кивот божий что это

Значение слова кивот

Словарь Ушакова

кив о т, кивота, муж. см. киот.

Энциклопедия иудаизма

1) или Ковчег Господень

К. сопровождал сынов Израиля в пустыне. Когда евреи переходили Иордан, лишь только ноги священников коснулись реки, ее воды повернули вспять из благоговения к К. В Эрец Исраэль К. был установлен в скинии в Шило, а затем в Кирьят Йеарим в течение двадцати лет. Оттуда царь Давид перевел его в Иерусалим, а сын его, царь Шломо (Соломон), после постройки Храма перенес К. в Святая Святых.

2) или Ковчег Святыни

К., в котором находятся свитки Торы в каждой синагоге. Он стоит, обычно, у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой горе. В Вавилонии, расположенной к востоку от Эрец-Исраэль, К. стоял у западной стены; в большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец-Исраэль, К. стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам К.С. отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.

Место К., и с ним вся восточная сторона считаются самыми почетными в синагогах. У К. молится кантор*, перед К. выступают раввин общины или даршан (проповедник), а общество, кроме сидящих у восточной стены, молится к нему лицом.

В дни, когда читают Тору, раскрывают К. и вынимают из него свиток Торы. Еще раскрывают К. при произнесении Песни почестей в субботы и праздники, «Авину, малкейну» («Отец, Царь наш») в дни поста и при особых молитвах в «ямим нораим» («грозные дни») и «гошана»* в Суккот*.

Во всех еврейских общинах принят обычай украшать К.С. нарядным, красиво вышитым занавесом. Традиция эта упоминается еще в Талмуде. Занавес этот называется «парохет». Это название связано, очевидно, с «парохет» в соборном шатре и в Храме. Принято устанавливать над К. модель скрижалей завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей*.

Открытие и закрытие К. считается важным обрядом и совершается обычно одним и тем же человеком. «Вынос Торы» сопровождается чтением библейских стихов «И было, когда К. продвигался. » (Чис. X, 35), «Ибо с Сиона выйдет Тора. » (Ис. II, 3) и «Благословен Господь» на арамейском языке (отрывок из книги Зогар). «Внесение Торы» в К. также сопровождается чтением специально подобранных библейских текстов.

Источник

Одушевленный Кивот

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — знамение начала Нового Завета

„Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея“ (Пс. 44, 11–12)

Первый русский митрополит Иларион писал в своем „Слове о Законе и Благодати“: „Писание прошло, и Закон оскудел как тень, и лучи Благодати воссияли, когда Ты вошла в храм Божий, Дева Матерь Чистая…“ Таинственный смысл праздника в том, что уходящий Ветхий Завет приветственно склоняется перед грядущим Новым.

Введение — это как бы „введение“ в Новый Завет, с упразднением, в основных чертах,Ветхого, как выполнившего свою задачу. Историки-библеисты давно отметили, насколько события праздника не „соответствуют“, не могут соответствовать ветхозаветным реалиям.

Действительно, повеяло дыханием чего-то нового, когда не кто-нибудь, а сам первосвященник дерзнул ввести девочку (то есть существо женского рода) во Святая Святых…

„Днесь Боговместимый Храм Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет, — поется на службе праздника, — днесь Святая Святых радуются, и лик (хор) ангельский таинственно торжествует. С ними же и мы, празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Имеющий велию милость!“

Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из Священного Предания, но существуют дополнительные подробности в библейских книгах, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22–38).
Благочестивые и праведные родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет — посвятить ее Богу, и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный Кивот (Ковчег) Божий была введена им во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник один раз в год — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Всего лишь до трех лет воспитывалась Отроковица в родительском доме. Предание не сохранило подробностей ее домашнего воспитания, но некоторые факты говорят сами за себя: когда Мария достигла трехлетнего возраста, родители приняли решение исполнить обещание, данное ими Богу относительно своей дочери.

Закон не требовал такого скорого выполнения обета и в столь раннем возрасте ребенка, однако, надо полагать, воспитание в доме родителей заложило в душу юной Марии столько святого горения и любви к Богу, что она сама почувствовала неудержимое желание как можно скорее посвятить себя всецело Господу. Можно представить, насколько родителям было нелегко расставаться со своей дочерью, ставшей великим утешением в их глубокой старости.

Но не в скорби провожают свою дочь праведные Богоотцы: духовная радость побеждает печаль, ибо они видят, что их дочь, их чистая Голубица, стремится в храм Господень как в свою отчизну.
„Веселится Иоаким,— говорит святитель Герман, Патриарх Константинопольский,— торжествует Анна… Воззри, Господи, воззри, возьми Ту, Которую дал, приими данную нам для разрешения неплодства“.

„Отроковицы, радующеся, и свечи держаще, Свече Мысленной ныне предшествуют, и вводят Сию во Святая Святых священно…“

Блаженный Иероним, который долго жил в Палестине, лично изучал места священных событий и скончался в Вифлееме, рядом с пещерой Рождества, указывает, что ступеней, ведущих к храму, было пятнадцать, по числу „степенных“ псалмов („степень“ — по-славянски „ступень“).Эти псалмы исполнялись хорами священников и левитов следующим образом: певцы и музыканты с различными инструментами (в основном, с трубами) становились все на первую ступень и пели первый „степенный“ псалом, потом переходили на одну ступень выше и пели второй, и так, постепенно („поступенно“) восходили на самый верх. Можно представить, какими внушительными были эти ступени.

Насколько же удивительно было видеть окружающим, когда трехлетняя девочка, оторвавшись от руки матери, легко и весело, в благочестивом порыве, взбежала по крутым ступеням до самой верхней, где ждал ее Захария.

Что могли видеть все присутствующие? Престарелый седовласый архиерей ласково встречает крохотную малютку. А каков глубинный смысл этой встречи? Ветхий Завет, в лице своего первосвященника, склоняется перед девочкой, готовой стать Матерью Бога, стать началоположницей Нового Завета.

Самая великая ветхозаветная святыня, Ковчег Завета, который хранился в Скинии и первом Храме, Соломоновом, была утрачена еврейским народом. Вот что сказал Сам Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только строился и освящался: „Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: „за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?“ И скажут: „за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им,— за это навел на них Господь все сие бедствие“ (3 Цар. 9, 6–9).

Евреи отступили от Бога, и пал храм Соломонов, и утрачен Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.

Второй Храм, отстроенный после плена, хоть и был меньше размером и беднее украшен, но он превзошел славой первый: он, лишенный златокованного Ковчега, принял в себя священный ковчег Нового Завета, „одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией“.

„С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы,— говорит в своей проповеди старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин),— пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу… С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности“.

Отец Иоанн обращает наше внимание на то, что именно под праздник Введения Пресвятой Богородицы Церковь начинает за богослужением петь слова приближающейся Рождественской радости и надежды: „Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите!“

Захария не просто однократно ввел Пречистую Деву во Святое Святых: ей было позволено беспрепятственно находиться там когда угодно и столько, сколько сочтет нужным она сама. „Первосвященник, объятый Духом Божиим, понял, что эта Отроковица — вместилище Божественной благодати и что Она более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим“, — говорит святитель Феофилакт Болгарский.

Ветхий Завет исполнен прообразов, предзнаменовавших Божию Матерь. Эти прообразы, показывая неземную славу Приснодевы, одновременно открываютдля всех людей спасительный пример духовного совершенствования.
„Преславно прообразовал Тебя, Чистая, Ветхий Закон, как Скинию Божию, где вселился Бог с человеками, — поет Святая Православная Церковь в день праздника Введения, — как божественную стамну, которая носит в себе божественную манну, как чудный кивот, заключающий в себе божественные скрижали, на которых перстом Отца Небесного начертано Божие Слово, как завесу, открывающую нам, грешным, вход в небесный чертог, как жезл Ааронов, усеченный и чудесно произрастивший нам цвет и плод жизни вечной“.

Во Святом Святых первого храма находился Кивот, в котором хранились великие святыни, а в пустое (Кивота уже нет) Святое Святых второго храма вошла Та, Кого пророки называют Одушевленным Кивотом, Та, Которая приуготовлялась Духом вместить не святыни, а Самого Бога, Та, Которая стала Кивотом Нового Завета.

„День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием, — пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин),— Силы духа у Пресвятой Девы образовывались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены — Обещанный, от Девы — Бог“,— пишет отец Иоанн.
„Наступило время свершения древних прообразов. Отходит ветхозаветная скиния. В храм вступает Приснодева, „соестественная нам Дщерь Адама“, — говорит в слове на праздник Введения архиепископ Димитрий Херсонский. — Она становится новой скинией. Херувимы славы, которые распростирали крылья свои над очистилищем, где Господь открывался Моисею, теперь осенили Ее как Престол Божий, как Матерь Господа Вышняго. В этом, прежде всего, и заключается великое торжество настоящего праздника“.

Праздник Введения в настоящее время входит в число двунадесятых богородичных, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Статус праздника постепенно менялся, и только после XIV века в Православной Церкви Введение окончательно вошло в число двунадесятых праздников: согласно студийским и иерусалимским Типиконам (Уставам) XI–XIV веков он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники.

Свои гомилии (проповеди) на этот праздник оставили святые патриархи Константинопольские Герман и Тарасий, святитель Георгий Никомидийский.

Святитель же Григорий Палама в своей проникновенной „Беседе на Введение“ умозрительно соединяет неразрывно нынешнее Введение юной Девы в земной иерусалимский храм с введением Ее — по Успении — в подлинную, Небесную Скинию:
„Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих.

Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные Глубины — в Святая Святых, где обитает ныне Богородица“.

Дмитрий Романов
Газета «Православное слово в Нижнем Новгороде»

Источник

I. Древние и другие примечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре 1

В 1-й книге Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских, 1874 г. (отд. V, стр. 173 – 233), помещены «Списки настоятелей московского Высокопетровского монастыря с 1379 года», и еще статья с заглавием: «Надгробные памятники того же монастыря», в которой изложены уцелевшие на них надписи.

В Петровском монастыре, кроме надгробных, есть много других древних надписей: на крестах, церковных сосудах, иконах, книгах и т. д. Они приведены сполна в предлагаемом сочинении. Из описанных в нем церковных и ризничных вещей, замечательных сами по себе, или только по имеющимся на них надписям, почти все сохранились до настоящего времени, а об остальных, не существующих ныне вещах, потребные сведения заимствованы из старых монастырских описей. Таковы: 1) опись, составленная по указу Петра I от 27 Февраля 1699 г., хранимая в Архиве Министерства Юстиции, 2) «Книга описная, вновь учиненная» в декабре 1774 года.

К числу достопримечательных вещей Высокопетровского монастыря принадлежат:

Евангелия

Евангелие, печатаное в Москве 1628 г., на простой бумаге в десть, обложено объярью лимонного цвета с серебряными травами. На верхней дске в середине чеканный образ Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по углам Евангелисты; на обратной дске средник и наугольники с репьями (листками, цветами), резными по серебру. По листам сделана полууставом надпись: «Лѣта 7142 (1634), генваря 12 дня, въ царствующемъ граде Москве, въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы 2 далъ сію книгу, глаголемую Евангеліе напрестольное, печать московская, Москвитинъ Исай Савельевъ сынъ Тележниковъ, по своей душе и по родителехъ своихъ. И сию книгу изъ церкви никому не вынести, ни продать, ни заложить ни попомъ, ни діякономъ, ни какова чина человѣку. А кто вынесетъ, тово судить Гь (Господь) на ономъ будущемъ суду». По другим листам этой же книги встречается другая чья-то надпись: «Лѣта 7142 (1634), февраля 2 дн, въ царствующемъ граде Москве, въ Беломъ городе, за Неглиною (рѣкою), на Петровке, въ Петровской монастыр(ской) 3 древяной храмъ, теплой».

Чем же объяснить существование двух почти одновременных, но разноречивых надписей, из коих первая гласит, что Евангелие дано в Покровский храм Божией Матери, а вторая в храм Петра митрополита Московского? Листы со второй надписью взяты, вероятно, из другого Евангелия, печатаного в том же 1628 г., чтобы из двух неполных Евангелий составить одно цельное.

Кресты напрестольные и наперсный

Крест беспробного серебра, гладкий, вызолоченный, длиной 9 ¼ верш. В описях значится под № 1. На нем накладные, резные с чернью образа: вверху Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, под ним Распятие, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Богослов с молитвенно простертыми к Спасителю руками. На сих образах четыре золотых венчика с алмазами. Внутри креста вложены в дерево части мощей разных святых, числом 86, как это видно из надписей на серебряной дске, покрывающей дерево. В нем веса, без дерева, 3 ф. 72 зол.

Крест серебряно-позолоченный, гладкий, с витой по краям обделкой, длиной 8 ½ верш. Распятие Господне с двумя предстоящими и глава Адамова писаны по серебру красками с эмалью. В верхней части креста пять круглых, крестообразно расположенных запон с изумрудами и яхонтами, в один ряд обнизанных мелким жемчугом, а средняя крупным. И самый крест до рукоятки унизан по краям, через камушек (лал, изумруд), крупным жемчугом. В кресте св. мощи: ап. Андрея Первозванного, архидьякона Стефана и великомуч. Феодора Стратилата, Пантелеймона и Меркурия, как это видно из надписей на дереве, в которое вложены частицы мощей. На рукоятке вырезано следующее: «Въ лѣто 7199 (1691), генваря въ 15 день, построенъ сій крестъ въ Петровской монастырь, что словетъ Высокой, для поміновенія души боярина и оружейнічего Івана Кириловича Нарышкина. А построила жена ево бояроня Прасковья Алексѣевна Нарышькина». В нем веса, без дерева, 1 ф. 56 зол.

Крест серебряный позолоченный, длиной 9 ½ верш. На передней стороне креста чеканные изображения, вверху Господа Саваофа и под ним Духа Св. с двумя (по сторонам) Ангелами. По сторонам Распятия изображены: Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Логгин Сотник, а внизу святители Московские Петр и Алексий. На рукоятке креста, обнизанного вокруг кафимским жемчугом и изумрудами, вырезаны слова: «1702 года приложила животворящі крестъ въ Петровской монастырь вдова Малания Тимоѳевна Нарышкина по боярине Матѳее Ѳилимоновиче Нарыш(кине)». В нем веса 2 ф. 19 зол.

Крест серебряный, длиной 9 вершков. На нем Распятие литое, а прочие изображения чеканные, на верху Господа Саваофа и под ним Духа Св., по сторонам Распятия четверо предстоящих, внизу ап. Петр, плачущий об отречении от Господа. По обеим сторонам его петел и ключи.

На рукоятке орудия страстей Христовых. Кроме св. мощей, в кресте находятся: 1) часть от камня гроба Господня, 2) часть от трости, которою Христос по главе бит был, 3) риза Исаии пророка, 4) трость и камень от гроба Антония Римлянина. Внизу, на задней стороне креста резная надпись: «Сеи благословящей крестъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода секретаря Петра Іванова сына Боголюбова». Возле пробы серебра означен 1746 год. В нем веса, без дерева, 1 ф. 72 зол.

Крест серебряный позолоченный, длиной 8 ½, верш. На нем, по сторонам Распятия, чеканные образа: несения Господом креста и снятия Его со креста, внизу положение во гроб, а вверху Воскресение Христово. На рукоятке вычеканены петел на столпе и орудия страстей Христовых. Из надписей в пяти выпуклых клеймах, на задней стороне креста, видно, что в нем хранятся: древо креста Господня и мощи Алексия митрополита, страстотерпца Иоанна Воина, преп. Анастасия (Синаита?) и Григория Декаполита. На той же задней дске с чеканными травами, на рукоятке изображен резной Херувим и под ним резные слова: «1750 году, октября 14 дня, сооруженъ сеі святыі животворящей крестъ въ Высокопетровской монастырь, въ новопостроенную церковь Толские Пресвятыя Богородицы, тщаніемъ Настасьи Александровны Нарышкиной». Она же и храмоздательница. В нем веса, без дерева, 95 зол.

Священно-служебные сосуды

Сосуды средней величины, оловянные. На потире, с лицевой стороны, резные, поясные в кругах изображения: Спасителя, правой рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие, Богоматери и св. Иоанна Предтечи; на задней стороне восьмиконечный крест с буквами по сторонам: к(опие), т(рость) м-л, р-б. По верхнему краю чаши надпись: «Пиите отъ нея вси, се есть кровь Моя Новаго Завѣта, еже за вы во» (яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов). На дискосе изображен Богомладенец, лежащий на дискосе, и два Ангела по сторонам Его, с рипидами. По краям дискоса написано: «Сеи Агнецъ Божи, вземляі грехи міра». Звездица медная, на ней круг с резным крестом. На блюдцах, на первом резной образ Распятия с двумя предстоящими, по полям надпись: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». На другом блюдце резное изображение Знамения Божией Матери с надписью по полям: «Достойно есть яко во истинн(у) блажити Тя».

Сосуды серебряные позолоченные, вес 4 ф. 30 зол. Потир с резными изображениями, на лицевой стороне, Спасителя, Богоматери и Предтечи, сзади крест и ап. Петр и Павел; с боковых сторон Архангелы Михаил с мечем в руке и Гавриил с райской в руке ветвью. По верхнему краю чаши вырезаны слова: «Пійте отъ нея вси, сія есть кровь Моя» и пр. Рукоятка с яблоком, на нем три резных Херувима с надписью: «На Херувимѣхъ носимый и пѣваемый отъ Серафимъ». На поддоне, в шести выпуклых клеймах изображены страсти Христовы. Дискос, по краям коего сделана надпись: «Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи мира», имеет соответственное ей изображение Богомладенца Иисуса с двумя Ангелами; на поддоне его резные образа трех Вселенских Святителей. На звезде круг, а в нем Распятие резное с предстоящими. Лжица представляет ту особенность, что на ручке ее начертан вверху восьмиконечный крест, а внизу четвероконечный. На блюдце с изображением креста читаем слова: «Крестъ Твой, Господи, жизнь и воскресеніе людемъ Твоимъ есть», а на другом изображено Знамение Пресв. Богородицы и написано по полям: «Все упованіе мое на Тя возлагаю, Мати Божія». На поддоне потира, по краям вырезано следующее: «193 (1685) г., апреля въ 19 день, сіи сосуды церковные дала вкладу въ Петровской монастырь верховая бояриня 10 Авдотья Ивановна з дѣтми своими по муже своемъ Парѳеніи Григорьевиче Свиньине, и по родителех своихъ въ вечное поминовеніе».

Сосуды серебряно-позолоченные с чернью, весом 8 ф. 18 зол. На чаше резные изображения те же, что и в прежнем потире, и между ними сверху восемь Херувимов; вокруг ее в коймах вырезаны слова: «Пійте отъ нея вси» и пр. На поддоне потира шесть выпуклых клейм с резными травами. Дискос от прежнего отличается чеканными символическими изображениями, на поддоне, Евангелистов. На звезде резной крест, а на лучах (дугах) ее и на лжице травы с чернью. На одном блюдце вырезаны крест и вид города (Иерусалима), на другом – Новгородский образ Знамения Божией Матери. На обеих встречаем надписи: 1) «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ», 2) «Все упованіе мое къ Тебѣ возлагаю, Мати Божія, сохрани мя во своемъ си покровѣ» (по старопечатному). На потире, на краю поддона вырезана вязью следующая надпись: «Сіи сосуды церковныя устроилъ въ церковь Живоносного Христова Воскресенія той же, иже ю присно созда, Царственные болшіе Печати и Государственныхъ Великихъ Посолскихъ Дѣлъ оберегатель, ближній бояринъ і намѣсникъ Новгородской, князь Василій Васильевичъ Голицынъ, лѣта 7194 (1686)».

Сосуды серебряные с позолотой по местам, весом 2 ф. 73 ¾ зол., «даны от Мавры Дубровской», не позже 1700 г. Ныне не существуют.

Сосуды серебряные позолоченные, весом 2 ф. 89 ½ зол. По краям чаши вырезаны слова: «Тѣло Христово пріимите, источника безсмертнаго вкусите», а на поддоне потира написано: «Сие сосуды вкладу въ Петровской монастырь приложила (въ 1702 г.?) бояроня вдова Маланя Тимоѳевна Нарышъкина по боярине Матьѳѣ Ѳилимоновиче Нарышкине».

Дарохранительница

Дарохранительница серебряная вызолоченная, о двух ярусах с куполом, на четырех круглых ножках с накладными лапами «орлиными белыми», т. е. без позолоты. Весу в ней 11 ф. 20 зол. Нижний ярус, назначенный для хранения освященных агнцев, снабжен с лицевой стороны серебряным выдвижным ящиком. На четырех углах нижнего яруса 4 гладких столбика, на коих накладки, заменяющие резьбу, прорезные серебряные без позолоты, а у верхнего яруса на углах столбики витые. В обоих ярусах, по сторонам, в восьми прорезных клеймах изображены на финифти страсти Христовы и положение Его во гроб. Над верхним ярусом крыша с главою, на крыше 4 литых Херувима. На главе чеканное Распятие с предстоящими, вверху креста Римские буквы: I N R I, а по обеим сторонам переднего клейма в верхнем ярусе резная надпись: «Отъ сотворенія міра лѣта 7226, а отъ Рождества Христова 1718, декемвріа 25 дня, построенъ сей таинохранителный ковчегъ и отданъ во обитель въ Петровской высокой монастырь, въ соборную 12 церковь, тщяніемъ болярони вдовы Юльяны Лвовны, болярина Васіліевой (Василія) жены Ѳеодоровича Нарышкина, для поминовенія по немъ».

Кивот со святыней

Плащаница и воздухи с покровцами

Из воздухов с покровцами замечательны три:

а) Воздух и два покровца, парчовые по золотому матовому полю с золотыми цветами, обложены по краям серебряным кружевом и бахромой. Кресты, на воздухе восьмиконечный с подножием, на покровцах четвероконечные, обнизаны жемчугом, изумрудами и яхонтами, голубыми и красными.

б) Воздух и покровцы из малинового атласа, убранные жемчугом. На воздухе шитые разными шелками и золотом изображения Спасителя, лежащего во гробе, двух Ангелов вверху с рипидами и между ними одного Херувима. На коймах по зеленому атласу шитый золотом тропарь: «Во гробѣ плотию, во аде же съ душею яко Богъ». Из покровцов на одном изображен лежащий на дискосе Богомладенец, над ним Дух Св. и Господь Саваоф, а по сторонам Его – два Ангела с рипидами. На коймах, с Херувимами по углам, вышиты золотые слова: «Приимѣте, iядите, се есть тѣло Мое» и пр. На другом покровце образ Знамения Божией Матери и четыре вокруг Нее Херувима. Поймы с словами: «Пиите отъ нея вси, се есть кровь Моя» и пр.

в) Воздух с покровцами из шелковой голубой объяри с коймами розового атласа. На нем изображено положение во гроб Иисуса Христа. Тело Богочеловека и лица предстоящих гробу: Богоматери, Магдалины, Иоанна Богослова и Иосифа с Никодимом, рисованы по атласу, плащаница Спасителя и ризы предстоящих сделаны из разных материй, а венцы шиты золотом и обведены в одну нить мелким жемчугом, между коим внизаны сквозные изумруды. По краям воздуха вышит золотом тропарь: «благообразны Иосифъ». На одном покровце изображен в сиянии Спаситель благословляющий, с Евангелием в левой руке, раскрытым на словах: «Судия бѣ нѣки въ нѣкоемъ граде, Бога не бояся и человѣкъ не срамляяся» и пр. Риза на Спасителе и все сияние вокруг Его нашивные из разной материи шелковой и парчи, а лицо, руки Его и Евангелие, Им держимое, писаны по белому атласу красками. На другом покровце в круговом сиянии образ Знамения.

Иконы

К той же иконе есть древняя пелена из малинового атласа с изображением на ней Казанской Божией Матери, шитым золотом и шелками; корона обнизана средним и мелким жемчугом Вокруг пелены, по голубой кайме вышить вязью кондак: «Притецемъ людие».

Образ Боголюбской Божией Матери, в выш. 2 арш., в шир. 1 арш. 6 ½ верш., в серебро-позолоченной ризе, вес. 22 ф., сделанной в 1849 г. «от доброхотных дателей». Как этот, так и прочие (числом до 70) в иконостасе Боголюбской церкви образа, современные построению ее в 1690 г., отличаются строгостью рисунка и необыкновенною тщательностью работы. Все они реставрированы.

Образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемый «Цвет Неувядаемый», в выш. 13 и 3 /4, в шир. 11 верш. На нем серебро-позолоченная риза. Внизу на передней стороне дски надпись: «1733 году писал сей образъ 9-ти Мучениковскiй (в Москве) дiакон Василiй Ивановъ».

Образ Алексия Человека Божия, соименного Царю Алексею Михайловичу и, по сторонам преподобного на той же дске (в выш. 2 арш., в шир. 1 арш. 6 ¾ верш.), св. мучеников Андриана и Наталии, соименной Царице Наталье Кирилловне, матери Петра I.

Образ преп. Исаакия Далматского, выш. 7, шир. 6 верш., в серебро-вызолоченном окладе, написанный в 1690 г., в память дня рождения Петра I (30 мая 1672 г.). Поставлен был за жертвенником в Боголюбском храме и, вероятно, полагался на аналое, при праздничном богослужении в Царский день, особенно во время полиелейного пения среди церкви.

Разные утвари церковные

Лампада серебряная, чеканной работы, прорезная, весом 1 ½ ф. «Дана вкладу отъ генеральши Анастасьи Никитиной Стрѣшневой, 1774 г.» Ныне не существует.

Ладонница беспробного серебра, вес. 91 зол., имеет вид восьмигранного потира с крышкой. На передних трех гранях ее резные изображения Спасителя, Богоматери и Предтечи, а на трех задних Распятие и апп. Петр и Павел, на боковых Архангелы Михаил и Гавриил. На крышке, имеющей вид купола с крестом, в шести выпуклых клеймах шесть резных Херувимов; на рукоятке круглое яблоко. Поддон у сей ладонницы круглый, с чеканными на ней травами и листами.

Кадило серебряное, вес. 1 ф. 77 зол., с резною надписью вокруг верхнего края чашки: «Лѣта 1700 году, далъ сіе кадило въ Петровской высокой монастырь Кравчей Кирило Алексіевичъ Нарышкинъ».

Кадило серебряное, вес. 1 ф. 82 зол. На поддоне резные слова: «1731 году сие кадило дано въ Петровской высокой монастырь, для вѣчнаго поминовения по девицѣ Екатеринѣ и девицѣ Варваре, при архимандритѣ Аввакумѣ». Ныне не существует.

Водосвятная серебряная чаша, круглая, местами позолоченная, весом 7 ф. 76 зол. Внутри ее, на выпуклом золоченом круге, который отдельно утвержден на дне чаши, вырезано Богоявление Господне. На лицевой наружной стороне изображена Св. Троица в виде Ангелов: так как на Иордане было явление Троицы; на задней стороне – Распятие Господне с предстоящими. По верхнему краю чаши пространная надпись крупною вязью: «По своей праведной вѣре въ домъ Пресвятыя Богородицы, въ пречестную и святую обитель, въ Петровскій высокій монастырь, милости ради великаго і всещедраго Бога, во Тройцѣ Святѣі славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, и молитвъ ради великаго святителя и чюдотворца Петра, митрополита Московскаго и всеа Россіи, вдова Палагія Борисовна Нарышкина, сію сребряную и позлащенную водосвятную чашу, въ славу Бога Отца, для вѣчнаго помяновенія и душевныя ползы мужа своего во блаженномъ успеніи околничего Ивана Ивановича Нарышкина, лѣта 7202 (1694) году, апрѣля въ 4 день, при Властію (при Властяхъ): архімандрите Іове, при казначѣе старцѣ Матѳее, прі уставщике іромонахе Іоасаѳе, при книгохранителе іеромонахе Авраміе, при ризнічемъ іеродіаконе Иринархе, при Варламе Волженскомъ, при Гераклме (Иракліѣ) Неѣломъ».

Блюдо серебряное, гладкое, вес. 2 ф. 81 зол. На середине его вырезаны крест и вид города, по краям – травы, между коими в четырех клеймах написано: « Лѣта мироздравія (отъ мірозданія) 7221, отъ Рождества же Бога Слова 1713, марта въ 25 день, построилъ блюдо сие усердиемъ своимъ (и) тщаниемъ столникъ Ѳедоръ Петровичъ Дубровской, въ вѣчное поминовение Климента, Мавры, Петра, Татиану, Іоанна, Акилину, Михаила, Наталии, Алексия, Маріи, схимонаха Іона, Маріи, Петра, Ѳеодосіи, князя Василия, княгіни Евдокии, Аѳонасия, Евдокіи, Василия, Марии, Луки, Пелагіи, Симеона, Ѳеодоры, Вукола, Анисіи, Іоанна, Улияни, Димитрия».

Облачения священнослужителей и гробовые покровы

Ризы парчи золотой с травами золотыми ж; оплечье низано жемчугом, а крест составлен из 9-ти круглых золотых запон с алмазами. Устроены по боярыне Елене Александровне Нарышкиной 20 апреля 1767 г.

Еще две жемчужных ризы и стихарь неизвестно кем пожертвованные.

Ризы парчи серебряной с трапами разных шелков, а оплечье с мелкими синего шелка травами. Вклад Марьи Ивановны Нарышкиной.

Ризы парчи серебряной с золотыми и разных шелков травами; оплечье по черной земле шито золотом. Вклад Настасьи Александровны Нарышкиной.

Ризы такой же парчи, вклад Анны Михайловны Отяевой, урожденной Нарышкиной, в 1767 г.

В ризнице монастыря есть малинового бархата 9 покровов к каменным гробницам Нарышкиных бояр, погребенных в трапезе Боголюбской церкви. Один из покровов тройной, т. е. на три гробницы, и с тремя крестами. На нем и на прочих покровах кресты с подножиями из серебряных вызолоченных дробниц, круглой формы; на дробницах резные с чернью изображения (на каждой по одному) Спасителя, Богоматери, Архангелов и разных святых. Копье, трость и глава Адамова серебряные вызолоченные. Вокруг покровов коймы из зеленого атласа с нашивным широким кружевом, плетеным из золота и серебра. Подкладка красного сукна.

Богослужебные и другие книги

«Сия книга Апостолъ, дому боярина Льва Кириловича Нарышкина послужиллъвицъ (послужилицъ) ево, дѣвицъ Анны, да Параскевиі Михайловыхъ дочерей Пустынниковыхъ. 708 г. отдана сия книга въ Петровской монастырь въ церковь, въ поминовѣние родителей». Надпись по листам книги.

Октоих, два гласа, с надписью: «Лѣта 7173 (1665) году, майя въ 3 день, далъ сию Богоглаголемую книгу Октай въ Петровской монастырь, что у Петровскихъ воротъ, въ домъ Покрова Пречистыя Богородицы, того жъ монастыря архимандритъ Ѳеодоритъ, по своей душе і по своихъ родителехъ въ вѣчной поминъ».

«Сия книга Октаi первого гласа, Iгумна Офонасея, куплена на свои денги».

Минея: месяцы Септеврий 7127 (1619) г., Октоврий 7128 и Декамврий 7129 г., в кожаном переплете. На последней книге значится, что «продана отъ Григорья Богослова»: разумеется приходская церковь близ Петровского монастыря, на Дмитровке.

«Лѣта мнрозданіа 7202 (1691), октовріа въ 1 день, въ церковь Вознесенія Господа нашего Іисуса Христа, что за Никицкими вороты, въ Земляномъ городе, въ Сторожахъ, далъ сію книгу (апрѣльскую Минею, изд. 1691 г.) Димитріи Іосифовъ сынъ Аврамовъ».

«Лѣта отъ Рождества по плоти Бога Слова 1706, мѣсяца марта 1 дня, во храмъ святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, иже въ Москвѣ, во градѣ зовомомъ Бѣломъ, что у Никицкихъ вратъ, сія Богодухновенныя дванадесять книгъ Миній, то есть, сентябрь, октябрь (по августъ), въ вѣчное поминовеніе по родителехъ своихъ (вообще родныхъ), по прадѣдехъ Тімоѳее, да Евдокимѣ, по дѣдехъ Іоаннѣ, да схимникѣ Титѣ, по отцѣ своемъ Іоаннѣ и матери Евдокіи и по прочихъ сродникахъ, ихъ же имяна написана суть въ книгахъ вѣчнаго живота, далъ и подписалъ есмь моею рукою Посолского Приказу 34 діакъ Михаилъ Івановъ сынъ Родостамовъ, въ бытіе у того выше писанного святаго храма служителя, честнаго господина іереа Іосифа Климонтова; и прошу усердно его святыню и по немъ будущихъ іереевъ, да, читая святыя сія книги, творятъ молитвы но своей можности, аминь».

Анфологион или Цветослов, напечатанный в 1748 г. «Сія кніга, глаголемая (иначе) Мінея празнішная, Высокопетровскаго монастыря церкві Пресветыя Богородіцы Толския, подаянія Настасьі Александравны Нарышкіноі, 1750 году, 19 октебря».

Триодион, без выходного листа, с надписью по другим листам: «Лѣта 7177 (1669) г., ѳевраля въ 24 день, Великій Государь Царь і Великій Князь Алексѣй Михайловичъ, всеа Великия і Малыя і Бѣлыя Росіи Самодержецъ, пожаловалъ ис Приказу своихъ Государевыхъ тайныхъ дѣлъ въ монастырь Петра митрополита, что на Петровке, сию книгу Треодь Постную».

10 «Сия книга, глаголемая Треодь Пятьдесятная (изд. 1680 г.), казенная, высокова Петровскова монастыря, что на Москвѣ, на Петровкѣ, а куплена і подписана въ томъ монастырѣ при архимандритѣ Іосифѣ Долгоруковѣ, лѣта Господня отъ мироздания 7192 (1684), мѣсяца априлліа въ 28 день, а подписалъ, по велѣнію архимандричию, того же Петровского монастыря казенной дьячекъ Гр. Ѳедоровъ сынъ Ключаревъ, Казанецъ».

Требник Петра Могилы, с надписью на первом листе: «Ех catalogo librorum indigni Ieromonachi Ignatii Krolewietz, Igumeni monasterii Polocensis, ad aedes Sanctorum Epiphaniorum, dono mihi oblatus in Caesarea urbe Moscwa, a perillustri ac generoso Domino Theodoro Michaylowietz Rtissctzew Ocolnicio alias Castellano ac generali Oeconomo S. С. M. Anno G. Christi 1657, prima Martii». To есть: «Из каталога книг недостойного иеромонаха Игнатия Кролевича, игумена монастыря Полоцкого, при храме св. Богоявления. Подарен мне (сей Требник) в царствующем граде Москве, преславным и благородным господином Федором Михайловичем Ртищевым, окольничим или кастеляном (начальником крепости) и главным казначеем Его Царского Величества, 1657 г. 1 марта». На полях того же (первого) листа есть другая надпись на латинском языке, показывающая принадлежность книги Симеону Петровскому Ситиановичу (Полоцкому), и еще заметка о поступлении ее в библиотеку монастыря Полоцкого.

«172–1664 г., июля въ 8 день, на память святаго великомученика Прокопия, сия книга Святое Евангелiе (Учительное, 1662 г.) куплена в Петровской монастырь, что на Петровке, на монастырьские пустошные денги, при архимандрите Ѳеодорите».

«Лѣта 7195 (1687) года, августа въ 6 день, церкви святаго пророка Иліи Обыденного, что за Пречистенскими вороты, священникъ Иродионъ Аѳанасьевъ. I положилъ книгу сию, нарицаемую Бесѣды Апостольския (изд. 1664 г.) въ выше помянутую церковь пророка Иліи по обѣщанію своему вѣчно. Подписалъ сию книгу, по ево Иродионову повелѣнію, Приказу Большаго Дворца подъячей Василей Плѣнжинъ (?)».

«Книга, глаголемая Вечеря Душевная (соч. иеромонаха Симеона Полоцкого, 1683 г.), Тоболского Знаменского монастыря архимандрита Iгнатия келейная. Подписалъ я, архимандритъ Iгнатiй, своею рукою 7207 (1699) г., ѳевруария въ 19 день».

Из кн. 2-ой Чтений в обществе истории и древн. Росс., 1875 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *