катамаран или лодка что выбрать
Катамаран экономичнее и вместительнее.
ПВХ под 9.8лс может и не преодолеть 15кмч (даже с голыми 2 чел на борту).
Я теперича не тот што давеча.
На картинках пример расчёта и диаграмма. Подставьте свои данные и проанализируйте результат. Увидите, что катамаран в данном случае выгодней.
Прикрепленные изображения
1) скорость U = 5.5 м\с (20 км \ч)
Число Фруда получилось 0.725
R=0.075 х 240 кг = 17.25
Я теперича не тот што давеча.
В этой статье (КиЯ №70) рекомендации по расчёту горизонтального клиренса (расстояние между корпусами)
Прикрепленные изображения
Т.к. сам являюсь владельцем катамарана 6,2х2,9м и использовал его в том числе для рыбалки могу сказать следующее: Исходные данные
Катамаран 6,2 х 2,9м
Максимальный диаметр 0,58 м
Вес ката около (без рубки, мачты, руля, шверта и пр) 100кг
Мотор 5л.с меркури 4-х тактный в версии SailPower (винт с большими лопостями) 27 кг
Народ + барахло+безин около 200кг
Скорость на спокойной воде 19км/ч
Скорость в варианте как на фото (вес ката под 200кг с экипажем и барахлом + 400кг) с волной около 0,3-0,4 скорость 13-14км/ч
Прикрепленные изображения
Лодка с такой загрузкой отпадает.
Вот для подобного хочу себе прикупить,тоже под Т9.8( или ещё мысли есть про мотовесло),байдарочку\катамаран.
Т.е. это два баллона 5м.,тряпочка 850,нос правда будет поднят и скорее всего попрошу удлинить до 6м.,соеденены днищем на 10см. выше нижнего края баллонов,тонельчик так сказать.По р.Нева с течением 8км.ч. один человек на вёслах пересекал на прямую,лодочку практически течением не сносит.
В базе рассчитана под мотор 5л.с.
Вес 5м. в базе 20кг.
Есть у меня лодочка Ротан 380К,который с Т9.8 вытаскивает на глиссер 400кг. общего водоизмещения.
Являюсь так же владельцем моторного катамарана Ротан 850,в снаряжённом состоянии вес около тонны,тоха 9.8 толкает его со скоростью 8км.ч.
Прикрепленные изображения
Преимущества катамаранов и почему их популярность растет
Древний спор о том, что лучше — катамаран и монокорпусная яхта, подобен бесконечным дебатам среди любителей часов между приверженцами кварца и механики. Многокорпусные суда имеют ряд плюсов и минусов относительно классических лодок, но в целом представители обоих лагерей соглашаются, что в основе их выбора типа яхты заложены не только холодные расчеты, но также та или иная философия.
Тем не менее, популярность катамаранов существенно выросла с тех пор, как концепция их конструкции претерпела ряд важных изменений, в свете которых теперь даже парусные многокорпусники перестали представлять лишь спортивный класс судов, превратившись из спартанских болидов в роскошные и максимально комфортные круизеры.
Чартерные агентства непременно теперь имеют в своем водном парке парусные и моторные катамараны, а некоторые даже сделали их своим основным направлением, поскольку многие клиенты, впервые взяв в аренду катамаран, к классическим яхтам уже, как правило, не возвращается. Почему?
Для человека, который берет яхту в аренду или чартер, одно из желаний — это спокойный и предсказуемый отдых на воде, что подразумевает расслабление, наслаждение морем и Солнцем, бокалы вкусного вина и красивые тарелки с фруктами на столе. И для многих это никак не вяжется с креном в 25 градусов, морской болезнью и узким кокпитом классической крейсерской яхты.
Корпус катамарана как раз предлагает высокую остойчивость, стабильность, горизонтальную палубу и небывалый простор для всей семьи или друзей, для которых передвижение по судну становится не сложнее, чем по загородному дому.
Очевидные преимущества катамаранов:
1. Вместительность и обитаемость
Это первая и основная причина популярности многокорпусных яхт. Огромный, по классическим меркам, салон чаще всего располагается на уровне (или почти на уровне) главной палубы, что избавляет экипаж и гостей от необходимости протискиваться туда и обратно по узкому трапу, как на компоновке однокорпусников. Так же невозможно обойти вниманием небывалую для парусной классики роскошь — флабридж.
А для приема солнечных ванн и близкого наблюдения за дельфинами существует идеальное место — носовая сеть между поплавками. Кроме этого, рулевой пост шкипера обычно обособлен, поэтому в случае чартера вы не будете друг другу мешать.
При плавании с тремя и более людьми катамараны обеспечивают гораздо большую уединенность: два корпуса с жилыми помещениями находятся далеко друг от друга.
Приготовление еды, ужин с друзьями — все это гораздо приятнее на просторном борту катамарана. В сравнении с ним нахождение в классической компоновке монокорпуса похоже на жизнь в большой темной трубе.
2. Маневренность
Катамаран имеет два двигателя с приводами, разнесенными по кормовым оконечностям поплавков. Благодаря расстоянию между ними, тактическая циркуляция равна нулю, то есть лодка может развернуться почти на месте. Конечно, современные комплексы управления и динамичные приводы, вкупе с носовыми подруливающими устройствами, способны и монокорпус развернуть на месте, однако оборудование подобными системами в большинстве случаев дорого и неоправданно.
3. Экономичность
Сопротивление двух малопогруженных острых корпусов меньше, нежели одного водоизмещающего с балластным килем. Поэтому можно ощутить разницу в расходе топлива. Но только при хорошей погоде. В условиях, близких к штормовым, монокорпус будет более эффективным и может перехватить лидерство по экономичности.
Многие шкиперы ходят только под одним двигателем, экономя топливо, а парную их работу используют лишь при маневрах на швартовке.
4. Безопасность
В течение многих лет сторонники классики утверждали, что катамараны не так безопасны, как их килевые лодки. Но истоки этого справедливого (в прошлом) утверждения лежат в середине двадцатого века, когда большинство катамаранов было построено любителями самостоятельно. Даже в спокойных условиях их легко можно было перевернуть, особенно, если один из корпусов терял герметичность вследствие повреждения.
Спортивные катамараны и тримараны, до невозможности перегруженные парусным вооружением, регулярно кувыркаясь на регатах, лишь подкрепляют уверенность в ненадежности многокорпусных судов. Наиболее эффектно выглядят случаи оверкиля через нос из-за плохой всхожести на волну. Но это – ультралегкие спортивные болиды из композитов с единственной задачей — первым прийти с финишу. Сравнивать их с круизерами совершенно некорректно.
Хорошо сложенный и правильно спроектированный современный катамаран очень тяжело утопить, даже после оверкиля — вы должны либо столкнуться с танкером, либо подвергнуться сильному пожару. В отличие от классики, многокорпусник не имеет тяжеленного балластного киля, поэтому элементарные способы добавления плавучести, будь то пенопласт или парочка герметичных отсеков, практически исключают полное потопление независимо от ситуации.
Сегодня склонность катамаранов к переворачиванию — это миф. Современные конструкции создаются исходя из компьютерного моделирования любого состояния моря. Круизеры имеют максимально возможную безопасную площадь парусов, а чартерные варианты — еще меньшую. Могут быть установлены даже некоторые системы безопасности, срабатывающие при порывах ветра, если грот не зарифен. А на некоторых моделях мачта ломается прежде, чем будет превышен критический угол крена.
Кроме всего прочего, ровная палуба при океанском переходе всегда безопаснее, чем крен, как для работы с такелажем, так и для отдыха. Если бы катамараны были опасней классики, то страховые полисы Ллойда имели бы существенную разницу в стоимости, но это не так. К тому же разработки систем для восстановления катамаранов после оверкиля давно не ведутся, поскольку случаи переворота настолько редки, что игра не стоит свеч, средств и времени на разработку.
Австралийский производитель Seawind за 20 лет не имеет ни одного случая переворачивания или затопления своих катамаранов. По-видимому, есть в разы больше шансов на стандартный отрыв балластного киля, нежели на переворот современного многокорпусника.
Другие аспекты безопасности заключаются в том, что два корпуса по-любому надежнее, чем один, в случае пробоины. Как, впрочем, и два двигателя. Небольшие классические яхты обычно имеют резервный подвесной лодочный мотор на откидном транце, на случай поломки маршевой силовой установки. Но ПЛМ, как правило, не способен поддерживать бортовую сеть и остается надежда лишь на небольшие солнечные панели над кокпитом. На катамаране же стационарные двигатели идентичны и генератор сможет продолжать работать, даже при выходе из строя одного мотора.
5. Комфорт
Важный для многих пункт, который зачастую становится решающим при выборе яхты. Очень многие сейлоры за годы владения классическими лодками так и не смогли избавиться от морской болезни. Покупка катамарана решила эту проблему.
У большинства катамаранов даже нет камбузных плит с шарнирами — они просто в этом не нуждаются.
6. Осадка
Отсутствие балластного киля немного расширяет возможности и открывает доступ к некоторым необорудованным берегам.
Недостатки катамаранов:
1. Стоимость
Да, многокорпусные лодки дороже. Стоимость чартера, соответственно, тоже выше. И цена на катамараны продолжает расти вместе с их популярностью. Стоимость покупки — это полбеды, поскольку обслуживание также значительно дороже классики. Надо вспомнить хотя бы, что у вас будет два двигателя, а не один.
Сюда же можно добавить высокую стоимость транспортировки по суше, если таковая будет необходима, а также хранения. Оплата места в марине будет выше, а некоторые яхт-клубы и вовсе не рассчитаны на катамараны и тримараны.
Утешением может служить то, что обычно б/у катамараны продаются быстрее и имеют меньше потерь в цене в относительных значениях.
2. Отсутствие обратной связи
Яхты катамаранного типа не подходят для парусного спорта. На них можно превосходно отдыхать или жить, как в хаусботе. Но именно из-за стабильности их никогда не купит половина яхтсменов. На катамаране нет чувства ветра, волны, полета и самой лодки.
Определить момент, когда надо взять рифы, крайне сложно. Если на монокорпусе это делается по ощущениям, то для катов существует инструкция, при каких ветрах площадь парусов необходимо уменьшить.
3. Шумность и тряска
Корпуса катамаранов имеют отличное свойство гасить невысокую боковую волну, оставляя поперечную линию корпуса близкой к горизонту. Однако встречная или спутанная волна средних размеров создает непрерывное звуковое сопровождение, когда попадает в ловушку между поплавками и днищем надстройки. Сильные шлепки вызывают вибрацию. В связи с этим рекомендуется выбирать катамаран с клиренсом не менее метра.
4. Парусность
Большая парусность надводной части судна в сочетании с малой осадкой иногда делают катамаран игрушкой в руках ветра. И если многокорпусные круизеры с выраженными килевыми элементами — вполне себе парусники, способные даже идти в крутой бейдевинд не хуже (а то и лучше) однокорпусных, то модели, предназначенные для безопасного чартера, ведут себя отвратительно. Справедливости ради надо отметить, что под моторами этот параметр не так актуален.
5. Не подходит для высоких широт
Лучший выбор для северной Атлантики — алюминиевая траулерная моторная яхта. И, конечно, если рассматривать парусники, то монокорпусник будет лучшим решением, чем катамаран. Жилые помещения проще отапливать и сохранять в них тепло, металлическая классика может даже идти сквозь тонкий лед. А вот в экваториальной зоне все наоборот — просторные салоны катамаранов будут вне конкуренции.
6. Не такой романтичный
Большинство любителей моря утверждают, что классические парусные лодки более романтичны, чем многокорпусники. На мой взгляд, это странное и спорное утверждение. У катамаранов есть свой, особый, шарм. И я нахожу ужин с панорамным видом на море и звезды гораздо более романтичным, чем в каюте с иллюминаторами чуть выше ватерлинии.
Кто быстрее
По непонятной причине часто встречается мнение, что парусный катамаран быстрее монокорпусника. Это справедливо, если сравнивать спортивный кат и средненький круизер. Однако это сложно применимо, например, к чартерным модификациям катамаранов, которые хорошо ходят только до галфинда и почти не работают на более острых курсах. Зато эти модели лучше стоят на якоре.
Резюме
Так или иначе, как обычно, все упирается в два фактора:
Два типа судна предоставляют совершенно разные ощущения от паруса, поэтому перед покупкой крайне рекомендуется арендовать каждый их них и сравнить чувства. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что катамаран идеален, если не для покупки, то для чартера точно. Да, он дороже, но и предлагает много.
Рынок катамаранов на подъеме и растет стремительно. Верфи Lagoon (Beneteau), Fountaine-Pajot и многие другие производители ежегодно увеличивают за счет них свой оборот. И в данный момент спада спроса в обозримом будущем не видно.
Однако среди классических яхт на вторичном рынке гораздо шире диапазон выбора по всем параметрам, включая год постройки и материалы. Если парус для вас — это, прежде всего, спорт, и есть задумки погоняться на регатах, то забудьте о катамаранах, монокорпусной круизер — это ваша лодка.
Катамаран или лодка?
Невероятные характеристики моторного катамарана на воде миф или реальность?
Дабы прекратить споры и разногласия сторонников лодок и почитателей катамаранов, коллективом нашей компании было принято решение, выехать на открытую воду и на месте, в честном поединке лодки против катамарана, расставить все точки.
Для теста были выбраны суда практически одинаковой размерности и одинаковой максимально допустимой мощности подвесного лодочного мотора.
1. Первый испытуемый:
Надувной моторный катамаран корейского производства, марки Sun Marine, модель SH – 330 Mat.
В качестве средства придания ускорения был выбранподвесной лодочный мотор Naxoc – 15 итальянской компании Selva специализирующейся на «доводке» спортивных судов в Европе и не только.
данный экземпляр был ввезен под брендом Sea Pro, абсолютно тот же мотор, как и тот, на капоте которого написано Selva, кроме этикетки, отличий – 0.
Все 2-х тактные моторы Selva, мощностью до 30 л.с., включительно, вне зависимости, ввезены они под брендом Selva или Sea Pro, изготавливаются в КНР, на оборудовании итальянского производства, по европейским технологиям и под жестким контролем Selva. Все моторы проходят стендовую проверку. Все остальные моторы Selva производятся в Италии.
Для справки, моторы компании Selva, на различных европейских, ближневосточных регатах и прочих соревнованиях являются такими же полноправными участниками как Yamaha и Honda, но в нашем регионе редкие счастливчики могут похвастаться европейскими технологиями водно-моторного спорта.
2. Второй испытуемый:
Надувная килеватая моторная лодка корейского производства Sun Marine, модель SM-320
В связи с весовым преимуществом катамарана, оснащенного надувным пайолом высокого давления Air Deck, что несомненно дает преимущество перед вторым испытуемым, так как вес собранного катамарана составляет всего 42 кг. Мы решили во втором комплекте, использовать мотор не 15-ти сильный, а 18-ти, для уравновешивания шансов на победу обоих противников.
О моторе: подвесной лодочный мотор Nissan Marine(Tohatsu), модель NS – 18E2,
О данном моторе рассказывать можно долго и с удовольствием, чем собственно многие испытатели и рядовые пользователи не ленились заниматься последние годы. Да, мотор известный, да, в своей нише один из наиболее популярных, в свете таких качеств как, вес, кубатура, стоимость и надежность. В общем, проверенный временем, заслуженный боец и верный товарищ.
Для справки, часто возникают вопросы относительно, якобы различного происхождения подвесных лодочных моторов Tohatsu и Nissan Marine, можно услышать такое мнение, что Tohatsu чистокровный «японец», собранный и упакованный в Японии, а вот Nissan Marine, неизвестный «кот в мешке» собранный, скорее всего где то «на коленке» в мало развитой части Азии и нелегально привезенный на верблюдах в Р.Ф., это не так! Во первых, в центральной полосе, верблюдам запрещено пользоваться дорогами общего пользования, по причинам отсутствия необходимого оборудования(светотехники, номерных знаков и дворников), а во вторых, моторы Nissan Marine собираются и упаковываются на тех же мощностях, что и Tohatsu в Японии, отличаются они лишь, наклейками на капотах и регионами, для которых они собственно производились.
Те же запасные части в каталогах, пишутся например: «369-64020-2 Tohatsu/Nissan Bevel Gear «B».»
Вернемся к насущному.
Третье судно в нашей эскадре, это надувная моторная лодка корейского производства SDP – 420, с подвесным лодочным мотором Selva T25 E (с электро запуском), способное нести на борту: рефери предстоящего поединка, папарацци, кока с прохладительными напитками, болельщиков и запасных пилотов, на случай дисквалификации или чего то подобного. Само собой все пассажиры совмещали в себе несколько ипостаси, например, кок мог быть и коком и болельщиком и балластом и якорем, мог бы, но не был, ибо дисциплина на воде, является приоритетным фактором в подобных мероприятиях.
Учитывая тот факт, что принять участие в выезде смогли только 10-ть человек из нашей компании, то наличие трех лодок, нам показалось достаточным.
Описывать процесс сборки лодок и спуск их на воду долго не будем, в кратце:
Катамаран собирается полностью за 15-20 минут 2-мя сонными сборщиками, а разбирается совсем быстро.
Лодки с жесткими пайолами собираются дольше, но их грузоподъемность позволяет закрывать на это глаза.
Весьма полезным аксессуаром в подобных мероприятиях выступает тележка для подвесного мотора, мало того, что мотор можно подвезти в плотную к транцу спущенной на воду лодки и таким же образом мотор увезти, но и достаточно удобным образом можно транспортировать эти самые моторы в кузове автомобиля, прямо на тележке.
Как это обычно бывает, всегда присутствует некая ложка дегтя, собравшись и поехав на тесты, с намерениями написать полноценный отчет, отснять все качества и поведение судов на воде, на фото и видео, мы забыли видеокамеру в офисе, а обнаружили это уже за 250 км., от Москвы. По этому, то видео, которое все же снять удалось, в печальном качестве так как снималось на фотоаппарат.
1. Рядом расположены две лодки участницы, мы сфотографировали их по кругу, что бы было возможно оценить размерность, осадку и пр. визуальные характеристики.
Не вооруженным взглядом видно, у катамарана горазда меньше осадка, это хорошо видно по высоте капотов моторов, и заглублению дейдвудов.
2. Сами старты продемонстрировали следующее:
1. Действительно, катамаран практически сразу выходит на глиссирование, практически не «кобрит» и не зарывается кормой и это не удивительно, учитывая тот факт, что надувной катамаран даже в покое, едва касается днищем поверхности воды, расспределяя вес на боковые балоны и кили. Так что в момент старта надувному моторному катамарану ни чего не стоит выйти на «глиссер», так как ему не нужно рассталкивать перед собой воду выходя из водоизмещающего режима, как это приходится делать обычной килеватой надувной моторной лодке.
Лодочные подвесные моторы, принимавшие участие в тесте, были девственно новые, если не считать порочным вмешательством стендовую обкатку. По этой причине потенциал моторов раскрывался не более, чем на 50-60%, сознательно, дабы будущий обладатель данных движителей самостоятельно раскручивал мотор на ту «катушку», которая ему наиболее будет импонировать. Мы организовали этот тест, не для того, что бы «выжать» максимум из обоих испытуемых, а наоборот, продемонстрировать разницу в динамике, при, примерно равных условиях. Есть отзывы наших клиентов, обладателей Надувного моторного катамарана Sun Marine, модель SH – 330 Mat где они сообщают, что разгоняли это судно до 56 км\ч, мы им охотно верим, на наш взгляд 56 км\ч не придел.
Итог, надувной моторный катамаран SH-330 Mat идеальное решение для двух, максимум трех людей, для которых имеет не последнее значение быстрота и простота сборки-разборки, высокая динамика передвижения под сравнительно не большим мотором, малый вес судна для пропешек или транспортировки одному, высокая маневренность, честный и четкий отклик при рулении, малая осадка. Для людей, которые не планируют перевозить тяжести и вообще перегружать судно, так как не получат ожидаемой динамики и удовольствия от управления.
4. Далее приведены ролики низкого качества, на которых, может не очень четко, но видно преимущества катамарана при старте. В то время, пока обычная надувная лодка «кобрит» вылезая из водоизмещающего режима, катамаран уже далеко, и только наращивает скорость.
5. Ну и последний миф, якобы надувной моторный катамаран застревает в камыше в отличии от надувной моторной лодки. Проверили, миф не имеет под собой почвы. В то время, как обычная лодка залезает пузом на пучки камыша, катамаран приспокойно пропускает камыш через тоннель между балонами. Так что господа, по камышу лучше на катамаране, благодаря конструкции и малой осадке, а так же малому весу, если уж пропешка не ибежна.
6. Итог обзора: надувной моторный катамаран не лучше или хуже надувной моторной лодки, он просто другой, и как лодки различных конфигураций, материалов, конструкций находят своих поклонников, так и этот образец коррейской водно моторной техники уже сейчас находит своего потребителя. Да, на наших водоемах надувной моторный катамаран в диковину, но это не значит, что это плохо, просто это нечто новое и оно интригует, если по честному.
Желаем всем водно-моторникам положительных эмоций на воде, а будущим правильного выбора.
С уважением и хорошим настроением коллектив магазина WWW.E-TReX.RU
Коллегам, друзья, имейте совесть, при копировании ставьте копирайт с сылкой или пишите что либо полезное сами.
Катамаран или лодка что выбрать
Какой тип судна предоставляет лучший набор потребительских качеств, состоящий из высокого комфорта, обилия внутреннего пространства, простоты обслуживания и хороших ходовых качеств? В сравнительном тесте встретились современный катамаран и типичный семейный крейсер. Результаты были поразительны
Текст Фритьофа Гункеля
Р ынок катамаранов на подъеме. Ни один сегмент яхтостроения не растет быстрее, чем двухкорпусные суда. Верфь Lagoon из состава Beneteau Group уже претендует на то, чтобы войти в пятерку крупнейших яхтенных верфей мира, ее оборот уже почти сравнялся со всем оборотом Jeanneau. Второй по величине строитель катамаранов – Fountaine-Pajot (тоже из Франции) сообщил о приросте годового дохода в 2015 году на 26%. И даже некоторые небольшие производители, например, как Nautitech, с лета 2014 года входящий в состав Bavaria Yachtbau, удвоили за последнее время свой потенциал. Рынок частных катамаранов растет, но большая их часть по-прежнему продается чартерным компаниям, несмотря на более высокую стоимость и соответственно более высокую цену фрахта.
Почему так происходит? Потому, что у двухкорпусных яхт якобы выше скорость (как это мы видим у гоночных судов)? Или явно более высокий комфорт за счет отсутствия крена? Возможно, расположение кокпита, салона, камбуза и навигационного столика на одном уровне более удобно? А может быть, у катамаранов лучше места в каютах? Или на них удобнее ходить по мелководью?
Мы решили сравнить все это сами на базе чартерной компании Pitter Yachting в хорватском Биограде. Все участники теста представляли один «дом»: компанию Bavaria Yachtbau. Честь двухкорпусных судов защищала модель Open 40. Слово «Open» в данном случае означало вот что: очень просторный кокпит, накрытый жесткой крышей (причем с боковых сторон кокпит можно было задраить легкой тканью для защиты от непогоды), и небольшой салон с камбузом и диванчиком, рассчитанным на четверых, плюс четыре каюты с двумя гальюнами. Прямую конкуренцию по длине на тесте составляла Bavaria Cruiser 40 Sport, «горячая версия» популярного крейсера с увеличенными осадкой и площадью парусности. Правда, она располагает только тремя каютами. Поэтому с точки зрения жилого пространства с катамараном более сопоставима другая модель – Cruiser 45, которая может располагать четырьмя каютами с тремя гальюнами, причем в одном случае душевая будет отдельной. Предложенная нам яхта была оснащена узким гротом на закрутке без лат. Быстро приняв яхты, мы покинули гавань.
Вопрос о ходовых качествах не является самым актуальным для чисто крейсерских судов, но интересно при этом оценить принципиально разные конструкторские философии. Катамараны имеют высокую остойчивость из-за формы корпуса – его большой суммарной ширины, остойчивость однокорпусных яхт обеспечивается сочетаемостью остойчивости формы и весовой остойчивости. Двухкорпусник, представленный на тесте, имел водоизмещение 7,4 тонны, Cruiser 40 – 8,1, а Cruiser 45 – целых 12 тонн. При этом катамаран имел ширину 6,91 метра, оба крейсера – всего 3,96 и 4,35 метра соответственно.
Ветер дул со скоростью от 5 до 9 узлов, когда мы приступили к сравнению. Большой крейсер и катамаран с маленьким автоматическим стакселем не впечатлили своими скоростными качествами. На этом фоне спортивный Cruiser 40 отличался более высокими скоростью и крутизной хода. Несколько проходов дистанции – результат один и тот же. Никаких сомнений – чистая победа однокорпусной яхты.
На следующий день при очень слабом ветре и гладкой воде мы вновь проводим «проверку на дорогах»: и снова спортивный крейсер под парусами легко нарезает круги вокруг неповоротливого катамарана, а 45-футовик оказывается лишь немногим лучше двухкорпусника. Резюме: в целом хорошо укомплектованная спортивно-ориентированная крейсерская яхта не оставляет равному по длине катамарану никаких шансов. В то же самое время «обычная» чартерная яхта со старыми парусами на закрутках будет сравнима с катом, по крайней мере при слабом ветре.
Отставая на острых курсах, катамаран немного выравнивает положение при ходе в полветра, а на полных курсах по скорости становится почти неотличимым от 45-футовика. Но катамаран при этом идет очень спокойно, его носовые оконечности выходят из воды, он хорошо управляется.
Помимо ходовых качеств проясняется и другой вопрос: концепция салона на уровне кокпита у катамарана является потрясающей, особенно в сочетании с открытым кокпитом. Экипаж всегда защищен и имеет отличный круговой обзор. Тот, кто работает на камбузе или за штурманским столом, не должен спускаться вниз по крутому трапу, достаточно лишь пройти вперед из кокпита. А на однокорпусной яхте экипажу удобно сидеть лишь с наветренной стороны кокпита, постоянно держась за что-либо во время движения. Умение готовить на ходу однокорпусного судна – это большой талант.
При нормальных ветровых условиях катамаран медленнее, но предлагает больший уровень комфорта.
Это становится еще заметнее на якорной стоянке или в гавани: большой кокпит, отличная доступность, широкие палубные площадки для принятия солнечных ванн, простота купания с борта, облегченный подъем тузика на шлюпбалки – вот плюсы катамарана. Однако катамараны плохо ведут себя на якоре, требуя либо заведения второго якоря, либо подачи длинного конца на берег.
Отметим, что Nautitech оснащен двумя рулевыми постами в корме, это сильно облегчает задачу рулевого при выполнении маневров отхода или подхода. На большинстве катамаранов обычно устанавливается только один приподнятый пост по правому борту. Еще одна особенность катамарана: топливные танки обычно довольно емкие при сравнительно малом расходе топлива. Нормальной крейсерской скорости катамаран может достигать только на одном моторе, что экономит топливо, ресурс и снижает уровень шума. А большие емкости танков (2х215 литров для пресной воды!) увеличивают автономность, что отчасти компенсирует возросшие за счет большой ширины сборы за стоянку. Кроме того, машины катамарана полностью изолированы от кают, что снижает уровень шума, вибраций и потенциальную возможность появления неприятных запахов.
В гавани достоинства катамарана раскрываются полностью.
Резюме
В ходе нашего теста выяснилось, что под парусами традиционная крейсерская яхта идет быстрее бесшвертового катамарана. В других пунктах программы двухкорпусник выступил заметно лучше, это касается внутреннего пространства, комфорта и обитаемости, изолированности мест отдыха и сна, удобства управления и особенно спуска/подъема тузика. По ценам же яхты сильно различаются между собой, причем не только при покупке и в процессе эксплуатации, но и при фрахте в высокий чартерный сезон. Наша рекомендация: пробуйте и выбирайте!
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №3 (83), 2015 г.