кдв сбербанк что это
Термины и сокращения используемые при описании системы Сбербанк Бизнес ОнЛайн
Перечень сокращений руководства по Сбербанк Бизнес ОнЛайн
Перечень терминов
Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами.
International Mobile Subscriber Identity – международный идентификатор мобильного абонента (индивидуальный номер абонента), ассоциированный с каждым пользователем мобильной связи стандарта GSM, UMTS или CDMA.
Автоподпись – вариант формирования электронной подписи, при котором система Сбербанк Бизнес ОнЛайн сама выбирает, какие криптопрофили должны быть использованы для формирования подписи.
Аналог собственноручной подписи – одноразовый пароль, высылаемый по СМС. Может использоваться в системе Сбербанк Бизнес ОнЛайн для подтверждения авторства документа и отсутствия в документе искажений наряду с электронной подписью.
Бизнес-счет – счет юридического лица (или индивидуального предпринимателя) в подразделении Сбербанка для учета операций, совершаемых Держателями карт с использованием Корпоративных карт, выпущенных к этому счету.
Вексель – ценная бумага, содержащая письменное безусловное долговое абстрактное денежное обязательство Банка перед векселедержателем. Вексель может быть передан другому лицу посредством передаточной надписи.
Возобновление обслуживания в системе (возобновление действия договора) – возврат учетной записи клиента АС Сбербанк Бизнес ОнЛайн в штатное состояние, при котором доступны все подключенные услуги, а также списывается комиссия за обслуживание в системе.
Депозитный сертификат – именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита в валюте Российской Федерации, внесенного в Банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.
Держатель корпоративной карты – сотрудник Предприятия, получивший карту по заявлению Предприятия с отнесением операций, совершенных с использованием Корпоративной карты, на бизнес-счет.
Инструкция – в рамках документации по системе инструкция (сокращенно инстр.) – подробное описание последовательности действий, которые необходимо выполнить в системе «Сбербанк Бизнес ОнЛайн» или в сторонней системе для решения некоторой элементарной задачи: осуществления операции над одним или несколькими объектами системы, запуска приложения, задания значений конфигурационных параметров и т.д. Примеры инструкций: создание / редактирование документа ДБО, подпись документа ДБО, измение пароля для входа в систему.
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи – сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.
Клиент банка – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, занимающееся частной практикой в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, заключившее с банком договор на предоставление услуг с использованием системы «Сбербанк Бизнес ОнЛайн».
Клиентская служба – банковская служба технической поддержки клиентов. Контактные данные службы указаны, в частности, в форме авторизации (при подключении к системе посредством канала доступа Интернет-Клиент).
Консалтинговый центр – центр по обслуживанию ВЭД и валютному контролю.
Корпоративная карта – карта, позволяющая её Держателю проводить операции по бизнес-счету.
Неснижаемый остаток (HCO) – сумма денежных средств, которую Клиент обязуется иметь на своем банковском счете в течение оговоренного Банком и Клиентом срока.
Отчет по операциям с картой (картами) – документ, составленный Банком, который отражает операции по карте (картам) за отчетный период.
Отчет по бизнес-счету карты – документ, составленный Банком, который отражает операции по БС за отчетный период.
Приостановление обслуживания в системе (приостановление действия договора) – состояние временной блокировки пользовательской активности в Сбербанк Бизнес ОнЛайн, при которой не начисляется комиссия и недоступны никакие функции, кроме возобновления обслуживания.
Профиль отображения списка документов – именованный набор параметров фильтрации и сортировки списка документов некоторого типа.
Реестр платежей – документ по операциям с банковскими картами (в электронной форме), подготовленный ЦСИТ, содержащий информацию об операциях, совершенных Держателями банковских карт Банка, а также информацию об операциях эквайринга, совершенных в пунктах выдачи наличных (ПВН) Банка, банкоматах Банка, на предприятиях торговли и сферы услуг, расчеты с которыми проводят филиалы Банка. Реестр платежей служит основанием для проведения операций по счетам, открытым в Банке, в том числе и по счетам МФР территориальных банков, отделений, лицевым счетам Держателей карт и бизнес-счетам Предприятий.
Связанные поля экранных форм – логически связанные поля экранных форм, заполняемые данными из какого-либо одного справочника системы. При выборе из справочника значения одного из полей значения остальных полей система заполняет автоматически. Работа со связанными полями описана в инстр.
Справочник – структурированный набор справочной информации, используемой при формировании документов различного типа.
Токен (USB-токен, USB-брелок) – разновидность сменного носителя криптографических ключей: электронное персональное устройство хранения ключевой информации ЭП в защищенном на аппаратном уровне виде. Подключается к USB-разъему ПК пользователя.
Учреждения Банка России – учреждения, организации и подразделения, входящие в систему Банка России и включенные в справочник БИК РФ.
Унифицированные форматы электронных банковских сообщений – единые по всей территории России форматы электронных сообщений, предназначенные для электронного обмена подразделений Банка России с клиентами Банка России, расположенными на территории Российской Федерации, при осуществлении безналичных расчетов в валюте Российской Федерации.
Электронная подпись – реквизит электронного документа, являющийся аналогом собственноручной подписи и предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки и искажений. Под документом может быть несколько подписей, каждая из которых заверяет какое-либо действие.
Электронный документ – электронный образ документа (платежного или иного), представленный в согласованном участвующими в документообороте сторонами формате, определяемом программными средствами создания документа.
Денис Штенгелов: роскошь после «Вишни»
Пока родственники погибших в «Зимней вишне» слушают приговор по страшному делу, оказавшийся вне подозрений бывший совладелец ТРК зарабатывает миллиарды в России и ведет роскошную жизнь в Австралии.
Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Кемеровской области, крупный производитель кондитерских изделий и снеков KDV Дениса Штенгелова (бренды «Яшкино», «Кириешки»), управляющий продуктовыми магазинами «Ярче!», расширяет розничный бизнес. Группа запускает непродовольственную сеть Hit Super Price, которая может стать новым федеральным игроком на рынке дрогери.
Бенефициара «КДВ групп» Штенгелова называют кондитерским королем: ему принадлежат 11 фабрик по стране. Кроме того, он же и «снековый король» страны, владеющий брендом Кириешки. А еще томский миллиардер построил в Австралии горнолыжный курорт и спортивно-развлекательный комплекс для тех, кто профессионально играет в гольф или теннис. Поговаривают, что в Австралии он и проводит большую часть времени.
Но в России господина Штенгелова знают даже не по его кондитерским изделиям и снекам, а по чудовищной трагедии в ТРК «Зимняя вишня» в Кемерово, случившейся в 2018 году.
Причем же тут Денис Штенгелов? Дело в том, что ритейлеры, чьи магазины работали в сгоревшем торговом центре, подписывали договоры аренды площадей с Кемеровским кондитерским комбинатом, владельцем которого называли Штенгелова. Несколько источников «Ведомостей» сообщили журналистам, что именно «КДВ групп» Штенгелова была собственником ТЦ.
Однако к самому Штенгелову не было предъявлено даже подозрений. В результате сроки получили те, кто также должен нести ответственность, но лишь её часть. Они, и, особенно, пожарные, и вовсе похожи на «стрелочников». Судя по всему, денег откупиться у них не было.
Приговором по трагедии в Зимней вишне остались недовольны все, а к Денису Штенгелову и вовсе не оказалось никаких подозрений
Доходы растут
Никто не удивится, что о приговоре по тому страшному делу Денис Штенгелов узнал из своего имения в Австралии. В стране пребывания он занимается, в основном, инвестициями в недвижимость и спортивную инфраструктуру.
Однако деньги он предпочитает зарабатывать в России, и дела у него идут все лучше. В трагическом для Кемерова и всей страны 2018 году выручка компании составила более 108 млрд рублей, а чистая прибыль перевалила за полтора миллиарда. По итогам же 2020 года выручка «КДВ групп» перевалила уже за 150 млрд рублей, прибыль составила 3,5 млрд рублей.
Если же взять материнскую структуру бизнесмена, АО «КДВ», то там прибыль за 2020 год и вовсе перевалила за 12 млрд рублей, при том, что выручка составила 19 млн рублей. Логично предположить, что через компанию прогоняется большая часть средств с бизнесов Штенгелова, которая затем может оседать в его офшорах.
После трагедии в «Зимней вишне» дела в «КДВ Групп» пошли в гору
Кроме того, этот же бизнесмен является крупным поставщиком по государственным контрактам. Их набралось уже на 560 млн рублей, и сумма продолжает увеличиваться. То есть складывается ощущение, что после трагедии дела Штенгелова пошли в гору. А оказал ли он сам какую-то помощь пострадавшим? Информации об этом нет.
Тайга в опасности
Начав в 90-е с мелкооптовой торговли семечками, которые он перепродавал пенсионеркам, вскоре новоявленный бизнесмен приобрел Яшкинский пищекомбинат, выпускавший печенье и вафли.
Ближе к «нулевым» в активах Штенгелова значились уже несколько торговых марок, производящих в основном «закуски с пряностями». Для голодного и недовольного в 90-е годы населения России эта дешевая продукция, как нельзя кстати идущая вкупе со спиртным, возымела огромную популярность.
Однако на всем пути бизнесмена сопровождали скандалы. К примеру, пару лет назад в городе Тайга в Кемеровской области сильно испортилась питьевая вода. Оказалось, что завод Штенгелова в Яшкино сбрасывал в местную речку свои отходы, вниз по течению которой и расположен городок. Эта речка является единственным для города водозабором.
Взяв на экспертизу воду, специалисты выявили ряд весьма опасных для жизни веществ. Как выяснилось при последующей проверке, установленные на предприятии очистные сооружения даже не были введены в эксплуатацию. Ничего эта ситуация не напоминает?
Украино-австралийское семейство
К началу 2000-х у Дениса Штенгелова уже было несколько кондитерских комбинатов. Возможно они были получены в результате, когда владельцам делали предложение, от которого нельзя было отказаться. Однако настоящий «успех» пришел в 2008 года, когда были приобретены ЗАО «Бриджтаун фудс» (ТМ «Три корочки»), а потом 100% Сибирский берег интернэшнл» (ТМ «Кириешки»).
Возможно, предприниматель воспользовался ситуацией, в которой оказались после кризиса много компаний. На тот момент «Сибирский» владел 50% рынка сухариков в России и отдавать такую фирму – лидера рынка – смысла акционерам не было никакого. Однако пришлось. И здесь, видимо, не последнюю роль мог сыграть глава «Сбербанка» Герман Греф, который занял этот пост осенью 2007 года.
Правдивость официальной версии становления бизнесмена вызывает недоверие. Даже если вспомнить, что российские предприятия в бурные 90-е действительно переходили в частные руки в буквальном смысле за копейки, то в независимость молодого коммерсанта верится с трудом. И вот тут интересное обстоятельство: оказывается, отец будущего миллиардера Николай Штенгелов занимал должность директора совхоза «Нелюбинский».
Не при отцовской ли поддержке начался «процесс первоначального накопления капитала»? Но дальше – больше. В начале 2000-х Штенгелов-старший уехал на Украину, в Запорожскую область. Сегодня он может быть владельцем агропромышленного предприятия Петровское. По слухам, он же является членом Запорожского областного союза промышленников и предпринимателей «Потенциал».
Но есть и другая информация. Как утверждают авторы сайта «Реноме», отец Штенгелова не просто живет в Украине, но и якобы отметился там финансированием печально известных добровольческих батальонов, которым приписывают множество преступлений на Донбассе.
Экспансия в красивую жизнь
В апреле стало известно, что «КДВ Агрохолдинг» (часть группы «КДВ») выкупила сразу несколько новых сельсхозактивов на территории Тамбовской области. Речь о ООО «Мегаферма «Шереметьево», ООО «Печаево-Нива» и ООО «Тамбовская земельная компания», которые ранее были аффилированы с холдингом «Красный восток» погибшего в феврале прошлого года экс-депутата Госдумы Айрата Хайруллина.
Спустя месяц «КДВ Агрохолдинг» получило долю в 74,5% в ООО «Тамбовагроинвест», бенефициарами которого ранее являлись датские компании «Danrus Agro ApS» и «Avgas ApS», а также сингапурская «Pinnacle Group of Companies Pte Ltd».
Логично предположить, что компания останется на этих офшорах, или будет переписана на собственно штенгеловские. То есть денежки вновь будут уходить за рубеж, видимо, в качестве налогов австралийскому государству.
Денис Штенгелов прекрасно себя чувствует в Австралии?
В это время вся семья Штенгелова живет красивой жизнью, его дети хвастаются дорогим отдыхом в социальных сетях, летают на частных самолётах. О роскошной жизни семейства пишет издание «Лайф». Моральная же сторона вопроса остаётся, как вы понимаете, за скобками. Впрочем, видимо такие человеческие качества оказались Штенгелову просто необходимы, чтобы «выбить» себе место под солнцем.
Владелец «Кириешек» — РБК: «Мы экономим деньги, выжигая поляну»
Известно, что первые деньги Штенгелов заработал в середине 1990-х, когда вместе с друзьями организовал склад, с которого мелким оптом продавал семечки бабушкам, чтобы те торговали ими на улицах. Позже стал продавать семечки кондитерским фабрикам, а в 1997 году выкупил одну из них в поселке Яшкино Кемеровской области.
После кризиса 2008 года «КДВ групп» пошла ва-банк: приобрела компании «Бриджтаун Фудс», «Сибирский берег» и «Золотой терем», крупнейших в России производителей чипсов, сухариков и сушеных морепродуктов. По данным Euromonitor International, в 2016 году «КДВ групп» стала вторым по продажам производителем сладких снеков на российском рынке, уступив международной Mondelez (печенье Oreo, крекеры Tuc), и вторым игроком в категории закусок с пряностями, уступив компании Frito-Lay (чипсы Lay’s).
Из чего состоит «КДВ групп»
В состав «КДВ групп» входит 11 фабрик и несколько десятков логистических центров. Совокупная выручка холдинга в 2016 году составила 95,3 млрд руб. (прибыль — 1,49 млрд руб.). Основные активы: Яшкинский пищевой комбинат, мукомольное производство и тепличный комплекс в Кемеровской области, кондитерская фабрика «Красная звезда» в Томске, кондитерский комбинат «Озерский сувенир» и кондитерская фабрика «Грань» в Московской области, кондитерская фабрика в Воронежской области, производственно-логистический комплекс в Тверской области, кондитерская фабрика в Ульяновске, сельскохозяйственный кооператив в Алтайском крае и др. Продукция холдинга в основном продается в сегменте масс-маркет: это вафли, печенье, конфеты, пряники, карамель, а также сухарики, чипсы и сушеная рыба. Ключевые бренды: «Яшкино», «Кириешки», «Бабкины семечки», «Три корочки», «Чипсоны», «Баренцев», «Хрустящий картофель», Beerka и др. В компании работают более 16 тыс. человек.
«Живу спокойно, делаю дела»
— Кому сейчас принадлежит «КДВ групп» — это те же друзья по университетской скамье, с которыми вы начинали бизнес?
— Структура собственности у нас менялась в середине 2000-х годов. Часть основателей вышла из бизнеса, но я не буду раскрывать детали, такова наша внутренняя этика. Но в «КДВ групп», розничной сети «Ярче!» и Кузбасском пищекомбинате у меня близко к контрольному пакету. Если случится IPO, эта информация будет доступна. Подождите чуть-чуть.
— А вы планируете IPO?
— Да, мы рассматриваем IPO, но не в 2018 году. Сейчас мы только изучаем, как это происходит, как оценивается бизнес. За последний год я встречался с несколькими людьми, которые организуют IPO. Но потому что хотел их послушать, это всегда интересно.
— Очевидно, столь высокая оценка Bloomberg связана с тем, что ваш бизнес быстро растет. Еще в 2012 году выручка «КДВ групп» была 32,6 млрд руб., а в 2016-м — 95,3 млрд руб. Чего ожидаете от 2017 года?
— Мы ставим внутреннюю задачу — расти двузначными темпами. Думаю, у нас получится. Но конкретных целей нет. Мы делаем какие-то вещи, а потом смотрим, как все складывается. Пока все складывается неплохо.
— Вы как-то сказали, что никогда ничего не планируете и не пишете бизнес-планов. Этот принцип сохранился?
— Да, я этим живу и действительно не знаю будущего. Зато получаю удовольствие здесь и сейчас. Использую ситуацию, которая складывается вокруг. Никаких планирований на пять лет. Надо четко понимать, что есть сейчас, а потом делать следующий шаг.
— Несмотря на отсутствие четкого планирования, какие-то элементы классического менеджмента все-таки есть в вашей компании?
— Есть, но мы стараемся не уходить в формальности. Мне просто звонит человек, у которого есть вопросы, и мы с ним спокойно все обсуждаем: встречаемся в ближайшее время — лично или через Skype. Наш совет директоров возникает не тогда, когда мы его запланировали, а когда есть жизненная необходимость. У нас есть проблема сегодня — мы ее сегодня же и решаем, а не ждем дня, когда назначена дата собрания. Мы пляшем не от статуса людей и задач, а от потребностей бизнеса. В таких условиях главное — не отключать телефон.
— А официальный совет директоров вообще-то есть?
— Да, мы же акционерное общество. Но это не классический совет директоров. Его члены занимаются бизнесом, и мы общаемся гораздо чаще, чем этого требует регламент. Насколько чаще? По мере возникновения проблем.
— Быть может, это вас и отличает от международных конкурентов?
— Клянусь, я не знаю, как устроена их жизнь! Мне это просто не интересно.
— Аналитики консалтинговой компании Walnut Capital считают, что вы использовали рецессию в экономике страны для того, чтобы расширить и укрепить свой бизнес. А в Центре исследований кондитерского рынка говорят, что «девальвация рубля вызвала рост цен на какао. выросли цены на шоколад. россияне стали отдавать предпочтение мучным кондитерским изделиям». Это действительно так?
— Наши снеки производятся внутри страны и не зависят от колебания валют. Но говорить с умным лицом, что мы это как-то сознательно использовали, просчитали заранее, нельзя. Все наши шаги, в том числе и скупка активов, очень простые. Если человек занимается бизнесом, то это просто или сложно. Вот у нас сильная сторона — делать просто.
— Но очевидно же, что слабый рубль помогает вам наладить экспорт. Какая доля выручки сейчас приходится на зарубежные страны?
— Около 25% продукции отправляется в 40 стран (Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Китай, Киргизия, Молдавия, Монголия, Узбекистан, США и др. — РБК). Достаточно неплохая ситуация складывается с Китаем. Но там работают наши партнеры — в штате компании есть русские люди, а сами дистрибьюторы местные. Если говорить про западные страны, то львиная доля продаж в Германии и США приходится на русскоязычное население.
— Какие категории товаров приносят вам основную прибыль?
— Примерно 30% выручки — это снеки, а 70% — кондитерка. А по поводу прибыли я не могу ответить, так как не знаю. Мы осознанно не мониторим и не раскладываем бизнес по направлениям — главное, чтобы в целом была прибыль. Конечно, если мы понимаем, что надо улучшать что-то в вафельном направлении, то мы это делаем. Но приоритеты меняются: сегодня это вафли, а завтра — чипсы. Сейчас мы серьезно рассматриваем вариант диверсификации за счет близких нам категорий товаров. Это не обязательно кондитерка и снеки. Ведь мы можем в одной цепочке все доставлять до розничной точки.
Миллиардер из Томска
Денис Штенгелов родился в 1972 году. Окончил экономический факультет Томского государственного университета. Помимо «КДВ групп» контролирует розничную сеть «Ярче!» и Кузбасский пищекомбинат (производство колбас, мясных деликатесов и полуфабрикатов). У предпринимателя трое детей. С 2009 года двое сыновей, дочь и супруга Штенгелова живут в Австралии, сам предприниматель живет на две страны. Увлекается бегом и шахматами — каждое утро начинает с пробежки.
«Наш бизнес похож на бюджетные авиакомпании»
— Сейчас активно растет рынок «здоровых снеков», ваши конкуренты занимают свободную нишу. Вам это интересно?
— О здоровье мы думаем серьезно. Но я бы не стал делить снеки на здоровые и нездоровые. Наши поставщики сырья — это ведущие транснациональные компании Cargill и Barry Сallebaut. Весь бизнес этих компаний основан на репутации. И меня обижает, что люди думают: раз «КДВ групп» продает дешево, значит, у них плохое сырье. У нас гипертрофированная паранойя по поводу качества.
Дело в другом: наши издержки минимальны, и мы можем довести до потребителя продукт с низкими ценами. Это наша ключевая компетенция. Мы этим занимается уже 20 лет, и это позволило получить какое-то временное преимущество на рынке. Когда люди не понимают, как это можно делать, они начинают додумывать. Но обратите внимание, например, что мы не даем рекламу. У нас нет статьи затрат на это. Если вы посмотрите балансы ведущих компаний, у них миллионы уходят на промоушен. Наш промоушен в том, что мы предлагаем потребителю низкую цену. Это наш маркетинговый инструмент.
— А каковы все-таки расходы «КДВ групп» на маркетинг? Нельзя же совсем без продвижения.
— Если вы говорите про центральное телевидение, то расходов нет совсем. Наш бизнес похож на бюджетные авиакомпании. У них новый парк самолетов, хотя и нет навороченного питания на борту. А я предпочту новый самолет старому, если будет выбор. С нашим продуктом то же самое. Жесткая экономия на доставке продукции от производства до потребителя, минимум рекламы и посредников. Как создать скульптуру? Возьмите кусок камня и уберите лишнее. И мы убираем лишние расходы, кроме зарплат и затрат на сырье. Мы закупаем большую партию, везем ее правильно, имеем преференции в плане цен на сырье. Часть сырья вообще производим сами, у нас появилась своя мельница, мы выращиваем зерно, а теперь еще производим и сахар.
— Судя по объявлению на вашем сайте, вы ищете овощевода для работы еще в одном новом проекте. В описании этой компании в базе «СПАРК-Интерфакс» даже написано, что будете выращивать арбузы.
— Ну нет, арбузы в Сибири мы выращивать не будем. Мы выращиваем картофель для чипсов. А теплицы — это отдельный проект, где лично я выступаю как инвестор. Долю не раскрою, но планирую, что проект принесет мне доход.
— Вы хотели купить фабрику Roshen в Липецкой области, которую основал президент Украины Петр Порошенко. Сейчас она законсервирована. Почему сделка не состоялась?
— Мы не смогли договориться о покупке Roshen и вместо этого приняли решение строить терминал в Воронежской области. Для нас вопрос закрыт, в том числе из-за политики. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но эти риски нам ни к чему. Об этом писали больше, чем длился наш диалог. Я смотрел этот объект, но в итоге невозможно было договориться.
— Весь ваш агрессивный рост был профинансирован за счет нескольких кредитных линий. Например, только в 2009 году Сибирский банк Сбербанка выделил «КДВ групп» кредит 2 млрд руб. на покупку компании «Сибирский берег». В 2012 году была открыта кредитная линия с лимитом 1 млрд руб. в Связь-банке. Вам удалось эти кредиты погасить?
— Со Сбербанком и еще несколькими банками у нас стратегическое партнерство. Кредиты открываются и гасятся, это непрерывный процесс. Кредитные линии так или иначе открыты сейчас в пяти банках: в Связь-банке, Газпромбанке, ВТБ, ЮниКредит Банке. Мы свои обязательства выполняем: долговая нагрузка растет вместе с бизнесом.
— Вы говорите, что живете без планов и действуете по обстоятельствам. Но как на это реагируют банки?
— Для меня план — это некая «дорожная карта» действий: пошел туда, сделал это. Но банкам, как и мне, эта детализация не нужна. Их интересует конкретика: если вы это купите, то как вернутся бабки? Если мы, например, хотим кого-то купить и идем брать деньги в банк, то доказываем, что дает поглощение: если мы присоединим компанию, то деньги, потраченные на приобретение, вернутся, например, через пять лет. Но это не план — это расчет.
Мы говорим банку: вот компания продает на 1 млрд руб., вот маржа, которую мы получим после присоединения — 20%, или 200 млн руб. Соответственно, если мы не упадем в продажах, то через пять лет деньги вернутся. Банки видят, что мы логичны. Они нам часто верят немножко больше, чем другим, потому что у нас богатый опыт M&A. Хотя мировая статистика по слияниям и поглощениям обычно плохая: больше половины таких сделок не приносят желаемого результата тем, кто их проводит. У нас же ситуация другая. После первой покупки прошло уже десять лет, и мы получили те результаты, которых ждали.
— А на что банки больше всего обращают внимание при кредитовании сделок M&A?
— Главный вопрос банкиров: а не упадут ли продажи и прибыль у покупаемой компании? Если продажи падают, то вся логика процессов рушится. Тут-то я и обычно и рассказываю про лоукостер — из двух компаний остается одна. Но при этом у «КДВ групп» есть своя логистика и дистрибуция. Значит, не надо делиться маржой с дистрибьютором, содержать штат продажников. То же самое с управлением компании — мы экономим деньги, выжигая поляну.
Любой независимый производственный бизнес тратит немалые суммы на управление и продажи. Приходим мы, и все это берет на себя холдинг — затраты становятся нашей маржой. И даже если вдруг мы упадем в продажах на 20%, это не катастрофа, у нас же нет теперь лишних расходов на управление. Мы в принципе строим бизнес-модель и на постоянном росте, и на выжигании ненужных издержек.
«Я патологический лентяй, и мне неинтересно знать, что делают другие»
— Давайте поговорим про другой ваш проект, не входящий в «КДВ групп», — розничную сеть «Ярче!», которая в прошлом году вышла и на московский рынок. У вас уже 473 точки по всей стране. В последние годы лидеры рынка поглощали независимые сети, а вы создали нового игрока. Зачем? На кого вы ориентировались?
— Мы до сих пор в поиске бизнес-модели. А подражать кому-либо бессмысленно. Так всегда проигрываешь. Надо делать свое, ведь у каждого свои стартовые возможности. А это достаточно непонятный путь. Поэтому я вообще не слежу за конкурентами. Это не помогает стать сильнее. Мы принимаем решения, исходя из внутренних обстоятельств, и никогда не теряем время на изучение других стратегий. Дело в том, что конкуренты делают свою стратегию, исходя из своих возможностей. Их опыт может быть не просто бесполезным, но и опасным. Я лентяй, и мне неинтересно знать, что делают другие. Мне интересно заниматься тем, что окружает меня.
«Ярче!» — это стартап, это интересно. В моей картине мира «Ярче!» должна расти на 20–30% ежегодно. Ресурсы на это у компании есть.
— «Ярче!» — это часть вашей политики лоукостера?
— Получается так, мы делаем ставку на внутреннюю кооперацию, которая позволит сократить количество взаимодействий между компаниями. Мы убираем посредников, «бляшки» системы, которые приводят к увеличению цен. Мы уже успешно делаем это с кондитеркой: с момента производства до момента появления на полке проходит очень небольшое время. Очевидно, что создать розничный магазин совсем без посредников-поставщиков невозможно, но мы хотим работать с партнерами, которые мыслят, как мы, — как доставить товар до потребителя по самому короткому пути.
— А о молочном производстве вы не задумывались? В этом году российские бизнесмены активно вкладывались в молочное дело.
— Я не вижу, каким образом мы могли бы интегрировать молочное дело в наш бизнес, чтобы он не был низкорентабельным. Плюс я редко его пью: стараюсь быть веганом, после того как прочитал «Китайское исследование» Колина Кэмпбелла и «Энергию крахмала» Джона Макдугалла. Я много бегаю, результаты для моего возраста неплохие. Хочу знать, что надо жрать, простите, чтобы бежать хорошо. Это даже не вопрос здоровья, а спорта. Издеваюсь над собой где-то год.
— И за какое время пробегаете марафон?
— 2:49 — мой личный рекорд на марафоне в Берлине два месяца назад.
— У «Ярче!» будет онлайн-магазин?
— Летом «КДВ групп» уже запустила интернет-магазин и доставляет по Томску любые заказы от 300 руб. из сети «Ярче!» бесплатно. Еще такие онлайн-магазины работают во Владимире, Кемерово и будут открыты в других городах. Задача сделать онлайн везде, где есть наши филиалы, — в 80 городах России до конца следующего года. Конечно, минимальная сумма заказа будет отличаться в разных населенных пунктах. Но я считаю, что если сделать правильную экономическую модель, то даже с такой суммой минимального заказа можно зарабатывать.
— А вы когда-нибудь задумывались перенести головной офис в Москву?
— У нас здесь есть склады, но офиса нет. Я патологический лентяй, нужно прилагать усилия, а я не хочу.
— Да, отчасти личный. Я вложился в теннисную академию в Австралии, потому что в Сибири открывать такую академию — это было бы то же самое, что выращивать арбузы. Что такое теннисная академия там? Это открытое пространство, корты, и 330 дней в году люди могут играть в теннис. Ну где в России такое возможно? Центр открылся год назад. Сейчас тренируются 200 детей. Бизнесом управляет моя сестра. Я — «спящий инвестор», никакого оперативного участия не принимаю: мне с точки зрения бизнеса это не очень нравится. Мне нравится печь пряники.
— И что будет с бизнесом на пряниках и чипсах в ближайшее время?
— Сейчас такая фаза, когда мы хотим отладить процессы — рост все-таки у нас очень агрессивный. Будем ли еще поглощать других? Не буду зарекаться. Но в ближайшее время покупать ничего не собираемся.