киликия что это значит
Киликия
Киликия ( Деян. VI:9, XXI:39 ) – область в ю.-в. части Малой Азии. Разделялась на две части: западную, так называемую Киликию Трахею, или скалистую, и восточную, так называемую Киликию-Педиас, или плоскую. На з. она граничила с Памфилией, на с. цепью г. Тавра, отделявшей ее от Каппадокии, и на в. высокой г. Аман, лежащей между Киликией и Сирией; южную границу Киликии составляло Средиземное море (море против Киликии) ( Деян. XXVII, 5 ).
Киликийская равнина орошалась тремя большими реками: Каликадном, на берегах которой лежал г. Фарс, родина ап. Павла, Сарусом, называемой в настоящее время Сигоном, и Пирамусом, наиболее обширной рекой из указанных. Эти реки орошали Киликию, делали ее одной из плодороднейших областей, так что она изобиловала всякого рода плодами и зерновым хлебом. Г. Корих на киликийском берегу славился своим шафраном, в гористых частях паслись большие стада коз и козлов, из шерсти которых выделывали материю для одежды, называемую римлянами Cilicium; в горах же местами тянулись огромные пихтовые и кедровые леса, дерево которых употреблялось для кораблестроения и обильно покупалось греками.
По Геродоту, киликийцы первоначально назывались гипахеями (Hypachaei) и затем уже получили название киликийцев от Килекса, сына Агенора, финикиянина (VII, 9). Из области Киликии в 67 г. по Р. X. образовалась римская провинция, и в царствование Августа шесть городов оной, в том числе и Тарс, считались свободными ( Деян. XXI:39, XXII:3, XXIII:34 ).
Вскоре по обращении в христианство св. ап. Павел отправился в страны Сирии и Киликии, утверждая церкви ( Деян. XV, 41 ). В настоящее время эта область принадлежит к турецкой провинции Карамания.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Киликия
Смотреть что такое «Киликия» в других словарях:
КИЛИКИЯ — в древности область в М. Азии (юг современной Центр. Турции), на территории которой в 12 6 вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство … Большой Энциклопедический словарь
Киликия — Киликия, рим. провинция на юго востоке Малой Азии, огранич. на западе и на севере горами Тавра, на востоке горами Амана. Ее столицей был см. Тарс, родина ап. Павла (Деян 22:3). К. часто упоминается вместе с Сирией (Деян 15:23,41; Гал 1:21), обе… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Киликия — (Cilicia, Κιλιχία). Прибрежная страна на юго востоке Малой Азии. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии
Киликия — ж Близорукая (лат.). 5 декабря (22 ноября) – мученица Цецилия. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен
Киликия — (Cilicia), обл. в Юго Вост. Турции, геогр. разделенная на две четко различающиеся части. Зап. часть имеет горный рельеф, тогда как вост. с гл. городом Таре это плодородная равнина. К. последовательно оказывалась под властью хеттов, ассирийцев,… … Всемирная история
Киликия — У этого термина существуют и другие значения, см. Киликия (значения) … Википедия
КИЛИКИЯ — (Cilicie) обл. на юго вост. Турции, оккупированная в конце 1 й мировой войны франц. войсками. В 1919 на марках Турции сделана надпечатка (франц.) «Киликия», позднее (франц.) «Вражеская оккупированная территория Киликия». В сент. 1919 К.… … Большой филателистический словарь
Киликия — в древности область в Малой Азии (юг современной Центральной Турции), на территории которой в XII VI вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство. * * * КИЛИКИЯ КИЛИКИЯ, в древности область в М.… … Энциклопедический словарь
Киликия — Область на юге Малой Азии. В 103 г. до н.э. Киликия стала римской провинцией. Главным городом Киликии был Таре родина апостола Павла. К северо востоку от Тарса лежали дикие горы Тавра, прорезанные узким ущельем, которое называлось Киликийскими… … Подробный словарь библейских имен
Киликия — (греч. Kilikía) древняя область в Малой Азии (на Ю. современной Центральной Турции). К. делилась на две части: «К. Суровая» (горы Тавра) и «К. Равнинная» (территория, примыкающая к Средиземному морю). Впервые название «К.» встречается в… … Большая советская энциклопедия
Киликия — в древности юго восточная область Малой Азии, получившая, вероятно, свое название от семитического племени киликов и своим плодородием рано привлекавшая греческих поселенцев. К. простиралась от Памфилийского залива к востоку до гор Аманских (ныне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Киликия
Полезное
Смотреть что такое «Киликия» в других словарях:
КИЛИКИЯ — в древности область в М. Азии (юг современной Центр. Турции), на территории которой в 12 6 вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство … Большой Энциклопедический словарь
Киликия — Киликия, рим. провинция на юго востоке Малой Азии, огранич. на западе и на севере горами Тавра, на востоке горами Амана. Ее столицей был см. Тарс, родина ап. Павла (Деян 22:3). К. часто упоминается вместе с Сирией (Деян 15:23,41; Гал 1:21), обе… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Киликия — (Cilicia, Κιλιχία). Прибрежная страна на юго востоке Малой Азии. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии
Киликия — ж Близорукая (лат.). 5 декабря (22 ноября) – мученица Цецилия. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен
Киликия — (Cilicia), обл. в Юго Вост. Турции, геогр. разделенная на две четко различающиеся части. Зап. часть имеет горный рельеф, тогда как вост. с гл. городом Таре это плодородная равнина. К. последовательно оказывалась под властью хеттов, ассирийцев,… … Всемирная история
Киликия — У этого термина существуют и другие значения, см. Киликия (значения) … Википедия
КИЛИКИЯ — (Cilicie) обл. на юго вост. Турции, оккупированная в конце 1 й мировой войны франц. войсками. В 1919 на марках Турции сделана надпечатка (франц.) «Киликия», позднее (франц.) «Вражеская оккупированная территория Киликия». В сент. 1919 К.… … Большой филателистический словарь
Киликия — в древности область в Малой Азии (юг современной Центральной Турции), на территории которой в XII VI вв. до н. э. существовали независимые царства; в 1080 1375 Киликийское армянское государство. * * * КИЛИКИЯ КИЛИКИЯ, в древности область в М.… … Энциклопедический словарь
Киликия — Область на юге Малой Азии. В 103 г. до н.э. Киликия стала римской провинцией. Главным городом Киликии был Таре родина апостола Павла. К северо востоку от Тарса лежали дикие горы Тавра, прорезанные узким ущельем, которое называлось Киликийскими… … Подробный словарь библейских имен
Киликия — (греч. Kilikía) древняя область в Малой Азии (на Ю. современной Центральной Турции). К. делилась на две части: «К. Суровая» (горы Тавра) и «К. Равнинная» (территория, примыкающая к Средиземному морю). Впервые название «К.» встречается в… … Большая советская энциклопедия
КИЛИКИЯ
Горы К. богаты полезными ископаемыми, в скалах Тавра и Амануса обильны залежи свинца, железа и меди, золота и серебра. В долине Кахранмараша известны целебные источники; в прибрежной зоне равнинной К. добывали соль высокого качества, обнаружены запасы нефти. Одним из важных занятий населения в древности была охота. В горных лесах К. встречаются дикая серна, газель, олень, лиса, волк, ягуар, гиена, горный орел, ястреб и гриф. Богатая горная и равнинная растительность давала возможность жителям заниматься скотоводством, в т. ч. коневодством. К. экспортировала шерсть и шерстяные ткани. Горные районы К. могли быть небезопасны, т. к. горцы (преимущественно исавры) совершали нападения на окрестные равнинные поселения. В средние века, наоборот, во время военных действий или набегов кочевников жители находили убежище в горных крепостях. На реках К. и морском побережье развивалось рыболовство.
Из-за резких перепадов высот в К. есть почти все климатические пояса вплоть до субтропиков на равнине, где почти не бывает холодных зим, хотя окружающие горы покрыты ледниками. Наибольшее количество осадков выпадает осенью, зимой и весной. Летом на равнине при дневной температуре, которая доходит до 45°С, дуют сухие юж. ветры. На плодородных землях К. растут финики, маслины, инжир и цитрусовые. Вино из К. пользовалось большим спросом в соседних странах; в больших количествах экспортировались пшеница и ячмень. В XVIII-XIX вв. своими качествами славился хлопок. Горные районы К. в древности и средневековье были богаты густыми лесами. К. была одним из основных поставщиков древесины высокого качества, особенно кедра, который использовался в кораблестроении и вывозился в Сирию, Палестину, Египет и др. страны. Основные торговые пути, связывавшие К. с Западом, проходили по Средиземному м., и это имело большое значение для развития К. На берегах Исского зал. были расположены 3 наиболее крупных торговых порта: Эги (Аяс, Аяццо, Лаяццо, ныне Юмурталык), Корик и Александрия-у-Исса (Александрия Малая, Александретта, ныне Искендерун).
История
Летом 333 г. до Р. Х. греко-македон. войско Александра Великого прорвалось в К. из М. Азии через персид. заслон в Киликийских Воротах. В нояб. того же года Александр разгромил главные силы персов царя Дария III в битве при Иссе. При разделе империи Александра его диадохами К. первоначально вошла в состав владений Восточного царства династии Селевкидов (кон. IV-II в. до Р. Х.). В период греч. правления в К. были основаны Селевкия (ныне Силифке) у устья р. Каликадн, Александрия-у-Исса близ места битвы при Иссе, Солы, Селинунт (близ совр. Газипаша), Зефирион (ныне Мерсин) и др. поселения. Егип. династия Птолемеев оставила память о своей поддержке К. в названиях городов Птолемаида и Арсиноя.
В кон. II в. до Р. Х., в период распада державы Селевкидов, в К. большинство городов стали автономными. В Олве (ныне Ура) образовалось небольшое царство во главе с династией Тевкридов. Цари носили имена Зенофан и Тевкр и одновременно обладали статусом верховных жрецов местного храма Зевса Олвийского. В это же время побережье Суровой К. стало прибежищем большого числа морских пиратов, которые пользовались местными портами, защищенными с суши горными хребтами, и нападали на суда по всему Средиземноморью, доходя до Италии.
Римская эпоха (I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х.)
Первые века христианства
В истории НЗ и первых христиан К. сыграла важную роль. Известно, что св. ап. Павел был уроженцем Тарса и сохранял связи с К. всю жизнь. В Тарсе была большая иудейская община (Деян 6. 9; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 30). В К. начали формироваться первые значительные общины выходцев из языческой среды. К христианам Антиохии, Сирии и К. обратились с письмом апостолы, собравшиеся в Иерусалиме (Деян 15. 22). Ап. Павел вместе со св. ап. Силой проповедовал по всей К., неоднократно обойдя мн. города (Деян 15. 36, 41; Гал 1. 21). Дом св. ап. Павла почитался в Тарсе в IV-V вв. ( Sozom. Hist. eccl. VII 19).
Сведений о первых веках христианства в К. за пределами книг НЗ крайне мало. Известно, что некие религ. общины здесь существовали. По визант. агиографической традиции 1-м известным епископом Тарса уже во времена имп. Нерона был Лука (SynCP. Col. 788). Диак. Филон из К. сопровождал сщмч. Игнатия Богоносца в нач. II в. ( Ign. Ep. ad Philad. 11). Епископы К. уже во II-III вв., видимо, поставлялись в Антиохии ( Euseb. Hist. eccl. VII 5). Ок. 200 г. в хронике Псевдо-Дионисия Телль-Махрского упомянут некий епископ Александрии (Eusebii Canonum Epitome ex Dionysii Telmaharensis Chronico / Ed. C. Siegfried, H. Gelzer. Lipsiae, 1884. P. 67). В сер. III в. престол в Тарсе занимал еп. Елен, неоднократно упомянутый в посланиях свт. Дионисия Александрийского, в т. ч. как участник полемики с Новатом. Тарсу уже в это время подчинялось неск. епархий, и Елен носил титул епископа Тарса и всей Церкви К. ( Euseb. Hist. eccl. VI 46).
Уже в первые века христианства в К. особое значение приобрело почитание св. Феклы из Икония (пам. 24 сент.), первомученицы и сподвижницы св. ап. Павла. Согласно преданию, св. Фекла долгое время жила среди первых христиан в Селевкии и, скрываясь от гонений (вероятно, при имп. Домициане в кон. I в.), чудесным образом вошла внутрь скалы. Скала св. Феклы с расщелиной почиталась близ Селевкии в мест. Агия-Текла (позднее Мариамлык, Мерьемлик или Аятекла; Hild, Hellenkemper. 1990. S. 399-400, 441-445), неподалеку от античного святилища Аполлона Сарпедона. В IV-VII вв. Агия-Текла превратилась в крупнейшее в К. место паломничества. В 70-х гг. IV в. здесь побывал свт. Григорий Богослов. Он видел уже сложившийся к тому времени крупный женский монастырь и назвал его Парфеноном ( Greg. Nazianz. De vita sua. 547-551). В 384 г. через Агию-Теклу проезжала паломница Эгерия из Италии, которая упомянула о святыне в своем итинерарии. Византийский имп. Зинон был почитателем св. Феклы, приезжал сюда для молитв и бесед с монахами, а после 476 г. возвел здесь базилику в благодарность за победу в гражданской войне и за свое возвращение на имп. престол ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8). В нач. XIV в. реликвии св. Феклы были подарены кор. Арагона Хайме II. Паломнический центр св. Феклы действовал до кон. XIV в., после чего сведения о нем исчезли из источников. В османскую эпоху городок Агия-Текла был известен под названием Мариамлык, что, возможно, говорит о возникновении нового почитания некой св. Марии (видимо, Богородицы) среди местных христиан. Пещера св. Феклы также почиталась в г. Маалула в Сирии, но это место паломничества, очевидно, более позднего происхождения.
В нач. IV в., в период великого гонения на христиан, в Помпейополе пострадали мученики Пров, Тарах и Андроник (их мощи позднее почитались в Тарсе), исповедником веры стал еп. Амфион из Епифании ( Sozom. Hist. eccl. I 10); в Горную К. выселялись христиане из др. регионов. Среди участников Анкирского Собора (ок. 314) упомянуты епископы Луций Тарсийский, Амфион из Епифании и Наркисс из Нерониады. В I Вселенском Соборе в Никее (325) участвовали 9 городских епископов и хорепископ из К. во главе с еп. Феодором Тарсийским. Кроме Тарса были представлены Епифания, Нерониада, Иераполь, Флавиада, Адана, Мопсуестия, Эги и Александрия.
Имп. Константин I ок. 326 г. приказал разрушить святилище Эшмуна-Асклепия в Эгах ( Euseb. Vita Const. III 57). Однако в 362 г., при имп. Юлиане Отступнике, культ был возобновлен, и, судя по произведениям Ливания 70-х гг. IV в., он существовал еще в течение неск. десятилетий ( Lib. Or. I 143). Неизвестный крупный храм рим. эпохи в Эгах был раскрыт археологами в 50-х гг. XX в. На месте храма была построена христ. базилика, к-рую по стилю напольных мозаик датировали кон. V в. Вероятно, лишь к этому времени местный культ Асклепия окончательно пришел в упадок.
Крупнейшим событием в церковной истории К. стал Собор 359 г. (см. Аримино-Селевкийский Собор), созванный в Селевкии Исаврийской по приказу имп. Констанция II как Собор вост. епископата в рамках общего Вселенского Собора Запада и Востока. Зап. епископат в это же время заседал в Аримине (ныне Римини, Италия).
Неразрешимой проблемой для империи были набеги исавров из горных районов Западной К. Ок. сер. IV в. в связи с обострением угрозы комит Исаврии получил гражданскую и военную власть, хотя в большинстве провинций местная администрация имела лишь гражданские полномочия. В Исаврии было сосредоточено 2 легиона. Это неспокойное положение на границах исаврийских племен повлияло на дальнейший ход социально-экономического развития, облик и структуру городов и селений К. Столкновения римлян с исаврами после нек-рого перерыва возобновились в 50-х гг. IV в. ( Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 1; Hild, Hellenkemper. 1990. S. 35-36) и с этого времени до нач. VI в. почти не прекращались. Римляне укрепляли линию крепостей вдоль горной дороги из Анемуриона через Германикополь на Ларанду (в Ликаонии; ныне Караман), чтобы сохранить контроль над путями сообщения между К. и центральными областями М. Азии. За владение крепостями по этой линии постоянно велась борьба. В 60-70-х гг. IV в. мн. города К., в т. ч. места паломничества, были обнесены укреплениями. В это же время Равнинная К. служила базой для сосредоточения рим. армии в войне против Персии, здесь часто присутствовали императоры и высшие гос. чины. 3 нояб. 361 г. имп. Констанций II умер в К. в крепости Мопсукрены, рядом с Киликийскими Воротами, на пути из Антиохии в К-поль. В 363 г. в Тарсе был похоронен погибший в войне с персами имп. Юлиан Отступник. В 90-х гг. IV в. его тело было перенесено в К-поль. Ок. 370-372 гг. в условиях борьбы с горными племенами территория Исаврии была сокращена; часть ее сев. и зап. земель передана Писидии, Памфилии и Ликаонии ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 37). В кон. IV в. восстание против римлян поднял некий Бальбин Исавр, который в течение нек-рого времени грабил окрестные земли и разграбил Аназарв, Иринополь и Каставалу ( Philost. Hist. eccl. XI 8; Ioan. Malal. Chron. P. 345). В нач. V в. набеги исавров участились. В 403 г. они разграбили Селевкию, в 404 г. вторглись в окрестные области, дошли на юге до Палестины и персид. границы в Сев. Месопотамии, нек-рые группы переправились на Кипр; на севере захватили Ликаонию, Каппадокию и Понт. В кон. 405 г. из-за угрозы нападения часть жителей г. Кукус, в т. ч. сосланный из К-поля свт. Иоанн Златоуст, была вынуждена бежать в укрепленный г. Арависс (ныне Ярпуз) ( Ioan. Chrysost. Ep. 61, 69, 127, 135 // PG. 52. Col. 642, 646, 687, 693). В нач. V в. против исавров вели кампании визант. полководцы: магистр Востока Флавий Фравитта и Абарзакий ( Eunap. Fragm. hist. 84, 86; Marcell. Comit. Chron. AD. 405; Ioan. Malal. Chron. P. 363). Часть исавров заключила мир с империей; они поступили на военную службу в качестве федератов. В 447 г. К-поль от нападения гуннов обороняло их соединение во главе с неким Зиноном, к-рый вскоре получил высокую должность магистра Востока. Но уже в 449 г. он поднял восстание в родной Исаврии и имп. Феодосий II отправил против него войско комита Максимина. В 466 г. хозяин крепости Русумблада (позднее Зенополь) исаврийский князь Тарасикодисса стал магистром Востока, женился на Ариадне, дочери визант. имп. Льва I (457-474), крестился и принял имя Зинон. После того как в 474 г. он стал полновластным императором (правил в 474-475 и 476-491), в гос. и военных структурах империи преобладали исавры. Большинство визант. общества было этим недовольно, тем более что в Исаврии набеги продолжались. Так, в 469 г. некий Индак совершил морское нападение на Родос. Зинон дал ему отпор и захватил его крепость Папирий (Папирион, ныне Багдад-Кыры). В 473 г. в К-поле население устроило резню, часть исавров погибла. Против Зинона в нач. 475 г. был поднят мятеж, который возглавил родственник правящей фамилии Василиск. Зинон бежал из К-поля в Исаврию. Василиск правил полтора года, но не смог мобилизовать силы для окончательной победы над Зиноном. В это время Зинону явилась св. Фекла и предсказала ему возвращение в К-поль. Отправленное Василиском в Исаврию войско Илла и Трокунда перешло на его сторону, что позволило Зинону вскоре вернуться на престол. Во время правления Зинона в империи часто происходила борьба за раздел власти между кланами исавров. Наиболее крупными ее проявлениями были мятежи исаврийских вождей Маркиана (479) и Илла (484-488), которые в иерархии исавров были более родовиты, чем Зинон, и стремились сместить его с престола. Преемник Зинона имп. Анастасий I (491-518) воспрепятствовал дальнейшему укреплению положения исавров в элите империи, что вызвало их восстание, которое возглавил брат Зинона Лонгин. Византийцы во главе с магистром Иоанном Скифом блокировали горную Исаврию и в 492-499 гг. вели войну, в ходе которой большая часть войск исавров была уничтожена, их крепости были разрушены. Лонгин погиб в битве при Котиее в 493 г., его преемники, вожди Лонгин Селинунтский и Афинодор, были захвачены в плен, проведены в цепях по К-полю и казнены в Никее; их головы выставляли на обозрение. С этого времени о набегах исавров более неизвестно; области горной Исаврии в результате войны пришли в запустение. В VI в. небольшое число исавров служили в визант. армии в отдельных отрядах.
Период после окончания исаврийских войн в VI в. в истории К. отмечен стабильностью и может считаться временем наивысшего расцвета и экономического положения региона и его христ. культуры. Вместе с тем в VI в. К. пережила неск. разрушительных стихийных бедствий. Аназарв разрушали землетрясения в 525 и 561 гг. В результате наводнений р. Кидн в 537 и 550 гг. пострадал Тарс. В 542-543 гг. в К. люди умирали от эпидемии чумы ( Theoph. Chron. P. 222). Власти империи вкладывали большие средства в восстановление провинции.
Тем не менее результаты церковных споров 30-х гг. V в. означали фактическое поражение школы Диодора. В последующие десятилетия взгляды и сочинения основных богословов этого круга, уже скончавшихся, изучались все подробнее и в них обнаруживалось все больше положений, к-рые Церкви следовало отвергнуть. В 441 г. Собор в Антиохии рассматривал по запросу архиеп. Прокла К-польского сочинения Феодора Мопсуестийского. Собор признал нек-рые суждения Феодора спорными, но отказался осудить их официально, указывая на запрет посмертного осуждения, а также на сходство мн. тезисов в работах Феодора с идеями каппадокийских отцов ( Theoph. Chron. P. 96). В сер. V в. активным борцом против монофизитства проявил себя еп. Василий Селевкийский. В 448 г. он участвовал в Соборе в К-поле, на котором впервые был осужден архим. Евтихий. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. он вновь выступал против монофизитства. Ранее считалось, что еп. Василий был автором Жития св. Феклы, однако в наст. время его авторство отвергается (см.: Dagron. 1974). В 458 г. имп. Лев I и патриарх Анатолий К-польский издали «Энкиклион», окружное послание с вопросом об отношении Церквей Востока к борьбе за Патриарший престол в Александрии. В Церквах Киликии Первой (7 епископов) и Исаврии (17 епископов) были организованы поместные Соборы, которые обратились с письмами к имп. Льву I с осуждением главы монофизитской партии в Александрии Тимофея Элура. Председателями Соборов были Пелагий Тарсийский и Василий Исаврийский. В это же время свое отношение к «Энкиклиону» должна была высказать и Киликия Вторая, где престол Аназарва занимал еп. Орест. Но о Церкви в этой провинции сведений не сохранилось. В 482 г., когда имп. Зинон издал «Энотикон», содержавший тенденцию к соглашению православных с монофизитами, в К. епископы Нестор Тарсийский и Юлиан Мопсуестийский отказались его подписать, за что были низложены ( Theoph. Chron. P. 134). Сопротивление «Энотикону» вообще представляет собой редкий случай в Церкви Востока того времени, а также свидетельствует о крепких позициях антимонофизитства в К. (т. е. еще о сохранении нек-рого влияния школы Диодора). Тем не менее позднее настроения в К. существенно изменились. В 10-х гг. VI в. большинство епископата К. поддерживало Севира Антиохийского, главу монофизитской партии. В 512 г., во время интронизации Севира на кафедру Антиохии, епископы Дионисий Тарсийский и Индак Корикский отказались принять его в литургическое общение. После признания Православия офиц. вероисповеданием Церкви в Византии в 518 г. большое число епископов в Киликии Второй и Исаврии были низложены, в т. ч. Евтрехий Аназарвский, Иоанн Мопсуестийский и Стефан Селевкийский. В то же время Киликия Первая от преследований православных не пострадала.
Средние века
Ок. 611 г. К. была оккупирована персами в ходе длительной византийско-персид. войны (602-628). В 613 г. византийцы во главе с имп. Ираклием вторглись в К. с севера, пытались там закрепиться, но потерпели поражение под Антиохией. Им тем не менее удалось задержать продвижение персов у Киликийских Ворот ( Theophyl. Sim. Hist. VIII 12; Себеос, еп. История имп. Иракла / Пер. с арм. и примеч.: К. П. Патканьян. СПб., 1862. С. 87-92). В 623 г. армия имп. Ираклия вновь вошла в К. и в сражении одержала победу над персами, но остаться на этой территории не смогла ( Theoph. Chron. P. 305-306). Оккупация К. персами продолжалась до конца войны. После освобождения визант. правительство не успело восстановить порядок управления разоренной страной. Уже в 637 г. Равнинная К. была завоевана арабами-мусульманами. Область оставалась в руках мусульм. правителей до сер. X в.
На протяжении последующих 300 лет византийцы неоднократно вторгались в К., но закрепить эти области за собой не могли. Арабы использовали К. как основной район для сосредоточения своих сил при подготовке походов на северо-запад, вглубь М. Азии и на К-поль. Хребет Тавра и горный перевал Киликийских Ворот служили естественной границей между визант. и мусульм. миром. С сер. VII в. в Равнинной К. обе стороны старались разрушить важнейшие крепостные сооружения, что стимулировало отток населения из К. как в визант. М. Азию, так и в мусульм. Сирию. Этот процесс превращения К. в «ничейную зону» и театр постоянных военных действий привел к экономическому упадку. При этом горные крепости бывш. Исаврии, как правило, укреплялись. И византийцы и мусульмане стремились завладеть теми или иными местностями в горах Тавра, что должно было обеспечить им безопасность равнинных земель и возможность нападений на территорию противника. В нач. X в. в ходе распада Исламского халифата и борьбы между фатимидским Египтом и Багдадом за передел сфер влияния на Ближ. Востоке в К. образовался фактически независимый эмират Тарса. Раздробленность мусульм. гос-в существенно облегчила наступление византийцев в X в. и отвоевание ими К. и ряда др. областей Ближ. Востока.