кирха что это в финляндии
Кирхи в стиле ар-нуво
Добрую сотню лет берега Невы и Карельского перешейка принадлежали Шведскому королевству. Россия утратила их в Смутное время и вернула только в ходе Северной войны. За XVII век земли между Балтикой и Ладогой плотно заселили этнические финны, исповедовавшие лютеранство. Уже в ходе Второй мировой население региона почти полностью сменилось, но многочисленные финские церкви остаются тут по сей день.
Исторически храм был сосредоточением жизни села и целого прихода. Это относилось не только к религии — так, статистику рождений, свадеб и смертей прихожан вёл священник. Как правило, в Финляндии (а территории нашего маршрута до 1940 года входили в неё) кирха была самым большим и красивым зданием в селе. И самым модным — в ХХ веке лютеранские храмы строили в стиле модерн, а потом и функционализм.
В прошлом столетии были созданы христианские церкви, бывшие некогда центрами приходов северной Ингерманландии и Выборгского лена. Они особенно понравятся любителям югендстиля, который причудливо соединил новые архитектурные веяния с традицией. Сегодня все их можно увидеть за один день, мы предлагаем маршрут Зеленогорск — Приморск — Мельниково — Приозерск — Севастьяново и обратно в Петербург. Поехали!
1. Кирха Преображения Господня в Зеленогорске
Первая по-настоящему финская кирха на нашем маршруте расположена ещё в границах Петербурга. Это лютеранский храм в Зеленогорске или, как его называли ещё сто лет назад, — в Терийоках. Несмотря на давнюю историю (место упоминается ещё в летописях XVI века), Терийоки были захолустной рыбацкой деревушкой и стали развиваться только с появлением первой железной дороги по северному берегу Финского залива в конце XIX столетия. Местные финны тогда ещё вынуждены были топать 20 км до ближайшей кирхи в Кивенаппу (современное Первомайское).
Каменный храм тут был построен в 1908 году, на него община собрала 100 тыс. марок (Зеленогорск в то время входил в Финляндию и цены считались в местной валюте). Орган для кирхи специально изготовили в Вюртенберге, два колокола также отлили в Германии. Алтарная картина изображала снятие Христа с креста. При кирхе создали и кладбище, действовавшее до 1940-х годов.
Увы, многое из этого было уничтожено в ходе Зимней, а потом и Великой Отечественной войны. Но само здание храма уцелело благодаря устроенному в нём кинотеатру «Победа». Только в 1990-е церковь вернули верующим. К 2008 году она обрела утраченную колокольню и была освящена заново — теперь это снова лютеранский храм. Посетить его могут все желающие.
2. Кирха Святой Марии Магдалины в Приморске
Следующий пункт нашего путешествия — Приморск, один из самых маленьких городов Ленобласти с примерно 5 тыс. жителей. Великолепная модерновая кирха, отделанная красным гранитом, была возведена в нём чуть раньше — в 1904 году. Известно, что на следующий год её посещал последний русский император Николай II, а в предыдущие версии храма заходили шведские короли Густав II Адольф и Густав III. Последний даже подарил местному приходу золотой кубок, который хранится ныне в Финляндии.
Несмотря на сравнительно молодой возраст здания, оно за сотню лет успело обрасти множеством легенд. Так, рассказывают, что дочка последнего пастора Тойво Кансанена перед советским наступлением 1940 года отказалась покинуть Койвисто (тогдашнее название Приморска). Патриотически настроенная девушка приковала себя на колокольне и отстреливалась от большевиков до последнего патрона. Конечно, она погибла.
В отличие от зеленогорской кирхи, судьба этого храма тоже складывается трагически. Хэппи-энд не просматривается. Советские перестройки церкви до конца не ликвидированы, о полноценном восстановлении речи пока не идёт. Есть основания предполагать, что внутри находиться небезопасно, сегодня доступна только музейная часть. Ещё лет пятнадцать назад тут проходили дискотеки, теперь состояние дома оставляет желать лучшего.
3. Кирха в Мельниково
Ряйсельская кирха, стоящая почти на берегу Вуоксы, чем-то неуловимо похожа на две предыдущие. Дело не только в общем романтическом стиле — у этих храмов один создатель, архитектор Йозеф Стенбек. Сын викария, он возвёл за свою жизнь 35 храмов, три их которых расположены на Карельском перешейке (остальные в Финляндии). Эта кирха — последняя работа мастера в России, она была окончена всего за два года до Первой мировой войны.
Здание находится на естественной скале, типичной для карельских ландшафтов. В 1912 году леса вокруг ещё не было — от церкви можно было спуститься к реке. Старые финны вспоминают, что в Ряйсяля всегда был особый малиновый звон — колокола этого прихода били медленнее, чем в соседних, и звучали иначе. Даже сейчас, несмотря на все утраты, видно, насколько это красивое здание и как оно вписано в местную природу.
В советские годы кирха стала клубом и кинотеатром. К счастью, обошлось без радикальных изменений внешнего облика. Это и сегодня местный дом культуры, так что внутреннее убранство дома может разочаровать — обычный сельский ДК: линолеумный пол, пластиковые стеклопакеты, выставка детских рисунков. Зато сюда легко зайти, а доброжелательные сотрудники проведут вас на верхние этажи и даже устроят импровизированную экскурсию.
4. Кирха в Приозерске
Несмотря на древнюю историю Корелы или Кексгольма (исторические названия Приозерска), средневековых сооружений в нём почти не осталось — одна крепость. Хотя на первый взгляд кажется, что и кирха в городе такая же старая: сооружение выполнено из огромных гранитных валунов и напоминает старинный замок. На самом деле это отличная неоготическая стилизация, а зданию нет и ста лет.
Примечательно, что церковь Кексгольма была построена в 1930 году — когда в СССР никаких новых храмов не строили, а только разрушали старые. Но будущий Приозерск тогда был территорией Финляндии. Проект храма стал последней работой архитектора Армаса Линдгрена — 1929 году автор скоропостижно скончался в Стокгольме, а завершала строительство уже его дочь. Общая стоимость возведения кирхи-замка обошлась финнам в 3 млн марок.
После Зимней войны советская власть разместила в церкви отряд НКВД, а в конце 1940-х переоборудовала в клуб. Огромный гранитный крест на крыше не пришёлся по вкусу пришлым безбожникам, и инициативные комсомольцы решили его свалить. Да не рассчитали — упавшая деталь не только повредила скамьи в зале, но и привела к серьёзным травмам: один из рабочих потерял глаз. Уже в наши дни в храме был большой пожар, последствия которого не преодолены до сих пор. Правда, это больше затронуло интерьеры, а внешне храм остаётся важной доминантой Приозерска и сейчас.
5. Кирха Святого Иоанна в Севастьяново
Наконец, последний пункт нашего путешествия по финскому модерну перешейка — посёлок Севастьяново, бывшее Каукола. Это уже на границе с Карелией. Здесь расположена самая новая из пяти кирх — она стоит на берегу реки Косехаутен-йоки с 1933 года. Наряду с храмом в Приморске, она остаётся высочайшей неправославной церковью Ленобласти — более 40 метров. Как и за некоторыми другими кирхами, за ней присматривают волонтёры из Финляндии — в основном потомки бывших прихожан.
В отличие от многих других зданий бывшей территории Финляндии, церковь в Каукола — редкий пример восстановления здания и самого прихода. Настоятель Виктор Ружинский за последние десятилетия провёл титаническую работу, возродив храм почти что из руин. Это хорошо понимаешь при взгляде на старые фото: тридцать лет назад дом представлял собой «заброс», замусоренные развалины. Сейчас это полноценная кирха Церкви Ингрии, двери которой открыты для всех желающих.
Увитое диким виноградом краснокирпичное здание в стиле финского функционализма особенно красиво летом. Здесь часто останавливаются туристы, которые едут дальше в Карелию, — с восстановленной колокольни открывается прекрасный вид на реку, озеро и посёлок. Заодно можно посмотреть выставку, посвящённую возрождению храма. Несмотря на разницу в конфессии, тут с радостью принимают и православных паломников.
Лютеранские религиозные здания нашего региона — родные братья и сёстры церквей Финляндии. В первой половине ХХ века их строили те же архитекторы в тех же стилях, да и территория эта в те годы относилась к Суоми. Сегодня непростая история взаимоотношений двух стран преодолена, и храмы удаётся постепенно возвращать к нормальной жизни. Увидев их, можно представить себе прежний уклад жизни финнов, карел и ингерманландцев былых эпох. Приезжайте и убедитесь сами!
Три кирхи Йозефа Стенбека (бывшие церкви бывшей Финляндии) и место гибели Микаэля Агрикола
Кирха святой марии магдалины
в койвисто (приморск)
Длина здания − 37 метров, ширина 28 метров и высота шпиля 60 метров.
Император подарил приходу Койвисто 22 500 марок, на эти деньги был изготовлен орган в Финляндии на фабрике в Кангасала. В центре зала разместился «Церковный символ» койвистовцев — скульптура судна 1785 года, которая переехала из прошлой кирхи. Красивейшая настенная фреска была выполнена женой архитектора Анной Стенбек. Чуть позже Швеция передала в дар приходу золотые литургические сосуды, выполненные в 1777 году в Стокгольме при короле Густаве III.
В 1928 году известный витражист Леннарт Сегерстроле выполняет в окне западного фасада великолепный витраж «Христос и 4 ангела». Это был самый большой по площади (46 кв.м) витраж в Финляндии. Поскольку кирха в Койвисто была воздвигнута в честь Марии Магдалины, то на алтарном окне был изображён момент явления Христа Марии. Во внутреннее убранство кирхи кроме всего прочего входили дубовые резные скамьи ручной работы и 10 хрустальных люстр (5 из них сейчас в Финляндии).
Летом и осенью 1944 года в здании кирхи располагался клуб моряков, а городской кинотеатр открыли на Комсомольской улице (ныне магазин «Альта»), позже туда перевезли и резные дубовые скамьи, а здание кирхи забросили. Когда и куда пропал орган доподлинно неизвестно.
В 1992 году со стороны северного фасада кирхи, на месте старого воинского захоронения, был установлен небольшой памятник «Парус и крест», выполненный по проекту скульптора Алпы Саало, родившегося в Койвисто. Парус — символ дружбы между русским и финским народами.
В 1990-е здесь открывался и бар «Харви», и дискотека, некоторое время был даже магазин. Но, слава Богу, в 1996 году в малом зале кирхи разместился краеведческий музей. В 2004 г. по инициативе его директора, была созвана конференция, посвященная 100-летию храма. В ней приняли участие епископ лютеранской церкви Ингрии Арри Кугаппи, шведский пастор-миссионер Бъерклунд, ученые-историки из Петербурга и Финляндии.
Кирха преображения господня
в терийоки (зеленогорск)
Если кратко…
Финский евангелическо-лютеранский приход в Териоках возник ещё в 1904 году. Приходская кирха построена в 1907-1908 и освящена 6 декабря 1908 года. Храм выполнен в стиле модерн. Орган, имевший 12 регистров был построен на заводе в Вюртенберге. Отопление — калориферные батареи. Алтарь изображал снятие Христа с распятия. Два колокола были отлиты в Германии. В 1941 году прямым попаданием была разрушена колокольня, составлявшая с кирхой одно целое. В советское время кирха служила кинотеатром «Победа» и только в последние годы возвращена, теперь уже ингерманландской лютеранской церкви.
Уже в наше с вами время восстановлена колокольня храма. 8 декабря 1990 года в Зеленогорске был официально возрождён евангелическо-лютеранский приход. В 2001—2002 годах по проекту архитектора А. В. Васильева и инженера Е. М. Гришиной здание церкви было полностью отреставрировано.
| |
В честь благополучного окончания реконструкции и 100-летнего юбилея постройки, 14 сентября 2008 года епископом Церкви Ингрии Арри Кугаппи было произведено новое торжественное освящение церкви. Православная церковь Иконы Божьей Матери Казанской подарила средства на приобретение церковной мебели, что явилось прекрасным образцом добрососедского сосуществования общин.
Детали:
Кирха в ряйсяля (мельниково)
Последний алтарь кирхи «Иисус благославляет детей своих» был написан придворным художником Р. Экманом и сохраняется сейчас вместе с двумя колоколами в Финляндии, приход Кокемяки. Орган утрачен в период после зимней войны. Алтарная доска 1872 года была спасена из прежнего храма. Наружные стены сложены из местных пород красноватого гранита, внутренние из кирпича. Кровля — гальванически обработанная жесть. Основанием церкви служит природная скала, которую углубили для создания погреба.
Длина здания — 28 м, ширина — 22,5 м и высота — 37 метров.
| |
В 1941 году храм частично пострадал от снаряда, повредившего фронтон и крышу. Вся обстановка храма была вывезена. Колокола сняты. Храм был отремонтирован финнами, вернувшимися в свои дома, и снова оставлен в 1944 году. Здание кирхи в 1945 году было передано совхозу «Ряйсяля». Длительное время тут был зерносклад (да, да, в течение многих лет в нём хранили корм для скота). Кроме того, в кирхе торговали товарами первой необходимости: топорами, лопатами, вилами, керосиновыми лампами и так далее.
В 1969 году кирху стали переоборудовать под совхозный Дом Культуры. Была проведена огромная работа: вывезены корма, поставлены стенки на втором этаже (на хорах), подведено тепло от поселковой котельной, оборудована сцена, приобретены занавеси и кресла, установлено кинооборудование. А в 2010-м здание прошло плановый ремонт — заменено кровельное железо на крыше, в окна вставлены пластиковые стеклопакеты (последнее, кстати, сильно испортило исторический вид, но улучшило микроклимат внутри).
На сегодняшний день в кирхе соседствуют Дом культуры, магазин и склад.
На территории современной Финляндии существует организация, состоящая из бывших уроженцев села Ряйсяля и их потомков, оказывающая посильную помощь кирхе. Периодически в Мельниково проводятся лютеранские службы.
Рядом находится захоронение финских воинов, погибших во время советско-финской. Сюда приезжают их потомки. Хорошо, что никто не покушается на это захоронение. У нас своя память, у них своя.
бонус: место смерти микаэля агрикола
К своему стыду вдруг обнаружили, что большинство наших приятелей не то, что не знает, что совсем рядом с Петербургом находится место гибели этого величайшего человека, но и вообще не слышали про него.
А вот:
Микаээль Агри́кола (ок. 1510 — 9 апреля 1557) — епископ, финский деятель Реформации шведского происхождения. Первый лютеранский епископ Финляндии, просветитель и переводчик Библии на финский язык. Собственно, до него у финнов и не было письменности.
В 1556 году Микаэль в числе членов посольства Густава I Васы поехал в Москву для заключения мирного договора во время Русско-шведской войны. На обратном пути он заболел и умер в Куолемаярви (ныне Пионерское) в 10-ти километрах северо-западней поселка Озерки на мысе Кюрённиеми.
А похоронен Микаэль Агрикола был 12 апреля 1557 года в Выборге в основании Часовой башни. Тоже недалеко!
Теперь (инфомация на август 2017 года) Часовая башня в лесах, в нижнем четверике появилась трещина, Комитет по культуре Ленобласти выделил было деньги на ремонт, в подрядчики взял некую фирму «Эшелъ», у которой основной вид деятельности — снос зданий. К счастью, до конца отработать по профилю фирма не успела, сгинула, прихватив 4 млн руб. Сейчас её ищут в рамках уголовного дела. Но никому не пришло в голову хотя бы закрыть башню. Догадался сделать это 17-летний Ваня Першин. Он залез в башню, врезал замки, отремонтировал и запустил часы, с которых к этому времени пропала стрелка, потому что в открытой башне успели порезвиться ванины земляки. Если кто из наших подписчиков лично знаком с Иваном, передайте огромное человеческое спасибо этому ЧЕЛОВЕКУ.
Собственно, Агрикола он был не всегда. Урожденный Микаэль Олай появился на свет около 1510 года (по некоторым исследованиям — в 1507) в деревне Торсбю общины Перно, провинции Нюланд, в семье зажиточного крестьянина. Ребёнка назвали в честь святого покровителя уездной церкви. У Микаэля было три сестры. Учителя заметили способность Микаэля к языкам и отправили его учиться в Выборг, в латинскую школу. В те годы современная Финляндия была частью Великой Швеции. В начале 1520-х годов в этих местах начали проповедовать первые последователи Мартина Лютера. В 1523 году королём Швеции стал Густав Васа. Вначале новый король негативно отнёсся к проповеди нового учения, однако сложная внутриполитическая ситуация заставила его искать новых союзников внутри страны. В 1524 году возник конфликт между королём и папой Клементом VII по поводу избрания нового архиепископа, в результате чего отношения с папством были прерваны окончательно.
Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году был издан Новый Завет, а в 1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги.
Учась в Выборге, Микаэль взял себе фамилию «Агрикола» (то есть «земледелец») — фамилии, взятые по роду занятий отца в то время часто встречались среди учёных в первом поколении. Вероятно, именно в Выборге Агрикола впервые соприкоснулся с идеями Реформации. Комендантом выборгского замка в то время был граф Иоганн, немец на службе у шведского короля Густава Васы, сторонник Реформации, и в замке уже проводились лютеранские богослужения.
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.
В 1528 году Микаэль перебрался в Турку (Або), де-факто центр финских территорий Швеции и центр католической епархии. Именно в Турку Агрикола встретился с первым финским учеником Мартина Лютера Петером Сяркилахти. После кончины Сяркилахти в 1529 году Агрикола продолжил его труд. В 1531 году он был рукоположён в священники. В 1536 году епископ Турку послал его учиться в Германию, в Виттенберг. Там он познакомился с Лютером, и летом 1539 стал мастером теологии.
Первую книгу на финском языке он издал в 1543 году. Это был букварь «ABC-kiria». Сегодня этот год считается годом рождения финской письменности. В 1548 году Микаэль Агрикола закончил перевод Нового Завета. Тираж был напечатан в Стокгольме за государственный счёт. Кроме того, он перевёл на финский язык части Ветхого Завета и много назидательных сочинений.
Средневековые финские кирхи
Знаток русского (и не только) Севера Eeyore приглашает в небольшое однодневное путешествие по Финляндии. Средневековые финские кирхи — им уделяется особое внимание.
Средневековые финские кирхи
Накануне майских учинили однодневную покатушку по средневековой Финляндии. Точнее, конечно, Швеции, расположенной в нынешней Финляндии. Чтобы было логистично, объекты выбрал вдоль южного финского берега, практически не отклоняясь на север.
Кирха св. Генриха в Пюхтя — неплохое начало.
Хотя уже замечал, что тотально оштукатуренная церковь из дикого камня сильно проигрывает в моих глазах. Не знаю, какими принципами руководствуются финны, но примерно половина старых шведских кирх оштукатурена, половина – нет. Конечно, это в любом случае здорово. А ещё здесь весьма забавный узор на алтарной стене…
Кирха архангела Михаила и св. Эрика в Перная — большая, очень историческая – в ней крестили Агриколу.
По неизвестной причине не сохранилась старая колокольня – новую деликатно построили в стороне, прямо в лесу, и она выглядит абсолютно бессмысленно. Рядом с церковью на щитах кое-что об Агриколе – в частности, узнал, что на самом старом из его сохранившихся финноязычных автографов написано слово Кошка. Порадовали.
Кирха св. Лаврентия в Вантаа — замечательный неоштукатуренный храм с более поздней, но стильной и оригинальной колокольней.
Кирха в Эспоо первозданного вида, колокольня тоже очень похожа на историческую.
Внутри расписана фресками в стиле наивной живописи, один из чертей просто великолепен. Очень рекомендую.
Кирха св. Лаврентия в Лохье очень мощная, по толщине и солидности стен не уступает крепостям, а по пропорциям – скорее, пороховому складу. Несмотря на отсутствие изящества, выглядит дивно.
Внутрь попадать обязательно – фрески просто роскошные и по сюжетам, и по исполнению, недаром в кирхе проводят занятия живописью. Как обычно, самые симпатичные – черти, сопровождающие прочих персонажей и на работу, и на отдых.
Кирха Николая в Инкоо — есть мнение, что это вторая по возрасту церковь Финляндии после абоской в Турку. Древность видна невооруженным глазом по приятной кривизне линий и менее скрупулезной обработке камней.
Колокольня с проездными воротами тоже старая и очень вкусная (понятно, что деревянный верх перестраивался много раз).
Налюбовавшись религиозным мракобесием, завершили поездку простым феодальным замком Расеборг.
Чудесный, сказочный замок на валуне на одну семью. Пожалуй, таких карманных крепостей я не видывал, если не считать крепостями отдельно стоящие башни.
Здесь же всё по-честному: три этажа, замкнутый внутренний двор, стены с галереями – на площади с хоккейную площадку.
Вот, примерно так.
Финская (лютеранская) кирха в Лумиваара
Загадочная северная природа, вековые сосны, величественные скалы, молчаливые озера и буйные, с крутыми порогами, реки… При взгляде на эти потрясающие ландшафты с трудом верится, что когда-то давно здесь велись кровопролитные войны. До сих пор в Карелии остались следы финского народа, владевшего этими землями. Яркий памятник его присутствия в прошлом — заброшенная кирха в карельском поселке Лумиваара.
«Кирха», или «кирка» — это лютеранское религиозное сооружение, церковь, храм. Карельская кирха находится в Лахденпохском районе, далеко от крупных населенных пунктов и главных республиканских дорог. Рядом — только небольшой поселок Лумиваара (дословно «заснеженная гора»). До 40-х годов прошлого века эта территория принадлежала Финляндии, от которой и остались самобытные названия.
Кирха в Лумиваара: как добраться
Ехать придется почти с десяток километров по грунтовой дороге Приозерск-Сортавала вдоль западного побережья Ладожского озера. Примерно через 13 километров после Куркиёки появится указатель, сворачиваем по нему на восток и сразу выезжаем на темную грунтовку, которая идет через небольшой хвойный лес. Проезжаем Хухтерву.
Буквально за несколько сотен метров до Лумиваара из-за поворота появляется высокая колокольня, стоящая на горе Роккапата.
Зимой церковь хорошо видна издалека, а вот летом ее загораживают высокие лиственные деревья. Если не знать о существовании храма, его легко проехать. Поэтому, если вы уже добрались до поселка, и не нашли достопримечательность, следует немного вернуться назад.
За полчаса поездки по пустынной дороге можно не встретить ни одну машину, что еще больше усиливает впечатления от заброшенной финской кирхи — кажется, что ты находишься на краю света.
Кирха в Лумиваара: история
В этом месте в начале прошлого века формировались границы Финляндии и СССР. После гибели Российской империи на карельских землях начался долгий период войн, начиная с гражданской (1917) и заканчивая Второй Мировой (по 1945). Финская кирха была построена в 1935 году (в промежуток между Второй финской и Зимней). Жителей поселка эвакуировали, потом они приехали обратно — ненадолго, чтобы отправиться в очередное изгнание. Домой из 5 000 человек почти никто не вернулся. Сегодня деревушка насчитывает полторы сотни людей.
Лютеранская кирха Лумиваара была задумана в 1922-м. Проектом занялся Эркки Вяненен, а работу закончила его супруга, Эльза Арокаллио. До строительства, впрочем, не дошло — не хватило денег.
В 30-х к вопросу вернулись, и за дело взялся архитектор Илмари Лаунис. 7 июля 1935 года церковь освятил епископ Юрьё Лоймаранта, после чего она просуществовала в своем статусе всего четыре года. В военные годы здание переходило из рук в руки, его использовали как склад, тюрьму. При СССР кирка неоднократно была поругана и даже подверглась пожару.
В Лумиваара кирха, лишенная своих прихожан, стоит в запустении годами после последней войны. Однако в Финляндии у нее есть сестра — кирка в Саари, построенная по аналогичному проекту и тоже в 1935 году! Приход, кстати, функционирует и по сей день.
В девяностых бывшие жители вернулись и основали сообщество, привезли новый крест, отремонтировали кровлю, перестелили полы, отреставрировали алтарь за свои собственные средства. Однако более глобальное восстановление оказалось им не по карману, и старая кирха в Лумиваара так и стоит, брошенная в белых руинах.
К сожалению, немалый урон наносят туристы, оставляющие надписи на камне, вандалы, похитившие один из колоколов. Строение постепенно ветшает, несущие конструкции медленно, но верно разрушаются.
Снаружи и внутри
Храм впечатляет своими светлыми, высокими стенами, размахом строительства. На фасаде заметны следы от пуль: вполне возможно, что кто-то оборонялся в здании в военные годы. На маленькой табличке у входа указан год постройки. Если приглядеться, можно увидеть чудесную роспись с библейским сюжетом и надписью на финском языке.
Внутри заброшенная кирха в Лумиваара выглядит не такой огромной. Под самой крышей — старые дымоходы. Зал довольно светлый, можно пройти во все остальные помещения, подняться на колокольню. На стенах — сохранившиеся местами фрески, росписи с цитатами из Библии. Чьи-то добрые руки накрыли скатерть в алтарной части, расставили лавки. Похоже, храм все же находится под присмотром.
Поднимайтесь выше — там находится огромный колокол, отлитый в Тампере в 1934 году! Колокольный язык очень тяжелый, его нужно долго и сильно раскачивать, к тому же неизвестно, в каком состоянии крепления. Впрочем, если рискнете позвонить, постарайтесь поберечь уши — колокол по-прежнему обладает оглушительным звоном.
Достопримечательности по близости к кирхе
Финская кирха в Лумиваара не единственное памятное место. Рядом с храмом располагается братское захоронение, в котором похоронены жители поселка и финские солдаты в тяжелые военные годы. Внутри церкви висит мемориальная доска с именами и фамилиями погибших.
Кроме того, перед зданием когда-то существовал общественный дом местного прихода. Теперь от него осталась только заросшая мхом лестница. Неподалеку находится домик лесника.
Финская кирха в Карелии — впечатляющее, интересное и навевающее печаль место. Увы, культурный и исторический памятник со временем ждут разрушение и забвение — если только его вдруг не заметят высшие чины. А пока эта прекрасная достопримечательность так и стоит в руинах, омываемая слезами карельских дождей.