кедр или ель для гитары что лучше

Ель или кедр: какой материал верхней деке подойдёт вам?

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Общее звучание акустической гитары складывается из множества факторов, таких как размер корпуса, его форма и породы дерева, использованные для изготовления гитары. На звучание так же влияет ваш стиль и манера игры. Очень важно, чтобы особенности вашей игры наилучшим образом сочетались с гитарой, на которой вы играете.

В первую очередь верхняя дека воспроизводит звучание гитары и передаёт оттенки звучания древесины, использованной в качестве материала корпуса.

Красный кедр – древесина, которую Takamine широко используют в своих моделях. Кедр звучит мягко и легко, особенно по сравнению с Ситхинской елью, которая также крайне часто используется для изготовления акустических гитар. Для того, чтобы заставить звучать кедр, не нужно прикладывать много усилий, что делает эту древесину прекрасным вариантом для музыкантов с лёгким звукоизвлечением или музыкантов, которые играют в технике фингерстайл. Кедр также заставляет гитары с небольшим корпусом звучать громче, чем вы можете ожидать.

Кедр вряд ли подойдёт музыкантам, обладающим мощным звукоизвлечением: таким музыкантам кедр может показаться слишком «плоским» и скучным. В этом случае, лучше отдать предпочтение верхней деке из ели.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Ситхинская ель – пожалуй, самая популярная разновидность ели для производства акустических гитар, обладает более жёсткой и плотной древесиной по сравнению с кедром, поэтому понадобится больше энергии, чтобы заставить её звучать. Если вы привыкли играть мощным боем, это – ваш идеальный выбор. Ель звучит громче кедра, и она лучше подходит для гитар с большим корпусом, например, для дредноутов или джамбо. У Takamine так же существует специальная серия Thermal Top (TT) – в рамках этой серии ель для верхней деки высушивается в специальных печах, благодаря чему она звучит более мягко, немного напоминая кедр.

Источник

Как древесина влияет на «окрас» гитарного звука

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Сорт древесины, из которого изготовлена верхняя, нижняя деки и обечайки гитары, оказывает важнейшее влияние на ее звук. Уникальные физические свойства каждого сорта дерева – например, плотность и жесткость – преобразовываются в звуковые нюансы. Таким образом, разные сорта дерева будут обладать разным количеством низких, высоких и средних частот, а также уровнем сустейна.

Технология изготовления гитары, так же как и технология приготовления блюда на кухне, играет огромную роль в звуке инструмента. Это то, как он сочетает и смешивает все свои ингредиенты для того, чтобы получить неповторимый вкус своего собственного производства.

Твердые и мягкие сорта древесины

Древесина, применяемая для изготовления гитар, часто делится на мягкую и твердую.

Мягкие сорта весят значительно меньше, но имеют хорошую эластичность. Баланс легкости, прочности и эластичности сделали мягкие сорта популярным выбором для изготовления верхней деки гитар. Прежде всего используются такие сорта, как ель и кедр. Ситхинская ель – самая частоиспользуемая порода для изготовления верхней деки. Она достаточно плотная, но при этом эластичная, что позволяет получать чистый акустический звук с хорошим динамическим диапазоном и сустейном. (Ель также используется для изготовления корпусов пианино и смычковых инструментов, например, скрипок). Некоторые сорта твердой древесины, такие как красное дерево или коа, тоже могут использоваться для изготовления верхних дек гитар.

Массивная древесина или ламинированная конструкция

Массивная древесина создает наиболее широкий и полнозвучный тембральный спектр, в результате чего рождается превосходный звук. Гитары из массива более дороги в производстве из-за стоимости материала и технологии производства. Древесина должна быть спилена, высушена, раскроена с соблюдением определенных климатических условий.

Ламинированная древесина представляет собой слоеную конструкцию, как правило, со шпоном с обеих сторон и более тонкими слоями в центре. Обычно такая древесина звучит менее насыщенно, однако имеет ряд своих преимуществ:

Если ваш бюджет ограничен, гитара с ламинированной нижней декой и обечайками может быть оптимальным выбором в том случае, если она сделана хорошо.

Почему акустические гитары звучат лучше с возрастом

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучшеОдна из интересных характеристик хорошо сделанной гитары из массива заключается в том, что ее звук улучшается со временем, если за ней правильно ухаживать. Гитаристы часто говорят о необходимости дать гитаре время, чтобы «разыграться», для того, чтобы она полностью раскрыла свой звук. И действительно, древесина, используемая для гитар, изначально несколько менее эластична, она не привыкла раскрываться под воздействием вибрирующих струн. Однако в процессе игры дерево становится более расслабленным и эластичным (приблизительно как новая пара джинсов становится мягче через некоторое время).

Процесс натурального старения тоже вносит свой вклад, изменяя клеточную структуру древесины по мере того как в ней естественным образом кристаллизуется сахар. Это уменьшает сопротивление движению и, как результат, разыгранная или состаренная гитара становится более отзывчивой к касаниям струн и обладает лучшим резонансом.

Определенные сорта жесткой древесины с высокой плотностью имеют тенденцию «разыгрываться» дольше. Например, древесина коа. Но после того как этот процесс пройдет, звучание таких сортов становится более теплым и богатым. Это одна из причин, почему винтажные гитары так ценятся. По этой же причине не совсем корректно сравнивать более старую и абсолютно новую гитары, даже если они сделаны из одинакового дерева. Таким образом, качественно сделанная гитара сохраняет свою ценность со временем, даже увеличивает ее, приобретая новые качества!

Сравниваем звуковые характеристики древесины

Ниже мы сравнили общие звуковые характеристики нескольких, чаще всего используемых в гитарной индустрии, сортов древесины. Если вы заинтересуетесь моделями бутиковых компаний или отдельных мастеров, вы найдете и другие экзотические сорта, о существовании которых вы, возможно, даже не слышали.

Приведенные ниже звуковые характеристики следует воспринимать как обобщенную информацию, в каждом отдельном случае на звучание древесины оказывают влияние множество специфических факторов, таких как:

Наглядная звуковая диаграмма

График визуально отражает общий диапазон. Палисандр и ованкол, в примеру, имеют тенденцию к резонансу с преобладанием низких частот, а коа и клен звучат ярче за счет более насыщенных высоких частот. Обратите внимание на несколько «проваленную» середину у палисандра и более «выпуклую» у ованкола. Пунктирная линия у коа означает расширение диапазона в области нижних частот после определенного периода времени, когда гитара «разыгрывается».

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Диаграмма отображает лишь обобщенные характеристики звучания древесины по сравнению друг с другом. Она не базируется на каком-то объективном научном исследовании, а скорее на нашем субъективном, основанном на опыте восприятии звучания. Звук акустического инструмента всегда будет содержать элемент непредсказуемости, основанный на уникальности каждого отдельного куска дерева.

Древесина для изготовления нижней деки и обечаек

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Эта древесина широко применяется в мире акустических гитар:

Индийский палисандр

Звуковые характеристики

Обратите внимание на палисандр если:

Вы любите богатый, «разборчивый» акустический звук с мощными басами и высокими частотами, сложными обертонами с длинным сустейном. Палисандр – это универсальное дерево, оно хорошо подходит под многие стили исполнения.

Тропический махагони (красное дерево)

Звуковые характеристики

Обратите внимание на махагони если:

Вам нравится чистый и ровный звук с большим количеством средних частот. Это отличная древесина для тех, кто еще не определился с тем, какой звук он хочет. Благодаря хорошо контролируемой отдаче, это дерево прощает ошибки начинающих музыкантов.

Клён

Звуковые характеристики

Обратите внимание на клен если:

Вы хотите инструмент из универсальной древесины, которая хорошо сочетается с разными стилями исполнения. Имейте в виду, что гитары Taylor имеют более теплое и многогранное звучание, с достаточной громкостью и сустейном. Гитары из клена других брендов имеют тенденцию звучать более ярко с меньшей теплотой и сустейном.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Современные альтернативы

Эти сорта древесины менее известны, чем их классические визави, но имеют схожие звуковые характеристики:

Сапеле

Звуковые характеристики

Обратите внимание на сапеле если:

Вам нужна гитара с универсальным звуком с хорошей читаемостью и общим балансом. Она способна на все то, чем славится красное дерево с несколько более выраженными высокими частотами. Поскольку сапеле не так раскручено и популярно как красное дерево, гитара из него несколько более доступна по цене.

Черное дерево

Звуковые характеристики

Обратите внимание на черное дерево если:

Вы ищите прекрасный универсальный акустический звук. Черное дерево хорошо отзывается на разные стили игры, делая инструмент многогранным. Мощное звучание и широкий динамический диапазон придутся по вкусу тем, кто играет медиатором аккорды, а музыканты с пальцевой техникой оценят прозрачность, теплоту звучания и кристальность звучания высоких частот. Это превосходный выбор для записи и живых выступлений.

Ованкол

Звуковые характеристики

Обратите внимание на ованкол если:

Вам нравится звучание палисандра с несколько более насыщенными средними частотами. Универсальность ованкола делает его хорошим выбором для широкого спектра музыкальных стилей

Так как аванкол менее известен, чем палисандр, гитару из ованкола можно приобрести за меньшую цену.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Экзотическая древесина

Эти породы дерева восхищают своим внешним видом так же, как и музыкальными качествами:

Гавайская Коа

Звуковые характеристики

Обратите внимание на коа если:

Вас вдохновляет экзотичный внешний вид и привлекают мощно звучащие средние частоты с более яркими верхами, чем у красного дерева. И помните, гитара из коа стареет изящно, вознаграждая вас звуком, который улучшается с каждым годом.

Макасар

Звуковые характеристики

Обратите внимание на макасар если:

Вы чаще играете пальцами, и вам важны обертона или наоборот нужен чистый и мощный звук при агрессивной атаке. При правильной форме корпуса макасар может себя проявить в абсолютно разных стилях исполнения.

Ламинированная древесина

Создание гитар с нижними деками и обечайками из слоеной или ламинированной древесины позволяет нам сберегать лесные ресурсы (количество древесины, использующейся для создания шпона, в восемь раз меньше того количество деревьев, которое нужно спилить для создания массивных гитар) и предложить музыкантам надежный, недорогой и, благодаря технологии Taylor, хорошо звучащий инструмент. Конструкция ламината Taylor имеет три слоя древесины, включая центральный слой из тополя и шпон с обеих сторон. Технологический процесс позволяет нам изгибать нижнюю деку гитары для дополнительной жесткости, что в сочетании с использованием ламинированной древесины позволяет создать надежный инструмент, который хорошо переносит походные условия, а также перепады температур и влажности. Благодаря ламинату, полностью сделанного из дерева, верхней деке из массива и эксклюзивной технике изготовления Taylor, музыканты могут получить весь спектр акустического звука.

Важно: Все ламинаты изготавливаются по-разному. В Taylor мы стараемся отойти от использования термина «ламинат», чтобы избежать путаницы, как все большее количество продуктов на рынке, носящих название «ламинат» производится из синтетических, не древесных компонентов. Например, ламинат высокого давления.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Древесина для изготовления верхней деки

Верхняя дека гитары это жизненно важный компонент звукового уравнения. Это самый первый фильтр и генератор звука, работающий от энергии вибрирующей струны. Верхняя дека резонирует вместе со струнами, задним порожком, струнодержателем и корпусом, создавая весь спектр звука. Верхнюю деку можно сравнить с динамиком звуковой колонки.

Ситхинская ель

Звуковые характеристики:

Хорошо подойдет для:

Практически любого стиля исполнения. Если ваше звукоизвлечение особенно агрессивно, вам стоит обратить внимание на адирондакскую ель. Если ваш стиль извлечения особенно мягкий, кедр будет для вас хорошей альтернативой.

Ель Лутца

Звуковые характеристики

Хорошо подойдет для:

Музыкантов с мощной атакой, которым нужен мощный звук и широкий динамический диапазон.

Западный Красный Кедр

Звуковые характеристики

Хорошо подойдет для:

Музыкантов в стиле фингерстайл и музыкантов с мягким звукоизвлечением, которым нужен мягкий и отзывчивый звук.

Верхняя дека из твердых пород

Гитара с верхней декой из твердой породы древесины, такой как коа или красное дерево, создает натуральную компрессию. Она не отзывается так быстро, как гитара с декой из ели, зато обладает эффектом более контролируемого и протяжного «вкатывания» в ноту.

Древесина накладки грифа

Накладка грифа удерживает лады на месте. В мире акустических гитар для изготовления накладки чаще всего используется черное дерево из-за его плотности.

В Taylor мы используем черное дерево для изготовления накладок всех наших гитар, потому что оно держит лады особенно хорошо, а его плотная структура не позволяет деформироваться от постоянного прижатия струн к ладам.

Некоторые гитарные производители используют палисандровые накладки грифа (особенно популярны в мире электрогитар), но так как они менее плотные, мы считаем их менее подходящими, чем черное дерево. На дешевые гитары иногда устанавливают накладки, сделанные из композитного материала рихтлайта.

Несмотря на то, что современные технологии вознесли качество изготовления гитар на высочайший уровень, следует помнить, что каждая гитара индивидуальна, так как сделана из разных кусков дерева. Это означает, что каждый инструмент будет выглядеть несколько по-другому, а также будет проявлять свой уникальный звуковой характер. В этом, например, заключается сложность сэмплирования гитар, так как сложно передать уникальный характер каждой отдельной модели. Так же как в еде, это во многом является вопросом вашего личного вкуса.

Источник

Дека из ели или кедра

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Из какого дерева можно сделать деку гитары? Из первого попавшегося босяцкого, из солидного и уважаемого, из модного и, наконец, из правильного.

Для русского последний вариант – наиболее мучителен, т.к. русских учил Федор Михайлович Достоевский, который легких путей не искал, благо ум его был пытлив и дерзок.

Правда ведь, любезный читатель? Вот музыкальный магазин, а в нем – помимо мрачного патлатого сатаниста за прилавком – гнездовища инструментов. И с махагони по обечайкам, и с палисандром, с какой-то бубингой, и с непонятным венге. А на деке – только ель, да кедр, да вот еще – висит краснодеревная. Висит годами, потому что берут ее в руки, пробуют аккорд – и отставляют. Глухая и хворая, даром что красивая.

Не знаю – бытие ли определяет сознание у человека, или наоборот, но у дерева бытие определяет – запасливость.

Кому же плакать, кому припадать и стенать?

У всех деревьев – и лиственных, и хвойных – схожая анатомия.

Основных частей всего две:

1) древесина, ксилема и

В подавляющем большинстве клеток ксилемы и флоэмы – жизни нет. Но дерево как-то живет, растет. Что-то поддерживает дерево на протяжении десятилетий. Между ксилемой и флоэмой – есть очень тонкий, но очень активный слой – камбий. Именно деление камбия – обеспечивает дереву рост, те самые годичные кольца, а также толщину коры.

Когда клетки камбия делятся в сторону центра, происходит следующее. Разделившаяся клетка увеличивается, живая протоплазма постепенно отступает к краям и образует вторую клеточную стенку. Первая и вторая клеточные стенки становятся арматурой будущей древесины, а скрепляет их особое полимерное соединение – лигнин. Накопившийся лигнин, а также раздвоение стенки приводят к тому, что клетка лишается влаги и отмирает – одревесневает.

И в хвойной, и в лиственной древесине есть два типа клеток – живые и одревесневшие. Живые – проводят питательные вещества и накапливают соки, одревесневшие – становятся прочным и сложным каркасом, с развитой системой проводящих труб.

Простота и сложность строения древесины, а отсюда – ее акустические свойства – зависят от того, какая ткань в ней преобладает.

В хвойных породах больше 90% клеточной ткани – это трахеиды. Умненьким американским школьникам любят объяснять строение древесной ткани – коктейльными трубочками. Если взять такие трубочки и попытаться заполнить ими окружность, выложив их правильными кругами по годовым кольцам, – можно получить приблизительное представление о том, что такое трахеиды.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше

Трахеиды, как говорят биологи, имеют веретенообразную форму. Мы не биологи – потому согласимся. Они очень длинные. Если разрезать древесную ткань вдоль – можно увидеть, что трахеиды идут стройными рядами, а поперек – имеют почти правильную прямоугольную форму. Именно трахеиды придают хвойной древесине строгую, лаконичную структуру. Это почти церковный орган.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше
А это уже ситка-ель под электронным микроскопом. Практически идеальное строение.

Простые и правильные клеточные ряды – не препятствуют звуку, который распространяется по ним легко и свободно. А плотное прилегание слоев – один к другому – без разного рода включений и вкраплений, без посторонних проникновений – заставляет их вибрировать хором, всем вместе. Это очень ценное качество хвойных пород древесины – и вот почему именно из нее изготовляют главные излучающие элементы – деки музыкальных инструментов.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше
Иллюстрация в стиле СССР, из которой ничего не понятно. Зато в ней есть слово «торус».

У пористой древесной структуры есть одна принципиальная особенность – поры всегда парные. Т.е. не существует какой-то там отдельной клеточной «дырки», перфорации; если в одной трахеиде образовалась пора – она обязательно соприкасается с порой другой трахеиды. Таким образом клетки деверева сообщаются – проводят влагу, питательные вещества.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше
Отлично видны парные поры

Оставшиеся десять процентов хвойной древесины – это запасающие клетки. Они разнообразны, но главное – в хвойной древесине их совсем мало, т.к. хвойные – не сбрасывают листву, им есть, где хранить запасы питания, они не нуждаются в дополнительных внутренних резервуарах. Любопытным можно дать название запасающей ткани хвои – паренхима. Клетки паренхимы, в отличие от трахеид, самые обычные – равные по длине и ширине. Делящиеся клетки камбия – тоже относят к паренхиме.

С лиственной древесиной все сложнее. В ней, кроме механической, проводящей мертвой ткани, много депо питательных веществ, а также – сосудов.

Механическая часть лиственной древесины – либриформ. Она волокнистая, довольно спутанная, к тому же, в отличие от хвойных трахеид, объем либриформа – не так велик, не больше 75%, но все же – именно либриформ – основная и определяющая.

Либриформ там и сям испещрен другими частями древесины, причем, каждая из этих частей – совершенно самостоятельна, живет своей отдельной жизнью, образует свои обособленные, взаимосвязанные структуры. Кроме того, видимо для того, чтобы совсем отбить у лютнеров охоту связываться с лиственными породами, в них между разнородными (гетерогенными) структурами – существуют прослойки из промежуточных, переходных структур.

Проводящую функцию обеспечивают сосуды и трахеиды (да-да, в лиственной древесине тоже есть трахеиды – только их совсем мало), а паренхимные клетки – запасают питательные элементы.

Сосуды – уникальная особенность лиственной древесины. Образуются они сложно. Это хитрая система, при которой – сначала возникают нормальные клетки – примерно равные по длине и ширине; они бывают сгруппированы столбиком – одна над другой. После – в этом столбике происходят два процесса, о которых можно сказать «что» и «как», но трудно – «почему». В получившемся столбике внутренние перегородки растворяются, а общая внешняя стенка – наоборот утолщается. Получается один большой длинный механизм – полый сосуд. Поры сосудов образуются также в процессе соединения члеников и растворения их внутренних перегородок. Заращения могут происходить неполно – отсюда перфорации, отсюда – поры.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше
Зрелая древесина. Видны сосуды в массе либриформа.

Трахеиды лиственной древесины – это переходная форма от камбия к другим структурам. Если трахеида сосудистая – из нее позже образуется сосуд. Если волокнистая – из нее получится собственно древесина – либриформ.

В старых сосудах ядровой древесины образуются тилы, закрывающие просвет и лишающие дерево питания.

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше
Тилы, образовавшиеся в сосуде черного ореха.

Паренхимные клетки (как мы помним – равные по длине и ширине) – накапливают питание для дерева. Чем их больше, тем древесина легче, т.к. эти клетки – живые и почти не одревесневшие. У деревьев русских широт, к примеру, паренхимы бывает не больше 15%, а вот у тропических деревьев паренхима составляет основную массу. Отсюда легкость этой древесины, ее невесомость. Паренхима в лиственной древесине ранжирована по-разному: она может быть равномерно распределена между либриформом (и тогда ее называют диффузной), а может находиться между слоями (такую паренхиму зовут метатрахеальной).

кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть фото кедр или ель для гитары что лучше. Смотреть картинку кедр или ель для гитары что лучше. Картинка про кедр или ель для гитары что лучше. Фото кедр или ель для гитары что лучше
Дуб. Поперечный срез ствола. Дикое нагромождение всего самого полезного.

Потому, если вы, любезный читатель, не дедушка в маразме, выпрашивающий по знакомым на день города значки «мать героиня», поверьте опыту мастеров.

Потому, повторим, только кедр, только ель. Остальное – от лукавого. Если лукавому нужно наше спокойствие, пусть придет и возьмет его! А мы торопиться не будем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *