клише для денег что это

Как печатают деньги: почему их так сложно подделать

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Бумажные деньги придумали заметно позже монет из металлов разного сорта. Они появились по мере развития печатного дела, которое дало возможность упростить процесс создания платёжных знаков. Впервые от груд мелочи начали отказываться в древнем Китае. Сначала там использовали обработанную особым образом кожу оленей, а потом переключились на бумагу, которую, собственно, именно здесь и придумали. Всё очевидно — производить такие деньги было заметно дешевле и проще.

В Россию бумажные деньги пришли около 250 лет назад. Тогда страна нуждалась более чем в двух миллионах рублей в год чистым серебром. На рудниках того времени не могли добыть настолько много материала, поэтому об альтернативе и задумались. Более того, в телегу среднего размера помещалось от силы 500 металлических рублей, поэтому для сбора налогов приходилось собирать настоящие караваны. В 1769 году Екатерина II не выдержала и подписала закон про бумажные деньги.

Аналогичный путь прошли и другие страны в разных уголках мира, и бумажные деньги постепенно стали основным платёжным инструментом. Сегодня их производят с использованием куда более продвинутых технологий, и современная бумага сильно отличается по качеству и долговечности. Большинство купюр в XXI веке состоит изо льна и хлопка, а число всех защитных механизмов на них сложно сосчитать по пальцам обеих рук — про это и не только мы и расскажем в этой статье.

Деньги делают из особой бумаги изо льна и хлопка

Да, для создания современных денег используют лён и хлопок. Несколько тонн материалов в заданной пропорции попадает в специальный бойлер. С помощью него сырье подвергается огромному давлению и превращается в самую настоящую кашу. Она перемещается в резервуар для очищения, а потом прессуется.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Интересный факт: Количество органической целлюлозы в бумажных деньгах обычно находится на уровне около 95–97%, химии практически нет.

Дальше в заготовку добавляют специальный краситель, который придаёт материалу необходимый оттенок. Почти в это же время на рулоны добавляют специальные водяные знаки, которые защищают их от мошенников. Дальше их покрывают слоем краски, отправляют сушиться и складывают в рулоны по несколько тонн.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Само собой, для производства бумажных денег нужны специальные красители — гуашь из «Роспечати» точно не подойдёт. Известно, что краски для создания российских банкнот поставляет швейцарская компания SICPA, которая занимается защитными чернилами и системами кодировки акцизных товаров. Они считаются очень качественными, но представители «Гознака» всё чаще сетуют на их дороговизну из-за постепенного падения отечественной валюты и роста швейцарского франка.

Интересный факт: Затраты на покупку качественной швейцарской краски могут составлять до 60% от общей суммы расходов на производство банкнот, и альтернативы ей нет.*

Бумага для будущих денег обязана быть достаточно белой и плотной. Она не должна очень просто рваться и менять свой цвет при воздействии влаги и солнца. В России её умеют делать только на двух предприятиях: «Санкт-Петербургской бумажной фабрике Гознака» и «Краснокамской бумажной фабрике Гознака».

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Одним из самых главных критериев при создании бумаги является износоустойчивость. Если купюры окажутся некачественными, они будут слишком быстро портиться. Представьте, что зарыли в саду свою заначку, а она сгнила даже раньше, чем её нашла жена. Неприятно, правда? А теперь представьте, через сколько рук ежедневно проходят деньги, сохраняя свой внешний вид. Поэтому во время производства их даже проверяют на излом и разрыв с помощью специального динамометра.

Для печати денежных знаков используют три технологии

Разработка купюры — долгий и непростой процесс, в котором участвует огромное число профессионалов из самых разных сфер: от финансистов до художников и даже «хуже». Процесс работы начинается только после того, как правительство одобрит все стандарты и концепции.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

В первую очередь создают эскизы. Главным требованием является явная принадлежность стране. Для этого на банкноту наносят государственный герб, отечественные достопримечательности, портреты исторических личностей и не только. Чем выше её номинал, тем сложнее на ней элементы.

Интересный факт: В 90% случаев для печати применяют станки швейцарской фирмы KBA-NotaSys SA — их используют не только в России, но и в других странах мира.

После утверждения эскиза создаётся проект с формами для печати, с помощью которых купюры будут штамповать в дальнейшем. На этом этапе за работу берутся специалисты по гравюрам, дизайнеры и художники, специалисты в сфере компьютерных технологий. Когда проект разработан, его направляют на анализ и одобрение, после чего запускается производство тиражных форм. Подготовкой всего этого в России занимается организация под названием «Гознак». Дальше деньги идут в печать тремя путями.

Орловская печать — однопрогонная многокрасочная печать. Её ещё в конце XIX придумал мастер Иван Орлов. В ней используется большой эластичный валик для основной покраски и маленькие штампы для промежуточной. При её применении получается всегда понятный, одинаковый и легко копируемый рисунок.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Это самая старая технология, которая сегодня используется для печати бумажных денег. Главное достоинство этого метода — возможность наносить изображения на купюру с очень высокой точностью. Даже самый опытный мошенник не всегда может повторить её один к одному.

Металлография — ещё один распространённый способ нанесения изображений, который применяется с 1887 года. В данном случае для печати используются специальные стальные или никелевые формы, которые выглядят как пластины, в которые впрессован необходимый рисунок. Иногда их называют штемпелями.

Этот метод используется для нанесения сложных узоров и рисунков, которые состоят из большого количества мелких линий, и для работы с такой технологией необходимы большие производственные мощности и высокоточные станки. Специалисты заявляют, что главным преимуществом металлографии является возможность создавать яркие, детализированные и даже объёмные рисунки на купюрах — этого невозможно добиться с помощью более простой орловской печати.

Интересный факт: Из-за максимальной точности именно металлографическую печать используют для нанесения серийных номеров и других важных деталей на банкнотах.

Офсетная печать — во время этого вида печати каждый цвет изображения наносится с помощью своей формы, достичь идеального совпадения которых практически невозможно. Её обычно используют для нанесения разделительной сетки и небольших дополнительных элементов. На купюрах мелкого номинала этот тип печати иногда используется для всего рисунка. Из-за недостаточной точности он предназначается далеко не для самых чётких элементов банковских знаков.

Получается, орловская печать используется для главной картинки, металлография для точных элементов, а офсет для общих. Готовые листы банкнот направляются в цех, где их разрезают на отдельные единицы, считают и упаковывают. После этого они покидают производство и направляются в центральный банк.

Как современные деньги защищают от фальшивомонетчиков

У бумажных купюр обычно есть несколько вариантов защиты, но самыми важными среди них по праву считаются водяные знаки, которые выступают и в роли украшения. Они наносятся на этапе формирования материала, и рисунок против света мы видим за счёт разной толщины бумаги.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Качественный водяной знак создать не так уж просто — для этого необходимо специальное высокоточное оборудование. Обычно на бумажных фабриках есть отдельные мастерские под такие нужды, и там работает большое количество уникальных квалифицированных специалистов, которые проходят специальную подготовку.

В их числе граверы, которые переносят рисунки на штампы и специальный валик под названием дендироль. Во многих странах деньги также имеют защитные волокна из цветной бумаги или металла. Подделать их очень сложно, поэтому при проверке на подлинность всегда обращают внимание именно на это.

У всех типов купюр есть свой срок жизни. К примеру, если банкнота в пять тысяч рублей остаётся на несколько лет, то и водяные знаки должны быть абсолютно идентичными. А решение об изменении внешнего вида бумажных денег обычно принимают соответствующие органы — тот же «Банк России».

В будущем места для бумажных денег будет всё меньше

Пластиковые карты и мобильные платёжные сервисы медленно, но уверенно заменяют бумажные и металлические деньги. В ряде стран уже заявляют о намерении полностью отказаться от «макулатуры» и мелочи. Маловероятно, что банкноты исчезнут из нашего обихода в ближайшем будущем, но тенденция налицо.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Бумага использовалась для оплаты слишком долго, и её точно пора отправлять на покой. Не стоит забывать и о «тёмной» стороне вопроса: сейчас наличные являются самым простым способом оплаты для лиц и организаций, занимающихся незаконной деятельностью и тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

Оружие, наркотики и убийства — всё это очерняет репутацию бумажных денег. Питер Сэндс, старший научный сотрудник «Школы государственного управления Гарварда», вообще считает, что привычные банкноты являются неотъемлемым средством стимулирования криминальной экономики.

«Ни один другой платёжный механизм в мире не обладает такой анонимностью и популярностью, не говоря уже о том, что сделки с участием бумажных денег практически невозможно отследить. Если бы мы прекратили использовать наличные, преступников было бы намного проще найти», — заявляет Сэндс.

Помимо этого, отказ от такого вида денег мог бы снизить уровень уличного насилия. Представьте — вы спокойно идёте по улице ночью, не боясь злоумышленников, так у вас совсем нет наличных. Конечно, в абстрактном будущем могут появиться и уличные взломщики банковских карт, но пока таких нет.

Необходимость в бумажных деньгах, кроме прочего, снижается благодаря развитию интернета. Более 60% покупок мир уже совершает онлайн. В этом случае гораздо удобнее использовать банковскую карту и красивое мобильное приложение, и около 5% жителей США уже полностью отказались от наличных. Конечно, большинство наших соотечественников всё ещё оплачивает покупки «бумажками». Тем не менее, мы точно застанем полный переход на электронные деньги в самом ближайшем будущем.

Есть и те, кто высказывается против отказа от наличных. Они аргументируют это тем, что использование электронных платежей без права на альтернативу может негативно сказаться на бедных слоях населения, у которых нет доступа к интернету и банковским счетам. Но разобраться с этим мы точно сможем.

Источник

Как делают бумажные деньги

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

В прошлый раз на Geektimes публиковалась статья об истории бумажных денег. Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег. Бумага используется с этой же целью и сейчас. Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага — это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад.

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже).

Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.

Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.

Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины. Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.

Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры. Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Вот, как печатают доллары США:

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что этоЭти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.

Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.

После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

Источник

Самый знаменитый фальшивомонетчик СССР: «Доллары можно печатать дома – это элементарно»

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Его поддельные купюры в 25 и 50 рублей признали «внешне близкими к подлинным купюрам и трудно опознаваемыми в обращении», а его самого – умным и очень опасным для общества. Но Виктор Баранов, самый известный фальшивомонетчик СССР, утверждал, что деньги его «абсолютно не интересовали», а подделывал он их ради самоутверждения.

После выхода на свободу талантливый самоучка консультировал правоохранителей, преступники же предлагали ему за технологию изготовления суперфальшивок огромные деньги – но её Баранов скрывает по сей день.

12 апреля 1977 года на колхозном рынке Черкесска, столице Карачаево-Черкесской Республики, милиция задержала мужчину, который разменял у одного из торговцев двадцатипятирублевую купюру. Внимание на него обратили не случайно: начиная с 1974 года, в разных регионах страны в руки банковских работников стали попадать поддельные 25- и 50-рублевые купюры образца 1961 года. Всего за три года в отделениях Госбанка СССР более чем в 70 городах изъяли из обращения 46 «полтинников» и 415 «четвертаков».

Все они, как установили специалисты Гознака, были изготовлены одним способом. Сколько их еще могло оказаться у населения, сказать не мог никто. В связи с обнаружением поддельных дензнаков возбудили уголовное дело № 193 по ст. 87 УК РСФСР – Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Со временем к нему приобщили еще около сотни аналогичных дел.

Расследование вели параллельно Главное следственное управление МВД и Комитет госбезопасности СССР, о ходе розыскной работы докладывали Генеральному секретарю ЦК КПСС. Но выйти на разветвленную, как полагали в обоих ведомствах, сеть фальшивомонетчиков и сбытчиков их продукции, поставивших свой промысел на широкую ногу, долгое время не удавалось. Из тупика московских оперативников вывела новая информация, полученная от Госбанка: в начале 1977 года в Ставропольском крае за короткое время обнаружили в обороте 86 «дубликатов» двадцатипятирублевок, вышедших из-под уже знакомого экспертам Гознака подпольного печатного станка.

Было решено развернуть на Ставропольщине и в соседних регионах Северного Кавказа оперативно-розыскные действия. Местные органы внутренних дел по распоряжению министерства обязали руководителей магазинов и рынков немедленно сообщать милиции о покупателях, просивших разменять пятидесятирублевую или двадцатипятирублевую – по тем временам, четверть зарплаты для многих советских граждан – купюру. В свою очередь те доводили информацию до продавцов, кассиров и рыночных торговцев. Один из них и навел следствие на подозреваемого.

12 апреля местный житель Магомедалиев продавал на городском рынке мясо, когда к нему обратился мужчина по поводу размена двадцатипятирублевой купюры. После того как тот отошел от прилавка, Магомедалиев согласно инструкции, полученной в конторе рынка, указал на него двум милиционерам, которые оказались поблизости. Торговца вместе с задержанным доставили в ближайшее отделение милиции в качестве свидетеля. Там выяснилось, что владельцем крупной купюры оказался 36-летний житель Ставрополя Виктор Баранов. После личного обыска у него изъяли еще 77 купюр номиналом по двадцать пять рублей. До установления их подлинности экспертами Баранов мог оставаться в статусе подозреваемого в сбыте поддельных денег, но сам он после обыска сделал неожиданное признание: «Я – фальшивомонетчик».

Деньги «второго» сорта

Появление на рынке контрафактных изделий «второго сорта», фальсифированных платежных документов и банкнот оборачиваются материальными издержками как для частных лиц и известных фирм-производителей, так и для государства. Например, ущерб экономике страны от фальшивых «чеченских» авизо в начале 90-х годов прошлого века оценивался в триллионы рублей: по данным МВД РФ, только за 1992-1994 годы из девяти банков Чечни в коммерческие кредитные организации России поступило 485 фальшивых авизо на сумму 1 трлн руб., которые утекли в частные карманы. А широкое распространение в платежных системах «липовых денег» приводит к тому же к издержкам нематериального рода: оно вызывает массовую реакцию недоверия населения к подлинным денежным знакам.

Экскурс – сбережения «под матрасом»

Фальшивомонетничество возникло практически одновременно с деньгами. Поэтому борьба между эмиссионными властями и фальшивомонетчиками продолжается до нашего времени. В 2014 году в банковской системе России было выявлено более 80 200 фальшивых банкнот и 216 отчеканенных кустарным способом монет – юбилейных, памятных и инвестиционных. Годом раньше этот показатель составлял, по данным Центробанка, 71 433 поддельных дензнака. Таким образом, количество подделок выросло на 12,3 %. Наиболее подделываемый номинал – банкнота в 5000 руб. На нее пришлась почти 61 тысяча подделок – 76 % от общего количества обнаруженных фальшивок за год.

По сообщениям директора департамента наличного денежного обращения ЦБ РФ Александра Юрова, на каждый миллион банкнот, находившихся в обращении в 2014 году, пришлось около 12 поддельных купюр. В 2013 году данный показатель был равен 11. В то же время, по его словам, доля подделок в общей массе наличности в России по сравнению с рядом развитых стран невелика. Так, например, в еврозоне в 2013 году из каждого миллиона обращающихся банкнот 48 оказались фальшивыми, а скажем, в Канаде – 29.

Согласно одному из последних социологических опросов, которые периодически проводит банк России, только 32 % респондентов сообщили, что хранят сбережения на счетах в банках, а 43 % опрошенных заявили, что предпочитают свободные деньги хранить «под матрасом». По словам финансового чиновника, самые масовые в использовании банкноты – 50, 100 и 500 рублей, на пятитысячную банкноту в структуре наличной денежной массы приходится наибольшая доля по сумме, но удельный вес таких купюр в общем количестве банкнот небольшой. Она в основном и используется для «матрасного» хранения, подчеркнул Юров. Гарантий, что среди них нет фальшивых купюр, которые будут появлятсья в обороте по мере их использования населением для наличной оплаты товаров и услуг, нет.

Он рассказал, что ЦБ с периодичностью примерно в семь лет совершенствует защитные комплексы наиболее часто подделываемых номиналов, в том числе признаки, по которым подделки могут определять сами граждане. Последняя модернизация банкнот номиналом 500, 1000 и 5000 рублей была произведена в 2010 году. Сейчас в главном банке страны уточняется вопрос продолжения усовершенствования ряда защитных элементов, которые, кроме всего прочего, обеспечивают возможность проверки подлинности различными категориями пользователей.

Диверсия ЦРУ или халатность Гознака?

Уровень защищенности советских банкнот 1961 года выпуска от подделки с сегодняшней точки зрения был сравнительно невысоким, но, тем не менее, вплоть до 1993 года он противостоял фальшивомонетчикам: кустари не могли на равных соперничать с технологиями Гознака, где работали высокопрофессиональные специалисты, использовавшие лицензионное оборудование. Ставрополец Виктор Баранов стал одним из немногих, кто сумел столь искусно подделать денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей.

Специалисты, проводившие экспертизу «барановских денег», были уверены, что запустить технологический процесс для создания подделок такого уровня кустарным способом невозможно. Они полагали, что подделки печатались с матриц, вынесенных из типографии Гознака. Это заключение побудило следователей МВД отработать версию о причастности к подделке сотрудников Гознака. Она проверялась в течение года: под оперативным наблюдением оказались работники полиграфических предприятий, печатавших деньги, и НИИ Госзнака, в которых трудились сотни печатников, граверов, художников-гильоширов, химиков и других специалистов. От этого следа отказались только после того, как сами гознаковцы обнаружили, наконец, на поддельной купюре трудноразличимое отступление от их технологии.

Еще одну рабочую версию, что против СССР осуществляется финансовая диверсия со стороны иностранной державы, выдвинули в КГБ. Она имела право на существование: так, спецслужбы «третьего рейха» в конце 30-х годов прошлого века наладили в типографии «Аугуст Петрик» в окрестностях Берлина изготовление фальшивых фунтов стерлингов. Инициаторами и организаторами акций, направленных против Англии, объявившей Германии войну, стали президент имперского банка Ялмар Шахт, обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих и группенфюрер СС Вальтер Шелленберг.

Клише были изготовлены в лаборатории службы безопасности, специализировавшейся на изготовлении поддельных документов. Немецкие специалисты решили несколько технологических задач по подделке так называемой восковки, необходимой для изготовления английской валюты, а также по изготовлению бумаги, на которой печатались «родные» фунты. Перед нападением на Советский Союз в 1941 году типография переключилась на рубли.

В СССР также прибегали к валютным диверсиям. В начале 30-х годов чекистами была разработана операция «Доллар» с целью «пополнить запасы валюты, необходимые для успешного выполнения пятилетки». Подробности этой операции стали известны благодаря генералу Александру Орлову (Льву Фельдбину), экс-руководителю отделения экономической разведки Иностранного отдела ОГПУ, а затем резиденту разведки в Испании, который в 1938 году перебежал на Запад, где после смерти Иосифа Сталина в 1953 году опубликовал в американском журнале «Лайф» мемуары под названием «История сталинских преступлений».

Об операции «Доллар» он писал, в частности, что отличить поддельные «баксы» можно было только с помощью микроскопического исследования, которое позволяло обнаружить мелкие неточности в изображении Бенджамина Франклина на стодолларовой купюре. Тем не менее, по свидетельству Орлова, ОГПУ было приказано использовать значительную часть фальшивок на рынках Китая и стран Латинской Америки. Подделку в партии валюты, доставленной в Федеральный резервный банк США из немецкого «Дойче банка», заподозрил рядовой банковский клерк в Нью-Йорке. Эксперты подтвердили сомнения служащего в подлинности долларов.

«И Ленин такой молодой…»

Любопытно, что Баранов при изготовлении своей первой 50-рублевой купюры также допустил неточность именно в портрете: создатель Советского государства выглядел моложе, чем на государственных ассигнациях. «Банкнота у меня получилась один к одному, только Ленин молодой. Словно в песне: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди», – вспоминал Баранов в беседе с журналистами после своего освобождения.

Но в отличие от чекистов, он проявил предусмотрительность и продолжил совершенствовать этот номинал, после чего начал изготавливать клише самой ходовой и защищенной купюры – 25 рублей. «Вот был бы рубль самый сложный, я бы рубль сделал. Меня абсолютно деньги не интересовали», – утверждал десятилетия спустя Баранов в газетных и телевизионных интервью, неизменно подчеркивая, что изготовлением фальшивок он занялся для самоутверждения и еще для финансирования своих многочисленных рационализаторских предложений, которые в большинстве своем оставались невостребованными.

Следственные органы, в затем и суд не согласились с бескорыстными мотивами, якобы побудившими Баранова заняться рискованным промыслом, который жестко преследуется в любом государстве. В 1996 году «Коммерсант» писал, что он изготовил 1 249 двадцатипятирублевых банкнот и 46 пятидесятирублевых на общую сумму 33 545 рублей. До задержания Баранов успел сбыть 45 купюр по 50 рублей и 851 – по 25 рублей на общую сумму в 23 525. Кроме того, во время обыска по месту жительства у Баранова нашли кроме партии готовых двадцатипятирублевок еще и около 900 их заготовок.

На по-советски широкую ногу

Баранов в 1976 году уволился с работы, тем не менее нужды в средствах не испытывал, доказывало обвинение: он приобрел автомобиль «Ниву», дарил супруге золотые ювелирные изделия и делал дорогостоящие презенты близким родственникам. Баранов же пытался убедить следователей, прокуроров и судей, что за автомобиль он заплатил из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник. Мне не нужно было – я занимался работой», – говорил он журналистам.

Супруге, подчеркивал он, много денег не давал – 25, 30, 50 рублей. «Жена однажды спросила, откуда деньги, – вспоминал Баранов. – Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам». Реализованные за поддельные купюры деньги, по его словам, уходили в основном на совершенствование печатного, гравировочного оборудования, приобретение различных полиграфических материалов, химических реактивов и многого другого, необходимого для того, чтобы «дубликаты» приблизились к требованиям банковского контроля.

«К своей славе в узких кругах я шел двенадцать лет»

Прежде чем запустить в оборот первые фальшивки, Баранов на профессиональном уровне овладел специальностями полиграфиста, художника, фотографа, химика, гравера. Он разработал собственную технологию изготовления бумаги, не уступающей по качеству гознаковской, а также состав для травления меди, с помощью которого готовилась матрица – основа оттиска будущей банкноты.

Его реактив из четырех компонентов, как утверждают некоторые источники, впоследствии не один год использовался в типографии Гознака и давал большую экономию времени. Сконструировал Баранов и «шаровую мельницу» для размешивания красок. Процесс изготовления краски для глубокой печати занял у Баранова около двух лет. Еще больше времени ушло на технологию нанесения водяных знаков в кустарных условиях – три года.

Такое глубокое проникновение в различные отрасли знаний тем более удивительно, что у Баранова не было не только высшего образования, но даже и среднего специального. В школе он одинаково успевал по всем предметам, но в число особо любимых входило рисование. Он посещал художественный кружок, копировал гуашью пейзажи известных художников. После окончания седьмого класса Баранов продолжил учебу в профтехучилище, стал плотником-паркетчиком. Вторую специальность – водителя – он получил на курсах в ДОСААФ. Она пригодилась после службы в армии: Баранов одно время был водителем-экспедитором в Ставропольском крайкоме КПСС.

В одном из своих интервью после освобождения из зоны Виктор Иванович подчеркнул: «К своей славе в узких кругах я шел двенадцать лет» – столько времени, по его подсчетам, заняла всестороняя подготовка к массовому выпуску фальшивых денег, начавшаяся в конце 60-х годов. Популярная в свое время московская газета «Очная ставка» опубликовала в 2003 году выдержки из показаний Баранова. Подследственный рассказал на допросах, что решил начать с проникновения «в тайну печати – как высокой, так и глубокой»

«По роду работы мне приходилось бывать в типографии издательства газеты «Ставропольская правда», – объяснял он следователю, – там я имел возможность увидать клише высокой печати. Бывая в типографии, я начал собирать там различную бумагу (образцы), считая, что она может в дальнейшем служить образцами для исследования при подготовке производства водяных знаков. Я понимал, что примитивный подход к решению этой проблемы результатов не даст. Поэтому я вскоре выехал в Москву в Библиотеку им. Ленина для изучения полиграфической литературы, имеющейся там»

Книги и учебники по полиграфии и цинкографии он конспектировал, несколько раритетных изданий, по его признанию, сумел вынести из здания бибилитотеки. После этого он объездил столичные букинистические магазины, где отобрал еще несколько книг, относящихся к полиграфическому производству.

«Очень умен и очень опасен для общества»

После задержания Баранова в Черкесске, его доставили в краевой центр. В МВД и КГБ по-прежнему считали, что рынок засоряет фальшивками большая группа преступников, а Баранов в лучшем случае является одним из рядовых сбытчиков фальшивых кредиток, который по каким-то причинам покрывает сообщников и берет всю ответственность на себя. Только после обыска в подпольном «цеху» Баранова, расположенного в сарае, органам пришлось признать, что они недооценили бывшего водителя-экспедитора.

В помещении были обнаружены разукомплектованные детали печатного пресса и других технических приспособлений; Баранов словно предчувствовал свой арест и собирался утопить их в озере – готовые клише купюр достоинством 50 и 25 рублей, библиотечку литературы по полиграфии и электротехнике, производству форм глубокой печати и изготовлению клише, по теории и практике современной цинкографии и технике репродукции, а также уже готовые «дубликаты» советских дензнаков.

На Баранова, как на изготовителя подделок, указывал изъятый здесь же блокнот с «реестром» имеющихся или требующихся материалов, красок, реактивов, а также несколько общих тетрадей с собственноручными выкладками изобретателя-самоучки, в которых тот много лет подряд фиксировал результаты работы по подготовке к запуску «денежного станка».

Во время следственного эксперимента Баранов собрал печатный пресс и продемонстрировал весь цикл подготовки к изготовлению поддельных денег, завершив его отпечатком оборотной стороны нескольких денежных знаков разного достоинства. Как писал «Коммерсантъ», по результатам всех следственных экспериментов был снят шестичасовой учебный фильм для специалистов Гознака и следственных органов (а оборудование Баранова после его осуждения заняло место в Центральном музее МВД).

В Бутырской тюрьме, куда Баранова перевезли из Ставропольского СИЗО, его, кроме следователя Павла Лукашова, опросили специалисты Гознака. Им фальшивомонетчик рассказывал о своем составе для снятия окислов меди при травлении клише, технологии производства бумаги и нанесения водяных знаков, охотно отвечал на многочисленные вопросы профессионалов.

По итогам «обмена опытом» один из чиновников Гознака писал в своем заключении для руководства: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам». Кроме того, он дал своему собеседнику-арестанту следующую характеристику: «…Очень умен и очень опасен для общества».

О чем министр МВД Щёлоков попросил заключенного Баранова

Процесс над Барановым проходил в его родном городе весной 1978 года. Фальшивомонетчик отказался от услуг адвоката и защищал себя сам. Статья 87 УК РСФСР за изготовление с целью сбыта, а также сбыт поддельных государственных казначейских билетов, билетов Госбанка СССР, металлической монеты, государственных ценных бумаг или иностранной валюты предусматривала лишение свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества. За те же действия, совершенные в виде промысла либо организованной группой – на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Обвинение просило назначить Баранову наказание по высшему пределу – пятнадцать лет.

Ставропольский краевой суд все же учел чистосердечное раскаяние Баранова, помощь следствию и сотрудничество с Гознаком и снизил срок наказания, запрашиваемого прокурором, но не на много. 10 марта 1978 года судья провозгласил приговор: 12 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Баранова этапировали в одну из колоний Ульяновской области, где его использовали на тяжелых строительных работах.

В заключении Баранов по просьбе министра МВД СССР Николая Щёлокова подготовил справку о недостатках, присущих, на его взгляд, защитным системам советских денег и изложил свои соображения по их усилению. Возможно, благодаря этому, Баранову сочли возможным смягчить условия исполнения наказания: его выслали на поселение в п. Колва Пермской области, что в те годы применялось крайне редко и главным образом в отношении диссидентов. Но это произошло после того, как он отбыл в колонии большую часть назначенного судом срока. Осводился Баранов в 1990 году.

«Пусть убивают, но эту тайну я не отдам»

После выхода на свободу талантливый самоучка вернулся в Ставрополь и занялся изобретательством. В 1996 году журналисты издания «Коммерсантъ-Власть» сообщали, что Баранов «разрабатывает краску для автомобилей, которая не сгорает и не трескается при сгибе металла, духи, туалетную воду, сверхстойкий лак для ногтей, безотходную технологию получения бумаги из макулатуры, производства облицовочной плитки, моющихся обоев».

При личной встрече с бывшим фальшивомонетчиком они записали его высказывания о денежных знаках. «Новые деньги потрясли своей красотой, увлекли таинственными, будто бы заколдованными линиями», – это он о денежной реформе 1961 года. О банкнотах, выпуск которых начался в 1993 году: «У современных наших денег есть все. Бумага – последнее слово техники. Защита – столько степеней, и каждая – как линия Маннергейма! Лучше доллара. Но подделать можно». И добавил: «Я могу сделать деньги любой страны. Доллары можно печатать дома элементарно, как заваривать кофе».

«Евро – никудышние деньги»

Журналист правового издания «Гарант.Ру» встретился с Барановым уже в начале двухтысячных и поинтересовалась тем, насколько хорошо защищены от подделок российские рубли. «Я считаю, что Гознак преуспел: защищать больше, в принципе, нет смысла. Деньги все равно будут подделывать вне зависимости от степени защиты, – ответил он.– … Надо создать социальные условия, чтобы люди не хотели их подделывать». Во время той беседы Баранов довольно резко отзывался о евро, назвав их «никудышними» с точки зрения размера, использованной краски и степени защиты. И подчеркнул, что они являются легкой добычей для «мастеров подобного жанра» – фальшивомонетчиков.

Баранов рассказал, что его по старой памяти несколько раз приглашали в правоохранительные органы в качестве консультанта по вопросу подделки американских долларов. «Дали мне лупу. Я начал рассматривать, но ни одной достойной купюры не увидел, – подчеркнул он. – С такими недоделками я бы никогда не стал связываться. Если у меня не получались какие-то технические нюансы, например не пропечатывался номер, я всегда сжигал купюру.

Поэтому мне не стыдно за свою продукцию, потому что это величайший труд плюс талант». А когда Германова высказала предположение, что к нему наверняка обращались и с просьбами продать тот или иной его «патент», Баранов его подтвердил: «Предлагали продать технологию водяного знака за 100 тысяч долларов, Но я отказался. Пусть убивают, но эту тайну я не отдам. Она не моя – это тайна государства».

Одна из последних больших публикаций о «фальшивомонетчике СССР № 1» появилась в «В аргументах недели» в 2010 году. Издание сообщало, что Баранов открыл было фирму «Франза» по выпуску духов, но через несколько лет фирма закрылась, не выдержав конкуренции с валом дешевой зарубежной парфюмерии. «Коробочки у них были красивые, а внутри – туфта», – прокомментировал Баранов.

Затем, по словам автора статьи, последовала череда новых барановских изобретений: керамическая автомобильная краска, устойчивая к кислотам и щелочам, мебель из бумажных отходов, мебельный лак на водяной основе, клей-паста, легкий кирпич, лечебный бальзам. Кое-что из изобретений, по словам Баранова, удавалось пристроить, за что-то получить авторские отчисления. А еще по заказу одной московской фирмы бывший фальшивомонетчик разработал собственную систему торговой защиты, которая, по его словам, намного эффективнее штрих-кодов.

Автор: Александр Пилипчук, ПРАВО

«А еще по заказу одной московской фирмы бывший фальшивомонетчик разработал собственную систему торговой защиты, которая, по его словам, намного эффективнее штрих-кодов.»

Традиционная статья гуманитария 🙂

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Лучший фальшивомонетчик Страны Советов.

клише для денег что это. Смотреть фото клише для денег что это. Смотреть картинку клише для денег что это. Картинка про клише для денег что это. Фото клише для денег что это

Такого качества подделки банкнот до него еще никому не удавалось добиться. В 1977 году лишь случайность вывела на фальшивомонетчика милиционеров. Дотошный кассир заметил смещение волны – клише было поставлено задом наперед. Государственная машина вздрогнула. Было совершено покушение на святая святых любой державы – деньги!

В голове Виктора Ивановича постоянно роились идеи, но гениальный ум требовал настоящего дела. А так как Баранов много читал, то знал, что советские деньги – одни из самых крутых по степеням защиты и подделать их было невозможно… Но не Баранову. Приложение таланту было найдено!

Чтобы выпустить свою первую купюру, Баранов освоил 18 специальностей. Имея 10 классов образования, он изучил весь мировой опыт полиграфии, изготовления красок и бумаги. По словам мастера, в течение девяти лет (!) он ездил в Москву, где не вылезал из научных библиотек. Там Виктор штудировал книги по химии и полиграфии. Три с половиной года у Баранова ушли на разработку своей бумаги и технологии изготовления водяных знаков. Еще два с половиной года он отдал разработке красок и клише. В итоге Баранову удалось создать свой собственный состав для травления меди, с помощью которого делалась матрица – основа оттиска будущей банкноты. Причем вместо пяти часов как на Гознаке барановское травление шло две минуты!

Все детали для многочисленных станков и станочков Виктор Иванович заказывал по своим чертежам на различных заводах. Всем говорил, что нужны они для производства ювелирных изделий. Собирал все станки у себя в сарае на улице Железнодорожной (теперь на эти раритеты смотрят посетители Центрального музея МВД в Москве).

Первую партию своих шедевров – семьдесят пятидесятирублевых купюр – мастер отвез в Краснодар, разменял их и больше не делал. Слишком просты они были в изготовлении. Самая сложная в исполнении была купюра номиналом 25 рублей. Она и стала верхом творения Баранова… Кстати, по эстетическим причинам он специально «омолодил» Владимира Ленина на пятидесятирублевой купюре. Потому что старый Ильич ему не нравился.

В это самое время в пятнадцатиэтажном здании Научно-исследовательского института Гознака трудились сотни художников, химиков, печатников и фотографов. И тут как снег на голову на специалистов-печатников свалились МВД и КГБ – по стране начали гулять фальшивые «четвертаки».

Специалисты, которые провели научную экспертизу фальшивок, заявили, что создание подобной технологии кустарным способом невозможно. У следователей МВД оставалось два варианта: либо финансовую диверсию осуществляет какая-то иностранная держава, либо матрицы и технологии украдены с завода Гознака.

Целый год на нем шли дознания – как и кому удалось завладеть матрицами. Результат нулевой. Лишь через год специалисты стерли верхний слой краски и обнаружили под ней, на купюре, маленький несоответствующий штрих. На заводе вздохнули с облегчением – матрицы не наши! Версия органов рушилась на глазах. Тогда эмвэдэшники взялись за регионы.

Постепенно контрразведчики и милиция вышли на Ставропольский край – именно здесь фальшивые, и в то же время практически настоящие, банкноты имели наибольшее хождение. Специальные наряды проверяли всех без исключения людей, разменивающих двадцатипятирублевые купюры. Были предупреждены все продавцы рынков и магазинов: в случае если возникнет подозрение, связывайтесь с милицией.

В свой роковой день, 12 апреля 1977 года, Виктор Иванович приехал в город Черкесск с целым чемоданом денег. На рынке он предложил пожилому адыгейцу разменять две двадцатипятирублевые купюры. Аксакал оказался бдительным и сообщил о просьбе Баранова в милицию.

В протоколе значилось, что задержанный Виктор Баранов, житель города Ставрополя, имел при себе крупную сумму денег в купюрах по 25 рублей… Примечательно, что в черкесское УВД Баранов довез наряд на своей машине.

В милиции задержанный сам признался побледневшему следователю: «Я тот, кого вы ищете!» Вскоре эскорт из пяти машин с включенными сиренами и мигалками несся по направлению к Ставрополю. А на столы генсека Леонида Брежнева и министра МВД Щелокова легли доклады о том, что фальшивомонетчик пойман.

Поначалу никто не мог поверить в то, что какой-то кустарь-самоучка в сарае (. ) смог сделать настоящие деньги. На следственный эксперимент в Ставрополь слетелись высочайшие чины МВД. И лишь когда станок выдал напечатанную на обычной бумаге двадцатипятирублевую купюру, окончательно поверили – это он.

В Бутырской тюрьме «ставропольский печатник» был нарасхват. К нему приходил генерал из МВД и брал консультации. Он принес целую кипу фальшивых банкнот и спросил, как они сделаны и как выйти на след фальшивомонетчиков. Однако эти грубые подделки не шли ни в какое сравнение с барановскими работами.

Больше всех с мастером общался главный технолог Гознака. Именно ему Баранов раскрыл секрет травления меди и свою «кустарную технологию».

На вопросы Баранов отвечал честно и даже предложил технологу свою разработку карандаша, штрих которого определял бы фальшивку. Ему ответили, что есть специальная машинка и государство как-нибудь обойдется и без его идей (ровно через три месяца американцы выпустили свой аналогичный карандаш-определитель. – В.В.).

Беседы с главным технологом окончились резолюцией: «…очень умен и очень опасен для общества». Человек, который мог заменить целый институт, чиновникам от науки был не нужен. Вердикт был вынесен: Виктору Ивановичу дали 12 лет тюрьмы.

Попав в Пятигорский распределитель, Баранов едва не распрощался с жизнью. Здесь правил свой волчий закон. Несколько дней мастера били просто так, от нечего делать. Освободился в 1990 году.

А вот семь лет, проведенные в ИТК города Димитровграда, что в Ульяновской области, Виктор Иванович вспоминает с гордостью. Он тянул на себе всю художественную самодеятельность. От представлений Баранова начальство ИТК было в восторге. На выступлении на сцену могла выплыть гигантская нарисованная баржа, влекомая за канаты зэками-бурлаками, а за сценой хор выводил «Эх, дубинушка, ухнем!».

Отсидев большую часть срока, Баранов был выслан на поселение в уральский поселок Колва, что неподалеку от Соликамска. Здесь он тоже не переставал удивлять людей. Маэстро нарисовал собранный из фрагментов огромный портрет Ленина. Каждый щит, а их было 18, едва умещался в его убогой комнатушке. Жители поселка не верили, что, когда будут собирать «части вождя», мозаика совпадет. Однако Ильич совпал с точностью до миллиметра! Вскоре над Колвой возвышался портрет размером четыре на девять метров, который был виден за несколько километров.

По возвращении в Ставрополь Виктор Иванович организовал свою фирму. Стал выпускать женские духи и ароматизаторы белья из натуральных масел. Однако когда рынок наполнился китайским ширпотребом, работа завяла. Затем он явил миру огнеупорную автомобильную краску, которая даже в кислоте сохраняла свой цвет, но снова гениальные изобретения Баранова никого не заинтересовали…

Зная о прошлом Баранова, к нему изредка обращаются с просьбой подделать печать или удостоверение. Однако Баранов с криминалом «завязал» навсегда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *