клад тайник что это
Как найти клад, если вы живете в старом доме
Клад — это необязательно старинный сундук с пиратским золотом. Ценные монеты и банкноты, когда-то спрятанные на черный день, можно поискать и в своем доме, если он старше 50 лет. Для этого не нужна загадочная карта с крестиком в нужной точке, достаточно знать, где искать.
Вот самые популярные места для тайников в домах.
В мебели
Если в доме осталась старинная мебель, присмотритесь к ней повнимательнее. Раньше тайники делали именно там: высверливали пустоты в толстом дереве массивных диванов и кресел или устанавливали фальшивые стенки в шкафах. Чтобы обнаружить клад, достаточно простучать все предметы вашего интерьера и изучить их размеры — это поможет вычислить потайные отделения.
Если ничего не нашлось, не расстраивайтесь — отреставрированная старая мебель стоит немалых денег.
В оконных и дверных блоках
Монеты и украшения прятали между деревянными конструкциями и стеной, под подоконником и за наличниками. За них легко просунуть ценности и в случае необходимости так же быстро достать.
Ради возможных серебряных пятаков нет смысла громить весь дом, но если запланирован ремонт, лучше быть внимательнее во время демонтажа старой отделки.
Под полом
Чтобы найти тайник под настилом, не нужно разбирать весь пол: достаточно поднять несколько досок, чтобы под него смог пролезть человек. Предварительно стоит проверить помещение металлоискателем, но неопытному охотнику за кладами легко перепутать сигналы, идущие от металлических скоб и гвоздей, с теми, что издают настоящие сокровища.
Даже если под полом не делали тайников специально, монеты имеют свойство закатываться в разные щели, поэтому со временем прямо под вашими ногами могло накопиться неплохое состояние.
В дымоходах
Это слишком очевидное место для крупных сбережений, но в нем можно найти небольшую забытую заначку — просто загляните с фонарем в лючок дымохода.
В секретной комнате
Секретная комната в фильмах — это отъезжающий шкаф, который приходит в движение, если сдвинуть нужную книгу или подсвечник. В жизни все гораздо прозаичнее: обычно это выбитая в стене ниша, которую закрыли листом дерева или неплотной кирпичной кладкой.
Обнаружить секретную нишу можно простукиванием стен во всех комнатах. Если в доме есть подвал или погреб, проверьте стены и там.
В углу
При строительстве дома часто закладывали монеты под каждый угол — это считалось гарантией достатка его жильцов. Если семья была богатой, для соблюдения приметы не ограничивались одними медяками.
Дома раньше строили из дерева, поэтому не нужно разрушать стены, чтобы найти клад. Скорее всего, бревна со временем прогнили и просели, поэтому закладные монеты можно достать без особых усилий.
На чердаке
Там сухо, много свободного пространства и редко появляются посторонние люди, поэтому это идеальное место для того, чтобы спрятать клад. Тайники устраивали в выемках деревянных балок, в насыпи вокруг печной трубы или по периметру крыши, а также в перекрытиях между полом чердака и потолком нижнего этажа.
Чердак — популярное место для схронов, поэтому если нашли один, не останавливайтесь. Уже несколько веков назад люди знали, что нельзя хранить все яйца в одной корзине, и делали отдельные тайники для монет, банкнот и украшений.
У печи
Печь или камин — хорошее место для поиска клада. Люди прятали сокровища в печь, потому что там точно ничего не отсыреет, а значит — надежно сохранится. И даже если дом разрушит пожар или буря, печь все равно выстоит.
Сбережения прятали в поддувало между полом и печью, закладывали в трубу или закапывали рядом.
Около дома
В старину дома часто уничтожали пожары и разоряли разбойники, поэтому люди предпочитали оставлять сбережения на нейтральной территории. Чтобы через годы удалось найти то самое место, нужен был ориентир, который не исчезнет.
Если рядом есть старое дерево, пройдитесь с металлоискателем вдоль корней и загляните в дупло. Часто для тайника выбирали склоны оврагов: в них можно было копать, оставаясь незамеченным.
На фасаде дома
Если у вас частный дом, тайник может быть в завалинке или под коньком крыши. Также секретное отделение могли сделать при строительстве под ступенями крыльца или прямо в них.
Однажды на даче я обнаружил, что с улицы в подвал дома ведет тайный ход, заложенный кирпичами без раствора. Правда, сокровищ там не оказалось.
Кто такие закладчики как не попасться на обещания легких денег мой личный опыт
Это был 2017 год, мы выживали как могли. Я жила в Омске в теплой квартире с мамой, которая кормила меня и содержала. Мне было стыдно, я взрослая девушка, а сижу у мамы на шее! Но в Омске найти нормальную работу, а не кидалово, очень сложно.
Я бесцельно ездила на множество собеседований проматывая к тому же деньги матери на проезд. В итоге меня просили заполнить анкету и отправляли восвояси со словами «мы вам перезвоним». Можно было сразу вычёркивать их из списка возможных работодателей.
Кто такой кладмен и где прячут клад
Человек, делающий закладку стаффа (наркотика)
Если к вам в подъезд рвутся парнишки, которых вы ни разу до этого не видели, вполне может быть, что они пришли или сделать закладку в вашем подъезде или забрать уже заложенный «клад». В подъезде могут закинуть в почтовый ящик или за мусоропровод. Ещё (знакомый рассказывал) как то нашёл приклеенный на трубе свёрточек, сорвал его и выкинул в мусоропровод!
Как найти закладку
Есть много хитроумных способов как спрятать клад, однако в некоторых случаях кладмены нисколько не парятся и просто кидают на пол клад, быстро фоткают и уходят. Просто народ в большинстве своём непосвященный даже и не поймёт, что кусок изоленты может быть пипец как кому-то нужен, что этот кто-то приедет на такси среди ночи и носом будет землю рыть, чтоб найти заветный свёрточек.
закладка с насваем
История из жизни : как ловят наркоманов
Один знакомый парнишка (знакомый знакомого, назовём его Стас) небольшого возраста и недалёкого ума и жизненного опыта сидел как-то дома и скучал. Его друзья были любители покурить, айти что покурить и у них это успешно получалось и находились на это деньги. У Стаса же не было ни гроша.
Приехал Стас по адресу, забрал свой пробничек и счастливый уже бежал к выходу из подъезда, предвкушая как он будет рассказывать друзьям о халяве и о том какой он красавчик, намутил себе покурить. Да не тут то было. Как только Стас вышел из подъезда его встретили ребята, показали «корочки» и предложили проследовать за ними.
Вышел из тюрьмы Стас уже взрослым парнем и попал в ту же компанию. На «пробу» он не брал больше ничего, но вся эта история его так ничему и не научила. Значит, пойдёт пацан по зонам.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный – на своих, а глупый их повторяет
Бахтияр Мелик оглы Мамедов
Как стать закладчиком
Но даже если бы у меня были деньги, я бы не стала платить. Потому что с какой это стати я должна доверить свои деньги каким то барыгам в интернете, они могут даже мне ссылку не дать ни на какой клад, а просто убрать меня в чёрный список и всё. После того, как я сказала, что денег у меня нет, Костик ненадолго «замолчал».
Сколько стоят закладки
Сколько зарабатывают закладчики
Имитация фото которую просят прислать при трудоустройстве
Работа закладчиком
Я скачала фоторедактор и у себя дома нашла 3 места (чтобы доказать что ты находчивая и хитрая и играла в детстве в прятки нужно было придумать 3) куда я спрятала воображаемый клад, добавила кружки со стрелочками на фотки и отправила Сане. Он сразу же прислал следующую часть задания. Нужно было скачать карту, приложение, которое глушит сигнал местонахождения.
Как работать кладмэном
Сказать, что я испугалась, значит, ничего не сказать. Я метнулась через дорогу, благо транспорта было тоже мало, думаю, если он не за мной, то он не станет тут же перебегать дорогу. Но пройдя чуть чуть чтобы не вызывать подозрений краем глаза увидела как он перебегает дорогу, но ему помешал транспорт.
где прячут закладки кладмены
Погоня и «палево»
Я, воспользовавшись его замешательством, зашла во двор дома и побежала что есть мочи по направлению к остановке. Мне наверное тогда повезло оказаться на конечке маршрутных автобусов, я залетела в первый попавшийся, потому что пока бежала, оглянувшись видела как он за мной уже бежит. Маршрутка была полная, я быстро села назад так, чтоб за народом меня не было видно, мы тронулись и неизвестный остался позади, я смогла спокойно вздохнуть.
Немного ещё беспокоил немаленький свёрток в кармане, я потихоньку пыталась его размусолить в кармане, но хотелось уже как можно быстрее посмотреть что же там, то ли я взяла с испугу. Я доехала до ближайшего торгового центра и увидела содержимое свёртка в туалете. Да, это то, что надо, наконец я зашла в телеграм чат и написала Васе, что забрала свёрток. Он ответил, что ждёт теперь 10 фото с кладами.
Я поехала на свой район. Там то я вмиг раскидаю все 10, подумала я, но не тут то было. Всё ещё сидела в мозге эта ситуация с незнакомцем и попадаться на глаза людям за этим делом я очень остерегалась, поэтому долго искала место первого клада, бродя по улицам района.
Примерно так выглядит закладка
Я ходила по гаражам и возле школ, но всюду и везде сновал народ. Как же я буду делать 20, а то и 30 кладов, если я час 1 только делаю? Наверное, этим стоит заниматься ночью. Но ночью не видно что на фото. Что делать.
Фотографировать было просто, делала вид, что фотографирую другое и делала 4- 5 фото местности, одно из которых было «ключевым». Дошло до того, что последний клад я сделала возле школы, в кормушку для птичек положила клад, делая вид, что положила в кормушку птичкам хлебушка. Дома обработала все фото, ненужные удалила и отправила Васе.
Меня допустили ко второму рабочему дню. И как уже стало обычно, пожелали спокойной ночи, даже не дав намёка, что будет завтра и куда мне нужно будет ехать. Уснула я быстро, так как очень устала, перенесла за день много нервных потрясений, прошла кучу километров по своему району.
Последний рабочий день
Утром Вася написал задание и я отправилась выполнять. Оделась потеплее, так как снова придётся много времени провести на улице. Нужно было приехать на один район и пособирать спрятанные другим курьером клады. Лучше б дали мои собрать, я все помню, а тут искать надо.
Адреса и фотки с кружочками и стрелочками были не всегда понятны. Например, зимой клад могут закапывать в снег, а летом делать прикоп в земле. Что в снегу хоть бери лопату и разгребай, что в земле. Перчатки не ношу с детства терпеть не могу этот аксессуар и этот факт сыграл со мной злую шутку. И я сейчас не про снег, типа холодно разгребать без перчаток, не, не.
Проблема в том, что когда курьер прятал клад со снегом и местом всё было в порядке, а потом собачка ГНК (ГосНаркоКонтроль), почуяв бяку, решила её пометить для хозяина))) шутка, просто на фото в кружочке был клад и никакой мочи, а на деле, копайся в моче, Ленок, скажи спасибо, что не поносик.
места где прячут закладки
Где прячут закладки закладчики
В завершение истории
Собрала я с горем пополам все свёртки и поехала домой. Надо было их одним закладом куда то деть, но не было ни времени ни желания и я отдала весь этот клубок другу, которому и рассказала о своих приключениях. Развернув все свёртки, они оказались пустыми, значит, меня просто проверяли. Я написала Васе гневное письмо и поставила его в бан вместе со всей его свитой.
Что касается моих персональных данных, то они использованы нигде не были, кредит на меня никто не взял, да и не дали бы, я сама пробовала как-то взять. В тюрьму меня не посадили, да и не за что было бы, так как я «гонялась» за пустышками.
Читателям хочу сказать, не гонитесь за большими заработками. Там, где обещают большие деньги за короткий срок, обязательно мошенничество, лохотрон или история с подследственным уклоном. Зарабатывайте честно, умом, руками, головой. Можете заглянуть в мою рубрику о заработке в интернет, где можно реально заработать денег, без страха и кидняка.
Подписывайтесь на блог, у меня ещё много чего есть вам рассказать, обещаю, будет интересно. Делитесь статьёй с друзьями, пусть не попадаются на такой заработок. Пишите в комментарии, был ли у вас подобный опыт работы и чем всё закончилось.
Понравилась статья? Поделись!
15 комментариев
Автор: Евгений
Эксперимент с родни: выпить метиловый спирт и посмотреть, а ну как обойдется. Произошло чудо, обошлось.
Автор: Елена Антюхова
Автор: Александр Свистун
Автор: Елена Антюхова
Здравствуйте, Александр. Спасибо за проявленный интерес к статье. Конечно, сейчас я таких экспериментов не ставлю, но пришлось пройти и через такое. Я очень рада что вам было интересно читать
Автор: Евгений
Всегда было интересно, сколько получают эти закладчики рискуя свободой. Но оказалось не так много, как думал. У меня около дома в парке тоже переодически можно увидеть кладоискателей. Но я думаю в Москве по больше за такое оплачивают. Сам бы не рискнул свободой ни за какие деньги и распространением заниматься тоже желания нет.
Автор: Елена Антюхова
Если считать по городам, то они обещают месячную зарплату за неделю. Например я в Москве зарабатываю 30, значит столько они будут обещать за неделю. Но всё таки сомневаюсь, что платят. Всё равно сесть за такое так себе перспективка, сколько бы не обещали. Спасибо за ваш комментарий
Автор: Олег
Автор: Елена Антюхова
Согласна, я это усвоила на собственном опыте и в сравнении со знакомым, который с малых лет угробил свою жизнь и пошёл «по зонам». Я так не хочу. Спасибо вам за комментарий.
Автор: Виктория, Игорь
Интересный опыт, но лучше бы его не было, конечно. Но опыт. никуда не денешься. Пусть другим не повадно будет. Спасибо за откровенность.
Автор: Елена Антюхова
Спасибо за ваш комментарий. Я думаю, это мне вот повезло что я убежала от того дядьки, а если бы нет? Да и копаться в мусоре ради этого, так себе занятие. Я надеюсь эта статья действительно поможет другим понять, что это не работа, а издевательство и реальный риск попасться не только полиции, но и наркоманам, которые за дозу, тем более на халяву, могут и избить, ограбить и тд
Автор: Вера Матанцева
Да, девушка, встрясочку себе устроила. Легко отделалась. В заключении правильно говоришь, что большие деньги за короткий срок плохо пахнут. Надеюсь, что читатель сделает правильные выводы и не повторит твой опыт.
Автор: Елена Антюхова
Да уж, впечатлений хватило надолго. На что только не идут люди ради заработка. Думаю, если б была у меня нормальная работа, врядли на такое б согласилась. А так нигде не брали.
Автор: Не учи учёного
Автор: Елена Антюхова
Оставить комментарий
Подписка на статьи
Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!
YouTube Instagram Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Клады царской России: как эпидемия кладоискательства охватила русскую деревню и чем были опасны бесовские стражи сокровищ
Что такое клад? Рассказы о легендарных пиратах создали вокруг этого слова ореол загадочности, но реальность куда прозаичнее: клад — это распространенный в прошлом способ прятать нажитое имущество. На Руси чаще использовали слово «поклажа» — от слова «положить», «оставить на хранение». Славяне закапывали клады с языческих времен, а кладоискательство стало народным промыслом: вдохновленные рассказами о сокрытом в земле золоте предков охотники за сокровищами посвящали их поискам всю жизнь и сочиняли о кладах целые легенды.
Кто и зачем закапывал клады на Руси
Впервые об обычае славян делать клады упомянул византийский историк VI века Маврикий: «Они скрывают необходимые вещи под землей, не имея ничего лишнего наружи». Хронист XII века Гельмольд из Босау писал, что поморские славяне хранят всё драгоценное в земле — в кладах и тайниках. В повести о крещении Владимира, датируемой концом XI века, земные сокровища противопоставляются небесным:
«Не скрывайте собе скровищь на земли, идеже тля тлить и татье подкопывають, но скрывайте себе скровище на небесах идеже ни тля тлить, ни татие крадуть».
В начале XII столетия древнерусский князь Владимир Мономах в «Поучении» предостерегал: «И в земле [богатств] не прячьте, то нам большой грех».
Сложно сказать, почему закапывание кладов в Древней Руси возбранялось. Может, это следствие борьбы церкви со стяжательством или искреннее переживание за простой народ, чьи поклажи «подкопывають» и крадут воры. В любом случае упоминание их в таком ключе говорит о распространенности кладов в древнерусском обществе.
Фрагмент золотой диадемы из клада XII века, найденного в Киеве в 1889 году. Источник
В домонгольский период, X–XII века, клады делали в основном из-за постоянных междоусобных войн. Жители городов и деревень прятали нажитое, боясь произвола вражеских князей и их «санкций» по отношению к обитателям захваченных территорий. Серьезную угрозу представляли грабительские набеги печенегов и половцев, которые нередко доходили до Киева и опустошали всё на своем пути.
Читайте также
Всплеск кладов зафиксирован историками в 1230–1240-х годах во время нашествия Батыя на Русь — по силе, жестокости и масштабам разграбления монголам не оказалось равных. Зажатые между князьями и иноземными захватчиками, русские люди только и делали, что закапывали ценности. Одни покидали родной дом и, не имея возможности забрать с собой всё, прятали имущество, чтобы потом за ним вернуться. Другие укрывали драгоценности и деньги, притворяясь бедняками.
Но бывали и другие причины. Например, произвол сборщиков подати (налога), которые часто собирали «своею бездельной корыстью против окладу больше» и вынуждали крестьян скрывать излишки денег. Или пожары: Древняя Русь строилась из дерева и регулярно горела, клады в таком случае играли роль сберегательных касс. В конце концов, их использовали в качестве копилок и тайников — археологи часто натыкаются на сосуды, размеры которых слишком велики для количества найденных в них вещей.
В XV–XVI веках Русь постепенно выбиралась из хаоса и крепла. Возросло могущество Москвы, росли другие города, ставшие очагами развития внутреннего рынка. На нем появлялись новые игроки: крестьяне, которые сбывали урожай для выплаты оброка и одновременно становились покупателями, русские и иностранные купцы. Росли масштабы товарного производства и денежного обращения, увеличилось производство монет, а вслед за этим и количество кладов: люди прятали в земле заработок и копили на то, что им необходимо.
Поступательное развитие государства омрачали социально-политические потрясения, которые отражались на кладах. Их количество резко возросло в 1560–1570-х годах, во время хозяйственного разорения страны опричниной: Иван Грозный погрузил государство во мрак, где ни крестьяне, ни землевладельцы не могли чувствовать себя в безопасности. А вот во время Смуты в начале следующего века кладов закапывали меньше. Людям попросту стало нечего хранить: опричнина быстро сменилась неурожаем 1601–1603 годов и польско-литовской интервенцией, ремесло и торговля пришли в упадок, денег чеканилось меньше.
«Чрезвычайные притеснения, которым подвергаются бедные простолюдины, лишают их вовсе бодрости заниматься своими промыслами, ибо чем кто из них зажиточнее, тем в большей находится опасности не только лишиться своего имущества, но и самой жизни. Если же у кого и есть какая собственность, то старается он скрыть ее, сколько может, иногда зарывая в землю и в лесу…»
Английский дипломат Джайлс Флетчер, посетивший Москву в 1588 году
Экономическое возрождение Московского государства началось только в 1620–1630-х годах. Вернулись и клады: их размеры становились огромными и достигали 6000–8000 монет. Конечно, такие запасы делали не крестьяне и рядовые горожане, а зажиточные купцы, хозяева рынка. Но с наступлением петровской эпохи они снова исчезают с радаров: развитие крупной промышленности и появление частных мануфактур позволили хранить капитал в производстве.
Во второй половине XVIII века в российских городах открылись первые банки. Все более или менее значительные сбережения дворяне и зажиточные горожане направляли туда. Но архаичное крестьянство по-прежнему закапывало пожитки в землю. Размеры кладов XVIII–XIX веков становились всё меньше и состояли в основном из копеек. Для них среди археологов появился специальный термин — «крестьянские клады».
Монетный клад в глиняном горшочке. Источник
Привычный образ клада в виде сундука, запертого амбарным замком, нетипичен для России.
Чаще всего сбережения хранили в глиняных или медных сосудах — горшках, кувшинах и даже амфорах, иногда ценности закапывали в тканевых или кожаных мешках.
Часто клады делали в могилах — видимо, рассчитывая на то, что никто не осмелится тревожить умерших. Либо прямо под избой, землянкой, поместьем или церковью. Особо мнительные люди не ленились и уносили имущество в горы и леса.
Почти все русские вещевые клады домонгольского периода состоят из богатых женских украшений: золотых и серебряных браслетов, серег, колец и витых перстней, подвесок и ожерелий. Они принадлежали зажиточным боярам, князьям и княжеским дружинникам. С XI века в кладах появляются изделия, выполненные менее искусными ювелирами из бронзы и низкопробного серебра, — следствие развития ремесла и желания простых людей подражать знати. Количество монетных кладов растет с расширением товарно-денежных отношений в государстве.
Фрагмент золотого ожерелья из клада XII века, найденного в Киеве в 1887 году. Источник
Охота за сокровищами — русский народный промысел
Вместе с кладами появились и кладоискатели. Кто же откажется от несметных богатств, зарытых прямо под ногами? Сильнее всего кладомания охватила крестьян, живших впроголодь под тяжестью государственных и господских поборов. Подневольное положение, длившееся веками, воспитало в них веру в невозможность обогащения честным трудом: «от трудов праведных не наживешь палат каменных».
Известно, что клады на Руси делали с раннего Средневековья. Об этом говорят как письменные источники, так и реальные находки археологов. С кладоискательством всё сложнее — от XI–XV веков у нас остались разве что летописи и жития святых. Упоминания о кладоискателях в них отрывочны.
Завесу тайны приоткрывает XVII столетие, когда ловлей кладоискателей занялись воеводы — наместники царя. Они совмещали военные функции с административными и помогали государю управлять необъятными землями. Именно благодаря протоколам, которые воеводы составляли на кладоискателей и отправляли в Разрядный приказ в Москве, мы знаем об охотниках за сокровищами чуть больше.
В 1626 году в Путивле крестьянин Роман Гаврилов нашел в древнем кургане «золота два прута, да 26 плащей (пластин), да 9 перстней золотых, и пуговицы, и иные мелкие статьи золотые и серебряные» — вероятнее всего, клад или захоронение какого-то древнерусского князя. Спустя три года в Можайске казачий сын Пахомка Коверзин отрыл в земле у горы кувшин денег.
В 1638 году в Курске бобыльский сын Михейка с нищим Акимкой и его пасынком Артюшкой близ горы нашли горшочек с восемью золотниками татарских денег и пятью лубочками волоченого серебра весом в 28 золотников. Спустя 30 лет близ Воронежа казак откопал «под дубом котел небольшой пивной денег, да на тех деньгах лежат три или четыре бруска литых, неведомо какие, накрыт тот котел сковородою железною».
Золотые кольца из кладов XII–XIII веков. Источник
В 1673 году в Старой Рязани несколько крестьян отыскали погреб с литым серебром, золотыми плитами и прутьями, цепями и богатыми ювелирными украшениями — видимо, один из княжеских или боярских кладов, зарытых в 1237-м при взятии Рязани Батыем. В 1702 году можайскому воеводе донесли на людей, отрывших пару сотен «старинных денег и денежек». Некоторые становились кладоискателями поневоле, обнаружив сокровища случайно: в 1623 году в Черни к воеводе явились дети боярские и признались, что случайно нашли рядом с Головкиным лесом кувшин денег.
В XVIII–XIX веках эпидемия кладоискательства ничуть не спала. После отмены крепостного права в 1861 году многие крестьяне получили неудобья — непаханые земли, часто места древних городищ и могильников.
Вторая половина позапрошлого столетия — период массового обнаружения средневековых кладов, большинство из которых оседало в карманах селян.
Исключения случались редко: в 1828 году три рязанца откопали крупный клад из серебряных новгородских гривен XIII века, но скрыть находку не смогли и передали ее в Эрмитаж.
Бармы (нашейное украшение) из клада XII–XIII веков, случайно найденного крестьянами в Старой Рязани в 1822 году. Обнаружив сокровище, они передали его властям, а в благодарность получили от императора 10 000 рублей. Источник
Новости о найденных кладах вдохновляли людей на поиски. Иногда «кладовая лихорадка» охватывала села и города. В селе Залесье на Херсонщине десятки крестьян клюнули на легенду о запорожском кладе, состоящем из 12 бочонков с золотом, и три года безуспешно искали его в степи. Около 1890 года крестьяне села Ильинского Макарьевского уезда всю весну бродили по лесу в поисках таинственного разбойничьего клада, но тоже ничего не нашли. В это же время золотая лихорадка охватила толпу костромских крестьян во главе с местным священником. Полиции пришлось разгонять их силой.
Этнограф-беллетрист XIX века Сергей Максимов
Историки недолюбливали кладоискателей — находки, способные дополнить картину прошлого, миновали ученых и бесследно исчезали. В 1859 году появилась Археологическая комиссия, которая выплачивала вознаграждения за сдачу кладов. Идея сработала лишь отчасти: в основном в комиссию присылали монетные клады.
Древние украшения крестьяне предпочитали оставлять себе — археолог Алексей Черепнин утверждал, что видел на крестьянках старинные серьги, кольца и очень древние бусы.
Карта Билли Бонса? А может, лучше кладовая запись?
Из поколения в поколение на Руси передавались поверья о кладах. Кроме них завладеть сокровищами помогали кладовые записи, где подробно указывалось нахождение клада и что в нем лежит. Иногда их составляли владельцы, чтобы не забыть место поклажи, но чаще записи полнились слухами — в форме инструкции они вызывали доверие. С ростом популярности кладоискательства мошенники писали липовые кладовые записи и продавали их наивным крестьянам.
Вот, например, запись о кладе на реке Кокше Нижегородской области: «Повыше села Воскресенского 8 верст выпала река Большая Кокша, вверх по Кокше есть деревня (теперь пустошь) Ченебечиха, от Ченебечихи 3 версты есть Подборная грива, от Подборной гривы верст двадцать вверх по Кокше есть Быково озеро не очень велико продолговато, один конец в летний восток, а другой в зимний запад. Из озера бежит речка Медянка в Большую Кокшу версты 1 от речки по озеру 3 кучи костей, от костей по берегу была изба пятистенная 3 ряда, выкопана, в земле против озера лестница о семи ступеней; от лестницы на берегу сосна и на том озере погреб в печатную сажень вышиной и шириной, в этом погребе денег два винных перереза серебра, ларь меди, на ларе сундук золота, на сундуке пудовка медная мерять деньги, двенадцать турок, 12 пистолетов, 12 тесаков, паникадило, храмовая Богородица. Кто эти деньги найдет, паникадило отдать в Вознесенскую церковь, а Богородицу в Шляпинской скит, да выстроить семипрестолную церковь, да еще останется выстроить город».
В Западной Сибири кладоискательство стало профессиональным ремеслом
После завоеваний Ермака, на протяжении XVII–XVIII веков помимо охотников на соболей в Сибирь стекались искатели сокровищ. Сотни людей оставляли свои дома и уходили на Восток, манимые рассказами о наполненных золотом курганных могильниках сибирских аборигенов. Ярче всего о расхищении кладоискателями сибирских древностей рассказал немецкий врач и сподвижник Петра I Даниэль Мессершмидт:
«25 марта 1721 г. Русские, живущие по верхнему течению Оби, занимаются хлебопашеством и торговлей мехами… Но главным образом они зарабатывают много денег раскопками в степях. С последним санным путем они отправляются на 20 дней езды в степи; собираются со всех окрестных деревень, в числе 200 и более человек, и разбиваются на отряды по местностям, где рассчитывают найти что-нибудь. Найдя насыпи над могилами язычников, они иногда, правда, копают напрасно и находят только разные железные и медные вещи, которые плохо оплачивают их труд, но иногда им случается находить в этих могилах много золотых и серебряных вещей, фунтов по 5, 6 и 7, состоящих из принадлежностей конской сбруи, панцирных украшений, идолов и других предметов.
Золотая поясная пластина IV–III веков до н. э. из Сибирской коллекции Петра I. Источник
31 октября 1724 г. Древние скифские могилы были и здесь, при впадении Катанды в Туру, но в меньшем количестве. По-видимому, они уже давно были разграблены русскими, живущими на реке Ингоде. древностей, требуемых его превосходительством господином президентом Блюментростом [Лаврентий Блюментрост — первый президент Академии наук], по высочайшему Его Величества повелению, здесь нельзя отыскать, потому что они либо законно сдаются бугровщиками [бугровщиками в Сибири называли расхитителей курганов] в кассы и приказы, либо незаконно раздариваются воеводам и приказным за угощения пивом и водкой, либо иногда продаются другим богатым русским.
28 ноября 1725 г. Поручик Рудольфи сообщил мне, что несколько лет тому назад по берегам Оби находилось много языческих могил, наполненных множеством золота и серебра, но что в настоящее время они разрыты русскими бугровщиками так, что нужно обладать особенным счастьем, чтобы случайно напасть еще на что-нибудь, да притом весьма неважное».
Курганные могильники — это земляные насыпи, под которыми в древности хоронили усопших с их имуществом. В Сибири кладоискатели раскапывали курганы скифов, в европейской части России — могильники языческих и раннехристианских времен. Источник
В поисках кладов крестьяне сибирских деревень не брезговали помощью знахарей и колдунов. В 1850 году киргизский шаман Манжор Елемесов за внушительную плату связался с духами, которые указали местонахождение кургана с несметными богатствами. Обрадовавшись, крестьяне побросали дела и принялись его раскапывать. Местное начальство остановило помешательство, а горе-кладоискатели чуть не отправились в тюрьму за преступление против веры.
Законодательство о кладах
В XVII веке не существовало ни одного закона, который бы запрещал кладоискательство. В случае с воеводами речь идет о негласной монополии — право государя на всё и вся считалось само собой разумеющимся фактом. Делопроизводство о кладах не входило в обязанности воевод, но они всё равно ловили кладоискателей и отправляли изъятые находки в Москву, «радея о государственной казне». Многие из них так выслуживались перед царем, надеясь на продвижение по службе.
Может быть интересно
Почти все дела о кладах начинались с доноса. Люди боялись государевой кары и сдавали нашедших клад знакомых, чтобы не попасться за соучастие — хотя по закону никакого наказания за недонесение не предусматривалось. Известны примеры, когда крестьяне писали царю с просьбой разрешить им искать клады. Сознание средневекового русского человека пронизывала мысль, что царь — хозяин всего, тем более скрытых в его земле богатств.
В 1723 году Петр I уже официально объявил все клады государственным имуществом, а доносчикам обещал вознаграждение:
«А кто кроме воров, и разбойников, и рекрут, где какую руду или поклажи прямо знает, и таким о том доносить заблаговременно без всякой утайки, за что, ежели подлинно докажет, то может быть от Его Императорского Величества пожалован».
Спустя 60 лет Екатерина II внесла в закон изменения: владелец земли обладал правом собственности на все богатства, скрытые в ее недрах, а поиск клада на чужой территории запрещался. Бурное распространение кладоискательства во второй половине XIX века поставило под угрозу сохранность исторических памятников и вынудило Министерство внутренних дел направить местным губернаторам рекомендацию «ни под каким видом не допускать кладоискательства и неизбежного от того разрушения памятников древности».
Кладоискатели против бесов
Мечта о счастье, сокрытом в глиняном горшке, не давала покоя многим. Удачные находки и провальные экспедиции обрастали небылицами, в которых клад приобретал магические свойства и даже оживал. С языческих времен славяне верили, что спрятанные клады охраняют злые существа: Кощей, Змей Горыныч, Тугарин Змей и другие. После принятия Русью христианства их место заняли дьявольские приспешники: бесы и нечисть.
Церковь уверяла, что все клады прокляты: оберегающие сокровища черти соблазняют наивных крестьян, а затем губят, когда те пытаются их откопать. Эти представления прочно закрепились в народных рассказах: клады таятся за замками, дверьми и дьявольскими заклятиями, а охраняющая их нечисть пытается всячески навредить кладоискателям.
Источник
Начинать поиски лучше в ночь на Ивана Купалу. В это время цветет папоротник, который укажет путь к кладу — нужно лишь бросить его вверх и ждать, куда он приземлится. У цветка папоротника вообще много магических свойств: он и от зла защищает, и невидимкой делает. Предания рассказывают о хитрецах, пытавшихся вырастить папоротник дома. Эти попытки всегда кончались плачевно: в минуту, когда цветок папоротника раскрывался, в избе вспыхивал пожар.
Другой способ найти сокровище — взять с собой немого петуха. Где он закричит, там и закопан клад. Во множестве быличек места кладов светятся огнем. В селе Песчанке Саратовской губернии во время раскопок кургана крестьяне уверяли, что внутри точно есть золото, так как по ночам на этом месте горит свеча. Другой рассказ гласит, что ночью на месте клада появляется казачок с саблей, «да как огнем и засияет!». На Черниговщине верили, что молния бьет в землю именно там, где зарыт клад.
«Аще бо или серебро, или злато скорено будет под землю, то мнози видят огнь горящ на том месте, то и тоже диаволу показушу сребролюбивых ради».
«Сказание о Борисе и Глебе», XI–XII века
Спешка — враг кладоискателя. Перед раскопками нужно отслужить молебен святому Иоанну Новгородскому: однажды он уже запечатал беса в кувшине, а значит, поможет обуздать кладовых стражей. После этого можно отправляться в путь, захватив с собой просфору, крест, Евангелие и свечи. Преграды, выставленные нечистой силой, разрушит плакун-трава, которая отгоняет бесов и ведьм. Нужно только произнести заклинание:
«Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чистому полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не будут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут, замкни в ямы преисподния. Будь мое слово при тебе крепко и твердо во веки веков».
Поднятый клад следует окурить ладаном, окропить святой водой и трижды произнести молитву из требника Петра Могилы или других богослужебных книг. Это могут быть молитвы Божьей Матери, архангелу Михаилу или святому Николаю Чудотворцу. Завладеть сокровищем поможет разрыв-трава, которая разрушает любые замки, — без нее клад не отпереть. В 1678 году москвич Ефим Лутовитинов, якобы нашедший в Мценском уезде погреб с кладом, искал «травы, что замки отмыкаются». Он утверждал, что «в том погребе есть бочки, лежат да платья висят на шестах, а того где погреба решетка медная, а на той решетке подписано на железном листе: коли де кто добудет травы, тогда де тот погреб и отомкнется без ключа».
По одной из легенд, плакун-трава называется так потому, что заставляет плакать стражей клада. Источник
Чтобы защитить сокровища, бесы сбрасывают на кладоискателей «котов-котобрысов» — огромных черных котов с горящими глазами. Или подсылают к ним монстров: мужики, рывшие клад на окраине Симбирской губернии, наткнулись на огромного человекомедведя, «ревущего так, что земля стонет и гудит». В 1752 году священник села Помаево Буинского уезда Кирилл Михайлов решил добыть клад, вооружился крестом и Евангелием от бесовского наваждения, отправился на место клада, но поднять его не смог — испугался страшных привидений, посланных нечистой силой.
Читайте также
В XIX веке русский этнограф Иван Сахаров записал рассказ старого крестьянина:
«Зарыт тот клад в змеиной пещере в трех котлах: в одном золото, в другом серебро, в третьем каменья самоцветные блестят весенним днем. Заперт клад 12-ю железными дверями, ключи брошены в океан-море. По стенам пещеры развешаны разбойничьи топоры да бердыши — сами секут, сами рубят. Сторожат клад злые бесы — не пропускают ни конного, ни пешего. Много было охотников на богатство — много было голов положено за этот клад».
А вот как стражи пополняют свои ряды:
«Охраняются золотые клады трехрукими стражами, в каждой руке — по сабле. И сидит этот страж на зачумленном трупе, который положен на бочку с золотом. Кому из кладоходцев отсекает голову — та душа мгновенно превращается в нового стража».
Во время поиска клада строжайше запрещено отвлекаться и ругаться. В селе Елшанке Сенгилеевского уезда дьячок случайно наткнулся на клад, от неожиданности выругался: «Ох, е… твою мать!» — и корчага с деньгами провалилась в землю. Как-то в деревне Дубново местные парни откопали сундук с золотом, но отвлеклись на рев оставленных неподалеку лошадей: кладоискателям показалось, что на животных напали волки. Решив вернуться за сокровищами позже, ребята убежали спасать лошадей, но никаких волков не обнаружили. В это время клад бесследно исчез — то были проделки стражей, чтобы отвлечь находчиков.
Даже поднятие клада не всегда гарантирует успех. После извлечения из земли он может превратиться в труху или навоз. «Смеется над нами нечистая сила!» — восклицают персонажи преданий, нашедшие груду черепков вместо золотых драгоценностей.
Иногда клады сами выходят наружу, но даются только тем, кому предназначены. Почти всегда это простые люди: обделенные крестьяне, нищие, сироты и дети, не испорченные корыстью. Сокровища предстают в образе животного — белой лошади, поросенка, золотого или серебряного барана, петуха, коровы. Такой клад нужно ударить, тогда он рассыплется деньгами: в одной из быличек «дитя лет двух сидит, кашу ест, а петух выскочил из-под пола, да и клюет себе, а дитя его ложкой — так кучка денег и насыпалась». Другая легенда поучает: богач решил подшутить над своим бедным братом и бросил в окно его дома мертвую собаку, а та рассыпалась золотом. Так бедный брат разбогател, а богатый вскоре остался без гроша.
Бывает, сокровища принимают человеческий облик. В изборском предании говорится о старичке, который раз в сто лет бегает вокруг часовни Успения Божьей Матери и ищет, кому показать, где зарыто золото. Некоторые клады сами просят, чтобы их ударили. Одна крестьянка ткала, как вдруг из подполья вылезла старушка и говорит: «Брось в меня челноком». Та бросила, и старушка рассыпалась на золото и серебро.
Русский Остров сокровищ
Согласно древнему преданию, посреди реки Нондрус в Архангельской области лежит маленький островок. Его создали 40 разбойников, не знавших, куда спрятать награбленное золото. Носить его с собой не давали новгородские ратники, преследовавшие бандитов. Тогда они решили утопить 60 пудов золота в Нондрусе, а сверху засыпать клад камнями. Так и появился Остров сокровищ.
Можно ли декодировать легенды о кладах?
Сказки не возникают из пустоты, они всегда носят отпечатки мыслей, чувств и действий сказителей. Легенды о кладах не исключение: в них прослеживаются переживания крестьян и нищих. Не зря клады открываются только им — мифические рассказы о сокровищах принадлежат к народным утопическим легендам и выражают мечты масс о денежном благополучии, времени, когда всего будет в достатке. Надеяться на обогащение честным трудом не приходилось, поэтому народ ждал помощи из недр земли.
Может быть интересно
Нечистая сила, охраняющая клад, рождена неприглядной реальностью, в которой подавляющее число находок не представляло никакой ценности. Под стать церкви неудачливые кладоискатели сочиняли небылицы про бесовскую стражу и дьявольские ловушки. Того же происхождения легенды о драгоценностях, рассыпающихся в труху и черепки: в очередной раз найдя осколки посуды и позеленевшие от времени копейки, давно вышедшие из оборота, кладоискатели предпочитали обвинить во всем проклятье. Не до конца ясно, исполнялись ли на самом деле ритуалы и обряды, описанные в легендах. Это возможно, если допустить, что многие крестьяне были религиозны и искренне верили в нечистую силу.
Источник
Появление в легендах о сокровищах замков тоже неслучайно. С древнейших времен на Руси их использовали в обрядовой практике. В Юрьев день крестьяне перед выпасом обходили скот с замком или клали замок у входа в хлев, чтобы уберечь животных от болезней и нападения хищников. На свадьбе замок запирали и клали под порог сразу же после прихода в дом жениха, чтобы укрепить брак.
Из этого «обрядового семейства» и запирание сокровищ. Замки обнаружены во множестве кладов XI–XIII веков. В 1885 году в Киеве археологи нашли клад домонгольской эпохи, в котором среди серебряных слитков, золотых подвесок, браслетов и тридцати золотых сережек лежали два самых обычных железных замка. Видимо, владелец драгоценностей решил перестраховаться и поставил на клад двойную магическую защиту.
Больше о кладах и кладоискателях:
1. А. Г. Векслер, А. С. Мельникова. «Московские клады»
В совместной монографии ученый-археолог Александр Векслер и нумизмат Алла Мельникова подробно описали монетные клады, найденные в Москве и области к концу XX века. Параллельно авторы попытались объяснить, с чем связано нахождение в них тех или иных монет и как события внутренней и внешней политики России влияли на динамику появления кладов в столице.
2. Г. Ф. Корзухина. «Русские клады IX–XIII веков»
Название книги говорит само за себя — в монографии советского археолога Галины Корзухиной рассказывается о кладах домонгольского периода. Автор делает упор на материальную сторону вопроса: детально описывает содержание известных к середине XX века кладов (работа издана в 1954 году), анализирует внешний вид найденных украшений и рассуждает о русском художественном ремесле исследуемой эпохи.
3. Е. В. Кузнецов-Тобольский. «Кладоискание и предания о кладах в Западной Сибири»; В. Д. Цыбин. «Заговоренные клады и кладоискатели. Предания старины и новины заговоренные»; Е. В. Яровой. «По следам древних кладов»
Хотите больше легенд и преданий о кладах? Тогда эти книги то, что вам нужно. В статье разобраны лишь общие черты, присущие большинству небылиц о сокровищах. Самих их огромное множество: предания о кладах превращались в целые сказки, а поклажи и их хозяева становились героями фольклора наряду с богатырями и домовыми.