кинезиотерапия для детей с дцп что это
Кинезиотерапия для детей с дцп что это
Кинезитерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности взрослых с афазией. Однако применение кинезитерапии при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых кинезитерапевтических методов наиболее известны методы В. Войта, Б. и К. Бобатов, метод нейромоторного перевоспитания и коррекционная ритмика.
Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила на основе собственного опыта новый подход к реабилитации детей с ДЦП. Она выявила позиции тела, позволяющие затормозить патологические рефлексы, что способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к возможности управлять движением. Опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат обосновал теоретически. В настоящее время эта методика применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась достаточно эффективной при большинстве форм ДЦП.
Важной группой рефлексов, используемых по методике К. Бобата, являются реакции равновесия. Равновесие тренируют поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы на некоторое время. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Ребенок, восстанавливаемый таким образом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.
Широкое применение в работе с детьми с ДЦП имеют двигательные технологии. Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.
Основа Войта-терапии – это изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Методика чешского невролога стала широко применяться в Италии, Японии, Швеции и Австрии. Эта технология формирует стереотип движений (образец движений, которые распространяются по всему телу). Рефлекторная гимнастика Войта широко применяется в педиатрии для лечения двигательных расстройств. Рефлекторные движения приводят в норму мышечный тонус у грудных детей с гипертонусом. Гимнастика В. Войта направлена на обучение ребенка правильным движениям: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестным движениям. Сначала лежа на животе, ребенок пытаться ползти. Далее он учится переворачиваться со спины на живот, затем присаживаться, ползать на четвереньках и ходить. Каждому этапу двигательного развития соответствует свой психический и речевой этап: сначала ребенок фиксирует взгляд, потом следит за игрушкой, улыбается, гулит, произносит первые слоги, узнает окружающих взрослых, показывает игрушки указательным пальцем.
Шаргородский В.С. в 2000 году писал, что лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы. Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга.
Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. Технологии ритмического воспитания детей с ДЦП представлены в учебном пособии профессора Медведевой Е.А. и соавторов «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании».
Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.
В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики. Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей. На подобных занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками. Во время занятий в основном чаще используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.
Уместно применяется и методика саморелаксации мышечного тонуса при негрубых, легких проявлениях детского церебрального паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном.
В работе с детьми с негрубыми нарушениями двигательной сферы эффективно применяется разработанная Гринер В.А. логопедическая ритмика. Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с моторными нарушениями. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение.
Упражнения на различные виды ходьбы развивают способность ориентироваться в пространстве и коллективе, развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для детей с дизартрией при остаточных явлениях ДЦП, так как у них отмечается склонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих патологических движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут проводить и специалисты, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений служит не музыка, а движения под стихотворное сопровождение.
Упражнения для развития дыхания и голоса развивают диафрагмальное и фонационное дыхание и являются базой для развития произносительной стороны речи. Технологии формирования дыхания представлены в трудах профессора Беляковой Л. И. и соавторов, в учебном пособии по логопедической ритмике Волковой Г.А., в ряде работ Филатовой Ю.О., в практических разработках Щербаковой Н.А. Развитие качеств голоса содержатся в рекомендациях профессора Лавровой Е.В., Ипполитовой А.Г., авторские приемы преодоления носового оттенка в речи представлены в работах Ермаковой И.И. и Алмазовой Е.С.
В упражнениях на координацию слова с движением и музыкой используется общность средства выразительности как музыкальной, так и разговорной речи. Могут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игра развивает внимание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывать ловкость и решительность.
Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, с угасанием голоса к концу фразы, пение помогает восстановить нарушенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует развитию всех качеств голоса, который у детей с дизартрией при ДЦП чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.
Подводя итоги выше сказанному можно сформулировать следующие выводы.
Кинезитерапия при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых методов кинезитерапии наиболее известны методы Войта, Берты и Карла Бобатов, коррекционная ритмика, психогимнастика и другие технологии. Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. При развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы удачно используется психогимнастика. Методика саморелаксации, направленная на регуляцию мышечного тонуса применяется на занятиях логопедической ритмикой. В процессе логоритмических занятий развиваются дыхательные, голосовые, произносительные возможности детей с негрубыми расстройствами движения и речи детей с ДЦП. Все апробированные в практике коррекционной работы техники направлены на коррекцию двигательных и речевых нарушений детей с ДЦП, ТВ конечном итоге на их социальную адаптацию в обществе.
Литература
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., Просвещение. 1973.
2. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.
М., Коррекционная педагогика №1, 2004.
3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. (Под ред. Л.И. Беляковой). М., Книголюб, 2004.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос. 2002.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом (Кн. для логопеда). М., Просвещение, 1985.
6. Медведева Е.А. и др. Арпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., Академия. 2001.
7. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М., Гном-Пресс, 2001.
8. Václav Vojta, Annegret Peters. Das Vojta-Prinzip, 3. Auflage, Springer Heidelberg. 2007.
Методы кинезотерапии
Сегодня одним из самых эффективных способов реабилитации является кинезотерапия. Данный метод основан на движении мышц и суставов. Он используется для реабилитации после огромного количества заболеваний. Причем его можно использовать сразу после того, как состояние пациента станет стабильным. Кинезотерапия восстанавливает двигательную функцию, уменьшает риск возникновения осложнений и сохраняет общую физическую способность.
Содержание:
Что такое кинезотерапия
Кинезотерапия – это лечение через движение. Данная методика считается одной из форм лечебной физкультуры. Она позволяет получить необходимый терапевтический результат путем выполнения упражнений лечебной гимнастики. Данная методика предусматривает активное участие пациента в оздоровительном процессе. За счет этого у пациента повышается мотивация, а также вера в свои силы. К тому же кинезотерапия позволяет установить контроль над заболеванием, что способствует ускорению восстановительного процесса.
Показания и противопоказания
Показанием к этому методу терапии могут быть такие патологии: рассеянный склероз, невриты, невралгии, нейропатии, ДЦП, синдром Паркинсона, нейроинфекции и вегетососудистая дистония. К кинезотерапии часто прибегают при нарушениях сна, тревожных расстройствах и регулярных головных болях. Лечение движением также рекомендовано пациентам, которые восстанавливаются после инсульта или травм головного мозга.
Кинезотерапия будет актуальна и при наличии патологий опорно-двигательного аппарата. Такой способ терапии рекомендован людям, которые страдают от искривления позвоночника, протрузии межпозвоночных дисков и нестабильности между позвонками. Артрозы суставов, артриты, периартриты и остеохондроз также являются поводом для того, чтобы начать лечение движением.
Что касается противопоказаний, то этот метод терапии категорически не рекомендован пациентам, у которых возникают или усиливаются болевые ощущения во время выполнения активных и пассивных движений. Кинезотерапия также запрещена при наличии травм мышц и сухожилий. Этот метод противопоказан и тем пациентам, у которых диагностирована онкология суставов и позвоночника. Если пациент восстанавливается после операции на суставах или позвоночнике, ему категорически не рекомендуется заниматься кинезотерапией.
Виды кинезотерапии
Существуют такие виды кинезотерапии: активная и пассивная. В первом случае пациент самостоятельно выполняет все упражнения. К активной кинезотерапии можно отнести лечебную физкультуру и подвижные игры. А вот пассивная кинезотерапия предполагает, что движениями конечностей пациента управляет либо специалисты, либо специальный аппарат.
Также стоит отметить, что существуют различные методы кинезотерапии. К наиболее востребованным методикам можно отнести гидрокинезотерапию, детензор-терапию и терапию при помощи сенсомоторной подушки.
Гидрокинезотерапия
Гидрокинезотерапия предусматривает выполнение упражнений и ходьбу в воде. К этому методу терапии также относится лечебное плавание и аквагимнастика. Гидрокинезотерапия считается максимально естественным способом восстановления пациентов с нарушением органов движения. Применение данного метода терапии:
Стоит добавить, что данный способ терапии будет актуален и для тех, кто не умеет плавать. Наличие аквапояса помогает удержать тело в вертикальном положении, не касаясь дна. При этом голова будет находиться над водой.
Детензор-терапия
Эта разновидность кинезотерапии основана на продолжительной щадящей тракции позвоночника под воздействием собственного веса. За счет такого воздействия снимается болевой синдром и корректируются деформации позвоночника. Этот способ терапии может быть рекомендован как взрослым, так и детям. Его применение исключает стресс для пациента и при этом гарантирует сохранение эффекта на протяжении длительного времени.
Этот способ терапии рекомендован при наличии острых или хронических заболеваний позвоночника, сколиоза, остеопороза и выпадения межпозвонкового диска. Его также используют для устранения проблемы перенапряжения и нарушений осанки. Показанием к детензор-терапии также являются головные боли, астма, дыхательная недостаточность и цервикальные мигрени.
Этот метод кинезотерапии актуален и для профессиональных спортсменов. Он снимает перенапряжение в мышцах и обеспечивает реабилитацию после травм.
Сенсомоторная подушка
Отвечая на вопрос что относится к средствам кинезотерапии, следует обязательно упомянуть о сенсомоторной подушке. Она представляет собой резиновый диск, который частично заполнен воздухом. Объем воздуха в подушке должен быть таким, чтобы сохранялось движение балансировки при применении этого приспособления в положении стоя или сидя.
Упражнения на сенсомоторной подушке (балансировочном диске) позволяют нормализовать координацию движений и выработать чувство равновесия и устойчивости. Благодаря тому, что во время занятий с сенсомоторной подушкой необходимо прикладывать дополнительные усилия для удержания равновесия, терапия при помощи этого приспособления на порядок эффективнее обычных упражнений. К тому же занятия с сенсомоторной подушкой могут быть рекомендованы всем, кто желает сбросить лишние килограммы и получить стройную фигуру.
Данный метод терапии может использоваться в целях оздоровительной и лечебной гимнастики. Он также рекомендован людям, страдающим от рассеянного склероза и болезни Паркинсона.
Резюмируя, стоит сказать, что кинезотерапия способствует продлению жизни, и делает ее более увлекательной, насыщенной и интересной.
Уже около 30 лет мы работаем над тем, чтобы врачи могли быстро и эффективно лечить боли в спине, расширять свои возможности и помогать большому количеству пациентов. Чтобы после травм и операций на суставах люди могли восстановить привычный объем движений и улучшить качество своей жизни.
Занятия ЛФК для детей с ДЦП
ДЦП – это комплекс непрогрессирующих двигательных и психических нарушений, вызванных органическими повреждениями спинного или головного мозга различной этиологии. При своевременной диагностике и лечении патологии возможность социальной адаптации ребенка, уменьшения проявлений заболевания значительно возрастает.
Основные цели занятий ЛФК для детей с ДЦП
Медикаментозная терапия, применяемая при ДЦП для устранения спастики мышечных тканей, является симптоматическим лечением. Фармпрепараты не устраняют контрактуру мышц и суставов, нарушающую равновесие, координацию и выполнение произвольных движений.
Занятия ЛФК способны скорректировать моторное развитие у детей с ДЦП на любом этапе болезни:
Эффективность занятий ЛФК для детей с ДЦП зависит от следующих факторов:
Результативность метода кинезитерапии для детей с ДЦП
НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГ | ЦЕНА, РУБ. | ЦЕНА, РУБ. для льготной категории пациентов* |
КИНЕЗИТЕРАПИЯ | ||
1-й цикл занятий (12 занятий) | 21 000 | 18 000 |
2-й цикл занятий (12 занятий) | 16 500 | 14 000 |
3-й цикл занятий (12 занятий) | 15 000 | 12 000 |
Индивидуальные занятия с персональным тренером | 1 800 | 1 500 (только дети) |
При единовременной оплате 2-х последующих циклов | 10 % скидка | |
При единовременной оплате 3-х последующих циклов | 20 % скидка | |
Манжеты (1 пара) | 3 700 | |
АБОНЕМЕНТ | ||
Абонемент на 1 год (с правом неограниченного числа посещений) | 61 000 | 58 000 |
Абонемент на 6 мес. | 43 000 | 40 000 |
*Инвалиды I и II группы, ветераны и участники боевых действий (при предъявлении удостоверения), пациенты старше 50 лет, медицинские работники, многодетные родители, дети до 16 лет, студенты.
Повторная консультация кинезитерапевта – 2 000 руб.
В нашем центре успешно проводится реабилитация детей с ДЦП с помощью кинезитерапии. Адаптированные для каждого ребенка комплексы сочетают пассивные и активные движения (в том числе на декомпрессионных тренажерах), статические позы.
Кроме восстановления моторных функций, кинезитерапия обладает укрепляющим, общеоздоровительным эффектом для детей с ДЦП:
Обычно комплексы кинезитерапии направлены на поэтапное восстановление детей с ДЦП:
Преимущества занятий в «ИННОВАЦИОННОМ МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ»
Наши специалисты досконально владеют всеми техниками кинезитерапии для реабилитации детей с ДЦП:
Контроль кинезитерапевтов центра за выполнением упражнений, динамикой реабилитации позволяет корректировать виды и интенсивность нагрузок. Универсальных методик восстановления для детей с ДЦП не существует, но опыт и профессионализм наших специалистов помогут ребенку социально адаптироваться, научиться контролировать свое тело с помощью кинезитерапии.
Все процедуры в клинике проводятся только после консультации доктора и отсутствии противопоказаний.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Гидрокинезотерапия как вид терапии для детей с ДЦП
Авторы: Епинатьева О.С., Трифонова А.В.
Научный руководитель: старший преподаватель Кузнецова Е.И.
Резюме
Задачи исследования:
— Рассмотреть особенности обучения плавания детей с ДЦП
— Выявить наиболее значимые методики у детей с ДЦП
Цель исследования:
Изучить влияние терапии плавания на детей с разными формами ДЦП.
Ключевые слова
Обзор
Гидрокинезотерапия как вид терапии для детей с ДЦП
Епинатьева О.С., Трифонова А.В.
Научный руководитель: старший преподаватель Кузнецова Е.И.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии
— Рассмотреть особенности обучения плавания детей с ДЦП
Гидрокинезотерапия как вид терапии для детей с ДЦП
Епинатьева О.С., Трифонова А.В.
Научный руководитель: старший преподаватель Кузнецова Е.И.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии
— Рассмотреть особенности обучения плавания детей с ДЦП
Гидрокинезотерапия как вид терапии для детей с ДЦП
Епинатьева О.С., Трифонова А.В.
Научный руководитель: старший преподаватель Кузнецова Е.И.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии
— Рассмотреть особенности обучения плавания детей с ДЦП
— Выявить наиболее значимые методики у детей с ДЦП
Изучить влияние терапии плавания на детей с разными формами ДЦП
Актуальность проблем детского церебрального паралича (ДЦП).
В нашей стране пользуются классификацией К.А. Семеновой выделяются следующие формы:
Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.
Исследование проходило в несколько этапов:
I этап (март – апрель 2015г.) – обзор и анализ научно-методической
литературы по избранной теме.
II этап (январь 2015г.) – для проведения данного исследования были
сформированы 2 группы (испытуемая и контрольная) детей с заболеванием
ДЦП. В исследовании принимали участие дети со спастической (контрольная) и гемипаретическая (экспериментальная) формой заболевания в количестве 10 человек в возрасте от 7 до 18 лет.
На протяжении всего эксперимента испытуемые занимались по
методике начального обучения плаванию 3 раза в неделю по 30 минут в
бассейне гимназии №2.
III этап (февраль 2015г. – февраль 2016г.) – в процессе исследования (в
начале и конце эксперимента) были проведены контрольные испытания по
оценочному листу (см. приложение 3), составленному сотрудниками ФОЦ
«Движение плюс» следующих показателей: показатель регулярности
дыхания с выдохом в воду, лежания на спине, скольжение на спине (м),
показатель длительности плавания с работой ног на спине (м), для
определения значимости данной методики.
IV этап (март 2016г.) – обработка полученных результатов данного
Обработка результатов исследования:
Рис.1 Показатели физической подготовленности экспериментальной
группы на начальном этапе исследования (февраль 2015 г.)
По результатам первоначального тестирования на данных диаграмме
видно, что практически все дети из экспериментальной группы имели
нулевой уровень физической подготовленности.
Рис.2 Показатели физической подготовленности контрольной группы
на начальном этапе исследования (февраль 2015 г.).
По результатам первоначального тестирования на данных диаграмме
видно, что дети из контрольной группы имеют незначительные показатели
по регулярности дыхания с выдохом в воду, лежанием на спине и
практически нулевые показатели по скольжению на спине, длительностью
плавания с работой ног.
На данной диаграмме показаны две группы в сравнении на начальном этапе.
Рис.3 Динамика показателей физической подготовленности обеих
групп в сравнении на начальном этапе (февраль 2015)
На данной диаграмме видно, что контрольная группа по сравнению с
экспериментальной, на начальном этапе имеет лучшие показатели по
регулярности дыхания с выдохом и лежанием на спине. Скольжение на спине
и показатели длительности плавания с работой на спине имеют одинаковые
показатели, этому способствует сложность выполнения данных упражнений.
Рис.4 Показатели физической подготовленности экспериментальной
группы на конечном этапе исследования (февраль 2016 г.)
После применения методики начального обучения плаванию мы
провели второе тестирование, которое показало положительную динамику.
Можно сказать, что у всех испытуемых экспериментальной группы заметны
улучшения по показателям регулярности дыхания с выдохом в воду и
лежанием на спине. И незначительные улучшения по скольжению на спине и
длительности плавания с работой ног на спине.
Рис.5 Показатели физической подготовленности контрольной группы
на конечном этапе исследования (февраль 2016 г.)
После применения методики начального обучения плаванию мы
провели второе тестирование у контрольной группы, которое показало
положительную динамику у всех испытуемых. Заметны значительные
улучшения по всем показателям, что мы и видим на данной диаграмме.
Две группы в сравнении после методики начального обучения.
Рис.6 Динамика показателей физической подготовленности обеих
групп в сравнении на конечном этапе (февраль 2016)
На данной диаграмме видно, что контрольная группа по сравнению с
экспериментальной, на конечном этапе имеет гораздо лучший результат по
всем показателям. У экспериментальной группы, так же видно улучшения, но
они не такие значительные, как у контрольной. Этому способствует форма
заболевания и она требует большего времени обучения.
Результаты от занятий плаванием у детей с ДЦП
Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорно-двигательная реакция рук и ног ребенка, их ритмичность и согласованность, улучшает-ся реакция равновесия и координация движений, повышается двигательная активность. Создаются условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а ди-намическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы. Также происходит улучшение состояния мышечного тонуса. Вода способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Плавание, как водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом. Происходит закаливание организма, растет сопротивляе-мость неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому дозированное плавание мо-жет быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.
Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает работу вну-тренних органов, обмен веществ, деятельность кишечника и желудка, развивает дыхательную систему. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то умень-шаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.
Существует широкий выбор снаряжения, которое можно использовать на занятиях водными упражнениями:
-Плавательные пояса и ремни
-Водные трубки гантели и ножные манжеты.
-Водные гантели и ножные манжеты
-Рукавицы, перчатки, лопатки.
-Водные ботинки и жилеты
Требования, предъявляемые к воде для занятий:
К воде для занятий с новорожденными и грудными детьми предъявляются те же требования, что и к питьевой. В воду можно добавлять отвар овса или овсяной соломы, богатый витаминами группы В, предварительно очищенный раствор морской соли из расчета 5 г на 1 л воды. При занятиях в бассейне дезинфицировать воду лучше всего отваром эвкалипта. Не рекомендуется применять раствор хлора из-за повышенной чувствительности к нему детей и возможности возникновения аллергических реакций. К подбору трав для ванн при лечебном плавании нужно подходить очень осторожно, так как вода неизбежно попадает в желудок ребенка, а отвары трав могут действовать как слабительное, рвотное, закрепляющее средства. Поэтому во время проведения курса плавания в стационаре лучше травами не пользоваться, а применять их дома при занятиях ребенка с родителями, исключая упражнения дыхательной гимнастики. Во избежание аллергических реакций в ванну добавляют вначале небольшие пробные дозы трав. Во время эпидемических вспышек гриппа рекомендуется всем детям добавлять в воду дезинфицирующие растворы эвкалипта, зверобоя и др. Во избежание перегрева ребенка температура воды не должна быть выше 37°С, а при использовании трав — не ниже 35 °С. Занятия проводит методист ЛФК, на курс лечения 15—20 занятий, перерыв между курсами 3—4 мес. В этот период родители ежедневно занимаются с ребенком по заданию, данному методистом.
В основе методики лечебного плавания лежит рефлекс перекрывания дыхания при попадании воды на лицо ребенка — плавательный рефлекс. Этот рефлекс сохраняется у здоровых детей до 3—3,5 мес. Кратковременные погружения и задержки дыхания дают возможность увеличить функциональные возможности дыхательной и кровеносной систем, а также дыхательных мышц ребенка. Иногда при высоком мышечном тонусе этот рефлекс переходит в ларингоспазм. Последний проявляется чрезмерно высоким напряжением мышц, не позволяющим сделать дыхательное движение на воздухе. Снизить тонус двигательных мышц можно придав ребенку на 2—3 с позу эмбриона. Как правило, от ларингоспазма удается избавиться через 5—6 занятий при том, что ларингоспазм возникает и исчезает за одно занятие 4—6 раз. Возможность возникновения ларингоспазма представляет некоторую опасность для жизни во время кормления или купания ребенка. Тренировка дыхательного аппарата позволяет снизить тонус дыхательных мышц и избежать в дальнейшем их перенапряжения.
При работе с детьми старше 5—6 мес применяют методику погружения рта и носа ребенка в воду в начале фазы выдоха (подробнее об этом будет рассказано в разделе дыхательной гимнастики).Благодаря погружениям во время выдоха удается через 2—3 занятия выработать такой же рефлекс перекрывания дыхания и у более старших детей, но закреплением этого рефлекса приходится заниматься на протяжении всего курса плавания.
Особое значение для понимания системы подбора упражнений в процедуре лечебного плавания имеют тонические врожденные рефлексы новорожденного, которые следует после 2—3-недельного возраста подавлять.
Упражнения подбирают с учетом последовательности смены одних рефлексов другими и времени появления новых движений. Иными словами, занятия лечебным плаванием должны способствовать угасанию патологических тонических рефлексов и становлению установочных.
Во время занятий с ребенком в воде используются следующие поддержки:
Методика проведения дыхательной гимнастики:
Ребенка укладывают в воду в 4-ю поддержку лицом вперед. Через 10—15 с свободной рукой обливают лицо 3—4 раза с интервалом 5—10 с. Первое погружение производят сразу за обливанием лица в момент задержки дыхания. Повторное погружение проводить после того, как ребенок успокоится. Погружения сериями, несколько раз подряд проводят следующим образом: 1-е погружение с обливанием на 1—4-м занятиях и без обливания после 4-го занятия, как и при одиночных погружениях. После того как голову ребенка подняли из воды, он делает выдох — вдох и инструктор сразу опускает лицо ребенка в воду. Так же подряд делают 3, 4, 5-е и т. д. погружения. Интервалы между погружениями по времени должны быть равными дыхательному циклу: выдох—вдох. В воде лицо ребенка на первых занятиях не задерживают, погружая его на 1—2 с. Спокойное движение лица вниз на глубину 10—15 см и вверх. Позже, когда такая дыхательная гимнастика сериями по 10—12 раз не вызывает напряжения, время погружения лица под воду можно увеличить до 3 с. Одиночные погружения могут быть более длительными, но не более 5—7 с, во второй половине курса и не более 3—4 раз за одно занятие. При погружении лица ребенка в воду сериями по 8—10 погружений ритм дыхания равен в среднем сначала ритму естественного дыхания, а по мере освоения этого упражнения ритм задается сначала на 0,5—1 с, а затем на 1—2 с реже.
Условно выделяют 3 группы упражнений, целью которых является:
1) подавление ЛТР при положении ребенка на животе и развитие установочного рефлекса с головы на шею, опорного механического рефлекса рук, защитного, выработку поясничного лордоза;
2) подавление ЛТР при положении ребенка на спине и обучение его удерживать позу сидя;
3) подавление асимметричного тонического рефлекса, обучение ползанию, вставанию, ходьбе, удерживанию равновесия (асимметричный шейный установочный рефлекс).
1. На основании анализа научно-методической литературы можно
сделать вывод, что занятия плаванием повышают возможности физического,
двигательного и психомоторного развития детей с заболеванием ДЦП.
Основными причинами все еще недостаточного развития адаптивной
физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации
– незрелость общественного мнения в необходимости создания для
инвалидов условий «равной личности»;
– практическое отсутствие специализированных спортивных
сооружений, оборудования и инвентаря, целевых решений в архитектурно-строительном комплексе,
– сложность перемещения по дорогам и в транспорте;
– острый недостаток профессиональных организаторов, методистов и
тренеров со специальной подготовкой;
– недостаточное целевое финансирование;
– недостаточная мотивация у самих инвалидов к
самосовершенствованию и самоутверждению, к воспитанию характера и
2. Увеличение показателей физической подготовленности детей с
заболеванием ДЦП показывает эффективность применения методики
начального обучения плавания.
3. Плавание все больше входит в режим оздоровительной работы с
детьми с заболеванием ДЦП. Этому способствуют уникальные свойства.
Литература
Список литературы:
(проведенное исследование группы детей с февраля 2015г по февраль 2016г)