кинофраншиза что это такое
Значение слова «кинофраншиза»
кѝнофранши́за
1. ряд композиционно самостоятельных кинофильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями ◆ Четвёртый фильм про Гарри Поттера.. нарушает обычное правило, по которому каждый следующий фильм любой кинофраншизы оказывается хуже предыдущего. «Коммерсантъ»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уступчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «кинофраншиза»
Предложения со словом «кинофраншиза»
Понятия, связанные со словом «кинофраншиза»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «кинофраншиза»
Обнаружение магической формулы, создающей кинофраншизу, более притягательно, чем кажется.
Чаще всего ноги там явно растут из успеха кинофраншизы «Паранормальное явление» в стиле «найденной плёнки».
– В таком случае религиозные войны – аналог войнушки фанатов разных кинофраншиз, которые спорят, чей супергерой круче.
Синонимы к слову «кинофраншиза»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Кинофраншиза что это такое
Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.
Вся история кино от самого его возникновения в 90-х годах еще позапрошлого, девятнадцатого, века пестрит новаторствами и изобретениями, гениями, развившими киноязык до того состояния, каким мы знаем его сегодня. Нам может казаться, что столетие назад кино отличалось от современного лишь отсутствием звука, цвета и компьютерной обработки, но на самом деле даже такие очевидные для нас вещи как крупный план, параллельное повествование, быстрый монтаж, единство пространства, съемка с тележки, крана и даже с рук – все это еще предстояло открыть, распробовать и внедрить в индустрию.
Каждое новое поколение режиссеров в поисках своей ниши изобретало нечто новое, нащупывало некую новую правду или открывало ранее неизвестную особенность человеческого восприятия. И все же, несмотря на это непрерывное совершенствование и новаторство, в истории Голливуда был период, который стал иконой революции в индустрии. Он запомнился под простеньким названием «Эпоха Нового Голливуда», начало которой пришлось на конец шестидесятых годов прошлого века. Именно сюда ведут следы современной Эпохи Франшиз.
С момента изобретения кинематографа и до изобретения телевидения царил золотой век Голливуда – медленно создавались студии, появлялись первые кинозвезды и первые шедевры. Студиям тогда еще разрешалось владеть кинотеатрами, и они прокатывали собственные фильмы. Кинотеатр, обычный или автомобильный драйв-ин, был для людей единственным местом, где они могли вырваться сознанием из своего маленького городка и увидеть другие города и другие страны, даже луну и космос в самых первых научно-фантастических фильмах. Нам, выросшим с интернетом, тяжело представить подобную информационную депривацию. С началом войны кино стало также сильнейшим орудием пропаганды и мощным средством массовой информации, показывая кадры с линии фронта.
Для нас это до странного знакомые ужимки, учитывая, что недавняя паника индустрии по поводу интернета, кабельных каналов и домашних кинотеатров закончилась аналогично: введением аймакс-стандартов и насаждением все того же тридэ, позволяющего дать некие новые ощущения, недоступные дома большинству людей, вернуть вау-эффект от похода в кино и поднять цены на билеты, чтобы уравновесить потерю клиентов.
Но тогда, в 50-е, изменились и сами фильмы. Чтобы использовать полностью преимущества большого экрана и сделать еще больший акцент на пиршестве для глаз, Голливуд стал снимать эпичные полотна по историческим событиям и библейским сюжетам, такие как Бен Гур, Спартак, 10 заповедей.
Об этом списке полезно помнить, охая на миллиардные сборы последних лет. Несмотря на все ухищрения, никто не может собрать больше денег, чем фильм, которому 75 лет. И дело не только в том, что Унесенные Ветром стали для массовой аудитории первым цветным фильмом (снятым на самом деле на черно-белую пленку, раскрашенную позже). Мы привыкли к тому, что основную выручку фильм собирает в первые выходные, уже в следующие доход падает на 40-60 процентов, а через месяц – лента пропадает из кинотеатров. В те же времена фильмы показывались годами, Унесенные и вовсе шли в кинотеатрах 4 года, за которые их посмотрела половина всего населения Америки.
Но затем что-то словно сломалось: классический Голливуд со всеми его традициями, гламуром, эпическими декорациями и массовками, политикой больших студий и красотками, снятыми в мягком свете, перестал интересовать людей. Люди постарше окончательно предпочли телевизор кинотеатрам, а работать исключительно на молодежь Голливуд еще не умеет. Америка же в лице этой самой молодежи словно внезапно замечает, что мир существует и за ее пределами, и там тоже снимают кино. Более того – там переизобретают кинематограф, обгоняя отсталый Голливуд в развитии на годы: Трюфо и Годар во Франции, Феллини в Италии, Бергман в Швеции и многие другие по всему миру. И молодежь чувствует не просто интерес – потребность в этом новом, смелом и живом кино. Студии же, глядя на все возрастающие сборы иностранных картин в кинотеатрах Америки, начинают приглашать на работу режиссеров из Европы. И начинается «Новый Голливуд».
Первым ребенком новой эпохи становится лента «Бонни и Клайд» революционная в своей бунтарской природе, бешеной энергии, изображении насилия и новаторскому быстрому монтажу. Большинство критиков облило ее грязью, но некоторые, более прозорливые и смелые, решились увидеть в ней красоту и постепенно увлекли за собой коллег. Множество поклонников и активных защитников нашлось и среди простых зрителей, вследствие чего ленту выпустили в повторный прокат, на этот раз прошедший на ура.
За Бонни и Клайд последовали Выпускник, Космическая одиссея, Беспечный ездок. В эту эпоху вышли одни из самых громких фильмов Стэнли Кубрика, Ф. Ф. Копполы, Мартина Скорсезе, Романа Полански, Вуди Аллена. Это была редкая эра, когда умное, смелое, авторское кино ненадолго стало мейнстримом. Не изгоем-артхаусом, подбирающим крохи за блокбастерами – а самим блокбастером, финансируемым крупнейшими студиями и обласканным кинопремиями.
Помогло и то, что ТВ в то время было жестко цензурированным – там нельзя было говорить не только о сексе и наркотиках, но и на острые темы вообще. Поэтому кино и стало отдушиной как для желающих высказаться, так и для жаждущих послушать. Как ни странно, сейчас час мы видим скорее обратный процесс: кино становится пугливым и консервативным в массе своей, а телевидение, в том числе кабельное, открыто для непростых дискуссий.
Тем временем набиравший обороты в 70-х Новый Голливуд старался пнуть Голливуд старый при любой возможности. Зрители привыкли к «безопасному» последовательному повествованию? Мы поучимся у европейского и азиатского кино вставлять эпизоды, не работающие напрямую на основную историю, станем нарушать хронологию. Зрители, как собаки Павлова, были приучены ожидать определенной формулы, практически неизменной что для вестерна, что для фильма о гангстерах, что для мюзикла? Режиссеры новой волны смогли и это использовать себе на пользу, маскируя фильм под привычную формулу, а затем внезапно разрывая шаблон. «Психо» Хичкока – идеальный тому пример. По окончанию первой трети фильма лента попросту внезапно меняет жанр, а затем режиссер убивает главную героиню. Не прошло еще и полфильма, а знаменитая актриса уже выбыла из игры – удивлению зрителей не было предела.
В то время как Хичкок заигрывал с ожиданиями и привычками зрителя неожиданными поворотами, другие поражали небывалым уровнем насилия, сексуальности и честности в обсуждении болезненных для страны тем (Последний киносеанс, Полуночный ковбой, Апокалипсис сегодня).
Пока бал правили хиппи, сексуальная и психоделическая революции, духовное единение с продвинутой Европой, попытки осмыслить холодную войну и Вьетнам – новый Голливуд бурлил. Но потом что-то снова щелкнуло и песня сменилась. Рок-н-роллу пришло на смену легкомысленное диско, а умное авторское кино перестало окупаться. Людям надоело думать, бояться и бороться, наступил некий общенациональный День Седьмой – всем захотелось просто отдохнуть.
В этот-то момент и появляется на сцене наша пара: Джордж Лукас и Стивен Спилберг, вышедшие из той же компании, что и Коппола, Скорсезе, де Пальма. Но именно эти двое переизобрели блокбастер, переведя стрелки для паровоза истории, направив его в нашу Эпоху Франшиз.
«Челюсти» ненамного отстали от Звездных Войн в плане сборов, но все же именно творение Лукаса стало знаковым для новой эпохи. Это ведь сага о джедаях создала привычный нам инфантильный блокбастер – проработанную сказку, но не для для детей или подростков, а для всей семьи. Нельзя сказать, что Лукас создал новый жанр с ноля – Звездные Войны были его версией Флэша Гордона с примесью «Скрытой крепости» Куросавы и Страшилы с Железным Дровосеком из страны Оз, превращенных в роботов. Но Джордж смог собрать воедино эти старые элементы таким образом, что получилось нечто доселе непредставимое. Историческим выбором стал и его отказ от кинозвезд в пользу спецэффектов – после этого понятия блокбластера и спецэффектов стали неразделимы.
Звездные Войны побили все рекорды бокс-офиса, став не только самым прибыльным, но и самым культовым фильмом. Вряд ли у какого-то еще фильма найдется столько адептов. И тому есть множество причин: Во-первых, это было визуально революционное кино, уже одно это способно затащить кучу людей в кинотеатры, да еще и по нескольку раз, что доказал Аватар. Во-вторых, нация, разочарованная затянувшейся трагедией Вьетнама, хотела той самой Новой Надежды. Пусть лишь в далекой-далекой галактике, но американцам хотелось, чтобы все кончилось хорошо, хотелось победить хотя бы на экране. Что им мерещилось во взрыве звезды смерти? Победа в войне или в сексуальной революции, в борьбе за права человека? Триумф молодых и благородных Повстанцев над консервативной Империей явно лил бальзам на душу многим. Третьим плюсом была и история самого Люка, рубахи-парня, безотцовщины (коих в то время было множество), который оказывается Избранным и самоотверженно отправляется сражаться со Злом. Естественно, большинство блокбастеров конструируют главного героя так, чтобы зритель видел себя на его месте, но Люк был стопроцентным попаданием, такое удается далеко не всем. Сравните его с Индианой Джонсом, Поттером, героем Шайи из Трансформеров или Блума из Пиратов Карибского Моря. Кем из них вам легче всего себя почувствовать? Кем больше всего хотелось бы быть?
Но Звездные Войны стали краеугольным камнем новой эпохи не только поэтому. И не только потому, что за первым фильмом последовали еще два, а после них вселенная продолжила жить и развиваться в книгах, комиксах, мультсериалах и играх. Лукас навесил на махину Франшизы еще и турбонаддув мерчендайза. Никто доселе не пробовал уделять столько внимания «сопутствующим товарам». Футболки, бейсболки, фигурки и световые мечи, маски и шлемы, костюмы на Хэллоуин – перечень товаров с маркой Звездных Войн длиннее, чем эта статья.
Студии последовали за Лукасом, как за пророком нового времени, свято следуя его концепту: упору на спецэффекты, многосерийность, мерчендайз, расширение в книги/комиксы/сериалы, продажу саундтреков к фильмам, инфантильность сюжета и мира, построенное на использовании архетипов и ярких, запоминающихся персонажей. Затем к стандартам добавились еще и жесткий студийный контроль всех этапов продакшена, использование фокус-групп и тестовых просмотров, а также огромные промо-кампании. Сюжет, как и в золотую эру Голливуда, строился исключительно по проверенной формуле, иногда включающей в себя и «неожиданный поворот», который чаще всего был внезапен не больше, чем восход солнца. Характерны также и искусственно нагнетенная драма с максимизацией напряжения. Любопытно, что именно в тот момент мегакорпорации словно впервые увидели коммерческий потенциал кино и начали скупать крупные студии.
Блокбастер набирал обороты, а авторское кино быстро затухало, теряя позиции. Убили ли Спилберг и Лукас Новый Голливуд или просто подобрали то, что тот, издохнув, выронил? Действительно ли люди устали от умного кино и хотели отвлечься или же Новый Голливуд мог процветать и по сей день, создавая мейнстримовые умные фильмы, если бы Лукас и Спилберг не отвлекли доверчивую аудиторию блестящей игрушкой?
В восьмидесятые распространение мультиплексов в разы увеличило количество кинозалов, что вроде бы должно было привести к повышению шансов нишевого, авторского кино попасть на экраны, но в реальности – блокбастеры расползались и по дополнительным экранам, еще больше выжимая не-мейнстримовые фильмы из широкого проката. Но пока одной рукой технология тыкала ножом в спину неформатного кино, второй рукой она делала ему прямой массаж сердца – развитие домашнего видео спасло многие фильмы от полного забвения.
В девяностые независимое кино снова подняло голову, возглавляемое Тарантино и Содербергом. В ответ на это крупные студии купили себе свои собственные маленькие студии, «независимые», получалось, от самих себя. Голливуду было все равно, на чем зарабатывать, пусть и на ненависти к себе самому. Блокбастеры продолжали расширяться, успех Гладиатора вернул в моду эпичные пеплумы, а Мулен Руж воскресил мюзикл.
Но вот наступило новое тысячелетие, начавшееся для Америки со страшного удара. 11 сентября действительно стало неким wake up call для всех страны – проснитесь ото сна и удобных фантазий, вернитесь в реальность, пока она не пожрет вас спящими. Возрос интерес к документальному кино, а в художественном возник тренд стилизации под документальность – трясущаяся камера Гринграсса в Идентификации Борна создала новый, ныне уже ненавидимый аудиторией прием. Популярность мокьюментари и доминирование уклона в мрачный реализм в фильмах и играх – тоже отчасти отсюда.
Но с другой стороны – выбросила ли Америка свои игрушки? Нет, скорее еще больше полюбила эскапистские сказки. Чем страшнее реальность, тем больше потребность в этом ментальном убежище, безопасном, пусть и выдуманном месте. Расцвет эпохи Франшиз приходится именно на это время – начало нового века, для Америки ставшего еще и веком террора. В 2001-м, через пару месяцев после теракта стартуют две самые крупные фэнтази-франшизы всех времен – Гарри Поттер и Властелин колец, обе собирают почти по миллиарду во всем мире. Но они-то задумывались и снимались еще до теракта, чего по ним судить о новом мировоззрении Голливуда? Может, он одумается и отныне станет выпускать умные и злободневные… в 2003 третьем стартуют Пираты Карибского Моря – вот вам и отказ от эскапизма.
Но студии уже чувствуют, что вечно так продолжаться не может. Чем дальше в лес, тем выше ожидания зрителей. Все больше требуется денег на спецэффекты, звезд, локации, все меньше пространства для эксперимента и новаторства, потому что цена ошибки также растет. К Лукасовским правилам добавляются новые: франшизу лучше делать из уже существующего материала: книги, комикса, древнего мифа, библии, анекдота, страшилки, игрушки или мульт-сериала – не важно. Важно, чтобы материал обладал узнаванием, хотя бы начальной фан-базой, необходимой для вирусного промоутинга и сарафанного радио. И потом, если эта история заинтересовала людей в виде комикса, велик шанс, что она сработает и в кино.
С неизбежным ростом бюджетов и рисков уменьшается количество выпускаемых студией лент. Если раньше выходило 500 фильмов, с которыми можно было экспериментировать, то сегодня выходит 50 мегаблокбастеров, в которых даже цвет обоев в спальне второстепенного героя будет проверяться на трех фокус-группах и утверждаться на 5-ти совещаниях. Поэтому режиссеры и не в восторге от огромных фильмов – да, тебе подают поиграть в самые крутые игрушки, но при этом на тебя внимательно смотрят около сотни студийных клерков, а свободу творчества все оставляют на пороге, переобуваясь в тапочки корпоративной ментальности.
Независимое кино задыхается, о чем говорят и сами режиссеры. Даже таким столпам как Аранофски приходится искать деньги месяцами, обивая пороги студий. 12 лет рабства и Далласский клуб покупателей очень долго шли к зрителю. Проекты отменяются, лежат на полках десятилетиями, переходя от режиссера к режиссеру, только чтобы потом заморозиться окончательно.
Помните фразу о ренессансе телевидения в начале статьи? Истоки у него те же. Мощные драматические сериалы появились вследствие роста числа платных кабельных каналов, так как каждой сети понадобился материал-визитка, который мог бы привлечь аудиторию. Кабельные сети были готовы на эксперименты и большую свободу, чем кино, не боясь ни обнаженки, ни насилия, ни ругательств. То, чего большой экран сторонился как чумы, стало дополнительным преимуществом кабельного телевидения. Но есть и еще одна причина – актеры. Киноактеры пришли в сериалы не только потому, что те стали достаточно качественными, чтобы это не считалось позором и дауншифтингом. Они пришли туда, потому что в кино стало нечего играть. Становиться персонажем-игрушкой очередной инфантильной франшизы не всем по сердцу, а серьезных, интересных ролей практически не найти – вот они и хлынули на телевидение. Просто за интересной работой. И, похоже, в будущем эта тенденция только усилится.
Недавние провалы Джона Картера и Одинокого Рейнджера стали не просто ухабом на дороге больших студий, они похоронили вместе с собой целые жанры. Космическая опера, которую сделал столь привлекательной Аватар, закончилась на следующем же фильме, канув обратно в небытие. Ковбои и индейцы также провалились на дно черного списка любой студии. Нашему любимому жанру комикс-муви придется откровенно провалиться больше одного раза, чтобы студии окончательно от него отказались, но все же и это вполне возможно.
Чего ждать дальше? Очевидно, что Голливуд занимается комиксами и сторонится игр только потому, что комикс-муви пока работают, а практически все попытки сделать удачный фильм по игре заканчивались плачевно. Но будьте уверены, стоит грядущему Варкрафту (который снимает Данкан Джонс, сын Дэвида Боуи и режиссер великолепной Луны) собрать кассу, права на экранизацию игр будут разобраны как горячие пирожки. Голливуду достаточно одного удачного проекта, чтобы включиться в игру. Если еще и Assassin’s Creed Фассбендера получится хорошо – фильмы по играм могут и обогнать комикс-муви, ибо права на комикс-муви давно разобраны, а здесь студии, которым не досталось супер-героев, еще смогут успеть на раздачу хороших материалов. Мало того – успех Варкрафта может вернуть еще и жанр фэнтази, который был убит, как ни странно, Питером Джексоном. Его Властелин и Хоббит задали такую планку качества в жанре, что никто не посмел туда лезть. Джон Картер, сунувшийся на территорию Аватара, недотянул до стандарта качества и сгорел как спичка. Жанр серьезной научной фантастики тоже имеет шансы вернуться. Если «Интерстеллар» Нолана и «Превосходство» Пфистера окажутся так же успешны, как «Гравитация» – все может получиться. Это было бы прекрасно.
В следующей статье мы подробнее затронем историю комикс-муви, и почему Голливуд долгие годы брался за комиксы как мартышка за очки, прикладывая их к экрану самыми нелепыми способами, пока спустя почти 80 лет не сообразил, наконец, что с ними надо делать.
Вопрос: Напишете мне в комментариях свою любимую франшизу?
Топ-10 популярных кинофраншиз, которые стоит пересмотреть с самого начала
Представленные серии фильмов стали классикой за время своего существования, но зритель не всегда может найти время, чтобы насладиться этими шедеврами
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Это в полной мере относится и к боссам студий, жаждущим, чтобы каждый их фильм превращался в крупномасштабную франшизу. Довольны остаются все – актеры получают стабильную работу на долгие годы вперед, зритель продолжает наблюдать за любимыми персонажами, а киноделы подсчитывают доходы.
Что же такое кинофраншиза? Обычно она представляет собой серию фильмов, объединенных общими героями, сюжетом или идеей, а порой, всем вместе. Другими словами, франшиза – это сериал, состоящий из полнометражных картин, между выходом которых в прокат нередко проходит достаточно много времени.
Гарри Поттер
Звездные войны
Сегодня сложно даже представить более масштабную франшизу в истории кино. «Звездные войны» смотрит уже несколько поколений зрителей и космическая опера до сих пор остается актуальной. Оригинальной серией ( Сагой Скайокеров ) считаются 3 трилогии, выпущенные в период с 1977 по 2019 год. Также существует огромное количество спин-оффов, мультфильмов, сериалов. Производство «Звездных войн» даже не планируется останавливать, поэтому вскоре мы увидим новые приключения знакомых героев.
Сюжет вращается вокруг противостояния светлой и темной сторон силы. Нас ждут бесконечные политические интриги, борьба за власть, подвиги и предательство, всегда идущие рядом. Действие происходит на бескрайних космических просторах, и заставляет любителей фантастики испытывать настоящий восторг.
Безумный Макс
Поначалу проект «Безумный Макс» выглядел далеко не так привлекательно, как сейчас. Съемки первой части с Мэлом Гибсоном рисковали сорваться, бюджета катастрофически не хватало и режиссеру пришлось очень постараться, чтобы выпустить удобоваримый продукт. Однако картина выстрелила, было снято еще 2 ленты, а в 2015 году «Безумный Макс» вернулся на экраны с Томом Харди в главной роли. Производство франшизы продолжается, очередная часть готовится увидеть свет в 2023 году.
Форсаж
Терминатор
В центре событий борьба человечества с искусственным интеллектом, который планирует истребить людской род. Сопротивлению помогает «добрый» терминатор Шварценеггер, он периодически должен возвращаться в прошлое, чтобы защищать людей, необходимых для победы над бездушными машинами.
Крепкий орешек
Первые четыре фильма – яркие представители классического западного боевика. Простой полицейский постоянно попадает в трудные обстоятельства и вынужден делать гораздо больше, чем требуют от него служебные обязанности. Благодаря изобретательности и чувству юмора Джон МакКлейн всегда готов принять бой.
Властелин колец
Назад в будущее
Перед нами одна из наиболее почитаемых зрителем франшиз. Сейчас серия фильмов «Назад в будущее» может показаться слегка наивной, но человеку всегда интересно приоткрыть завесу грядущих событий или отправиться в прошлое. Именно этот момент во многом определил популярность проекта. Всего франшиза насчитывает 3 картины, получившиеся одинаково качественными.
Миссия невыполнима
Агент ЦРУ, Итан Хант постоянно оказывается в центре различных интриг. Его посылают на самые сложные задания, справиться с которыми может только человек, наделенный невероятными способностями. Итан постоянно выходит победителем, несмотря на наличие сильных противников, а также неблагоприятных обстоятельств.
Пираты Карибского моря
Джек Воробей – экспрессивный, невероятно умный и везучий пират. Он постоянно держит нос по ветру и оказывается в центре событий. Далеко не всегда обстоятельства складываются наилучшим образом, но отважный флибустьер неизменно выходит сухим из воды.
Также не упустите возможность ознакомиться со следующими материалами:
Блокировка интернет-ресурсов на территории Украины
Стала доступна предзагрузка обновления 1.10.1.1 WOT
Инвайт-код для WOT на сентябрь 2018 [7 дней према, 500 голды и премиум танк Т-127]