клинок что это такое фото
Кинжал – сердце воина
О кинжале слагали песни и стихи, его упоминали в пословицах и народных сказаниях.
Без кинжала кавказец чувствовал себя голым и беззащитным, буквально теряющим основу основ под ногами.
Считалось, что кинжал олицетворяет дух мужчины.
Ему приписывали магические, целебные и совершенно невероятные свойства, наделяли его душой.
Обнаженный ради победы над врагом, восстановления справедливости, защиты родины, спасения слабого или кровной мести, кинжал олицетворял свет и могущество
народа.
Казаки. Иностранная гравюра, XIX век.
Кавказские кинжалы имели характерные черты. Поверхность прямого двухлезвийного клинка разделялась долами, число которых с каждой стороны могло доходить до четырех и даже до шести. Долы облегчали вес клинка, увеличивали его прочность и одновременно служили неким декоративным элементом.
Некоторые мастера украшали их серебряной всечкой, писали на них слова молитв, пожелания владельцу, ставили свою подпись или имя хозяина кинжала.
К концу XIX века наибольшее распространение на Кавказе получил простой прямой клинок от 45 до 50 см — классическое «золотое» сечение, когда размер кинжала целиком (клинка с рукоятью) равен размеру локтя (плеча). В этом есть мудрая народная эргономика. И это классика, все остальное — бесконечные, но не менее интересные вариации.
Так, если классические черкесские кинжалы можно охарактеризовать строгой геометрией, шестигранной пятой, ромбическим сечением и средним размером (общая длина в ножнах до
50 см), то кинжалы дагестанские — это небольшие, изящные, узкие и легкие клинки, достигающие в длину 36–40 см.
Читайте материал «Женский взгляд на нож»
Что касается тифлисских кинжалов, то они настолько разнообразны, что выделить какой-то единый стиль практически невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что многие тифлисские мастера были «отходниками» — переселенцами из других районов Кавказа, и изготавливали клинки по образу и подобию своих национальных кинжалов.
А во-вторых, в Тифлисе отоваривались не только отдельные покупатели, но и целые группы русских офицеров или казачьих частей. А для таких заказчиков создавались кинжалы с совершенно особенной отделкой и геометрией клинка.
УМРИ ЗЛОДЕЙ ОТ РУКИ МОЕЙ!
Еще чаще встречалась другая надпись: «Я кинжал, хозяину защита, врагу смерть» Впоследствии именно эти слова на свои клинки ставили тифлисские мастера, знающие, что` пользуется большим спросом у заезжих русских офицеров.
ВЕЧНО ВООРУЖЕН
Военный историк Г.Н. Прозри-телев выделил два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. На самом деле видов черкесского кинжала было гораздо больше, но не будем привередливы.
Отделка рукояти кавказского кинжала. Вид сбоку. Фото автора.
Роскошно отделанный кинжал был непременной принадлежностью черкесского костюма и вызывал естественную зависть у казаков и линейных офицеров.
«Молодые люди нарезали своими большими кинжалами мясо и бросали его в котел; они вместо ножа пользуются кинжалом», — писал в своих воспоминаниях немецкий ботаник Карл Кох, путешествующий по Кавказу в 1837–1838 гг.
МАСТЕРСТВО И ТРАДИЦИИ
В конце XIX века знаменитые дагестанские «кинжальные» мастера часто уходили на заработки в крупные населенные пункты Закавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа, и там «подстраивали» свои умения под вкусы и традиции местного населения. В результате для дагестанских кинжалов характерно много форм, клейм, видов закалки и отделки.
Амузгинско-кубачинские кинжалы отличались особым орнаментом. Клинки изготовлялись в Амузги и других селениях Дагестана, а уже для отделки отправлялись в Кубачи. Кубачинцы были высококлассными отделочниками, изумительными мастерами по серебру. Их работы — истинное украшение многих музеев мира.
По размерам амузгинские кинжалы были либо небольшими, легкими и изящными, либо крупными, с массивными клинками длиной до 48 см. На многих клинках, как правило лишенных каких-либо украшений, над долами арабской вязью были выгравированы надписи на даргинском, лезгинском, аварском, осетинском, или на турецком языке.
Казак на псовой охоте. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ
До сих пор из дальних районов Дагестана всплывает на антикварном рынке России и зарубежья до десяти оригинальных кинжалов в год. Само селение Амузги давным-давно разрушено неумолимым временем, а его знаменитые клинки еще живут.
В изготовлении кинжалов немало было занято и лакских мастеров, — как клиночников, так и серебреников. Они также работали по всему Кавказу, чаще всего в больших городах. Как водится, мастера подстраивались под вкусы местных покупателей, поэтому среди их изделий практически не встречаются большие дагестанские клинки.
Лакские кинжалы преимущественно невелики, с ножнами, богато украшенными гравировкой, чернью и позолотой. Иногда поверхность клинков окрашивалась в черный цвет, но такие кинжалы — большая редкость.
На свободной от долов части клинка обычно выбивалось имя мастера. Сами долы покрывались травлением, растительным орнаментом или зигзагами, имитирующими рисунок сварочной стали.
Читайте материал «Тайна якутского ножа»
На некоторых клинках вдоль дола или ребра делались арабские надписи, содержащие выдержки из сур Корана, дату изготовления по Хиджре или имя мастера. Примечательно, что на многих клинках можно встретить вытравленные изображения двуглавого орла, царского вензеля или рисунки с растительным орнаментом в русском стиле, а также имена мастеров, выбитые штампом на русском языке.
О тифлисских кинжалах трудно говорить, как о каком-то отдельном стиле. Скорее, речь может идти о смешении всех направлений рисунка, дизайна, методов украшения и декорирования в одном общем котле, из которого черпали свое вдохновение тифлисские мастера.
Кинжал грузинский, цельносеребряный. Фото автора.
Кинжалы выковывались из сварочной стали, с широкими или узкими долами (или ребром), с узором дамаска или орнаментом в долах; длина могла варьироваться от 35 до 60 см. Рукояти были самой разнообразной формы, из кости, рога, серебра, железа, дерева. Прибор и рукояти или богато украшались, или не украшались совсем.
Клинки других грузинских кинжалов имеют существенные отличия и характерные особенности. Обычно они небольшие, узкие, с ребром по центру или с одним долом.
Мингрельские кинжалы характеризуются узким ромбовидным клинком. На каждой стороне клинка четыре плоскости, грани которых составляют крест святой равноапостольной Нины (напомню: крест святой Нины был сделан из двух изогнутых веточек виноградной лозы и связан волосами святой).
Кинжалы зугдидские и сухумские отличаются простым массивным ромбовидным клинком и смещенным прямым долом. Они богато украшены серебром и золотом с использованием техники филиграни и зерни.
Для гурийских клинков характерны либо квадратные рукояти, как у кинжалов Черноморского казачьего войска (ЧКВ), либо круглые, на манер ранних тифлисских.
В кутаисских кинжалах на ножнах повсеместно используется ложная зернь в крупных декоративных элементах: змейки, зигзаги или иной геометрический орнамент.
Клинок с игольчатым кончиком, предназначенным для раздвигания колец кольчуги.Фото автора.
Я видел несколько армянских клинков, и самые интересные из них украшены всечкой золота и серебра или латунью вдоль долов. Всечка сделана необычным способом. Вся плоскость клинка просекалась тоненькой решеткой, в поверхность вбивалась проволока, создающая примитивный рисунок: животные, растения, геометрические фигуры.
Считается, что клинки армянских кинжалов крупные и тяжелые, длина от 40 до 62 см, вес от 325 до 900 г. Иногда поверхность клинка украшена вытравленным узором. Обе голомени почти параллельны и резко сужаются к острию на последней трети длины клинка, сам кончик игольчатый — для раздвигания колец кольчуги.
С правой стороны выбивались фигурные клейма, внутри которого арабскими буквами выбивалось имя мастера. Клинки украшались местным орнаментом и картушами, арабскими надписями (пожелание победы в бою, смерти врага, обещание помощи владельцу кинжала) или монограммой хозяина.
Легенды повествуют нам о старинных чеченских кинжалах, которые перерубали любую сталь, протыкали самую прочную кольчугу и были способны рассечь пополам всадника вместе с конем. Разумеется, это поэтическое преувеличение, однако вспомним, что чеченские кинжалы были знамениты и среди наших казаков. Как там они пели?
Традиционно чеченские кинжалы подразделялись на два типа: вороненые и полированные до зеркального блеска. До XX века они были большими и напоминали по форме и размерам римские мечи.
История русских клинков: от Екатерины Великой до наших дней. Часть I
Говоря о России и ее прародительнице — Древней Руси, отметим значение, использование и развитие ножа и клинковых изделий только в общих чертах. Наша цель — подробный обзор развития русских клинков в более поздний период, но без этого введения перескок на петровские времена и период Екатерины Великой (период присоединения к России Крыма) был бы несколько нелогичным.
Реконструкция ножа XIII века
Следует отметить, что все ножи периода раннего и среднего средневековья на Руси можно разделить на две категории: качественные изделия и низкосортные ножи — то, что сегодня называют ширпотребом. Первые были отлично откованными, служили долго. Многие изделия такого ранга дошли до наших дней во вполне приличном состоянии. Плохие копеечные ножи были, по сути, расходным материалом. Их чаще всего не перековывали, а выбрасывали. Сделаем акцент на том, сто средневековые русские кузнецы, имея минимум инструментов, при наличии хорошего материала создавали прекрасные клинки, не уступающие по качеству современным аналогичным изделиям.
Географические особенности производства клинковых изделий на Руси
Древняя Русь была очень крупным государством по меркам средневековья. И то, что она занимала огромную территорию, и развитая торговля в различных ее частях способствовали тому, что на развитие кузнечного дела и производства клинковых изделий в частности имелось существенное влияние соседствующих с Русью стран и населявших соседние земли народностей.
Если максимально упростить особенности изготовления ножей (и клинков вообще) на всей территории Древней Руси, то можно свести все к двум основным кузнечным школам : Великого Новгорода и Киева. Различия в кузнечном деле обуславливаются как огромным расстоянием между этими центрами, так и различными народностями, населяющими земли между ними, а также различными соседями.
Новгородские ножи
Именно поэтому сам термин «древнерусские ножи» и все, что с ним связано — вопрос довольно сложный, а порою и противоречивый. Многие историки сходятся в том, что термин «древнерусский нож» практически мифический, так как не было никаких единых стандартов, ножи, изготовленные в различных местах, существенно отличались друг от друга. Отметим только наличие северной и южной кузнечных школ. Значительно позже, в результате развития кузнечного дела и производства ножей произошло слияние этих двух направлений, что, впрочем, не было исключительным явлением, а скорее стало характерным для всей Европы событием. С развитием страны этническая принадлежность ножа отошла на второй план, а определяющей стала экономическая составляющая и наличие доступного для производства материала.
Несколько слов о влиянии соседствующих народов на развитие русских клинков
Финские ножи
Южная, киевская школа, в свою очередь была подвержена европейскому влиянию, а также получила определенный опыт от традиций кочевых племен и татар. Восточное влияние объясняет наличие в кузнечной культуре южной Руси кривых сабель, кинжалов и ятаганов. На территории Приднепровья земли способствовали развитию именно сельского хозяйства, поэтому жители этих мест больше внимания уделяли выращиванию хлеба и иных сельхозкультур. Их ножи были более простыми и утилитарными.
Внешний вид русских ножей
Проковка крицы
Типы русских ножей периода раннего и среднего средневековья
Обратимся к трудам Бориса Александровича Колчина, советского археолога и историка. Он в свое время на основе собственных изысканий и археологических материалов разделил ножи русских кузнецов средневековья на восемь основных типов по назначению.
К первому типу относятся ножи хозяйственного назначения, древние прообразы современных кухонных ножей. Лезвия таких ножей прямые, обух также прямой, а ось рукояти параллельна линии обуха. Рукоятки кухонных русских ножей изготавливались из дерева или кости, и, как правило, украшений не имели.
Ножи, стилизованные под старорусские
Столовые ножи
Третьим типом названы рабочие ножи — «столярные». Режущие инструменты такого типа имели изогнутые вниз клинки. Некоторые ученые называют русские ножи такого типа специальными хозяйственными (аналогами современных садовых ножей). Есть также мнение, что выводы Колчина ошибочны и серповидность таких ножей — просто результат длительного использования (выработка).
Четвертый тип ножей, определенный Колчиным — ножи «косторезные». К сожалению, кроме упоминания в своих работах, никаких конкретных описаний, рисунков или фотографий не сохранилось.
Пятый тип — ножи «сапожные» рабочие. Такие режущие инструменты имели широкий короткий клинок с закругленным кончиком. Ножи указанного типа часто находили при раскопках в сапожных мастерских.
Хозяйственные ножи
К шестому типу отнесены так называемые «хирургические» ножи. Колчин определил их в указанную группу, основываясь на форме — это цельнометаллические ножи с кованой рукояткой, достаточно крупные и похожие на современные скальпели хирургов. По утверждению ученого, эти ножи использовались для выполнения ампутаций.
Реконструированные столовые ножи
К восьмому типу отнес боевые русские ножи. Такие изделия имели длинный клинок и массивный обух, кончик, подходящий для колющих ударов, обоюдоострый (заточен со стороны обуха на 2–5 см и более). Рукоять боевого ножа — массивная, удлиненная, удобная для хвата ладонью любого размера, голой и в перчатке.
Боевые ножи
Русские боевые ножи допетровских времен можно разделить на три основных типа: засапожный, поясной и подсаадачный (подсайдашный).
Подсаадачные ножи
Отдельной группой Колчин описал русские ножи, которые именовал «складными». На самом же деле это не складные ножи, а ножи с поворотным двухсторонним лезвием (по сути, с двумя клинками). Такие ножи имели полую рукоятку из кости и лезвие с различной формой на противоположных концах и отверстием посредине, через которое посредством штифта оно крепилось к рукояти. Разворачивая лезвие на 180 градусов, можно было менять рабочую сторону по желанию. Сегодня ножи такого типа изготавливает шведская фирма EKA и весьма успешно их реализует.
Складной нож
В завершении вводной части отметим, что все четыре типа русских боевых ножей дошли до наших дней, преобразовавшись и трансформировавшись в современные эффективные экземпляры, как и иные клинковые изделия, об удивительном историческом пути которых мы расскажем в следующих статьях.
Зарезать чем-то покрасивее (часть 4)
Кинжал туземцев Новой Гвинеи из кости казуара. Из коллекции пензенского скульптора И. Зейналова. Очень смертоносная вещь!
Сечений тоже семь: клинок, образованный двумя плоскими параллельными поверхностями (самый слабый, но гибкий), линзовидный клинок, клинок с желобками, линзовидный с ребрами жесткости, ромбический (самый прочный), трехгранный или в виде «галочки», круглый, квадратный, восьмигранный – только для колющих ударов.
Материал: самый древний – камень, обсидиан или кремень, кость, дерево. Например, из рога лося делали себе кинжалы индейцы Северной Америки, австралийские аборигены делали кинжалы из кварцита, а рукояти из дерева и загущенного латекса.
Китайский бронзовый кинжал, 1300 – 1200 гг. до н.э. Клинок и рукоять украшены мозаикой из панциря черепахи. Смитсониевский музей азиатского искусства, Вашингтон.
Еще один кинжал кумья XIX в. Сталь, дерево, серебро, латунь, золото, чернь. Длина 42,7 см. Длина без ножен 42,2 см, вес 272,2 г., вес ножен 377 г. Метрополитен- музей, Нью-Йорк. В районе рикассо надпись по-арабски в технологии насечки золотом.
Кумья с отделкой серебром и в серебряных ножнах. Конец XIX в. Интересно, что кинжалы этого типа производились и толедскими оружейниками. Надо же было чем-то с берберами торговать!
А вот это индийская джамбия с «пистолетной рукоятью» и опять с дужкой-гардой – опять гардой, никак индийцы без гарды не могут… Хотя зачем такая гарда кинжалу с пистолетной рукоятью? У криса тоже пистолетная рукоять, но никакой гарды никогда не было! Северная Индия XVIII – XIX вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Турецкий кинжал XVIII – XIX вв. с аукциона Кристи. Вульгарная отделка кораллами и бирюзой, без меры, без вкуса, но зато дорого!
На острове Суматра тоже были свои и очень даже необычного типа кинжалы. Например, вот этот секин с Г-образной рукояткой. XVI – XIX вв. Вес 212,6 г., вес ножен 107,7 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Столь же оригинальным был и баронг – листовидный кинжал с толстым клинком-лезвием заточенным, с одной стороны народа моро на Филиппинах (у исламских племен) на Южных Филиппинах и в малоазийском штате Сабах острова Калимантан. Длина баронгов колеблется от 20 до 56 см. Большинство рукоятей имеют изогнутую и расширяющую к окончанию рукоять. Баронги использовались и во Второй мировой войне. Украшения рукояти делались из серебра, однако ни кораллов, ни рубинов на этом оружии вы не увидите.
Как видите, от богато украшенных клинков мы перешли к более функциональным, а раз так, то есть смысл опять отправиться в Африку, но только уже не на север, а к ее аборигенам, не подвергшихся влиянию ислама. На тамошнем оружии вы не увидите особых украшений, в том числе и на вот этом копьевидном кинжале народа тетела из Конго, конца XIX – начала ХХ вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эти два «кинжала» тоже из Африки: левый из Конго, правый из Уганды. Причем удивительно, насколько клинок левого похож на древнегреческий меч ксифос. Кливлендский музей искусств.
Этот «кинжал» просто потрясает шириной своего клинка, украшенного к тому же еще и прорезным узором. И это опять-таки Конго. Рукоять имеет массивное коническое навершие-противовес и обмотана проволокой. Кливлендский музей искусств.
Не менее странно выглядит и вот этот кинжал, скорее даже не кинжал, а короткий меч из Кливлендского музея искусств. Он из Габона, у него тонкий стальной клинок, а странной (зачем она такая?) формы рукоять обмотана латунной проволокой.
Секач с колоритной литой латунной рукоятью годится только для рубки. Его длина 57,5 см, то есть это самый настоящий короткий меч! Зачем по тупой стороне клинка пробиты дырочки? Точно такие же были пробиты и на секирах русских городовых стрельцов. Но там дело ясное: в них вставляли кольца, и те ночным дозором обходя город, бренчали ими, пугая «лихих людей». А вот к чему они здесь?
Тлинкиты – прибрежный народ Северо-Запада США. Они научились у европейцев ковать отличные клинки, которые украшали в своем национальном вкусе. XIX в. Кливлендский музей искусств.
Образец европейского рационализма и изобретательности: «парирующий кинжал» с раскрывающимся клинком. Германия, 1600 г. Филадельфийский музей искусств.
Ну, а вывод? Вывод такой: самые богато украшенные кинжалы, причем украшенные не аляповато, а изысканно, производили в Персии и в Индии. В этом эти страны все прочие оставили далеко позади. Японские клинки изысканы и оформлены по-своему, их сравнивать трудно. Турецкие – часто оформлены безвкусно. Европейские… в зависимости от века.