катехон что это простыми словами
Катехон
Кате́хо́н [1] ; катехоническая концепция (от греч. ὁ κατέχων — «Удерживающий») — богословское и политологическое понятие (теория), имеющая корни в христианской эсхатологии: нечто временно существующее в мире и препятствующее концу света и второму пришествию.
Содержание
Происхождение термина и понятие
В православной традиции толкование вышеприведённого стиха имело различные варианты. Первое толкование, принадлежащее св. Иоанну Златоусту и разделяемое бл. Феофилактом Болгарским, понимает под удерживающим Римскую Империю, препятствующую разгулу зла и анархии силой государственного закона. Второе толкование, также известное св. Иоанну Златоусту, и принимаемое бл. Феодоритом и св. Фотием, понимает под Удерживающим благодать Святого Духа, которая будет отнята у людей за всеобщее озлобление и оскудение любви. Третье толкование, принадлежащее преподобному Ефрему Сирину и св. Иоанну Дамаскину, связывает эти слова с Божиим определением о проповеди Евангелия во всей вселенной, необходимо предшествующей концу мира.
История разработки в русской политфилософии
Концепция «Удерживающего» начала активно разрабатываться в русском православном богословии и историософии в русской эмиграции XX века, в монархических кругах Русской Зарубежной Церкви, и всегда относилась по преимуществу к рухнувшей в марте 1917 года российской монархии. Последнее обстоятельство интерпретировалось как указание на то, что мир находится в непосредственном преддверии воцарения Антихриста.
Время Катехона. К Вселенскому через русское
Мы приняли решение возобновить активность интеллектуального центра «Катехон», созданного в 2016 году.
Наш центр не прекращал своей работы всё это время, но в большей степени ориентировался на международную аудиторию. В результате в 2020 году центр «Катехон» оказался одним из героев специального доклада Госдепартамента США, будучи признанным одной из важнейших колонн донесения до мировой аудитории точки зрения России и анализа процессов мировой политики с точки зрения российских национальных интересов. Конечно, в терминологии Госдепа это называется российской «дезинформацией» и «отстаиванием позиции Кремля», хотя на сей раз риторика холодной войны обогатилась новой формулировкой – «экосистема пропаганды». К другим колоннам «экосистемы кремлёвской пропаганды» были причислены Фонд стратегической культуры, geopolitica.ru, News Front и некоторые другие патриотические информационные центры. Причём Госдеп отнёсся к этим сайтам с особым вниманием именно потому, что они публикуют серьёзный геополитический анализ, глубокие теоретические материалы и основательные исследования, осознанно противостоящие глобалистской точке зрения на основные мировые процессы, открыто выступая против гегемонии современного Запада.
За докладом Госдепа последовали карательные меры по de-platforming и cancelling аккаунтов в YouTube, Twitter, Google и т. д. Коснулось это и такого масштабного медийного патриотического ресурса, как Царьград. Но, с другой стороны, это своего рода признание. Если Госдеп США считает «Катехон» смертельно опасным (для «экосистемы» глобалистской либеральной гегемонии), значит, мы на верном пути.
Фото: katehon.com/ru
Однако отныне мы собираемся сосредоточиться прежде всего на русской аудитории. Россия подходит к критической черте, как, впрочем, и всё человечество. На кону стоит само бытие русского государства и русского народа. В такие переломные моменты власти, народу и обществу жизненно необходима ясная и продуманная картина мира. Сегодня же в России массы вопросительно смотрят на власть, а власть отводит глаза в сторону. Однозначной стратегии, прозрачной государственной Идеи, понятной и цельной национальной стратегии нет. И взяться ей неоткуда.
Поэтому учредители и участники группы «Катехон» – Константин Малофеев, Александр Дугин, Сергей Глазьев и наши единомышленники – приняли решение сосредоточиться именно на этом. На активном участии в формулировке русской Идеи на новом историческом и цивилизационном витке, который довольно легко может привести нас в бездну, если всерьёз не поставить под вопрос оправданность того курса на неограниченный капитализм, раскрепощённую технику, разрушение традиционных институтов – Церкви, культуры, семьи, которым, увы, следует сегодня человечество и который в той или иной мере определяет приоритеты и ценности правящих российских элит.
Катехон – это глубочайшее понятие христианского толкования священной истории, связи духа и материи, веры и политики, человека и Бога, а также человека и… дьявола. Согласно христианской традиции перед наступлением Конца света в мир приходит «сын погибели», антихрист. Религиозное сознание, и не только православное и христианское, безошибочно узнает «антихриста»
в либеральной идеологии, разрушающей основы человеческой идентичности, общества, семьи, становящейся всё более нетерпимой и тоталитарной,
в стратегической гегемонии западных держав, пытающихся любой ценой сохранить ускользающую от них колониальную доминацию,
в наступлении цифровых технологий и проектах Искусственного Интеллекта, призванного заместить собой человечество,
в переходе к тотальному контролю и слежке,
в ориентации на создание сверхнационального Мирового Правительства,
в хищнических планах мировых капиталистических элит.
Все это «знаки времени», свидетельствующие о близости «сына погибели«. Но именно ему, «сыну погибели», по словам апостола Павла (2 Фесс. 2:7), и преграждает путь «катехон«, «удерживающий теперь». И пока «он не будет взят от среды», то есть пока он не падёт, антихрист прийти не сможет.
Византийская, а затем и русская православная традиция, основываясь на толковании святого Иоанна Златоуста, изъясняла образ «удерживающего» как православное государство, как державу, царство. А символом этой державы выступал самодержец, православный царь, Император. Самодержавный удерживающий держал державу. И тем самым наступление последних времён откладывалось.
Символом нашей державы выступал самодержец, православный царь, Император. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
В этом и есть глубинная миссия полноценного государства. С этим связана и наша идея Святой Руси, позднее Москвы – Третьего Рима. Нет ничего более высокого и светлого, чем миссия «катехона». Не следует искусственно создавать «национальную идею» или придумывать «идеологию». Надо понять корни и основы нашей страны, нашего народа, нашего государства, нашей духовной и политической культуры, осознать ту миссию, которую они выполняли в истории, особенно после падения Византии, и стать достойными наследниками и продолжателями священного дела всех бесчисленных поколений русских людей. «Катехон» и есть самое краткое изложение Русской Идеи.
Русские суть те, кто стоят на пути «сына погибели», защищая дух, святость, чистоту, оберегая человека от его приближающегося конца.
Мы считаем, что у нас больше нет времени для того, чтобы откладывать миссию «катехона» на потом или пассивно надеяться, что кто-то другой (власть, элита, наука и т. д.) будет исполнять её, думать о ней, говорить о ней вместо нас. Если не мы, то кто?
При этом мы ясно осознаём всю ограниченность наших возможностей, но если Бог с нами, то кто против нас?
О катехоне
Евсевий Кесарийский, первый церковный историк сообщает, что на Никейском соборе Константин (еще не будучи крещенным!) обращается к участникам с такими словами:
Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел.
ἀλλ’ ὑμεῖς μὲν τῶν εἴσω τῆς ἐκκλησίας, ἐγὼ δὲ τῶν ἐκτὸς ὑπὸ θεοῦ καθεσταμένος ἐπίσκοπος ἂν εἴην.
Вслед за Константином эта же функция Императора в церковных вопросах сохранялась на всех последующих периодах, вплоть до Седьмого Вселенского собора (второй Никейский собор) в 787 году. Но и позднее, когда догматические вопросы более не ставились (по меньшей мере, в православном мире), роль Императора в религиозных делах оставалась чрезвычайно важной, а подчас и главенствующей.
Византизм предполагает именно такое понимание соотношения политики и религии: метанимически представленная Императором Империя мыслится не просто временным и преходящим историческим выражением земной истории, но носительницей религиозной, сотериологической и эсхатологической миссии. Православная Империя, воплощенная в православном Императоре, есть «катехон», ὁ κατέχον, «под-держивающий», «удерживающий» из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам (2:6-9), кто не дает «сыну погибели» прийти в мир, то есть финальной апостасии и концу света свершиться. Полностью это фундаментальное для истории христианства место звучит так :
6. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Исус убьет Духом уст Своих
6. καὶ νῦν τὸ κατέχον οἴδατε, εἰς τὸ ἀποκαλυφθῆναι αὐτὸν ἐν τῷ ἑαυτοῦ καιρῷ·
7. τὸ γὰρ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας· μόνον ὁ κατέχων ἄρτι ἕως ἐκ μέσου γένηται.
8. καὶ τότε ἀποκαλυφθήσεται ὁ ἄνομος, ὃν ὁ κύριος Ἰησοῦς ἀνελεῖ τῷ πνεύματι τοῦ στόματος αὐτοῦ καὶ καταργήσει τῇ ἐπιφανείᾳ τῆς παρουσίας αὐτοῦ,
9. οὗ ἐστιν ἡ παρουσία κατ’ ἐνέργειαν τοῦ Σατανᾶ ἐν πάσῃ δυνάμει καὶ σημείοις καὶ τέρασιν ψεύδους.
В церковно-славянском соответствующие места:
6. И ныне удерживàющее весте, во еже явитися ему в свое ему время.
7. Тайна бо уже деется беззакония, точию держяй ныне донде же от среды будет.
Мы видели, что Первый Вселенский (Никейский) Собор подводит черту под предшествующим ему катакомбным периодом, когда апостолы, мученики, апологеты и богословы работали над основанием Вселенской Церкви Христовой, вооруженной таинствами, обрядами, философией, этикой, иерархией и духовными практиками. Принципиально к первой половине IV века завершается христианизация эллинской цивилизации. Византийский Логос, объединяющий в себе Христа как Мессию, Логос как Слово Божие, Церковь и «удерживающего», христианского Царя, стоящего над христианской Империей («удерживаемым», «державой» – τό κατέχων ), становится отныне главным субъектом нового историала. Этот историал относится к идентичности, которую можно определить как «христианское человечество», на практике имеющее своим полюсом пространство распространения
Теория Катехона
Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира
Ожидание конца мира и пришествия антихриста, часто волновавшее христианское человечество, снова наросло в настоящее время. Наряду с ожиданиями прогресса и возрождения жизни, часто встречаешь людей, углубленных в таинственные страницы Апокалипсиса, и слышишь рассказы о таинственных видениях, предрекающих конец мира. Немудрено бы это было, если бы такие настроения явились вследствие страшных разгромов России в японской войне или того хаотического, обезумелого междоусобия, которое охватывает нас теперь [1]. Но ожидания конца мира явились гораздо раньше. Их связывают с именем св. Серафима Саровского. Владимир Соловьев выступил со своими «Тремя разговорами», когда у нас, по внешности, все обстояло благополучно. Да и Соловьев был только передовым выразителем широко разлитого настроения. Еще до японской войны ходили рассказы, со слов разных блаженных и юродивых, о рождении антихриста. Вычислялось даже, сколько ему лет. Несколько позднее предтечею антихриста называли известного гипнотизера и авантюриста Филиппа. За последние два года о близости конца мира нередко говорил столь популярный проповедник, как о. Иоанн Кронштадтский, а за чтением Апокалипсиса можно увидать даже неверующих, но обладающих чуткостью сердца, которая мешает им присоединиться к толпам ликующих по поводу современного «возрождения», облитого кровью и сопровождаемого разрывом всех бескорыстных связей, потерей уважения к святыне религиозной, семейной и общественной.
Антикейменос
В ХХ веке о значении Катехона для всей структуры европейской политики напомнил немецкий философ Карл Шмитт, после чего сам термин стал привычно употребляться в широком политологическом контексте, означая государство как секулярную фигуру «политической теологии». Соответственно, и антитеза Катехон – Антикейменос получала концептуальное содержание.
Римское государство (словарь катехона и последних времен)
Кто же это, если не римское государство, падение и разделение которого между десятью царями совершит антихрист? “И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус умертвит духом уст Своих, и уничтожит явлением Своего пришествия того, чье пришествие, по действию сатаны, будет сопровождаться всякою силою, ложными знамениями и чудесами и всяким неправедным обольщением тех, которые погибают” (8-10).
Апостасия (словарь катехона и последних времен)
День Христов, говорит, не придёт, пока не придёт прежде отступление, что по-гречески называется ἀποστασία, так что все народы, подчиненные Римской империи, отпадут [от Римлян] и откроется, то есть явится, предвозвещенный всеми пророками человек греха, в котором источник всех грехов, и сын погибели, то есть диавола, ибо он есть погибель всех, противник Христа, почему и называется Антихристом, и превозносится выше всего, называемого Богом, так что попирает богов всех народов или всякую признанную, даже истинную религию.
Сын погибели (библиотека катехона и последних времен)
Зачем же ты стремишься узнать время и день Господень, когда сам Спаситель скрыл его от нас? Скажи мне, знаешь ли ты день смерти своей, а любопытствуешь о конце всего мира? Если бы Господь по своему преизбыточествующему к нам милосердию (εύσπλαγχνίαν) не долготерпел, то давно бы все погибло.
Рать на святых (словарь катехона и последних времен)
Под четвертым зверем и божественный Даниил дал разуметь Римское царство, в нем же произник малый рог, творящий «рать со святыми»
Тайна беззакония (словарь катехона и последних времен)
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
Антицарь (словарь катехона и последних времен)
Ибо когда он (Антихрист) придёт, то по своему желанию восстановит в себе самом богоотступничество, и по своём произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божием, чтобы обольщенные им поклонились ему как Христу, почему и справедливо будет брошен в озеро огненное.
Последний Рим (словарь катехона и последних времен)
Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие – римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что, если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Св. Духа, т. е. (чрезвычайные) дарования.
Удерживающий теперь (Словарь катехона и последних времен)
Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
Заметили опечатку на сайте? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Теория Катехона
Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел.
ἀλλ’ ὑμεῖς μὲν τῶν εἴσω τῆς ἐκκλησίας, ἐγὼ δὲ τῶν ἐκτὸς ὑπὸ θεοῦ καθεσταμένος ἐπίσκοπος ἂν εἴην.
Вслед за Константином эта же функция Императора в церковных вопросах сохранялась на всех последующих периодах, вплоть до Седьмого Вселенского собора (второй Никейский собор) в 787 году. Но и позднее, когда догматические вопросы более не ставились (по меньшей мере, в православном мире), роль Императора в религиозных делах оставалась чрезвычайно важной, а подчас и главенствующей.
Византизм предполагает именно такое понимание соотношения политики и религии: метанимически представленная Императором Империя мыслится не просто временным и преходящим историческим выражением земной истории, но носительницей религиозной, сотериологической и эсхатологической миссии. Православная Империя, воплощенная в православном Императоре, есть «катехон», ὁ κατέχον, «под-держивающий», «удерживающий» из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам (2:6-9), кто не дает «сыну погибели» прийти в мир, то есть финальной апостасии и концу света свершиться. Полностью это фундаментальное для истории христианства место звучит так :
6. καὶ νῦν τὸ κατέχον οἴδατε, εἰς τὸ ἀποκαλυφθῆναι αὐτὸν ἐν τῷ ἑαυτοῦ καιρῷ·
7. τὸ γὰρ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας· μόνον ὁ κατέχων ἄρτι ἕως ἐκ μέσου γένηται.
8. καὶ τότε ἀποκαλυφθήσεται ὁ ἄνομος, ὃν ὁ κύριος Ἰησοῦς ἀνελεῖ τῷ πνεύματι τοῦ στόματος αὐτοῦ καὶ καταργήσει τῇ ἐπιφανείᾳ τῆς παρουσίας αὐτοῦ,
9. οὗ ἐστιν ἡ παρουσία κατ’ ἐνέργειαν τοῦ Σατανᾶ ἐν πάσῃ δυνάμει καὶ σημείοις καὶ τέρασιν ψεύδους.
В церковно-славянском соответствующие места:
6. И ныне удерживàющее весте, во еже явитися ему в свое ему время.
7. Тайна бо уже деется беззакония, точию держяй ныне донде же от среды будет.