катехизатор кто это что делает

Катехизация

Катехиза́ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις — (кате­хи­зис (кати­хи­зис)) — кате­хи­зис (от греч κατηχέω (кате­хео (кати­хео)) — настав­лять, огла­шать) — 1) настав­ле­ние в осно­вах пра­во­слав­ной веры лиц, гото­вя­щихся при­нять Кре­ще­ние; 2) настав­ле­ние лиц, уже при­няв­ших Кре­ще­ние и явля­ю­щихся чле­нами Церкви, в исти­нах пра­во­слав­ной веры (под­ра­зу­ме­вает более глу­бо­кое изу­че­ние основ веры). Кате­хи­за­ция – это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и порядку цер­ков­ной жизни. Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни.

катехизатор кто это что делает. Смотреть фото катехизатор кто это что делает. Смотреть картинку катехизатор кто это что делает. Картинка про катехизатор кто это что делает. Фото катехизатор кто это что делает

При целост­ном взгляде и под­ходе к кате­хи­за­ции можно выде­лить несколько вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих её раз­де­лов.

а) при­об­ще­ние огла­ша­е­мых лиц, (гото­вя­щихся к созна­тель­ному при­ня­тию Кре­ще­ния) к хри­сти­ан­скому веро­учи­тель­ному знанию б) при­об­ще­ние к опыту цер­ков­ной жизни (молит­венно-евха­ри­сти­че­ская жизнь, духов­ное руко­вод­ство, пост, духов­ное чтение, мило­стыня);

в) как дея­тель­ная общин­но­устро­и­тель­ная жизнь на Цер­ков­ном при­ходе;

г) как соб­ствен­ная духовно-нрав­ствен­ная жизнь в цер­ков­ном укладе.

Все кано­ни­че­ские нормы Пра­во­слав­ной Церкви, каса­ю­щи­еся под­го­товки к таин­ству Кре­ще­ния, гово­рят о важ­но­сти изу­че­ния веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, пра­ви­лами преду­смот­рено испы­та­ние пра­виль­но­сти усво­е­ния веры и искрен­но­сти жела­ний тех, кто наме­ре­ва­ется при­нять Кре­ще­ние (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также пред­пи­сы­вают ново­об­ра­щен­ным пре­бы­вать в Церкви и слу­шать поуче­ния (7 пр. II Вс. Собора).

Поня­тие «кате­хи­за­ция» по своему смыслу близко к поня­тию «огла­ше­ние». Его часто исполь­зуют как сино­ним огла­ше­ния. Однако надо пом­нить, что сего­дня смысл кате­хи­за­ции зна­чи­тельно шире, чем смысл катеху­ме­ната или огла­ше­ния в древ­ней Церкви, где прак­тика настав­ле­ния в вере имела опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти, выте­ка­ю­щие из исто­ри­че­ского поло­же­ния Церкви:

Такое раз­ли­чие вызвано тем, что жизнь древ­ней Церкви про­ис­хо­дила среди гоне­ний и огла­ше­ние часто слу­жило не только при­го­тов­ле­нием ко кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства.

В тоже время совре­мен­ная прак­тика кате­хи­за­ции сохра­няет пре­ем­ствен­ность с прак­ти­кой огла­ше­ния в древ­ней Церкви, ибо служит одним и тем же зада­чам науче­ния в вере. Поэтому совре­мен­ную прак­тику кате­хи­за­ции можно рас­смат­ри­вать как огла­ше­ние в иной исто­ри­че­ской ситу­а­ции.

Вве­де­ние в основы кате­хи­за­ции

про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко,
пред­се­да­тель Епар­хи­аль­ного Отдела рели­ги­оз­ного
обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния СПб Епар­хии

Поня­тие о кате­хи­за­ции

Слово «кате­хи­за­ция» воз­никло от гре­че­ского слова «кате­хи­зис», про­ис­хо­дя­щего от гре­че­ского гла­гола katecheo, что значит «гово­рить кому-то», «устно настав­лять», «огла­шать». Выра­же­ние это пер­во­на­чально озна­чало «воз­ве­щать с воз­вы­шен­ного места» (лат. ex alto), а также «про­из­во­дить эхо, вызы­вать отклик» (kate – «с горы», есhеo «зву­чать, раз­да­ваться, гре­меть»).

Более позд­нее зна­че­ние – «настав­лять» (голос учи­теля явля­ется как бы осо­знан­ным откли­ком на вопрос уче­ника, а ответ уче­ника – откли­ком на слова учи­теля). Именно во встрече или диа­логе, заклю­ча­ется смысл слова «кате­хи­за­ция». Такое зна­че­ние поня­тия «кате­хи­за­ция» сле­дует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется в виде диа­лога, собе­се­до­ва­ния.

В XIX веке свя­ти­те­лем Фила­ре­том, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским был состав­лен Кате­хи­зис – учеб­ное посо­бие, содер­жа­щее свод веро­учи­тель­ных истин, поня­тий и опре­де­ле­ний для настав­ле­ния в пра­во­слав­ной вере в форме вопро­сов и отве­тов.

