киликия что это значит

Киликия

Киликия ( Деян. VI:9, XXI:39 ) – область в ю.-в. части Малой Азии. Разделялась на две части: западную, так называемую Киликию Трахею, или скалистую, и восточную, так называемую Киликию-Педиас, или плоскую. На з. она граничила с Памфилией, на с. цепью г. Тавра, отделявшей ее от Каппадокии, и на в. высокой г. Аман, лежащей между Киликией и Сирией; южную границу Киликии составляло Средиземное море (море против Киликии) ( Деян. XXVII, 5 ).

Киликийская равнина орошалась тремя большими реками: Каликадном, на берегах которой лежал г. Фарс, родина ап. Павла, Сарусом, называемой в настоящее время Сигоном, и Пирамусом, наиболее обширной рекой из указанных. Эти реки орошали Киликию, делали ее одной из плодороднейших областей, так что она изобиловала всякого рода плодами и зерновым хлебом. Г. Корих на киликийском берегу славился своим шафраном, в гористых частях паслись большие стада коз и козлов, из шерсти которых выделывали материю для одежды, называемую римлянами Cilicium; в горах же местами тянулись огромные пихтовые и кедровые леса, дерево которых употреблялось для кораблестроения и обильно покупалось греками.

По Геродоту, киликийцы первоначально назывались гипахеями (Hypachaei) и затем уже получили название киликийцев от Килекса, сына Агенора, финикиянина (VII, 9). Из области Киликии в 67 г. по Р. X. образовалась римская провинция, и в царствование Августа шесть городов оной, в том числе и Тарс, считались свободными ( Деян. XXI:39, XXII:3, XXIII:34 ).

Вскоре по обращении в христианство св. ап. Павел отправился в страны Сирии и Киликии, утверждая церкви ( Деян. XV, 41 ). В настоящее время эта область принадлежит к турецкой провинции Карамания.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Киликия

Смотреть что такое «Киликия» в других словарях:

КИЛИКИЯ — в древности область в М. Азии (юг современной Центр. Турции), на территории которой в 12 6 вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство … Большой Энциклопедический словарь

Киликия — Киликия, рим. провинция на юго востоке Малой Азии, огранич. на западе и на севере горами Тавра, на востоке горами Амана. Ее столицей был см. Тарс, родина ап. Павла (Деян 22:3). К. часто упоминается вместе с Сирией (Деян 15:23,41; Гал 1:21), обе… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Киликия — (Cilicia, Κιλιχία). Прибрежная страна на юго востоке Малой Азии. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Киликия — ж Близорукая (лат.). 5 декабря (22 ноября) – мученица Цецилия. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

Киликия — (Cilicia), обл. в Юго Вост. Турции, геогр. разделенная на две четко различающиеся части. Зап. часть имеет горный рельеф, тогда как вост. с гл. городом Таре это плодородная равнина. К. последовательно оказывалась под властью хеттов, ассирийцев,… … Всемирная история

Киликия — У этого термина существуют и другие значения, см. Киликия (значения) … Википедия

КИЛИКИЯ — (Cilicie) обл. на юго вост. Турции, оккупированная в конце 1 й мировой войны франц. войсками. В 1919 на марках Турции сделана надпечатка (франц.) «Киликия», позднее (франц.) «Вражеская оккупированная территория Киликия». В сент. 1919 К.… … Большой филателистический словарь

Киликия — в древности область в Малой Азии (юг современной Центральной Турции), на территории которой в XII VI вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство. * * * КИЛИКИЯ КИЛИКИЯ, в древности область в М.… … Энциклопедический словарь

Киликия — Область на юге Малой Азии. В 103 г. до н.э. Киликия стала римской провинцией. Главным городом Киликии был Таре родина апостола Павла. К северо востоку от Тарса лежали дикие горы Тавра, прорезанные узким ущельем, которое называлось Киликийскими… … Подробный словарь библейских имен

Киликия — (греч. Kilikía) древняя область в Малой Азии (на Ю. современной Центральной Турции). К. делилась на две части: «К. Суровая» (горы Тавра) и «К. Равнинная» (территория, примыкающая к Средиземному морю). Впервые название «К.» встречается в… … Большая советская энциклопедия

Киликия — в древности юго восточная область Малой Азии, получившая, вероятно, свое название от семитического племени киликов и своим плодородием рано привлекавшая греческих поселенцев. К. простиралась от Памфилийского залива к востоку до гор Аманских (ныне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Киликия

Полезное

Смотреть что такое «Киликия» в других словарях:

КИЛИКИЯ — в древности область в М. Азии (юг современной Центр. Турции), на территории которой в 12 6 вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство … Большой Энциклопедический словарь

Киликия — Киликия, рим. провинция на юго востоке Малой Азии, огранич. на западе и на севере горами Тавра, на востоке горами Амана. Ее столицей был см. Тарс, родина ап. Павла (Деян 22:3). К. часто упоминается вместе с Сирией (Деян 15:23,41; Гал 1:21), обе… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Киликия — (Cilicia, Κιλιχία). Прибрежная страна на юго востоке Малой Азии. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Киликия — ж Близорукая (лат.). 5 декабря (22 ноября) – мученица Цецилия. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

Киликия — (Cilicia), обл. в Юго Вост. Турции, геогр. разделенная на две четко различающиеся части. Зап. часть имеет горный рельеф, тогда как вост. с гл. городом Таре это плодородная равнина. К. последовательно оказывалась под властью хеттов, ассирийцев,… … Всемирная история

Киликия — У этого термина существуют и другие значения, см. Киликия (значения) … Википедия

КИЛИКИЯ — (Cilicie) обл. на юго вост. Турции, оккупированная в конце 1 й мировой войны франц. войсками. В 1919 на марках Турции сделана надпечатка (франц.) «Киликия», позднее (франц.) «Вражеская оккупированная территория Киликия». В сент. 1919 К.… … Большой филателистический словарь

Киликия — в древности область в Малой Азии (юг современной Центральной Турции), на территории которой в XII VI вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство. * * * КИЛИКИЯ КИЛИКИЯ, в древности область в М.… … Энциклопедический словарь

Киликия — Область на юге Малой Азии. В 103 г. до н.э. Киликия стала римской провинцией. Главным городом Киликии был Таре родина апостола Павла. К северо востоку от Тарса лежали дикие горы Тавра, прорезанные узким ущельем, которое называлось Киликийскими… … Подробный словарь библейских имен

Киликия — (греч. Kilikía) древняя область в Малой Азии (на Ю. современной Центральной Турции). К. делилась на две части: «К. Суровая» (горы Тавра) и «К. Равнинная» (территория, примыкающая к Средиземному морю). Впервые название «К.» встречается в… … Большая советская энциклопедия

Источник

КИЛИКИЯ

киликия что это значит. Смотреть фото киликия что это значит. Смотреть картинку киликия что это значит. Картинка про киликия что это значит. Фото киликия что это значит

Горы К. богаты полезными ископаемыми, в скалах Тавра и Амануса обильны залежи свинца, железа и меди, золота и серебра. В долине Кахранмараша известны целебные источники; в прибрежной зоне равнинной К. добывали соль высокого качества, обнаружены запасы нефти. Одним из важных занятий населения в древности была охота. В горных лесах К. встречаются дикая серна, газель, олень, лиса, волк, ягуар, гиена, горный орел, ястреб и гриф. Богатая горная и равнинная растительность давала возможность жителям заниматься скотоводством, в т. ч. коневодством. К. экспортировала шерсть и шерстяные ткани. Горные районы К. могли быть небезопасны, т. к. горцы (преимущественно исавры) совершали нападения на окрестные равнинные поселения. В средние века, наоборот, во время военных действий или набегов кочевников жители находили убежище в горных крепостях. На реках К. и морском побережье развивалось рыболовство.

Из-за резких перепадов высот в К. есть почти все климатические пояса вплоть до субтропиков на равнине, где почти не бывает холодных зим, хотя окружающие горы покрыты ледниками. Наибольшее количество осадков выпадает осенью, зимой и весной. Летом на равнине при дневной температуре, которая доходит до 45°С, дуют сухие юж. ветры. На плодородных землях К. растут финики, маслины, инжир и цитрусовые. Вино из К. пользовалось большим спросом в соседних странах; в больших количествах экспортировались пшеница и ячмень. В XVIII-XIX вв. своими качествами славился хлопок. Горные районы К. в древности и средневековье были богаты густыми лесами. К. была одним из основных поставщиков древесины высокого качества, особенно кедра, который использовался в кораблестроении и вывозился в Сирию, Палестину, Египет и др. страны. Основные торговые пути, связывавшие К. с Западом, проходили по Средиземному м., и это имело большое значение для развития К. На берегах Исского зал. были расположены 3 наиболее крупных торговых порта: Эги (Аяс, Аяццо, Лаяццо, ныне Юмурталык), Корик и Александрия-у-Исса (Александрия Малая, Александретта, ныне Искендерун).

История

киликия что это значит. Смотреть фото киликия что это значит. Смотреть картинку киликия что это значит. Картинка про киликия что это значит. Фото киликия что это значит

Летом 333 г. до Р. Х. греко-македон. войско Александра Великого прорвалось в К. из М. Азии через персид. заслон в Киликийских Воротах. В нояб. того же года Александр разгромил главные силы персов царя Дария III в битве при Иссе. При разделе империи Александра его диадохами К. первоначально вошла в состав владений Восточного царства династии Селевкидов (кон. IV-II в. до Р. Х.). В период греч. правления в К. были основаны Селевкия (ныне Силифке) у устья р. Каликадн, Александрия-у-Исса близ места битвы при Иссе, Солы, Селинунт (близ совр. Газипаша), Зефирион (ныне Мерсин) и др. поселения. Егип. династия Птолемеев оставила память о своей поддержке К. в названиях городов Птолемаида и Арсиноя.

В кон. II в. до Р. Х., в период распада державы Селевкидов, в К. большинство городов стали автономными. В Олве (ныне Ура) образовалось небольшое царство во главе с династией Тевкридов. Цари носили имена Зенофан и Тевкр и одновременно обладали статусом верховных жрецов местного храма Зевса Олвийского. В это же время побережье Суровой К. стало прибежищем большого числа морских пиратов, которые пользовались местными портами, защищенными с суши горными хребтами, и нападали на суда по всему Средиземноморью, доходя до Италии.

Римская эпоха (I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х.)

киликия что это значит. Смотреть фото киликия что это значит. Смотреть картинку киликия что это значит. Картинка про киликия что это значит. Фото киликия что это значит

киликия что это значит. Смотреть фото киликия что это значит. Смотреть картинку киликия что это значит. Картинка про киликия что это значит. Фото киликия что это значит

Первые века христианства

В истории НЗ и первых христиан К. сыграла важную роль. Известно, что св. ап. Павел был уроженцем Тарса и сохранял связи с К. всю жизнь. В Тарсе была большая иудейская община (Деян 6. 9; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 30). В К. начали формироваться первые значительные общины выходцев из языческой среды. К христианам Антиохии, Сирии и К. обратились с письмом апостолы, собравшиеся в Иерусалиме (Деян 15. 22). Ап. Павел вместе со св. ап. Силой проповедовал по всей К., неоднократно обойдя мн. города (Деян 15. 36, 41; Гал 1. 21). Дом св. ап. Павла почитался в Тарсе в IV-V вв. ( Sozom. Hist. eccl. VII 19).

Сведений о первых веках христианства в К. за пределами книг НЗ крайне мало. Известно, что некие религ. общины здесь существовали. По визант. агиографической традиции 1-м известным епископом Тарса уже во времена имп. Нерона был Лука (SynCP. Col. 788). Диак. Филон из К. сопровождал сщмч. Игнатия Богоносца в нач. II в. ( Ign. Ep. ad Philad. 11). Епископы К. уже во II-III вв., видимо, поставлялись в Антиохии ( Euseb. Hist. eccl. VII 5). Ок. 200 г. в хронике Псевдо-Дионисия Телль-Махрского упомянут некий епископ Александрии (Eusebii Canonum Epitome ex Dionysii Telmaharensis Chronico / Ed. C. Siegfried, H. Gelzer. Lipsiae, 1884. P. 67). В сер. III в. престол в Тарсе занимал еп. Елен, неоднократно упомянутый в посланиях свт. Дионисия Александрийского, в т. ч. как участник полемики с Новатом. Тарсу уже в это время подчинялось неск. епархий, и Елен носил титул епископа Тарса и всей Церкви К. ( Euseb. Hist. eccl. VI 46).

Уже в первые века христианства в К. особое значение приобрело почитание св. Феклы из Икония (пам. 24 сент.), первомученицы и сподвижницы св. ап. Павла. Согласно преданию, св. Фекла долгое время жила среди первых христиан в Селевкии и, скрываясь от гонений (вероятно, при имп. Домициане в кон. I в.), чудесным образом вошла внутрь скалы. Скала св. Феклы с расщелиной почиталась близ Селевкии в мест. Агия-Текла (позднее Мариамлык, Мерьемлик или Аятекла; Hild, Hellenkemper. 1990. S. 399-400, 441-445), неподалеку от античного святилища Аполлона Сарпедона. В IV-VII вв. Агия-Текла превратилась в крупнейшее в К. место паломничества. В 70-х гг. IV в. здесь побывал свт. Григорий Богослов. Он видел уже сложившийся к тому времени крупный женский монастырь и назвал его Парфеноном ( Greg. Nazianz. De vita sua. 547-551). В 384 г. через Агию-Теклу проезжала паломница Эгерия из Италии, которая упомянула о святыне в своем итинерарии. Византийский имп. Зинон был почитателем св. Феклы, приезжал сюда для молитв и бесед с монахами, а после 476 г. возвел здесь базилику в благодарность за победу в гражданской войне и за свое возвращение на имп. престол ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8). В нач. XIV в. реликвии св. Феклы были подарены кор. Арагона Хайме II. Паломнический центр св. Феклы действовал до кон. XIV в., после чего сведения о нем исчезли из источников. В османскую эпоху городок Агия-Текла был известен под названием Мариамлык, что, возможно, говорит о возникновении нового почитания некой св. Марии (видимо, Богородицы) среди местных христиан. Пещера св. Феклы также почиталась в г. Маалула в Сирии, но это место паломничества, очевидно, более позднего происхождения.

киликия что это значит. Смотреть фото киликия что это значит. Смотреть картинку киликия что это значит. Картинка про киликия что это значит. Фото киликия что это значит

В нач. IV в., в период великого гонения на христиан, в Помпейополе пострадали мученики Пров, Тарах и Андроник (их мощи позднее почитались в Тарсе), исповедником веры стал еп. Амфион из Епифании ( Sozom. Hist. eccl. I 10); в Горную К. выселялись христиане из др. регионов. Среди участников Анкирского Собора (ок. 314) упомянуты епископы Луций Тарсийский, Амфион из Епифании и Наркисс из Нерониады. В I Вселенском Соборе в Никее (325) участвовали 9 городских епископов и хорепископ из К. во главе с еп. Феодором Тарсийским. Кроме Тарса были представлены Епифания, Нерониада, Иераполь, Флавиада, Адана, Мопсуестия, Эги и Александрия.

Имп. Константин I ок. 326 г. приказал разрушить святилище Эшмуна-Асклепия в Эгах ( Euseb. Vita Const. III 57). Однако в 362 г., при имп. Юлиане Отступнике, культ был возобновлен, и, судя по произведениям Ливания 70-х гг. IV в., он существовал еще в течение неск. десятилетий ( Lib. Or. I 143). Неизвестный крупный храм рим. эпохи в Эгах был раскрыт археологами в 50-х гг. XX в. На месте храма была построена христ. базилика, к-рую по стилю напольных мозаик датировали кон. V в. Вероятно, лишь к этому времени местный культ Асклепия окончательно пришел в упадок.

Крупнейшим событием в церковной истории К. стал Собор 359 г. (см. Аримино-Селевкийский Собор), созванный в Селевкии Исаврийской по приказу имп. Констанция II как Собор вост. епископата в рамках общего Вселенского Собора Запада и Востока. Зап. епископат в это же время заседал в Аримине (ныне Римини, Италия).

Неразрешимой проблемой для империи были набеги исавров из горных районов Западной К. Ок. сер. IV в. в связи с обострением угрозы комит Исаврии получил гражданскую и военную власть, хотя в большинстве провинций местная администрация имела лишь гражданские полномочия. В Исаврии было сосредоточено 2 легиона. Это неспокойное положение на границах исаврийских племен повлияло на дальнейший ход социально-экономического развития, облик и структуру городов и селений К. Столкновения римлян с исаврами после нек-рого перерыва возобновились в 50-х гг. IV в. ( Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 1; Hild, Hellenkemper. 1990. S. 35-36) и с этого времени до нач. VI в. почти не прекращались. Римляне укрепляли линию крепостей вдоль горной дороги из Анемуриона через Германикополь на Ларанду (в Ликаонии; ныне Караман), чтобы сохранить контроль над путями сообщения между К. и центральными областями М. Азии. За владение крепостями по этой линии постоянно велась борьба. В 60-70-х гг. IV в. мн. города К., в т. ч. места паломничества, были обнесены укреплениями. В это же время Равнинная К. служила базой для сосредоточения рим. армии в войне против Персии, здесь часто присутствовали императоры и высшие гос. чины. 3 нояб. 361 г. имп. Констанций II умер в К. в крепости Мопсукрены, рядом с Киликийскими Воротами, на пути из Антиохии в К-поль. В 363 г. в Тарсе был похоронен погибший в войне с персами имп. Юлиан Отступник. В 90-х гг. IV в. его тело было перенесено в К-поль. Ок. 370-372 гг. в условиях борьбы с горными племенами территория Исаврии была сокращена; часть ее сев. и зап. земель передана Писидии, Памфилии и Ликаонии ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 37). В кон. IV в. восстание против римлян поднял некий Бальбин Исавр, который в течение нек-рого времени грабил окрестные земли и разграбил Аназарв, Иринополь и Каставалу ( Philost. Hist. eccl. XI 8; Ioan. Malal. Chron. P. 345). В нач. V в. набеги исавров участились. В 403 г. они разграбили Селевкию, в 404 г. вторглись в окрестные области, дошли на юге до Палестины и персид. границы в Сев. Месопотамии, нек-рые группы переправились на Кипр; на севере захватили Ликаонию, Каппадокию и Понт. В кон. 405 г. из-за угрозы нападения часть жителей г. Кукус, в т. ч. сосланный из К-поля свт. Иоанн Златоуст, была вынуждена бежать в укрепленный г. Арависс (ныне Ярпуз) ( Ioan. Chrysost. Ep. 61, 69, 127, 135 // PG. 52. Col. 642, 646, 687, 693). В нач. V в. против исавров вели кампании визант. полководцы: магистр Востока Флавий Фравитта и Абарзакий ( Eunap. Fragm. hist. 84, 86; Marcell. Comit. Chron. AD. 405; Ioan. Malal. Chron. P. 363). Часть исавров заключила мир с империей; они поступили на военную службу в качестве федератов. В 447 г. К-поль от нападения гуннов обороняло их соединение во главе с неким Зиноном, к-рый вскоре получил высокую должность магистра Востока. Но уже в 449 г. он поднял восстание в родной Исаврии и имп. Феодосий II отправил против него войско комита Максимина. В 466 г. хозяин крепости Русумблада (позднее Зенополь) исаврийский князь Тарасикодисса стал магистром Востока, женился на Ариадне, дочери визант. имп. Льва I (457-474), крестился и принял имя Зинон. После того как в 474 г. он стал полновластным императором (правил в 474-475 и 476-491), в гос. и военных структурах империи преобладали исавры. Большинство визант. общества было этим недовольно, тем более что в Исаврии набеги продолжались. Так, в 469 г. некий Индак совершил морское нападение на Родос. Зинон дал ему отпор и захватил его крепость Папирий (Папирион, ныне Багдад-Кыры). В 473 г. в К-поле население устроило резню, часть исавров погибла. Против Зинона в нач. 475 г. был поднят мятеж, который возглавил родственник правящей фамилии Василиск. Зинон бежал из К-поля в Исаврию. Василиск правил полтора года, но не смог мобилизовать силы для окончательной победы над Зиноном. В это время Зинону явилась св. Фекла и предсказала ему возвращение в К-поль. Отправленное Василиском в Исаврию войско Илла и Трокунда перешло на его сторону, что позволило Зинону вскоре вернуться на престол. Во время правления Зинона в империи часто происходила борьба за раздел власти между кланами исавров. Наиболее крупными ее проявлениями были мятежи исаврийских вождей Маркиана (479) и Илла (484-488), которые в иерархии исавров были более родовиты, чем Зинон, и стремились сместить его с престола. Преемник Зинона имп. Анастасий I (491-518) воспрепятствовал дальнейшему укреплению положения исавров в элите империи, что вызвало их восстание, которое возглавил брат Зинона Лонгин. Византийцы во главе с магистром Иоанном Скифом блокировали горную Исаврию и в 492-499 гг. вели войну, в ходе которой большая часть войск исавров была уничтожена, их крепости были разрушены. Лонгин погиб в битве при Котиее в 493 г., его преемники, вожди Лонгин Селинунтский и Афинодор, были захвачены в плен, проведены в цепях по К-полю и казнены в Никее; их головы выставляли на обозрение. С этого времени о набегах исавров более неизвестно; области горной Исаврии в результате войны пришли в запустение. В VI в. небольшое число исавров служили в визант. армии в отдельных отрядах.

киликия что это значит. Смотреть фото киликия что это значит. Смотреть картинку киликия что это значит. Картинка про киликия что это значит. Фото киликия что это значит

Период после окончания исаврийских войн в VI в. в истории К. отмечен стабильностью и может считаться временем наивысшего расцвета и экономического положения региона и его христ. культуры. Вместе с тем в VI в. К. пережила неск. разрушительных стихийных бедствий. Аназарв разрушали землетрясения в 525 и 561 гг. В результате наводнений р. Кидн в 537 и 550 гг. пострадал Тарс. В 542-543 гг. в К. люди умирали от эпидемии чумы ( Theoph. Chron. P. 222). Власти империи вкладывали большие средства в восстановление провинции.

Тем не менее результаты церковных споров 30-х гг. V в. означали фактическое поражение школы Диодора. В последующие десятилетия взгляды и сочинения основных богословов этого круга, уже скончавшихся, изучались все подробнее и в них обнаруживалось все больше положений, к-рые Церкви следовало отвергнуть. В 441 г. Собор в Антиохии рассматривал по запросу архиеп. Прокла К-польского сочинения Феодора Мопсуестийского. Собор признал нек-рые суждения Феодора спорными, но отказался осудить их официально, указывая на запрет посмертного осуждения, а также на сходство мн. тезисов в работах Феодора с идеями каппадокийских отцов ( Theoph. Chron. P. 96). В сер. V в. активным борцом против монофизитства проявил себя еп. Василий Селевкийский. В 448 г. он участвовал в Соборе в К-поле, на котором впервые был осужден архим. Евтихий. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. он вновь выступал против монофизитства. Ранее считалось, что еп. Василий был автором Жития св. Феклы, однако в наст. время его авторство отвергается (см.: Dagron. 1974). В 458 г. имп. Лев I и патриарх Анатолий К-польский издали «Энкиклион», окружное послание с вопросом об отношении Церквей Востока к борьбе за Патриарший престол в Александрии. В Церквах Киликии Первой (7 епископов) и Исаврии (17 епископов) были организованы поместные Соборы, которые обратились с письмами к имп. Льву I с осуждением главы монофизитской партии в Александрии Тимофея Элура. Председателями Соборов были Пелагий Тарсийский и Василий Исаврийский. В это же время свое отношение к «Энкиклиону» должна была высказать и Киликия Вторая, где престол Аназарва занимал еп. Орест. Но о Церкви в этой провинции сведений не сохранилось. В 482 г., когда имп. Зинон издал «Энотикон», содержавший тенденцию к соглашению православных с монофизитами, в К. епископы Нестор Тарсийский и Юлиан Мопсуестийский отказались его подписать, за что были низложены ( Theoph. Chron. P. 134). Сопротивление «Энотикону» вообще представляет собой редкий случай в Церкви Востока того времени, а также свидетельствует о крепких позициях антимонофизитства в К. (т. е. еще о сохранении нек-рого влияния школы Диодора). Тем не менее позднее настроения в К. существенно изменились. В 10-х гг. VI в. большинство епископата К. поддерживало Севира Антиохийского, главу монофизитской партии. В 512 г., во время интронизации Севира на кафедру Антиохии, епископы Дионисий Тарсийский и Индак Корикский отказались принять его в литургическое общение. После признания Православия офиц. вероисповеданием Церкви в Византии в 518 г. большое число епископов в Киликии Второй и Исаврии были низложены, в т. ч. Евтрехий Аназарвский, Иоанн Мопсуестийский и Стефан Селевкийский. В то же время Киликия Первая от преследований православных не пострадала.

Средние века

Ок. 611 г. К. была оккупирована персами в ходе длительной византийско-персид. войны (602-628). В 613 г. византийцы во главе с имп. Ираклием вторглись в К. с севера, пытались там закрепиться, но потерпели поражение под Антиохией. Им тем не менее удалось задержать продвижение персов у Киликийских Ворот ( Theophyl. Sim. Hist. VIII 12; Себеос, еп. История имп. Иракла / Пер. с арм. и примеч.: К. П. Патканьян. СПб., 1862. С. 87-92). В 623 г. армия имп. Ираклия вновь вошла в К. и в сражении одержала победу над персами, но остаться на этой территории не смогла ( Theoph. Chron. P. 305-306). Оккупация К. персами продолжалась до конца войны. После освобождения визант. правительство не успело восстановить порядок управления разоренной страной. Уже в 637 г. Равнинная К. была завоевана арабами-мусульманами. Область оставалась в руках мусульм. правителей до сер. X в.

На протяжении последующих 300 лет византийцы неоднократно вторгались в К., но закрепить эти области за собой не могли. Арабы использовали К. как основной район для сосредоточения своих сил при подготовке походов на северо-запад, вглубь М. Азии и на К-поль. Хребет Тавра и горный перевал Киликийских Ворот служили естественной границей между визант. и мусульм. миром. С сер. VII в. в Равнинной К. обе стороны старались разрушить важнейшие крепостные сооружения, что стимулировало отток населения из К. как в визант. М. Азию, так и в мусульм. Сирию. Этот процесс превращения К. в «ничейную зону» и театр постоянных военных действий привел к экономическому упадку. При этом горные крепости бывш. Исаврии, как правило, укреплялись. И византийцы и мусульмане стремились завладеть теми или иными местностями в горах Тавра, что должно было обеспечить им безопасность равнинных земель и возможность нападений на территорию противника. В нач. X в. в ходе распада Исламского халифата и борьбы между фатимидским Египтом и Багдадом за передел сфер влияния на Ближ. Востоке в К. образовался фактически независимый эмират Тарса. Раздробленность мусульм. гос-в существенно облегчила наступление византийцев в X в. и отвоевание ими К. и ряда др. областей Ближ. Востока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *