кисуй рош что это
Головной убор — Кисуй рош
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Почему замужняя девушка (женщина) должна покрывать волосы?
Скромность в общем и покрытие волос в частности
Для начала нужно сказать, что, в общем скромность с еврейской точки зрения не имеет ничего общего с непривлекательностью. Скорее, скромность — это средство для создания частного пространства, закрытого для посторонних.
Поэтому, цель законов о покрытии волос — ни в коем случае не в том, чтобы замужняя женщина выглядела уродливо. Красота — это дар Б-га, и еврейская Традиция призывает мужчин и женщин следить за своей внешностью и всегда выглядеть презентабельно.
Еврейская Традиция так же требует скромности — но не для того, чтобы «отвлечь внимание» от нашей красоты, а для того, чтобы направить нашу красоту и привлекательность в правильное русло, а именно — в семью. Талмуд (трактат Йома, 75а) говорит, что во время сорокалетнего пребывания евреев в пустыне вместе с маном падали также женские украшения-благовония, чтобы даже в такой обстановке жены оставались привлекательными для своих мужей.
Причины и детали заповеди
Замужняя женщина должна покрывать волосы по двум причинам:
1. С момента замужества волосы становятся одной из тех «частей тела», которые должны быть закрыты.
2. Головное покрытие показывает, что женщина замужем.
Покрывая волосы, замужняя женщина как бы заявляет: «Я не доступна. Вы можете увидеть меня, но я не “открыта для публики”. Даже мои волосы, такая обычная и приметная составляющая внешности — это не для ваших глаз…». Покрывая волосы, женщина создает психологический барьер между собой и чужими людьми.
В Гемаре (Йома, 47а) рассказано о женщине, которая строго соблюдала законы покрытия волос, и благодаря этой заслуге семь ее сыновей стали первосвященниками (коаним гдолим).
Мишна Брура (75:14) приводит высказывание книги Зоар о том, что тщательное соблюдение женщиной законов покрытия волос положительно влияет на обстановку в доме и на судьбу её сыновей.
Касательно кисуй рош невесты на свадьбе — существуют разные мнения, в какой именно момент наступает обязанность покрывать волосы. Есть мнения, что после хедер ихуд (комната, где невеста уединяется с женихом после хупы) она уже считается замужней женщиной и поэтому её волосы должны быть закрыты. Есть мнения, согласно которым этот наступает раньше, например, когда жених с невестой еще стоят под хупой, или даже еще раньше, поэтому изначально, уже с самого начала церемонии, невеста покрывает волосы. Но есть и другие мнения, в соответствии с которыми она еще не обязана покрывать волосы. Как поступать — стоит спросить вашего раввина.
Такой же вопрос — относительно парика. Во многих общинах женщины не покрывают волосы париком, а только головным убором, другие же придерживаются противоположного мнения. В случае, когда традиции в семье жениха и в семье невесты разные, многие принимают традицию семьи жениха. Однако, в любом случае, будет не лишним посоветоваться с раввином, а также обговорить этот вопрос с самим женихом (или его родителями) для начала.
Заметим, что если волосы покрыты не полностью, то выполняется (не полностью) только второй пункт, т.е. женщина показывает, что она замужем. Но первый пункт — не выполняется. Чтобы выполнить оба пункта, следует покрыть волосы полностью. И так сказано во многих книгах.
На практике, если уже вы на это решились и понимаете величие этой заповеди, не стоит искать «скидки». Тем более все, кто видит, что голова покрыта, — уже всё равно это видят, и эти несколько сантиметров не станут решающими, не добавят женщине ещё красоты…
Сегодня существует бесконечное множество различных вариантов головного покрытия: парики, шляпки, береты, шапочки, косынки и т.п. Руководствуясь своим естественным женским вкусом, каждая женщина может не только значительно разнообразить гардероб и постоянно быть привлекательной для мужа, но и уверенно чувствовать себя в окружении других людей. Главное — помните, что, покрывая волосы, Вы выполняете волю Всевышнего. Остаётся лишь привести слова Царя Шломо: «Соблюдающий заповедь — злого не познает…» (Коэлет 8:5).
Какой головной убор носить еврейской девушке, раз женщинам нельзя носить кипу?
Здравствуйте. Подскажите. Если незамужняя девушка из покорности Всевышнему желает носить головной убор, подобно мужчинам, носящим кипу, чем она может покрывать голову, чтобы ее не перепутали с мусульманкой или христианкой или не приняли за замужнюю женщину? Какой головной убор подчеркнёт ее еврейство, раз женщинам нельзя носить кипу? N.
Отвечает Гитель Итахов
Вы спрашиваете, как может незамужняя девушка покрывать голову, чтобы подчеркнуть свое еврейство и покорность, но так, чтобы ее не приняли за замужнюю, за мусульманку или за христианку.
Ответ в том, что незамужняя девушка показывает свою покорность Всевышнему тем, что одевается скромно, по всем законам скромности. Плечи должны быть полностью покрыты, вырез — не глубже ключичных костей, рукава ниже локтя, юбка покрывает колени. Одежда не просвечивает и не обтягивает тело плотно.
В современном обществе, где принято одеваться броско, такая девушка выглядит, как соблюдающая еврейка. Евреям предписано выражать свою покорность Всевышнему скромным поведением. Если девушка будет привлекать к себе внимание головным убором, каким бы то ни было, это не будет соответствовать правилам скромности.
Однако в некоторых сефардских общинах принято, чтобы девушки покрывали голову во время молитвы. Для этого можно использовать шарф, но нет обязанности покрывать все волосы, как это делает замужняя женщина. Так как это делается только для молитвы, нет опасения, что ее сочтут мусульманкой.
Выбираем головной убор!
Неизвестность пугает. Жизнь после свадьбы полна неизвестности. И один из вопросов, неизбежно встающих перед невестой, – это головной убор. Вокруг столько разных красивых вариантов, что глаза и мысли разбегаются, а день свадьбы все ближе, и надо что-то решать… Что делать? Куда идти за советом? Что купить? А что, если будущему мужу не понравится? А мне пойдет? А что с чем сочетать? Тон в тон или контраст? А летом в парике жарко… А как платок не будет соскальзывать, он же шелковый? Давайте попробуем разобраться во всех этих вопросах, по пунктам.
Парик или шапочка? Давайте сразу договоримся, что на этот счет нет и не может быть одного мнения для всех. Есть какие-то общие слова о том, что представительницы сефардского направления не носят парики, тогда как большинство женщин из литовских общин, как правило, имеют парик для торжественных случаев, – но это все очень и очень индивидуально. Поговорите с уважаемой женщиной из вашей общины, спросите мнение жениха (и приготовьтесь к тому, что он невнятно пробормочет о собственном безразличии к вопросу), и не стесняйтесь смотреть по сторонам! Часто на улице мы и находим вдохновение и понимание того, что мы хотим, что является нормой и что сейчас носят.
Какая шапочка мне пойдет? Заранее не угадаешь. Впрочем, вы знаете себя и свой стиль, и чисто интуитивно понимаете, в чем бы вы вышли на работу в офис, в чем – только сбегать в магазин за хлебушком, а какие фасоны вам даже не хочется примерять. Определились – тогда вперед в шляпный магазин! Лучше с порога признаться консультанту, что вы не уверены, что что-то купите сейчас. Ваша задача – определиться в покупательных желаниях. Как правило, продавцы бывают понимающими и внимательными, они помогут не просто подобрать цвет и форму, но и подскажут, как та или шапочка будет лучше сидеть. Как правило, после такого внимательного сервиса покупатель выходит из магазина не только с хорошим настроением, но и с удачной покупкой!
А какие шапочки бывают? На самом деле, это – не один из пунктов краткого обзора, а тема даже не для отдельной статьи, а для целой диссертации! Разновидностей головных уборов огромное множество, и все время появляются новые стили и фасоны. Попытаюсь вкратце классифицировать то, что я вижу вокруг себя.
Итак, самое популярное на сегодня – это платки, стянутые на затылке резинкой, так называемые «завязанные банданы».
Материалов и расцветок – море: трикотаж, шелк, хлопок, бархат; однотонные, в абстрактных принтах, турецких огурцах, в горошек и в полоску, в клеточку и с волнами; гладкие или с украшениями, на каждый день и для Шаббата. По ценам – тоже море возможностей: от самых простых за 10 долларов до празднично украшенных вышивкой, кружевами и кристаллами Сваровски за 50 долларов. В последнее время дизайн таких бандан принципиально улучшился: в переднюю часть надо лбом по внутреннему краю стали вшивать бархатную ленту, благодаря чему бандана прочно сидит на голове и не съезжает – а значит, можно расслабиться и не проверять каждую минуту, не открылись ли волосы.
Принципиально другой тип покрытия – сложные конструкции из платков и шарфов на основе шапочки «бобо» или другого приспособления для создания объема.
Выглядит это так: сначала на голову надевается специальная шапочка, по верху и бокам которой вшит поролон. На эту шапочку уже наматывается шарф – или несколько шарфов. Встречаются в продаже и готовые сложносочиненные изделия, которые, являясь единой полоской ткани, выглядят в намотанном виде конструкцией из двух и более шарфов. Материал может быть, опять же, любым, но надо понимать, что чем тоньше и мягче ткань, тем легче ее будет драпировать. Сверху на намотанный шарф можно также пристроить украшение – обруч на резинке, брошь, декоративную булавку или искусственный цветок. Способы намотки таких шарфов варьируются от простых «намотала – закрепила», до настолько сложных, что в ютюбе появились целые каналы с обучающими видео. Цены также различаются. Стандартная шапочка «бобо» стоит от 10 долларов, самый простой шарф – от 2 долларов, сложно скроенные шарфы до 50 долларов, а украшения – от китайских стекляшек по доллару до бесконечности.
Благодарим г-жу Мириам Ицкович за предоставленные фотографии ее дизайнерских платков. Контактные данные для приобретения: 0547888587 или Miriam Mitpahot в фейсбуке.
Кисуй рош что это
В синагоге мне тепло. Не в смысле «здесь хорошо топят», а по-настоящему. Ощущение такое, что тут не просто собираются люди для совместной молитвы и общинных дел, а сама концентрация интеллекта на дециметр воздуха превышает все мыслимые пределы. Заглянула я сюда как-то вечером и познакомилась с вот уже почти год замужней женщиной, которая очень-очень глубоко соблюдает. Разговорились, и тема сама собой потекла в русле «очаг-женщина-скромность-волосы-покрытая голова». Заметьте, не «шоппинг-отпуск-косметика-работа», а именно эти – исконно еврейские задачи. Теперь вы меня поняли насчет скопления интеллекта в отдельно взятой синагоге? Тогда слушайте:
По еврейскому закону замужняя женщина обязана покрывать голову. Это означает, что она прячет волосы, причем в идеале все волосы прячутся максимально, кроме волос на шее, которые уже не относятся к голове, а также височных волос, которые слабо считаются головными и их трудно спрятать. Есть закон, по которому волосы, которые невозможно спрятать, не прячутся, и есть женщины, которые полностью полагаются на такое мнение. Главное одно: для женщины очень важно закрывать голову.
Написана в Торе очень интересная вещь – человек, который выполняет заповедь, защищен этой заповедью. Другими словами, эта заповедь охраняет его от всяких бед. Это время, пока человек находится на пути для выполнения заповеди, в процессе выполнения ее и на пути обратно. Например, если человеку надо поехать в другой город кому-то помочь, а потом вернуться, то все это время его заповедь охраняет его и никаких несчастий с ним не может произойти. Отсюда выводится закон, что каждый раз человек, когда выполняет заповедь, защищен максимально, как будто он в бункере, потому что Вс-вышний защищает выполняющего Его заповедь. Здесь может возникнуть закономерный вопрос: а как быть с несчастьями, случающимися с людьми? В иудаизме не существует понятия фатальности, но есть вещи, которые должны случиться. Так или иначе, с человеком происходят какие-то испытания вне независимо от того, покрыта его голова или нет. Но от каких-то других, дополнительных проблем, находящимися за рамками того, есть у человека это испытание или нет, человек защищен.
Этот закон также четко действует в отношении покрытия головы женщины. Покрывать голову – наиболее строгая для выполнения заповедь из Торы, соответственно и награда за нее наибольшая. Получается, пока женщина выполняет заповедь Вс-вышнего, ничего не может с ней случиться. Пока женщина ходит с покрытой головой – кисуй рош, это может быть парик или другой головной убор, она защищена. Кисуй рош – это любая шапочка и любой парик. Есть определенные условия, при которых возможно облегчение, но в идеале женщина покрывает голову постоянно. На самом деле за счет того, что защищена она, защищены ее дети. Потому что от скромности женщины и от того, насколько тщательно женщина покрывает голову, напрямую с точки зрения Торы – мы говорим сейчас не с точки зрения медицины, а с точки зрения духовных миров, – защищены дети. Есть мнение, неоднократно высказываемое раввинами и рабанит английского города Гейтседа, находящегося недалеко от Нью-Кастла, где очень большая харидимная община и постоянно проводится женский семинар. Сейчас рождается много нездоровых детей – все потому, что матери не соблюдают законы цниюта (скромности). Существует прямая зависимость между скромностью женщины и особенно покрытием головы, потому что это особая женская заповедь, и рождением здоровых детей. Чем тщательнее женщина следит за своим цниютом, за тем, как она будет покрывать голову, тем больше получают ее дети.
Известная история рассказывает про женщину, у которой было несколько сыновей, и все сыновья удостоились титула первосвященников, притом что никто из них не умер насильственной смертью. Они настолько долго жили, что все удостоились. Ее спросили: как ты добилась такого благословения? Она скромно ответила: я просто покрывала голову, чтобы стены моего дома никогда не видели моих волос. Вот насколько важна это заповедь!
Есть такое понятие – «сота», так называется женщина, подозреваемая в измене мужу. Эту женщину приводили в Храм и коэн распускал ей волосы. Если коэн распускал женщине волосы, значит, они были как-то спрятаны, что и служит одним из основных подтверждений существовавшего во все времена закона, что женщина должна покрывать волосы.
Кроме соты – женщины, подозреваемой в измене, существует и другое объяснение. Женские волосы являются действительно объектом сексуальной притягательности для мужчин. Если незамужняя девушка обладает волосами ниже плеч, то она должна их не полностью распускать, а завязывать в хвостик. То есть по законам цниюта можно распустить только те волосы, которые не длиннее плеч. Безусловно, кто-то не знает закон, кто-то не выполняет. Есть разные традиции в разных общинах, но если подходить объективно, то закон таков: скромными считаются волосы, которые, когда они распущены, не ниже плеч. С точки зрения цниюта все закрыто: женщина, одевающаяся скромно, не оголяет грудь, не оголяет ноги и локти. Остаются волосы – объект наиболее сильного притяжения. И если девушка может к себе привлекать внимание, то замужняя женщина уже принадлежит своему мужу.
Мидраш рассказывает, что раньше наши мудрецы умели читать мысли людей по волосам. У незамужней девушки нет таких мыслей, которые страшны, неприятны, нежелательны для прочтения. У женщины замужней – хотя здесь нужно правильно понять, какая женщина должна покрывать волосы. По закону любая девушка, имевшая интимные отношения, должна покрывать голову. Поэтому разведенная и вдова должны ходить с покрытой головой. Очень редко, когда ей в порядке исключения разрешают не делать этого – если она меняет место жительства и это ей мешает выйти замуж, в каких-то чрезвычайно редких ситуациях женщина может снять парик, то есть покрытие головы. Парик в настоящее время является наиболее распространенным покрытием. Это очень важный статус, изменяющий не только физическое состояние, но и психологическое, сами мысли женщины. Она уже вся мыслями в доме, вся она только для мужа, и от любых посторонних эта часть ее жизни закрыта. И зачем женщине надо, чтобы это все могли прочесть?
Парики некошерны?
Я слышала, что носить парики считается менее скромным, чем кисуй рош. Правда ли это? Р.
Отвечает Эстер Оффенгенден
Я тоже так слышала. Но потом многократно сталкивалась с самыми разнообразными точками зрения на этот вопрос. Все зависит от обычая в той общине, к которой Вы принадлежите. Ведь обычай в Израиле — как закон. В данном случае закон для замужней женщины — обязательно покрывать волосы, а чем именно — обычай.
То, что действительно очень важно с точки зрения скромности, — это КАК покрывать волосы, КАКИМ париком или кисуй рош, чтобы не получилось, как в анекдоте про рава, разрешившего женщинам носить брюки. Оказалось, к нему обратилась дама в мини-юбке с вопросом: «Почему же нельзя носить брюки?!».
«Вам — лучше брюки», — вздохнул рав.
Если кисуй рош покрывает волосы (я имею в виду, разумеется, требования алахи), если парик не фантастической длины, расцветки и естественности, то, нося их, женщина выполняет мицву, она достойна большого уважения, даже если в моей общине принято иначе.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Материалы по теме
О создании и сотворении женщины
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Почему бы не раздеться, когда жарко?
Геннадий К., Иерусалим Вопрос: «Я учусь в ешиве. Ко мне недавно приехал брат. Первый его вопрос был: «А почему в такую жару ты не ходишь в майке и шортах, как я?». Откровенно говоря, я не знал, что ему ответить. »
Жена не хочет покрывать голову, что делать?
Источник любви
Нам жизненно необходима связь, близость с другими людьми. Человек сотворён по принципу «пазл» — незакончен и несовершенен сам по себе, без пары.
Эстер Офенгенден
Биография автора нашего сайта
О заповедях еврейской женщины
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Запрещено ли еврею носить одежду модных и дорогих брендов?
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?