кикшеринг это что такое
Кикшеринг: что это и как работает?
Современный ритм жизни диктует свои правила, поэтому мобильность в крупных городах, где дороги переполнены транспортными средствами, становится как никогда актуальной проблемой. За последние годы прокат электросамокатов стремительно набирает спрос, и жителям России стоит взять на заметку столь универсальный способ передвижения.
Как работает кикшеринг
Кикшеринг – услуга по предоставлению электросамокатов в краткосрочную аренду. Данное средство передвижения очень удобное и экологичное (среднее время работы без дополнительной подзарядки составляет примерно 2,5 часа на максимальной скорости 30 км/ч), но использовать его можно исключительно в сухое время года для преодоления коротких расстояний.
Обычно электросамокат берут напрокат при помощи мобильного приложения, а оплата считывается с баланса пользователя только после фактического завершения аренды.
Стандартный алгоритм использования услуг кикшеринга включает в себя 5 этапов:
Иногда компании по кикшерингу используют 2 самых распространённых варианта для завершения использования услуги:
Чаще всего зону аренды каждая фирма определяет самостоятельно. Поэтому перед началом поездки клиенту стоит убедиться в достаточном уровне зарядки средства передвижения, иначе могут быть сложности при возврате.
Важно! Непременно следует обратить особое внимание на штрафную («красную») зону, в границах которой завершать срок проката запрещено. В противном случае придётся заплатить штраф за нарушение правил.
Города, где работает услуга
Современный кикшеринг – не просто очередной модный способ развлечения, но и отличное средство передвижения, особенно в проблемных городах с постоянными пробками на дорогах. Постепенно упомянутый сервис всё набирает популярность, поэтому услуга по прокату такого альтернативного транспорта как электросамокаты стремительно развивается во всей стране:
Справка! Потенциал развития кикшеринга по всей России довольно высок. Но в некоторых регионах прокат электросамокатов предоставляется сезонно и напрямую зависит от погодных условий (с начала весны и до 31 октября включительно). А вот на юге страны, например в Сочи, услугой аренды можно воспользоваться практически круглогодично.
Прокат электросамокатов в Москве
Кикшеринг — это краткосрочная аренда электросамокатов. Принцип услуги тот же, что и прокат автомобилей.Скачайте приложения кикшеринга для проката в Москве: Whoosh, Urent, Карусель, Samocat Sharing. Используйте промокод для первой поездки.
Аренда самокатов в Санкт-Петербурге
Эта система удобна и востребована в Санкт-Петербурге так как решает вопрос передвижения по городу или бережет силы во время прогулок по паркам и зеленым зонам города. Кстати в Санкт-Петербурге удобно кататься в центре города, где много достопримечательностей и памятных мест.
Кикшеринг в Сочи (Адлере)
Аренда электросамокатов в Сочи. Скачайте приложения URENT и MaturCity. Тарифы и условия. Зоны проката. Кикшеринг — новое направление в прокате средств передвижения в городских условиях, принцип работы которого такой же, как и у проката автомобилей.
Как устроены самые популярные кикшеринги в мире
Кикшеринг (краткосрочная аренда самокатов) — молодой вид шеринга, но он очень быстро набирает популярность. Рассказываем, как все это устроено за рубежом.
Все американские кикшеринги из этого материала предлагают один и тот же тариф: $1 за разблокирововку самоката и 15 центов в минуту за аренду. И все они работают по dockless-системе.
У всех одинаковый принцип аренды: на карте в приложении вы можете найти свободные самокаты, для разблокировки нужно отсканировать QR-код, а для завершения — нажать на кнопку в приложении. Предварительного бронирования нет.
Кроме того, все кикшеринги обязывают носить шлем во время езды на самокате, запрещают ездить по тротуарам и парковаться, блокируя пандусы, пешеходные дорожки и скамейки. Также пользователи должны сигнализировать жестами о своих маневрах.
Теперь — подробно о главных американских кикшерингах.
Bird
За первые полгода сервисом воспользовались около 50 тысяч человек, число аренд за этот период составило около 250 тысяч. К лету 2018 года у компании 1600 электросамокатов.
Пользователи Bird должны ездить в шлеме, но компания их не предоставляет. Активное клиенты шеринга могут бесплатно заказать шлем через приложение. Зимой 2018 года Bird объявили о новой кампании безопасности, по которой любой может заказать бесплатный шлем, но на сайте все еще написано, что клиенты должны пользоваться собственными шлемами.
Из соображений безопасности максимальная скорость на самокатах Bird ограничена 15 милями в час (около 24 км/ч). На самокате можно перемещаться только в одиночку, соблюдая все правила дорожного движения (включая знаки «стоп») и не используя во время движения гаджеты, которые могут отвлекать (даже музыкальный плеер нельзя). Кроме того, запрещено ездить на самокате с объемными рюкзаками или сумками, которые мешают безопасному вождению.
Spin
Шеринг самокатов Spin запустил недавно (в феврале 2018 года) и он пока есть только в Сан-Франциско.
Чтобы воспользоваться самокатом, нужно найти оранжевый пин в приложении (из-за того, что Spin дает в аренду и велосипеды, не все пины на карте являются самокатами), дойти до него и отсканировать QR-код.
LimeBike
Самокаты Lime-S сегодня доступны для аренды в Сан-Франциско, Вашингтоне, Сан-Диего и Остине, а в скором времени появятся в Париже.
Проблемы американского кикшеринга
Из-за того, что новый сервис очень быстро стал популярным, американские города сегодня столкнулись с проблемой: самокаты бросают где попало, они мешают пешеходам, а иногда даже травмируют их.
К концу июня электросамокаты смогут вновь вернуться на улицы города, если компании-владельцы получат соответствующие разрешения у города. В течение полугода после этого компаниям разрешат поставить в городе 1250 самокатов, а в следующие полгода — увеличить общее число до 2500. При этом только у Bird в Сан-Франциско сейчас около 1600 кикскутеров.
Сингапур
Три самых крупных шеринга самокатов в стране — Telepod, Neuron Mobility и PopScoot.
Все компании предлагают арендовать электросамокат со станций выдачи и возврата, и во всех трех доступно бронирование.
Пользователем кикшеринга в Сингапуре может стать любой человек старше 16 лет, водительских прав для этого не нужно.
Тарифы у операторов разные. Поездка на Telepod обойдется в $0.09 в минуту, поездка на Neuron Mobility — в $0.5 за 15 минут, а на PopScoot — в 7 центов в минуту.
Европа
В Европе пока нет крупных кикшеринговых компаний с электросамокатами. Но прокат мускульных самокатов есть, поэтому наверняка скоро появятся и электрические аналоги.
UPD 21.06.18: Lime запускает пилотную программу во Франции.
Кикшеринг в России: как работает и сколько стоит
В современном мире вопросы мобильности и экономии времени особенно важны. Не зря говорят, что время – деньги. Но в больших городах, которые перегружены автомобилями, можно провести в пробке ни один час. Именно поэтому все большую популярность набирает одна из разновидностей шеринга – кикшеринг. Об этом мы и поговорим более детально, разберем в каких городах доступна такая услуга и что она из себя представляет.
Прокат самокатов. Кикшеринг – что это и как работает
Кикшеринг – система предоставления в краткосрочную аренду самокатов или электросамокатов. Безусловно, это средство передвижения вполне удобно, но не в любое время года проедешь на таком виде транспорта.
Сейчас модно жить в аренду: люди снимают квартиры, пользуются услугами такси или каршеринга вместо личного транспорта, даже музыку многие предпочитают слушать по подписке. В 2017 году аренда самокатов накрыла волной популярности всю Европу, а буквально через год кикшеринг появился и в нашей столице. Разберем, как функционирует эта система.
Кикшеринг может работать с привязкой к станции проката или по системе «dockless». Это значит бесстанционно. Действуют система краткосрочной аренды по следующему принципу: самокат можно арендовать через мобильное приложение, а оплатить необходимо за фактическое время использования. Это может быть поминутная, получасовая или часовая оплата.
Важно! Клиент не оставляет за пользование транспортом залога и может завершить продолжительность аренды в любой точке города.
Электросамокаты отлично подходят для преодоления коротких расстояний. Но даже если предстоит длительная поездка в метро или автобусе, не будет проблемой взять достаточно легкий транспорт с собой. Средство передвижения имеет следующие характеристики:
Для того чтобы читатель легко мог понять как работает система кикшеринга, представим пошаговую инструкцию:
Обратите внимание! Некоторые компании требуют оставлять транспорт исключительно на специально отведенных станциях, а кому-то достаточно будет того, чтобы самокат после использования разместили на муниципальной велопарковке.
Компании. Условия и тарифы
Буквально недавно кикшеринговых компаний в России было немного, но ежегодно их список пополняется. Теперь услугами краткосрочной аренды можно воспользоваться не только в Москве, но и в других городах нашей страны. Ознакомимся с наиболее успешными и крупными представителями такого бизнеса, изучим их тарифы и условия:
Что такое кикшеринг. Объясняем простыми словами
Кикшеринг — краткосрочная аренда электросамокатов.
Проще говоря, вы можете взять электросамокат в одной точке города и доехать до нужного места. Самокат оставляют на специальном парковочном месте или просто оставляют на тротуаре.
Чтобы взять в аренду самокат, нужно скачать соответствующее приложение в Google Pay или App Store. Далее необходимо привязать банковскую карту и отсканировать QR-код на самокате, чтобы разблокировать замок, который необходим, чтобы самокат не украли.
Оплата аренды производится за фактическое время использования транспортного средства. Это может быть поминутная, получасовая или почасовая оплата. Когда поездка закончится с карты спишут сумму денег за поездку. Зарядки самоката хватает, как правило, на 12-15 часов движения.
Одни используют самокаты, как развлечение, другие же как один из способов передвижения по городу — и это делает кикшеринг частью городской системы общественного транспорта.
Нюансы
Рынок кикшеринга в России — быстрорастущий. В 2021 году он взлетел на 200%-230% и оценивается в 12 млрд рублей.
По прогнозам экспертов, к 2024 году рынок кикшеринга в России вырастет в 3–4 раза — до 30–40 млрд рублей. Количество пользователей тоже увеличится — до 40–50 млн человек. Они будут совершать примерно 230 млн поездок в год.
Критика
В России выросло количество ДТП с электросамокатами. В январе — июле 2021 года показатель вырос на 66% год к году — со 160 до 266. Число погибших за год выросло в четыре раза, а число пострадавших — почти на 70%.
На этом фоне власти задумались об ограничении для водителей электросамокатов. За регулирование сервисов кикшеринга особо рьяно взялись в Петербурге. В июне местные следователи и полицейские провели обыски в офисах сервисов из-за нескольких случаев наезда электросамокатов на детей. Далее уже в столице и в других города ввели «медленные зоны» вблизи и на территории парков, а также в зонах с плотным потоком пешеходов и на проблемных участках дорог — они предполагают автоматическое снижение скорости электросамокатов с 25км/ч до 15 км/ч.
Пример употребления на «Секрете»
«Сервисы кикшеринга доказывают, что микромобильность может быть массовым видом транспорта. Но самокатам нужно дать место в городе. И в этом контексте — диалог между городом, его департаментами, жителями города — важный момент. Как и безопасность».
(Пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик — в материале о том, чем обернутся гонения на электросамокаты в российских городах).
Ошибки употребления
Не путайте кикшеринг и каршеринг — это поминутная аренда автомобилей.
Цифры
В России по состоянию на конец 2021 года было примерно 50 кикшеринговых компаний. 80% рынка принадлежали двум крупнейшим игрокам — Whoosh и Urent. Аудитория сервисов составляла около 8 млн человек. За 2021 год клиенты сервиса совершили примерно 35-40 млн поездок. Остальные 20% — это 2 млн пользователей и 10–15 млн поездок.
Сервисы аренды самокатов и электросамокатов есть в 90 городах России. Совокупный парк всех операторов — 100 000–120 000 транспортных средств. Один самокат, по подсчётам экспертов, приносит компании 100 000 рублей. За день на нём совершают три-пять поездок. На одного пользователя приходится примерно пять поездок за сезон — он приносит 800–900 рублей.
Факты
В Правилах дорожного движения появится понятие «средства индивидуальной мобильности», к которым будут относиться электросамокаты. Для них введут ограничения скорости и подробно опишут правила поездок.
Кикшеринг впервые появился в США в 2017 году, а спустя несколько лет получил большую популярность по всему миру. В России аренда электросамокатов стала доступна с 2018 года.
Слово кикшеринг происходит от английского «kick», что означать — «пинать» или «ударять ногой».
Правительство Москвы выделяет сервисам кикшеринга субсидии на развитие.
Из крупных игроков на этот рынок в 2021 году вышел «Яндекс».
Езда без правил: как в России работает прокат электросамокатов и почему его сложно регулировать
Автор фото, Alexander Ryumin/TASS
Ситуацией с кикшерингом уже заинтересовался Следственный комитет России. В четверг в ведомстве сообщили об обысках у сервисов проката электросамокатов в Петербурге: в частности, следственные действия начались в офисах компаний Whoosh, Molnia и Bolt.
Обыски у компаний начались в рамках нескольких уголовных дел, возбужденных в связи с наездами клиентов сервисов на пешеходов. Дела возбуждены по статьям о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, пояснили в ведомстве.
Ранее в полиции Петербурга сообщали о нескольких случаях наезда самокатчиков на детей, а СКР на прошлой неделе выпустил сообщение, в котором говорилось, что одна из прокатных компаний «из корыстных побуждений» предоставила самокаты в аренду двум молодым людям, которые сначала сбили прохожего не Невском проспекте, а затем избили его. В итоге лихачей задержали, а против фирмы возбудили уголовное дело.
На бесконтрольное поведение самокатчиков жалуются и власти регионов и крупных городов. Так, 31 мая мэр Казани Ильсур Метшин призвал как можно быстрее разработать меры по регулированию езды на самокатах. Об увеличении количества аварий с участием самокатов в своем регионе сообщал и глава Белгородской области Вячеслав Гладков.
В кикшеринговых компаниях утверждают, что большинство аварий совершается людьми на частных самокатах, однако растущее число пользователей прокатных самокатов также вызывает беспокойство властей и жалобы со стороны местных жителей. Русская служба Би-би-си разбирается, как устроен рынок проката самокатов и почему его так сложно регулировать.
Кто дает самокаты в аренду?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
В России кикшеринг появился весной 2018 года: в середине мая мэр Москвы Сергей Собянин открыл первую в России городскую систему проката электросамокатов «Делисамокат», оператором которой стало ООО «Каршеринг Руссия», владелец одного из крупнейших российских сервисов по прокату автомобилей «Делимобиль».
Новый сервис быстро обрел популярность среди столичных жителей, и у «Делисамоката» очень быстро стали появляться конкуренты. Компании по прокату самокатов начали постепенно открываться и в других городах, и сегодня в стране насчитываются уже несколько десятков крупных и небольших фирм, предоставляющих такие услуги. Термин «кикшеринг», который еще три года назад в России практически не использовался, также стал быстро входить в оборот.
Сегодня на рынке проката средств индивидуальной мобильности образовалось несколько лидеров, которые дают в аренду сотни самокатов в разных городах России.
«Карусель». Еще один гигант на рынке кикшеринга был запущен летом 2020 года оператором каршеринга «Карусель». Сначала аренда работала только в четырех районах Москвы, но на сегодняшний день сервис доступен уже в пяти российских городах. Для запуска бизнеса в январе 2020 года сервис привлек 25 млн рублей через краудинвестинговую платформу StartTrack. По данным московской мэрии, сейчас у сервиса около 400 тысяч пользователей.
Urent. Этот сервис был запущен в сентябре 2018 года. В 2020 году компании удалось привлечь 150 млн рублей инвестиций, а в апреле 2021 года в Urent вложили 1,2 млрд рублей фонд АФК «Система», фонд Sistema SmartTech, текущие инвесторы, а также структуры «Сбера» и «Ситимобил». Сегодня парк компании насчитывает около 40 тыс. электросамокатов в более чем 40 городах присутствия, у Urent несколько миллионов пользователей. Также компания предоставляет возможность открыть свой бизнес по франшизе.
Samocat Sharing. Компания-резидент фонда Сколково начала работу в пяти российских городах в 2018 году, ее основал бизнесмен из Калининграда Василий Быков. В том же году компания выиграла конкурс IdeaLab, объявленный транспортным управлением Хельсинки. Сегодня сервис работает в 12 российских городах и предлагает открыть бизнес по франшизе. В апреле прошлого года в Арбитражный суд Москвы поступил иск о банкротстве компании. Сам Василий Быков позднее пояснил, что иск был подан «в целях защиты и финансового оздоровления, а не в целях ликвидации». В базе данных СПАРК также указано, что в отношении компании применена процедура банкротства, а ее долги составляют около 800 тыс. рублей. Пока же сайт и приложения Samocat Sharing продолжают работать.
Lite. Летом 2020 года основатели каршеринга YouDrive Борис Голиков, Андрей Куприков и Алексей Нурдинов перезапустили в Москве сервис аренды самокатов YouDrive lite и переименовали его в lite. На сегодняшний день сервис работает в Москве и имеет около 1000 самокатов. По данным столичной мэрии, в нем зарегистрировано около 100 тысяч пользователей.
Как регулировать самокаты?
В документе, в частности, предлагалось запретить их использование в пешеходных зонах (за исключением случаев, если таким средством управляют дети до семи лет), установить приоритет пешеходов во всех случаях и ограничить скорость движения таких средств 20 км/ч, если они передвигаются в одном пространстве с пешеходами. Также предлагалось ввести специальные дорожные знаки. Документ несколько раз отправлялся на доработку и пока так и не обрел окончательную форму.
Автор фото, Anton Novoderezhkin/TASS
Владельцы электросамокатов не всегда умело управляются с двухколесной техникой
Как отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, единые критерии для контроля за электросамокатами разработать крайне сложно, и с этой проблемой сталкивается не только Россия, но и другие страны.
Поскольку федеральных решений можно ждать еще долго, за регулирование езды электросамокатов взялись городские власти. Так, мэрии Петербурга, Казани и Екатеринбурга уже договорились с сервисами проката самокатов об ограничении скорости в районах с наибольшим количеством пешеходов.
Сами кикшеринговые компании говорят, что и ранее шли навстречу городским властям и изначально старались контролировать скорость своей техники. Так, компании Whoosh и Urent не только ограничили скорость своих самокатов, но и ввели так называемые «медленные зоны», в которых невозможно развить скорость более 15 км/ч.
Как сообщили Би-би-си в пресс-службе Urent, в Москве «медленные зоны» есть на ВДНХ, в Петербурге это Невский проспект, Дворцовая площадь, Летний сад и территория Петропавловской крепости.
При этом повсеместно ограничивать самокаты до скорости пешеходов прокатные компании считают нецелесообразным.
Есть ли в России инфраструктура для самокатов?
Опрошенные Би-би-си эксперты по электротранспорту и специалисты по городскому благоустройству единодушны во мнении, что практически во всех российских городах недостаточно инфраструктуры для полноценного и безопасного использования электросамокатов.