киргизы и узбеки чем отличаются
Как отличить казахов, кыргызов и узбеков
Кыргызы
— кыргызский язык более грубый, в алфавите отсутствуют гласные буквы, которые есть в казахском языке
— кыргызы прямолинейные, и они могут свободнее говорить на разные темы
— большинство людей в Бишкеке после девяти часов вечера отключают мобильные телефоны, чего не скажешь о жителях Казахстана
— с бишкекчанами легко найти общий язык, они готовы поддержать любую тему для разговора
— коренные жители Бишкека всегда выходят на улицу нарядными, даже если просто идут за хлебом
— летом кыргызы отдыхают на Иссык-Куле
— кыргызы в плов добавляют рис, который растет в горах
— на Наурыз кыргызы готовят сумелек
— бешбармак в Кыргызстане готовят с более концентрированным соусом, называемым чык, бульон с куртом
— у кыргызов куырдак жарится в нескольких видах: кара куурдак, солкулдак куурдак, борпошо куурдак
— в Кыргызстане пьют чай с добавлением соли.
Казахи
— в Алматы много людей с эпатажной внешностью и хипстеров, в Бишкеке и Ташкенте это редкость
— казахи решают проблемы с помощью фразы«Қазақпыз ғой» — это официальный пропуск, им пользуются везде
— у настоящего казаха в квартире может быть ремонт в стиле «лофт», но на полу будут разложены традиционные казахские корпешки
— на Наурыз казахи готовят Наурыз коже
— когда казах жалуется на головную боль, то другой казах обязательно спросит: «Ты пил сегодня чай?». Если оказывается, что не пил, то нужно срочно это сделать, чтобы почувствовать себя лучше
— казахский чай заваривается на горячей плите. Чайник чая почти доводится до кипения и смешивается с горячей водой. Перед самим чаем в пиалу наливают молоко, после этого — чай и вода
— летом казахи отдыхают в Боровом или на озере Балхаш.
Узбеки
— узбеки привыкли здороваться с любым человеком, которого встречают, даже если это незнакомец
— каждый узбек знает, что такое Махалля — община соседей, форма общественных отношений в Узбекистане
— узбеки знают, что такое Обряд утреннего плова
— узбекам нравятся неторопливые беседы в маленьких и уютных двориках
— на узбекской свадьбе молодоженам предлагают пиалу меда. Сначала жених мизинцем пробует мед, а потом дает его пробовать невесте. Считается, это обеспечит им сладкую и счастливую жизнь
— узбекистанцы любят национальную одежду и часто носят ее в повседневной жизни
— узбекский чай — ароматный зеленый чай без добавления сахара и молока
Киргизы узбекского происхождения
Наверное в России мало кому приходит в голову разбираться в различиях и особенностях основных национальностей и этнических групп Средней Азии. Несмотря на значительное количество гастарбайтеров именно оттуда, и несмотря на осложнение обстановки с террором и обострением внимания к выходцам из Средней Азии. Вот уже Бортников нам говорит: «… что основной костяк террористических групп составляют жители стран СНГ, прибывшие в Российскую Федерацию в потоках трудовой миграции…».
Последние события наводят на определённые размышления. Все ли приезжие из бывшей Советской Средней Азии одинаковы в своих мировоззренческих ориентирах, близости к культуре России и готовности к ассимиляции?
Мы знаем, что у Латыниной компульсия на Путина, но не знаем, краснеет ли она за свои откровенные ляпы. Ели бы она чуточку копнула и выяснила, что Джалилов этнический узбек, ей бы наверное вспомнились межэтнические столкновения в Оше и введённый упрощённый порядок предоставления гражданства для этнических узбеков в Киргизии и она бы не делала таких глупых выводов.
Для людей, знающих Среднюю Азию очевиден факт, что именно узбеки после развала СССР испытали капитальное, сильнейшее, необратимое унижение национального достоинства.
И ни какого просвета не просматривается! Ужас в том, что узбеки не могут сейчас себя ощущать даже на равных, например с казахами! Сейчас министр национальной экономики Казахстана говорит: «Мы привыкли, что мы региональный экономический гегемон». Давно ли они «привыкли»?
А ведь ещё вчера, в начале девяностых, узбеки бывало в спорах, когда закачивались аргументы, восклицали: «Ты что, казах что ли!?», при этом особенность произношения могла придать особую оскорбительность в определённом намёке. (узбеки меня поймут). В те времена, как правило, разговор с гаишником между двумя узбеками быстро переходил на восклицание: «Ты же ведь узбек!»; после которого накал дискуссии, как правило, спадал. (Зная такие нравы, я – в те времена житель Ташкента, вцепившись в руль, тешил себя мыслью, что: узбеком можешь ты не быть, а человеком быть обязан).
Сейчас узбеки ездят в Казахстан батрачить так-же как в Россию и в другие страны. И в киргизском Оше их численность увеличивалась не от хорошей жизни на родине.
«…Я горжусь, что мои предки – это узбеки! И в моих жилах течёт узбекская кровь!» Конечно, Алишер Усманов – это далёкая, сияющая звезда для тридцати миллионов узбеков. Наверное не найти такого другого узбека во всём Мире, чьё состояние было бы столь значительным и легитимным, а жизненный путь завораживал самобытностью. Все остальные персонализированные состояния узбеков можно смело обозначить: «Гульнары Каримовы», (боюсь, что кого-то проглядел и заранее извиняюсь). В республике жестоко и на корню давились и уничтожались все талантливые предприниматели с самого начала независимой государственности.
«Ташкент – город хлебный». Может ничего другого про Узбекистан в России никто и не скажет. Но это помнит. Про какой ещё город из бывших, или нынешних Среднеазиатских республик простой обыватель может что-то такое вспомнить? Узбекская ССР была в центре экономики, культуры и политики Советской Средней Азии. Очевидно, что роль Ташкента, как центра, столицы обширного географического пространства, именуемого в Российской Империи Туркестаном, сложилась гораздо раньше колониальных притязаний России. В Ташкенте сидел генерал-губернатор Туркестана, создавалась определённая культурная, научная среда, располагалась Епархия Ташкентская и Туркестанская, (правда – с 1916 года); да и М.Е. Салтыков-Щедрин в 1870-х годах подарил нам замечательное произведение «Господа ташкентцы».
После революции Ташкент стал столицей Узбекской ССР, а рядом, обретя собственные индивидуальности, образовались другие республики СССР. И опять же: Ташкент на протяжении всей истории Советского Союза был центром Советской Средней Азии. Очевидно, именно такие планы и строились большевиками. В Ташкенте был построен Университет, открыта библиотека, завезена интеллигенция. Великая Отечественная Война добавила Ташкенту всего, что было связано со значимостью крупного тылового центра. И к концу Советской Империи Ташкент можно было смело величать «Звездой Востока». Говоря Ташкент, конечно-же подразумевался весь Узбекистан. Эта была республика с самой развитой промышленностью, даже с авиационным заводом. В ВУЗы Узбекистана ехала молодёжь не только из соседних республик, даже из южных городов и районов РСФСР, из Сибири. Под Ташкентом находился Институт Ядерной Физики со своим ядерным реактором (!). За покупками в Ташкент отправлялись множество жителей соседних республик.
Конечно же, узбеки были горды таким своим положением. Наверное, когда этническая группа объективно выделяется среди других, это может расцениваться членами этой группы как что-то врождённое, природное, передающееся по наследству. Узбек, фигурально выражаясь, твёрдо стоял на ногах, спокойно чувствовал себя в настоящем и уверенно смотрел в будущее. И ощущал себя избранным. Приезжая, например, в Москву с помидорами, дынями и редькой, узбеки с умилением наблюдали, как москвичи бережно едят бутерброды с редькой.
(Честно говоря, никакие другие помидоры, персики и дыни никогда не сравнятся с узбекскими, только не перевезёнными.)
В СССР секса не было. Так же как и веры в бога. Если серьёзно: то, что я помню из прошлого среди узбеков – это религиозность в форме традиций. Похороны, поминки, мулла… Всё же идеи социального равенства были выношены и рождены в Европе и социализм с его догмами и трактовками, в общем, был так же малопонятен как и Коран, с одной лишь ущербностью, что не обещал загробную жизнь. Мощная государственная машина и установленный порядок вещей, известные исторические мифы, война, жертвы, борьба, Космос, БАМ, угроза ядерной войны… Для узбеков ислам наверное был мостиком к востоку, ниточкой к далёкому прошлому, способом восполнить недостающее в себе для более полной и гармоничной самоидентификации себя всёж-таки как людей восточных.
Мир не терпит однополярности в радостном движении вперёд по пути безудержного потребления и создания благоприятной инвестиционной среды. Теперь с другого полюса стоит Ислам. Народам, лишённым каких-либо возможностей занять своё место в Современном Западном Мире, кроме как безлико раствориться в нём, представляется возможность стать на сторону агрессивного Ислама.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Киргизы и узбеки чем отличаются
Иностранные туристы оставили отзывы о жителях и особенностях государств Центральной Азии.
«Открытая Азия онлайн» изучила самые популярные форумы путешественников и выбрала наиболее нестандартные, но очень интересные отзывы, которые понадобятся как иностранцам, так и жителям региона Центральной Азии.
Казахстан
«Казахстанцы редко улыбаются в общественных местах и не отличаются разговорчивостью. Здесь вас не будут угощать или звать в гости, как в Узбекистане или Таджикистане, а люди на улицах, к сожалению, в массе своей неулыбчивые. С другой стороны, в этом есть свои плюсы — например, вокруг вас не будут собираться толпы детей с криками «Hello!», как это происходит в городах и селах Таджикистана и Узбекистана».
«Если вам потребуются услуги такси, не обязательно выискивать автомобили с характерными »шашечками«. Желающие подзаработать, как правило, есть в каждом казахстанском городе. Но будьте готовы к тому, что вы окажетесь не единственным клиентом предприимчивого водителя или он отклонится от маршрута, решив сначала довезти вашего попутчика, а если вы выразите негодование, то просто высадит вас на обочине дороги».
Таджикистан
«Музеев в Таджикистане немного, уровень оригинальности средний и ниже среднего. Многие просто раздражают своей банальностью, так что тратить на них время нет никакого смысла: в Таджикистан едут за красивой природой».
«Несмотря на знаменитое гостеприимство таджиков, в больших городах им лучше не соблазняться. Люди могут улыбаться вам в лицо и демонстрировать высшую степень доброжелательности, однако позже вы поймете, что под этой маской вам просто проталкивали товар по завышенной стоимости или советовали гостиницу, которая не отличается комфортом, зато принадлежит родственнику вашего собеседника. Высоко в горах это правило можно забыть, чем дальше вы уходите от города, тем больше вероятности встретить кристально чистых людей».
«Стражи порядка в Таджикистане, а особенно в Душанбе — это люди, которые могут изрядно подпортить настроение любому туристу. Самое «ментоопасное» место в Душанбе — дворец президента. Многие невинные туристы пали здесь жертвами милиционеров-вымогателей. Они на раз вычисляют туриста с фотоаппаратом и стремительно спешат в вашу сторону. Потом пойдет разводка на тему cтратегического объекта с последующим вымогательством денег. А могут и сразу денег попросить, без лирического вступления».
Узбекистан
«Головная боль туриста в Узбекистане — это национальная валюта, сумы. В стране действуют два курса: официальный и неофициальный, и разница существенная. Судите сами: официально за 100 долларов вам дадут 350 тысяч сумов, неофициально — 850 тысяч. Официальный курс действует в немногочисленных банках в городах Узбекистана; разумеется, здесь деньги можно поменять только в одну сторону, то есть иностранную валюту на сумы, но не наоборот. Поэтому все приезжие, да и местные пользуются неофициальным обменом валюты, а это нарушение узбекского законодательства, и пусть стражи порядка смотрят на уличных менял сквозь пальцы, определенный риск все же есть. Лучше всего менять деньги в гостиницах или у таксистов. Но с таксистами нужно быть аккуратнее — они серьезно занижают неофициальный курс, и все здесь очень не любят мелкие купюры долларов, даже достоинством в 50 у.е. За мелкие доллары вам дадут меньше сумов. Кроме того, самая крупная купюра в Узбекистане — это пять тысяч сумов, но это нужно постараться, чтобы обменять свои доллары на пятитысячные купюры, чаще дают тысячные. Но, в любом случае, даже за пару сотен долларов вы получите на руки кипу денег, которая не влезет ни в один кошелек. И пересчитать полученные деньги тоже вряд ли получится, спасает то, что в пачки денег узбеки все-таки редко не докладывают».
«Нелегко придется туристу и на узбекской таможне. Любую имеющуюся у вас валюту, будь то рубли, доллары, узбекские сумы и любые другие деньги при въезде нужно декларировать, иначе при выезде из страны вы столкнетесь с большими неприятностями. Декларировать стоит всю сумму, вплоть до мелочи. Причем в бланке декларации для указания валюты есть только три графы, выходите за них смело, но все деньги указывайте. Еще в этом же бланке нужно указать все имеющиеся ценности при въезде в Узбекистан — золото, серебро, оргтехнику и прочие ценные товары, желательно с указанием конкретной модели, а также примерной стоимости. И упаси вас бог потерять тот бланк декларации, который выдают вам на руки при въезде, таможенники Узбекистана следят за этим очень строго».
Кыргызстан
«Туалет? Пожалуйте в кусты! В Кыргызстане практически негде справлять естественные надобности. Уборные не встретить в общедоступных местах, у дорог и вблизи многих природных достопримечательностей. К примеру, на высокогорном озере на юге страны — Сары-Челек. Там путешественникам местное население просто указывает в сторону кустов».
«Древних памятников в стране ровно два: маленькая башня Бурана под Токмаком и скромный архитектурный комплекс в Узгене. Есть еще, правда, несколько старинных мечетей, но они не очень выразительны и сильно подновлены реставраторами. Большинство же кыргызских городов, в том числе Бишкек, Ош и Джалал-Абад — это обветшалые советские здания плюс частный сектор. После обретения независимости в стране не было построено ничего достойного внимания. Кыргызские музеи в массе своей стандартные и скучные, в большинстве из них экспозиция не менялась с советских времен. Только музеи Бишкека чуть лучше выглядят на общем фоне, потому что там есть некоторое количество интересных экспонатов».
«Еда в Кыргызстане (если вы не в Оше) оставляет желать лучшего. Несмотря на относительно симпатичные заведения общепита в Бишкеке, высокой кухней они не отличаются. Готовят здесь плохо даже национальные блюда».
Родственны ли между собой народы Средней Азии?
Россияне давно привыкли к тому, что на улицах городов множество выходцев из среднеазиатских республик.
Однако отличить на глаз таджиков, киргизов, узбеков, туркмен и даже казахов им довольно сложно.
Но сами представители этих нардов прекрасно узнают друг друга в толпе!
Одна вера, но разная история
Карта Средней Азии
Все указанные народы являются мусульманами. Где-то весьма рьяно, как в Узбекистане, а где-то довольно умеренно как в Казахстане.
Все они говорят на языках тюркской группы, за исключением таджиков, но для не специалиста на слух будет сложно уловить эти нюансы.
На этом основании, часто в России их всех записывают в родственники и делают выводы об одинаковой культуре, менталитете и обычаях. Что в корне не так!
Крупнейшие народы Средней Азии имеют разное происхождение и весьма яркие отличия в культуре.
Они являются прямыми потомками иранского населения региона, которое абсолютно доминировало в нем до арабского и монгольского завоеваний.
Их предки населяли древнюю Персию, ходили в походы с Ксерксом и Дарием, воевали с Александром Македонским, а может быть наоборот нападали на Иран, если жили в соседнем Туране.
Высокая культура и процветающее государство сначала было завоевано арабами, которые принудили всех принять ислам и сожгли священные книги персов, как дьявольские, а затем чудовищный по жестокости монгольский набег окончательно истребил последние ростки цивилизации древнего Ирана.
Хорезм был разрушен монголами полностью. Убили всех людей, включая младенцев, всех домашних животных и даже землю посыпали солью, чтобы ничего не ней более не росло!
Немногочисленные выжившие в горах стали новым этносом, взявшим персидское имя крупнейшего племени «таджик».
Они сохранили свой язык, свой европеоидный облик, но вместо зороастризма уже исповедовали ислам.
Долгое время, в районе нынешнего Красноярска кочевали скотоводческие племена кыргызов. В эпоху расцвета степных каганатов, кыргызы также создали свое государство на равнинах Сибири.
Кыргызский каганат был грозной силой в домонгольский период, он постоянно воевал с уйгурами и киданями, то подчиняясь им, то возвышаясь сам.
Но монгольская экспансия поставила крест на этом государстве, разгромив его войска (которые выставляли до 200 000 всадников!), монголы принудили служить себе, отправляя в дальние походы.
В постоянных войнах кыргызы теряли молодых воинов и подняли бунт, требуя отмены постоянного набора войск. Бунт был подавлен, а сами кыргызы вынуждены были мигрировать.
Часть ушла в Китай, часть на юг в нынешний Кыргызстан, другие остались на Енисее, став нынешними хакасами.
Что интересно, китайские хроники описывают киргизов как светлокожих и светлоглазых людей. Вероятно это имело место быть, но язык кыргызов изначально был тюркским.
Еще до прихода кыгрызов на юг, с предгорий Алтая на запад устремились многочисленные тюркские племена.
Рода тюрок Османов, Сельджуков и Туркменов наседали на слабеющую Византию и захваченный арабами Иран. Постепенно, военные успехи тюрок стали увлекать их все дальше и сельджуки с османами поселятся в Турции.
Туркменам же приглянулось восточное побережье Каспия, где они и основали свое царство, в котором сохранилось намного больше старых обычаев тюрок, чем в Турции, где смешались языки и культура.
Нашествие монголов на Хорезм сформировало не только таджиков.
Равнинные хорезмийцы и согдианцы став подданными монголов постоянно получали приток новых поселенцев в свои земли из восточных границ империи.
Тюркский и монгольский миры стали смешиваться с арабским и иранским и в итоге получился узбекский этнос, имеющий узнаваемые черты от всех четырех!
Здесь и тюркский язык, и иранские традиций, и арабская письменность, и восточноазиатский облик.
Создается впечатление. что отечественные исследователи не сразу смогли разобраться в этнической пестроте Средней Азии. Уже упоминалась путаница с этнонимом «киргиз», коим именовали и казахов, и собственно киргизов, а некоторые авторы «киргизами» называли вообще все население Средней Азии. Другие авторы, к примеру, называли «татарами» тюркоязычных узбеков, «кипчаками» — некоторые роды узбеков, казахов и киргизов Кокандского ханства. Еще в изданиях XIX века можно встретить упоминание таких народов, как «бухарцы», «хивинцы». Оседлые узбеки и равнинные таджики назывались «сартами»; этот этноним широко использовался во всех дореволюционных изданиях. Соответственно, и в нашем обзоре сарты будут рассматриваться как отдельная этносоциальная общность.
При подготовке текстовых материалов этой части обзора использованы следующие источники:
— «Народы России. Этнографические очерки» (издание журнала «Природа и люди»), 1879-1880;
— «Живописная Россия», том 10, (издание Товарищества М.О.Вольф), 1885;
— Н.И.Гродеков, «Киргизы и каракиргизы», 1889;
— М.А.Лялина, «Путешествия по Туркестану», 1894;
— Б.Л.Тагеев, «Памирские киргизы», литературное приложение к журналу «Нива», 1897, №38.
В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов, фотографии XIX века, картины и рисунки участников среднеазиатских походов русской армии — Василия Верещагина, Николая Каразина.
В нашем путешествии по среднеазиатским владениям России будем придерживаться направления движения с запада на восток. Начнем с Закаспийской области (современная Туркмения). Тюркоязычные туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды, а самым знаменитым туркменским племенем были храбрые воины и искусные наездники — текинцы.
Текинское племя — самое могущественное, многочисленное и храброе из всех туркменских племен. Они были вечною грозой Персии и Герата; из-за их набегов страны эти пустели, земледелие и торговля в них падали. Туркмены-теке держали в страхе всю северо-восточную часть Персидского государства. Племя теке делится на два больших отдела, называемых по месту их происхождения: ахал-текинцы и мервские текинцы. Текинское племя, нуждаясь вследствие малоземелья в иных средствах пропитания, жило за счет своих соседей и занималось грабежом и разбоем. Но воровство и грабеж своих же сородичей очень строго наказывались. Как между другими туркменами, так и между текинцами, имеются оседлые и кочевые. С наступлением лета, кочевники покидают свои аулы и уводят на пастбища, уводя туда и свои стада; вся трава в это время в оазисе высыхает и выгорает. Осенью же, с наступлением дождей, весь оазис снова покрывается травой, и кочевники возвращаются в свои аулы. |
Все туркмены, особенно же текинцы, отличаются храбростью и полнейшим презрением к смерти. Они смело идут в бой, не жалея себя, и, в то же время, не имеют никакой жалости к своему врагу. Отличительная черта характера туркмена — подозрительность, недоверчивость и осторожность, особенно же к тем людям, которых он мало знает. С людьми, ему известными, он доверчив и прямодушен. Ложь и нарушение данного слова считаются великим преступлением. Имущество оставляется в ауле без всякого присмотра, в уверенности, что оно будет в целости и сохранности во время отсутствия хозяев. «На коне туркмен не знает ни отца, ни матери, ни роду, ни племени», — говорит местная поговорка. Выносливость текинских всадников и их лошадей поразительна. Пробыть сутки и даже более без воды — для туркмена не считается чем-либо особенным; лошадь способна пробежать до 150 верст в сутки.
|