киберспортивный клуб что это
Киберспортивный клуб что это
7 МИН
Как запустить бизнес в киберспорте
Рынок киберспорта в России ежегодно растёт на 20 %. По оценкам экспертов, к 2023 году его оборот достигнет 100 миллионов долларов, а аудитория составит более 20 миллионов человек. Мы разобрались, как создать свою киберспортивную команду и сколько это стоит.
Изучите рынок и выберите дисциплину
Киберспорт — это соревнования по видеоиграм между одиночными игроками или командами. Спортсмены участвуют в турнирах по FIFA, PUBG, Counter-Strike, Dota 2 и другим киберспортивным дисциплинам. Молодые компании начинают с команды по одной видеоигре, чтобы сэкономить на содержании штата. А когда доходы растут, создают команды по другим дисциплинам.
Так делали известные во всём мире организации. Например, немецкая компания SK Gaming начинала с Quake в 1997 году, а теперь развивает команды в семи игровых дисциплинах. Похожий путь прошёл украинский клуб Na’Vi. Сначала команда играла только в Counter-Strike 1.6, а сейчас участвует в турнирах по шести видеоиграм.
Чтобы выбрать дисциплину, посмотрите расписание соревнований. Оно есть на сайте ESL Play — крупнейшего организатора киберспортивных турниров в мире, который проводит локальные, региональные и международные соревнования.
Российский клуб Virtus.pro начал в 2003 году с турниров по Counter-Strike 1.6 и за 17 лет создал команды по тринадцати видеоиграм. От части дисциплин клуб отказался, потому что турниров и зрителей стало меньше. Теперь Virtus.pro участвует в соревнованиях по 4 видеоиграм.
Рассчитайте бюджет для старта
Основа киберспорта — мощные компьютеры и оборудование. Высокопроизводительный ПК в среднем стоит 150—200 тысяч рублей, игровые столы и кресла — 50 тысяч. Например, если решите создать киберспортивную команду по Counter-Strike из 5 человек, закладывайте минимум миллион на старт.
Добавьте к техническим расходам и другие траты:
Самая большая статья расходов — зарплаты игроков, которые достигают 50 % расходов бизнеса. На старте спортсмены зарабатывают порядка 50—80 тысяч рублей. Если команда начнёт выигрывать локальные турниры, участвовать во всероссийских и международных соревнованиях, платить придётся больше — порядка 200—400 тысяч рублей.
Расходы большие, поэтому спортивные команды, организаторы и комментаторы ищут спонсоров. Они помогают брендам продвигать друг друга. Например, команда рекламирует производителя ПК на соревнованиях, которые смотрят болельщики — целевая аудитория бренда. В обмен игроки получают последние модели компьютеров, а команда — спонсорские выплаты.
От 5 до 7 миллионов рублей. Сколько стоит открыть собственный компьютерный клуб и прибыльно ли это
Из интервью вы узнаете:
— Компьютерные клубы были популярны в нулевых, сейчас у них очередной рассвет. С чем это связано?
— Действительно, клубная индустрия киберспорта переживает настоящий ренессанс. Причин этому несколько.
Естественное желание молодежи к социализации в приемлемых современных условиях. Для ребят 14-25 лет индустрия развлечений не предлагает никаких интересных форматов, кроме, пожалуй, кино. Детские парки развлечений этим ребятам уже не интересны. Формат кальянных, ресторанов пока еще не очень комфортен, а также нужно признать, что для заведений общественного питания они далеко не самая перспективная целевая аудитория. Поэтому чаще всего молодежь собирается на фудкортах ТЦ. В такой ситуации компьютерные клубы стали беспроигрышной альтернативой. Современное пространство, доступ 24/7, единомышленники, мощное железо и новинки компьютерных игр — вот основные причины привлекательности клубов.
Индустрия киберспорта быстро развивается. По подсчетам разных аналитических контор, к концу 2019 года аудитория киберспорта составляла 200 миллионов человек, а к 2022 году показатели могут вырасти до 276 миллионов. Ежегодно прибавляется 10-17 процентов аудитории. Считаю, что в 2020 году аудитория будет районе 10-12 миллионов человек. На этой волне развивается и клубное направление во всем мире.
Системные требования игр постоянно меняются и диктуют высокие требования к железу. Не каждый может позволить себе покупку игрового компьютера домой и тем более его обновления. Минимальная стоимость компьютера составляет 60 000 рублей, а комплексного набора «железа» с периферией уверенно превысила отметку в 100 000 рублей. Клубы не экономят на железе, в обратном случае придется обновлять парк машин каждые 2-3 года. По сути, мы выступаем как еще один шеринг сервис, только наша услуга заключается в предоставлении в аренду игрового оборудования.
— Имеет ли профессиональный киберспорт и киберспортивные клубы связь? Можно ли сейчас стать профи, начиная играть в клубах?
— Киберспорт и киберспортивные клубы имеют самую прямую связь. Все профессиональные игроки в киберспорте вышли из клубов. Клубы — это ключевая точка в карьере любого игрока. Нельзя стать профессионалом, играя на домашнем компьютере. Именно в клубах игроки объединяются в команды, смотрят трансляции, происходит знакомство с культурой киберспорта. Сейчас площадки «упакованы» настолько профессионально, что запросто подойдут для тренировок киберспортивных команд и даже для проведения турниров. К нам в клубы приходили молодые люди, движимые любопытством, становились профессиональными игроками или тренерами, делали успешную карьеру в России и за рубежом. Таких историй очень много.
— Какая аудитория больше всего пользуется услугами клубов?
— В 2019 году мы заказывали исследование портрета целевой аудитории наших клубов, а это свыше 100 тысяч человек. Думаю, ситуация не сильно изменилась.
Так, по этим данным, каждый третий молодой человек до 25 лет вовлечен в индустрию киберспорта. 85% аудитории — это мужчины. Ядро нашей ЦА — люди от 12 до 30 лет, 60% которых являются постоянными посетителями клубов.
— А в какое время обычно люди посещают ваши клубы?
— Этот показатель напрямую связан с локацией конкретного клуба. В клубах, расположенных в ТЦ, традиционно высокая посещаемость наблюдается с обеденного времени до позднего вечера и в выходные. Точки, открытые на улице, обычно на первом этаже зданий и недалеко от образовательных учреждений, заполняются с самого утра.
В спальных районах нет пиковой нагрузки, посещаемость примерно одинаковая в течение дня.
— Что относительно игр? Какие популярнее всего у посетителей?
— Топ-10 игр сейчас такой: Dota 2, Counter-strike: Global Offensive, League of Legends, Overwatch, Starcraft II, PUBG, World of tanks, FIFA, Hearthstone, Call of duty
Новинка Valorant очень активно выходит в лидеры рынка.
— Прибыльно ли держать сеть клубов?
— Прибыльно, индустрия находится на подъеме. Рынок имеет огромный потенциал роста. По данным PwC, российский киберспорт занимает девятое место в мире по объему рынка, прогнозы говорят, что он может подняться в ближайшие годы на четвертое место. Лидерами в этом сегменте остаются Япония, Китай и Великобритания. Рынок киберклубов имеет потенциал развития на перспективу ближайших 10 лет. Для регионов этот показатель еще выше с учетом того, что экспансия крупных сетевых игроков только началась.
Клубы обеспечивают довольно быстрый возврат инвестиций, примерно от 10 до 15 месяцев. На такие показатели довольно сложно выйти с кинотеатром или точкой общепита. Доходность клуба нашего бренда составляет от 40-50% годовых. Открытие клуба не требует опыта в бизнесе, в том случае если, естественно, речь идет о франшизе. Нет рисков, присущих большинству бизнесов, связанных с человеческим фактором или изменением себестоимости продукции. В основе нашего бизнеса качественное железо.
— Сложно ли открыть киберспортивный клуб? Какая сумма денег на старте может потребоваться и какие проблемы могут ждать дальше?
— Рассчитывать надо на то, что оборудование одного игрового места в среднем вам обойдется от 120 000 до 150 000 рублей. Из них стоимость системного блока составит 100 000 рублей, игрового монитора — 25 000 рублей, периферии — 25 000 — 35 000 рублей. В общем, самостоятельное открытие клуба минимум на 40 компьютеров обойдется в 6 –7 миллионов рублей, ценник от 5 миллионов появится, если открывать клуб при поддержке франшиз.
Сложно начинать новый бизнес в одиночку. Тем более сейчас, когда самостоятельные клубы начинают испытывать давление сетевых игроков. В случае открытия клуба по франшизе вы сразу получаете все необходимое для ведения бизнеса. Перед открытием клуба мы даже выезжаем на место, чтобы провести аудит помещений на конкретной территории. Дальнейшее зависит от вас. Если вы хотите быть частью большой команды, прислушиваетесь к нашим рекомендациям, находитесь в диалоге с управляющей командой, то избежите ошибок, которые совершают новички в бизнесе.
Особенных сложностей с развитием бизнеса у наших франчайзи не возникает. Некоторые совмещают управление 1-3 клубами с основной работой или другим бизнесом. Здесь не нужно большого числа обслуживающего персонала, закупки продуктов, нет воровства и других проблем, которыми сопровождается ведение бизнеса во многих других сферах.
— Продолжит ли сеть расширяться дальше или придется уменьшить количество точек после самоизоляции?
— Однозначно мы будем наращивать число клубов, ни о каком закрытии речь не идет. На данный момент сеть COLIZEUM объединяет 71 точку, еще 60 находятся в процессе запуска. Из них сразу после снятия карантина будут готовы открыть свои двери для посетителей как минимум 10 новых клубов. До конца года мы должны преодолеть отметку в 100 открытых арен.
Моя цель — открыть клуб в каждом регионе РФ и выйти на международный рынок — в США, Казахстан, Украину, Литву.
— Как вообще жила сеть в этот непростой период, когда за помещения платить нужно, а дохода от основной деятельности не было?
— За время карантина никто из наших франчайзи не закрыл бизнес. Мы платим небольшую арендную плату, в этом специфика модели нашего развития. Франчайзи, которые не смогли договориться о замораживании арендной платы за время карантина, понесли убытки. Но это несущественные убытки. Поэтому закрываться никто не собирается, все настроены отбить недополученную прибыль.
— Что относительно прогнозов? Скоро ли ждать возвращения геймеров в клубы?
— Порядка 20 клубов за последние 2 недели возобновило свою работу по всей стране, открыто 2 новых клуба. У нас соцсети разрываются от вопросов, когда откроются клубы в том или ином городе. Геймеры готовы вернуться, теперь все зависит от того, как будут сниматься ограничения в разных городах присутствия сети.
Ситуация сейчас отличается от одного региона к другому. Например, в Тюмени, Владивостоке, Пятигорске клубы забиты битком. В Москве и Подмосковье точки только начинают открываться и поток посетителей не вернулся к привычным докарантинным значениям.
Как устроена киберспортивная студия и чем там занято столько людей? Мы все узнали
С киберспортом уже давно принято считаться: древние шутки про травму от клавиатуры и мышки показывают лишь невежество остряка. Топовые турниры проходят на огромных площадках, суммы призовых считают в миллионах, а наблюдают за игрой десятки тысяч человек. Обязательный компонент любой спортивной трансляции — ведущие, и слушать их порой интереснее, чем следить за матчем. Onliner вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra продолжает изучать киберспорт, поэтому мы поговорили с комментатором VOKA League и узнали, как происходит организация матчей и как устроена сама студия, из которой идет трансляция.
О разнице форматов
Вообще, киберспортивный турнир обычно проходит в одном из трех форматов:
Эти три стандарта с небольшими изменениями перешли в киберспорт из спорта обычного, говорит куратор киберспортивного направления VOKA Наталья Сафонова:
— Самые яркие эмоции дарят, конечно, форматы, когда зрители собираются вместе — на LAN-турнире или пабстомпе. Мы пригласили болельщиков на совместный просмотр первого финала VOKA League, и было видно, что люди полностью погружены в экраны. Атмосфера в зале была даже более живой и эмоциональной, чем в студии. Зрители кричали, хлопали на голевых моментах. Живой обмен эмоциями ни с чем не сравнится.
Правда, сейчас таких ивентов мало: из-за пандемии коронавируса практически все мероприятия либо отменили, либо перевели в онлайн-формат.
Ведущим приходится учитывать формат турнира, и больше всего стресса — на LAN-мероприятиях:
— Любая живая трансляция предполагает много сложностей и особенностей. Кто-то волнуется, какая-то техническая заминка, не могут вовремя начать — комментаторы должны быть отчасти шоуменами, вовремя повысить тональность голоса, обозначить сложный и интересный момент, плюс им нужно разбираться в киберспортивной дисциплине. Но основной талант комментатора — это не просто «пою о том, что вижу», но и обрамление всего аналитикой, своими прогнозами и гипотезами относительно дальнейшего развития игры.
Киберспорт по-прежнему остается довольно нишевым развлечением, поэтому в индустрии дефицит подходящих ведущих: дисциплин много, а каждую игру нужно знать досконально (правила, лексику, героев) и еще ориентироваться в командах, и это не говоря об идеальной дикции и знаниях фонетики, чтобы без «средства́» и «позво́нит». Как таковой «школы киберспортивного комментатора» нет: кто-то становится ведущим матчей после завершения карьеры киберспортсмена, кто-то — просто шоумен, который увлекается видеоиграми. В последнее время часто встречаются комментаторы, выросшие из стримеров.
Обычно на матч ставят двоих комментаторов. Во-первых, так проще: если один что-то упустит, второй подскажет. Во-вторых, у них немного разная специфика: подбирают эксперта по игре и разговорчивого человека, который может и не знать всех тонкостей, но благодаря яркой речи будет держать зрителей у экранов.
«Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы»
Павел Скрипко стал комментатором по завершении карьеры киберспортсмена.
— Я играю профессионально с 2005 года и комментирую с 2013-го. Был профессиональным игроком в Warcraft 3, играл за сборную Беларуси и представлял страну на международных соревнованиях.
— Успешно?
— Да, довольно-таки. Не раз обыгрывали Россию, например.
— Как стали комментатором?
— Знакомый, который организовывал турниры по Starcraft 2, предложил стать комментатором. Ныне покойный Алексей Бурдыко тогда открывал Game Show Studio, и была вакансия комментатора. Я решил посвящать больше времени реальной жизни и подумал, что можно совместить хобби с профессией.
— Комментировать обычный спорт не думали?
— Киберспорт мне намного интереснее, он динамичнее для наблюдения.
— Сколько дисциплин можете комментировать?
— Давайте загибать пальцы: Dota 2, CS, Starcraft, Warcraft, Heroes of the Storm, Valorant, Overwatch, League of Legends (но давайте ее не считать, я не очень хорошо знаю игру), Hearthstone, FIFA — вот, кстати, к вопросу о комментировании реальных видов спорта.
— Много времени нужно на освоение новой дисциплины? Когда становитесь уверены, что сможете комментировать матч в ней?
— Все зависит от человека: чтобы наработать базу знаний, требуется поиграть в дисциплину — разобраться в мелочах и деталях. Главное, играть самому и смотреть крупные матчи с участием профессионалов.
— Когда матч комментируют два человека, как они делят, кто и что будет говорить?
— Зависит от синергии людей, чтобы они друг друга не перебивали — в таком случае, как и в живом разговоре, будет несвязная речь, и зрителям это неинтересно. Внутренняя симпатия к собеседнику, умение поддержать разговор — собственно, речь идет сугубо о профессионализме.
— Как готовитесь к трансляции? Разминаете голосовые связки?
— У многих при игре возникает проблема: если съешь что-нибудь, внимание рассеивается. Хочется отдохнуть, полежать. Поэтому я только пью обычную воду — это помогает сохранять остроту сознания и не терять мелочи.
А сама подготовка к матчу — ищу слухи и новости, которые будут интересны зрителям: что происходит в командах, какие изменения ждут саму игру. В отличие от обычного спорта, здесь дисциплины постоянно обновляются, что вносит изменения, и это может сильно влиять на игровой процесс.
— Что делаете, когда говорить не о чем, но хоть что-то комментировать нужно?
— Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы. Даже когда ничего динамичного не происходит (заминка, пауза, технический «косяк»), все зависит от вашего умения заранее найти и заготовить истории, рассказать что-нибудь из личной практики, поговорить с пользователями из чата.
— Смешные ляпы были?
— Да, особенно в начале карьеры. Порой на эмоциях могло вырваться что-то на грани цензуры, причем даже сам не всегда замечаешь это. Самое главное, не заострять на «косяке» внимание. Если вас в студии двое, коллега поможет замять момент, и вы будете комментировать матч дальше. И, в отличие от телевидения, у нас все не так жестко в плане рамок допустимого.
— Комментатор может болеть за какую-то команду?
— Может, но мне все-таки кажется, что нужно болеть за красивую игру. Зрителю вряд ли понравится, если комментатор вдруг окажется против его команды.
Зачем столько мониторов
В студии VOKA Valorant Championship к нашему приезду заканчивалась подготовка к трансляции матча в шутере Valorant. Почему-то воображение рисовало огромные пульты с россыпью кнопок и переключателей — вроде тех, что используют музыканты для записи треков. Но для работы студии достаточно мощных ПК (используются Ryzen 3800X и Nvidia GeForce 1660), стабильного интернета и небольшой команды, которая целиком отвечает за то, что видят и слышат игроки.
Киберспортивный клуб в период изоляции: распределенный гейминг как возможность не только выжить, но и заработать
По ходу, децентрализация ворвалась в рунет. Увидел на Хабре статью «Игры за деньги: опыт работы в распределенной игровой сети владельца нескольких серверов» и понял, что в той же сети работаю. Только майнингом я никогда заниматься не пробовал, у меня вообще игровой клуб.
В октябре прошлого года я открыл в Перми киберспортивный компьютерный клуб 59FPS. Он создавался в качестве базы для проведения киберспортивных турниров, и все шло хорошо до того, как… ну вы все в курсе эпидемии, да. Под катом — рассказ о том, как клубу удается почти нормально работать в кризис благодаря распределенному геймингу.
История открытия клуба
Я несколько лет возглавляю пермское отделение Федерации компьютерного спорта России. Работаем давно, и все это время развитию мешает проблема. А именно — отсутствие современной оборудованной площадки для проведения киберспортивных соревнований. В итоге мне показалось логичным создать такую площадку самому. Правду говорят — “Хочешь хорошо сделать — сделай сам”, чем я и занялся. В итоге открыл компьютерный клуб с мощным оборудованием и комфортным для игроков окружением.
После того, как мы открылись, пошли отзывы. Судя по ним, клуб действительно получился неплохим.
Оборудование клуба
Помещение не очень большое, в нем всего 20 игровых мест, которые, впрочем, размещены так, чтобы киберспортсменам было удобно. Места оборудованы с прицелом на проведение турниров по киберспорту и тренировку киберспортсменов.
Эпидемия и режим работы
Почти с самого открытия к нам пошли посетители. Собственно, почему бы и нет? Компьютерные клубы отнюдь не вымерли — они до сих пор пользуются популярностью среди тех клиентов, кому важен командный дух в процессе игры, личный контакт с другими участниками игрового процесса. Да и одиночки время от времени приходят посмотреть и поиграть.
В целом, дело пошло неплохо. Но, к сожалению, клуб был открыт, как и говорилось выше, в октябре, так что в нормальном режиме удалось поработать всего несколько месяцев.
Даже после того, как стало известно о вирусе в Европе и РФ (но до объявления карантина) посетители продолжали играть. Последние несколько дней перед карантином был небольшой спад посещаемости, но лишь в отдельные дни. В целом, выручка сохранялась на прежнем уровне, с этим проблем не было.
Но, к сожалению, 28 марта пришлось закрыться. Я думал, что клуб сможет продержаться до официальных обязательных выходных (30 марта). Но нет — 28 марта, когда в клубе тренировались несколько киберспортсменов (они участвовали в отборочном этапе на чемпионат РФ по компьютерному спорту) к нам пришли сотрудники полиции. Правоохранители напомнили о том, что клуб нужно закрыть. Пришлось подчиниться. Сейчас соревнования проводим исключительно в онлайне.
Поиск новых возможностей
Клуб пришлось закрыть, и я оказался среди тех, чей бизнес внезапно перестал приносить доход. Даже хуже — он с первого дня карантина стал убыточным, ведь регулярные платежи никуда не делись. Коммуналка, аренда и т.п. — все это нужно продолжать оплачивать. Начал искать возможность заработать на тех ресурсах, которые остались — оборудование и стабильное подключение к интернету.
Многие компьютерные клубы во время карантина стали сдавать игровые ПК в аренду, отдавая машины частным пользователям. Мы тоже решили попробовать и открыли прием заявок на получение игровой машины во временное пользование. Но не бросились в омут с головой, а проявили осторожность. Стали тщательно проверять желающих поиграть дома на мощном компьютере. Как оказалось, осторожность оказалась оправданной: 5 заявителей из 6 имели незакрытые задолженности перед судебными приставами. Это долги по кредитам, штрафы, налоги. Суммы доходили до 180 тысяч рублей, а размер задолженности много лет не менялся или даже увеличивался. Это значило только одно — у человека нет официального источника заработка, из которого приставы могли бы списать долг или часть его.
Соответственно, если такие клиенты по каким-то причинам не смогут вернуть компьютер, или возвратят его не в полной комплектации, то даже обратившись в суд и выиграв его, я не смогу вернуть деньги или оборудование. Риск был огромным, тем более, в текущей ситуации, поэтому я решил отказаться от услуги “игровой ПК в аренду” и придумать еще что-нибудь.
Подходящий вариант удалось найти достаточно быстро. Так, в сообществе владельцев компьютерных клубов активно обсуждали системы распределенного гейминга — чаще всего упоминался сервис Drova и Playkey. Рисков здесь было гораздо меньше, чем в случае аренды, так что решили попробовать.
Выбрал я Playkey — просто потому, что его головной офис находится как раз в Перми, моем родном городе. Не только «родственные» чувства сыграли свою роль, но и желание помочь геймерам из нашего города улучшить навыки игры, плюс дать возможность принять участие в киберспортивных соревнованиях.
Подключение к сети
Я оставил заявку на сайте, и со мной сразу же связались. Началась работа по подключению оборудования к сервису. В ходе реализации проекта возникли некоторые проблемы, но их быстро решили — благо, саппорт у компании не только вменяемый, но и грамотный. Главная проблема была связана с тем, что процессоры в моих серверах — от AMD. Они в геймерских машинах встречаются реже, поэтому и подключение несколько более сложное. Также пришлось извлечь SSD M.2 из машин, поскольку они, по словам сотрудников поддержки, мешали нормальной работе ПО от Playkey. Но все технические сложности мы быстро решили. Как мне объяснили — версия CentOS, которая использовалась сервисом для установки на клиентские ПК, не поддерживала этот тип SSD. Позже проблему решили обновлением ядра ОС, поэтому сейчас снимать накопители с компьютеров для работы с распределенной сетью уже не нужно.
Компьютеры, подключенные к распределенной сети, становятся нодами, ресурсы которых доступны для геймеров, которые хотят поиграть в облаке. В момент подключения геймера сервис ищет ближайшую к нему ноду и запускает игру именно на этом сервере. Плюс для геймера — низкие задержки, качество игры приближается к геймплею на собственном ПК. Ну а компания и партнер, предоставивший сервер, получают оплату.
Сколько зарабатывает клуб при помощи сервиса?
Это около 6-10 часов загрузки для каждой машины в день.
Но около 60% от этой суммы уходят на затраты, которые связаны с работой клуба. В первую очередь, это коммунальные платежи — электричество, интернет и т.п. Плюс расходы самого клуба, которые не удалось заморозить на период карантина. Чистая прибыль составляет около 30 тысяч рублей в месяц. В принципе, это неплохо, поскольку то, что бизнес не терпит убытки, это уже хорошо, мы не закроемся. И после завершения карантина тренировки киберспортсменов возобновятся.
Мне кажется, что распределенная схема работы в будущем будет развиваться, поскольку это выгодно всем, как участникам сети, так и сервисам, которые эту схему предлагают. Мой клуб продолжает работать, можно сказать, что в нем и в период карантина полно геймеров, хотя и виртуально. Если статью читают пермяки, то вот его адрес — ул. Советская, 3. Находится он рядом с социокультурным пространством “Завод Шпагина”.