клятва что значит простыми словами

КЛЯТВА

Смотреть что такое «КЛЯТВА» в других словарях:

клятва — Божба, присяга, обет, зарок. Ср … Словарь синонимов

Клятва — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

КЛЯТВА — КЛЯТВА, ы, жен. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу). | прил. клятвенный, ая, ое. К. обет. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

клятва — Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов

Клятва — I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва : 1) сущ. шевуа ( клятва ) имеет тот же корень, что и числит. шева ( семь ). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Клятва — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен

Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

КЛЯТВА — уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история

Источник

Зачем мы даём клятвы?

От редакции

Англоязычный портал Patheos объединяет на своих страницах множество блогов, посвящённых самым различным религиозным направлениям. В том числе и один из языческих блогов, Under the Ancient Oaks, где автор Джон Бэккет (John Beckett) обозревает используемые современными язычниками духовные практики. Бэккет является жрецом-друидом языческого ордена Order of Bards, Ovates and Druids (OBOD), а также руководителем сообщества язычников-универсалистов Denton Covenant of Unitarian Universalist Pagans.

В этой статье Джон Бэккет рассматривает клятвы как основной способ взаимодействия с божественными силами и выделяет принципы этого взаимодействия. Мнение автора интересно ещё и как точка зрения действующего языческого священнослужителя, прошедшего полноценное духовное обучение.

Зачем мы даём клятвы?

Автор Джон Бэккет (John Beckett).
Перевел Huginn.

Под последней моей статьей я заметил много вопросов касательно клятв. В комментариях пишут:

Так или иначе жизнь все равно заставит тебя нарушить большинство клятв. Вопрос лишь в том, какая причина для нарушения слова действительно весома. Тогда встаёт вопрос: зачем вообще нужны клятвы?

Я абсолютно не согласен с постановкой вопроса, но сам по себе он действительно важен и требует рассмотрения.

Клятвы должны выполняться, всегда

Клятва это не намерение и не план – вы не можете просто сказать «ну, если все будет хорошо я попробую это сделать». Клятва это священное обязательство, и вы обязаны сказать «я сделаю это, независимо от любых обстоятельств». Церемония принесения клятвы должна внушить всем, что это не обычное заявление и оно имеет гораздо больший вес.

Клятва даётся добровольно. Это ваш долг, следить за своими клятвами и не обещать вещи, которые вы не можете выполнить.

Современное мышление – включая большинство законов – прививает нам идею того, что клятвы, данные по принуждению или по недостатку информации, не являются действительными. Наши предки считали иначе: ваши слова — это ваши обязательства, независимо от обстоятельств. Наши Боги думают даже более жестоко – не существует такой вещи, как смягчающие обстоятельства. Поэтому, если вы пообещали что-то невыполнимое, или умрите, пытаясь это исполнить, или живите в бесчестии, что хуже смерти.

Мысль о том, что жизнь заставит вас нарушить все ваши клятвы, является предварительным оправданием, и притом довольно слабым.

Клятвы как основа доверия и уверенности

Клятва, если просто, — это священное соглашение. Мы даём окончательное обещание, и тот, к кому мы обращаемся, может быть уверен, что мы исполним обещанное. Это может быть король, который теперь знает, что мы будем сражаться в его армии, если на него нападут. Это может быть Бог, который теперь знает, что вы будете жертвовать Ему каждую неделю. Это может быть супруга, которая теперь знает, что вы будете заниматься сексом только с ней до конца жизни.

Да, вы можете быть верны друг другу, не принимая брачных обязательств. Но даже в наш век лёгких расставаний, взаимная клятва привносит определённую уверенность в отношения.

Какими бы ни были условия клятвы, каждой из сторон она обеспечивает доверие и уверенность в будущем.

Клятвы формируют единство и близость

Я проводил экстатические ритуалы в небольших группах, поклявшихся сохранить это в тайне. Я мог не волноваться и позволить происходящему идти своим чередом, поскольку знал, что никто не будет обсуждать мои действия с теми, кто считает мой опыт ошибочным или опасным.

Даже клятвы, которые кажутся односторонними, могут способствовать близости. С тех пор, как я поклялся Морриган [ирландская богиня верховной королевской власти — прим. переводчика], мои отношения с ней стали более глубокими и постоянными. Я получил из этого общения по крайней мере столько же, сколько вложил.

Некоторые клятвы могут быть пересмотрены

Не все клятвы даются навсегда. Некоторые обещают выполнить только одну просьбу. Как только вы исполняете клятву, обе стороны могут идти по своим делам… или нет, это уж как они решат.

Иногда клятва выполняется, но одна из сторон оказывается не удовлетворена, и тогда они могут решить расстаться. Бывает, что для действительно непримиримых разногласий, лучше будет просто мирно разойтись.

Однако такие отношения не могут быть разорваны в одностороннем порядке. Если вы клянётесь в служении Одину, но потом решаете стать кеметистом, вы можете попросить Его об освобождении, впрочем, никто не гарантирует его согласие.

Некоторые клятвы настолько связаны силами магии и божественности, что их просто невозможно разорвать. Вы поклялись и увязли в этой сделке навечно. Думаю, моя клятва священнослужения Кернунн [кельтское рогатое божество — прим. переводчика] такова, но у меня нет никаких причин быть недовольным.

Будьте осторожны давая клятвы

Также следует быть осторожным в том, как вы приносите клятвы. Нужна ли тут клятва? Что именно требуется от вас? Если вы не уверены, нужна ли вам клятва, то лучше не делайте этого.

Но иногда они необходимы. В этих случаях проявите особое внимание к тому, что вы обещаете делать (или не делать), проверь обстоятельства и длительность клятвы. Я однажды слышал как умные, образованные язычники кричали божеству: «Я буду служить тебе вечно!». Они дали клятву добродетельному и благородному божеству, но это очень серьезное обещание, а вечность — это очень долго. Что выглядит хорошо в данный момент – более проблематично на следующее утро.

Самый лучший выход – это научиться писать как юрист. Гражданские контракты не длинные и чисто формальные. Они должны определить правила и время действия обязательств, но когда вы оставляете что-то неясным, то спор всегда решится в пользу наиболее сильной стороны. А при общении с Богами, сильная сторона — это явно не вы.

Будьте осторожны принимая клятвы

Вряд ли кто из нас когда-нибудь станет лордом, получающим клятвы от вассалов. Многие клятвы взаимны — мы обещаем сделать что-то для кого-либо и они обещают сделать что-то для нас взамен. Моя клятва Морриган не была полностью односторонней.

Если вы заключаете клятвы, точно знайте, что вы хотите получить, когда, где и сколько. Если вы оставите что-либо без внимания, то все спорные вопросы будут интерпретированы в пользу другой стороны, точно не в вашу.

Зачем мы даём клятвы?

Приношение клятвы и её исполнение всегда были древней и почётной традицией. Следуя ей, мы проявляем в себе такие добродетели, как достоинство, ответственность и верность. Наши клятвы позволяют другой стороне всецело положиться на нас в своих делах. И исполняя взятые на себя обязательства — особенно, когда это сопряжено с трудностями — мы подтверждаем собственное доброе имя.

Если мы нарушим клятвы, наша репутация будет уничтожена. Если вам не нужно это обязательство, не надо его принимать. Если вы готовы принести клятву, ясно понимайте, что вы можете выполнить и что получите взамен.

Пусть же наше слово будет действительно крепким!

Источник

Клятва

Кля́тва — 1) тор­же­ствен­ное утвер­жде­ние, уве­ре­ние, под­креп­лен­ное упо­ми­на­нием чего-нибудь свя­щен­ного, цен­ного, авто­ри­тет­ного, при­сяга; 2) закля­тие, про­кля­тие; 3) клятва цер­ков­ная — отлу­че­ние от цер­ков­ного обще­ния.

Клятва была при­нята в вет­хо­за­вет­ные вре­мена и имела в виду при­зы­ва­ние Бога в сви­де­тели: Клятва пред Гос­по­дом да будет между обоими, — запо­ве­дует Бог изра­иль­тя­нам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утвер­ждая завет с Авра­амом, Ави­ме­лех гово­рит ему: покля­нись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я кля­нусь… тут оба они кля­лись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хра­нить пра­вед­ные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ).

При­меры нера­зум­ных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апо­стола Петра ( Мф.26:72-74 ).

Третья запо­ведь Вет­хого Завета запре­щала опро­мет­чи­вые клятвы и ложные сви­де­тель­ства. Иисус Хри­стос пояс­нил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апо­стола Иакова ( Иак.5:12 ).

Запре­тил ли Хри­стос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?

Как известно, в дохри­сти­ан­ские вре­мена клятва состав­ляла одну из тра­ди­ци­он­ных форм дого­вор­ных отно­ше­ний между людьми.

Так, Ави­ме­лех просил Авра­ама клят­венно пообе­щать, что не при­чи­нит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо посту­пать с той землей, на кото­рой гостит. Авраам отнёсся к этому с пони­ма­нием и тут же выпол­нил просьбу, сказав: «Я кля­нусь» ( Быт.21:22-24 ).

В другой раз Авраам сам тре­бо­вал клятвы: от слуги. Содер­жа­ние клят­вен­ного заве­ре­ния каса­лась пред­по­ла­га­е­мой женитьбы его наслед­ника, буду­щего пат­ри­арха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге пред­сто­яло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ).

Пат­ри­арх Иаков (родо­на­чаль­ник две­на­дцати колен Изра­иля) просил перед смер­тью сына, Иосифа, чтобы тот клят­венно под­твер­дил, что похо­ро­нит его не на тер­ри­то­рии язы­че­ского Египта, но в гроб­нице отцов ( Быт.47:29-30 ).

Таким обра­зов, во вре­мена Вет­хого Завета клятва, сама по себе, не счи­та­лась чем-то бого­про­тив­ным. Осуж­де­нию мог под­верг­нуться либо кля­ну­щийся непри­стойно, либо нару­шив­ший клятву (без соот­вет­ству­ю­щих изви­ни­тель­ных причин).

Несколько иначе выра­зил отно­ше­ние к клят­вам Спа­си­тель. Напо­ми­ная Своим уче­ни­кам о древ­нем запрете на нару­ше­ние клят­вен­ных обя­за­тельств, Он со всею реши­тель­но­стью заявил: «А Я говорю вам: не кля­нись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иеру­са­ли­мом, …ни голо­вою твоею» ( Мф.5:34-36 ). При этом доба­вил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лука­вого» ( Мф.5:37 ).

Это настав­ле­ние обу­слов­лено рядом причин.

Во-первых, всё нахо­дится под вла­ды­че­ством Божьим. Когда хри­сти­а­нин кля­нется Богом или свя­ты­ней, или даже соб­ствен­ной голо­вой, по стро­гому счёту он кля­нётся тем, что при­над­ле­жит не ему, даже он сам (хри­сти­ане почи­тают себя за рабов Божьих и по чув­ству сми­ре­ния, и зная, что «куп­лены доро­гою ценою» ( 1Кор.7:23 ), то есть искуп­лены).

Во-вторых, давая ту или иную клятву, чело­век далеко не всегда пред­ви­дит все воз­мож­ные усло­вия и обсто­я­тель­ства, необ­хо­ди­мые для её испол­не­ния; сле­до­ва­тельно, он под­вер­гает себя риску стать воль­ным или неволь­ным клят­во­пре­ступ­ни­ком (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, соб­ствен­ной голо­вой или здо­ро­вьем своих близ­ких, его ответ­ствен­ность перед Судом Божьей Правды может воз­расти).

В‑третьих, даже во вре­мена Вет­хого Завета лже­сви­де­тель­ство оце­ни­ва­лось как грех ( Мк.10:19 ). Для хри­сти­а­нина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не каса­емся вопроса об исклю­чи­тель­ных слу­чаях «обла­го­ро­жен­ной» лжи). Стало быть, хри­сти­а­нин, давая обе­ща­ние, должен стре­миться выпол­нить его уже просто потому, что обещал.

Особым обра­зом сле­дует отно­ситься к тор­же­ствен­ным клят­вам, преду­смот­рен­ным госу­дар­ствен­ным зако­но­да­тель­ством либо осо­быми обще­ствен­ными, про­фес­си­о­наль­ными или иными тра­ди­ци­ями, как напри­мер, Воен­ная При­сяга, Клятва Гип­по­крата и пр.

Почему во вре­мена Вет­хого Завета Бог запо­ве­до­вал веру­ю­щим клясться Его Святым именем, тогда как во вре­мена Нового сказал: «не кля­нись вовсе» ( Мф.5:34 )?

Во вре­мена Вет­хого Завета клят­вой под­твер­жда­лись особо важные, особо зна­чи­мые обе­ща­ния. В среде язы­че­ских наро­дов было в обык­но­ве­нии клясться име­нами (ложных) богов. Есте­ственно, при этом счи­та­лось, что покляв­шийся таким обра­зом чело­век брал на себя ответ­ствен­ность не только перед тем, кому давал обе­ща­ние (во многих слу­чаях ответ­ствен­но­сти перед обма­ну­тым он мог бы и не стра­шиться, и не сты­диться, напри­мер, в случае, если царь давал обе­ща­ние рабу), но и перед тем, чьим именем клялся. Поэтому невы­пол­не­ние клятвы счи­та­лось серьёз­ным про­ступ­ком.

Бог же, заклю­чив Завет с еврей­ским наро­дом, потре­бо­вал от евреев, чтобы в случае необ­хо­ди­мо­сти особой, воз­вы­шен­ной клятвы, кото­рую пред­по­ла­га­лось испол­нить и кото­рая не про­ти­во­ре­чила Божьему закону, они кля­лись не именем ложных богов, но Его святым именем: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему при­ле­пись,] и его именем кля­нись» ( Втор.6:13 ).

Таким обра­зом, пове­ле­ние клясться Боже­ствен­ным именем было свя­зано, как мини­мум, с двумя аспек­тами: во-первых, кля­нясь Его именем, иудей испо­ве­до­вал истин­ную веру в Бога, а во-вторых, брал на себя обя­за­тель­ство осу­ще­ствить ска­зан­ное перед лицом Выс­шего Судьи. Потен­ци­ально воз­мож­ное нару­ше­ние этого обя­за­тель­ства осо­зна­ва­лось им не только как вина перед ближ­ним (ино­род­цем, ино­вер­цем), но и как тяжкий грех против Гос­пода: «Не кля­нись именем Моим во лжи, и не бес­че­сти имени Бога твоего» ( Лев.19:12 ).

С наступ­ле­нием Нового Завета многие нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния были допол­нены или уси­лены. Это объ­яс­нимо, так как с совер­ше­нием Искуп­ле­ния и обра­зо­ва­нием Церкви чело­век полу­чил воз­мож­ность бла­го­дат­ного пре­об­ра­же­ния. Те тре­бо­ва­ния об обя­за­тель­но­сти испол­не­ния клятвы, кото­рые нала­га­лись на вет­хого чело­века, в отно­ше­нии обнов­лен­ного бла­го­да­тью хри­сти­а­нина рас­про­стра­ня­ются на обе­ща­ния вообще. По стро­гому счёту, он должен про­яв­лять хри­сти­ан­скую ответ­ствен­ность и давая, и соблю­дая свои обе­ща­ния, даже если они не уси­лены допол­ни­тель­ным словом «кля­нусь».

Источник

Значение слова клятва

Словарь Ушакова

Этимологический Словарь Русского Языка

Слово сформировалось на базе общеславянского корня kleti – «кляну, проклинать». Первоначально слово имело значение «проклинать себя», позднее изменившееся на «клясться».

Некоторые исследователи отмечают связь слова с корнем «клонить», объясняя это тем, что раньше было принято отдавать поклон при клятве.

Чешское – klatva, kletva.

Производные: клятвенный, клясться, клянущийся, заклятый.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Вт 6:13), и она выражалась в различных формах. Так, например, выражения: «Господь между мною и тобою» (Быт 16:5); «пусть будет Судьей: жив Господь!» (2 Цар 12:5); «пусть то и сделает мне Господь» (Руф 1:17); «свидетель мне Бог» (Рим 1:9). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (5:34). «А Я говорю вам: — говорит Господь, — не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий»… и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя (Быт 42:16), жизнью какого либо частного лица (1 Цар 1:26), полевым скотом (Песн 2:7), храмом, алтарем, жертвами (Мф 23:16-22). Клятвы вообще произносились, поднявши руку вверх: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли», — сказал Авраам царю Содомскому (Быт 14:22). «Я подъемлю к небесам руку Мою, — представляется в Вт 32:40 сам Господь как бы клянущимся, — и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век!», или обратившись лицом к жертвеннику (3 Цар 8:31), или, наконец, положивши руку под стегно (Быт 24:2). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: когда заключался завет или договор между людьми (Быт 14:22, Деян 23:21); когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1 Цар 14:24-28, 3 Цар 18:10); иногда при произнесении обета (Чис 30:2); при раскрытии какого либо преступления (Чис 5:21). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно, заклинающий обыкновенно говорил: «заклинаю тебя Богом живым» (Мф 26:63), и заклинаемый отвечал на это: «аминь», или: «ты говоришь». В послании к Евреям (6:16-18) ап. Павел говорит следующее: «Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву». «Из сего должно заключить, — замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр. Филарет, — что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей». Клятвы у евреев считались греховными, когда, например, произносились в пустых случаях и напрасно (Исх 20:7), когда клялись истуканами и идолами и др. В более чистые времена иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав 9:20), но в позднейшие времена иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мф 5:33-37, Иак. 5:12). «Не клянись вовсе, — учил Господь, — но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх того, то от лукавого» (Мф 5:37). Следуя этому учению, Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.

Фразеологический словарь (Волкова)

Энциклопедия иудаизма

К. занимает важное место в законодательстве эпохи Талмуда*. Сказано в Торе*: «Если отдаст кто ближнему своему осла или вола, или овцу, или любую скотину на хранение, и она падет, или будет покалечена, или похищена, а очевидца нет, К. перед Господом да будет между обоими, что не наложил руки своей на собственность ближнего своего» (Исх. XXII, 9- 10). Из текста Торы очевидно, что если ответчик не может представить свидетелей своей невиновности, то только К. может освободить его от ответственности и уплаты убытка. Разумеется, ответчик должен уплатить истцу за убыток, если он не желает поклясться. В Талмуде мы находим три вида клятв: «швуа мин hа-Тора», «швуа д’рабанан» и «швуат гесет». «Швуа мин hа-Тора», или клятва из Торы, произносится в ситуациях, которые разъяснены в Торе.

Во всех случаях, когда невозможно доказать вину ответчика, его обязывают принести К., и она освобождает его от ответственности. В случае же отказа принести К., ответчик присуждается к уплате иска. Иной характер носит «швуа д’рабанан», то есть К., введенная мудрецами. Во многих случаях истца обязывают принести К. в своей правоте, и если он отказывается, ответчик не обязан уплатить. Обязанность клясться возлагается на истца в следующих особых случаях: если наемный работник утверждает, что не получил положенной ему платы, он клянется в этом и получает требуемое. Так же клянутся ограбленный или раненый, если у них нет свидетелей против обвиняемого.

Если ответчик, обязанный поклясться, подозревается судом в том, что поклянется ложно, то клянется истец и получает иск.

В принесении ложной К. подозревались игроки в кости, ростовщики, гоняющие голубей и торгующие овощами и фруктами, созревшими в год шмита*.

Кроме упомянутых случаев, хазал* возложили обязанность К. и на компаньонов, арендаторов, опекунов и т. п.

В эпоху Средневековья во многих христианских странах, когда евреи произносили слова К., на них сыпались проклятья и оскорбления. Целью этих законов было унизить евреев в глазах окружающих, опозорить в глазах народа, как заведомых клятвопреступников. В X в. в Византийской империи вышел закон, согласно которому К. еврея обставлялась так: еврей должен был стоять в воде, опоясанный терновым поясом, поклясться именем «Барасси бараа», то есть «Брейшит бара» (первые слова в Библии), и сказать, что если К. эта ложна, то «да поглотит его земля, как поглотила она общество Кораха». В XV веке в Силезии еврей, принося К., обязан был стоять на треножнике. За каждое падение с этого неудобного пьедестала он платил штраф. Если еврей падал четыре раза, суд признавал его виновным. В Германии еврей, принося К., призывал на свою голову все проклятья, которые содержатся в книгах Левит и Второзаконие, все казни египетские и проказу.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

кл’ятва — обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки ( Быт.14:22 ). Имеет также смысл: отделение, предание Богу — как заклятие и проклятие ( Чис.5:21 ; Дан.9:11 ; Гал.3:13 ). ( см. заклятие, проклятие)

Библия: Тематический словарь

1. Выражения клятвы

«Бог да судит между нами»:

«То и то сделает тебе Господь…»:

«Да живет душа твоя»:

«Свидетель Господь между мной и тобой вовеки»:

«Истину говорю, не лгу»:

«Истину говорю во Христе»:

2. Характеристики клятвы

подтвердить соглашение с кем-либо:

подтвердить заключение союза с кем-либо:

подтвердить завет с Богом:

гарантировать повиновение хозяину:

гарантировать повиновение царю:

гарантировать повиновение Господу:

б. Другие аспекты клятвы

должна быть выполнена:

может связать будущие поколения:

иногда выставляются определенные условия:

не нужна для христиан:

Христос ответил на клятву:

1. Содержание Божией клятвы

Дать Ханаан потомкам Авраама:

Быт 22:15–18; Быт 50:24

утвердить на престоле Давида его сына:

утвердить священничество по чину Мелхиседека:

2. Характеристики Божией клятвы

Быт 22:16; Евр 6:13-15

Чис 23:19; Евр 6:16-18

выполняет Свои клятвы,

Пс 104:42,43; Лк 1:69–75; Лк 1:32,33; Евр 6:19-7:22

см. также проклятие, обет

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG oath)

официальное утверждение, апеллирующее к Богу как свидетелю истинности заявляемого. Оно может касаться прошлого или настоящего факта или заключать в себе обязательство относительно надежности будущего свершения.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: присяга (оф.), зарок (приподн.), обет (приподн.)

Словарь Ожегова

КЛЯТВА, ы, ж. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу).

| прил. клятвенный, ая, ое. К. обет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *