классика в литературе что это

Классическая литература

Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Полезное

Смотреть что такое «Классическая литература» в других словарях:

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — В тесном смысле слова: литература древних греков и римлян. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В тесном смысле: литературы древних греков … Словарь иностранных слов русского языка

Литература Таджикистана — литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия

Литература Турции — литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия

ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов

Классическая точка зрения — Классика (от лат. classicus образцовый) Классика период в истории древнегреческого искусства (V в. до н. э. сер. IV в. до н. э.). Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в… … Википедия

Классическая гитара — Классификация … Википедия

Классическая культура Веракрус — и другие важные поселения классической эры … Википедия

Классическая цивилизация Веракрус — Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры Пирамида ниш, Эль Тахин Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль Тахине, изображающая прин … Википедия

Классическая школа уголовного права — Классическая школа уголовного права направление в уголовно правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который… … Википедия

Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского — Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского … Википедия

Источник

Что такое классическая литература

Содержание статьи

классика в литературе что это. Смотреть фото классика в литературе что это. Смотреть картинку классика в литературе что это. Картинка про классика в литературе что это. Фото классика в литературе что это

История термина

В 5-8 веках н.э. сложился список авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

Современный смысл понятия

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления церкви. Результатом этого в литературе стала эпоха классицизма, при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином «классическая литература» в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть классика эпохи модернизма, эпохи романтизма, реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее выражение, и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Источник

Понятие литературной классики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Литературная классика — это произведения художественной литературы, считающиеся эталоном для того или иного жанра.

История возникновение понятия литературной классики

В литературе само понятие классики сложилось в последние три столетия эпохи античности и обозначало категорию писателей, которые по каким-либо причинам, не всегда ясным, считались достойными быть наставниками и служить образцами во всем, что касается получения знаний и владения словом. Первым классическим писателем считается Гомер. Уже в классический период развития Греции его поэмы «Илиада» и «Одиссея» считались недосягаемой вершиной драмы.

У древних греков понятия «драма» и «литература» были практически тождественными.

В 5-8 вв. н. э. сформировался канонический список авторов, которые обладали текстами, определявшими теории и нормы. Эти нормы и теории передавались в процессе обучения. При этом канон не был абсолютно незыблемым, но в разных школах его ядро остается постоянным, да и сам он варьируется в минимальной степени. К 14 веку возникает тенденция к расширению этого списка. В этот период наряду с писателями эпохи Августа в этот перечень включаются авторы более поздних эпох и представители язычества и христианства 4-8 веков. Эти авторы служат общим достоянием, им постоянно подражают, их цитируют, сочиняют к ним глоссы.

Глосса – это непонятное или иноязычное слово в тексте с объяснением, которое помещается либо под самим словом, либо над ним, либо на полях.

Современное значение понятия классической литературы своими корнями уходит в эпоху Ренессанса. В этот период в процессе секуляризации европейской культуры писатели интересовались античными авторами. В результате в литературе воцарилась эпоха классицизма. Писатели подражали античными драматургам, в частности, Софоклу, Эсхилу, Эврипиду.

Готовые работы на аналогичную тему

В своей работе «Поэтическое искусство» Николя Буало описывает канон классической драмы.

С этого момента понятие классической литературы приобрело несколько значений:

Сущность литературной классики

Понятия «литературный верх», «высокая литература» не имеют полной смысловой определенности. При этом они служат логическому выделению из всей «литературной массы» части, верной своему культурно-художественному предназначению и достойной уважительного внимания. Вершиной высокой литературы является классика – часть художественной словесности, которая авторитетна и интересна для ряда поколений. Классика составляет «золотой фонд» литературы.

Литературоведческое понятие «классический стиль» связано с представлениями о гармонической цельности. Это понятие выступает в качеств ориентира для каждой национальной литературы. В отечественной словесности, например, классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве А. С. Пушкина.

В понятии «литературная классика» содержится представление о масштабности, значимости, образцовости произведений. Как говорил Д. С. Мережковский, писатели-классики являются «вечными спутниками человечества».

Художественная (литературная) классика – это совокупность произведений первого ряда. Как правило, она опознается только из последующей эпохи.

Суть классической литературы состоит в том, что она активно включена в трансисторические диалогические отношения.

Преждевременное же возведение автора в ранг классика не всегда полезно и желательно. Автор, признанный своими современниками, является всего лишь «кандидатом» в классики. Есть немало примеров, когда литераторы, не по праву объявленные современной им публикой классиками, затем часто еще при жизни, отцветают, теряют свою значимость в глазах последующих поколений. Таким образом, вопрос о том, кто имеет право называться классиком, решают не современники писателей, а последующие поколения, их потомки. Например, в настоящее время принадлежность Б. А. Баратынского и К. Н. Батюшкова к числу поэтов-классиков не вызывает сомнений, но на протяжении долгого времени они находились во «втором ряду», вместе с Н. И. Гнедичем, В. К. Кюхельбекером, И. И. Козловым, чья заслуга перед отечественной литературой не вызывает споров, но их популярность у публики и размах творческой деятельности недостаточно велики.

Вопреки популярному мнению, литературная классика не является «окаменелостью». Бытование классических творений полна динамики при стабильно высокой репутации писателей. Как писал М. М. Бахтин, каждая эпоха по-своему переакцентирует литературные произведения прошлого. Поэтому жизнь произведений в большом историческом времени связано с их обогащением. Смысловой состав произведений может досоздаваться далее, расти, на фоне новых событий классические творения раскрывают новые смысловые моменты. При этом эти произведения в разные исторические моменты воспринимаются по-разному, часто вызывая споры и разногласия. Ярким примером является широкий диапазон трактовок творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, множество совершенно разных интерпретаций трагедий Шекспира, разнообразные прочтения творчества Гёте.

Для существования классики являются неблагоприятными и авангардистское небрежение культурным наследием, произвольная модернизация произведений, и канонизация, догматическая схематизация классических произведений. Часто такая крайность по отношению к классике оспаривалась. Нормой отношения к художественной классике является свободное, неимперативное признание ее авторитета, не исключающее спора, несогласия, критического отношения.

Призвание классики заключается в том, чтобы, находясь вне современности читателя, помогать ему понять самого себя в перспективе культурной жизни. Она обращена в первую очередь к людям, живо интересующимся историческим прошлым и причастным ему, «духовно оседлым».

Часто в силу присущей ей общезначимости, классика становится предметом профанации и объектом пародии. Но если пародия придает классическим произведениям новый контекст, то профанация уничтожает произведения. Например, в постсоветский период на книжном рынке появилось множество классических произведений, адаптированных до уровня массового читателя и изданных с сокращениями.

Источник

Классическая литература

«Классическая литература» – это понятие, с которым каждый знаком еще со школьной скамьи. При этом основным критерием, по которому произведение относится к классике, многие ошибочно считают только «возраст» книги. Конечно, книга, пережившая несколько поколений читателей и не утратившая своей актуальности, скорее всего, является классической. Но как быть с книгами, которые уже спустя пару десятилетий получают звание «современной классики»? Какими еще качествами, кроме выслуги лет, обладает классическая литература?

Классика имеет художественную ценность

Классика – это книга, которая не перестает говорить о том,
что должна высказать.

Итало Кальвино, итальянский романист

Классическая литература – это отражение жизни, истины и красоты. Она должна обладать бесспорной художественной ценностью, по крайней мере, по меркам того времени, в которое была написана. И хотя одни стили со временем приходят на смену другим, классика ценится именно за самобытность формы и литературное мастерство автора. Классика не возглавляет современные списки бестселлеров (в силу медленного темпа повествования и архаичного языка), однако ее продажи стабильны год от года десятилетие за десятилетием, так как она продолжает стабильно учить и вдохновлять новых читателей.

Классическая литература универсальна

Выдающиеся произведения литературы проникают в читательское сердце, потому что обращаются к универсальным темам, понятным людям различного происхождения и жизненным опытом. Вопросы любви, ненависти, смерти, жизни и веры не могут не найти эмоциональный отклик у большинства читателей, которым постоянно приходится иметь с ними дело. Несмотря на различие эпох, по-прежнему можно проводить параллели с персонажами Джейн Остин и Сервантеса, примеряя на себя их поступки и суждения. Приоткрывая дверь в историю, классика показывает, сколь пугающе мало изменилась человеческая сущность, ведь за маской человека XXI века почти всегда скрывается поведение, которому несколько тысяч лет.

Классика выдерживает испытание временем

Кстати о времени. Произведение классической литературы, как правило, не только представляет ту эпоху, в которую было написано, но и получает признание у следующих поколений. Поэтому книга, опубликованная недавно, не может считаться классикой в классическом смысле этого слова. Хотя к некоторым знаковым книгам, написанным после 1940-х, и применяется такое понятие как «современная классика», должно пройти время (возможно, смена нескольких поколений), чтобы понять, достойны ли эти произведения войти в ряд «классики» как таковой.

Классическая литература создает связи

Изучая классику, можно обнаружить взаимосвязь и влияние друг на друга многих авторов и великих литературных произведений вне зависимости от их жанровой принадлежности. В классике всегда существует преемственность идей, будь то неосознанное заимствование или намеренное включение их в текст. Таким образом, классические произведения оказывают влияние не только на литературу своего времени, но и вдохновляют писателей последующих десятилетий, веков и даже тысячелетий, ведь мы до сих пор перечитываем произведения Гомера, Платона и Аристотеля.

Классика открывается по-новому в разном возрасте

Классика затрагивает универсальные вневременные темы благодаря чему не теряет актуальности по мере взросления читателя. Знакомясь с классическими произведениями в юности, мы учимся интерпретировать базовые темы и проблемы, поднятые автором, в то время как при более позднем повторном прочтении видим в знакомых текстах дополнительные детали и более глубокие уровни смысла. Таким образом, классическая литература обращается сквозь годы ко многим поколениям и разным возрастным группам, и не стоит думать, что, прочитав «Преступление и наказание» в школе, больше к роману Достоевского можно не возвращаться!

Что такое современная классика в литературе

Термин «современная классика» кажется оксюмороном. Такая литература одновременно должна быть близка современному читателю хронологически, но при этом пройти проверку временем. Как же возможно сочетать два столь противоречивых критерия?

Что касается временных рамок, то к современной классике принято относить книги, написанные не раньше Первой мировой войны, а во многих случаях – уже после Второй мировой. Почему? Дело в том, что эти события, равносильные мировым катаклизмам, невозвратно изменили мировоззрение человечества. Поэтому, хотя «Моби Дик» Германа Мелвилла, например, является классическим романом, его нельзя отнести к современной классике, ведь многие реалии, образ жизни и моральные принципы, описанные в нем, безвозвратно устарели.

Поколения, живущие в эпоху после двух мировых войн, интересуются вопросами новой действительности. Идеи о расовой, половой и классовой принадлежности сменяют друг друга. У читателей рождается представление о мире, как о сложной системе, где люди, образы и слова движутся с высокой скоростью в разных направлениях. В мире, ставшем свидетелем тоталитаризма, империализма и производственных конгломератов, уже нельзя повернуть время вспять. К современной классике относится литература, не просто запечатлевшая эти социальные сдвиги, но и способная повлиять на их дальнейшее осмысление.

Характерные черты современного восприятия мира можно увидеть в произведениях таких авторов, уже ставших классиками, как Орхан Памук (исследует социальные процессы в современной Турции), Джон Кутзее (пишет о проблемах и последствиях апартеида в ЮАР), Гюнтер Грасс (роман «Жестяной барабан», возможно, стал первым примером послевоенного осмысления уроков истории). Хотя, разумеется, насильное причисление писателя к классикам в результате политического заказа, как это происходит с лауреатами Нобелевской премии по литературе в последние годы, приведет лишь к тому, что, когда маятник истории качнется в другую сторону, об этих людях и их книгах не вспомнит никто, кроме узких специалистов литературоведения.

Вместе с тем, не каждое новаторское произведение литературы становится классикой.
Таков удел первопроходцев – они порой выглядят менее впечатляющими, чем те, кто приходит после. Например, Филипп Рот, входящий в число выдающихся американских авторов, прославился романом «Случай Портного», в котором беспрецедентным образом исследовалась сексуальность молодого человека. Современно? Конечно. Но классика ли это? С этим легко поспорить, ведь современное поколение читателей вряд ли вспомнит о том, что такая книга когда-то существовала.

Итоги и выводы

Итак, классикой можно назвать произведение, обладающее постоянством и долголетием, рождающее единство и традицию, приспосабливающееся к культурным сдвигам и передающееся по наследству. Автор-классик обогащает человеческий разум, заставляет его сделать шаг в развитии, открывает некую истину или обнаруживает внутреннюю страсть в сердце, в котором все казалось знакомым. Он облекает свою мысль, наблюдение или новую идею в простую и при этом изящную форму, говорит с читателем в своем уникальном, и вместе с тем созвучном миллионам, стиле.

Источник

Классическая литература — что это, и почему менялся этот список?

Обычно о том, что такое классика, осведомлен каждый современный человек. Однако многим кажется, что отличить классическое произведение от неклассического – простое дело, ведь существуют признанные миром авторы-классики – Пушкин, Достоевский, Булгаков и т.д. Но ведь эти великие личности не всегда были в этом списке. А есть писатели, произведениями которых восхищается целый мир, но они никогда не попадут в список классиков.

Даже само по себе определение классической литературы вызывает споры среди критиков. До конца никто не понимает, что считать классикой, а что – нет. Поэтому сейчас мы попробуем определиться с этим вопросом раз и навсегда.

Что за слово такое — классика?

Современная классика – настолько разностороннее определение, что этим словом называют и легендарного Бетховена, и музыкальную группу Битлз – все зависит от контекста, в котором говорят. Классика – это даже стиль одежды, подразумевающий строгие вещи. Причем даже классическая одежда – определение неоднозначное. Так можно назвать и стандартный «белый верх, черный низ», и юбку в пол, которая ранее считалась эталоном женственности.

Каждый век знает «свою» классику. Одна классика была в 20 веке, другая – в эпоху Возрождения, третья – в Царской России и т.д. Даже каждый человек во всем видит «свою» классику. Словом «классический» называют что-то привычное для нас. Мы же рассмотрим, что можно называть классикой в литературе.

Если устроить небольшой экскурс в историю, мы увидим, что первое упоминание слова «классика» применялось по отношению к трём греческим трагикам: Еврипиду, Эсхилу и Софоклу – это авторы, которые считались лучшими в свое время. Их творения изучали в школах, поэтому они и назывались «классическими» — то есть, изучаемыми в школьных классах, являющимися примером для подражания.

Как классика соотносится с эпохой?

Интересно, что звание классиков абсолютно все авторы получили уже после смерти, конечно, не без исключений. Даже первооткрыватели – Еврипид, Эсхил и Софокл – не объявляли себя канонными авторами и не относили свои произведения к классическим.

Классическое произведение способно пережить сотни и тысячи лет без потери смысла и актуальности. Именно поэтому при жизни назвать кого-то классиком трудно – не известно, будет ли он известен спустя века.

Классика как что-то популярное

Классика практически никак не соотносится с популярностью. Произведения, тираж которых исчисляется миллионами сегодня, может не иметь вообще никакой известности в будущем. Приведем пример: современник Пушкина поэт Евгений Баратынский был крайне популярен тогда, но какую известность он имеет сейчас?

Рассмотрим противоположную ситуацию. Возможно, чтобы стать классиком, следует быть недооцененным при жизни? Например, автора Эмили Дикинсон возвели в классики только после смерти. Даже известнейший философ Кафка, являющийся идеалом для многих, в свое время был совсем не популярен.

Бывают, однако, и другие ситуации. Например, Толстой был одним из самых влиятельных людей страны, а сейчас считается признанным классическим автором.

Такие разные судьбы, но их объединяет одно – сегодня произведения этих людей актуальны как никогда, их знают и уважают во всем мире, они переводятся на множество языков. По факту, они являются бестселлерами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что классичность авторов никак не связана с их популярностью при жизни.

Классика как верность традициям

Для многих людей классика – это что-то, что было раньше, своего рода традиции литературы. У классических произведений есть что-то общее – в них рассматриваются фундаментальные вопросы, актуальные и сегодня, и много веков назад. Рассуждения о жизни и смерти, религии и атеизме, мире и войне, любви и ненависти – это все бессмертно. У любого произведения, хорошо написанного и посвященного одной из этих тематик, есть много шансов рано или поздно вознестись в ранг классического, то есть, бессмертного.

Также традиционные ценности могут быть не только в тематике произведений, но и в сюжетах, и в жанрах, и в способах рифмовки и так далее.

Так как же стать традиционным классиком? Это очень парадоксальный вопрос, так как авторы, которые в последствии становятся канонными и традиционными, в свое время практически всегда были новаторами, дерзкими и наглыми людьми, любящими открывать новое. То есть, схема «написать произведение по готовым формулам» здесь не работает.

Традиции – это, безусловно, важно, однако только если автор их перерабатывает на современный лад. Классики – это не те, кто следует за толпой, а те, кто помнит традиции и совершенствует их. Писатель, который заслуживает быть канонным, должен чувствовать потребности общества и соответствовать им, не предавая традиций.

классика в литературе что это. Смотреть фото классика в литературе что это. Смотреть картинку классика в литературе что это. Картинка про классика в литературе что это. Фото классика в литературе что это

Классика как то, что изучается в классах

Мы пришли к выводу, что каждый классик должен быть современным, востребованным в данный момент, а не потом. В произведениях классиков обязательно должны присутствовать темы, обсуждаемые в каждом поколении – читатель должен в них находить ответы на любые вопросы.

Это можно сравнить с тем, что вы хотите как можно быстрее оказаться в другой стране – ведь велика разница, дойти туда пешком или комфортно долететь на самолете. Те выводы, которые вы делаете сами – это поход пешком, а те, которые вы вычитываете в произведениях классиков – полет на самолете.

Стоит отметить, что то, что сейчас изучается в школах, может быть далеко от понятия классики. Это связано с тем, что оно регулируется еще и в соответствии с государственными интересами. Еще в семнадцатом веке кардинал Ришелье придумал способ управления литературой – он поощрял только канонные произведения. Например, трагедия обязательно должна включать в себя место, время и действие – это правило до сих пор изучается в школах.

Чтобы проиллюстрировать это ярче, можно привести более близкий пример – изучение литературы в СССР. Тогда для того чтобы попасть в разряд классиков было необходимо только поддерживать в своих произведениях социалистические взгляды. Не удивительно, что пять из всех рекомендованных книг были посвящены Ленину.

А вот известные во всем мире «Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита» тогда не признавались как классические произведения, ведь первая книга относится к жанру бытового романа, а вторая и вовсе считалась запрещенной.

Тогда не только написание, но чтение литературы сильно контролировалось на законодательном уровне. Без многостраничных предисловий и измененных до неузнаваемости биографий авторов книга цензуру не проходила.

Классика как культурный код

Поскольку литература контролировалась государством, такой подход породил разделение общества на тех, кто поддерживает власть и тех, кто отрицает ее устои и читает то, что хочет читать. Это также было запрещено в Советском Союзе.

Каждый человек может считать классикой то, что он хочет. Если подвести итог сказанного, классика – это культурный ход, который нужно знать хотя бы для того, чтобы соответствовать обществу. Заметьте, «знать», а не «читать». Вам не обязательно наизусть цитировать «Ромео и Джульетту», но знать сюжет – весьма желательно.

Все изложенное совсем не означает, что люди должны читать исключительно классику. Современные книги когда-нибудь тоже станут классическими, почему бы не стать свидетелем вершения истории и не окунуться в современную литературу?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *