келин что это в казахстане
Жизнь келин: где в Казахстане еще моют ноги свекрам и отдают им первенцев
Девушки, вышедшие замуж, часто делятся грустными историями о не желающих складываться отношениях с родителями мужа, особенно с мамой. Требований к келин предъявляют много и все надо выполнять на высшем уровне.
Так, на следующее утро после свадьбы новоиспеченная келин должна надеть на голову платок, который, по традиции, должна носить всю свою замужнюю жизнь, хотя немногие сейчас соблюдают это правило; и налить всем присутствующим – как правило, это члены семьи и родственники – чаю.
При этом невестка не должна перепутать пиалы, которые передают ей, и вернуть каждому из членов семьи именно его пиалу. Сначала невестка наливает чай самым старшим членам семьи, а затем и всем сидящим за столом гостям и родным.
Кроме того, на самой свадьбе невестка должна была поцеловать руки родственникам мужа, а также поклониться им. В ответ на это будущие родственники дарили корiмдiк – подарок.
Гульсум была любимицей в семье своих родителей – младшая дочь, за нее старались сделать всю работу мама и старшие сестры, потому ей оставалось заниматься учебой. Замуж вышла по большой, как ей тогда казалось, любви. Будущее, как это обычно бывает, виделось радужным и безоблачным.
Сейчас стандартный ее день начинается в пять утра – нужно успеть приготовить завтрак всем членам семьи мужа, а это – родители, младший брат и, собственно, сам супруг.
Причем завтракать семья привыкла плотно, потому одной яичницей здесь не обойдешься: самса, лепешки, обязательно мясное блюдо, чай. Все должно быть свежее. Потому келинке приходится вставать ни свет, ни заря.
К слову, когда семья собиралась за дастарханом, после трапезы, главным яством которой, как правило, был бешбармак, келин должна была забрать пустое блюдо, на котором подавалась еда. Затем девушка должна была поклониться всем присутствующим и уйти, пятясь назад и не поворачиваясь спиной.
Еще одна интересная традиция заключается в том, что сноха не может называть свекра, деверей и других родственников мужа по имени. Она должна придумать ласкательное или уважительное прозвище каждому из них. Запрет на использование имен членов семьи невесткой идет из старины.
Прозвища защищали человека от негативного воздействия чужака, и называя мужчин по имени, женщина могла навлечь беду не столько на себя, сколько на всех родственников и семью мужа. Со временем женщина все больше приобщалась к роду своей новой семьи, так что многие запреты исчезали или смягчались.
Пожалуй, самой странной можно назвать традицию мытья ног свекру и свекрови. Чтобы показать свое почтение родителям мужа невестка совершала омовение ног новоиспеченным родственникам. Правда, такая традиция сейчас сохранилась разве что в селах на юге Казахстана, да и то не во всех семьях. Многие считают этот обычай пережитком прошлого.
Кроме того, издревле существовала традиция, называемая аменгерлик – когда овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа. Это происходило с согласия самой женщины. Если женщина выбирала себе спутника из другого рода, то тот должен был выплатить определенный «калым» теперь уже бывшим родственникам вдовы.
Правда, чаще все-таки женщина соглашалась на аменгерство из-за детей, которые в этом случае жили в привычной среде, среди родственников, так как и выйти замуж вторично было сложнее, а жить в степи одинокой женщине также было нелегко.
Такой обычай имел большое значение в кочевой жизни, но сегодня едва ли можно встретить такие семьи, учитывая, что в современности многоженство запрещено.
Также в отдаленных казахстанских аулах и некоторых городах все еще существует обычай отдавать первенца на воспитание бабушке и дедушке. В таком случае они становились ребенку мамой и папой, и называл он их соответственно, а к настоящим родителям относился как к старшим брату и сестре.
Историки утверждают, что данный обычай имел значение в те времена, когда казахи еще кочевали, а браки совершались в раннем возрасте, так что новоявленные родители, во-первых, были еще слишком молоды, чтобы воспитывать потомство.
А во-вторых, жили вместе с родителями мужа, то есть одной семьей, и имели возможность видеть своего же ребенка практически круглые сутки и участвовать в его воспитании.
Сегодня традицией пользуются чаще в том случае, если родителям приходится все свое время тратить на зарабатывание денег, а бабушка и дедушка в это время занимаются воспитанием подрастающего внука.
«Лохи и лузеры»: Тарасов грубо высказался о сборной России по футболу>>
Аким Павлодара заявил, что не живет в детском садике>>
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Каково быть келин(невесткой) в казахской семье?
И тут,наверно со мною не согласятся некоторые сплетницы,живущие в Казахстане.Мол,такие традиции соблюдают лишь на юге страны,что сейчас 21 век и не надо нагнетать.Но каким бы современным не был мир,вступая в брак с мужчиной(а если точнее с казахом),то ты невольно принимаешь все правила.По крайней мере должна принять.Я немало наслышалась всяких историй про келинок.В основном от знакомых и не только.И я поняла одно,что слово «должна» и келин(невестка) вообще синонимы.И потому в свои 23 года я честно побаиваюсь выходить замуж.Вот лишь небольшой список того чего должна келин:
1.Она прекрасный жаворонок, который встает раньше всех и ложится спать позже всех.
2.В ее доме всегда чистота и порядок.Чистый порог дома также символизирует хорошую келин.
3.Она умеет готовить вкусный бешбармак.Она аккуратна и работу по дому делает беззвучно.
4.Она отлично знает «иерархию» в доме и в родословной мужа.Она не спорит с мужем.Заботится о младших родственниках мужа.Она кланяется при встрече старшим, показывая тем самым свое уважение к ним. Она не смотрит прямо в глаза старшим родственникам мужа.При старших родственниках она молчит и отвечает только тогда, когда ее спрашивают.
5.Она всегда улыбается и скрывает свое плохое настроение.
На форуме «казах.ру» представлен целый список качеств из 50 пунктов, которым должна соответствовать настоящая современная келинка.Вот несколько пунктов:
1.Она мудра
2. Она скромна
3. Она в совершенстве владеет казакским языком
4. Она всегда опрятна
5. Казакская келин симпатична и красива
6. Она красива даже без макияжа
7. Она никогда не пьет,не курит и тд..
Даже был придуман новый термин – Келинофобия.Объяснить смысл келинофобии прост. Если для тебя Келин:
– ассоциация с рабской жизнью на которые ты сама себя обрекаешь
– это девушка которая одевает орамал и носит страшный халат, и всегда независимо от того как она старается – делает все не так, а даже плохо.
– это БЕСПЛАТНАЯ БИОМАШИНА, которую можно эксплуатировать, эксплуатировать и эксплуатировать,то ты болеешь келинофобией!
Спасибо всем,кто дочитал мой пост до конца.Может где-то я и утрировала,но в целом так и обстоят дела.Это своего рода крик души:(Прошу прощения если были ошибки.
Стирать руками трусы свекра и никогда не жаловаться. Кто такие келин и что с ними происходит после замужества
Татьяна Ярмощук Жазгуль Эгембердиева Зебо Назарова
«Келинизация – это рабство». Это один из лозунгов феминисток в Центральной Азии. Келин (невестка) здесь нередко подвергается насилию со стороны родственников мужа, в первую очередь свекрови, которая может сделать ее жизнь невыносимой.
Настоящее Время рассказывает, почему в Центральной Азии сохраняют и воспроизводят «традицию» эксплуатации невестки в семье мужа
«Эксплуатация труда и постоянное давление»
«Свекровь каждый день говорила, что она сделает так, что муж меня бросит и женится на более достойной. Она заставляла меня руками стирать всю одежду, в том числе нижнее белье всей семьи, даже когда я была беременна. Говорила, что раньше стиральных машин не было и что она тоже стирала руками, ничего же с ней не случилось, что надо экономить электричество». Это история Азизы из Таджикистана, где, как и в других странах Центральной Азии, после свадьбы девушка часто уходит жить в семью мужа.
Счастливый брак здесь – это не только взаимопонимание между супругами, но и умение невестки (келин) угождать родственникам мужа.
В обязанности келин обычно входит:
Келин – это трудовой ресурс, который обслуживает всю семью мужчины, за которым она замужем, – говорит антрополог из Кыргызстана Алтын Капалова. – Это не отношения между двумя людьми. Это в принципе не отношения. Это эксплуатация труда, постоянное психологическое давление на женщину. Это формировалось долго, от момента ведения натурального хозяйства, когда жили большими семьями, и женщина была, по сути, товаром. Это характерно не только для сельской местности. Сейчас эти традиции из зон, где действительно много физического труда в большом хозяйстве, перешли в квартиры, где келинка готовит, стирает и убирает за всех членов, по сути, чужой семьи с первых дней пребывания в этом доме».
«Плохая и тупая»
Азиза жила в Душанбе и училась в университете. На третьем курсе она вышла замуж и переехала к родственникам мужа. «Сначала было все хорошо. Каждый день я вставала в пять утра и готовила завтрак. Пока вся семья ела, я убиралась по дому. Сама обычно завтракала после того, как заканчивала уборку. Успевала не всегда, так как каждый день я ходила в университет».
Однако свекровь не устраивало то, что Азиза училась на дневном отделении: «Она просила перейти на заочное, но я не хотела. Из-за этого и начались все недопонимания».
Калым и приданое: сколько платят за невесту и жениха и как эти традиции создают проблемы в Центральной Азии
За что платят родители невесты и жениха в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане – и как эти с.
«Свекровь начала придираться ко всему: к уборке, к еде, которую я готовила, к моей одежде, макияжу. А потом начала каждый день жаловаться мужу, – рассказывает Азиза. – Как-то у свекрови было плохое настроение, она начала меня оскорблять, отчитывать, говорить, какая я плохая и тупая. Я просто молчала и продолжала варить суп. Она подошла ко мне, оттолкнула от плиты, попробовала суп, а после взяла и вылила его в мусорное ведро, а кастрюлю кинула в мою сторону».
«Вечером вернулся домой мой муж, свекровь подошла к нему, громко заплакала и начала жаловаться на меня. Она сказала, что якобы она попробовала мой суп и попросила меня добавить чуть больше соли, а я от злости вылила его, оскорбила ее и ушла к себе в комнату. Муж был в бешенстве и очень сильно отругал меня. Сколько я ни пыталась ему объяснить, он слушать не хотел. Свекровь была довольна, а муж со мной еще неделю не разговаривал», – вспоминает Азиза.
После этого издевательства со стороны свекрови продолжались. Азиза не выдержала и, будучи беременной, ушла к своим родителям: «Я сказала мужу, что больше в дом его родителей не вернусь. Мы договорились, что начнем снимать квартиру. Позже я родила дочку, и мы переехали в съемную квартиру. Сейчас у нас все хорошо».
«Бессильна что-нибудь поменять»
Истории келинок во всех странах Центральной Азии похожи.
«Семья, в которую я пришла, считалась более-менее современной. Но даже в таком случае были недопонимания и обиды между мной и свекровью. Моей кайнене (свекрови) не нравились мои навыки. Не так посуду помыла, не то кушать приготовила, не так тесто замесила», – рассказывает Фарида Абдулазиз кызы из Кыргызстана. Сейчас ей 30 лет. Замуж она вышла восемь лет назад и сразу переехала к родителям мужа.
«Жесткие слова и грубое отношение меня обижало. Но когда я приходила в родительский дом, то мой отец говорил: «Терпи! Ты теперь член этой семьи. Соглашайся с их правилами, от этого не убудешь…» – продолжает она.
«Келинка, как рабыня, второсортное существо. Женщины вынуждены это принимать. Такое отношение заложено в крови, и ничего не поменяется. Хоть 10-20 лет проживешь в этой семье, хоть троих детей родишь. Мне как келинке сначала было очень обидно, я злилась. Но со временем привыкаешь к своему месту, потому что до тебя доходит, что ты бессильна что-нибудь поменять», – говорит Фарида.
Через три года они с мужем начали жить отдельно от его родителей: «Сейчас все нормально, у нас трое детей, и мы стараемся встать на ноги. Лучше всего, если молодые живут отдельно».
«Будет учиться — станет проституткой». Как выдают замуж девочек-подростков в Центральной Азии
Правозащитники заявляют, что ранние браки для стран Центральной Азии остаются острой проблемой
«Стирала все, вплоть до трусов свекра»
Но даже если у молодоженов есть возможность жить отдельно, во многих семьях в Центральной Азии считается, что первое время они должны пожить в доме свекра и свекрови. Так произошло и с Наргизой 30 лет назад. Ее семья жила в Ташкенте. У ее родителей была возможность предоставить дочери отдельное жилье. Однако сразу после свадьбы на полгода ей пришлось переехать в дом к семье мужа в небольшой городок Узбекистана.
«Я обязана была ходить в длинных штанах и в косынке, хотя до этого я никогда так не ходила. Свекровь меня будила в пять утра. Я должна была готовить завтрак на всю семью. Как только провожала свекра на работу, начиналась уборка в доме, также нужно было подмести двор. Потом была стирка. Воды там не было, только в колодце. В ледяной воде руками стирала одежду всей семье, вплоть до трусов свекра», – вспоминает Наргиза.
На этом обязанности келин не заканчивались. «Потом начинала готовить обед, принимать гостей. Свекровь целыми днями сидела с соседями, а я должна была их обслуживать. Дальше начиналась готовка ужина. Пока всех накормлю, вымою посуду, то в свои комнаты я заползала в 12 часов ночи. И когда я заползала, то из еды уже ничего не оставалось. Приходилось довольствоваться тем, что муж мне приносил из комнат свекрови, – хлеб и варенье. Так и проходило время: только пахать, пахать и пахать», – продолжает она.
Раз в месяц свекровь позволяла Наргизе поехать в Ташкент к родителям, но вернуться она должна была в тот же день: «Дорога в одну сторону занимала до двух часов. И если я оставалась у родителей ночевать, то свекровь переставала со мной разговаривать и накручивала против меня мужа».
Через полгода Наргиза с мужем уехали жить в Ташкент, но и после этого ее обязанности как келин не закончились. «Каждую пятницу мы с мужем ехали к его родне. Свекровь абсолютно ничего не делала. Когда заходишь на кухню, то, помимо столов и подоконников, грязной посудой был заставлен весь пол. Тарелки уже не отмывались. Свекровь копила грязную посуду пять дней. И я эти два дня там пахала, как ишак. В воскресенье вечером я возвращалась домой и неделю отходила после этого. Дошло до того, что моя мама меня пожалела и начала ездила туда с нами. Мама хотя бы смотрела за моими маленькими двумя детьми, пока я там пахала».
«Невестка должна знать свое место»
«Мне 58 лет, и я до сегодняшнего дня кланяюсь родственникам мужа. В нашем регионе это обязательное правило с глубоким смыслом. А мне кланяются келинки. И это для меня закон жизни. Я от своих невесток требую кланяться. Иначе родственники не поймут, будут неприятные разговоры. Невестка должна знать свое место», – говорит Гулбарча Байдалиева из Кыргызстана. Она живет в одном доме с сыном и невесткой.