Поэтому, Кате­хи­зис это веро­учи­тель­ное содер­жа­ние того, что нужно гово­рить при настав­ле­нии в вере, а кате­хи­за­ция – это мето­дика того, кому и как гово­рить; это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и чину цер­ков­ной жизни для уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­за­ция (в узком смысле) – это про­ве­де­ние огла­си­тель­ных бесед по осно­вам веры с людьми, гото­вя­щи­мися при­нять святое Кре­ще­ние.

Кате­хи­за­ция (в широ­ком смысле) – это осу­ществ­ле­ние от лица Пра­во­слав­ной Церкви духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в раз­лич­ных слоях обще­ства с целью при­об­ще­ния людей к нормам хри­сти­ан­ской жизни, кото­рые даны нам Твор­цом.

Кате­хи­за­тор – это спе­ци­а­лист, полу­чив­ший систе­ма­ти­че­ское бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, необ­хо­ди­мые умения, навыки и пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние для про­ве­де­ния на своём уровне духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

Катеху­мен (katechemenos – «настав­ля­е­мый, поуча­е­мый») – в нашем кон­тек­сте, чело­век, кото­рого «настав­ляют» в исти­нах веры и в пра­ви­лах хри­сти­ан­ского образа жизни. В древ­но­сти слово «катеху­мен», отно­си­лось, прежде всего, к тем, кто гото­вился при­нять кре­ще­ние, согласно запо­веди Христа.

Катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви назы­ва­лась система огла­си­тель­ной под­го­товки кан­ди­да­тов к при­ня­тию Кре­ще­ния и поэтап­ного вхож­де­ния в общин­но­устро­и­тель­ную жизнь Церкви с соот­вет­ству­ю­щей мето­ди­кой пере­дачи кате­хи­зи­че­ского знания и цер­ков­ного опыта.

Цель и задачи кате­хи­за­ции

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни по запо­ве­дям в лоне святой Церкви. Цер­ковь есть сокро­вищ­ница, в кото­рой содер­жится вся пол­нота жизни, неоску­де­ва­е­мый источ­ник всех благ и нашего спа­се­ния.

Под воцер­ко­в­ле­нием разу­ме­ется не набор знаний и раз­лич­ных цер­ков­ных внеш­них дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу лич­но­сти Иисуса Христа.

Воцер­ко­вить – значит ввести в орга­низм Церкви, усво­ить чело­века бла­го­дат­ному духу жизни Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными людьми цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по своему духу, нраву, отно­ше­ниям, и через это – живой кле­точ­кой бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Можно про­ве­сти срав­ни­тель­ные парал­лели, откры­ва­ю­щие нам смысл и высо­кое назна­че­ние Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каж­дого из нас фор­ми­ро­ва­лось наше тело и зачи­на­лась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Кото­рой мы вошли от купели Кре­ще­ния, в тече­ние всей земной жизни под Её води­тель­ством должно идти фор­ми­ро­ва­ние, а точнее «вызре­ва­ние» души для буду­щей жизни – жизни вечной.

Цер­ковно-при­ход­ская община имеет в себе четыре важ­ней­ших свой­ства Церкви, бла­го­даря кото­рым она и при­над­ле­жит ей: един­ство, свя­тость, собор­ность и апо­столь­ность.

Един­ство – целост­ность лич­но­сти и непо­ко­ле­би­мость в испо­ве­да­нии веры в Бога и Цер­ковь;

Свя­тость – хра­не­ние цело­муд­рен­но­сти (нрав­ствен­ной чистоты и непо­роч­но­сти) и бла­го­че­стия (хри­сти­ан­ской чести, досто­ин­ства, чест­но­сти и бого­бо­яз­нен­но­сти) в отно­ше­ниях, пове­де­нии и жизни.

Собор­ность – еди­но­мыс­лие и еди­но­ду­шие цер­ков­ной общ­но­сти в испо­ве­да­нии, делах и слу­же­нии.

Апо­столь­ность – сора­бот­ни­че­ство Христу в рас­про­стра­не­нии веры и сви­де­тель­ство­ва­нии бого­угод­ной хри­сти­ан­ской жизни в окру­жа­ю­щем мире.

Таким обра­зом, воцер­ко­вить – значит ввести в жизнь цер­ков­ной общины, дабы усво­иться свой­ствам цер­ков­ного орга­низма, стать их носи­те­лем.

