кдв что это такое
Становление «КДВ Групп»
История становления «КДВ Групп» как производителя мучных кондитерских изделий началась с приобретения Яшкинского пищекомбината.
Две истории
Яшкинский пищекомбинат имеет более чем 60-летнюю историю. В 1946 году в Яшкино был организован Райпищекомбинат, позже он был переименован в Яшкинский пищекомбинат, на площадке которого было освоено производство газированной воды и зефира. Штат работающих насчитывал порядка 200 человек, и предприятие не было столь важным, потому что в те годы основная доля трудоспособного населения поселка работала на местном цементно-шиферном комбинате. В 1984 году на предприятии были запущены линии по выпуску сахарного печенья и пряников. В 1996-м комбинат был преобразован в одноименное открытое акционерное общество.
После перестройки объемы выпуска продукции в разы сократили и цементный завод, и пищекомбинат. «В начале 1990-х годов оба предприятия на чековом аукционе приобрел некий инвестиционный фонд, — вспоминает начальник отдела экономического анализа и прогнозирования администрации Яшкинского района Ирина Кондратьева. — Но в последствии цементный завод был попросту угроблен, а пищекомбинат в 1997 году продан предпринимателям из Томска». Ими оказались учредители томской компании «КДВ Групп».
История компании прослеживается с 1994 года. «Образовалась команда единомышленников, мы одновременно окончили университет и начали заниматься торговлей, — рассказал Денис Штенгелов. — Главным товаром было семя подсолнечника. Сначала его просто покупали у производителей и снабжали им розничных продавцов». Поднявшись на семечках, компания начала финансировать несколько алтайских хозяйств, выращивающих подсолнечник пищевых сортов. Дальше работа пошла шире: «КДВ Групп» финансировала хозяйства на юге России, преимущественно в Воронежской области. «Сорта крупных семечек шли на продажу, мелкие сорта мы отдавали на производство масла, а масло в свою очередь — на производство жиров. Жиры продавались кондитерским фабрикам, а так как в то время денег практически не было, они с нами рассчитывались кондитерской продукцией, которую мы также продавали. Вся эта ситуация дала нам первоначальное знание рынка».
Кондитерскому дому «Восток» принадлежит пять пищевых комбинатов: ООО «КДВ Яшкино» (Яшкино, Кемеровская область), ООО «КДВ Нижний Тагил», ООО «КДВ Сибирь» (Кемерово), ООО «КДВ Минусинск» (Минусинск, Красноярский край), ООО «Кондитерская фабрика «Абаканская» (Хакасия). Управляющая компания расположена в Томске. Собственниками являются частные лица. Предприятия компании выпускают вафли, печенье, бисквиты, рулеты под торговыми марками «Яшкино», «Кремка», «Диво», «Манилки», «Альпийские», «Малышок» и «Бонди». Около 50% объемов производства «КДВ Групп» приходится на Яшкинский пищекомбинат. Оборот компании не афишируется.
Причины выбора
Яшкинский пищекомбинат был одним из предприятий, которому томские предприниматели продавали жиры. Экономическую ситуацию в кондитерском объединении томичи знали изнутри. «Когда мы в первый раз познакомились с предприятием, оно выпускало по 20 тонн продукции в месяц при производственной мощности в 500 тонн. Работали тогда на пищекомбинате 100 человек», — рассказывает Денис Штенгелов. Спустя полгода сотрудничества с «КДВ Групп» объемы выпуска продукции на пищекомбинате выросли в пять раз и достигли 100 тонн в месяц. Однако финансовая ситуация предприятия оставалась тяжелой. Ирина Кондратьева вспоминает, что инвестиционный фонд, владеющий в то время Яшкинским комбинатом, денег в его развитие не вкладывал.
Знакомство топ-менеджеров «КДВ Групп» с коллективом комбината решило судьбу яшкинского предприятия. Эти люди, по словам Дениса Штенгелова, очень сильно хотели выжить и сохранить предприятие, но не понимали, как им это сделать. «Отчасти в том, что у нас впоследствии началась совместная работа, сыграли роль наши молодость и напористость, — рассуждает господин Штенгелов. — Коллективу нужно было нам поверить: мы пытались что-то объяснить — нас услышали. Я могу констатировать, что с первого дня работы во взаимоотношениях с яшкинцами у нас не было серьезных проблем».
Сделка по покупке Яшкинского пищекомбината томской «КДВ Групп» состоялась весной 1997 года. Ирина Кондратьева вспоминает, что новые собственники пищекомбината не стали делать кадровых перестановок, и коллектив остался работать в прежнем составе.
Второе рождение
Сразу после приобретения новые владельцы разработали план развития комбината. О старых производственных мощностях решено было забыть. «КДВ Групп» начала строить рядом со старыми цехами новый современный терминал и подвела к нему железнодорожные пути.
Возрождение предприятия, по словам Дениса Штенгелова, происходило вопреки общей логике, потому что этот период практически совпал с дефолтом 1998 года, а компания как раз в то время приступила к покупке иностранного оборудования. «В период кризиса многие контракты оказались разорваны, но мы сумели убедить и банки, и западных партнеров в своей финансовой состоятельности, — вспоминает Денис Штенгелов. — В частности, нами была приобретена австрийская линия по производству мучной «кондитерки», сделанная по заказу компании «СладКо», но не выкупленная ей. Кстати, благодаря тому, что мы смогли в обещанные сроки рассчитаться со всеми, был заложен хороший плацдарм для работы с иностранными производителями оборудования. Мы шли ва-банк, и время показало, что мы оказались правы».
На сегодняшний день в Яшкино кондитерская продукция выпускается на австрийском, немецком, итальянском, датском, голландском, французском, бразильском и американском оборудовании.
«Они (команда «КДВ Групп». — прим.) постоянно работают над ассортиментом, упаковкой. Раньше раз в три года, а сейчас и чаще на комбинате происходит замена какого-нибудь оборудования, постоянно обновляется и ассортимент продукции», — рассказывает Ирина Кондратьева. Сегодня на предприятиях компании выпускается большой ассортимент продукции, например, печенье «Сливочное», «Даренка», «Зебра», карамель «Кремка», рулеты «Диво», шоколадные батончики «Манилки», шоколадные конфеты «Альпийские», детское питание «Малышок» и «Бонди». Объемы производства ООО «КДВ Яшкино» достигают 6 тыс. тонн сладкой продукции в месяц, основную часть которой составляют вафли. По оценке Дениса Штенгелова, в 2006–2007 годах доля компании на российском вафельном рынке составляла около 25%. Именно с товарной группой развесных вафель, причем еще до их брэндирования, «КДВ Групп» заняла одну из лидирующих позиций в России.
На нынешние объемы Яшкинский пищекомбинат вышел в 2004 году. После того как предприятие перестало наращивать объемы производства, в компании началась работа над оптимизацией внутренней логистики, распределением технологических нагрузок, совершенствованием производственного процесса и других механизмов минимизации издержек.
Движение в регионы
Одновременно с этим развивалась и дистрибуция. До покупки «КДВ Групп» комбинатов продажи полученной по бартеру кондитерской продукции компания осуществляла исключительно в Томской области. Когда томский рынок уже не мог потреблять возросший объем мучных сладостей, «КДВ Групп» пошла в соседние регионы. В конце 1990-х годов компания открыла представительства в Омске, Новосибирске, Кемерове, Нокузнецке, Барнауле, Иркутске, Красноярске и во Владивостоке. Позже — в европейской России: Самаре, Санкт-Петербурге и Москве.
Система дистрибуции изменялась и модифицировалась несколько раз. Сегодня в России работают 900 агентов, которые занимаются продвижением продукции «КДВ Групп».
Последние приобретения
Последнее существенное приобретение «КДВ Групп» — компания «Бриджтаун Фудс». Финансовые подробности сделки не разглашаются. «Наша компания всегда претендовала на «федерализм», но все наши производственные активы, кроме нижнетагильского комбината, находятся в Сибири, — констатирует Денис Штенгелов. — Идея приобретения производственной площадки в европейской части страны существовала достаточно давно. Кроме этого, в Москве и Нижнем Новгороде мы имеем не очень сильные позиции. И для изменения этих двух тенденций мы недавно приобрели компанию «Бриджтаун Фудс».
Денис Штенгелов говорит, что компания не исключает размещения на одной из производственных площадок «Бриджтаун Фудс» (во Владимире) кондитерского направления. Однако свои стратегические планы относительно будущего предприятий «Бриджтаун Фудс» «КДВ Групп» не раскрывает. По словам Штенгелова, после завершения слияния компаний «КДВ Групп» сохранит оба направления деятельности: снековое и кондитерское. Синергия произойдет как на уровне управления предприятиями, так и на уровне логистики. Приобретение такого интересного актива может решить очень важную задачу «КДВ Групп»: производитель снеков, по словам Дениса Штенгелова, имеет сильные дистрибуционные позиции в Москве и Нижнем Новгороде, ими в перспективе сможет воспользоваться и томская компания. «Структура продаж теоретически получается хорошая, но ее еще нужно сформировать путем слияния компаний», — отмечает предприниматель.
Результаты кампании
«О результатах кампании говорить пока рано. Она проходила в два этапа: середина сентября — середина октября, середина ноября — середина декабря 2007 года. Транслировались два ролика для двух продуктов — вафли и крекеры. И как раз сейчас мы делаем анализ изменения объемов продаж. Первые данные свидетельствуют: они подросли, — констатирует Денис Штенгелов. — Но нужно, чтобы объемы не только выросли, но и закрепились. Вот если мы спустя полгода поймем, что объемы продаж системно находятся на более высокой отметке, тогда можно будет сказать: мы получили часть потребителей в долгосрочное пользование».
Компания планирует продвигать через федеральные каналы брэнд «Яшкино», повышать его узнаваемость. Денис Штенгелов не исключает, что после слияния с «Бриджтаун Фудс» «КДВ Групп» запустит рекламную кампанию на общефедеральном уровне.
Сергей Шарюков предполагает, что у марки «Яшкино» есть потенциал для того, чтобы стать успешным национальным брэндом. Рынок мучных кондитерских изделий не настолько перенасыщен, поэтому новый брэнд может найти свою нишу. «Для этого необходимо строго следовать выбранному позиционированию товара и направить постоянные коммуникации на целевую аудиторию. Разумеется, не только в коммуникациях кроется ключ к успеху брэнда, а и в других маркетинговых усилиях. Я имею в виду оставшиеся три «p« маркетинг-микса: product, price и placement», — говорит консультант.
С 7 декабря 2009 100-процентным владельцем ОАО «Сибирский берег интернешнл» стало томское ООО «Камелот-А». «Камелот-А» аффилирован с «КДВ Групп» (прежнее название — «Кондитерский дом «Восток»»), уточняют осведомленные источники по данным «СПАРК-Интерфакс»
Кондитерский гигант под Рамонью: что известно о воронежском заводе «КДВ» и бизнес-стратегии его владельца?
Воронеж. 27.03.2018. ABIREG.RU – Аналитика – С 2013 года в Рамонском районе реализуется один из крупнейших инвестиционных проектов Воронежской области – томская группа «КДВ» поэтапно вводит в строй кондитерский завод за 15 млрд рублей. Цифра баснословная не только по меркам Воронежа, но и большинства регионов России. Причем, в отличие от многих других инвесторов, «разбегающихся на рубль», кондитерский холдинг «разбегаться» не стал – сразу «ударил» на миллиарды рублей. Уже сейчас рамонский завод обеспечивает ¾ промышленного производства района. Компании понадобился всего год, чтобы выйти на прибыльность, причем объемы ее впечатляют – более 1 млрд рублей за 2016 год. Очевидно, успеху способствуют особая бизнес-философия и «помешанный» на сокращении издержек владелец. «Под нож» идут даже сакральные рекламные бюджеты, что делает «КДВ» одним из самых закрытых игроков традиционно закрытого кондитерского рынка.
Хочется подчеркнуть, что данный текст задумывался и по большей части писался еще до трагических событий в Кемерове, где в результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня» (входит в «периметр» холдинга «КДВ») погибли более 60 человек. К сожалению, абстрагироваться от этого дискурса теперь крайне сложно, особенно с учетом реноме Дениса Штенгелова. Однако я не буду делать огульных выводов и подменять работу следствия и суда. История воронежского кондитерского завода – это пример успешной реализации стратегии «выжженной поляны». Параллели и выводы вы можете сделать сами.
«Грешно не использовать»
Кондитерский холдинг «КДВ» – самый настоящий «чужак» на воронежской земле. Вопреки привычным алгоритмам развития бизнеса, когда наличие связей и лояльность имеют первостепенное значение, до появления нового предприятия в Рамонском районе ни саму группу, ни ее основного владельца Дениса Штенгелова с Воронежем не связывало ровном счетом ничего. Говорят, бывший генеральной директор «КДВ Воронеж» Вячеслав Вишневский когда-то пытался пробиться в состав футбольного клуба «Факел» – и это единственная «ниточка», которой можно хоть как-то «привязать» холдинг к региону. В шутку, конечно.
Сам Денис Штенгелов несколько раз пояснял, что решение о строительстве фабрики было продиктовано исключительно рациональными мотивами. «Хорошая сырьевая база, близость к географическому центру. Мы четко понимаем, чего хотим здесь», – говорил он в 2015 году в интервью «Абирегу». И следом добавлял пару дежурных фраз о благоприятном инвестиционном климате региона и работе властей.
По словам бывшего вице-премьера областного правительства по АПК Анатолия Спивакова, появление инвестора действительно было «рабочим» – наверное, таким, каким его в идеале и хотели бы видеть власти. «Обыкновенный поиск инвестора, встречи проходили с самыми разными людьми. Разместить фабрику здесь было бы рационально: у нас прилично сахара, прилично рабочей силы, актуальна логистика. Плюс не настолько мощное кондитерское производство, рынок позволяет», – отметил господин Спиваков.
Экс-чиновник вспоминает, что одним из принципиальных моментов, который прорабатывался параллельно с проектом «КДВ», было строительство рядом крахмало-паточного производства (ООО «СП Дон»), которое закрыло бы потребность предприятия в соответствующем сырье. Логика очевидна, минимизация издержек – это своего рода кредо «КДВ». «Грешно не использовать такие возможности для рациональной экономики, получения прибыли и влияния на ценообразование на конечной полке», – рассуждает Анатолий Спиваков.
Известно также, что параллельно группа вела переговоры о покупке липецкого актива украинского кондитерского олигарха Петра Порошенко, однако успехом они не увенчались. «Мы не смогли договориться о покупке Roshen и вместо этого приняли решение строить терминал в Воронежской области. Для нас вопрос закрыт, в том числе из-за политики. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но эти риски нам ни к чему», – рассказывал в интервью «РБК» Денис Штенгелов. По словам бизнесмена, он всерьез присматривался к активу, «но в итоге невозможно было договориться».
«Снековый король»
Российский кондитерский рынок считается одним из самых емких в мире. Например, в сегменте мучных изделий он уступает лишь Великобритании, Германии и США. Последний раз отрицательную динамику рынок демонстрировал в 2009 году, и то – незначительно. Начиная с 2010-го он стабильно растет. По данным Центра изучения кондитерского рынка, в 2017 году производство составило более 3,6 млн тонн (+2,5% к уровню 2016-го). Ровно половина из общего объема приходится на сегмент мучных изделий, порядка 30% – сахаристые изделия и 20% – шоколадные.
Условно на рынке можно выделить два типа игроков, комментирует директор по маркетингу крупного холдинга Александр Коробейник. Первый – международные компании с глубокой экспертизой в маркетинге и управлении брендами. Это, в первую очередь, «Мон’дэлис», «Нестле» и «Марс». Из российских – «Объединенные кондитеры», «Конти» и «Славянка». Второй тип – активно растущие лоукостеры. Ярким представителем последнего является «КДВ».
Томский кондитерский холдинг достаточно давно занял лидирующие позиции в сегменте снековой продукции – в конце «нулевых» он поглотил компании «Бриджтаун Фудс» («Три корочки»), «Сибирский берег» («Кириешки», BEERka) и «Золотой терем» («Баренцев»). Но с недавнего времени группа показывает впечатляющие результаты и в традиционной «кондитерке».
«С 2015 года «КДВ» является самым быстрорастущим производителем в сегменте кондитерских изделий после прайват-лейблов. Порядка 25% ежегодно, в том числе за счет популярности вафель «Яшкино» и запуска новинок. Их конфеты «Крокант» и «Чио Рио» вошли в Топ-5 новинок, которые прирастили максимальную долю рынка», – отметил Александр Коробейник.
Уже сейчас томский холдинг идет на четвертом месте по объему рынка с 6,7%. Впереди только «Мон’дэлис», «Объединенные кондитеры» и собственные бренды сетей. «Будучи лоукостером, «КДВ» в состоянии конкурировать с топ-игроком рынка. Имея цену на 20% ниже, они могут конкурировать на полке даже с прайват-лейблами», – уверен Александр Коробейник. По его оценке, томский холдинг в ближайшей перспективе способен нарастить свое присутствие до 8,7%.
На воронежском рынке, где лидерство стабильно удерживают «Объединенные кондитеры» (17,2%), «КДВ» идет пятым с объемом в 5,5%. За последние два года холдинг прирос здесь на 2,1%. При этом положительную динамику кроме него показывают только прайват-лейблы (+2,8%). В лидерах среди брендов «Яшкино» с 3,1% (естественно, после собственных брендов сетей, которые совокупно набирают 11,7%). С 2015-го прирост составил 0,9% (у прайват-лейблов – 2,7%).
Александр Коробейник выделяет три ключевых фактора роста «КДВ». Во-первых, формат лоукостера. Во-вторых, новые высокопроизводительные линии, которых пока нет у топовых игроков. Наконец, в-третьих, это собственная торговая сеть «Ярче!», которая позволяет быстро и эффективно тестировать новинки.
Если посмотреть на цифры, темпы роста холдинга станут нагляднее. По итогам 2016 года ООО «КДВ Групп» отчиталось о 95,32 млрд рублей выручки и 1,49 млрд рублей чистой прибыли, тогда как еще в 2012-м речь шла о 32,64 млрд и 102,2 тыс. рублей соответственно. Три года подряд выручка стабильно росла на треть – 32,8%, 38,1% и 35,2%. Только в последний отчетный период она замедлилась до 17,8% (+14,38 млрд рублей).
Почти половина – вклад рамонской фабрики, которая в 2016 выдала на-гора 8,82 млрд рублей выручки. За год до этого предприятие отразило в отчетности только 3,11 млрд рублей. Убытки в размере 126,4 млн рублей, которые компания понесла в 2015-м, сменились чистой прибылью в 1,01 млрд рублей.
«Аналогов нет»
Завод «КДВ» под Воронежем стал для группы 12-м предприятием по счету, но при этом первым, построенным с нуля. Можно сказать, что подобное вложение нетипично для рынка, где наращивание мощностей происходит в основном за счет модернизации имеющихся активов. За последние годы новым строительством отметился только «Марс» в Ульяновской области.
По словам специалиста, пожелавшего сохранить анонимность, российский кондитерский рынок близок к насыщению и уже демонстрирует его признаки. А игроков на нем, на секундочку, порядка 1,5 тысячи. В таких условиях ставка делается на технологичность и минимизацию расходов. Тенденция – приближение сырьевой базы к производству, и рамонский завод «КДВ» это хорошо иллюстрирует. Если раньше «кондитерки» размещались в основном по географическому принципу, то теперь их строят там, где это логистически выгодно, где можно сократить плечо доставки сырья.
В Воронежской области с этим, понятное дело, проблем нет: из поставщиков сахара можно хоть очередь выстроить, а эксклюзивного поставщика патоки «влепили» чуть ли не вплотную (если можно минимизировать издержки, почему бы не сделать это максимально?). Но «КДВ», похоже, планирует идти еще дальше – в собственную сырьевую базу. Так, в апреле прошлого года холдинг выкупил у «Белого фрегата» ряд хозяйств в Орловской области с общим земельным банком порядка 60 тыс. га. А в конце года стало известно о предстоящей покупке еще одного орловского актива – Колпнянского сахарного комбината (выручка в 2016 году – 3,54 млрд рублей).
Достоверно сказать, сколько сырья и в каких пропорциях потребляет рамонская фабрика, не получится – подобная информация закрыта и у более публичных компаний. Тем не менее можно предположить, что основная часть приходится на муку, поскольку после запуска производства самый серьезный прирост показала вафельная продукция «КДВ». По некоторым данным, на выпуске конфетных изделий под Воронежем задействовано порядка 10 линий. А вот сколько их всего – это вопрос.
На момент официального открытия в 2015 году речь шла о монтаже 28 линий мощностью 500 тонн в сутки, или 180 тыс. тонн в год. При этом Денис Штенгелов тогда уточнял, что потенциально количество линий может быть увеличено до 70-80, поскольку площади завода это позволяют. Согласно последнему отчету рамонской райадминистрации, на данный момент на предприятии смонтировано 48 линий, еще 21 находится в монтаже. Какова их общая проектная мощность, непонятно. Известно лишь, что за 2017 год объем производства составил 16,3 млрд рублей, что в 2,3 раза больше уровня 2016-го.
Оборудование «КДВ» поставляет из-за границы: конфетные линии – немецкого производства, вафельные – австрийского. Кроме того, какая-то часть мощностей перебрасывается под Воронеж с других предприятий холдинга, знает источник на профильном рынке. По его данным, под них даже специально расширяется площадь фабрики.
«Аналогов сосредоточения такого большого количества высокотехнологичных линий в одном месте в России нет. С определенным допущением можно говорить, что даже по меркам Европы это выдающееся производство», – поясняет источник.
К слову, строительство с нуля позволило «КДВ» реализовать проект на сверхсовременном уровне. По словам собеседника, фабрика отвечает жестким требованиям к организации производства и внутренней логистики, которые предъявляют к экспортерам, выходящим на европейский и американский рынки. У старых «кондитерок» с этим беда. Например, большинство фабрик многоэтажные, сырье и готовая продукция транспортируются по одним и тем же коридорам, на одних лифтах. Западные стандарты такого не приемлют.
У «КДВ» же вся технология выполнена в одном ярусе: в одну точку поступает сырье, из другой – выходит готовая продукция. Кроме того, производственные линии фактически переходят в логистический комплекс, что сводит к минимуму затраты на внутреннюю логистику. По собственным данным холдинга, складские мощности могут обеспечить загрузку готовой продукцией до 120-150 фур в сутки. На момент открытия называлась цфира в 52 тыс. паллетомест. Очевидно, эти ресурсы должны с запасом перекрывать выпуск самой кондитерской фабрики, поскольку рамонская площадка также принимает и распределяет потоки с других предприятий группы.
Безупречная репутация у воронежской фабрики сложилась и на рынке труда. Как поясняет собеседник, после запуска фабрики местные игроки ощутили серьезный кадровый отток, поскольку «КДВ» предлагает заработную плату, превышающую среднерыночный уровень раза в полтора. Налоговый потенциал актива оценить пока трудно, поскольку на данном этапе предприятие пользуется широким спектром льгот – на прибыль, имущество и транспорт. Однако уже сейчас очевидно, что в ближайшем будущем холдинг станет одним из крупнейших налоговых доноров региона.
«Выжигая поляну»
Наверное, никто не сможет рассказать о бизнес-стратегии «КДВ» лучше, чем сам Денис Штенгелов. В конце 2017 года предприниматель дал развернутое интервью «РБК», в котором доходчиво объяснил, на чем держится успех его кондитерского холдинга.
«Наши издержки минимальны, и мы можем довести до потребителя продукт с низкими ценами. Это наша ключевая компетенция», – пояснял предприниматель. Например, «КДВ» отличается от подавляющего большинства игроков полным отсутствием рекламы. «У нас нет статьи затрат на это. Если вы посмотрите балансы ведущих компаний, у них миллионы уходят на промоушен. Наш промоушен в том, что мы предлагаем потребителю низкую цену. Это наш маркетинговый инструмент. Наш бизнес похож на бюджетные авиакомпании. У них новый парк самолетов, хотя и нет навороченного питания на борту», – приводил аналогию Денис Штенгелов.
По словам предпринимателя, стратегия холдинга основана на жесткой экономии на доставке продукции от производства до потребителя, отсутствии рекламы и посредников. «Как создать скульптуру? Возьмите кусок камня и уберите лишнее. И мы убираем лишние расходы, кроме зарплат и затрат на сырье. Мы закупаем большую партию, везем ее правильно, имеем преференции в плане цен на сырье. Часть сырья вообще производим сами, у нас появилась своя мельница, мы выращиваем зерно, а теперь еще производим и сахар», – раскрывал секреты господин Штенгелов.
На кондитерскую продукцию в структуре выручки холдинга приходится порядка 70%, остальное – снеки. Около четверти производства ориентировано на экспорт (страны СНГ, Европы, Китай и США). Как признался бизнесмен, топ-менеджмент «КДВ» осознанно не раскладывает бизнес по направлениям – «главное, чтобы в целом была прибыль». «Конечно, если мы понимаем, что надо улучшать что-то в вафельном направлении, то мы это делаем. Но приоритеты меняются: сегодня это вафли, а завтра – чипсы. Сейчас мы серьезно рассматриваем вариант диверсификации за счет близких нам категорий товаров. Это не обязательно «кондитерка» и снеки. Ведь мы можем в одной цепочке всё доставлять до розничной точки», – уверен предприниматель.
Аналогичным образом строится и глобальная стратегия развития «КДВ». «Наши снеки производятся внутри страны и не зависят от колебания валют. Но говорить с умным лицом, что мы это как-то сознательно использовали, просчитали заранее, нельзя. Все наши шаги, в том числе и скупка активов, очень простые. Если человек занимается бизнесом, то это просто или сложно. Вот у нас сильная сторона – делать просто», – пояснял Денис Штенгелов.
Группа непрерывно кредитуется у ряда стратегических партнеров – Сбербанка, Связь-банка, Газпромбанка, ВТБ и ЮниКредит Банка. При этом долговая нагрузка растет вместе с бизнесом. По словам предпринимателя, финорганизации не обращают внимания на нетипичную стратегию «КДВ». «Их интересует конкретика: если вы это купите, то как вернутся бабки? Если мы, например, хотим кого-то купить и идем брать деньги в банк, то доказываем, что дает поглощение: если мы присоединим компанию, то деньги, потраченные на приобретение, вернутся, например, через пять лет. Но это не план – это расчет. Главный вопрос банкиров: а не упадут ли продажи и прибыль у покупаемой компании? Если продажи падают, то вся логика процессов рушится. Тут-то я обычно и рассказываю про лоукостер – из двух компаний остается одна. Но при этом у «КДВ групп» есть своя логистика и дистрибьюция. Значит, не надо делиться маржой с дистрибьютором, содержать штат продажников. То же самое с управлением компании – мы экономим деньги, выжигая поляну. Любой независимый производственный бизнес тратит немалые суммы на управление и продажи. Приходим мы, и всё это берет на себя холдинг – затраты становятся нашей маржой. И даже если вдруг мы упадем в продажах на 20%, это не катастрофа, у нас же нет теперь лишних расходов на управление. Мы в принципе строим бизнес-модель и на постоянном росте, и на выжигании ненужных издержек», – резюмировал Денис Штенгелов.