кипа для чего нужна
11 фактов о кипе, которые должен знать каждый еврей
от Йеуда Алтейн 24 Tammuz 5780 – 16.07.2020, 13:37 16.8k Просмотры 5 Голоса
1. Головное покрытие
Кипа — это головной убор, обычно небольшого размера и круглой формы, который традиционно носят еврейские мужчины и мальчики в знак уважения к Всевышнему.
2. Другое название — ермолка
Используемое нами слово «кипа» пришло из иврита и буквально переводится как «купол». В идише этот ритуальный предмет одежды называется «ермолка», а иногда «коппель» (букв. «шапочка»).
По ряду мнений слово «ермолка» является сокращением арамейских слов ярей малка, то есть «трепет перед Царем» (речь идет, конечно же, о Боге), поскольку ношение этого головного убора служит нам напоминанием о том, что существует Кто-то выше нас.
3. Напоминание о Божественном присутствии
Постоянное ношение кипы помогает нам помнить о том, что за всеми нашими словами и действиями пристально и неустанно следят Небеса, перед которыми мы однажды будем за все держать ответ.
Галаха, еврейский закон, требует носить кипу из соображений скромности, а также для того, чтобы отличаться внешне от представителей других народов. 1 Это в очередной раз напоминает о нашей ответственной миссии — быть светом (т.е. образцом) для всего мира.
4. Разнообразие стилей
Кипы бывают различных цветов и моделей и изготавливаются из самых разных материалов, таких как бархат, замша, кожа, шерсть или самая обычная трикотажная ткань. Многие фирмы предлагают свои услуги по индивидуальной вышивке, благодаря чему вы можете заказать своей кипе абсолютно уникальный дизайн, добавляя на свое усмотрение в качестве узора изображения или слова. (Нередко можно встретить мальчиков с кипами, на которых написаны их имена.)
В некоторых общинах стало обычаем изготавливать особые кипы, представляющие собой настоящие сложные произведения искусства — например, такое можно встретить в магазинах еврейских ремесленников из Йемена или Грузии, большинство из которых сейчас живут в Израиле.
5. Носится постоянно
Талмуд утверждает, что еврейскому мужчине не следует проходить расстояние длиной в четыре локтя (примерно 2 метра) и более с непокрытой головой. 2 Во время молитвы, чтения благословений или при входе в синагогу так же требуется покрывать голову. 3
Учитывая эти и другие факторы, согласно мнению многих галахических авторитетов, головные уборы необходимы носить постоянно (даже если вы сидите на месте и ничего не делаете). 4
6. Источник в Талмуде
Традиция постоянного ношения кипы происходит из короткого рассказа, приведенного в Талмуде, в котором астрологи предсказали одной женщине, что ее сыну суждено будет стать вором. Чтобы этого ни в коем случае не произошло, женщина тщательно следила за тем, чтобы ее мальчик постоянно прикрывал голову и благодаря этому помнил о присутствии Бога и испытывал страх перед Небесами.
Однажды, когда этот юноша сидел в тени плодового дерева, у него из-за внезапного порыва ветра слетела кипа. И в ту же секунду его охватило жгучее желание съесть плоды с этого дерева, хотя оно ему не принадлежало. В этот самый момент он осознал, какое сильное влияние на него оказывала кипа и как она сдерживала его дурные порывы. 5
7. Некоторые покрывают голову полностью
Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев кипа имеет небольшой размер, в некоторых общинах стало принято носить большие чуть приподнятые кипы, которые полностью покрывают голову.
Вы можете обратить внимание, что многие раввины литовского направления прошлых поколений изображены именно в таких головных уборах. Кроме того, своими большими размерами и сложной узорчатой вышивкой так же отличаются и кипы бухарских евреев.
8. Дополнить кипу шляпой
Не ограничиваясь лишь ношением кипы, многие еврейские мужчины также надевают во время молитвы шляпу. В данном случае надевание шляпы рассматривается как знак особого уважения: только вспомните, всего лишь несколько десятилетий назад мужчины, выходя на публику, обязательно надевали шляпу.
Кроме того, сама по себе шляпа является отсылкой к тюрбану, который носили священники, совершая службы в святом Храме. А так как в наше время молитва заменяет нам жертвоприношения, представляется понятным, что мужчинам следует в определенном смысле соответствовать образу служителя Храма. 6
9. Не женская заповедь
Согласно общепринятому обычаю, женщины и девушки кипы не носят. Одна из причин этого заключается как в том, что сам смысл этой заповеди в напоминании о постоянном присутствии Бога нашей жизни (см. выше). Но женщины, которые по природе своей гораздо более духовно интуитивны, чем мужчины, и обладают более сильной верой, не нуждаются в подобных напоминаниях.
В наше время иногда можно встретить женщин в кипе, однако они скорее всего относятся к одному из реформистских движений, где в угоду идеям о феминизме женщины стремятся исполнять и считающиеся традиционно мужскими заповеди (так же они, например, накладывают тфилин и читают Тору с бимы).
Важно отметить, что ортодоксальные замужние женщины все-таки покрывают свои головы — правда, не кипой, а при помощи платков, шарфов, шляпок или париков. Однако эти законы подразумевают под собой совершенно разные причины.
10. Может быть заменена
Когда сидур (молитвенник) или другой предмет, содержащий святые тексты или использующийся для исполнения заповеди, становится изношенным и непригодным для использования, его нельзя выбрасывать. Вместо этого, из уважения к особой святости объекта, он в ходе установленной процедуры захоранивается на еврейском кладбище. Многие синагоги предоставляют эту услугу своим прихожанам.
Несмотря на особую роль кипы в жизни еврейских мужчин, она не попадает в категорию подобных святых предметов, а потому не требует захоронения и может быть выброшена, придя в негодность. 7
11. Ни шага вперед без кипы
Раввины Пинхас и Шмуэль Абба Шапиро, занимавшиеся печатью еврейских книг в городе Славита, были ложно обвинены в убийстве и арестованы царской полицией в 1839 году. В качестве наказания они были вынуждены пройти сквозь строй солдат, орудующих плетками.
В какой-то момент кипа рава Шмуэля Аббы слетела с его головы. Но несмотря на непрекращающиеся удары, он отказывался продолжать идти вперед, пока не смог вернуть кипу на место.
Эта история в свое время вызвала большой резонанс в русской еврейской общине, вдохновляя многих людей пойти против своих страхов и начать носить кипу на постоянной основе, живя в среде неевреев.
Сноски
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
Ермолка
Содержание
Обычай ношения ермолки и его истоки
У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом: нигде в Торе или Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным. [3] [4] Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают. [5] [6] [7] [8] [9] [10]
В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но традиционные замужние еврейки из покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). В консервативном и реформистском течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой. [2] Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Этимология
Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога).» [14]
Согласно еврейской традиции, покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре.
Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Иное употребление слова ермолка
В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека. [15] [16] В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907).
Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить пилеолус, или soli Deo (лат. «только Богу» ).
Когда в 1964 г. Папа Павел VI посещал Израиль, в газете «Джерузалем пост» появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке». [17]
Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных. [18] [19]
Сходны с ермолками круглые сванские шапочки (сванки) из тонкого серого войлока с отделкой из тесьмы — элемент национальной одежды сванов (Грузия). [20]
В русском языке существует выражение «свинья в ермолке», впервые употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает чванливого человека с необоснованно большими претензиями. [21]
Интересные факты
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ермолка» в других словарях:
ЕРМОЛКА — (евр.). Маленькая, круглая шапочка, вплоть по голове, носимая евреями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕРМОЛКА комнатная мужская шапочка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
ермолка — скуфейка, ермолочка, шапочка, убор, кипа Словарь русских синонимов. ермолка скуфейка (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЕРМОЛКА — ЕРМОЛКА, ермолочка жен. скуфья, скуфейка, легкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой либо прибавки; особ. того вида, как нашивали ее евреи (см. еломок). Ермолафия, семинарское, (ирмология) шутл. шумная, бестолковая болтовня,… … Толковый словарь Даля
ЕРМОЛКА — (тюрк.) маленькая круглая шапочка из мягкой ткани без околыша … Большой Энциклопедический словарь
ЕРМОЛКА — ЕРМОЛКА, ермолки, жен. (польск. jarmulka). Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями, соблюдающими старые национальные бытовые традиции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЕРМОЛКА — ЕРМОЛКА, и, жен. Маленькая мягкая круглая шапочка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ермолка — и; мн. род. лок; дат. лкам; ж. [польск. jarmulka] Маленькая круглая мужская шапочка без околыша, плотно прилегающая к голове. Бархатная, шёлковая е. Носить ермолку. ◁ Ермолочка, и; ж. Уменьш. ласк. * * * ермолка (от тур. ягмурлук дождевик),… … Энциклопедический словарь
ермолка — Древнерусское – емурлукъ (дождевик). Турецкое – jaymurluk (дождевик). Слово «ермолка» является производным от турецкого слова и означает «шапочка или домашний колпак». Слово появилось в XVII в. В результате различных фонетических процессов «р» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова
ермолка — и, ж. Маленькая круглая шапочка без околыша из мягкой материи, плотно облегающая голову. ► На кудри мягкие надета Ермолка виш невого цвета С каймой и кистью золотой, Дар молдаванки молодой. // Лермонтов. Тамбовская казначейша //; В… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
22 удивительных факта о кипе
1. Традиционный головной убор религиозного еврея называется кипа или ермолка. Согласно изысканиям правоверной лингвистики, последнее название происходит от словосочетания йерей малка – «боящиеся Царя». Прочие, однако, считают, что слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном.
2. Заповеди покрывать голову нет ни в Торе, ни в Талмуде. Но некоторые выводят ее из стиха: «И вышел Иаков из Беер-Шевы…» (Быт 28:10).
– Где же тут сказано о головном уборе? – Да разве можно предположить, что такой праведный еврей, как праотец Иаков, вышел из дома, не покрыв голову?!
3. Форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность ортодоксального еврея мужского пола:
Вязаная кипа – первичный признак религиозного сиониста.
Черная кожаная – американского неоортодокса.
Большая белая с пимпочкой – последователя рабби Нахмана из Брацлава.
4. Черная матерчатая кипа – признак либо ультраортодокса, либо религиозного сиониста пенсионного возраста, родившегося задолго до того, как кипа стала отражать партийную принадлежность. Чтобы отличить первых от вторых, необходимо проверять другие признаки, например костюм или наличие светского образования.
5. Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво. И требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор или, по крайней мере, накинут талит.
6. Маленькая кипа, размером с «пятак», обычно теряющаяся в густой шевелюре или, наоборот, сверкающая на свежевыбритой голове, называется кипат-груш. И нередко свидетельствует о том, что ее носитель думает снять кипу совсем. Но пока стесняется.
7. Когда светский человек должен пойти в синагогу или принять участие в религиозной церемонии, он нередко надевает так называемую праздничную кипу белого цвета из плотной материи. На какую голову рассчитаны эти кипы – неизвестно, поскольку они ужасно сидят практически на любой.
8. Религиозные евреи носят кипу на голове. Светские – где придется: в кармане, «напузнике» или просто в бардачке машины, – поскольку в повседневной жизни она им не нужна. Но это позволяет светскому человеку быть всегда готовым на случай попадания в эпицентр непредвиденного религиозного действа.
9. Отдельные воинствующие атеисты утверждают, что не носят кипу, поскольку головным убором им служит небесный свод – кипат га-шамаим.
10. Кстати об атеистах. Известный бард Владимир Исаакович Ланцберг, не веривший ни в Б-га, ни в черта, как-то сознался, что один раз в жизни несколько часов проходил с кипой на голове – когда у них в конторе был ремонт, ему пришлось таскать кипы документов.
11. Согласно романтической версии, вязаные кипы придумали девушки из молодежных религиозных движений. Они вязали их для молодых людей, к коим испытывали не только дружеские чувства.
12. Вязание кип – по сей день любимый вид женского религиозного рукоделия. Кипы вяжут везде – в автобусах, на лекциях, в очереди к врачу или чиновнику.
13. В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета. Периодически звучат предложения обязать носить подобные кипы всех религиозных солдат. Из соображений единообразия одежды. Пока, слава Б-гу, дальше газетных полос эти планы не пошли.
14. В наше время все чаще ермолку может надеть не только мужчина, но и женщина. Но тогда это не ортодоксальная женщина, а реформистская (или хотя бы консервативная).
15. «На встрече Папы Римского и президента Израиля, как вы думаете, кто из них был в кипе?» Израильская политическая шутка, впервые прозвучавшая еще в 60-е годы прошлого века. Она до сих пор сохраняет свою актуальность.
16. Еще о политике: встречаясь с влиятельными израильскими раввинами, здешние министры и депутаты обычно надевают ермолку, как будто идут к Стене Плача. Зачем этот маскарад нужен раввинам и какое удовольствие они от него получают, неизвестно. Но можно, наверное, пофантазировать.
17. Самая известная израильская кипа – это Кипат га-села, которая не головной убор, а вообще купол. Правда, красивый и из золота.
Кипат га-села (Купол скалы)
18. Еще есть кипа адума («красная кипа»). Это не головной убор кардинала. А всем нам с детства знакомая Красная Шапочка.
19. Кстати, о детях. В последнее время в моду вошли веселые детские кипы с разнообразными рисунками и надписями совершенно нерелигиозного содержания – от Микки Мауса до покемонов. Правда, на живых детях такую кипу встретишь нечасто. Все больше в витринах.
20. И если уж речь зашла о витринах. В наше время кипа – это не только предмет культа, но и товар, цена на который нередко зависит от обстоятельств, времени и места. Так что изделие, стоящее на иерусалимском рынке 5 шекелей, на соседней туристической улице Бен-Иегуды может обойтись вам в 50, причем «по особой скидке и только для вас».
21. Чтобы кипу не сдувало ветром, ее обычно прикрепляют к волосам специальными заколками, которыми, помимо этого, можно завинчивать винтики, резать фрукты, чистить ногти, есть мороженое… Некоторые специалисты насчитывают десятки альтернативных способов использования этого девайса.
22. И в связи с предыдущим пунктом. Нас много раз спрашивали, как кипа держится на лысых.
Почему евреи носят кипу
Кипа – давний атрибут раввинистической формы одежды, которая, по меньшей мере, существует в ортодоксальном богословии не менее 800 лет. Во времена Йеhошуа, не существовало такого понятия как кипа. Так и во времена служения апостолов, кипы не было. История кипы уходят корнями в европейское бытие еврейских переселенцев. Ношение кипы было раввинистической традицией, которая впоследствии стала еврейским законом. Но, кипа не является танахическим установлением. Это галахические установление, которое внесли в еврейский закон галахические авторитеты.
Возникает вопрос: если кипа, не является танахическим установлением, зачем же евреи носят кипу на голове?
Зачем евреи носят кипу
Евреи носят кипу, потому что так установили раввины примерно 800 лет назад. Это происходило в странах Европы. Европа – родина христианства. Инициатором христианства был Император Константин. Можно сказать, что Рим, является родиной Христианства, а Ватикан – духовным центром Христианства. Ватикан – Сердце Христианства. О том, каким образом Ватикан стал Сердцем Христианства – это отдельная история.
Евреи жили в среде христиан, и для того, чтобы отличаться от христиан, они стали носить кипу. Впоследствии, кипа стала атрибутом священной одежды раввинов. Она была узаконена, как священная часть одеяния.
Сегодня раввины не имеют права ходить без кипы. Кипа носится под шляпой. Шляпа раввина, так же является священной частью одеяния раввина.
Вот почему евреи носят кипу, а точнее религиозная часть еврейского народа носит кипу и повелевает носить ее всем евреям.
Почему мессианские евреи носят кипу
Мессианские евреи и неевреи носят кипу по одной простой причине – они подражают ортодоксальным раввинам, думая, что кипа – это библейское установление. Они даже молятся в кипе, хотя это противоречит учению Танах. Изначально раввины установили закон о том, что молиться нужно с покрытой головой. В процессе своего образования, мессианские общины переняли эту традицию, которая, по сути, не является традицией, а является законом ортодоксального богословия, при этом игнорируя учение апостола Павла (Шаула), считая его еретиком.
Посланник Шаул учил:
4 Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий, имея на голове что-либо, покрывающее, навлекает стыд на свою голову,
(1-е письмо в Коринф 11)
Изначально, последователи Йеhошуа hа-Машиаха молились с непокрытыми головами, как это было принято в Иудее. Почему они молились с непокрытыми головами? Потому что весь народ, кроме коhаним должен снимать головной убор, перед тем как предстать перед Йеhовой. Это равносильно, если бы человек пришел к царю. В знак почтения и трепета перед царем, любой человек снимал свой головной убор. Снятие головного убора перед царем как раз и происходит от снятия головного убора перед лицом Всевышнего.
Мессианские евреи и неевреи носящие кипу, изобрели свой способ ношения кипы. Если для ортодоксальных раввинов ношения кипы должно сопровождаться и ношением шляпы, то мессианские общины к шляпе относят равнодушно. Но, по раввинистическому учению, кто носит кипу и не носит шляпу, тот нарушает заповеди раввинов. Поэтому, мессианские верующие приняли раввинистическую заповедь о кипе лишь частично, игнорируя и другие галахические заповеди.
Всякий, кто проходит два метра без кипы, тот нарушает священную традицию раввинов. Возникает вопрос: если мессианские евреи и неевреи носят кипу и не соблюдают священную традицию раввинов, для чего они ее носят вообще? Ни Тора, ни Брит Хадаша не предписывает ношение кипы, а уж тем более совершения молитвы в ней. Что же это тогда — мода, набожность или что-то еще? Пусть каждый мессианский еврей и нееврей задастся этим вопрос. Вы хотите угодить людям? В таком случае вы просто необдуманно становитесь соучастниками в чужом преступлении.
2 Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; дабы соблюдать заповеди Йеhовы, Элоhим вашего, которые я заповедую вам.
Тора недвусмысленно запрещает прибавлять к Торе заповеди.
32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
Так же Шеломо цитирует Тору в своих притчах по этому поводу:
6 Не прибавляй к словам Его, а то Он накажет тебя; и ты окажешься лжецом.
Раввины установили закон ношения кипы, чем прибавили к Торе свое, чего Всевышний не повелевал, и что Ему не приходило на ум.
Устранение шаббата из Торы христианством, равно прибавлению ношения кипы раввинами. Поэтому, всякий, кто носит кипу как атрибут священной одежды, тем самым участвует в преступлениях тех, кто установил эти правила. Это то же, как и с шаббатом – Рим отменил шаббат, и народ не соблюдая шабат, тем самым участвуя в этом тяжком преступлении. Ношение кипы – признание власти Раввинов, как наивысшего авторитета, добавлять законы к Торе Всевышнего.
Итог. Ношение кипы, это не просто безобидная еврейская традиция – это преступление против Торы, против Творца, а потому, всякий, носящий кипу, совершает смертный грех, а молящий в кипе, совершает грех в двойне, как если бы он исключил из своей жизни заповедь шаббата.