«Сыну 38 лет, келинке будет 30. Сын женился во второй раз спустя полтора года после развода. С самого начала я попыталась объяснить своей невестке, какой она должна быть в нашей семье. Ее самое большое преимущество в том, что она никогда не перечит. Но в бытовой жизни каждый день приходится делать замечания, чему-то учить», – продолжает она.
Гулбарча говорит, что не против того, чтобы невестка работала и была самостоятельной, однако лишь при условии, что «сможет совмещать работу с семейным очагом». «Она должна планировать свою работу так, чтобы никогда не задерживаться допоздна. Иначе это неуважение к родителям и мужу», – уверена Гулбарча.
Женщина вспоминает, как сама когда-то была келинкой: «Было тяжело, обижалась на свекровь, не понимала ее, но потом мирились. Моя кайнене была властной женщиной, не принимала инакомыслия. Сейчас про меня говорят, что я похожа на нее».
Первенец – для бабушки. Почему в Казахстане и Кыргызстане старшие родственники могут отнять ребенка у молодых родителей
«Ко мне относились плохо, почему я должна быть справедливой?»
«Также есть понятие «эмоциональный интеллект», – продолжает психолог. – Это умение понимать себя, различать свои чувства и уметь сообщать о чувствах другим. К сожалению, в нашем обществе нет других институтов, кроме семьи, где этому можно научиться. Семейные и личные конфликты происходят из-за того, что мы не умеем отличать добро от злости, хорошее отношение от плохого. Кайнене не сочувствует келин, потому что она это не умеет делать. Поэтому повторяется модель отношений: мне так делали, теперь и я буду это повторять».
В свою очередь антрополог Алтын Капалова отмечает, что свекровь – далеко не единственный агрессор по отношению к невестке: «То, что свекровь часто оказывается основной узурпаторкой труда невестки, не говорит о каких-то качествах женщины. Это продиктовано тем, что у них одна территория труда, поэтому может показаться, что больше всего унижает келинку свекровь. Келинку унижают все: от маленьких детей, которые копируют поведение взрослых, до самых старших членов семьи».
Имена некоторых героинь изменены по их просьбе
«Пока не опозорила». За что в Азербайджане убивают и калечат женщин
Эксперты и международные организации по всему миру бьют тревогу из-за роста уровня домашнего насилия на фо.
Не носила платок и даже пила пиво. За что на Северном Кавказе родственники-мужчины убивают женщин
«Убийства чести», когда родственники-мужчины убивают женщину за «аморальное поведение», остаются на Северно.
В Таджикистане женщин принуждают «доказывать» девственность. Корреспондентка Настоящего Времени прошла эту процедуру
Проверку на «девственность» практикуют минимум в двадцати странах мира, среди них – Таджикистан. В ООН эту п.
Мы – телеканал «Настоящее Время». Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи – смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.
Келин – социальный статус в семье и обществе
«Келин – молодая невестка для родственников мужа, которая приходит в семью своего мужа и живет там, пока ее свекровь или свекр не решат иначе. В обязанности келин входит вся домашняя работа, в том числе обслуживание родителей мужа, их детей (живущих в данный момент в доме), своего мужа и собственных детей и детей других пар в случае, если семьи братьев мужа живут под одной крышей. В этом случае работа по дому разделяется между несколькими снохами. Келин должна уважать всех членов семьи, старых и молодых. Келин должна подчиняться не только своим мужьям, но и другим пожилым людям-членам семьи. Келин также является лицом семьи (то есть гордостью) и люди могут составить мнение о семье в соответствии с ее (келин) поведением».
Так рассказывает про келин 50-летняя Сайора, сама седьмая келин в большой семье, в которой было одиннадцать сыновей. Сайора – одна из респонденток Рано Тураевой, социального антрополога, изучающей семьи как социальные пространства, семейную экономику и даже политику.
В этой статье Тураева определяет и описывает статус келин или келинчак – как членa семьи, которая живет вместе с семьей жениха. Этот статус лиминальный, что означает “временный” или переходный в терминологии социальных наук. Статус келин является социально самым низким в семье, учитывая права и обязанности келин в семье. Этот статус – временный или переходный, который оканчивается, когда вырастают ее дети, женится сын и приводит в дом свою невестку. Только тогда женщина, бывшая когда-то сама келин, получает полноценный социальный статус в семье, среди родственников и окружающих. Поэтому Рано Тураева говорит о лиминальности, временности или переходности как о свойстве фазы келин, проводящей женщину от молодой девушки до полноценного члена семьи.
Келин – также предмет гордости, наличие которой в семье влияет на приобретение семьей определяющего статуса в обществе. Теоретически, подобный статус должен давать преимущество самой келин, т.к. каждая семья гордится ее существованием. Однако, напротив, в семье келин имеет низкий, а порой и самый низкий статус среди родственников. По словам Тураевой, к келин часто не обращаются по имени, а называют как «келин такого-то…». Когда келин будет жить отдельно от родственников, ее часто называют «жена такого-то…». Также, от келин всегда ожидается, что она будет хорошей хозяйкой и будет уметь хорошо готовить, вести хозяйство и т.д.
Прежде чем приступить к теме, свою статью Тураева предваряет рассказом о том, каково это быть антропологом-женщиной, изучающей «свою» культуру, но при этом не быть «своим». Исследовательница признается, что сама была келин в течение трех лет. Но полученное ею зарубежное образование и опыт работы за границей создали определенную дистанцию между нею и ее респондентами в Узбекистане. Ее часто сравнивали с Шуриком, известным персонажем из комедии Л. Гайдая, этнографом, который собирал фольклор в горных селениях и при этом попадал в комичные ситуации. Однако было и другое восприятие автора: «Для других я была потенциальным правонарушителем и плохим примером для своих дочерей. Для сотрудников службы безопасности я была потенциальной угрозой и шпионом. Для многих я была кем-то, кто мог принести выгоду, и почти для всех я была одновременно и инсайдером, и аутсайдером. [Можно было наблюдать]… смесь различных восприятий, связанных с подозрением, недоверием, угрозой…».
Cамым опасным восприятием, по мнению Тураевой, было принятие ее за журналистку. Многие из опрашиваемых знали ее, как «Рано-журналистку», а журналисты в период Ислама Каримова воспринимались населением, как «потенциально опасные» люди, чье внимание к опрашиваемому могло в дальнейшем привести к большим проблемам с властями.
Быть женщиной-антропологом и изучать общество Центральной Азии – весьма сложный процесс, т.к. постоянно приходится сталкиваться с определенными социальными и гендерными границами, заключает она.
Вторая часть статьи Тураевой посвящена непосредственно феномену келин в регионе. Тураева следует теоретическим выкладкам Виктора Тeрнера и Арнольда ван Геннепа и говорит о том, что келин находится в переходном состоянии без наличия какого-либо определенного статуса. Согласно Тернеру, существуют три стадии перехода в состояние лиминальности: 1) вхождение в сакральную лиминальную фазу, отмечаемую ритуалами, танцами (наблюдается в обрядах, связанных с приобретением статуса келин); 2) отражение основных объектов космологического и социального порядка, в которых некоторые базовые объекты представлены в искаженном виде с целью проецирования отражения поведенческих отношений (ритуалы с использованием продуктов питания или других вещей, чтобы келин могла размышлять о новой жизни и об отношениях со старшими – в основном, со свекровью); 3) конструирование взаимоотношений между учителем (свекровью) и послушным учеником (келин).
Вероятно, первый год проживания в семье мужа для келин является самым сложным, т.к. именно в это время келин должна проявить себя в роли хорошей домохозяйки. В данный период в дом часто наведываются любопытные гости, которые желают «оценить» навыки келин. Невестка должна хорошо выглядеть, быть вежливой, послушной и нарядно одетой, при этом содержать дом в безукоризненной чистоте, а выше всего ценится умение вкусно готовить.
В разных странах Центральной Азии положение келин может различаться: к примеру, Тураева пишет о том, что в сельской местности Кыргызстана молодым келин часто рекомендуют не одевать современную одежду; в Туркменистане в первые годы проживания в семье мужа келин не позволяют разговаривать с домочадцами мужа, а для общения можно использовать только жесты.
Также, Тураева пишет о том, что «келин не имеют никаких прав; их статус зависит от положения, которого они достигли в своей семье». Например, келин должна спрашивать официальное разрешение, как правило, со стороны свекровей, прежде чем покинуть дом, чтобы посетить врача, друзей, членов семьи или какие-либо мероприятия и т. д. Если свекровь считает такое посещение ненужным, оно не допускается. Например, посещение друзей или неважные события или незначительные проблемы со здоровьем могут быть дисквалифицированы как необоснованные визиты и разрешения на визиты не выдается. В этих конфликтах решающую роль играет статус мужа келин, который может разрешить такие походы вопреки матери.
Несмотря на незавидное исходное положение келин, женщина может повысить свой статус в этом положении, применив свою энергию, ум, образование и дипломатию в отношениях с родственниками
Но Тураева пишет и об успешных келин. Это Сайора. Сайора была практикующим гинекологом до тех пор, пока не вышла замуж, у нее долгое время не было детей и она развила энергию в социальном направлении. Опыт проживания под одной крышей со множеством других келин помог стать Сайоре образцовой, опытной келин, религиозной, но при этом открытой. Все это повлияло на то, что Сайора организовала курсы на дому для будущих келин, во время которых за чашкой чая она делится своим опытом с молодыми девушками. Большинство соседей стремятся отправить своих дочерей на обучение к Сайоре, т.к. семья мужа Сайоры считается зажиточной, и круг, в котором вращается Сайора, воспринимается как «элитарный». Случай с Сайорой показывает, что, несмотря на незавидное исходное положение келин, женщина может повысить свой статус в этом положении, применив свою энергию, ум, образование и дипломатию в отношениях с родственниками.
Юные девушки с ранних лет ждут свадьбы и готовятся стать келин, воображая себе наряды (которые можно периодически менять, чтобы показать богатство семьи), оттачивая жесты, обращение и другие обязанности – прежде чем они станут келин в один прекрасный день. Мечты о келин часто ассоциируются с прекрасным: красивые цветы, платья и аксессуары. Подобный образ активно пропагандируют СМИ.
По словам Тураевой, «мысли о том, чтобы стать келин и о том, как успешно выйти замуж появляются у девочек уже в возрасте 13-14 лет. Желание становится наиболее сильным у школьниц 9-го класса (15-16 лет)». Тема келин является наиболее популярной и обсуждаемой среди девочек, как средних классов (5-9 классы), так и старших классов (три года после окончания 9-го класса). Девушки обсуждают парней из уважаемых и богатых семей, моду и стиль, а также то, как можно стать уважаемой келин и т.д.
Тураева приводит интересные этнографические примеры и рассказывает о проведенных интервью с девушками – келин. Она также отмечает, что узбекский термин «оила», который часто переводят на европейские языки как «семья», имеет более широкое значение. Оила можно более конкретно определить, как единицу в родственных сетях, состоящую из двух или более поколений. Внутри ойла имеет более сложную структуру, состоящую из старшего и младшего поколений и т.д.
Статья Тураевой демонстрирует то, что стереотип о келин, как о некоем «существе без статуса» есть не более чем сконструированный стереотип. Конечно, с самого начала келин имеют низкий статус в семье и родственных кругах, но даже в этом положении они имеют пространство и возможность повышения роли и их статуса в семье. В дальнейшем они проходят через лиминальную стадию и достигают другого особенного статуса – свекрови и часто главы семьи. Несмотря на все «ужасы», быть келин – одна из самых желанных ролей, о которой мечтают многие девушки в Центральной Азии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.