся!». Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Касли.
Эпоха перемен
Первая Мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война в России в начале XX века, Вторая Мировая война негативно сказались на промысле каслинского чугунного литья, а также на его мастерах и изделиях.
Скульптура «Кавказский пленник»
В последующие годы буквально по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий.
Восстановление
Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев.
Каслинский чугунный павильон, построенный для Парижской выставки 1900 года
3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи в Екатеринбурге состоялось открытие восстановленного павильона — символа и вершины искусства работы мастеров каслинского художественного чугунного литья.
Описание и технология производства
Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта — голландская сажа) сложились в XIX веке.
Техническая безукоризненность отливок, а, следовательно, и художественная эстетическая выразительность чугунного литья объясняется тремя факторами:
Скульптура по моделям П. К. Клодта, Е. А. Лансере, П.-Ж. Мене, О. Таёжной, Н. А. Лаверецкого, Р. И. Баха и его двух сыновей Р. Р. Баха и Н. Р. Баха, М. Д. Канаева, а также местных мастеров — В. Ф. Торокина и других.
Большая коллекция каслинского литья представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в Каслинском музее Каслинского чугунного литья.
Каслинский чугунный павильон
Масштабное трехъярусное сооружение весом 4,5 тонны. Имеет три входа и составлено из 1500 виртуозно объединенных в единое целое разнообразных декоративных литых деталей.
Павильон, восстановленный по парижским фотографиям, — один из экспонатов художественного музея Екатеринбурга.
В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения.
Связанные статьи
Образец декоративной решётки Каслинского художественного литья, запечатлённая на почтовой марке
Касли
Крупный индустриальный и культурный центр, а также центр народного промысла Каслинского художественного чугунного литья. Подробнее>>>
Каслинское литье, коллекционное значение, история
Каслинское литье – один из видов исконно русского промысла. Удивительные по фактуре чугунные художественные предметы являются объектом охоты коллекционеров и антикваров. Появлению легендарного искусства поспособствовало удачное расположение основных литейных мощностей – в районе г. Касли Челябинской области.
Ценный антиквариат, несмотря на то, что изготавливался он из чугунного сплава, обладает легкостью и ажурностью. И в то же время литейные предметы несут ощущение стальной твердости и долговечности. Популярность произведения искусства от уральских мастеров приобрели в странах Азии и Европы, широкое признание каслинское литье получило в 18 веке.
Мастера-литейщики за производством каслинского литья
Каслинский промысел: вехи истории
Старинное направление в антикварное литье, работы, вышедшие из-под рук мастеров с Урала, смогли прославить талант русских мастеров всех стран. Каслинское литье не просто восхищает, а дает повод к глубоким, философским размышлениям и созерцательному отдыху.
Многие образцы антикварного литья от Каслино на следующих снимках:
Скульптура «Россия», центральная фигура старинного дворца-павильона в стиле древней Византии, 1896 г. (Н.А. Лаверецкий)
Антикварный павильон, который произвел фурор на выставке в Париже, 1990 г. (Н.А. Лаверецкий)
«Семейство легавых собак», каслинское литье 1902 г. (П.Ж. Мен)
«Памятник императору Николаю I», антиквариат 1894 г. (П.К. Клодт)
«Собаки на стойке», старинное литье 1914 г. (П.Ж. Мен)
«Конь с попоной», антикварное произведение 1915 г. (П.К. Клодт)
«Старуха с прялкой», каслинское литье 1913 г. (В.Ф. Торокин)
Начало пути
История каслинского литья начинается с 1747 г., с появления на Южном Урале первого чугуноплавильного железоделательного заводского предприятия. Основателем завода стал купец из Тулы Яков Коробков. Прозорливый фабрикант с умом выбрал место для промышленности – Челябинская область отличалась богатейшими запасами чугуна, древесины и первосортного формовочного песка, используемого в производстве.
Большой вклад в развитие антикварного промысла приложил следующий собственник предприятия – удачливый купец I гильдии Лев Расторгуев. Под его руководством каслинское литье получило всемирную известность. Владелец и его приемники в целях расширения технологий привлекали на работу талантливых скульптороведов, архитекторов, чеканщиков и художников.
Промышленник и меценат Лев Расторгуев, внесший большой вклад в развитие каслинского литья
Отдельно стоит выделить выпускников Санкт-Петербургской академической школы искусств: скульптора Николая Романовича Баха и медальера Михаила Денисовича Канаева. Усилиями этих гениальных мастеров впоследствии при заводе была создана художественная школа, где и сейчас поддерживается антикварный дух ремесла и происходит обучение современных профессионалов.
Период расцвета каслинского литья
Время процветания каслинского литья пришлось на долю чугунного производства в 1861-1890 г.г. Произведения мастеров успешно участвовали как в зарубежных (Лондон, Милан, Париж, Вена), так и в отечественных (Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург) конкурсах. Итогом стало получение первого Гран-при – высшего ордена Вольного Экономического сообщества промышленников.
Для каслинского литья большое значение имела мировая французская выставка, прошедшая в Париже 1900 года. Специально для нее ведущие мастера-литейщики создали ажурный павильон в модном византийском стиле. Разработчиком проекта явился российский архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен. Главным предметом дворца стала скульптура, символизирующая Россию – работа талантливого скульптора Николая Акимовича Лаверецкого.
Русский архитектор-скульптор Лаверецкий Н.А., автор многих работ по технике каслинского литья
Чугунный ажурный дворец получил наивысшую награду конкурса – Гран-при и был впоследствии признан ЮНЕСКО мировым шедевром.
В период расцвета антикварное каслинское литье отмечалось наивысшими и престижными знаками отличия:
Участие и победа уральских промышленников на Общероссийском конкурсе в 1897 г. дало право мастерам ставить на своих произведениях государственное российское клеймо с изображением двуглавого орла.
Старинное каслинское клеймо с оттиском двуглавого орла
Время перемен
К сожалению, для Российской Империи наступили мрачные военные времена (Первая Мировая и Гражданская) и Октябрьского революционного переворота. Потрясения в экономике и финансовом положении пагубно сказались на развитии литейного промысла, старинное мастерство стало исчезать. А Вторая Мировая война практически полностью разрушила знаменитое каслинское литье.
Восстановление мастерства
Каслинским мастерам после всех потрясений пришлось буквально по крупицам, восстанавливать практически забытое мастерство и заново собирать утраченную коллекцию, куда входил легендарный антиквариат каслинского литья. Работы по восстановлению начались только в 1957 г. Возглавил процесс советский скульптор, сын знаменитого литейщика Семен Михайлович Гилев.
Старинный промысел был успешно реанимирован. Работы по восстановлению заняли долгих 9 месяцев. А в начале мая 1958 г. в Екатеринбурге уже состоялось первое открытие нового павильона. Это был символ победы, каслинское литье и антикварное старинное искусство смогло возродиться вновь.
Развитие искусства в советское время
Мастера, работающие на каслинском производстве во времена Союза, расширяли сюжетные линии предметов. В советское время массовое увлечение физкультурой способствовало появлению новой темы для художественных произведений. Спортивной тематике была посвящена новая коллекция каслинского литья от скульптора В.А. Говорухина.
Не меньшим спросом пользовалось каслинское литье, посвященное русскому балету. Созданная в начале 40-ых годов отливка ленинградского архитектора Е.А. Янсон-Манизер о балете продолжительное время успешно тиражировалась в произведениях мастеров из Каслино. Эти предметы пользовались большим спросом у покупателей, уставших от официальных изображений советских лидеров. Успех у граждан СССР имели и коллекции каслинского литья, созданные по мотивам обычной, бытовой жизни человека из Союза.
Характерные черты каслинского литья
Индивидуализм в предметах от мастеров-литейщиков сформировался в лучший период расцвета завода. Эксперты, анализируя каслинское литье, выделяют следующие отличительные его признаки:
При создании каслинского литья мастера использовали специфическую, авторскую разработку краски для покрытия. В среде экспертов она известна, как «голландская сажа».
Образцы старинного каслинского литья
Знаменитые литейщики
Старинный промысел берет начало с 19 века, со времени расцвета чугунолитейной промышленности. Большой вклад в создание техники каслинского литья внесли талантливые скульпторы, модельщики и чеканщики:
Образцы каслинского литья можно увидеть в Изобразительном музее г.Екатеринбурга. Там выставлено старинное, антикварное и более современное искусство мастеров-литейщиков. Также стоит посетить и выставки чугунного творчества, находящиеся при самом заводе, там же можно каслинское литье купить и пополнить свою коллекцию.
Современные литейщики из Каслино сохраняют традиции предков. Но истинных профессионалов, можно «пересчитать по пальцам». Чтобы хоть немного приблизиться к мастерству легендарных умельцев, современные мастера каслинского литья учатся около 15-20 лет. Тем немногим профессионалам, которым покорилось старинное литье, разрешается ставить собственные клейма на предметы.
Современные печати российских мастеров каслинского литья
Исторические клейма каслинского литья
Клеймить художественное чугунное литье стали после 1850 года. Экспертами не установлен более старинное произведение искусства с настоящим клеймом. Выявлено несколько видов промышленных печатей каслинского литья, разнящихся по времени создания шедевра.
Антикварное каслинское клеймо имеет собственные особенности: имеющийся базовый (основной) знак отличия с наименованием родного заводского предприятия.
Клеймили каслинское литье на обратной стороне формы-подставки. Оно обрамлялось рамкой по типу прямоугольника и включало в себя:
В каслинский знак отличия в разный временной период также включали и изображение медалей, оттиск российского двуглавого орла, нумерацию предмета согласно прейскуранту и эмблему завода. На самой подставочной форме с лицевой стороны каслинского литья могло наноситься клеймо с факсимиле автора, выполненной на латыни либо кириллице. В редких случаях на антикварную печать ставили год создания предмета.
Старинные клейма каслинского литья
На самом раннем этапе старинное клеймо носило функции показателей качества каслинского литья и принадлежности определенному мастеру. Но в дальнейшем, в процессе времени и получении широкой известности главной ролью клейма стало подтверждение принадлежности модели уникальной технике.
После революции (1922-1928 г.г.) на заводе Каслино была выпущена малотиражная серия каслинского литья с революционной подоплекой: бюсты революционеров, кабинетная скульптура и разные предметы бытового интерьера. На таких предметах привычное клеймо отсутствовало. Вместо заявленных стандартов такие модели клеймили несколькими пятиконечными звездочками.
Печать каслинского литья 1938 года
В клейма сороковых годов на антикварных предметах стали включать надпись: «Made in the Soviet Union». А начиная с 50-го года прошлого столетия, в клейма включался индивидуальный код формовщика. С 1970-ых годов привычная прямоугольная рамка постепенно приобрела трапециевидную форму. До 1985 г. в клеймо дополнительно ставили знак качества СССР.
Клейма времен СССР
Для современных антикваров наличие клейм – верный метод идентификации настоящего литья от Каслино. Зная историю клейм, безошибочно можно определить время изготовления изделия и понять, действительно ли предмет антикварный.
Ценность каслинского литья для современных коллекционеров
Старинное каслинское литье несет большой интерес для опытных антикваров и коллекционеров. К сожалению, новички в этой сфере плохо ориентируются в чугунных предметах от Каслино. Ценность антиквариат представляет во всех произведениях, вышедших из-под рук каслинских умельцев. Это могут быть:
Уникальным становится факт, что ценное в коллекционировании и антиквариате старинное каслинское литье выполнено не из драгоценных металлов, а из обыкновенного ковкого чугуна. Из-за высокой цены каслинский антиквариат часто пытаются подделывать. Но такое мошенничество оканчивается крахом – подражатели, не владея старинной техникой, не могут приблизить фальшивку даже отдаленно к оригиналу.
Самые дорогие произведения каслинского литья можно увидеть на следующих фото:
«Гном с ребенком», каслинское литье 1908 г. Клейма: «КАС.З», «Тепляковъ»
«Гном с чугунком», антиквариат 1908 г. Клейма: «М.ТАРОКИНЪ», «КАС.З.1908»
Канделябры «Флора» старинное литье 1902 г. Клейма: «Тепляковъ», «КАС.З 1902»
«Конногвардеец» антиквариат 1914 г. Клейма: «О.САМОЙЛИНЪ», «КАС.3 1914»
«Бюст А.С. Пушкина», каслинское литье 1951 г. Клеймо: «КМЗ КУСА 1951»
Выводы
Россиянам стоит знать и помнить традиции своих предков. И поддерживать развитие промысловых ремесел. Настоящее каслинское литье, цена за антикварные предметы, по оценкам специалистов, может доходить до 1 500 000 рублей, является объектом повышенного спроса у коллекционеров и антикваров. Эти старинные образцы пользуются большой популярностью среди ценителей: все они оригинальны, несут в себе специфический дух старого времени и обладают неповторимой технологией.