Это дости­жимо лишь при реше­нии целого ряда задач, а именно:

При целост­ном взгляде, про­цесс воцер­ко­в­ле­ния посред­ством кате­хи­за­ции, вклю­чает в себя:

а) при­об­ще­ние чело­века к цер­ков­ному веро­учи­тель­ному знанию, спо­соб­ству­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию его созна­ния и жизни;

б) при­об­ще­ние к опыту цер­ковно-устав­ной дис­ци­плины и молит­венно-евха­ри­сти­че­ской бого­слу­жеб­ной жизни, более всего спо­соб­ству­ю­щему пре­об­ра­же­нию чело­ве­че­ского духа в срод­ность Хри­стову духу: «…Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его…» ( Рим. 8:9 );

в) духов­ное руко­вод­ство, помо­га­ю­щее хри­сти­ан­скому совер­шен­ство­ва­нию в доб­ро­де­тели и отсе­че­нию своей при­страст­ной воли, пре­одо­ле­нию само­уго­дия, само­лю­бия, свое­нра­вия, само­чи­ния, само­ра­зу­ме­ния и свое­ко­ры­стия;

г) соб­ствен­ную духовно-нрав­ствен­ную, аске­ти­че­скую жизнь (молитва, пост и мило­стыня) в своей семье, в цер­ков­ном укладе;

д) дея­тель­ную общин­но­устро­и­тель­ную жизнь на Цер­ков­ном при­ходе, спо­соб­ству­ю­щую обре­те­нию нрав­ствен­ных и духов­ных связей и брат­ских отно­ше­ний, образ­цом кото­рых явля­ются отно­ше­ния пер­во­хри­сти­ан­ской общины в еван­гель­ском духе ( Деян. 2:42-47 ).

Таким обра­зом, в наше время под кате­хи­за­цией необ­хо­димо пони­мать работу по содей­ствию в воцер­ко­в­ле­нии тех, кто принял реше­ние стать цер­ков­ным чело­ве­ком и вести бла­го­че­сти­вый хри­сти­ан­ский образ жизни. Кате­хи­за­ция при­звана побуж­дать чело­века к осо­знан­ной цер­ков­ной жизни в том слу­же­нии, к кото­рому чело­век при­зван, к чему имеет дар от Бога (врач, учи­тель, руко­во­ди­тель, вос­пи­та­тель, свя­щен­ник, монах, и т.д.) ( 1Кор. 7:20 ).

Пло­дами кате­хи­за­ции явля­ются позна­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, обре­те­ние пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и созна­тель­ное вхож­де­ние в жизнь Церкви, регу­ляр­ное уча­стие в ее таин­ствах и, прежде всего, в святой Евха­ри­стии.

Кроме того, важ­ней­шей состав­ля­ю­щей под­лин­ной цер­ков­но­сти явля­ется духовно-нрав­ствен­ная, бого­угод­ная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет?» ( Иак. 3:19-20 ).

Для при­не­се­ния плода более всего не хва­тает нам сего­дня при­ме­ров пра­вед­ной жизни. О пре­ве­ли­кой важ­но­сти этого в свое время гово­рил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Ни Кре­ще­ние, ни отпу­ще­ние грехов, ни знание, ни при­ча­стие Таинств, ни свя­щен­ная Тра­пеза, ни при­ня­тие Тела, ни при­ча­стие Крови, ничто другое из этого не в состо­я­нии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и уди­ви­тель­ной, и сво­бод­ной от вся­кого греха».

Назна­че­ние и место кате­хи­за­тор­ского слу­же­ния.

Каждое из четы­рех основ­ных видов цер­ков­ного слу­же­ния (мис­си­о­нер­ское, кате­хи­за­тор­ское, учи­тель­ное и пас­тыр­ское) имеет своё место в цер­ков­ной жизни, свою направ­лен­ность, назна­че­ние и содер­жа­ние.

Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность при­звана про­бу­дить в чело­веке веру, обра­тить ко Христу и Его Церкви.

Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность направ­лена на воцер­ко­в­ле­ние, как вве­де­ние через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно святой Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сферам цер­ковно-общин­ной жизни.

Дело цер­ков­ного педа­гога, зако­но­учи­теля заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­дать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния и основы хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния.

Дело же пас­тыря уни­вер­сально и более ответ­ственно – зало­жить основу духовно-цер­ков­ной жизни и верно руко­вод­ство­вать пасо­мых в устро­е­нии, под­дер­жа­нии и совер­шен­ство­ва­нии духов­ной жизни во спа­се­ние, в лоне святой Церкви.

В каком состо­я­нии ока­зы­ва­ется чело­век, кре­стив­шийся без огла­ше­ния?

Чело­век, кре­щён­ный без огла­ше­ния (то есть без пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции), не знает суще­ства своей веры, цер­ков­ного веро­уче­ния, пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Сим­вола веры и Закона Божьего) и обре­тать жизнь по вере, кото­рую принял кре­стив­шийся чело­век, явля­ется его свя­щен­ным долгом и хри­сти­ан­ским при­зва­нием. Только зна­ю­щий спо­со­бен ценить, любить, хра­нить, пре­умно­жать и пере­да­вать другим это сокро­вище. Уте­рять пре­ем­ство веры не про­сти­тельно, ибо без веры невоз­можно уго­дить Богу и спа­стись! ( Евр. 11:6 ), ( Мк. 16:16 ).

Такой чело­век не знает:

Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях. Кано­ни­че­ские источ­ники наста­и­вают также на изу­че­нии веры как сред­стве про­фи­лак­тики укло­не­ния в ереси.

