кино иллюзионист о чем
«Иллюзионист»: любовь, фокусы и полицейское государство
Есть очень большой соблазн рассматривать фильм «Иллюзионист» как очередную красивую сказку о любви в историческом антураже. Для такого подхода имеются определенные основания, но нетрудно заметить, что исторического антуража слишком много для сказки, и он какой-то совсем не романтический. В «Иллюзионисте» вместо любовного треугольника: Айзенхайм — Софи — кронпринц мы видим четырехугольник, где в роли четвертого угла выступает полицейский инспектор Уль. Да и движущая сила сюжета — не только страсть. Соперничество иллюзиониста и кронпринца выходит за рамки личных отношений, но понять, почему они непримиримые противники, невозможно без учета специфики того общества, в котором разворачивается действие.
Полицейское государство
Герои «Иллюзиониста» живут в Австро-Венгерской империи конца XIX века. В фильме эта империя показана как типичное полицейское государство с жесткими сословными перегородками. Чтобы у зрителя не было иллюзий, буквально в первых кадрах мы видим арест главного героя прямо во время представления, причем арест производит впечатление вопиющего произвола властей. Последующие эпизоды подтверждают полицейский характер государства, а о жесткой социальной сегрегации говорит множество моментов, от насильной разлуки юных Эдуарда и Софии до горькой фразы инспектора Уля: «…Истина состоит в том, герр Эйзенхайм, что я сын мясника». Неудивительно, что мечта юной Софии — сбежать из этого мира.
Соответствует ли это истине? В общих чертах — да. Исторические факты и воспоминания современников свидетельствуют, что Австро-Венгрия была и полицейским, и сословным государством, причем разделение на сословия доходило до кастовости: так, дети эрцгерцога Франца Фердинанда не имели прав на престол, потому что их матерью была всего лишь графиня.
В фильме воплощением этого государства выступает кронпринц Леопольд, а антиподом — Эйзенхайм.
В чем подлинный смысл конфликта между иллюзионистом и кронпринцем?
После первого же представления, на котором он побывал, кронпринц Леопольд упорно старается «разоблачить» Эйзенхайма, раскрыть принцип его фокусов. Чтобы понять смысл навязчивой идеи кронпринца, надо обратиться к сути полицейского государства. Суть эта состоит в жестком контроле за всеми и всем, который, в свою очередь, дает иллюзию полного порядка и предсказуемости бытия. А фокусы Айзенхайма — и шире, искусство в целом — ускользают из-под контроля. Искусство творит свой порядок, даже свой мир, в котором за одну минуту может вырасти целое апельсиновое деревце.
Мир иллюзий и воображения, куда приглашает зрителей иллюзионист, кажется кронпринцу покушением на государственные устои: ведь в нем люди становятся свободными, забывая о своих тяготах и тяжкой длани императорской власти. Это видно по сцене у кронпринца, когда его гости стали просить Леопольда уйти со сцены и дать иллюзионисту завершить представление.
Разоблачить иллюзиониста — значит, сделать и его подконтрольным, превратить чудо в фокус. А если проконтролировать и раскрыть все тайны трюков не выходит, то надо их запретить. Таким образом, конфликт между Эйзенхаймом и кронпринцем — это конфликт двух мировоззрений, а не соперничество двух влюбленных, тем более, что Леопольд вовсе не влюблен.
Отношения между кронпринцем и Софией
Поскольку одержимый идеей контроля кронпринц жаждет власти, страсти, которые его переполняют, не имеют ничего общего с любовью. Он планирует свергнуть своего отца-императора, но для этого ему нужна поддержка венгров, которую обеспечит брак с происходящей из влиятельной семьи Софией. У самой Софии на этот счет нет никаких иллюзий: «Мне уготована в его плане особая роль». Таким образом, София нужна Леопольду не сама по себе, а как орудие, способ достижения целей. Как откровенно признается он Софии: «Если из-за тебя мои планы сорвутся, ты мне больше будешь не нужна».
В чем заключается главный фокус Эйзенхайма?
Одной из причин необычайной популярности иллюзиониста является его умение демонстрировать вещи, кажущиеся невозможными. Показывая Софии в зеркале ее убийство, он сперва реализует фокус со смертью и воскрешением на сцене, а потом умело организует его в реальной жизни. У Софии есть только одна возможность убежать: сделать так, чтобы ее признали мертвой, и прежде всего чтобы это признал Леопольд. Эйзенхайм помогает Софии имитировать убийство, делая это так, что даже проницательный инспектор Уль понимает, что к чему, лишь в самом финале.
В чем смысл «разоблачения» кронпринца со сцены?
Единственным человеком в окружении иллюзиониста, способным донести эту информацию до императора так, чтобы тот поверил, является инспектор Уль. Но для того, чтобы побудить его к действию, нужно заставить полицейского поверить в виновность кронпринца. Камешка из сабли, крови в стойле и показаний слуг оказалось недостаточно, и в ход идет очередной блестяще задуманный номер. «Дух убитой» называет убийцей того, кто сидит в зале — а в зале-то сидит инкогнито кронпринц. Последний барьер скептицизма рушится, и инспектор Уль понимает: надо что-то делать.
Почему инспектор Уль написал разоблачающее письмо?
Поверив, что кронпринц — жестокий убийца, инспектор решается выступить против него и отправляет письмо офицерам Генштаба, в котором описывает план по свержению императора. Офицеры сообщат императору, и для Леопольда все закончится. Почему же инспектор, до того служивший верой и правдой, идет на такой шаг?
Дело в том, что Уль так же, как и его господин, предан идее порядка и контроля, и именно потому его возмущает убийство. Прежде он верил, что кронпринц — сильный человек, стремящийся к власти, чтобы спасти государство, но после «гибели» Софии он убеждается что перед ним — психопат, не владеющий собой. Такой не то что государство спасти не сможет — от такого надо само государство спасать.
Есть ли у героев реальные прототипы?
Зато главные номера Айзенхайма — «Апельсиновое дерево» и «Бабочки» — реально существуют. Их придумал великий французский иллюзионист середины XIX в. Робер-Уден.
Как делается трюк «Апельсиновое дерево»?
Если апельсины, которые бросал зрителям Айзенхайм, были настоящими, то само деревце, конечно, не более чем искусная имитация. Специальные механизмы сперва выталкивали из пустотелых «веток» сделанные из шелковой бумаги листья, потом искусственные цветы. Пока все это происходило, апельсины были скрыты за круглыми зелеными экранами, которые в нужный момент поворачивались к зрителям.
Этот остроумный номер идентичен сути фильма, где соперничество в любви оказывается конфликтом между государством и творцом, жуткое убийство — многоходовой манипуляцией, а почти сверхъестественные возможности — ловкими трюками. Что же тогда подлинное в этом мире? Только апельсины, то есть первая любовь, еще не знающая ни корысти, ни эгоизма. И если очень постараться, то ее можно сохранить — и в итоге сбежать из полицейского ада в рай, где все настоящее: и цветы, и бабочки, и деревья.
Рецензия на фильм «Иллюзионист»
Трейлер
Мальчик, совсем еще ребенок, встретил однажды на обочине дороги старого-старого волшебника, и тот с ним поговорил. У слегка подросшего мальчика, начавшего учиться фокусам, отняли девочку, которой он эти фокусы показывал – она была принцесса, а он – сын столяра. Мальчик отправился в далекие края и спустя 15 лет появился в Вене 1900 года под именем Айзенхайма, известного иллюзиониста. На его представление пришла та самая принцесса. Она теперь невеста кронпринца Леопольда. И вот тут случается странное. Эдвард Нортон, играющий Айзенхайма, родился в 1969 году и выглядит на свои, особенно с бородой, даже старше. Джессика Бил, она же принцесса Софи – 1982 года рождения и тоже выглядит на свои. И если из ее нынешних 24 лет отнять 15, так, ребята, все сцены «из прошлого» – это про Гулливера в юбке. Мало того, они с Айзенхаймом «в прошлом» уже влюбились друг в друга и поговорили о главном – может, выглядя тогда сверстниками, они уже были – привидения? Или, наоборот, теперь? Вот и сказке конец…
Кадр из фильма «Иллюзионист»
«Иллюзионист» /Illusionist, The/ (2006) Нила Бургера целиком исчерпывается сюжетом, то есть развязкой. Но говорить о ней нельзя, а больше говорить не о чем. Можно только себе представить, как возникло такое занудство с бюджетом в 16,5 млн. долларов. Была короткая новелла Пулитцеровского лауреата Стивена Мильхаузера, в вольном духе «фэнтези» истолковавшая исторические факты. В истории вместо кронпринца Леопольда был кронпринц Рудольф, действительно женившийся на принцессе Софи, но задолго до 1900 года и крайне неудачно. Спустя пресловутых семь лет супружества Рудольф сошелся с юной баронессой Мари Вечорой, а некоторое время спустя совершил вместе с ней двойное самоубийство в замке Майерлинг, давшем название многочисленным экранизациям этой мелодрамы. Софи позже благополучно вышла замуж за простого дипломата, но с благословения императора. Мильхаузер только слегка попользовался именами и самим набором событий, но переставил их, переиначил донельзя и написал полностью вымышленную историю о бессмертии любви, о ее силе и том, что «на самом деле» может случаться в замках. Вся прелесть – в парадоксальности одного логического хода. Лучшие из таких новелл (у Эдгара По, Моэма, Честертона) длятся всегда не больше пяти страниц. Фильм «Иллюзионист» длится 110 минут.
Передать на экране легкость изящной словесности по плечу лишь куросавам («Расемон» /Rashomon/ (1950)) да ромерам («Маркиза фон О» /Marquise von O…, Die/ (1976)). Для дитяти XXI столетия Нила Бургера нет никакой «передачи», есть лишь такой вариант самоутверждения, как тяжеловесная добротность. И вот мы имеем кареты, мундиры, массовки, проходы и проезды и медленно-медленно развивающийся любовный треугольник Айзенхайма-Софи-Леопольда (Руфус Сьюэлл), а четвертым к ним будет наперсник кронпринца, шеф-инспектор полиции Уль (Пол Джаматти). Принц велел ему поймать фокусника хоть на чем-то, поскольку ревнует и вообще вздорный злобный тиран (давненько не было такого беспомощного Сьюэлла). Инспектор ведет с Айзенхаймом долгие нудные беседы, тот изображает загадочную бледность, а вечерами продолжает делать фокусы с летающими носовыми платками. Фокусы также относятся к сфере добротности, хотя анекдот со шпагой в полу в тысячу раз остроумней, чем все дальнейшие привидения. Но, что бы ни происходило, нет никакого напряга со стороны Айзенхайма ни в фокусах, ни в отношениях с Софи, Леопольдом, Улем. Из одного «страстного» кадра в другой, такой же «страстный», видно только, насколько ему все по фигу (давненько не было такого беспомощного Нортона).
Кадр из фильма «Иллюзионист»
Так или иначе, ко второму часу Бургер, видно, почувствовал, что одною любовью не обойдешься и нужна детектива. Тут на первый план вышел Джаматти с многозначительными взглядами, роковыми решениями и запоздалыми догадками. Но легче от этого не стало. «Детективная» составляющая вообще сильно напоминает теле-«азазелей» со «статскими советниками», и это в приличной Вене… Расследование убийства, дворцовые интриги, народные волнения длятся тоже долго и полномасштабно, «как в кино». И мировые звезды кривляются, стреляются, меняют грим… Джаматти все больше напоминает себя же в «Девушке из воды» /Lady in the Water/ (2006)…
Только в самом конце понимаешь: господи, как все просто, так вот зачем все было. А идея какая изящная, и рассказывается в трех словах. За что же фильм так ее умучал? За то, что Нил Бургер поверит в чудо, только когда попробует его на зуб и пощупает руками?
Иллюзионист
США, Чехия | 2006 г. | 110 мин. | детектив, мелодрама, драма, триллер
Рейтинг:
Кинопоиск 8,13 IMDb 7,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Иллюзионист»:
Актеры фильма «Иллюзионист»:
Содержание фильма «Иллюзионист»:
В Вене на рубеже веков фокусник использует свои способности, чтобы добиться любви женщины, намного превосходящей его социальное положение…
В Вене в конце девятнадцатого века известный иллюзионист Эйзенхайм воссоединяется с герцогиней фон Тешен, когда она вызвана из зала для участия в иллюзии во время одного из его выступлений. Несмотря на то, что они не виделись пятнадцать лет, когда были подростками, они почти сразу узнали друг друга как Эдуарда Абрамовича и Софи фон Тешен, у которых в то время был обреченный роман из-за их классовых различий.
Большую часть работы наследного принца в битве с Эйзенхаймом выполняет главный инспектор Уль, который станет начальником полиции во время правления наследного принца. Таким образом, Уль может иметь скрытые мотивы, чтобы закрывать глаза на любые незаконные действия наследного принца против Эйзенхайма или герцогини. Битва между Эйзенхаймом и наследным принцем переходит в сферу публичных представлений, что, по мнению многих, демонстрирует сверхъестественные способности Эйзенхайма.
Большую часть работы наследного принца в битве с Эйзенхаймом выполняет главный инспектор Уль, который станет начальником полиции во время правления наследного принца. Таким образом, Уль может иметь скрытые мотивы, закрывая глаза на любые незаконные действия наследного принца против Эйзенхайма или герцогини. Битва между Эйзенхаймом и наследным принцем переходит в сферу публичных представлений, что, по мнению многих, демонстрирует сверхъестественные способности Эйзенхайма. Большую часть работы наследного принца в битве с Эйзенхаймом выполняет главный инспектор Уль, который станет начальником полиции во время правления наследного принца. Таким образом, Уль может иметь скрытые мотивы, закрывая глаза на любые незаконные действия наследного принца против Эйзенхайма или герцогини.
Фото фильма «Иллюзионист»:
Фокус-покус: 10 лет картине «Иллюзионист»
Всё иллюзорно… кроме любви
Одним взмахом руки он завораживал венскую публику начала XX века, но сердце великого мага и чародея было отдано одной-единственной женщине. Чтобы завоевать возлюбленную, властитель умов и иллюзий решается на свой самый главный фокус… В апреле 2016 года исполняется 10 лет со дня выхода американского фильма «Иллюзионист» с Эдвардом Нортоном в главной роли. Попробуем вспомнить, чем оказалась так привлекательна для зрителя эта магическая любовная киноистория.
К огда в 2006 году режиссёр Нил Бёргер приступил к съёмкам «Иллюзиониста», на его счету был один полнометражный псевдодокументальный фильм – «Интервью с убийцей» – и опыт постановки музыкальных клипов для канала MTV. Но отсутствие большого опыта в кино Бёргер компенсировал искренним интересом к книге «Иллюзионист Эйзенхайм» американского писателя, лауреата Пулитцеровской премии Стивена Миллхаузера.
«Это превосходный рассказ, настоящий бриллиант. Я влюбился в него с первого прочтения, но я совсем не представлял, как можно было из него вылепить крупнобюджетную картину», – признавался впоследствии режиссёр.
При работе над сценарием Бёргер практически полностью переписал небольшую новеллу Миллхаузера, добавив к истории Эйзенхайма романтическую линию, мистическую составляющую и исторические события, связанные с именем австрийского кронпринца Леопольда (в действительности Рудольфа, сына Императора Франца Иосифа).
Как раз тот портрет, который Эйзенхайм изображает при помощи фокуса во дворце, на самом деле и есть портрет Франца Иосифа. История гласит: мёртвые тела Рудольфа и его любовницы Баронессы Мэри Ветсеры были найдены в его охотничьем домике в Майерлинге 30 января 1889 года. Имперская семья на протяжении многих лет придавала этому событию налёт таинственности. Что само по себе не могло не привлечь Бёргера.
Но основной заслугой Бёргера как режиссёра, помимо грамотно выстроенного сценария, было приглашение на главную мужскую роль бесподобного Эдварда Нортона. В то время как практически все его коллеги по голливудскому цеху стараются отделаться от амплуа героев-любовников всех мастей и перейти в какой-нибудь почтенный артхаус, Нортон, наоборот, не упускает возможности сняться в романтической истории. В этом отношении наиболее урожайным для актёра стал именно 2006 год, так как помимо «Иллюзиониста», Нортон снялся в экранизации новеллы Сомерсета Моэма «Разрисованная вуаль» в роли влюблённого микробиолога.
Актёр-интеллектуал, трижды номинант на премию «Оскар», звезда таких именитых фильмов как «Первобытный страх», «Американская история Х», «Бойцовский клуб», не раз признавался, что не верит в собственную актёрскую харизму и способность увлечь зрителя, сидящего в зале, своей игрой. Что ж, блистательный перформанс Нортона в «Иллюзионисте» давно развеял все опасения скептиков по поводу его таланта.
Герр Эйзенхайм в исполнении Нортона не просто приковывает к себе внимание, а завораживает зрителя одним взмахом ловкой руки. И это неспроста. Как говорил впоследствии сам актёр, все трюки в фильме он старался делать сам. Хотя в некоторых сценах мы видим руки известного иллюзиониста Джеймса Фридмана, а не Нортона, достоинства актёра этот факт всё равно нисколько не умаляет. Ведь при подготовке к роли Нортону пришлось провести целое расследование в постижении искусства иллюзии.
Так, актёр выяснил, что именно француз Жан Эжен Робер-Уден первым привнёс фокусы на театральную сцену, то есть, выражаясь современным языком, воссоединил фокусы с шоу-бизнесом. К слову, ключевые трюки «Иллюзиониста» («Апельсиновое дерево» и «Бабочки») придуманы именно им.
И именно книги Робера-Удена были проштудированы Нортоном вдоль и поперёк, а на съёмках актёр не расставался с «Тайнами престидижитатора» 1858 года, чтобы лучше понять психологию своего героя.
Ещё один интересный факт биографии Нортона – его маниакальная любовь к переписыванию сценариев к фильмам, в которых он участвует. Как ни странно, к «Иллюзионисту» актёр решил не прикасаться, видимо, первоначальный сценарий Бёргера был выше всяких похвал.
Если с исполнителем главной роли было всё понятно изначально, то с главной женской ролью возникла небольшая заминка. Как известно, в фильм была приглашена Лив Тайлер. Съёмки уже начались, но актрисе пришлось срочно (по семейным обстоятельствам) покинуть проект. В итоге её роль досталась Джессике Бил. Роль герцогини Софии фон Тешин стала настоящим прорывом для Бил. В одном из интервью Эдвард Нортон отметил, что актриса отлично справилась с ролью влюблённой аристократки.
Отдельного упоминания стоит невероятно харизматичный британский актёр Руфус Сьюэлл, которому в «Иллюзионисте» по традиции досталась роль антагониста. Надменный и жестокий наследник австрийского престола, кронпринц Леопольд изначально уверен, что все трюки Эйзенхайма – это механика и физика, и что в основе они – обыкновенная дешёвка. Противостояние кронпринца и иллюзиониста достигает апогея, когда в невесте Леопольда Эйзенхайм узнаёт свою давнюю любовь, и известный фокусник вынужден привлечь на свою сторону все магические силы, которыми владеет, чтобы её отвоевать.
На фоне таких маститых актёров удивительным образом не теряется инспектор полиции Вальтер Уль, взявшийся за расследование дела Эйзенхайма. Пол Джаматти отлично вписался в роль честного, но сомневающегося сыщика, который искренне хочет помочь Эйзенхайму, в то же время пытаясь выполнить свой долг. А сцена прозрения в конце фильма, когда головоломка в голове Уля складывается в одну цельную картину, во многом благодаря игре Джаматти смотрится на одном дыхании.
Любопытный факт: Нортон и Джаматти давние друзья по Йелю, в котором Нортон учился на историческом факультете, а Джаматти – на драматическом. Будучи студентами, друзья даже были задействованы в одном университетском спектакле. Стоит ли говорить, что на съёмках «Иллюзиониста» актёры быстро нашли общий язык.
При всём великолепии актёрского состава фильм вряд ли смотрелся бы так замечательно без нужного антуража. Несмотря на то что действие фильма происходит в Австрии, «Иллюзионист» большей частью был снят в Чехии. Веной, в которой разворачивались основные события, стали чешские города Табор и Прага. А завораживающую, загадочную и невероятно красивую музыку к фильму написал знаменитый американский композитор Филип Гласс.
После выхода на экраны успех «Иллюзиониста» был оглушителен. При бюджете 17 миллионов долларов фильм собрал около 88. Бёргер доказал, что может даже при скромном бюджете создать настоящий шедевр, и моментально перешёл в высшую голливудскую лигу. На сегодняшний день Бёргер успел снять «Области тьмы» с Брэдли Купером и Робертом Де Ниро и антиутопию «Дивергент».
Жаль только, что «Иллюзионист» пролетел мимо всех премий, получив лишь номинацию на «Оскар» за операторскую работу, которая так и не вылилась в вожделенную статуэтку, доставшись ещё более сильному конкуренту – «Лабиринту фавна» Гильермо дель Торо.
Кинокритики также остались довольны, отметив интересную задумку, актёрский состав, стройную композицию и впечатляющий финал. А загадочная притягательность главного героя, замешанная на волшебстве (пускай и иллюзорном) и подлинной страсти, сделала Эйзенхайма похожим на ещё одного мистического персонажа, графа Дракулу, умевшего нагнетать пугающую атмосферу на пустом месте и страдать от вечной жажды любви (да, именно любви). Любовь, как известно, бессмертна, а искусство вечно. Искусство магии в том числе.
Любопытно, но факт: в 2006 году вышло три фильма, так или иначе затронувших тему иллюзионизма: собственно, «Иллюзионист», «Сенсация» Вуди Аллена с Хью Джекманом и Скарлетт Йоханссон и «Престиж» Кристофера Нолана опять же с Джекманом и Кристианом Бэйлом в главных ролях. Видно, год был во всех отношениях волшебный.
В октябре 2014 года кабельный канал The CW Television Network сообщил о возможной телеадаптации «Иллюзиониста». Что ж, слухи слухами, но пока трудно представить кто сможет заменить Эдварда Нортона в роли Эйзенхайма. Поживём-увидим.
Как говорил сам герр Эйзенхайм: «Я хочу, чтобы вы знали: всё, что вы видели в моём театре на представлениях, есть иллюзия. Это фокус. Далёкий от реальности». Трудно не согласиться с этим утверждением, но также стоит помнить, что порой и правда – всего лишь иллюзия. Как говорится, пусть чудо останется чудом.
Иллюзионист
Иллюзионизм — это вид циркового искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «Illusionner» — «вводить в заблуждение».
Иллюзионист (фокусник, факир) — артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях.
Содержание
История
Искусство иллюзии восходит к древности, когда приёмы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (шаманы, жрецы и вожди), но и для развлечения (факиры).
В средние века на ярмарках появились профессиональные артисты — кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, карточные фокусники (шулеры).
В конце XIX веке широкую известность приобрёл Гарри Гудини, создавший идеи многих иллюзионных аппаратов.
В XX веке иллюзионисты работают в цирке, на эстраде, производится обучение искусству иллюзионизма. Артисты создают шоу, построенное на сложных физических эффектах, используют электромагниты, СВЧ-излучение и т. д.
Способы создания иллюзий
Иллюзионист обычно использует специальные технические приспособления — ящики с двойным дном, зеркала и др., а также технику манипуляции, то есть ловкости рук.
Иллюзионисты демонстрируют появление и исчезновение предметов, людей, превращения одних предметов в другие.
Широко используется психологическое манипулирование вниманием, его отвлечение с помощью ассистентов, повторяющихся отвлекающих движениях, а также явления, построенные на обмане зрения.
Широкое распространение получило создание иллюзий с помощью карт. Данный вид иллюзий называется «карточные фокусы».
Наиболее известные иллюзионисты
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Иллюзионист» в других словарях:
ИЛЛЮЗИОНИСТ — «ИЛЛЮЗИОНИСТ» (De illusionist) Нидерланды, 1983, 90 мин. Эстетская абсурдная комедия. Этот суперэкстравагантный, абсурдно сюрреалистический фильм вскоре после выхода на экраны попал даже на наш видеорынок, что следует отнести к одной из загадок… … Энциклопедия кино
иллюзионист — фокусник Словарь русских синонимов. иллюзионист сущ., кол во синонимов: 4 • артист (63) • маг (2 … Словарь синонимов
иллюзионист — а, м. illusionniste m. 1. филос. Последователь иллюзионизма. Уш. 1934. 2. Актер цирка, показывающий фокусы при помощи многообразных и сложных приспособлений. БАС 1. То же <хвалебное> говорят литераторам, актерам, поэтам и, наконец,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИЛЛЮЗИОНИСТ — эстрадно цирковой артист, показывает фокусы, основанные на применении специальной аппаратуры или на ловкости рук, быстроте, точности движений … Большой Энциклопедический словарь
ИЛЛЮЗИОНИСТ — ИЛЛЮЗИОНИСТ, иллюзиониста, муж. (филос.). Последователь иллюзионизма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИЛЛЮЗИОНИСТ — ИЛЛЮЗИОНИСТ, а, муж. Эстрадно цирковой артист, показывающий сложные фокусы, часто с применением специальной аппаратуры. | жен. иллюзионистка, и. | прил. иллюзионистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
иллюзионист — а; м. Актёр цирка и эстрады, исполняющий иллюзионные номера. Цирковой и. Фокусник иллюзионист. ◁ Иллюзионистка, и; ж. Иллюзионистский, ая, ое. * * * иллюзионист эстрадно цирковой артист, показывает фокусы, основанные на применении специальной… … Энциклопедический словарь
иллюзионист — а; м. см. тж. иллюзионистка, иллюзионистский Актёр цирка и эстрады, исполняющий иллюзионные номера. Цирковой иллюзиони/ст. Фокусник иллюзионист … Словарь многих выражений
Иллюзионист — I м. 1. Приверженец иллюзионизма [иллюзионизм I]. 2. Представитель иллюзионизма [иллюзионизм I]. II м. Артист циркового и эстрадного искусства, владеющий искусством иллюзионизма [иллюзионизм II]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой