керамическое панно на стену больших размеров
Керамическое панно — декоративная картина из керамики для интерьера
Любая керамическая вещь ручной работы представляет собой настоящий шедевр и является уникальной, за что и ценится, особенно в настоящее время, когда широко развито промышленное производство.
Настенное керамическое панно – это настоящее произведение искусства, которое имеет уникальные декоративные свойства и призвано нести прекрасное настроение и украшать любое пространство вокруг себя, придавая ему оригинальность, неповторимость и привлекательность. В современном мире, использование панно – это модный прием дизайнеров для создания интересных интерьеров. Уникальные композиции, которые выполнены мастерами керамического промысла, не только украсят ваш дом или квартиру, но и привлекут внимание эстетов прекрасного.
Чем отличается панно от картины
В нашу жизнь постепенно входят все новые и новые слова и выражения, к которым мы постепенно привыкаем и вводим их на постоянную основу в свой повседневный лексикон. Среди таких слов, есть выражение арт-объект. Вот оно как нельзя лучше выражает смысл керамического панно.
Керамическое панно является арт-объектом, это уникальная композиция, которая призвана воздействовать на человека.
Каждый арт-объект, а мы подразумеваем, конечно же, каждое керамическое панно является неповторимым, оригинальным произведением. Панно может иметь всевозможные размеры, как маленькие, так и большие или быть даже без границ, в основном это абстрактные композиции. Отличаться совершенно непредсказуемой формой, от классических круглых, овальных, квадратных или прямоугольных до бесформенных. Благодаря современным техническим возможностям и специальной обработке, панно может быть размещено не только внутри жилых и нежилых помещений, украшая стены, камины, ниши, но и где угодно снаружи – фасады зданий, колонны, арки, спортивные сооружения, да хоть на потолке, если это предполагается дизайном.
Картина – это произведение изобразительного искусства. Слово картина, в переводе с итальянского языка, означает красивая бумага. Картиной считается ограниченная рамкой композиция. Чтобы сосредоточиться на сюжете картины и создать благоприятные условия для ее восприятия необходимо подготовить для этого определенные условия, например, ровная стена со спокойным цветовым покрытием, не мешающим созерцать и осмысливать изображение.
Для оформления картины требуется холст, подрамник и рамка. Панно можно делать на любой основе или без нее. Керамическое панно изготавливают, либо на готовой керамической плитке, либо делают глиняную основу самостоятельно. Для создания панно применимы самые немыслимые материалы, которые только можно совместить в одной композиции, лишь бы это передавало художественный замысел мастера. Это может быть стеклянная мозаика, кусочки плиточек, ракушки, камешки, разнообразный природный материал и так далее.
В целом, настенное панно – это более сложная композиция, чем картина. Панно из керамики является неисчерпаемым источником для реализации идей талантливого художника. Керамическое панно способно не только радовать и приносить хорошее настроение, оно может и шокировать своими масштабами и техникой исполнения. Керамика излучает тепло, несет уют и душевность, поэтому, не смотря на огромное количество современных материалов и технологий, по сей день остается востребованной и актуальной.
Что считается первоисточником керамического панно
Керамическое ремесло относится к одному из самых древних на земле. Глина, практически на протяжении всей человеческой цивилизации является легкодоступным материалом и ценится человеком за ее свойства. Когда-то очень давно было жизненной необходимостью изготавливать из глины предметы для быта, например, керамические тарелки. В настоящее время эта работа приносит в первую очередь эстетическое наслаждение.
Первоисточником панно считается керамическая плитка, найденная в Междуречье Тигра и Евфрата и датируемая третьим тысячелетием до н. э. В то время она применялась для отделки знатных дворцов. Внешне это напоминало мозаику, толщина одной плитки была схожа с толщиной кирпича. На лицевой стороне нанесен рисунок. Это были в основном геометрические фигуры, которые соотносили с окружающим миром, например, круг – это солнце, треугольник – это созвездие. Современный керамический декор в восточном стиле во многом унаследовал этот орнамент, но все же значение многих символов бесследно пропало.
Глазурованный кирпич применялся в Вавилоне при строительстве храмов. Глазурь имела большую толщину, что придавало кирпичу особую прочность. Популярными были не только геометрические фигуры, но и изображения животных, растений, людей.
В такой облицовке закладывался определенный священный смысл — воспевались Боги и запечатлевалась история. Сейчас, именно благодаря рисункам на древнем керамическом панно мы можем узнать историю тысячелетней давности, познакомиться с культурой наших предков, их обычаями, традициями.
Классификация
Классифицировать декоративные панно для интерьера можно по самым различным признакам.
По тематике изображения:
Выбор тематик не имеет ограничения — это полет фантазии художника, воплощение его мыслей и чувств. Керамическое панно — это художественное произведение, которое становится не просто частью интерьера, а его доминантой, одновременно подчеркивая и дополняя общий стиль.
По художественному стилю:
По типу поверхности:
По применяемым для изготовления материалам:
Глина, как материал для изготовления
Слово «керамика» происходит от греческого слова kéramos, что означает глина. Керамические изделия — это изделия из смеси глины с различными минеральными добавками, солями, которые подвергаются термической обработке, обжигу. В результате обжига свойства глины изменяются. В процессе спекания она становится прочной, как камень, приобретает огнеупорные и термостойкие свойства. Имея такие свойства, при надлежащем уходе, керамическое панно может прослужить вам всю вашу жизнь. Время не властно над подобными работами.
Место образования глины влияет на ее свойства. Один вид сразу пригоден для применения, другой нужно еще подготовить. В результате смешивания с водой, природная твердая глина образует липкую пластилиноподобную массу, которая и служит основным материалом для создания керамических панно.
Для своих произведений художник-керамист может использовать различные виды глины. Отличаются они по составу, цвету, пластичности.
Наличие различных примесей определяет цвет глины:
По пластичности глину разделяют на:
На пластичность влияет количество воды в глине и наличие примесей. Жирная глина достаточно плотная, хорошо тянется. Сушить ее следует медленно с постепенным повышением температуры при обжиге. Очень жирная глина может трескаться при обжиге. Тощая глина содержит больше песка в составе, поэтому она менее пластична, плохо раскатывается, а изделия из нее очень хрупкие. Жирную глину при необходимости отощают, а тощую доводят до нужного состояния жирности.
Каждый мастер для создания своего керамического панно индивидуально подбирает себе необходимый вид глины. Профессиональный художник-керамист может самостоятельно из нескольких видов глины путем их смешивания приготовить для своей работы нужный материал. Это кропотливый труд, который требует не только теоретических знаний, но и большого практического опыта и природного дарования. Глина – это источник вдохновения и кладезь идей в руках специалиста. Но только путем многочисленных проб и ошибок художник-керамист подберет себе нужный состав глиняного материала, который в полной мере передаст его творческие идеи.
В работе с глиной главным инструментом, конечно же, являются руки мастера и тот опыт, который он приобретает с каждым своим изделием. Не овладев элементарными первоначальными навыками и не доведя эти приемы до совершенства невозможно дальнейшее развитие и создание шедевров высокого уровня мастерства.
Для того, чтобы работа с глиной стала результативной требуется время. Лишь со временем формируются совершенные навыки, устанавливается взаимопонимание с этим природным материалом. На практике, овладев основными техническими приемами в работе с глиной, появляется ощущение свободы и возможность, как бы управлять глиной, созерцая тот момент, когда она вам начала подчиняться. Не стоит слишком глубоко вдаваться в техническую сторону, на первом месте должно работать ощущение взаимосвязи, нужно чувствовать процесс и допускать спонтанные действия, чтобы оживить язык общения мастера с материалом.
Работа с глиной
Основные приемы при работе с глиной:
Создавая керамическое панно, художник-керамист может применять различные способы, которых существует немалое количество. Но есть несколько основных техник, на которых остановимся подробнее.
Основные техники работы с глиной по созданию керамического панно:
Основные этапы с глиной при создании керамического панно:
Основные этапы подготовки глины к работе
На первом этапе особенно важно почувствовать материал. Для этого опустите кисти рук в сухую глину, ощутите, как просыпаются ее частички сквозь ваши пальцы, почувствуйте, какой она может быть – сухой или вязкой, пластичной или жидкой. Наберитесь терпения и можете приступать к работе.
Этапы создания панно из керамики
Формирование изделия
Существует огромное количество приемов при работе с глиной. Это может быть раскатывание, сжатие, растяжение, протыкание, вытягивание, разрыв, рассечение, скручивание, мелкая проработка пальцами или ногтями, можно применять и суставы пальцев. Все эти и другие процессы, которые могут возникнуть спонтанно в ходе работы над каждым произведением, служат одной цели — передаче художественного замысла из воображения художника-керамиста на изделие.
Процесс создания керамического панно может быть, как осознанным, так и неосознанным. В ходе осознанного процесса мастер стремится к заранее продуманному варианту, соответствию форм и размеров. При неосознанной лепке художник полностью подчиняется своей фантазии и внутренним ощущениям, которые он испытывает в каждый конкретный момент. В последнем случае панно будет отражать чувства и эмоции мастера. Получается своеобразный слепок души художника.
Сушка
Перед обжигом готовое керамическое панно обязательно нужно высушить. Выполнить это можно двумя способами – естественным путем на стеллажах или принудительно в сушильных шкафах. В процессе сушки происходит испарение воды и, как правило, изделие в это время дает усадку. Слишком большая скорость сушки может навредить панно, ее поверхность просто покроется трещинами. Чем массивнее и сложнее произведение, тем дольше должен происходить первоначальный этап сушки. Для этого необходимо снижать температуру окружающего воздуха, увлажнять изделие. Можно сушить панно и под тканью, которая будет удерживать влагу.
При сушке в сушильной печи нельзя быстро поднимать температуру, наращивать ее необходимо постепенно, особенно в начале процесса. Причиной образования трещин на поверхности может стать не только слишком жирная глина и неправильный температурный режим, но и неправильные формы в работе. Это, например, резкие переходы в толщине, острые края.
В процессе сушки панно ведет себя, как единое целое, поэтому очень важно, чтобы она не прилипала к той поверхности, на которой сохнет. Часто для сушки в таких случаях изготавливают подставки в то же время и из той же глиняной массы, что и само панно, чтобы усадка шла равномерно.
После сушки изделие оправляют — зачищают края, заглаживают поверхности, устраняют возникшие мелкие дефекты.
Обжиг
Физический смысл обжига состоит в том, что при высокой температуре глина спекается, то есть, состояв первоначально из отдельных частиц, она переходит в состояние монолитного тела. После обжига изделие становится прочным, изменяет цвет, приобретает твердость.
В процессе обжига выделяют три периода – нагревание, выдержка при необходимой температуре и охлаждение.
Вначале изделие помещают в холодную печь и постепенно нагревают, именно на этом ответственном этапе очень важно соблюдение температурного режима, во избежание возникновения различного рода дефектов. Обычно скорость нагрева не превышает 100 град/час, регулярно делая выдержки.
Конечная температура для обжига определяется составом глины, из которой выполнено керамическое панно. Процесс охлаждения так же происходит плавно, периодически делая выдержки, либо дают остыть панно вместе с печью.
Главная проблема во время обжига – это возможное образование трещин в процессе усадки материала при обжиге и резком охлаждении. Поэтому очень важно тщательно относится к подбору температурного режима.
Декорирование керамического панно
Выбор конкретного приема для декорирования панно зависит в большей степени от особенностей конкретного материала. В принципе глина сама по себе уже выглядит достойно и неумелое декорирование может даже испортить внешний вид. Неправильно подобранные способы и перебор в красках способны сделать из произведения искусства пластиковую куклу, конвейерного производства.
Существует много приемов художественной обработки керамики.
Роспись акриловыми красками. Это наиболее распространенный способ декорирования с различными приемами. Чаще используют акриловые краски, они не требуют дополнительного защитного слоя лака или обжига. С ними легко работать новичкам. Работать с акрилом нужно в хорошо проветриваемом помещении. Важно не забывать закрывать краски, потому что они могут высохнуть, развести их водой потом не удастся.
Роспись ангобом. Ангоб – это слой белой или цветной глины, наносят его на необожженное изделие. Главная его задача – это замаскировать недочеты, например, грубую фактуру или нежелательный цвет. Если не покрывать изделие целиком, то получается небольшая рельефность рисунка за счет того, что ангоб впитывается не полностью.
Декорируют ангобом несколькими методами:
Глазурование. Глазурь — это стекловидный тонкий слой жидкого материала, которым покрывают изделие сверху. В физическом смысле глазурь – это стеклообразный силикат. Глазурь увеличивает прочность изделия, придает благородный вид, яркость, повышает стойкость к влаге. Глазурью можно покрыть изделие, как полностью, так и нанести на отдельные участки. Наносить глазури можно несколькими методиками, среди самых популярных выделим следующие способами:
Глазури могут быть по прозрачности: глухие (непрозрачные) и прозрачные. По наличию блеска: матовые, блестящие и с промежуточной степенью блеска. По цвету: бесцветные и цветные.
Различаются глазури и по химическому составу. Подбирая необходимые свойства глазури, художник ориентируется на конечный результат. Во время обжига глазурь может повести себя совершенно непредсказуемым образом, смешаться цветами и создать свою неповторимую композицию.
Керамические краски могут быть подглазурными и надглазурными.
Подглазурные краски. Применяют до полива глазурями и обжига. Используют специальные краски, которые выдерживают высокую температуру. Рисунок в данном случае после обжига уже нельзя будет исправить. Такая техника требует высокого мастерства художника-керамиста.
Надглазурные краски. Ими наносят рисунок на уже глазированную поверхность, неточности рисунка здесь подправить есть возможность, но такой декор не отличается долговечностью. Сверху этот рисунок можно обработать люстрами, которые придают металлический или перламутровый эффект. Содержащиеся в люстрах примеси дают различные цветовые варианты:
Рекомендации по выбору керамического панно
Выбор керамического панно зависит от многих аспектов: от концепции дизайна, от индивидуальных вкусовых предпочтений, от места размещения, от материальных возможностей. При том, что поместить керамическое панно можно где угодно, необходимо все же знать несколько важных моментов, которые помогут не ошибиться и сделать правильный выбор.
Правильно подобранное керамическое панно поможет не только украсить ваш интерьер, но и оживит и визуально увеличит пространство в помещении, скроет недостатки интерьера, добавит тепла и уюта. Оно станет не только элементом украшения, но и изысканным декором, который притянет к себе любой взгляд. Правильно подобрав композицию, вы сможете создать особую гармоничную атмосферу.
Декоративные керамические панно имеют несколько отличительных свойств:
Вы решили оживить свой интерьер дома или на работе, присмотритесь к керамическому панно ручной работы. Смотришь на эту необыкновенную красоту и не понимаешь, как можно так натурально передать столь изящную линию, создать неповторимый изгиб.
Ручная работа и индивидуальный подход всегда ценится гораздо выше, чем продукция с конвейера. Наслаждаться такими произведениями искусства можно бесконечно. Игра воображения помогает увидеть в них что-то завораживающее. Результатом каждой ручной работы становится создание не просто керамического панно, а уникального шедевра, произведения искусства.
Только настоящий мастер используя безграничные декоративные возможности глины способен сделать невозможное возможным.
Мои декоративные панно из керамики можно посмотреть в официальном интернет-магазине, где работы можно купить или заказать.