Кре­стить без пред­ва­ри­тель­ной кате­хи­за­ции (за исклю­че­нием особых слу­чаев) запре­щено 78 пра­ви­лом VI Все­лен­ского, и 46 пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собо­ров.

Усло­вия при­ня­тия Кре­ще­ния и вхож­де­ния в цер­ков­ную жизнь.

Согласно древ­не­цер­ков­ной прак­тике, опи­ра­ю­щейся на Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние, к уве­ро­вав­шим во Христа людям и жела­ю­щим кре­ститься предъ­яв­лялся ряд непре­лож­ных усло­вий и тре­бо­ва­ний. Пять глав­ных из них можно особо выде­лить:

От тех же, кто совер­шает Кре­ще­ние, тре­бу­ется сугу­бая забота об огла­ша­е­мых, выра­жен­ная в молитве за них в чине Литур­гии, в тща­тель­ном науче­нии исти­нам веры и пред­ва­ри­тель­ном испы­та­нии их веры перед Кре­ще­нием.

Не следуя в этом вопросе Цер­ков­ному авто­ри­тету и чину, крестя без долж­ного огла­ше­ния, мы духовно порож­даем заве­домо нецер­ков­ных, «номи­наль­ных хри­стиан», лишён­ных жиз­ненно важных знаний и духов­ных ори­ен­ти­ров.

Кре­ще­ние, поис­тине, должно стать «не плот­ской нечи­стоты омы­тием, но обе­ща­нием Богу доброй сове­сти» ( 1Петр. 3:21 ).

Глав­ным делом Церкви на Земле всегда было откры­тие Благой вести о Христе и руко­вод­ство хри­стиан в обре­те­ние бого­угод­ной жизни во спа­се­ние.

Итак, лишь верно следуя запо­ве­дан­ным Богом, Цер­ко­вью и ука­зан­ным их авто­ри­те­том усло­виям в деле кате­хи­за­ции, пре­одо­ле­вая име­ю­щи­еся труд­но­сти, мы будем на спа­сен­ном пути.

Санкт–Петербургская епар­хия, отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния. Епар­хи­аль­ная кон­фе­рен­ция Насущ­ные вопросы кате­хи­за­ции: Тра­ди­ции и совре­мен­ность.

Источник

Личность катехизатора в контексте Православного Предания

катехизатор кто это что делает. Смотреть фото катехизатор кто это что делает. Смотреть картинку катехизатор кто это что делает. Картинка про катехизатор кто это что делает. Фото катехизатор кто это что делает

Сын Человеческий снисшел на землю «с небесе идущий» (Ин. 3, 31). Kак говорит евангелист Иоанн: «а сущий от земли земной есть и от земли говорит» (Ин. 3, 31). В то время, как «приходящий свыше есть выше всех; и говорит слова Божии» (Ин. 3, 31; 34).

На языке Евангелия слово «логос» является многозначным. Во-первых, передает человеческую речь и ее содержание, во-вторых, понятие человеческой логики, в-третьих, Божественные глаголы и Божественные учения, а в-четвертых – Второе Лицо Святой Троицы, Сына и Слово Отца.

Многократное использование слова «логос» в боговдохновенном тексте Священного Писания, основанное на вышеупомянутых четырех разных вариантах, вдохновило меня построить развитие темы моего настоящего доклада в четырех направлениях.

Предметом доклада является следующее: личность катехизатора в контексте Православного Предания.

Мы скажем в общих чертах об этой «личности» с одним вводным пояснением. Основание антропологического догмата, другими словами, то, что Церковь учит о природе и предназначении человека, – это учение о свободе выбора. Человек создан как субъект, а не как объект. Он – личность, которая начертывает свои действия по собственной воле, но в рамках относительной свободы, которая ограничивается и пределами его тварности.

Что определяет границы человеческой тварности? Божественная воля. Западное богословие уделяет большее внимание творению, результату божественной воли, и по этой причине оно более детерминистское. Творение не переходит своих онтологических границ. Свобода, в рамках которой планирует и действует личность, также детерминирована, и, значит, сильно связана с божественными заповедями и нравственным законом, который из них вытекает. Напротив, Восточное православное богословие нацелено на творческую инициативу, на творческую энергию Бога, а не только и не столько на ее результат. Это небольшое различие имеет свое значение. Потому что свобода человеческой природы в Православии более динамична. Личность не теряет надежду по причине естественных препятствий, но дерзает на моление, воззвание к всемогущей Божественной воле.

Каждый ли может стать катехизатором в Церкви?

Какое значение все это имеет для нашей сегодняшней темы? Большое, на мой взгляд, потому что отвечает на вопрос: каждый ли может стать катехизатором в Церкви? Апостол Павел говорил о дарах в Церкви и разъяснил, что не все годятся для всего (ср. 2 Κορ. 3, 17). Однако, может быть, учение Павла о различии дарований в Церкви входит в противоречие с богословием человеческой свободы? Можно ли человека, охваченного священной ревностью к катехизации, лишить возможности ей заниматься, потому что он не имеет соответствующего дарования? Если бы мы смотрели на вещи с позиций детерминизма, в таком случае благочестивое желание участвовать в катехизаторской работе Церкви отступило бы.

Но православный подход воспринимает вещи сквозь призму синергии Божественного просвещения и человеческого согласия. Человеческая воля создана по образу Божественной, следовательно, сильна и крепка, чтобы обойти недостатки субъекта, если ему удается заручиться божественным согласием. «Просите и дастся вам» (Мф. 7, 7), говорит Христос в другом месте. Поэтому мы не должны толковать слово Божье отрывочно. Как только желающий стать катихизатором получает на это благословение Матери Церкви, получает в силу этого и дарование, призываемый применить его на деле. Но чтобы его получить, он должен его попросить, и не только путем выражения некоего благочестивого желания, но через настойчивость и посвящение себя цели постоянного его возделывания, с тем чтобы развитие дарования было ограждено от противодействующих сдерживающих сил, которые Святой Златоуст называет «происками лукавого». Никто не может требовать стать учителем, если сам до этого не научился.

Проповедническая способность катехизатора

Некоторые люди имеют дар слова. Тембр их голоса является привлекательным. Течение речи способно держать внимание слушателя. Благозвучность голоса вдохновляет и убеждает. Динамика выражений эффективно передает смысл на более глубоком уровне умственного и эмоционального понимания. Было бы желательно христианину, имеющему такой дар, стать на службу катехизации. Катехизация – это мост, который переводит внимание людей от чувственного к умному и от житейского к духовному. Приятное возбуждение чувственного слуха может привести слушателя или слушателей в расположение тишины и безмолвия.

Катехизаторская гомилетика имеет как активную, так и пассивную сторону. То есть является и передатчиком, и приемником. Чтобы было передано сообщение от передатчика к приемнику, не должно быть посторонних шумов. Требуется тишина. Если передаваемое сообщение не раздражает слуховое восприятие, оно наверняка будет принято получателем с меньшими искажениями смысла. Можно, конечно, возразить, а именно, что изначально неприятный голос, когда передает интересные и высокие идеи, может «покорить» аудиторию и пленить ее внимание. Это верно, потому что человек имеет тенденцию привыкать и приучаться к неприятным эмоциям, может, например, со все меньшим трудом терпеть голос говорящего. Пожалуй, при содействии эмоционального фактора и уважения к личности катехизатора, а также восхищения тем, что тот говорит, человек может дойти до того, что будет стремиться услышать что-то, что объективно кажется неприятным. И поэтому дар красивого голоса может быть приятной, но не самой необходимой чертой катехизатора.

Катехизаторская речь может действовать любыми голосовыми средствами, потому что ее сила основана на смысловом ее содержании. Это не означает, что тот, кто решил посвятить Церкви время своей жизни, чтобы служить делу катехизации, должен остановиться в развитии своих фонологических и проповеднических способностей. Обязанность катехизатора состоит в том, чтобы попытаться восполнить свои слабости в этой области. В первую очередь для улучшения своей собственной жизни и жизни окружающих, но и по причине своего горячего желания посвятить себя священной цели – катехизации.

Способность катехизатора к передаче своих знаний

Сладость апостольского слова, улавливание безграмотными рыбаками душ тех, кто их слушал, объясняется не привлекательностью их голоса как инструмента, но содержанием Евангелия, силой смысла проповедуемого, который, исходя от неграмотных рыбаков, ловил души их слушателей. Апостолы передали Евангелие, благую весть о Воплощении Слова Божьего, Воскресении Христа, спасении мира. Это послание само по себе было потрясающим для человечества, которое в качестве лучшего, на что могло надеяться в отношении своего посмертного состояния, имело мрачный и безжалостный ад.

Катехизатор не должен забывать, что его главная роль – передача спасительного смысла жизни во Христе. Он не описывает абстрактные истины и понятия, но призывает оглашенных войти в умный ковчег, Церковь, и оставаться в ней любой ценой и при любых обстоятельствах, отвергая любые временные блага, которые будут предложены в обмен на их души (ср. Μф. 16, 26).

Катехизатор не должен забывать, что его роль – передача спасительного смысла жизни во Христе

Православный катехизатор указывает на неразумие и бесполезность мирского мудрования, безвыходность смерти, греха, беззакония и зла, не помещая все вышеперечисленное в центр своей проповеди. Он не должен сосредотачиваться и настаивать на бесплодной полемике с мирскими проблемами. Катехизаторы, которые выбирают такой метод передачи христианского послания о Воскресении, избирают легко усваиваемый метод, который, однако, оказывает чрезвычайно кратковременное действие на сознание оглашаемых. Легко утрировать, возлагать вину, ставить границы и проводить красные черты, питать фанатизм, зилотство и эгоистическое мудрование оглашаемого. Приятно хвалить своих слушателей перед лицом мнимого духовного превосходства над так называемыми мирянами, основанного на духовном превосходстве Церковного тела над мiром. Катехизатор, который использует этот метод, больше работает для своей славы, а не для славы Христа и Его Церкви. Своим зилотством он, возможно, обеспечивает себе круг постоянных приверженцев. Но это не то, что Христос требовал от Своих апостолов. Христос хотел не приверженцев, но членов Своего Тела. Он не просил об отвержении, но о воспринятии и преобразовании мира, через Божественное Детоводительство и научение позитивному, истинному, непобедимому, неизменному и вечному. Христос попросил апостолов и их преемников научить мир о том, что такое Церковь, а не Церковь о том, что такое мир!

Церковь не противопоставляет Себя миру, но его освящает и преображает. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, с ее молитвенным способом проповедничества и таинствами, ведет своих членов к верному отношению к мирскому мудрованию.

Церковь не противопоставляет Себя миру, но его освящает и преображает

Призывает человека стать равнодушным к старому образу мудрования и забыть о нем, а не бороться с ним аргументами логики и философско-нравственными установками. Если Она делает что-то подобное, то и сама ниспадает до уровня еще одной философско-нравственной системы, еще одной человеческой религии. Церковь против мирского мудрования не выдвигает христианское мудрование, но живую память о Воскресении Христа. Проповедь катехизатора передает истину об Истине. Истина с большой буквы – это Божественные догматы и живоносные воды. Катехизатор призван не просто передать истину, но привести оглашаемого к причащению Истине. Это достигается посредством оглашения в литургическую жизнь и в Причастие Божественных таинств. Богослужение – это таинственный и благодатный путь к личному духовному воскресению, возрождению оглашаемого в Церковной жизни, к его личной Пятидесятнице, во Христе спасению.

Богословская подготовка катехизатора

Церковь является носительницей Истины. Катехизатор должен точно знать догматическое учение Церкви. Догмат является отправным пунктом для нравственности Церкви, а нравственность Церкви является самым надежным средством для того, чтобы верующие пребывали в Церкви, когда их вера испытывается затруднениями, скорбями, потрясениями и разрушительными бурями. Катехизатор должен быть богословски подготовлен, раз уж для него не является обязательным иметь академическое богословское образование. Тем не менее он должен иметь надежные знания церковных догматов – с тем, чтобы в своих попытках научить или удержать живой интерес своих слушателей не впасть в догматические ошибки. Данный риск повышен тогда, когда катехизатор, дабы пробудить интерес аудитории, использует образную речь, язык символики и метафоры, парадоксы и так называемый педагогический юмор или педагогическую иронию. Святитель Иоанн Златоуст, который отличался всем этим, был умерен и учил «с точностью» тогда, когда речь касалась догматических вопросов. Он делал это не только для того, чтобы не поставить под угрозу догматическую точность в своих проповедях, но и чтобы насадить в верующих и оглашаемых священный трепет и уважение к явленным догматическим истинам. Неоднократное и частое использование установленных догматических выражений, последовательно и без вербальных импровизаций, было для златоглаголевого святителя идеальным методом неизгладимого напоения наставляемых верными догматами.

В настоящее время болтливость, чрезмерное использование образной речи и тому подобное не отвечают эстетике современной проповеди. Наша эпоха отличается привязанностью к лаконичности и насыщенному смыслу. Это эпоха скорости, краткости в речи, лозунгов и немногословных острот социальных сетей. Это, как бы ни казалось странным, благоприятствует усвоению молодыми людьми краткого и содержательного евангельского и святоотеческого слова, особенно когда катехизатор ссылается на догмат. Оглашаемый воспринимает Церковь как верующий, а не как сомневающийся. Он может быть молодым и неопытным, не знать с точностью всех догматов, но имеет веру, то есть доверие истине, которую несет Церковь, доверие самой Церкви. Иначе он бы не захотел оглашения. Это означает, что катехизатор должен передавать догмат как чисто звучащий динамик, не накладывая своих «радиопомех». Ему не нужно утомлять слушателей многими объяснениями и подвергать себя огромному духовному риску, будь то изречение своей болтливой речью догматических неточностей, будь то соблазн тщеславия.

Катехизатор должен передавать догмат как чисто звучащий динамик, не накладывая своих «радиопомех»

Тот истинный богослов, кто достиг высоты созерцания. Церковь признала звание Богослова за Иоанном, учеником Господа, Григорием Назианзином и Константинопольским Патриархом, а также Симеоном Новым Богословом. Но и другие великие богословы Церкви были духоносными отцами, маяками Православия. Духовная красота катехизатора, чистота его души является залогом последовательной приверженности истинам веры и самой вере.

В современных теориях обучения утверждается, что любое знание закрепляется как осознанная переоценка предшествующего обучения, целью которой является «укрепить его достоверность, распознавая и исправляя искажения в его содержании, процессе и основных гипотезах». Следовательно, в соответствии с «Теорией трансформирующегося обучения», взрослый катехизатор может размышлять и самостоятельно критически осмысливать в богословском поле уже общепризнанные понятия. Он может снова оценивать и предпринимать действия, руководствуясь дальновидной мыслью, которая вытекает из трансформирующейся точки зрения, как результат его новых оценок. Но даже и в области классического образования все вышеуказанное не воспринимается сугубо интеллектуально, но во взаимодействии с социальным окружением и живым опытом. Тем более когда речь идет об образовании, которое приобретается через участие в церковной жизни, как общение со Христом и с членами Его Церкви. Другими словами, катехизатор может исследовать критически тот опыт, который приобрел в процессе своей катехизации, и получить толчок к исправлению искаженных представлений в своей богословской подготовке и церковном опыте. Очень трудной является любая попытка пересмотра взглядов для уже сложившейся личности, которая была оглашена и церковно обучена, часто с детского возраста, в рамках противостояния неизменной Истины с изменяющейся ложью.

Прогресс, однако, в «обнаружении присутствия Христа в бытии верующих» имеет преобразующую силу. Когда мотив катехизатора – это просвещение и спасение его оглашаемых братьев, тогда катехизатор имеет подлинную любовь. Когда он признает не в самом себе, но только в Христовой Церкви дар авторитета, тогда он имеет подлинное смирение. Любящий и смиренный катехизатор пытается передать Истину, с одной стороны, с чувством большой ответственности за передачу правильного знания, и, с другой, – с познанием своего младенческого духовного состояния, всегда, и особенно когда к нему приходит новый опыт откровения. Подобная позиция помогает не только в приобретении более глубокого знания в рамках функционального или коммуникационного обучения, согласно которому он учится трансформировать «уже сложившиеся ориентиры или общее представление, которые он имеет о самом себе и мире», но и в успешном формировании его личности, исходя из более подлинных посылок.

Конечно, катехизатор должен уметь отвечать на вопросы оглашаемых в догматической области, главным образом в те периоды, когда истинность догмата оспаривается мирским окружением.

Это может произойти на уровне освещения исторического развития догмата, без попыток дать ему видимо логичное толкование. Если незрелые оглашаемые попытаются вовлечь его в обсуждение с целью объяснить догмат, он должен будет им напомнить первоначальный мотив и принятие той причины, по которой они проходят катехизацию. И причина катехизации – это не отсутствие знания содержания их веры, но сама по себе их вера, то есть безусловное с их стороны принятие того, что Церковь – это носитель Истины, и что Христос – это их Господь и Бог (ср. Ин. 20, 28). Эта вера является мотивом изучения догматических истин Церкви.

Мы можем, в противоположность к тому, что указали выше, представить, что произойдет, если оглашаемый, движимый действительно доверием к Церкви, будет научен чему-то догматически неточному, из-за недостаточной богословской подготовки катехизатора или, еще хуже, из-за возношения и чрезмерного доверия катехизатора своей способности импровизировать при передаче догматического учения. В вопросах нравственно-пастырского учения все по-другому. Катехизатор может и обязан быть изобретательным, оригинальным, спонтанным, брать примеры из современной жизни, текущей повестки дня, повседневности оглашаемых, чтобы вдохновить их, побудить и направить к жизни во Христе.

Усилия катехизатора в деле руководства

Иисус учил с помощью логических предложений, с помощью превышающих логику глаголов и наставлений Божиих, и призывал людей соединиться с Ним вечной связью верности и дружбы. Его дело продолжили апостолы, Учителя и пастыри Церкви, согласно Его примеру. Цель катехизации с первого дня общественной проповеди Христа и даже до настоящего момента не изменилась. Она есть, посредством использования человеческого слова, руководство оглашаемого к сущностной связи его с Воплощенным Словом, Христом.

Чтобы направить кого-то по правильному пути, ты должен его знать и первый сам ему следовать. Наиболее успешное руководство – это то, которое основывается на живом примере. Добросовестный катехизатор имеет сознание священного его долга перед Церковью и испытывает чувство благоговения, когда исполняет свою работу. Быть сосудом передачи Истины, то есть Христа, означает, что во время катехизации он не принадлежит самому себе. Он был поставлен на службу миссионерскому служению Церкви и является тружеником Евангелия. Однако жизнь его не может состоять из фрагментов. Если кто-то так живет свою жизнь, тогда он не живет, но играет роли. Даже если он безупречно выполняет обязанности катехизатора, если в остальной своей жизни он не следует тому посланию, которому учит, он превращает свою деятельность в роль актера. Это является большим нечестием перед Церковью, потому что он показывает, что воспринимает Ее как театр или школу лицедейства.

Катехизатор должен встретить сам Христа, чтобы суметь с Ним познакомить и других

Катехизатор должен бы встретить сам Христа, чтобы суметь с Ним познакомить и других. Он должен бы быть одним из Его учеников, причем учеником, живущим с Ним постоянно, а не приходящим время от времени. Только живущий постоянно с Учителем ученик может познать Его и Его учение глубоко и передать его, когда Тот отсутствует. Живущие рядом с Учителем ученики – это те, кто продолжают истинным образом Его дело и действуют согласно Его примеру.

Христос как Учитель не имел цель открыть миру некие истины, некоторые мистические законы вселенной, какие-то сведения гносеологического содержания о Божественной реальности. Он захотел открыть Самого Себя как Спасителя мира, не для того, чтобы прославиться перед людьми, но для того, чтобы их спасти. Он ясно сказал: «Я есть Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).

Он должен был иметь подтверждение от учений пророков, но и от непорочной и святой Своей жизни, чтобы Ему поверили Его современники. Не нашелся ни один, кто бы обвинил Его в каком-то нравственном проступке. Его скромное внешнее поведение, доброта, человеколюбие, целомудрие и Его любовь, посредством которых Он доходил до чудотворений, подтверждали достоверность Его слов. Однако в основном соответствие слов и дел обезоруживало скептиков Его эпохи. Сын и Слово Божие пришел в мир и «став плоть, передал нам данные свыше слова Отца», как говорит святой Кирилл Александрийский. Как Он это сделал? Только путем объяснения таинств Царства ученикам? Только Своей богооткровенной проповедью? Явлением Божественных заповедей? Или, может быть, всем Самим Собой, жизнью, делами, чудесами и, прежде всего, Своей Крестной жертвой и Воскресением?

Господь никого не лишал Своего призыва. Он отдавал Себя всем, без различия. Он передавал Божественные учения простотой и ясностью слова, каждый раз говоря на уровне своих слушателей. Так и катехизатор обязан не переменяться как индивидуальность, но быть непорочным и целомудренным, любящим и понятным для всех, не только при выполнении своего священного долга, но и в каждый момент публичной и частной жизни. Катехизаторская проповедь изображает эсхатологический образ существования, безусловную и жертвенную любовь, господство духа над плотью.

Катехизатор, поскольку избрал для себя передавать проповедь Христа и Церкви, должен бы сначала ей проникнуться и ее применить во всем спектре своей жизни, в каждом проявлении своего бытия. Христос не использовал убедительную силу чуда независимо от всего, потому что подобное нарушало бы свободу выбора людей. Любовь, по свт. Златоусту, зовется «матерью всех благ и началом и концом добродетели». Христос поместил Свои дела чудотворения внутри рамок Своего любвеобильного и солидарного отношения к человеку и Своего дерзновения как любимого Сына к Богу Отцу. Он не творил чудеса, чтобы произвести впечатление. Чудеса Его были поводом для диалога с другими, имели сотериологическое предназначение. Всякий раз, когда Он открывал Себя как Мессию, Спасителя и Сына Отца, Он это делал на межличностном уровне и с помощью живого опыта. Каждому чуду Его предшествует или следует диалог с заинтересованным человеком. Диалог, а не чудо, утверждал душевное обращение личности, духовное его возрождение, начало новой жизни рядом со Христом. Из десяти прокаженных только с одним Он побеседовал, и тот стал Его другом. Этот диалог был чудом спасения прокаженного, а не исцеление как таковое.

Катехизатор должен быть в первую очередь другом, духовным братом оглашаемых им, а не учителем теории

Так и катехизатор должен бы быть в первую очередь другом, духовным отцом, духовным братом, поддержкой оглашаемых им, а не неким учителем теории, бюрократом, формально выполняющим свои обязанности. Обязанности катехизатора не ограничиваются часами катехизаторских собраний, но они заставляют быть готовым как к духовным, так и к житейским запросам и нуждам оглашаемых, касаются ли они психологической поддержки во время испытаний, или же любой другой помощи, выраженной на деле.

Как, однако, может один человек справиться и удовлетворить нужды большого числа людей? Человек имеет ограниченные возможности. Катехизатор, только потому что сущностно связан со Христом, может надеяться на подобное дарование. Его приобретают только те, кто являются постоянными друзьями Христа.

Христос дал не только апостолам, Своим ученикам и проповедникам Его Евангелия возможность постоянной дружбы и ученичества, но и всем проповедникам всех времен, через таинство Божественной Евхаристии. Катехизатор может и не иметь дарования приятного слова, как златоглаголевый Златоуст, может и не быть таким сильным богословом, как Григорий, ни даже ярчайшим примером непорочной христианской нравственности, как Василий, не быть высокой философской личностью, как Максим, не быть великим догматистом, как Иоанн Дамаскин. Несмотря на это, он может улавливать и привлекать новосажденные ростки Церкви, чтобы они вдыхали и выдыхали Истиной, как легкие Благодати, единокровные и единотелесные друзья Господа нашего Иисуса Христа.

Афанасий Гларос,
Почетный профессор богословского факультета Афинского Университета
Перевел с греческого монах Мадай (Маамди),
выпускник богословского факультета Афинского Университета
Источник: Αθανάσιος Β. Γλάρος. Ανατυπο απο τα πρακτικα τησ Α΄ επιστημονικησ θεολογικησ ημεριδοσ τησ ιερασ μητροπολεωσ Τριμυθουντοσ «Εκκλησια και κατηχηση».
Πυργα, 14 Φεβρουαριου 2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *