клинок басе что это
12 фактов о самурайских мечах, ставших душой Японии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Японские мечи – неотъемлемая часть традиций с древних времен
2. Традиции изготовления японских мечей сохраняются по сей день
Несмотря на упразднение класса самураев (1868 г.) и указ о запрете ношения меча (1876 г.) древнее искусство изготовления мечей не кануло в лету. Часть династий мастеров-оружейников долгие годы хранила знания и технологии работы. Пережив время забвения, они возобновили штучное изготовление мечей, когда возродился интерес к культуре Востока.
Интересный факт от Novate.ru: Некоторым из мастеров мечей парламент Японии присвоил титул «Живое национальное сокровище». Такое звание имеют, например Гассан Садаити, Сэйхо Сумитани, Кокэй Оно.
3. Самурайские мечи невероятно сложны
Катана – меч, который разрешено было носить только самураям, относится к изделиям со сложносоставным строением. Для изготовления используется два вида сплава, а итоговая конструкция состоит из множества основных частей и вспомогательных элементов.
4. Чтобы стать мастером, нужно потратить годы
Стать мастером мечей очень непросто – это тяжелый труд, занимающий годы. Ученики проходят обучение не менее пяти лет, а иногда и все десять, работая подмастерьем у мастера, согласившегося передать знания. По завершении обучения ученик самостоятельно изготавливает катану, представляет ее для оценки комиссии экспертов и сдает национальный сертификационный экзамен – сложное многоступенчатое тестирование, длящееся восемь дней. Если он с честью выдерживает испытание, то получает право считаться мастером и ставить свое клеймо на изделиях. Но и это еще не конец пути – на создание репутации уважаемого производителя мечей могут уйти годы.
5. Количество мастеров меча неуклонно сокращается
В 1989 году Японская ассоциация кузнецов насчитывала 300 зарегистрированных мастеров меча в стране. И это число постоянно сокращается. В 2017 году было зарегистрировано всего 188 кузнецов, и их средний возраст быстро растет. Причина кроется в сложности овладения ремеслом: длящееся годами ученичество не оплачивается. Ученикам приходится рассчитывать на помощь семьи или свои сбережения и очень многие «сходят с дистанции» из-за нехватки средств. Те же, кто прошел обучение, но не справился с экзаменом, вынуждены долго ждать повторной попытки, так как сертификация проводится только раз в год. Кроме того, на открытие бизнеса по изготовлению мечей нужен стартовый капитал, который сложно собрать, работая без оплаты все годы ученичества.
6. Эфесы мечей могут быть не менее ценны, чем лезвия
Цубы – аналог гарды у японских мечей, могут иметь не меньшую ценность для коллекционера, чем само лезвие. Изначально этот элемент имел только функциональное значение, но со временем приобрел и декоративную функцию. Кодекс самурая не поощрял ношение украшений, поэтому воины принялись декорировать гарды, чтобы продемонстрировать свой вкус и богатство. Для оформления цуб стали использовать драгоценные металлы и камни. Со временем изготовление гард стало настоящим искусством, породившим династии мастеров цубако. Цубы сами по себе могут стоить тысячи долларов и есть коллекционеры, которые охотятся именно за этой деталью.
7. По рисунку хамона можно узнать кузнечную школу
Хамон – это одна из характеристик, по которой можно отличить настоящий японский меч от прочих изделий. Так называют линию на лезвии, особо ярко заметную, когда лучи солнца падают на клинок под определенным углом. Она показывает границу зонной закалки и может иметь разный рисунок с любым количеством фигур. На протяжении всей истории японские мастера отличали свою работу от других замысловатыми узорами, и по хамону можно определить кузнечную школу, которой выкован меч.
8. Изготовление катаны занимает месяцы
Изготовление самурайских мечей – сложный и трудоемкий процесс, причем основную часть составляет не ковка, а подготовка материала. Для начала кузнец колет уголь, затем получает сталь тамахаганэ, сплавляя уголь с железосодержащим песком сатэцу. Полученные куски металла сортируются по качеству, и отобранные осколки идут в работу. Их соединяют вместе и затем многократно раскаляют, отбивают, разрезают, складывают и снова повторяют цикл – от 5 до 20 раз. Таким образом получают основу меча, из которого затем выстукивают нужную форму клинка. Последний этап работы кузнеца – закалка лезвия, после чего к работе приступает полировщик, шлифующий и затачивающий изделие. Самая последняя стадия – создание ножен и гравировка подписи мастера. Процесс изготовления меча по традиционной технологии может занять более 18 месяцев.
9. Все японские мастера меча пользуются сталью из одной печи
По классической технологии мечи изготавливают из стали тамахаганэ, которая практически не имеет примесей. Металл выплавляют в печи татара и в Японии существует только одна такая действующая печь, восстановленная по древнему образцу в 1977 году. Она расположена в префектуре Симанэ и работает всего два месяца в году.
9. Полировщик мечей так же важен, как и кузнец
Отношения между полировщиком и кузнецом в Японии сравнивают с отношениями композитора и музыканта. Оба мастера необходимы для создания катаны как прекрасного произведения искусства.
10. В изготовлении меча царит разделение труда
В Японии нет людей, занимающихся изготовлением меча от начала и до конца. Создание катаны – это коллективный процесс мастеров, постоянно совершенствующихся на выбранном поприще. Когда каждый из участников создания меча достигает высокого уровня мастерства в своей работе, изделие становится настоящим шедевром.
11. Выпуск мечей строго лимитирован
Японское правительство строго регулирует производство традиционных мечей. В месяц кузнецу разрешается изготовить два длинных меча или три коротких. С одной стороны эта мера способствует поддержанию качества, с другой – приток новых мастеров становится все меньше: сложно несколько лет стажироваться без оплаты труда и затем годами отрабатывать вложенные средства.
12. Существуют общества по сохранению японских мечей
Понимая, что традиционное изготовление мечей исчезнет, если не будет предпринято никаких действий, японские энтузиасты в 1910 году основали общество по сохранению японского меча Nihon Token Hozon Kai (NTHK). В 1948 году, при поддержке правительства страны Восходящего солнца, было создано еще одно общество – Nippon Bijutsu Token Hozon Kyokai (NBTHK). Обе организации уважаемы в мире, а их сертификаты – самый престижный документ, подтверждающий подлинность меча.
Но если меч имел зазубрины или был изогнутый, у его обладателя могли возникнуть очень серьёзные проблемы. Ведь с фламбергом в плен не брали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Японский меч воина-самурая
Дай-сё
Катана
Вакидзаси
Тати
Танто
Одати
Нодати
Сефирот с мечом нодати «Масамунэ»
Кодати
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) — кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.
Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) — прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же.
Нагината
Бисэнто
Нагамаки
Цуруги
Тёкуто
Син-гунто
Сикомидзуэ
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Клинок басе что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Японский меч воина-самурая
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц.
Дай-сё
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.
Катана
Катана (яп. 刀) — длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
Тати
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») — в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 — «катана», а онное чтение — «то:».
Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.
Нодати
Сефирот с мечом нодати «Масамунэ»
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Кодати
Кодати (яп. 小太刀) — буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) — кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.
Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) — прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же.
Нагината
Бисэнто
Нагамаки
Цуруги
Цуруги (яп. 剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») — это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Син-гунто
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч — кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением — оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто — металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Сикомидзуэ
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») — китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в «Жизнеописании Юэ Фэя» династийной истории «Сун ши»). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным «Сун ши», приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.
Японские мечи
Существует несколько типов традиционно изготавляемых в Японии мечей (日本刀, «нихонто»). Эти традиционные мечи производились еще в период Кофун, однако изогнутую форму клинка «понские мечи, предположительно, начинают приобретать только после периода Хэйан. Существует множество видов нихонто, которые отличаются: размерами, формой, областью применения и способом изготовления. Вот некоторые из наиболее широко известных типов японских мечей: катана, вакидзаси, одати, тати.
Классификация
Классификация типов японских мечей в основном основывается на комбинации клинков и их рукоятей, так как это определяет стиль использования клинка. Неподписанный и укороченный клинок, который когда-то был изготовлен и предназначен для использования как тати, может попеременно устанавливаться в тати кошире и катана кошире. Таким образом, он хорошо различим по стилю крепления клинка в рукояти. Длинный танто может быть классифицирован и как вакидзаси, если его длина превышает 30 см, однако первоначально клинок был установлен и использовался в качестве танто, (различия в длине для танто несколько произвольны, но необходимы, если рассматривается короткий клинок без эфеса). Когда клинки изъяты из рукоятей, танто и вакидзаси будут определяться лишь по длине (не более 30 см для танто), если только их предполагаемое использование не могло быть абсолютно определено или же предполагающий выносит своё мнение о возможном использовании клинка. Таким образом, клинок, формально именуемый как вакидзаси, из-за длины может неофициально обсуждаться между людьми как танто, потому что этот клинок мог быть изготовлен в эпоху, когда танто были популярными нихонто, а вакидзаси, как меч-компаньон для катаны, еще не существовал.
Виды японских мечей
Описание
Производство различных видов мечей в Японии делится на определенные периоды времени:
Этимология термина
Слово «катана» часто использовалось в древней Японии и используется до сих пор, в то время как старое употребление слова «нихонто» встречается реже, к примеру в поэме «Песня нихонто» поэта династии Сун Оуян Сю. Слово «нихонто» стало более распространенным в Японии в конце сёгуната Токугава. Из-за импорта западных мечей слово «нихонто» было принято, чтобы отличать японские мечи от западных (洋刀, «йото»).
Анатомия японского меча
Клинок
Каждый клинок имеет уникальный профиль, в основном зависящий от кузнеца и метода производства. Самая выдающаяся часть – средняя часть сечения клинка, или синоги. На более ранних изображениях синоги были плоскими, и сужались к острию клинка. Однако мечи могут и полностью сужаться от синоги, дальше к краю клинка или даже расширяться от синоги, а затем сжиматься к лезвию (создавая трапециевидную форму). Плоский или сужающийся синоги называется синоги-хикуси, а плоский клинок называется синоги-такуши.
Синоги могут быть размещены около задней части клинка для более длинного, острого, но и более хрупкого лезвия или более умеренные синоги около центра клинка.
Мечи также могут имеет различные формы острия, что считается чрезвычайно важной характеристикой: остриё может быть длинным (окиссаки), средним (чукисаки), коротким (кокисаки) или даже загнутым назад (икури-окисаки). Кроме того, также важно, является ли передний край острия более изогнутым (фукура-цуку) или (относительно) прямым (фукура-кареру).
Киссаки (острие) не является видом «стамеско-подобного острия». Вид западной интерпретации ножа «танто» иногда встречается в реальных японских репликах. У прямого наклонного острия есть преимущество в том, что его легко шлифовать, но такая стркуктура имеет лишь поверхностное сходство с традиционными японскими киссаки. У киссаки изогнутый профиль и гладкая равномерная кривизна по всей поверхности до острия, ограничением со стороны лезвия служит прямая линия, называемая йокоте, которая имеет четкий вид с обеих сторон.
Хотя это не является общеизвестным, киссаки «острие стамески» возникло в Японии. Примеры этого термина приведены в книге Канзана Сато «Японский меч». Поскольку американские клинки широко используют данную конструкцию, есть распространенное заблуждение, что данный дизайн возник в Америке.
В хвостовиках «накаго» проделывают отверстия(одно или несколько), которые называются «мекуги-ано». Эти отверстия используются для закрепления клинка с помощью мекуги, небольшого бамбукового колышка, который вставляется в другую полость в рукояти цука через мекуги-ано, таким образом предотвращая выпадение клинка. Чтобы снять рукоять, нужно убрать мекуги. Подпись «мэй» кузнеца вырезается на хвостовике.
Ножны и эфес
На японском языке ножны упоминаются как «сая», а защита для рук «цуба». Зачастую, особенно в поздние годы периода Эдо, цубы изготовливали используя замысловатые формы, практически как отдельное произведение искусства. Другие аспекты креплений (кошаре), такие как менуки (декоративная нижняя часть рукояти), хабаки (держатель клинка в ножнах), фучи (втулка между цубой и рукоятью), кашира (навершие), козука (небольшой декоративный элемент), когайте (декоративное украшение), сая (ножны), и цука-ито (традиционная обертка рукояти, состоящая из переплетённых шнуров, также называется тсукамаки). Все эти составные части производятся на высоким уровне мастерства и сейчас.
Подпись и дата
Классификация
Длина
Обычно основное различие японских мечей связано с длиной их клинков. Японские мечи измеряются в единицах «сяку». С 1891 года современный японский сяку, приблизительно равняется 30.3 см.
Однако исторический сяку был немного длиннее (около 35 см). Таким образом, иногда может возникать путаница относительно длины клинков, в зависимости от того, какое значение сяку предполагается при преобразовании в метрические.
Три основных градации длины японского клинка:
Клинок, который короче одного сяку, считается танто (ножом). Клинок более одного сяку, но менее двух считается сёто (коротким мечом). В этой категории находятся вакидзаси и кодати. Длина измеряется по прямой линии, проходящей поперек задней части клинка от кончика до манемачи (места где клинок соединяется с гардой). Большинство клинков, попадающих в диапазон размеров «сёто», являются вакидзаси. Тем не менее, некоторые дайто были разработаны с клинками, немного короче, чем 2 сяку. Они назывались кодати и находятся где-то посередине между дайто и вакидзаси. Сёто и дайто вместе называются дайсё (буквально, «большой маленький»). Дайсё стало символическим самурайским вооружением парного типа в период Эдо.
Клинок длиннее двух сяку считается дайто, или «длинный меч». Чтобы считаться дайто, клинок меча должен быть длиной более 2 сяку (приблизительно 60 сантиметров) по прямой линии. В то время как существует четко определенный нижний предел длины дайто, их верхнего предела не существует. Ряд современных историков, кузнецов и т. д. говорят, про мечи с длиной клинка более 3 сяку «длиннее, чем нормальный дайто», и обычно их называли или называют одати. Слово «дайто» часто используется для объяснения связанных терминов сёто (короткий меч) и дайсё (набор большого и малого меча). Миямото Мусаси пишет про длинные мечи в «Книге пяти колец». В этом произведении он ссылается на катану и называет нодачи и одачи «удлиненными мечами».
Аномально длинные клинки (длиной более 3-х сяку), которые обычно носили через спину, называются одати или нодати. Слово «дати» также иногда используется как синоним для нихонто. Одати означает «большой меч», а нодати переводится как «полевой меч». Эти длинные мечи активно использовались пехотой во время войн, так как длинный меч давал определённое преимущество обычному солдату. В данное время в Японии эти мечи незаконны. Гражданам не разрешается владеть одати, если только эти мечи не предназначены для церемониальных целей.
Вот список длин для различных типов клинков:
Клинки, длина которых находится рядом с другим типом классификации, описываются с префиксом «O-» (для больших) или «Ko-» (для меньших), например, вакидзаси длиной 59 см называется «О-вакидзаси» («почти катана»), тогда как катана с клинком в 61 см называется ко-катана («маленькая катана») однако стоит обратить внимание, что маленький аксессуарный клинок, иногда находящийся в ножнах длинного меча, также является «когатана» (小刀).
С 1867 года ограничения и/или демонтирование класса самураев означали, что большинство клинков стали носить в стиле «дзиндачи-дзукури», как офицеры западных военно-морских сил. С 1953 года произошло возрождение стиля буке-дзукури, разрешенного только для демонстрационных целей.
Школы мастерства
Большинство старых школ, где изучается владение японскими мечами, находятся в пяти провинциях, в каждой из которых, помимо самих школ, были свои традиции и «отличительные знаки» (например, мечи из провинции Мино «с самого начала славились своей остротой»). Эти школы известны как Гокаден (Пять Традиций). Выделяют следующие традиции и провинции:
В эпоху Кото было несколько других школ, которые не вписывались в Пять Традиций или были известны тем, что смешивали элементы каждого Гокадена, и их называли вакимоно («маленькая школа»). Обычно упоминалось 19 различных вакимоно.
История
Производство мечей в Японии делится на определенные периоды времени: джокото («древние мечи», примерно до 900 г. н.э.), кото («старые мечи» примерно с 900-1596 гг.), Синто («новые мечи» 1596-1780 гг.), Синсинто («новейшие новые мечи» 1781-1876) гг., гендаито («современные мечи», 1876-1945 гг.), и синсакуто («недавно изготовленные мечи» с 1953 г. по настоящее время).
Ранняя история
Ранними примерами мечей были прямые тёкуто или джокуто и другие с необычными формами, некоторые из стилей и элементов конструкции, вероятно, были заимствованы от китайских мечей, а некоторые из них были напрямую импортированы через торговые связи.
Мечи, выкованные между 987 и 1597 годами, называются кото (古刀 букв. «старые мечи»), они считаются вершиной японского мечепроизводства. Ранние модели имели неровное искривление с самой изогнутой частью клинка в рукояти. В более поздние эпохи, центр кривизны имел тенденцию смещаться вверх по клинку.
Предшественник японского меча назывался «меч варабит ( 蕨手刀)», он был изготовлен народностью Эмишей в регионе Тхоку. В середине периода Хэйан самураи усовершенствовали варабит, создав кенукигататати (毛抜形太刀) – ранний японский меч.
При ношении в полном доспехе тати сопровождается более коротким клинком в форме, известной как кошигатана («меч на поясе»). Обычно это был танто, тип короткого меча, где рукоять и ножны образуют стиль крепления, называемый айкучи («встречающий рот»). Кинжалы (танто) использовались как для ведения ближнего боя, так и для личной защиты.
Монгольские нашествия на Японию в 13-м веке стимулировали дальнейшее развитие японского меча. Часто самураи были вынуждены вместо традиционной конной стрельбы из лука переходить к рукопашной схватке, и многие воины обнаружили, что их мечи малоэффективны и склонны к повреждениям при использовании против толстых кожаных доспехов захватчиков. В связи с этим японские мечники стали адаптировать тонкие и упрощенные формы клинка мечей. Некоторые японские мечники этого периода в ответ на монгольскую угрозу стали изготавливать клинки с более толстой спинкой и более выраженными остриями.
Новые мечи
Со временем появилось мнение, что солдаты всё же должны были быть вооружены мечами, и в течение десятилетий (с начала 20-го века) мечники снова активно принялись за работу. Эти мечи, насмешливо называемые «гунто», часто закаливались в масле или просто штамповались из стали, им давали серийный номер, а не резную подпись. Серийно выпускаемые гунто часто напоминали западные кавалерийские сабли, а не традиционные нихонто, с клинками, немного короче аналогов относящихся к периодам синто или синсинто. Военные мечи, сделанные вручную традиционным способом, часто называют гендейтами. Мастерство изготовления мечей поддерживалось благодаря усилиям нескольких людей, в частности Гассана Садакадзу (月 山 貞 一, 1836–1918 гг.) и Гассана Садакацу (月 山 貞 勝, 1869–1943 гг.), которые работали в качестве имперских ремесленников. Эти кузнецы производили прекрасные образцы, которые изготавливались на основе традиций лучших старых клинков для Императоров и других высокопоставленных чиновников. Ученики Садакацу были названы «Нематериальными культурными активами», «Живыми национальными сокровищами», поскольку они воплощали знания, которые считались фундаментально важными для японской самобытности. В 1934 году японское правительство вводит военную классификацию нового армейского меча «син гунто» (первой версией которого была катана «тип 94»), а так же многих других мечей, изготовленных машинным способом, либо вручную, для использования в боях Второй мировой войны.
Новейшая история и современное использование
Из-за популярности в современных СМИ копии традиционных нихонто получили широкое распространение на рынке мечей, и обычно предназначенны, в данное время только для показа. Есть множество разнообразных экземпляров, начиная от небольших вскрывателей писем до масштабных «настенных» образцов. Эти изделия обычно изготавливаются из нержавеющей стали, что делает их либо ломкими (если они изготовлены из нержавеющей стали серии 400, которая предназначена для столовых приборов), либо плохо удерживающими заточку (если произведены из 300 серии нержавеющей стали) поэтому их лезвие либо очень грубое и ломкое, либо абсолютно тупое. Есть свидетельства об качественных образцах нихонто из нержавеющей стали, однако, в лучшем случае, это очень редкие экземпляры. Некоторые реплики нихонто использовались в относительно недавних вооруженных ограблениях, что способствовало принятию запрета на продажу, импорт и аренду самурайских мечей в Великобритании. Зачастую, в рамках маркетингового хода, современные неисторические клинки и материалы часто называют традиционными тем самым дезинформируя покупателей древности.
В Японии подлинные японские мечи ручной работы, с острыми лезвиями, будь то старинные или современные образцы, классифицируются как предметы искусства (а не оружие) и должны иметь соответствующую сертификацию, для того чтобы собственник владел ими законно. Некоторые компании и независимые кузнецы за пределами Японии также изготавливают японские мечи, различного уровня качества.
Производство
Японские мечи часто изготавливались с различными профилями, толщиной клинка и степенью заточки лезвия. Например, вакидзаси были не просто уменьшенной версией катаны, они часто выковывались в хира-дзукури, или других подобных формах, которые очень редко применялись в других мечах.
Дайсё не всегда ковали одинаково. Если самурай мог позволить себе дайсё, то, для определённого удобства в использовании, оба этих меча иногда приобретались у разных кузнецов и в разных стилях. Даже если в дайсё состоит из пары мечей одного и того же кузнеца, они не всегда ковались для совместного использования или изготовливались в одном стиле. Отсюда мечи в дайсё, изготовленные конкретно друг под друга, органично смонтированные и принадлежащие/носимые как пара, являются необычными и считаются очень ценными, особенно если они все еще сохраняют свои первоначальные крепления (в отличие от более поздних креплений, даже если образцы с более поздними креплениями так же произведены как пара).
Традиционное изготовление японского клинка обычно занимало недели или даже месяцы и считалось священным искусством. Как и во многих сложных начинаниях, это было делом не одного мастера, а целой группы, в том числе и нескольких художников. Обычно один кузнец выковывал грубую форму (часто это был подмастерье или ученик), чтобы подготовить металл, который, в последствии, дорабатывали мастер, специализированный полировщик (так называемый тоги), а также различные ремесленники, которые изготавливали кошира (различные детали, используемые для украшения готового клинка), сайя (ножны), цуку (рукоять), фучи («воротник» или втулка на рукоять между цукой и цубой), кашира (навершие) и цуба (своеобразная гарда). Считается, что процесс заточки и полировки занимал столько же времени, сколько и ковка самого клинка.
Традиционный японский меч производится из определенным образом изгототовленной японской стали «тамагаган». Наиболее распространенный метод изготавления клинка японского меча – ламинирование. Это комбинация из двух различных сталей: более жесткой (внешней оболочки) обернутой вокруг более мягкой внутренней сердцевины. Это создает клинок, который имеет твердое и острое, как бритва, лезвие, со способностью поглощать удары таким образом, чтобы уменьшить вероятность поломки клинка, при использовании его в бою. Кавагане (твёрдая сталь), для наружной оболочки лезвия, производится путём нагревания блока из сырой стали, который затем расплющивают до состояния стержня с плоской задней частью. Затем эта сталь охлаждается и разбивается на более мелкие блоки, которые проверяются на наличие примесей, после чего куски вновь собирается воедино, и повторно куются. Во время этого процесса стальные заготовки нагревают и расплющивают, практически распластывают, а затем, складывая друг на друга, повторно сваривают (кузнечной сваркой) для создания сложной структуры из многих тысяч слоев. Каждая отдельная сталь складывается по-разному, чтобы обеспечить необходимую прочность и гибкость, которые обеспечивают разные виды сталей. Точный способ складывания, ковки и повторной сварки стали определяет характерный рисунок клинка, «джихада» (также называемый «джиган» применительно к фактической поверхности стального клинка), особенность, которая указывает на период, место изготовления и фактического производителя клинка. Практика складывания также обеспечивает более однородный клинок, при этом углерод в стали равномерно распределяется, и сталь освобождается от пустот, которые могут привести к трещинам и поломке клинка в бою.
Синганэ (внутренняя сердцевина клинка) изготавливается из относительно мягкой стали, с более низким содержанием углерода, чем кавагане. Для этого стальной блок так же расплющивают, складывают и сваривают, аналогично хадагану, но с меньшим количеством сгибов. После чего блок хадагана снова нагревают, выковывают и складывают в U-образную форму, в которую синган вставляется до упора, ограничение располагается чуть ниже острия клинка. Затем новую композитную стальную заготовку нагревают и проковывают, чтобы не допустить остатков воздуха или грязи между двумя слоями стали. Во время этого процесса формируется длина заготовки, пока она не приблизится к окончательному размеру и форме готового меча. Для формирования острия от кончика заготовки отрезается треугольная секция, затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), таким образом создаётся киссаки. На данном этапе процесса заготовка для лезвия имеет прямоугольное сечение.
Заготовка снова нагревается и куётся, до создания формы и структуры уже практически готового клинка. Это: толстая спинка (муне), более тонкий край (ха), изогнутый кончик (киссаки), а так же выемки по лезвию (хамачи) и спина хвостовика (мунемачи), которые отделяют клинок от хвостовика (накаго). Такие детали, как линия хребта (синоги), еще это одна отличительная особенность японского меча, которая формируется на этой стадии процесса. В этот момент вступаю в игру умения кузнеца, так как процесс ковки заставляет клинок естественным образом изгибаться неустойчивым образом, более толстая спинка имеет тенденцию изгибаться к более тонкому краю, и мастер должен умело контролировать форму, чтобы придать ей необходимую кривизну, обращённую вверх. Ковка завершается процессом доводки спусков и первичной обработки лезвия, после которых все физические характеристики и форма клинка становятся узнаваемыми. Поверхность лезвия оставляется в относительно шероховатом состоянии, готовая к процессам закалки. Затем заготовку полностью покрывают глиняной смесью, которая наносится более плотно вдоль задней части и боков клинка, относительно области кромки. Полосу оставляют сохнуть, пока кузнец готовит кузницу для окончательной термической обработки клинка, яки-яра, закалки режущей кромки.
Этот процесс происходит в затемненной кузнице, традиционно ночью, чтобы кузнец мог определить, на глаз по цвету и, следовательно, по температуре степень готовности клинка, пропуская его снова и снова через пылающий уголь. Когда считается, что степень готовности клинка наилучшая (традиционно лезвие должно быть «цвета луны в феврале или августе», кстати, эти месяца чаще всего встречается в датах на надписях хвостовиков), клинок, лезвием вниз, направляется в резервуар с водой. Точное время, необходимое для нагрева меча, температура клинка и воды, в которую он погружается, индивидуальны для каждого кузнеца и, как правило, являются тщательно охраняемыми секретами. Одна из легенд рассказывает о кузнеце, который отрезал руку своего ученика для проверки температуры воды, которую он использовал в процессе закалки. Нанесение глины различной толщины на лезвие позволяет стали быстрее охлаждаться вдоль более тонкого покрытого края при погружении в резервуар с водой и, таким образом, закаляться до более твердой стали, называемой мартенсит, такую сталь можно утончить до остроты бритвы. Толстая задняя спинка охлаждается медленнее, сохраняя характеристики перлитной стали в плане относительной мягкости и гибкости. Соблюдение сложного метода, при котором глина наносится на клинок и частично соскребается по лезвию, является определяющей технологией в формировании формы и особенностей кристаллической структуры, известной как хамон. Эта отличительная линия закалки, проходящая около края лезвия, является одной из основных характеристик, которые должны оцениваться при исследовании лезвия.
Почти все лезвия имеют уникальные украшения в виде хамона, хотя не все украшения располагаются только на видимой части лезвия. Как только клинок остывает, а глина соскабливается, на нем могут быть вырезаны долы (хи или бо-хи). Кроме того, на данном этапе выполняется нанесение одной из самых важных отметок на мече: подписи на хвостовике. Она врезается в часть хвостовика, на месте где эти иероглифы будут позже закрыты рукоятью. Хвостовик никогда не должен быть заполирован, это может уменьшить ценность меча вдвое или более. Цель демонстрации первозданного хвостовика состоит в том, чтобы показать, насколько хорошо стареет сталь.
Некоторые другие знаки на лезвии имеют эстетический символизм: посвящения (написанные иероглифами кандзи) а так же гравюры, называемые «хоримоно». Гравюры харимоно обычно изображали богов, драконов или других мистических существ. Некоторые из дополнительных элементов более практичны. К примеру, дол (самый базовый тип называется «хи») уменьшает вес меча, сохраняя при этом его структурную целостность и прочность.
Использование
Испытание мечей на их основные характеристики, называется тамэсигири. Практиковалось тамэсигири на различных материалах: бамбуке, циновке, шлемах, и даже на людях (часто на телах преступников которым была назначена казнь, однако некоторые самураи использовали для тестирования попавшихся им бродяг). Практики тамэсигири позволяли отработать технику ударов, а так же проверить целостность, остроту, и мастерство изготовления меча.
Кроме того для отточки ударов существовала особая техника, называемая Тен-уси. Тен-уси обучает организованному движению рук и запястий во время нисходящего удара. Когда меч уже почти опускается вниз, локтевой сустав резко сгибается в последний момент, возвращая меч в исходное положение. Это движение приводит к тому, что возникает ощущение фехтовальщиком легкого изгиба рукояти, и, если все сделано правильно, говорят, что вы чувствуете, будто «выжимаете полотенце». Само по себе это движение заставляет лезвие меча поражать цель остротой и силой веса меча. Оно используется, чтобы сломить начальное сопротивление при вхождении клинка в тело. После первого движения начинается давление, с помощью которого меч как бы протаскивается сквозь цель. Поскольку нихонто, по сути, разрезает, а не рубит, именно это «протаскивание» позволяет оружию наносить максимальный урон и, таким образом, улучшает технику удара. Удары практикуемые тен-уси проходят через целевые объекты практически на полной скорости. Колебания объектов, на которые приложено воздействие, практически не видны, если вообще видны. Предполагается, что целью является, к примеру, человеческий торс. С помощью тен-учи ломается начальное сопротивление, оказываемое мышцами плеча и ключицей. При правильном выполнении режущее движение будет продолжаться, какие бы кости ни встретились, до тех пор, пока клинок не выйдет из тела. Это происходит благодаря комбинированному воздействию правильного наложения силы и изогнутой форме меча.
Почти все стили кендзюцу имеют одинаковые пять основных защитных поз. Это следующие позы: тудан-но-камаэ («средняя поза»), джадан-но-камаэ («высокая поза»), гедан-но-камаэ («низкая поза»), хасо-но-камаэ («восьмисторонняя поза») и ваки-гамаэ («боковая поза»).
Острое лезвие нихонто настолько жесткое, что на нём могут образоваться сколы при ударе о такой же твердый или ещё более твердый объект, к примеру, при ударе о лезвие другого меча. Таким образом, блокирования встречного удара лезвия о лезвие, как правило, избегали. Фактически, уклончивые маневры тела были более предпочтительными, чем контакт с лезвием, однако, если иная защита была невозможна, то для блокирования меча противника во многих стилях использовали всё же не хрупкое лезвие, а гарду или обух клинка. Популярным методом защиты от нисходящих ударов было простое отбивание меча в сторону. В некоторых случаях использовался «зонтичный блок», который представлял собой диагонально расположенный клинок над головой (острие указывает на землю, навершие на небо), что создает эффективный щит от нисходящего удара. Если угол блока был достаточно острым, благодаря изгибу лезвия меча можно было осуществить нападение.
Ношение
На протяжении всей истории японские мечи носили несколькими различными способами. Стиль, наиболее часто встречающийся в фильмах о самураях, называется «буке-дзукури», с катаной (и вакидзаси, если этот меч также присутствует), повёрнутой изгибом вверх, с ножнами, протянутыми через оби (пояс).