кино однажды о чем

РЕНАТ ДАВЛЕТЬЯРОВ: «ОДНАЖДЫ» – ЭТО КИНО О ТОМ, ЧТО ОСТАЕТСЯ С НАМИ НАВСЕГДА

кино однажды о чем. Смотреть фото кино однажды о чем. Смотреть картинку кино однажды о чем. Картинка про кино однажды о чем. Фото кино однажды о чем

Опытный продюсер Ренат Давлетьяров три года назад «вынужденно» дебютировал в режиссуре фильмом МОЯ БЕЗУМНАЯ СЕМЬЯ, но с тех пор, очевидно, почувствовал вкус к самостоятельному творчеству, так как производство буквально встало на поток. К 70-летнему юбилею Великой Победы была снята новая экранизация повести Бориса Васильева А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ, на стадии пост-продакшн находится триллер ЧИСТОЕ ИСКУССТВО.

Его новая работа ОДНАЖДЫ, рассказывающая о взрослении мальчишек в 70-е годы в маленьком городке и ранее известная под названием ПАЦАНЫ, выйдет в прокат 21 мая (дистрибьютор – «Наше кино»).

«ОДНАЖДЫ», ИЛИ ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ

Когда у Вас впервые появилась идея снять ОДНАЖДЫ по сценарию Юрия Короткова, и брали ли Вы в расчет, что в конце 90-х Дмитрий Месхиев снял свою АМЕРИКАНКУ?

Ренат Давлетьяров: Сценарий был написан где-то в середине 90-х Юрием Коротковым – по инициативе Вани Охлобыстина. Тогда Иван еще думал, что останется работать режиссером. Но он не сумел его купить и запустить в работу, так что я приобрел права на этот сценарий. Мы даже начали разговор про этот фильм с нашим великим оператором Павлом Лебешевым. И когда мы с ним сценарий разбирали, то он так пошутил: “Зачем тебе режиссер! Не нужен тебе режиссер, ты должен сам снимать”, а я в то время собирался только продюсировать. Потом я отошел от кинопроизводства и долгие годы занимался организацией ММКФ.

Дима Месхиев, мой хороший друг, пришел ко мне и сказал: «Ты все равно будешь заниматься фестивалем. Давай я…», и я согласился. Дима снял по-своему интересный фильм, но в те времена, мне кажется, необходимого ресурса для полноценной реконструкции не было. Ведь это кино историческое, по большому счету. Сейчас проще снять фильм, действие которого происходит в XIX веке, чем в 1972-м, потому что ничего нет – артефактов, костюмов, обуви. Историческую архитектуру тоже надо искать. В 90-ые для большого исторического фильма денег не было, и в итоге снимали по возможности.

Например, в первом сценарии не было таких важных вещей, как сны героя. Сценарий состоит из нескольких глав, каждая из которых кончается его сном. Достаточно дорогим в смысле кинопроизводства, потому что там появляются революционная конница, исторические персонажи и так далее. На это тоже денег не хватило. Поэтому я считал, что мы вправе сделать еще одну экранизацию.

На кинорынках Вы говорили о том, что это ваша самая личная работа. А стала ли она для Вас самой сложной как для режиссера?

Что касается личного – я могу сказать, что это лучший сценарий, который я читал в своей жизни, и не потому, что это попало в мою судьбу, а потому что является правдой. Совершенно разные люди – от высокопоставленных чинов правительства до водителей автобусов – неожиданно при просмотре находили в этой картине факты своей биографии. В этом заключается удивительная глубина и тонкость этого фильма.

Честно говоря, хотя картина была исторической и с огромной массовкой (тысяча человек с реквизитом, сумками, прическами и так далее), я до сих пор вспоминаю эту съемки и понимаю, что снимал ее легко, как дышал. Никакой усталости после двухмесячной экспедиции я не испытывал.

Хотя готовились мы к ней с невероятными сложностями, но все в итоге прошло как по маслу. Уникальность кинематографической профессии заключается в том, что добрые намерения и трудолюбие еще не гарантируют никакого успеха. Ты можешь абсолютно честно трудиться, выложиться на все сто, но это еще ни о чем не говорит.

Успех картины или неуспех – это вещи иррациональные, сколько бы ни говорили про научные выкладки и попадание в аудиторию. Вокруг огромное количество институтов, просчитывающих успех картины у массовой аудитории – все это ерунда, я считаю. Ничего этого не существует. Что-то складывается в космосе, и тогда картина успешно работает в прокате. Или этого не происходит.

То есть можно сказать, что в отношении проката этого фильма Вы – фаталист?

В отношении любого. Меня абсолютно не надо убеждать, что картина получилась. Я знаю это абсолютно точно. Но кто сказал, что хорошая картина обязана быть успешной? Можно привести массу примеров фильмов, которые в современном мире не смотрят вообще, хотя это замечательные картины. Я не говорю об искусстве для кинокритиков, а о вполне зрительских работах, например, фильм РАССКАЗЫ Сегала. Замечательная, легкая работа, но… ведь очень мало собрала, молодежь не пошла. Как тут не быть фаталистом?

Кино – бизнес своеобразный, но я не могу механически делать что-то, думая только о прибыли. Есть такие картины, что их надо просчитывать, но так невозможно прожить жизнь и заниматься только этим. Поэтому иногда надо снимать то, что тебе хочется снимать. Конечно, это большая роскошь – снимать, что ты хочешь. Прошедшие тесты показали, что зрителям картина нравится, и мы рассчитываем на определенный успех. Но может произойти все, что угодно.

Буквально за месяц до выхода в прокат Вы изменили название фильма с ПАЦАНОВ на ОДНАЖДЫ. Это как-то связано с позиционированием картины?

В процессе работы над выпуском картины у нас поменялся прокатчик, и мы получили такого мощного партнера, как ВГТРК. После долгих обсуждений креативный посыл полностью изменился, и я согласился с их мнением о замене. Лично для меня название ОДНАЖДЫ более близко, потому что оно было рабочим в процессе съемок, так что ощущения в отношении картины не изменились.

Не кажется ли Вам, что возрастное ограничение 16+ – это несправедливо по отношению к фильму, что его могут смотреть и подростки, для которых кино, собственно, предназначено?

Я с вами абсолютно согласен, но в этом вопросе для показчиков у меня есть новости: у нас на экраны выйдут две версии картины – 12+ и 16+. Когда я снимал картину, то держал в уме аудиторию 14+, ощущение этого возраста я пытался зафиксировать в кино. Так что мы приняли решение выпустить ОДНАЖДЫ в двух версиях – кинотеатры сами смогут сделать свой выбор, никакого навязывания не будет, естественно. Если площадка хочет поставить на более ранние сеансы «детскую версию» – хорошо, у нас уже были подобные запросы.

С точки зрения событий и содержания картина никак не пострадала. Если нельзя в кино произносить: «сука старая» – значит, нам придется поступить по закону и заменить слово из словаря Ожегова свистом. В остальном все, что мы сделали в работе над картиной, ее язык – полностью укладывается в существующее законодательство. Если в фильме ругаются, то фильм или переозвучивается, или выходит в прокат с рейтингом 16+, а для нас неприемлемо потерять молодую аудиторию, которой это кино должно быть максимально близко.

Существующие сегодня табу на использование тех или иных слов в век развития интернета – это просто смешно, но я готов обсуждать закон только до его принятия. Эти ограничения не меняют суть картины, поэтому мы согласились с ними. Но если бы речь шла о том, чтобы полностью изменить мое режиссерское видение, то тогда я картину просто не выпускал бы.

ОДНАЖДЫ – это романтический фильм. Будет ли он близок новому поколению, которое взрослеет гораздо быстрее и рано узнает о трудностях жизни?

Когда ты снимаешь кино, то подспудно понимаешь, для какой аудитории ты его делаешь, для зрителей, которые хотели бы его посмотреть. Я думаю, что такие вещи, как первая любовь – она бывает лишь однажды, первый поцелуй – однажды и навсегда. Школа, дружба – эти ощущения вечные. Любовь «средневековых тинейджеров» в РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ – она будет интересна всегда.

Какой будет маркетинговая кампания проекта? К каким фильмам крепился ролик ОДНАЖДЫ?

Ролик мы много показывали еще прошлой осенью и зимой, а сейчас он будет крепиться к А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ и к какому-нибудь молодежному релизу. Пока выбираем. Наши партнеры на ВГТРК оказывают большую поддержку фильму – делают анонсы, интегрируют в передачи, размещают промо и рекламные ролики. Промо на канале начнется уже на этой неделе. Также будут реализовываться специальные акции для молодежи, приуроченные Последнему звонку, так как картина выходит как раз за день до этого. Последний звонок ведь тоже бывает в жизни каждого лишь ОДНАЖДЫ.

Я очень надеюсь, что картина продолжит череду удачных отечественных картин, которые вышли на широкий экран с начала года.

РОССИЙСКОЕ КИНО – СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Два года назад Вы выпускали криминальную драму СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА с компанией «Каро». Не кажется ли Вам, что в российском прокате сегодня присутствует дефицит жанровых картин? Комедий полно, и у зрителей наступило пресыщение, а вот к качественному жанровому кино отечественного производства зритель не привык.

Это печальный факт, но это началось не вчера, конечно. Я сам – автор и продюсер успешных с точки зрения бизнеса комедий. Но наступил момент, когда меня самого стало подташнивать от работы над комедиями. Я понимаю всю сложность работы с контентом, но, к сожалению, зритель сидит на этой «жвачке». Конечно, есть обратный пример – СТАЛИНГРАД Федора Бондарчука, но фильмы такого масштаба невозможно выпускать массовым потоком, потому что невозможно отбивать в нашем прокате.

Сейчас все время спорят о соотношении долей американского и нашего кино. Это бессмысленно, потому что голливудские студии каждый год снимают десяток-полтора блокбастеров в формате 3D. Они вкладывают огромные деньги в производство, которые даже на их внутреннем рынке до конца не отбиваются. Как минимум половина – на международных рынках, а у нас такой преференции нет. Мы помещаемся в нише более скромного кино, и экономика диктует – надо снимать недорогую комедию. Мы с коллегами посчитали, что весь бюджет российской киноиндустрии равен бюджету одного ХОББИТА.

СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА была не просто экспериментом с точки зрения коммерческого успеха, это было сложное производство: сменились два режиссера, оба дебютанты, так что мне пришлось волей-неволей заканчивать эту картину. Неожиданно для себя мы вышли в прокат, и удалось заработать, что было приятно, потому что эта картина изначально не предназначалась для широкого проката. По сути это детективная драма, но какой-то зрительский отклик она получила.

Мы не можем работать, только питаясь юмористическим воздухом. Но понять компании можно, потому что здесь есть какой-то бизнес-план – снимаешь за полтора миллиона, получаешь три. Хотя общая картина меня удручает, честно говоря. Жаль, если мы воспитали такое поколение зрителей, для которых усложнение фильма на 0,0001% уже не воспринимается.

Я «сел на конёк» Станислава Сергеевича Говорухина, который постоянно об этом говорит, но в этом есть доля горькой истины. За исключением комедии, остальные жанры остаются уделом синефилов или более взрослого поколения, которое, к сожалению, уже не ходит в кино.

На Ваш взгляд, можно ли вернуть это взрослое поколение в кинотеатры? Учитывая, что о демографическом кризисе известно, и зрителей для нынешнего продукта, который показывают в мультиплексах, сегодня становится все меньше.

Это глобальная проблема, которая началась в 70-х годах, когда вся американская индустрия стала затачиваться под кино для тинейджеров. Для них развилась мощнейшая индустрия, которая диктует вкусы. Старшее поколение, не воспринимающее такое кино, его не хочет смотреть. Не понимаю, как может стать по-другому. Так устроен человеческий мозг – его легко подсадить на видеоигры, а потом очень сложно заставить читать сказки Пушкина.

Сейчас правительство вкладывает достаточно солидные деньги в кинопроизводство. Что Вам как продюсеру хотелось бы, чтобы было еще сделано со стороны государства?

Правительство действительно выделяет достаточно денег на сегодняшний день, может быть, стоило подумать о расширении бюджета – не распыленного на всех, а объявить конкурс для специальных проектов, как СТАЛИНГРАД. Такие картины могут делаться только при поддержке или меценатов, или государства, экономики тут нет никакой. Но я считаю, что России нужны такие проекты, и они должны быть национально ориентированы.

Правда, здесь проблема экономическая: ресурсы мегаполисов, где экономика работает эффективно, и кино окупается – исчерпаны. Но Русь состоит из уездных городков. Я вернулся из экспедиции в Карелию, был там в таких городках, где нет такого демократичного досуга, как поход в кино. Понятно, что частные деньги туда не пойдут, потому что у кинотеатров там невероятно долгий срок окупаемости. И здесь имеет смысл подумать о каких-то льготах, преференциях, потому что это не бизнес-задача, а социальная задача. Почему две трети наших соотечественников не имеют такого досуга – сходить в кинотеатр?!

Невероятно сложная задача для решения, потому что экономические законы – жесткие, даже жестокие.

Как один из методов поддержки отечественного кинематографа квотирование может оказаться действенным? Способна ли индустрия сейчас выпускать такое количество качественных фильмов, чтобы квотирование «сработало»?

(после паузы). Сложный вопрос. Сегодня озвучиваются экзотические предложения – оставить только 20% зарубежного контента. Считаю, что мы, конечно, не заполним кинотеатры, и это роковым образом скажется на киноиндустрии, так что залы начнут закрываться.

Я думаю о том, что беда-то вообще не в американском кино. Американское кино помогло нашей индустрии встать на ноги: оно позволило построить кинотеатры. С другой стороны, то количество планктона, третьесортного дешевого кино, которое выпускается – вот это беда. Оно не позволяет вздохнуть отечественному производителю. У меня нет идеи, каким образом эту проблему решить, но уверен, решение существует.

Проблема для каждого российского продюсера – когда тебе стартовать? То есть существует расписание больших американских релизов, между которыми ты должен попадать, плюс огромное количество посредственного планктона. В этом случае мы обречены на двухнедельный цикл проката, хотя картина создается два-три года. Потом тебе дают две недели, и картина может продолжать собирать, но каждый четверг стартуют новые, и не одна, а пять, и у всех существуют контракты. Понятно, что тебе дают хорошего пинка под зад, и ты вылетаешь.

В отечественном кинематографе мы очень часто видим картины, которые охватывают прошлое – Великую отечественную войну, 70-е и 80-е. А вот в наше время есть какой-то герой, которого зритель хотел бы видеть на экране?

Сомневаюсь. Возможно, в нынешних условиях говорить о «герое нашего времени» просто невозможно. Внимание общества поляризуется. Раньше, чтобы стать знаменитым, достаточно было появиться на обложке журнала “Советский экран”. Сегодня – миллиард средств массовой информации, интерес не фокусируется на каком-то одном большом событии. Кто герой нашего времени, если время так стремительно убегает? Гоша Куценко и Кристина Орбакайте – были «героями нашего времени», пока длился сеанс фильма ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ.

Разговоры о кризисе в отечественном кинематографе стали общим местом. Существует ли сейчас кризис творческих кадров – операторов, вторых режиссеров, сценаристов, которых не хватает в производстве?

Да, абсолютно. Мы переживаем чудовищное положение со специалистами среднего звена. Если вы работаете специалистом среднего звена в съемочной группе и что-то сделали неправильно и халатно, то увольнение для вас не станет драмой. Потому что вы быстро найдете себе сериал, где будете продолжать халтурить. К сожалению, рабочие стандарты сегодня очень низкие. Я здесь исключаю свою группу, потому что работаю с этими людьми 6 лет. Они, действительно, лучшие.

А бывает, попадаются… это же не безобидные вещи! (эмоционально). Стоят 150 человек в массовке, ночь, смена, тяжелые условия, и вдруг у вас не работает пулемет. И это выливается в сумму, которую я оплачиваю дополнительно. Я человека уволю, а завтра он пойдет в какой-то сериал, где будет получать те же деньги. Сейчас в кино платят европейскую ставку, а вот европейского качества не видно. Нужна безработица, нужно предложение специалистов выше, чем спрос. Пока же все наоборот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *