каста что такое определение

Значение слова «каста»

каста что такое определение. Смотреть фото каста что такое определение. Смотреть картинку каста что такое определение. Картинка про каста что такое определение. Фото каста что такое определение

1. В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов. Каста браминов.

2. перен. Замкнутая общественная (сословная или профессиональная) группировка, отстаивающая свою обособленность и связанные с ней привилегии. Сословные касты.Через несколько лет Пантелея уже звали Пантелеем Григорьичем, и он получил известность в касте деловых людей. Станюкович, Мрачный штурман.

[От португ. casta — род, поколение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КА’СТА, ы, ж. [португ. casta от латин. castus — чистый] (книжн.). 1. В Индии и других

странах Востока — общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов.

К. браминов. 2. перен. Всякая замкнутая общественная группа, доступ в к-рую затрудняется или невозможен для посторонних (преимущ. о сословных и профессиональных дроблениях; неодобрит.). Наша политика состоит вовсе не в том, чтоб превратить партию в замкнутую касту. Стлн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ка́ста

1. в Индии и других странах Востока — общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов ◆ Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

2. всякая замкнутая общественная группа, доступ в которую затрудняется или невозможен для посторонних ◆ Даже милиционер, стоящий на посту, играет милиционера стоящего на посту, хотя каста милиционеров наиболее естественна в своей профессиональной однозначности. Алексей Слаповский, «Большая Книга Перемен», 2010 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

каста что такое определение. Смотреть фото каста что такое определение. Смотреть картинку каста что такое определение. Картинка про каста что такое определение. Фото каста что такое определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: размориться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова каста

Словарь Ушакова

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

класс, общественная группа. Древнеиндийское общество делилось на 4 основных касты: брамины, кшатрии, вайшьи и шудры; с течением времени касты стали подразделяться на множество подкаст. Слово «каста» португальское. По-санскритски существует два названия касты: древнее, употреблявшееся в эпический период, – «варна» и позднейшее – «джата». Варна значит цвет, краска. Члены каждой касты рисовали на лице отличительные знаки разного цвета. Принадлежащие к первым трём кастам назывались «дваждырожденными», так как получали посвящение в касту, считавшееся вторым рождением. Хотя члены во всех трёх кастах имели право на эпитет «дваждырожденный», но он применялся почти исключительно к браминам. К первым трём кастам принадлежали арьи, а шудры (слуги) были покоренные арьями аборигены Деканского Полуострова. Касты сначала определялись по занятиям: брамины – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, а позже – торговцы. Уже в эпический период стал выдвигаться для определения каст наследственный момент; позже он стал единственным, определяющим кастовую принадлежность. Межкастовые браки не поощрялись и дети от такого брака всегда относились к более низкой касте, чем каста отца, тем ниже, чем больше кастовые расстояния родителей. Особенно отрицательно относились к бракам, в которых муж принадлежал к касте более низкой, чем каста жены. Браки с женщинами первых трех каст для шудр были запрещены: и дети от таких браков считались внекастовыми.

Словарь Ожегова

КАСТА, ы, ж.

1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов.

2. Узкая общественная группа, к-рая отстаивает свои привилегии и интересы и доступ в к-рую для посторонних затруднён или невозможен (неодобр.). Замкнутая к.

| прил. кастовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(от португальского casta, выражающего понятие санскр. термина j âtè = poждение, род, сословие) — общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племен или рас), на которые распадается туземное население Ост-Индии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о «кастовом» духе или «кастовой» нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что помянутая обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как ее изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде (см.) К. несомненно еще не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на Ю.В. в долину Ганга (см.). При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили черное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побежденным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде при однородности этнографического состава (вероятно — еще небольшого) арийского народа ведийских индусов не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости и в то время, когда арийцы и неарийцы находились в положении воюющих сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покоренной. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской мифологии высшая К. — брахманы — выводится из уст Брахмы, воины — Кшатрии — из его рук, купцы — Вайшья — из бедер, а ремесленная К. — Шудры — из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго проведен на практике даже в древнейшие времена арийского господства в Сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) все-таки были неизбежны; по закону Ману индус может брать себе в жены женщин из своей и из любой низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой с ним К., а дети жен из других низших К. попадают в презренные смешанные К. Таким образом, арийская кровь все-таки проникала в жилы неарийского населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать, уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской крови. В результате современное индусское население Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух (точнее, трех) рас, которое не могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями вроде замкнутых, обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время большинство высших, «дважды рожденных» К. — брахманов, раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья — не отличается ничем особенным в цвете кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся по красоте черт лица, форме тела и светлому цвету кожи к арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и черной расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси черной крови к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рожденным от высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в еще более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер замкнутых корпораций или цехов с строго определенным родом занятий. Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам, утвердившийся в Сев. Индии, в свою очередь расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К. все-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди христиан-туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала узаконенная государством и освященная затем обычным правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но число К. и их членов среди ремесленников сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.) гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего кастового устройства с его четырьмя главными К. сохранилась в известной чистоте только одна главная К. — брахманов. К. кшатриев, заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Th â kur) и раджпутами, часто подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых низших К., члены которых на вопрос о происхождении всегда уверяют, что они «тхакуры» в том или другом отношении. Две другие К., по-видимому, также очень рано распались, дав начало массе отдельных новых К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. Кастовое устройство в древней Индии — см. Индия, история, общий очерк современных отношений. К литературе предмета, указанной в помянутой статье, следует прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта «Ostindische Kasten in der Gegenwart» («Zeitschr. d. deut. Morgenl ä nd. Gesellsch.», XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. еще прекрасные статьи Сенара в «Revue des deux Mondes» (1894); Risley, «Tribes and Castes of Bengal»; Sherring, «Hindu tribes and Castes» (Кальк., 1880); Hopkins, «The mutual relation of the 4 castes according to the Mânavadharmaçâ stram» (Лпц., 1881); W. Hunter, «Orissa &» (Лонд., 1872); Dalton, «Descriptive Ethnology of Bengal» (Кальк., 1872); Ochs, «Die Kaste in Ostindien» (Базель, 1860); Dubois, «Manners and Customs of People of India» (Л., 1817); Kitts, «A compendium of the castes and tribes found in India» (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, «Relations of the priests to the other classes of Indian society in the Vedic age» («Journ. of Asiat. Soc.», 1867); Weber, «Collectanea über die Kastenverhältnisse in den Brâhmana und Sû tra» («Indische Studien», т. X, 1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir: «Original Sanscrit Texts on the Origin and History of the People of India» (Л., т. I, 1869, 2 изд.)

Источник

КАСТЫ

Полезное

Смотреть что такое «КАСТЫ» в других словарях:

касты — термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Географическая энциклопедия

КАСТЫ — (португ. casta от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Большой Энциклопедический словарь

КАСТЫ — (португ. casta род, поколение, происхождение, от лат. caslus чистый; санскр. эквивалент джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел. место в социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении… … Философская энциклопедия

Касты — (португ. casta, от лат. castus чистый) 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной… … Политология. Словарь.

Касты — (португальское casta, от латинского castus чистый, санскритское джати), 1) замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАСТЫ — в Индии исторически сложившиеся замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и… … Юридический словарь

Касты — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

касты — (португ. casta, от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Энциклопедический словарь

Касты — (португ. casta род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент джати) эндогамные (см. Эндогамия) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в … Большая советская энциклопедия

Источник

КАСТА

В рас­ши­рительном зна­че­нии кастой на­зы­ва­ет­ся зам­кну­тая со­ци­аль­ная груп­па, обе­ре­гаю­щая свою об­особ­лен­ность, при­ви­ле­гии и ин­те­ре­сы.

В ин­ду­из­ме касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как ре­зуль­тат дроб­ле­ния и сме­ше­ния варн. На­вер­ху кас­то­вой ие­рар­хии сто­ят ри­ту­аль­но чис­тые «два­ж­ды ро­ж­дён­ные» (т. е. про­шед­шие по­свя­тительный об­ряд) брах­ман­ские, кшат­рий­ские (касты рад­жпу­тов, на­яров и др.) и вай­шья (тор­го­вые касты ба­ния, чет­ти и др.) касты, за ни­ми сле­ду­ют касты шудр (зем­ле­дельческие касты джа­тов, ко­ли; пас­ту­хи ахир, гоа­ла; юве­ли­ры со­нар, куз­не­цы ло­хар, плот­ни­ки бар­хаи и др.), к ко­то­рым при­мы­ка­ют вне­вар­но­вые низ­шие «пя­тые» касты (ко­жевенники ча­мар, убор­щи­ки бхан­ги и др.), или не­при­ка­сае­мые («за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные кас­ты»).

В английской «ори­ен­та­ли­ст­ской» шко­ле из­уче­ния каст сфор­ми­ро­ва­лось два на­прав­ле­ния. С од­ной сто­ро­ны, Д. Иб­бет­сон (генерал-гу­бер­на­тор Пенд­жа­ба) свя­зы­вал касты с осо­бой мо­де­лью об­щественного раз­де­ле­ния тру­да, при ко­то­рой профессиональная спе­циа­ли­за­ция за­креп­ля­лась за отдельными пле­ме­на­ми и кла­на­ми; со­ци­аль­ное по­ло­же­ние ка­сты за­ви­се­ло от по­ли­тического влия­ния пле­ме­ни, а не от его ра­со­во­го ста­ту­са. Это, т. н. ма­те­риа­ли­сти­че­ское, на­прав­ле­ние, раз­ви­вав­шее­ся за­тем Дж. Нес­фил­дом, У. Кру­ком и Э. Блан­том, уна­сле­до­ва­но впо­след­ст­вии кемб­ридж­ской шко­лой со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии (Э. Лич, С. Бей­ли).

Дру­гое на­прав­ле­ние пред­став­ле­но ра­со­вой тео­ри­ей каст, соз­дан­ной Г. Рис­ли (с 1901 года ру­ко­во­ди­тель пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния) на ос­но­ве брах­ма­нического уче­ния о ра­со­вом конф­лик­те ари­ев и ав­тох­то­нов Ин­дии и под влия­ни­ем ра­со­вой тео­рии П. То­пи­на­ра. Опи­раясь на ан­тро­по­мет­рическую ста­ти­сти­ку, Рис­ли по­ст­ро­ил клас­си­фи­ка­цию на­ро­дов и каст Ин­дии. Его тео­рия до кон­ца британского прав­ле­ния в Ин­дии ста­ла тео­ре­тическим об­ос­но­ва­ни­ем ци­ви­ли­за­тор­ской мис­сии английского ко­ло­ниа­лиз­ма и лег­ла в ос­но­ву прак­тических ме­ро­прия­тий английской ад­ми­ни­ст­ра­ции.

В ставших клас­сическими ра­бо­тах Дж. Хат­то­на касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­дукт уни­каль­но­го со­че­та­ния в Ин­дии при­род­ных и ис­то­рических фак­то­ров (в т. ч. от­но­си­тель­ной изо­ля­ции от внеш­не­го ми­ра) и как си­сте­ма, спо­соб­ная про­ти­во­стоять чуж­дым влия­ни­ям и поз­во­лив­шая со­хра­нить на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий раз­но­об­ра­зие куль­тур Ин­дии.

В 1950-е годы на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся индийская шко­ла из­уче­ния каст (И. Кар­ве, М. Шри­ни­вас, Д.Н. Мад­жум­дар, К. Мат­хур, Т. Ма­дан, Р. Тха­пар, А.М. Шах и др.), ко­то­рую ха­рак­те­ри­зу­ет тра­ди­цио­на­лизм, пре­иму­ще­ст­вен­ное вни­ма­ние к не-брах­ман­ским сло­ям на­се­ле­ния Ин­дии и к ис­кон­ной, до­ко­ло­ни­аль­ной куль­ту­ре. Индийский «ан­ти­ори­ен­та­лизм» про­яв­ля­ет се­бя как ре­ак­ция но­си­те­лей индийской куль­ту­ры на од­но­сто­рон­ний ха­рак­тер её ев­ропейской ин­тер­пре­та­ции.

Современными ис­сле­до­ва­те­ля­ми под­вер­га­ет­ся сом­не­нию са­ма пра­во­моч­ность за­им­ст­во­ван­но­го из ев­ропейских язы­ков тер­ми­на «каста» (Н. Диркс). В по­ня­тии «каста» ви­дят ис­кусственную кон­ст­рук­цию английской нау­ки в её свя­зи с по­треб­но­стя­ми ко­ло­ни­аль­но­го уп­рав­ле­ния.

Источник

Словари

Строго обособленная общественная группа людей в Индии и некоторых других странах Востока, связанных происхождением, родом занятий, правовым положением и т.п.

2. перен. Всякая замкнутая общественная группа, доступ в которую затрудняется или невозможен для посторонних (преим. о сословных и профессиональных дроблениях; неод.). «Наша политика состоит вовсе не в том, чтоб превратить партию в замкнутую касту.» Сталин.

1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов.

2. Узкая общественная группа, к-рая отстаивает свои привилегии и интересы и доступ в к-рую для посторонних затруднён или невозможен (неод.). Замкнутая к.

1) В Индии и некоторых странах Востока: замкнутая и обособленная социальная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов.

2) перен. Замкнутая сословная или профессиональная группа, отстаивающая свою обособленность и связанные с ней привилегии.

Объединение людей, замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью.

В Индии и некоторых других странах Востока существует каста браминов.

Общественная группа (сословная или национальная), отстаивающая свою обособленность, свои привилегии и интересы, доступ в которую для посторонних затруднен или невозможен.

1. В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов. К. браминов.

2. Замкнутая общественная (сословная или профессиональная) группировка, отстаивающая свою обособленность и связанные с ней привилегии. Сословные касты. Получить известность в касте деловых людей.

1. В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов.

Замкнутая общественная (сословная или профессиональная) группировка, отстаивающая свою обособленность и связанные с ней привилегии.

Через несколько лет Пантелея уже звали Пантелеем Григорьичем, и он получил известность в касте деловых людей. Станюкович, Мрачный штурман.

ка́ста, ка́сты, ка́ст, ка́сте, ка́стам, ка́сту, ка́стой, ка́стою, ка́стами, ка́стах

сущ., кол-во синонимов: 10

Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Kaste < франц. caste, восходящего к португал. casta «порода, происхождение» < «чистая раса», субстантивации прил. casta «чистая».

Через нем. Kaste или франц. саstе от порт. саstа «порода, происхождение», первонач. «чистая порода», которое в свою очередь происходит из лат. castus «чистый».

КАСТА I ы, ж. caste f.<порт. casta род, поколение.

1. Род или колено, на которое разделены восточной Индии идолопоклонники. Каста браминов, банианов, дворян. Ян. 1804. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов. К. браминов. Ож. 1986. «Народы, говорили сии хитрыя Принцессы, которые не происходят от такой благородной Касты, какова ваша, суть недостойны вашего гнева» < Касты так называются разныя поколения в Индиях. Прим. перев.>. Друг юношества 1811 февр. 18. Когда в Мемфисе стоял Изиды храм, Всей кастой царственной, учеными жрецами Благовейно чтимый. Полонский перед закрытой истиной. || перен. Увы! Эти бедныя сердца считаются как парии в мире вещественном, и скоро делаются жертвами пошлой жизни. К такой касте людей принадлежат большею частью женщины; одаренныя от природы великим запасом чувствительности и раздражительности; многия из них увлекаются идеализмом, составляют себе высокое понятие о людях, и бывают совершенно несчастливы, когда неминуемое разочарование открывает им панораму действительности во всей наготе ея. Е. М-ва Женщина. // БДЧ 1850 99 1 152.

— Узкая религиозная группа людей.

— Клан на индийский манер.

— Это португальское слово происходит от латинского слова, означающего «чистый» и ассоциируется в первую очередь с Индией.

— Летиция, сыгравшая возлюбленную Обеликса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *