клайбер что это такое
Клайбер
Список статей об однофамильцах. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном человеке. См. также полный список существующих статей. |
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Клайбер — немецкая фамилия
Известные носители
Полезное
Смотреть что такое «Клайбер» в других словарях:
Клайбер, Эрих — Эрих Клайбер Erich Kleiber Основная информация Дата рождения 5 августа … Википедия
Клайбер Эрих — Эрих Клайбер Erich Kleiber Дата рождения 5 августа 1890 Место рождения Вена Дата смерти 27 января 1956 … Википедия
Клайбер, Карлос — Карлос Клайбер Carlos Kleiber Основная информация Имя при рождении Karl Ludwig Kleiber Дата рождения … Википедия
Клайбер Карлос — Карлос Клайбер Полное имя Karl Ludwig Kleiber Дата рождения 3 июля 1930 Дата смерти 13 июля 2004 Страна … Википедия
Эрих Клайбер — Erich Kleiber Дата рождения 5 августа 1890 Место рождения Вена Дата смерти 27 января 1956 … Википедия
Карлос Клайбер — Полное имя Karl Ludwig Kleiber Дата рождения 3 июля 1930 Дата смерти 13 июля 2004 Страна … Википедия
Клейбер Э. — Клайбер (Kleiber) Эрих (5 VIII 1890, Вена 27 I 1956, Цюрих) австр. дирижёр. Образование получил в Праге, окончив одновременно консерваторию и ун т, где изучал философию и историю иск ва. В 1912 19 дирижёр оркестра придв. т ра в Дармштадте … Музыкальная энциклопедия
Кляйбер, Эрих — Эрих Клайбер Erich Kleiber Дата рождения 5 августа 1890 Место рождения Вена Дата смерти 27 января 1956 … Википедия
Кляйбер Эрих — Эрих Клайбер Erich Kleiber Дата рождения 5 августа 1890 Место рождения Вена Дата смерти 27 января 1956 … Википедия
Эрих Кляйбер — Эрих Клайбер Erich Kleiber Дата рождения 5 августа 1890 Место рождения Вена Дата смерти 27 января 1956 … Википедия
Клайбер что это такое
Carlos Kleiber
В 1995-ом году Карлос Клайбер отметил свое шестидесятипятилетие исполнением «Кавалера розы» Рихарда Штрауса, в его интерпетации почти непревзойденного. Пресса австрийской столицы писала: «Никто в мире не привлекал столь пристального внимания дирижеров, менеджеров, артистов оркестра и публики, как Карлос Клайбер, и никто не пытался настолько остаться в стороне от всего этого, как он. Никто из дирижеров подобного высокого класса, сконцентрировавшись на таком маленьком репертуаре, изученном и исполняемом в совершенстве, не смог достичь необычно высоких гонораров».
Истина в том, что о Карлосе Клайбере мы знаем очень мало. Еще меньше мы знаем того Клайбера, который существует вне моментов появления в театрах и концертных залах. Его желание жить в сфере частной и строго отграниченной непреклонно. В самом деле, существует что-то вроде плохо доступного пониманию контраста между его личностью, которая в состоянии совершить потрясающие открытия в партитуре, проникнуть в самые сокровенные ее тайны и передать их публике, которая любит его до безумия, и необходимостью избежать малейшего контакта с той же публикой, критиками, журналистами, решительным отказом заплатить цену, которую вынуждены платить за успех или за мировую славу все артисты.
Его поведение не имеет ничего общего со снобизмом и расчетом. Те, кто знают его достаточно глубоко, говорят об элегантном, почти дьявольском кокетстве. И все же на первом плане в этом желании защитить свою внутреннюю жизнь от любого вмешательства стоят дух гордости и почти непреоборимая застенчивость.
Эту особенность личности Клайбера можно наблюдать во многих эпизодах его жизни. Но наиболее сильно она проявилась в отношениях с Гербертом фон Караяном. Клайбер всегда испытывал огромное восхищение по отношению к Караяну и теперь еще, бывая в Зальцбурге, не забывает посетить кладбище, где похоронен великий дирижер. История их отношений была странной и длинной. Может быть, она поможет нам понять его психологию.
В начале Клайбер испытывал неловкость и смущение. Когда Караян репетировал, Клайбер приходил в зальцбургский Фестшпильхаус и часами простаивал в коридоре, который вел в уборную Караяна. Естественно, что его желанием было войти в зал, где репетировал великий дирижер. Но он ни разу его не выдал. Он оставался напротив двери и ждал. Застенчивость парализовала его и, может быть, он так и не посмел бы войти в зал, если бы кто-то не предложил ему присутствовать на репетициях, отлично зная, какое уважение питал к нему Караян.
Действительно, Караян очень ценил Клайбера за его дирижерский талант. Когда он говорил о других дирижерах, он рано или поздно позволял себе какую-нибудь фразу, которая вызывала у присутствующих смех или хотя бы улыбку. О Клайбере он никогда не промолвил ни единого слова без глубокого уважения.
Годами они вели эту шутливую игру, которая свидетельствовала о взаимной симпатии и вносили ее дух в переговоры относительно участия Клайбера в Зальцбургском фестивале. Это было важным для того и для другого, но так никогда и не осуществилось.
Говорили, что всему виною был сумма гонорара, что совершенно не соответствует истине, потому что Зальцбург всегда платит любые деньги, чтобы заполучить на фестиваль артистов, которых ценил Караян. Перспектива сравнения с Караяном в его городе порождала в Клайбере неуверенность в себе и застенчивость, пока маэстро был жив. Когда в июле 1989 года великий дирижер ушел из жизни, Клайбера перестала волновать эта проблема, он не вышел за пределы своего привычного круга и не появился в Зальцбурге.
Зная все эти обстоятельства, легко подумать, что Карлос Клайбер является жертвой невроза, от которого он не в силах освободиться. Многие пытались представить это как последствия отношений с его отцом, знаменитым Эрихом Клайбером, который был одним из великих дирижеров первой половины нашего столетия и который сыграл огромную роль в формировании Карлоса.
Сам Карлос всегда говорил об отце с огромной нежностью. На закате жизни Эриха, когда его зрение ослабело, Карлос играл ему фортепианные переложения партитур. Сыновние чувства всегда сохраняли над ним власть. Карлос с удовольствием рассказывал о случае, который произошел в Венской опере, когда он дирижировал там «Кавалером розы». Он получил письмо от одного зрителя, который писал: «Дорогой Эрих, я взволнован до глубины души тем, что ты дирижируешь в Штаатсопер пятьдесят лет спустя. Счастлив отметить, что ты ничуть не изменился и в твоей интерпретации живет тот же интеллект, которым я восхищался во времена нашей молодости».
В поэтическом темпераменте Карлоса Клайбера сосуществуют подлинная, фантастическая немецкая душа, поразительное чувство стиля и беспокойная ирония, в которой есть что-то очень юношеское и которая, когда он дирижирует «Летучей мышью», заставляет вспомнить Феликса Круля, героя Томаса Манна, с его играми и шутками, полными ощущения праздника.
Правда в том, что этот человек, которому в июле 1997 года исполнилось 67 лет, является одним из самых сенсационных и неповторимых музыкальных явлений нашего времени. В молодые годы он много дирижировал, никогда не забывая, однако, о художественных требованиях. Но после того, как период «практики» в Дюссельдорфе и Штутгарте закончился, его критический ум побудил его сосредоточиться на ограниченном количестве опер: «Богеме», «Травиате», «Волшебном стрелке», «Кавалере розы», «Тристане и Изольде», «Отелло», «Кармен», «Воццеке» и на некоторых симфониях Моцарта, Бетховена и Брамса. Ко всему этому нужно прибавить «Летучую мышь» и некоторые классические произведения венской легкой музыки.
Где бы он не появлялся, в Милане или Вене, в Мюнхене или Нью-Йорке, а также в Японии, где гастролировал с триумфальным успехом летом 1995 года, его сопровождают самые восхищенные эпитеты. Однако он редко бывает удовлетворен. Относительно турне в Японии Клайбер признался: «Если бы Япония не была так далеко, и если бы японцы не платили такие головокружительные гонорары, я бы не поколебался бросить все и сбежать».
Именно «Кавалер розы» был первой оперой, которая предоставила возможность театру Ла Скала познакомиться с этим немецким дирижером. Из шедевра Рихарда Штрауса Клайбер сделал незабываемую эпопею чувств. Публика и критики приняли его с энтузиазмом, а сам Клайбер был завоеван с помощью средств, пущенных в ход Паоло Грасси, который, когда хотел, мог быть просто неотразимым.
Все же завоевать Клайбера было нелегко. Убедить его окончательно смог Клаудио Аббадо, который предложил Клайберу дирижировать вердиевским «Отелло», практически уступив ему свое место, а потом «Тристаном и Изольдой». Несколькими сезонами ранее «Тристан» в интерпретации Клайбера пользовался огромным успехом на вагнеровском фестивале в Байрейте, и Вольфганг Вагнер предложил Клайберу дирижировать «Мейстерзингерами» и тетралогией. Это заманчивое предложение Клайбер, естественно, отклонил.
Планировать четыре оперы в течение четырех сезонов не является нормальным для Карлоса Клайбера. Не повторился и счастливый период в истории театра Ла Скала. Оперы в дирижерской интерпретации Клайбера и постановках Шенка, Дзеффирелли и Вольфганга Вагнера вывели оперное искусство на новые, еще невиданные высоты.
Набросать точный исторический профиль Клайбера очень трудно. Несомненно одно: то, что можно о нем сказать, не может быть общим и обычным. Это музыкант и дирижер, для которого всякий раз, с каждой оперой и с каждым концертом, начинается новая история.
В его интерпретации «Кавалера розы» интимный и сентиментальный элементы неразрывно связаны с аккуратностью и аналитичностью. Но его фразировка в штраусовском шедевре, подобно фразировке в «Отелло» и «Богеме» отличается абсолютной свободой. Клайбер одарен способностью играть rubato, неотделимой от удивительного чувства темпа. Другими словами можно сказать, что его rubato относится не к манере, а к области чувств. Вне сомнения, что Клайбер не похож на классического немецкого дирижера, даже на самого лучшего, потому что его талант и его формирование превосходят любые проявления исполнительской рутины, даже в ее благородной форме. В нем можно ощутить «венский» компонент, принимая во внимание что его отец, великий Эрих, родился в Вене. Но более всего в нем чувствуется разнообразие опыта, которое определило всю его жизнь: его способ существования тесным образом спаян с его темпераментом, таинственно образуя единственную в своем роде смесь.
В его личности присутствуют немецкая исполнительская традиция, несколько героическая и торжественная, и венская, чуть более легкая. Но они не воспринимаются дирижером с закрытыми глазами. Кажется, что что он не раз глубоко задумывался над ними.
В его интерпретациях, включая симфонические произведения, блещет неугасимый огонь. Поиск им моментов, в которые музыка живет подлинной жизнью, никогда не прекращается. И он наделен даром вдохнуть жизнь даже в те фрагменты, которые до него казались не слишком ясными и выразительными.
Другие дирижеры с величайшим уважением относятся к авторскому тексту. Этим достоинством наделен и Клайбер, но его природная способность постоянно подчеркивать особенности композиции и минимальные указания в тексте превосходит всех других. Когда он дирижирует, возникает впечатление, что он владеет оркестровым материалом в такой степени, как если бы он вместо того, чтобы стоять за пультом, сидел за фортепиано. Этот музыкант обладает выдающейся и уникальной техникой, которая проявляется в гибкости, эластичности кисти (органе принципиально важном для занятия дирижированием), но никогда не ставит технику на первое место.
Дуилио Коурир, журнал «Амадеус»
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной
Последнее пристанище великого Карлоса Клайбера.
КАРЛОС КЛАЙБЕР (Carlos Kleiber)
Чем дольше я живу в этой стране, тем больше осознаю ее безграничность. Казалось бы, ну сколько можно уместить на маленьком клочке земли: бескрайние Альпийские пейзажи, ледниковые озера, карстовые пещеры, теплые воды Адриатики, бесчисленные замки и церкви, чистейшие горные реки – не страна, а сказка. Но в этот раз Словения открылась для меня совершенно с иного ракурса.
Маленькая деревушка Коньшица (Konjšica) расположилась среди бескрайних зеленых холмов на востоке страны. Одна из сотни тех живописных деревушек, которыми так славится Словения.
Здесь, на деревенском кладбище, находится могила одного из величайших дирижеров современности, чья жизнь до сих пор покрыта завесой тайны — Карлоса Клайбера (1930-2004 гг..)
Кладбище в Коньшице
Я не буду в этой статье описывать его дирижерскую карьеру и творческий путь. Могу только отметить, что каждое выступление Карлоса Клайбера становилось ярким эталоном исполнительства, запоминающимся людям надолго.
Недаром, по результатам опроса, проведённого в 2010 году британским журналом «BBC Music Magazine», Карлос Клайбер занял первое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён. Сегодня я лишь хочу поведать вам одну историю о любви…
В 1956 году в Дюсельдорфе, тогда еще молодой, но безусловно талантливый дирижер Карлос Клайбер влюбляется в балерину местного театра, словенку Станиславу Брезовар (Stanislava Brezovar), и эта встреча изменяет жизнь обоих молодых людей. Вскоре они женятся.
Родив в 1965 году сына Марко, Станка заканчивает карьеру балерины и полностью посвящает себя семье. Они с Карлосом покупают квартиру в небольшом словенском городке у берегов реки Сава Загорье об Сави (Zagorje ob Savi), в доме, где живет ее мама, и редкие часы, когда Клайбер свободен от гастролей, супруги проводят вместе с родней. Через 6 лет на свет появляется и младшая дочь Лиллиан.
Молодой дирижер Карлос Клайбер
Карлос Клайбер постоянно концертирует. Его имя у всех на слуху. Лучшие коллективы Европы приглашают именитого дирижера к сотрудничеству, а великий Герберт фон Караян неоднократно пытается заполучить его на Зальцбургский фестиваль.
Но как бы часто не появлялся Клайбер на публике, его личная жизнь остается неприкосновенной, в нее он не допускает никого. Все свободное время Карлос проводит в кругу семьи.
Карлос Клайбер за пультом
Чем же стала Словения для великого дирижера? Была ли она для него чем-то большим, чем Родиной любимой жены? Может быть Словения дала ему ощущение собственного пространства, теплоту домашнего уюта, стала тем местом, в котором он черпал свои жизненные силы – одному Богу известно.
Но интересен один факт: в 1992 году Клайбер официально заявляет генеральному консулу Словении, что «готов сделать все для этой страны», и в том же году они со Станкой покупают небольшой домик в деревушке Коньшице.
Карлос и Станка Клайберы
До сих пор толком неясно, что послужило окончанию его такой блистательной карьеры, но последнее десятилетие своей жизни Карлос Клайбер фактически не дирижировал. Возможно, те единичные концерты, которые он все же давал, уже не приносили ему такого удовлетворения, как раньше, возможно семья стала для него единственным смыслом в этой жизни.
Все чаще и чаще приезжает он со Станкой в Коньшице, чтобы побыть вдали от всех.
В декабре 2003 года Станислава Брезовар умирает, и жизнь для Карлоса заканчивается. Трудно это осознать, но он как бы готовится к смерти. В конце концов, написав из своего дома в Германии прощальные письма нескольким друзьям, в июле Клайбер приезжает в Словению.
Бескрайние просторы Словении
О чем думал выдающийся дирижер, сидя последний раз на крыльце своего дома и глядя на бескрайние холмы Словении – нам остается лишь гадать. Потом он встал и зашел в дом… Спустя какое-то время соседи заметили, что Клайбера долго не видно и позвонили его дочери. Именно Лиллиан, приехав в Коньшице, первая обнаружила своего отца мертвым.
Могила семьи Клайберов
По распоряжению Клайбера, его похоронили рядом с женой на маленьком деревенском кладбище, а в 2005 году к 75-летию великого дирижера в Коньшице открылся музей памяти Карлоса Клайбера.
Мы молча стояли у могилы семьи Клайберов и думали каждый о своем. И я вдруг понял, что могла значить для Карлоса Словения: она могла быть для него той сказкой, в которой он хотел жить вместе со своей любимой. И если верить в лучшее, теперь они навсегда пребывают в ней!
13 июля 2018 года.
День одного дирижёра. Карлос Клайбер
Карлос Клайбер родился в семье дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, куда эмигрировал его отец, не потерпевший вмешательства нацистов в свои дела.
Музыкальную карьеру начал в 1951 году в качестве коррепетитора в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 году в Потсдаме. Затем он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968 —1973 годах работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 года оставался её приглашённым дирижёром.
В 1954 году в Потсдаме состоялся его дирижёрский дебют. В последующие годы Клайбер работает в различных городах Германии и Швейцарии. В 1968 году он начинает работать в Баварской государственной опере в Мюнхене, сотрудничество с которой длилось вплоть до 1988 года.
В 1973 году впервые выступил в Венской государственной опере, продирижировав «Тристаном и Изольдой» (это была единственная вагнеровская опера в его репертуаре; он исполнял её также на Байройтском фестивале ). Выступал в «Ла Скала», Ковент-Гарден (с 1974) Метрополитен-Опера (с 1988 ) и др. театрах; участвовал в Эдинбургском фестивале (c 1966).
Карлос Клайбер был очень требователен к себе и выступал достаточно редко, особенно в последние годы карьеры, но практически каждый его концерт или оперная премьера становятся событием. Наследие, оставленное им в звукозаписи, тоже сравнительно невелико, но критики и слушатели сходятся во мнении, что исполняемые им произведения, от оркестровых сюит Баха до вальсов и полек Штрауса, являются одними из лучших исполнений данных произведений.
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Карлос Клайбер занял первое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён. Введён в Зал славы журнала Gramophone.
Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 году. Он оставил после себя небольшой аудио– и видеоархив, который до сих пор восхищает критиков и ценителей музыки.
Клайбер, Карлос
Карлос Клайбер Carlos Kleiber | |
Основная информация | |
---|---|
Имя при рождении |