Со времен далекой древности достаточно распространенной была процедура оскопления мужчины, то есть лишения его полового органа в том или ином виде. Существует множество терминов для обозначения такого мужчины: евнух, кастрат, скопец и т.д. Однако если окунуться в историю, то станет понятно, что эти слова не являются синонимами и обозначают различные явления. Всего существует два различных трактования разницы между словами “евнух” и “кастрат”.
Почему появились евнухи?
В различных странах задачи евнухов достаточно сильно отличались. Например, Виктор Николаевич Усов, посвятивший этой тематике несколько серьезных научных исследований, пишет, что явление это зародилось в странах восточных деспотий. Таким образом, создавались особо приближенные придворные слуги султана, которые выполняли важные поручения и охраняли гарем. В раннем христианстве также достаточно распространена была традиция оскопления. К этому призывал сам Иисус Христос, дабы избавиться от плотских желаний, обрести чистые помыслы и полностью посвятить свою жизнь богу. В Китае влияние евнухов было огромным, более 2 тысяч лет полностью кастрированные мужчины обслуживали императоров и правителей Китая. Многие из них становились особо приближенными к императору, получая самые ответственные задания. Нередко складывались ситуации, когда по причины малого возраста императора фактическую власть осуществляли евнухи, ярким примером этого является национальный герой Китая – Чжэн Хэ, который стал одним из самых известных азиатских флотоводцев за всю историю.
Черные и белые евнухи
Все тот же В.Н. Усов пишет, что удаление мужского достоинства в древности осуществлялось двумя методами: Белая кастрация. Мужчине удаляли семенники, при этом сам половой член сохранялся. Он получал наименование евнуха. В большинстве случаев они занимались выполнением поручений султана, фактически являясь способом показать роскошь и богатство своего господина. Интересен факт, что при таком способе кастрации мужчина сохраняет возможность эрекции, хотя и достаточно слабую и кратковременную, поэтому известны случаи, когда влиятельные дамы прошлых эпох заводили при своем дворе данную категорию евнухов для удовлетворения себя без риска беременности. Черная кастрация. В этом случае происходило полное удаление мужских половых органов, вместе с мошонкой и пенисом. Таких мужчин называли кастратами (хотя даже в те времена, нередко к ним также применялось слово евнух, однако правильное их наименование именно кастраты). Кастраты ценились намного больше, они допускались к гарему султана, им могли доверять наиболее ответственные миссии.
Восток и Запад
Как уже отмечалось, на востоке нередко всех кастрированных независимо от способа называли евнухами, а вот слово кастрат приобрело свою популярность именно в европейской традиции, причем культурной и религиозной. Т. Ливанова в произведении “История западноевропейской музыки до 1789 года” отмечала, что изначально певцы-кастраты появились в Римской империи и были популярны до самого взятия Константинополя сарацинами в четвертом крестовом походе. Позже уже в средние века произошел новый расцвет эпохи певцов-кастратов, которые не только пели в церковных хорах, исполняли арии в папской капелле (куда женщины строго не допускались), но и стали активно выступать в светских постановках. Особо примечателен был итальянец Фаринелли, который покорил всю Европу своим голосом и был одним из самых популярных певцов-кастратов за всю историю. Именно по отношению к европейским певцам, подвергшимся соответствующей процедуре и применялся термин “кастрат”.
Наши дни
Упрощение языковых норм и оборотов неизбежно, одним из множества следствий этого является данный частный пример — синонимизация слов, которые на самом деле имеют разное значение. Но тем не менее на сегодняшний момент вы можете смело использовать данные слова как синонимы – это не будет являться речевой ошибкой, однако лучше понимать их точное семантическое значение, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
«Евнухи»: для чего ими становились и как это происходило
Понятие «евнух» в некоторой степени знакомо практически каждому человеку. Но знание об этом понятии у людей весьма поверхностное, оно сводится, в основном, к тому, что это кастрированные мужчины, которые не способны к интимной близости с женщиной. О том, как и почему люди становились евнухами, об их роли в истории мало кто знает.
Главное заблуждение о евнухах
С различными видами кастрации связано пресловутое заблуждение, что евнухи не могли заниматься любовью. Если кастрация была полной, то действительно, овладеть женщиной оказывалось просто нечем. А вот с частичной кастрацией возникали варианты.
В гаремах восточных правителей часто находились многие сотни представительниц прекрасного пола. Значительная часть этих наложниц за всю жизнь не удостаивалась чести провести хоть одну ночь со своим господином. А большинство других привлекалось на ложе властителя всего несколько раз за жизнь. А ведь природное желание требовало этого. Выходом для многих наложниц оказывалось вступление в интимную связь с евнухами. Часть из них могла совершать полноценные половые акты, и им часто приходилось «трудиться» на нескольких наложниц поочередно. А еще большинство евнухов в совершенстве владели другими ласками, что делало их прекрасными любовниками, очень ценимыми за свое искусство обращаться с женщинами.
Поскольку связь с евнухом не могла привести к беременности, то все дети наложниц автоматически являлись рожденными от владельца гарема.
Почему мужчины становились евнухами
Кастрация проводилась по различным причинам. Разберем часть из них.
Довольно популярной была кастрация побежденных врагов. Эта процедура была умышленным оскорблением пленных противников, плюс зачастую превращала их в покорных своей участи рабов.
Как писалось выше, кастрация часто производилась для получения прислуги в гаремах, не способной «наставить рога» своему властителю, в Китае кастраты прислуживали при дворе императора в Запретном городе.
Связано это было с тем, что церковь учила укрощать плотские желания, а желание женщины является сильным фактором, отвлекающим человека от мыслей о Боге. Вот мужчины стремившиеся посвятить себя Богу и шли добровольно на подобную процедуру. Причем некоторые выполняли кастрацию самостоятельно.
А еще кастрация применялась в высоких целях искусства. С помощью ранней кастрации удавалось избежать ломки голоса в подростковом возрасте, в результате у части евнухов оставалось мужское сопрано. Знаменитый Фаринелли в 18 веке покорил своим пением всю Европу.
Как проходили процедуры кастрации в различных странах
Учитывая низкий уровень медицины от 2 тысяч лет от Рождества Христова и до нашего средневековья, процедуру кастрации иным словом как ужасная просто назвать нельзя. Смертность могла достигать 50%, а иногда и превышать эту цифру.
В древнем Египте процедура оскопления проводилась жрецами. Жестокость процедуры была чрезвычайной, как и смертность от нее. Жрецы перевязывали пенис за мошонкой (то есть у его основания) прочной нитью из шерсти, а затем попросту вырывали половой орган. Вроде голыми руками.
Гуманность китайских специалистов кастрации была сродни древнеегипетским жрецам.
«Пациента» укладывали на горячую кушетку, затем его живот и грудь туго перевязывали. Это помогало уменьшить потерю крови. После этого наступала очередь обеззараживания, которое производилось смесью воды и перца. А затем ножом, напоминающим серп, мошонку или пенис целиком попросту отсекали.
В Финикии несчастного усаживали на специальный стул, перевязывали у основания мошонку или пенис, раскаляли докрасна металлический инструмент и удаляли «лишнюю» часть тела.
К каким физическим изменениям в теле евнухов приводила кастрация
Поскольку при кастрации уничтожалась важная для мужского организма часть тела, то изменялся гормональный фон организма, что не могло не привести к заметным изменением тела. Если кастрация проводилась до начала полового созревания, то голос не ломался и оставался высоким, больше похожим на женский.
Тело кастрата часто было пухлым, грудь по своим размерам напоминающая женскую была не редкостью. Еще кастраты часто отличались ростом выше среднего мужского, а также обладали недюжинной силой. В Китае за эти качества евнухов часто набирали в охрану императора.
Несколько самых известных евнухов в истории
Монгольский мальчик Чжэн Хэ достиг высоких должностей при дворе китайского императора, став самым известным адмиралом Поднебесной, совершил 7 плаваний к берегам Африки, существенно расширив пределы империи.
Газанфер Ага фактически управлял Османской империей во время властвования султана Селима, сына Сулеймана Великолепного.
Страх кастрации — один из самых сильных для мужчины. Однако в старые времена кастратам жилось не так уж плохо. В общем-то, даже лучше, чем простым обывателям. Быть евнухом было престижно, а некоторые из них добивались таких высот, что правили страной и свергали императоров по своему желанию.
Наш главный знаток исторических безумностей Евгений Бучий порылся в древних источниках (в основном, в вики) и предлагает взглянуть на главные плюсы и минусы ремесла евнуха.
ПЛЮСЫ
Ты живешь намного дольше
Сравнительный анализ жизни евнухов показывает, что они, в среднем, жили на 14-17 лет дольше, чем мужчины сравнимого социального статуса. Это довольно предсказуемо: давно замечено, что домашние животные, которых кастрировали, живут дольше. Правда, кто-то наверняка заметит: разве это жизнь?
Тебе будет проще в плену
Одним из возможных «наказаний» для пленного военачальника в древние времена было оскопление. Но в случае с евнухами у победителей иногда возникал когнитивный диссонанс. Персидский царь Артаксеркс III отправил на подавление бунта в Египте своего евнуха, Багоя. Правительственные войска потерпели поражение, генерала захватили и, судя по всему, хотели кастрировать. Обнаружив, что сами персы уже сделали все до них, египтяне крепко призадумались. Пока они размышляли над дальнейшей судьбой Багоя, его освободили союзники.
Тебя ждет невероятная власть
Евнухи были привилегированной частью населения практически везде, где существовал этот институт. Еще в древней Ассирии правители смекнули, что приближенный, который не может продолжить род (а значит, основать новую династию) — это очень надежный слуга. Он не сможет занять место правителя, и ему можно доверять серьезные посты. Евнухи были настолько влиятельны, что иногда правили страной от имени безвольных царей и императоров.
В Османской империи глава придворных евнухов, кизляр-аги, был четвертым в стране человеком по значимости после султана, визиря и главного муфтия. Иногда его власть и вовсе затмевала их всех. Когда в 1617 году султан Ахмед I умер от тифа, евнух Хаджи Мустафа сделал правителем Мустафу I, а когда тот оказался строптивым, низверг его и посадил на трон 13-летнего Османа II.
Подобные вещи происходили и в других странах. В Китае и Византии евнухи периодически захватывали власть, особенно когда правитель был слабым или малолетним. Например, скопец Вэй Чжунсянь узурпировал власть при императоре Тяньци в XVII веке. А евнух Евтропий стал консулом в Византии. Влиятельный евнух Иоанн Орфанотроф вообще сделал императором своего брата — Михаила IV Пафлагонского, а затем и своего племянника — Михаила V.
Ты сможешь вершить судьбы империй и цивилизаций
Евнухи были настолько могущественны, что подчас вершили при дворе глобальнейшие дела (но не всегда справлялись с ними). В Китае печально известен евнух Ван Чжэнь, который правил страной в XV веке от имени императора и проиграл войну монголам. А евнух Чжао Гао вообще своими действиями уничтожил империю Цинь и погубил всю династию. Зато евнух Цай-лунь, бывший сановником в I-II веках нашей эры, считается изобретателем бумаги, которая, как мы понимаем, изменила весь мир.
Евнух-армянин по имени Нарсес был полководцем и дипломатом при императоре Юстиниане, и в 532 году даже спас его от смерти во время восстания спортивных болельщиков. Евнуху Хрисафию в 449 году вообще была доверена организация покушения на вождя гуннов Аттилу. А уже упомянутый Евтропий, возглавив войска Византии, смог защитить страну от гуннов, за что был назначен консулом. Евнухи Евсевий и Пробаций, исповедовавшие арианство, едва не сделали эту ветвь христианства государственной для Восточной Римской империи.
Ты даже сможешь заниматься сексом с женщинами!
На самом деле, оскопление евнухов редко было полным. В Османской империи, например, полная кастрация вошла в обиход только в XV веке, когда султан Мехмед II увидел, как мерин, то есть кастрированный жеребец, покрывает кобылу. Как правило, евнухам лишь раздавливали или отрезали тестикулы. Если верить свидетельствам современников, это нередко приводило к тому, что евнухи сохраняли способность заниматься сексом с женщинами — особенно, если были кастрированы во взрослом возрасте. Сестра султана Сулеймана Великолепного даже вышла за евнуха замуж. Некоторые из наложниц, которых отдавали из гарема в жены янычарам, жаловались, что те в постели хуже евнухов, причем не в переносном смысле, а буквально.
Некоторые из евнухов даже покидали гарем из-за слишком сильного влечения к женщинам. Один из них писал в своих мемуарах: «Желание становилось таким сильным, что мне хотелось касаться, обнимать, кусать губы, грудь, бедра прекрасных наложниц, которые даже не думали прикрывать рядом со мной свои обнаженные тела. Я чувствовал себя возбужденным быком, поэтому решил уйти из гарема и жениться. Женщина, которая вышла за меня, была верной и преданной женой. Я уверен, что от близости с ней получал гораздо больше удовольствия, чем обычный мужчина».
А еще ты сможешь стать патриархом или святым!
В 325 году Никейский собор подтвердил, что евнухи могут становиться священнослужителями, хотя самооскопление при этом осуждалось. Как следствие, в Византийской империи евнухи доходили даже до сана патриарха. Всего их было 9: Герман I, Никита II, Мефодий, Игнатий, Стефан II, Феофилакт, Полиевкт, Константин III, Лихуд и Евстратий Гарида.
Были и святые-евнухи, как минимум пятеро: Никита Патрикий, Патриарх Константинопольский Игнатий, Никифор, епископ Милетский Иоанн, Постник Епископ и Иоанн Гераклейский.
Ты сможешь плести интриги безнаказанно
Несколько лучше все кончилось для византийского евнуха Стефана Перса. Он был казначеем, причем явно вороватым и бездарным. Во многом из-за его действий император Юстиниан II был низвергнут, ему отрезали нос и язык. А что Стефан? Ему, как вы поняли, ничего не было. И даже больше того: когда Юстиниан восстановился на престоле, он не перестал верить евнухам и все так же вверял им свою казну (до тех пор, пока не был обезглавлен).
МИНУСЫ
Но есть, конечно же, и минусы!
Тебе отрежут член (на самом деле, не факт)
В действительности, полная кастрация — довольно редкая операция. В большинстве случаев будущему евнуху либо раздавливали, либо отрезали тестикулы. Подчас не требовалась даже операция: человек, «зарекомендовавший» себя как импотент (особенно, пожилой) мог быть взять в гарем под «честное слово».
С другой стороны, даже неполная кастрация была опасным делом. Византийский император Юстиниан I приводит такую статистику: из 90 подвергшихся операции выживали лишь трое. Возможно, Его Величество сильно преувеличивает, но ситуация ясна: в старые времена кастрация чаще всего приводила к осложнениям и смерти.
Операция по кастрации — это чертовски, ужасающе больно
Византийские источники рассказывают о «щадящем» способе кастрации: мальчика, которого готовили к судьбе евнуха, погружали в ванну с горячей водой, а затем отрезали яички быстрым движением скальпеля. У османов все было гораздо жестче: жертву (как правило, мальчика 8 лет) привязывали к столу, член перетягивали жгутом и отрезали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, а в мочеиспускательный канал вставляли бамбуковую трубочку. Затем жертву операции на несколько дней закапывали по шею в горячий песок. Больше похоже на пытку — словно самой кастрации было недостаточно.
В Китае все было проще: иногда для роли евнуха оскопляли военнопленных, а если те в результате операции массово гибли — никто не переживал. Другой источник евнухов — осужденные за неповиновение императору и подозрение в измене. Их, как нетрудно, догадаться, тоже не особо жалели. Третий источник — дети из нищих семей, которых отдавали специальному мастеру (на самом деле, просто умельцу, который холостил свиней и коней). Расчет был на то, что ставший евнухом ребенок рано или поздно подымется в иерархии и сможет обеспечивать все семейство. Разумеется, большая часть детей после операции гибла, но о них тоже не слишком горевали — одним голодным ртом меньше.
Тебя вряд ли будут любить в обществе
В Китае считалось, что евнухи не могут попасть в рай — но только если потеряют свои отторгнутые части. Так что оскопленные старались сохранить их в драгоценных шкатулках, чтобы быть похороненными вместе с ними и на том свете очнуться уже целиком.
При всем их влиянии, евнухов недолюбливали, и в китайской истории во всех бедах Поднебесной было принято винить именно их. Падение династий и вторжения варваров зачастую объяснялось кознями евнухов и утратой Небесного мандата. Император Хунси вообще считал их тунеядцами и массово ссылал в солдаты. При этом в армии они нередко показывали себя весьма неплохо. Например, флотоводец-евнух Чжэн Хэ стал национальным героем, организовав экспедицию, которая доплыла до берегов Африки.
У тебя будет жутковатый детский голос
Вообще-то, это могло быть плюсом кастрации, но уж очень он ситуативен. Мужчины, оскопленные в детстве, сохраняли тонкий голос и даже могли иметь сопрано, за что ценились в оперных театрах вплоть до XIX века. Индустрия «создания» певцов-кастратов была настолько развита, что пришлось вмешаться Папе римскому: Лев XIII лично запретил их использование, но произошло это лишь в 1878.
Однако современники по большей части считали голоса кастратов пугающими, вызывающими смутную тревогу. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин считал, что евнухи «своими вкрадчивыми и независимо от возраста вечно детскими голосами» нашептывают императору хулу на достойных людей, например, на полководца Урсицина. С другой стороны, в Восточной Римской империи кастратов использовали в императорских церемониях — считалось, что «невинные» голоса и бесполость делают их похожими на ангелов и серафимов.
Уже 4000 лет назад правители Ассирии приказывали кастрировать высших чиновников, чтобы те не думали о захвате трона и основании собственной династии. Позже удалять мужчинам половые органы стали также в ритуальных целях. Ассирийцы считали, что богиня Ку-Баба дарит плодородие. Жрецы должны были взамен пожертвовать богине свои половые органы.
Предполагают, что поклонение Ку-Бабе со временем переродилось в почитание Матери богов Кибеле. После войны с Ганнибалом этот восточный культ позаимствовали в Риме. Там высоко ценили мужскую силу, поэтому запрещали гражданам республики и даже их рабам проходить кастрацию. Римскими жрецами Кибелы были иностранцы.
Рим покорили варвары, и в 4 веке новой столицей империи стал Константинополь. Там не чурались азиатских традиций — мощную фракцию при дворе составляли кастрированные чиновники. Евнух армянского происхождения Нарсес прославился как полководец и дипломат, а в 532 году спас императора Юстиниана во время восстания партий ипподрома.
В 1453 году турки захватили Константинополь и сделали город столицей Османской империи. Как ценные подарки султану евнухов туда поставляли наместники Египта.
Среди видов кастрации было лишение яичек, члена или всего вместе. Евнухам отрезали яички до середины 15 века, когда султан Мехмед II увидел, как мерин покрывает кобылу. С тех пор служить в султанский гарем брали только мужчин с полностью удаленными половыми органами.
Оперировали мальчиков, у которых еще не началось половое созревание. Идеальным возрастом считали 8 лет. Жертву привязывали к столу, орган перетягивали веревкой и резали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, в канал для вывода мочи вставляли бамбуковую трубочку. Затем ребенка на несколько дней закапывали по шею в горячий песок.
Заживление и невыносимая боль при мочеиспускании продолжались несколько месяцев. Многие кастрированные умирали от шока, потери или заражения крови. Остальные приобретали тонкий голос, женственные черты лица и строение тела, а также пожизненное недержание мочи из-за отсутствия члена.
Кастрация. Иллюстрация из персидского трактата о хирургии, 1466 год.
ХОРОШО ЗАКОНСПИРИРОВАННЫЕ ЛЮБОВНИКИ
Физические страдания несколько компенсировал комфорт дальнейшей жизни. На пути к важной должности в администрации гарема евнухи должны были преодолеть несколько ступеней иерархии (от охранников к слугам и надсмотрщикам), поэтому много лет жили в тесных бараках. Но даже такие условия были невиданными в местах, откуда забрали мальчиков. В конце концов, они могли дослужиться до начальника и заработать на собственную резиденцию, или уволиться со службы и … жениться.
Сохранились жалобы наложниц, которых отдали из султанского гарема в жены командирам янычарского корпуса, будто в постели те оказались хуже евнухов. Сестра султана Сулеймана Великолепного даже вышла за кастрата замуж. И она не была такая одна.
Евнух, вынужденный покинуть султанский гарем из-за сильного влечение к женщинам, писал в мемуарах: «Желание становилось таким сильным, что мне хотелось касаться, обнимать, кусать губы, грудь, бедра прекрасных наложниц, которые даже не думали прикрывать рядом со мной свои обнаженные тела. Я чувствовал себя возбужденным быком, поэтому решил уйти из гарема и жениться. Женщина, которая вышла за меня, была верной и преданной женой. Я уверен, что от близости с ней получал гораздо больше удовольствия, чем обычный мужчина».
«Игроки в манкалу», Иоганн Самуэль Мок, 1730–1735 годы. Считается, что на картине изображены евнух и наложницы.
Пророк Магомет запретил мусульманам кастрировать людей, посчитав это вмешательством в волю Аллаха. Бизнес по поставке евнухов принадлежал христианам, и первые сто лет после завоевания Стамбула большинство служащих имперского гарема были белыми. Мальчиков забирали на покоренных землях Балкан и Кавказа из семей, которые не могли оплатить джизию, налог с иноверцев.
Империя богатела, росли требования женщин к комфорту, у монарха становилось больше потомков. Это стимулировало спрос на кастратов. Во второй половине 15 столетия в гареме работало 20 охранников и слуг, в начале следующего станет 40, дальше будет и по 600–800.
При Мураде ІІІ предпочтение стали отдавать чернокожим евнухам. Рабам, взятым в Судане, отрезали половые органы православные в Эфиопии и копты в монастырях Египта. Кастрированный африканец стоил дорого, дороже красивой христианки. Вскоре африканские евнухи получили при дворе численное преимущество и важнейшую работу. Белым теперь доверяли только внешний периметр и помещения для мужчин, черные присматривали за гаремом и личными апартаментами султана. Начальник черных евнухов кизляр-ага формально руководил персоналом гарема и дворца, а фактически занимал важнейшую должность в государстве после великого визиря и главного муфтия.
ВЛАСТЬ — ЭТО ДЕНЬГИ. ДЕНЬГИ — ЭТО ВЛАСТЬ
Могущество кизляр-аги подпитывалось влиянием гарема и прежде всего валиде, матери правителя. Это влияние никогда не было слабым, а в 16–17 веках определяло курс империи. Период Женского султаната начался с любимой жены Сулеймана Великолепного, украинки Хюррем-Роксоланы.
Только кизляр-ага имел одновременно доступ и к султану, и к гарему, передавал все сообщения между ними и таким образом контролировал важнейший канал коммуникации. Он знал все, и был желанным источником информации для европейских послов, от которых получал немалые взятки. Эти фонды собирали земельные участки и недвижимость, а прибыль от них направляли на благотворительные дела. Кизляр-ага следил за богатейшими вакфами, через которые империя финансировала содержание священных городов Мекки и Медины, за вакфами нескольких сотен мечетей и личными вакфами женщин султана. Так после смерти гречанки Василики, младшей жены Ахмеда I, в управление евнухов перешли Афины.
«Кизляр-ага, начальник черных евнухов и первый охранник гарема», Фрэнсис Смит, 1763–1779 годы.
Евнух в султанском гареме. Иллюстрация.
БРЕМЯ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Интересный пример карьеры белого евнуха подает биография Газанфера. Он происходил из Венеции, но мальчиком вместе с семьей был захвачен в море османскими пиратами. Мать с дочерьми откупилась, а Газанфер с братом Джафером попали в Стамбул, выучились во дворцовой школе и сблизились с наследником Селимом, сыном Хюррем-Роксоланы и Сулеймана Великолепного.
Карьеру султанского придворного мужчина с членом сделать не мог, и уже во взрослом возрасте братья решились на кастрацию. После операции Газанфер стал слугой фаворитки и будущей жены Селима — Нурбану. Их объединяло происхождение. Считают, что Нурбану была дочерью венецианского губернатора греческого острова Парос.
Взойдя на престол, Селим назначил Газанфера капы-агасы, начальником белых евнухов и охраны дворца, а Джафера — хаз-одабаши, распорядителем частных апартаментов султана. Новый правитель имел прозвище Пьяница и через несколько лет умер. Преемником стал Мурад, сын Нурбану. Валиде сконцентрировала в своих руках немалую власть, успешно интриговала против великого визиря и переписывалась с европейскими монархами. Очевидно, не без ее влияния после отставки Джафера место хаз-одабаши занял его брат.
Впервые в истории один человек занимал эти высокие должности одновременно. Газанфер становится ближайшим советником Мурада III, а после его смерти пользуется большим влиянием на Мехмеда III. Евнух накопил немалое состояние, пригласил в Стамбул мать и убедил сестру принять ислам. Однако репутация серого кардинала имеет обратную сторону. В 1603 году из-за уменьшения жалованья взбунтовались янычары. Под угрозой смерти султан согласился с их требованием казнить Газанфера.
Гробница Газанфера в Стамбуле и построенная по его завещанию религиозная школа.
В том же году Мехмед III умер от болезни. Главным евнухом в гареме его сына Ахмеда был босняк Хаджи Мустафа. После кастрации мальчика воспитывали в Египте и Йемене, что позволило белому человеку возглавить черных евнухов.
На этом посту Хаджи Мустафа получил славу мецената — поддерживал поэтов, архитекторов и способных государственных служащих. При его содействии осуществилась мечта 19-летнего Ахмеда I о строительстве величественной Голубой мечети на площади Ипподром. На пути проекта стоял главный муфтий, который предостерегал от расходов во времена финансового кризиса, когда в стране шло крестьянское восстание, только что завершилась тяжелая война с Австрией и продолжалась война с Персией. Хаджи Мустафа убедил его аргументом, что именно эти сложные обстоятельства требуют умилостивить Аллаха.
Голубая мечеть стала визитной карточкой Стамбула. Во внутреннем дворике можно увидеть надпись — посвящение султану Ахмеду и кизляр-аге Хаджи Мустафе. Впервые в имперской мечети увековечили имя человека, который не принадлежала к роду правителей.
Подписи евнухов на документе фонда благотворительного комплекса Хасеки в Стамбуле, который был основан Хюррем-Роксоланой.
В 17 веке евнухи получили наибольшую силу. Имея доступ к огромным деньгами фондов-вакфов и соответствующее влияние, они осмеливались вмешиваться в династические распри и определять кандидатов на престол.
В 1617 году Ахмед I умер от тифа. Хаджи Мустафа помог впервые в истории османов передать власть не сыну предшественника, а брату. Через три месяца, когда безумие Мустафы I стало слишком очевидным, кизляр-ага уговорил муфтиев признать его недееспособным и способствовал восхождению 13-летнего Османа II.
Подвинуть евнуха смогла лишь новая регентша, мать Мехмеда IV украинка Хатидже Турхан. Она отправила Узун Сулеймана на пенсию в Египет. Там доживали свой век бывшие начальники имперского гарема. Могилы тех, что умерли в Стамбуле, расположены в почетном месте — на кладбище мечети Эюба, где похоронены и члены султанской династии.
Терять власть кастраты начали только в первой половине 19 века, когда в ослабшей Османской империи внедряли реформы по европейскому образцу. Султан Махмуд II передал контроль над вакфами специальному министерству и ограничил полномочия кизляр-аги территорией дворца.
В 1830 году получили свободу белые рабы, а в 1871 году в империи запретили торговлю всеми рабами, включая африканских. Добровольно в евнухи никто не шел.
>>пожизненное недержание мочи из-за отсутствия члена.
Наличие или отсутствие члена никак на недержание мочи не влияет. Процесс мочеиспускания регулируется сфинктером мочевого пузыря, который расположен (как бы это не казалось странно) в дне мочевого пузыря, а не в половом члене.
интересно, но взоржал: «Период Женского султаната начался с любимой жены Сулеймана Великолепного, украинки Хюррем-Роксоланы.»
надо уточнить, что нет никаких документальных свидетельств происхождения Роксоланы, есть только домыслы. Однако даже домыслы, что она была из Галичины не делают её украинкой (ибо тогда не было Украины, как государства, это был топоним означающий в разных случаях разные местности), а Галицкое княжество тогда принадлежало Королевству Польскому, соответственно, по этой легенде, она была полячкой, галичанкой. Далее:
«Подвинуть евнуха смогла лишь новая регентша, мать Мехмеда IV украинка Хатидже Турхан».
с какого перепуга она украинка, если Турхан Хатидже-султан была русская, её звали Надя, в возрасте 12-14 лет она была похищена татарами и доставлена во дворец Топкапы в качестве подарка крымского хана матери султана Ибрагима I. Этому есть исторические свидетельства.
не проще было женщин брать на эту должность?
Археологи в Ростове-на-Дону нашли бутылку с посланием 120-летней давности
Записку оставил мещанин Иван Старков
В центральной части Ростова-на-Дону, на углу улиц Чехова и Седова, специалисты Института истории и международных отношений ЮФУ вместе с коллегами из ООО «Археологическое общество «Наследие» ведут раскопки. Недавно они нашли бутылку с необычным содержимым.
Послание гласит: «Ростовский на Дону мещанин Иван Федорович Старков 11 апреля 1901 года. Эту бутылку закопал я на память о себе и в этой бутылке газета „Приазовский край“ № 265 года девятого». Далее сообщается, что на горлышке он разместил двухкопеечную монету 1816 или 1812 года.
«Девятый» год газеты не означает, что она относится к 1909 году: в данном случае это порядковый год ее издания. Первый номер «Приазовского края» вышел в 1891 году, а потомкам Старков по какой-то причине решил предложить 265-й выпуск газеты, выпущенный 10 октября 1899 года. Донская Государственная Публичная Библиотека оцифровала свое историческое наследие, и весь выпуск можно прочесть онлайн.
Подвиг разведчика
10 января 1786 родился граф Александр Иванович Чернышёв. Вот уж был Штирлиц так Штирлиц! Красавец, умница, разносторонне образованный, богатый и знатный русский офицер недаром стал любимцем Наполеона. Да что там Наполеона Париж обожал графа.
Говорят, в знаменитой битве при Ваграме в 1809 году Чернышев даже умудрился дать Наполеону какой-то дельный совет, за что был награжден орденом Почетного легиона. На балу по случаю свадьбы Наполеона и австрийской принцессы Марии-Луизы по неосторожности слуг от огня свечей вспыхнул огромный шелковый занавес, пламя понеслось по столам и мебели. Русский кавалергард мгновенно организовал «пожарную команду» из присутствовавших офицеров и лакеев, и пожар был потушен.
Согласно рассказам, Чернышев собственноручно вынес из пылавшей бальной залы несколько женщин, и что приятно, двух сестер Наполеона: Каролину Мюрат и Полину Боргезе. Они были восхищены, он был красив, недаром русский герой зaслужил репутацию неукротимого покорителя женских сердец. В общем, много полезных сведений получил Чернышев от императорских сестер. А кто бы устоял?
Тем же, чьи сердца не удавалось растопить, граф платил, и платил много, зато и информация его была очень полезна для русского генштаба.
В 46 лет Чернышёв стaл военным министром
Скончaлся Александр Иванович Чернышев в 1857 году. В подмосковном городе Лыткарино, у здaния бывшей усадьбы Чернышевых генералу установили пaмятник.
Уильям Харли и Артур Дэвидсон, основатели Harley Davidson, на своих мотоциклах 1914 год
Суворов. Меч России, бич Турок и гроза Поляков
Этот полудикий герой… был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно-сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления; но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. Суворов умел заставить солдат боготворить себя и бояться. Он был меч России, бич Турок и гроза Поляков. Жестокий порывами, бесстрашный по натуре, он мог невозмутимо-спокойно видеть потоки крови, пожарища разгромленных городов, запустение истреблённых нив. Это была копия Аттилы, с его суеверием, верою в колдовство, в предвещания, в таинственное влияние светил. Словом, Суворов имел в себе все слабости народа и высокие качества героев. Французский король Людовик XVIII
Итак, мы остановились на начале воинской карьеры Александра Васильевича Суворова. Теперь перейдём к её развитию.
15 (26) мая 1769 года Суворов назначается командиром бригады из Смоленского, Суздальского и Нижегородского мушкетёрских полков и направляется в Польшу для участия в военных действиях против войск шляхетской Барской конфедерации (создана по призыву краковского епископа Каетана Солтыка римокатолической шляхтой Речи Посполитой в крепости Бар в Подолии 29 февраля 1768 года). Конфедераты были против растущего влияния России и её ставленника короля Стани́слава II А́вгуста Понято́вского, который стремился ограничить власть магнатов (грубо говоря местная олигархия) и прекратить гонения на иноверцев (не католиков, в т.ч. православных, которых угнетали не один век).
Поход Суворова в Польшу продемонстрировал результаты обучения солдат по-суворовски: за 30 дней бригада прошла 850 вёрст, причём в дороге было только шесть заболевших, что для того времени было выдающимся достижением.
В первую польскую кампанию Суворовым была применена тактика и система подготовки войск, самостоятельно разработанная по результатам Семилетней войны. Командуя бригадой, полком, отдельными отрядами, он постоянно перемещался по Польше и нападал на войска конфедератов, постоянно обращая их в бегство. Всё что будет дальше похоже на какой то позор противников Суворова. Избиение младенцев да и только! Яркий пример произошёл 2 (13) сентября 1769 года, когда он одерживает победу над конфедератами у деревни Орехово.
Дано: 320 человек и 2 орудия у Суворова против 2000 человек при 2 орудиях у Казимира Пулавского (того самого в будущем отца хреновой американской кавалерии, или хренового отца американской кавалерии, тут как посмотреть). Задача: победить! Расклад так себе, правда? Другой бы десять раз подумал и избежал сражения, стараясь дождаться подкрепления, но это же Суворов! В принципе бой можно описать древним крылатым выражением «пришёл, увидел, победил», так как он сходу, с марша атаковал неприятеля. Артиллерия поляков была весьма неплохой и доставляла неприятности русским. Видя это, Александр Васильевич во главе 36 драгун бросился на эти орудия, которые были из-за этого увезены неприятелем в другое место. Завязалось сражение. Четыре контратаки поляков были отбиты: их встречали плотным ружейным огнём и картечью, а убегавших рубила конница, которая чуть было не погубила Пулавского, которого спас старший брат, отдав жизнь (а это был один из виднейших конфедератов). Забавно что бой мог повернуться иначе, ибо в разгаре его один русский капитан запаниковал и начал кричать что они отрезаны. Суворов быстро привёл его в чувство и даже потом дал шанс загладить вину, которым капитан воспользовался и даже был упомянут Александром Васильевичем в донесении как отличившийся. Этот момент ярко иллюстрирует, что Суворов умел молниеносно управлять не только самими манёврами, но и боевым духом и настроением своих подчинённых (и, кстати, врагов, что мы увидим дальше) и использовать это в своих интересах, пресекая (к примеру, панику) или наоборот, усиливая (чувство стыда за трусость, страх и попытка обелить себя). Также стоит отметить, что Суворов не наказал провинившегося, не навесил ему ярлык, не стал к нему презрительно относиться, а постарался научить его прямо в бою.
К вечеру военачальник повелел зажечь Орехово, которое было в тылу поляков. Они были в смятении и этим воспользовался Суворов, проведя штыковую атаку. Сотня русских кавалеристов гнала пару тысяч поляков! Также по приказу военачальника был ведён сильная ружейная пальба, которая ещё больше устрашила противников. Бегство дорого обошлось полякам. Именно там они и потеряли львиную часть своих бойцов, впрочем, пушки удалось сберечь. Под конец поляки решили всё же дать отпор, но их как Кортес ацтеков размазал по полю Суворов во главе 10 (!) всё ещё следующих за полководцем кавалеристов. Русские потеряли 5 убитыми и 11 раненых, поляки несколько сотен погибших и 40 пленных. Да, надо признать что качественно конфедераты уступали суворовцам и основные потери понесли именно в результате бегства (что в основном и бывает: основные потери несут именно убегающие). Но численность и командование конфедератов позволили бы им победить большинство других полководцев при том же раскладе.
На следующий день отступившие остатки конфедератов были окончательно разбиты основными силами Каргопольского карабинерного полка в бою при Ломжах. Да, можно сказать что Карл фон Рённе одержал там ещё более великую победу, ведь расклад там был ещё чудовищнее: 300 карабинеров и 40 казаков против 2.500 поляков при 3 орудиях (они в пути соединились с подкреплениями), но поляки были крайне деморализованы и считали что это их настигла «несметная суворовская кавалерия». Достаточно было одного тычка и всё посыпалось. Так что Суворов был автором и этой победы, не смотря на то что исполнителем её стал его коллега.
1 (12) января 1770 года Суворову присвоен чин генерал-майора. В этом же году одерживает ещё несколько побед над поляками, за что 30 сентября (11 октября) 1770 года получил свою первую награду — орден Св. Анны. В октябре назначен командующим русскими войсками в Люблинском округе. При переправе через Вислу упал и разбил себе грудь о понтон, вследствие чего несколько месяцев находился на лечении. После выздоровления, 12 (23) мая 1771 года, Суворов одерживает победу при Ланцкороне, разгромив знаменитого французского генерала Ш. Ф. Дюмурье, которого снабдив деньгами отправили французы.
О Дюмурье можно говорить всякое: авнтюрист, беспринципный гад и карьерист, предатель, но отказать ему в воинских талантах сложно. Это был безумный рубака (проявил редчайшую отвагу: в бою у Клостеркампа он один бился против нескольких гусар и получил 22 раны: одна пуля застряла в книге, которую Дюмурье носил на груди, была сломана левая рука и её пришлось оперировать) и неплохой, умелый и решительный полководец. При равной численности сил (по 3.500 человек), у поляков было аж 50 орудий! К тому же он крайне умело организовал фланги, так что обойти его было нельзя. Не на того нарвался! Суворов решился на очень рискованный и неожиданный шаг, основанный на его глубоком и тонком понимании военной психологии. Ещё не дождавшись собрания всех войск, он двинул 150 санкт-петербургских карабинеров и две сотни чугуевских казаков на фланг неприятельского расположения. Быстрота натиска и неожиданность атаки конницы ошеломила впечатлительную польскую пехоту, не прошедшую регулярного воинского обучения (Дюмурье самостоятельно набрал и снабдил их на французские деньги). Несмотря на сильную позицию, она рассыпалась и обратилась в бегство, в то время как все усилия Дюмурье восстановить порядок оказались тщетными. После того, как фланг был опрокинут, бой был окончен за полчаса. Поляки потеряли 500 человек, остальные рассеялись по окрестностям. Что касается русских, то у них насчитывалось только 10 раненых (убитых не было вовсе). И это атака в лоб!
Гетман Огинский набрал ок. 4 тыс. человек (говорят даже что пять) при 8 орудиях. Суворов с отрядом в 900 человек, пройдя за четыре дня около двухсот верст, он подошёл к местечку Столовичи, где разместились основные силы Огинского. Несмотря на численное превосходство неприятеля, Суворов, верный своей обычной тактике, немедленно атаковал:
Нападение наше на литовцев было со спины,
Перед нами было болото и чрез оное — плотина, по которой майор Киселев с суздальскими гренадерами пошел на штыках, пробил и дал место нашей коннице, которой предводитель подполковник Рылеев все встречающееся в местечке порубил и потоптал.
Не давая опомниться конфедератам, русские, к которым примкнули содержавшиеся здесь в плену солдаты, штыками и палашами очистили Столовичи. Остатки поляков (500 человек) были разбиты также внезапно 78 карабинёрами во главе с Суворовым на рассвете. Огинский с десятком гусар без оглядки бежал за границу.
У боя при Столовичах были далеко идущие последствия. Восстанию в Литве был положен конец. Суворов доносил о бое:
Сражение продолжалось от трёх до четырёх часов, и вся Литва успокоилась.
Что господин Суворов окончил фарсу господина Огинского — сие весьма хорошо.