квантовый гипноз что это
Сайт врача гипнолога
Фикрета Мамедова
Лечение гипнозом, снятие зависимостей, коррекция веса.
Детский гипноз. Дистанционный гипноз.
Групповой гипноз. Творческий гипноз.
Квантовый гипноз
Квантовый гипноз – метод гипноза приводящий к быстрым и мощным, скачкообразным качественным изменениям.
Это метод, который по сути своей обращен не к тем или иным негативным симптомам. Техники квантового гипноза сфокусированы на общем восприятии клиента. Этот более широкий фокус относится к паттернам, схемам и ориентирам. С их помощью человек упорядочивает мир.
Психотерапевт помогает человеку, реализовать модели поведения или изменения необходимые для позитивной и созидательной психотерапии. Однако пациент уверен, что делает то, что нужно и крайне интересно и полезно лично ему. Нет нужды пояснять, что при удачной и профессиональной реализации, данного сценария, не придется очень долго уговаривать или убеждать клиента в необходимости определенных изменений. Он сам легко и с удовольствием их совершит и иногда в той области личностного роста или концептуального переформатирования мышления, где ранее смена парадигмы казалась просто не возможной и не реальной.
Другим условием, позволяющим реализовать. квантовый скачок в сознании. может явиться например эмоциональное воздействие по глубине и силе являющееся эмоциональным шоком. Примером могут служить удивительные перевоплощения личностей, происходящих во время проповедей. Подобные случаи. в большом количестве описаны в литературе. Когда закоренелые преступники, практически мгновенно, превращались в самых набожных и религиозных людей и проповедников.
Квантовый гипноз – при определенных условиях. реализованных гипнологом, может служить катализатор, благодаря которому произойдут эти быстрые и мощные перемены, а их результаты, приобретут характер трансформации и станут необратимыми. Но врачу. всегда следует учитывать и характер социальной адаптации пациента к произошедшим изменениям. Иногда, это требует предварительной подготовки или сопровождения в последующем.
Дабы вызванные, пусть и крайне положительные изменения, не явились на первом этапе стрессом для личности и её окружения.
Техника квантового исцеляющего гипноза Долорес Кэннон
Долорес Кэннон разработала и усовершенствовала свой уникальный метод гипноза, технику квантового исцеляющего гипноза ( QHHT ), за несколько десятилетий и тысячи сеансов. QHHT ® достигает наивысшего возможного уровня гипноза, сомнамбулического уровня транса. Сомнамбулизм обычно переживается два раза в день: непосредственно перед пробуждением и непосредственно перед сном. Большинство гипнотизеров не работают на уровне сомнамбулы либо потому, что у них нет возможности получить доступ к этому уровню транса, либо потому, что они устали работать на самом загадочном уровне гипноза, который может привести к неожиданным результатам, таким как повторное переживание прошлой жизни.
Долорес Кэннон начала свое исследование сакрального знания и реинкарнации почти 50 лет назад, усовершенствовав свой метод гипноза QHHT ®. Создав безопасный и эффективный метод, который избегает болтовни сознательного разума и фокусируется на получении неограниченного количества информации в сомнамбулистическом состоянии, Долорес Кэннон обнаружила, что путешествие во времени возможно в любое время и в любом месте, чтобы пережить чьи-либо прошлые жизни.
Метод Долорес Кэннон ( QHHT ) – это мощный инструмент для доступа к той всезнающей части нас самих, которая называлась Высшим Я, Сверхдушой, даже самой Душой. Когда мы воплощаемся на Земле, мы забываем наши предыдущие жизни и связь с нашими душами и Источником. QHHT ® позволяет всем людям любого происхождения, культуры, религии или системы убеждений взаимодействовать с тем, что она назвала Подсознанием, поскольку оно находится за пределами сознательного разума. Термин Долорес «Подсознание» – это та большая часть нас, которая всегда связана с Источником, или Богом, и обладает неограниченными знаниями и неограниченной способностью исцелять физическое тело. Иногда психические и физические недуги коренятся в травмах прошлых жизней; иногда они связаны с уроками, извлеченными человеком из нынешней жизни.
Помогая тысячам людей пережить их прошлые жизни и исцелить себя с помощью QHHT ®, Долорес Кэннон обнаружила кладезь утраченных знаний и идей, которыми она поделилась как автор 19 необычных книг, охватывающих множество метафизических концепций и описывающих исторические личности, такие как Иисус и Нострадамус, а также инопланетяне, НЛО, истоки жизни и Источник всего творения.
Долорес Кэннон продолжала усердно работать над несколькими книгами и проектами, включая занятия по QHHT ®, пока она не скончалась в возрасте 83 лет в октябре 2014 года. Ее последняя книга «Поиск скрытых священных знаний» была опубликована посмертно в декабре 2014 года. Книга «Многомерная вселенная: Книга пятая» была опубликована летом 2015 года (в русском издании МВ – планируется том 10, дата планируемого издания не известна). Дочь Долорес – Джулия Кэннон продолжает традицию личного преподавания Уровня 2 и новых классов техники QHHT ® Уровня 3 в Арканзасе и по всему миру.
О сертифицированном официальном онлайн обучении по методу Долорес Кэннон онлайн в деталях по этой ссылке »
Квантовый гипноз что это
Не существует таких травм, состояний или обстоятельств,
которые не могут быть излечены с помощью процессов,
обеспечиваемых гипнотическим состоянием.
Однако называть эффекты квантового гипноза чудом – это
игнорировать основы того, как он работает. Это
совместный процесс, в котором одинаково важны оба его участника:
человек и его бессознательное. И пока у нас есть способность
стремиться к лучшему и хотеть большего, нет практически ничего,
что наше подсознание не могло бы обеспечить, реализуя наши
стремления и намерения.
Квантовый гипноз – тому подтверждение: 90% клиентов гипнотерапевтов
реагируют на сеансы квантового гипноза немедленными улучшениями.
Марта Николаева-Гарина ↑
Практический психолог
Психолингвист
Гипнолог
Энерготерапевт
Ей можно доверять:
Более 1 млн. подписчиков
Более 40 тыс. клиентов
94 страны мира
Улучшение общего состояния.
Улучшения в указанном аспекте
Передача кодов света
Голографический сеанс
альфа-медитации
В ходе квантового путешествия ты переместишься в одно особенное место,
расположенное в твоём разуме, где примешь энергию и пополнишь свои силы.
Когда это произойдёт, я поведу тебя дальше.
Предупреждаю, это будет трудный путь, но ты его преодолеешь:
достигнешь конечной точки путешествия, где увеличишь свои силы ещё
больше. Как ты ими потом воспользуешься и куда приложишь, решать тебе.
Если решишь их использовать, чтобы забраться на свою личную вершину,
то этих сил хватит. Для достижения следующей вершины понадобится
повторить это путешествие.
Это естественное состояние, пока разум спокоен
и сбалансирован. Когда вы получаете удовольствие,
вы находитесь в неуязвимом состоянии.
Получайте удовольствие во время сеанса,
стремитесь к нему. И ни над чем не старайтесь.
Квантовый гипноз изменяет мозг. Можно сказать,
он омолаживается, что проявляется в увеличении
площади его активности. В этой связи объяснимы феномены,
которые на языке официальной медицины обозначены
как спонтанная ремиссия – выздоровление на фоне
отсутствия какого бы то ни было лечения.
Но не нужно быть такими самонадеянными.
Если медицина не произвела лечение, а выздоровление наступило,
это вовсе не значит, что лечения не было. Спонтанные улучшения
обеспечиваются активной работой разума, управляющего мозгом.
Так что улучшения не такие уж и спонтанные: их обеспечил мозг,
а в его действиях настолько всё выверено и соотнесено с природой,
что ошибок быть не может. (То же справедливо в отношении
спонтанных изменений в судьбах)
…Свойство человеческой натуры таково, что мы не решаемся
ничего менять, пока нас не прижмёт до той степени, что
небо сжимается до размеров овчинки.
Только кризис, травма, потеря, болезнь и трагедия могут заставить нас
остановиться и взглянуть на то, кто мы есть, что делаем, как живем,
что чувствуем, что знаем и во что верим.
Так уж мы устроены: чтобы созреть для перемен (каких сами же хотим),
должно произойти что-то ужасное. Вот я и спрашиваю: зачем ждать?
Чтобы желаемые перемены начались, не нужно дожидаться, пока грянет гром.
У нас есть подсознание, оно является исполнительской силой, постоянно ждущей
наших указаний, чтобы их исполнить. Можно в любой момент сделать запрос
на желаемое – и позволить себе это получить. И что, разве это сложно?
Смотря какие изменения имеются в виду.
Если речь идёт о возвращении к полноценной жизни
парализованных больных, то они поднимают себя именно
из лежачего положения, производя всю восстановительную работу в разуме.
Другое дело жизненные обстоятельства.
Здесь изменений действительно нельзя добиться, сидя/лежа ровно.
Но если вдуматься, почему лежат? Да потому что нет ресурсов.
Гипноз ими наделяет, действуя через подсознание.
Что потом делают с этими ресурсами – отдельная тема.
Если их используют – изменения наглядные.
Если игнорируют/сопротивляются, продолжая мертвой хваткой держаться за диван
(или ходить, как цирковая лошадь, по давно вытоптанному манежу), тогда происходит то,
чему не позавидуешь. Ведь подсознание, получившее назначение использовать ресурсы,
не станет стесняться в средствах, чтобы выполнить это назначение.
И это может быть что угодно, чтобы человек поднялся с насиженного места
и всё же начал шевелиться. И пришёл к тому, чего хочет.
Вот что такое квантовый гипноз.
Простодушный вопрос. Лекарственная индустрия этого не допустит.
Она никогда публично не признается, что целебный эффект
синтетических лекарств на 90% обеспечен плацебо:
верой в то, что лекарство поможет.
Гипноз – как воздействие и как состояние – не нуждается в вере, т.к.
обращен к силам подсознания. Если подсознанию говоришь:
сделай и обеспечь, то оно делает и обеспечивает. Когда один раз в этом
убеждаешься, потом второй, третий, то последнее, что приходит в голову,
когда заболеваешь, так это бежать в аптеку за лекарствами.
Потому что самые лучшие лекарства – у нас с тобой внутри.
Принципиально ничем. Все эффекты обеспечиваются
релаксацией и суггестией (передачей установок).
Отличие, пожалуй, только одно: классический гипноз
опирается на опыт пациента, а квантовый – на моделирующую
функцию мозга: воображение.
Воображение способно показать квантовый уровень всего,
включая тело пациента – и это становится его опытом:
опытом взаимодействия с квантовым уровнем своего тела,
происходящих событий, собственных мыслей, эмоций, решений.
При таком восприятии глубинная трансформация происходит
по умолчанию и является следствием квантового восприятия.
Нашей жизнью руководит набор заученных моделей поведения,
мыслей и эмоциональных реакций, функционирующих подобно
компьютерной программе – автоматически и неосознанно.
Вот почему недостаточно просто «мыслить позитивно», т.к.
сильный негатив, как правило, хранится в подсознании.
Значит, закрепляется на уровне тела. Квантовый гипноз создает
условия для очищения тела и разума от подсознательного негатива.
И тогда позитивное мышление становится частью натуры
(а не следствием ношения розовых очков).
Уровень погружения никогда не регулирует гипнотерапевт.
Насколько глубоко погрузиться, решает разум принимающего сеанс.
Обычно это легкий и средний транс. Такой глубины достаточно
для достижения терапевтических целей.
Когда же наступает глубокий гипнотический сон, то это свидетельствует
о высокой степени необходимости в этом – чтобы целебная работа,
осуществляемая подсознанием, производилась во сне, когда разум спокоен
и способен воспринимать происходящее отстраненно и безоценочно.
На гипнотических сеансах мне не
удавалось выполнять все инструкции.
Значит ли это, что гипноз не способен мне помочь?
Очень немногие люди выполняют буквально все инструкции в процессе гипноза.
Это естественно. Поэтому нет необходимости сразу принимать и выполнять каждую
инструкцию и каждую просьбу гипнотерапевта. Как не нужно беспокоиться о том,
что пока невыполнимо (например, тело не становится по ощущениям легче).
Невозможность что-то ощутить/увидеть/услышать в данный момент не означает,
что не достигнуто нужное состояние. Это означает, что трансовое состояние не осознаётся.
А это и есть нужное состояние: отсутствие помех со стороны сознания.
Это обеспечивает целевые результаты, выраженные в глубинных изменениях.
Теория и практика сенсомоторного психосинтеза
Полный текст
Аннотация
В статье рассказывается о теории и практике применения суггестивной техники (техники внушения) сенсомоторного психосинтеза, которая позволяет вводить пациента в изменённые состояния сознания. Между врачом (суггестером) и пациентом образуется то, что в квантовой физике называется «перепутанными состояниями», а в психологии выступает как состояние эмпатии. Основная особенность метода сенсомоторного психосинтеза и одновременно его отличие от директивного гипноза – поддержание активного диалога суггестера с пациентом. Авторы описывают динамику трансформации в ходе психотерапии картины мира (или менталитета) ряда пациентов. Эта трансформация происходит благодаря использованию одного из основных методов психосемантики в изу чении личности – построению семантических пространств, когда каждый пациент в изменённом состоянии сознания создаёт собственную, отвечающую его устремлениям и мотивам реальность и существует в ней. Обсуждаются области применения метода в психотерапии, спорте, следственной практике.
Ключевые слова
Полный текст
Психосемантический подход к исследованию сознания и процессов бессознательного возник в рамках психологической школы Выготского–Леонтьева–Лурии, опираясь на использование и дальнейшее развитие методического инструментария Ч. Осгуда и Дж. Келли. Этот подход значительно расширил проблематику исследований и обогатил их теоретическую составляющую, вобрав в себя: методологические принципы неклассической (В. А. Лекторский) и постнеклассической (В. С. Стёпин) рациональности и философии конструктивизма (Дж. Келли, А. Г. Асмолов, В. Ф. Пет ренко); проблематику семиотики (Ю. М. Лотман, В. В. Налимов) применительно к языкам осознания; представления о диалогичности сознания (М. М. Бахтин, А. А. Брудный); проблематику изменённых состояний сознания и трансперсональной психологии (Р. Фрейджер, С. Гроф, А. Минделл, В. В. Козлов). Сопоставление методологии коллективного бессознательного и квантовой физики, инициированное в начале прошлого века совместными трудами психолога К. Юнга и физика В. Паули, привело к трактовке сознания как процесса пространственно-временной предметной категоризации, осуществляемой с помощью языка (в самом широком его понимании), а коллективного бессознательного – как системной целостности (нелокального бытия), существующей вне категорий «пространство» и «время» [1]. Бессознательное, таким образом, рассматривается как психическое состояние в его докатегориальной означенности. Если для описания структуры и содержания значений наиболее адекватной формой выступают семантические пространства, построенные в евклидовой метрике (в более общем случае в метрике Г. Минковского), то для описания беспредметных состояний бессознательного наиболее адекватен язык гильбертовых пространств. Феноменологическая общность феноменов ЭПР (парадокс А. Эйнштейна, Б. Подольского, Н. Розена), известных также как квантовая телепортация [2], и феноменов синхронии, описанных К. Юнгом [3], позволяет выстраивать методологические аналогии между принципами квантовой физики и психологией коллективного бессознательного.
В рамках психосемантического подхода развивались наши исследования изменённых состояний сознания, индивидуального и коллективного бессознательного [4]. В лаборатории психологии общения и психосемантики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова с применением техники гипноза проводились исследования влияния эмоций на процессы категоризации [5], взаимосвязи эмоциональных состояний и цветовых предпочтений [6], феномена «семантического слепого пятна» – выпадения целых семантических областей из осознания при гипнотическом запрете видеть запрещённый объект [7], процесса медитации [8]. Кроме того, изучалась динамика трансформации личности пациента в ходе лечения больных алкоголизмом [9]. Благодаря этим многолетним изыс каниям был разработан ряд суггестивных психотехник (методов внушения), делающих возможным широкий диапазон работы с бессознательным.
Психотехника сенсомоторного психосинтеза представляет собой метод введения человека в трансовое состояние и формирование на его фоне целостных интермодальных образов, задающих эмоциональные состояния пациента и направляющих процессы его воображения и поведения. Метод включает элементы шаманских и медитативных практик, недирективного гипноза М. Эриксона [10] и нейролингвистического программирования [11] и предполагает последовательное подключение в ходе формирования целостного интермодального образа ситуации, в которую погружается пациент с помощью суггестора (психотерапевта, исследователя, тренера), новых сенсорных модальностей (зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых, обонятельных) и моторных действий.
Приведём пример суггестивного текста, работающего на начальном этапе погружения пациента в трансовое состояние.
Как видно из представленного текста, испытуемый постоянно информирует суггестора о том, что оказывается в фокусе его внимания, что он видит, слышит, ощущает. Глядя на то, как течёт ручеёк, пациент может слышать журчание ручья, глядя на то, как трепещет листва на ветру, он может слышать шелест листвы, шум ветра, почувствовать, тёплый это ветер или холодный. Ответы испытуемого на задаваемые суггестором вопросы позволяют регулировать зрительные, слуховые и кинестетические компоненты формируемых посредством внушения образов, а опора на синестезии – создавать мультимодальные образы. Поддержание активного диалога суггестора с пациентом – основная особенность метода сенсомоторного психосинтеза и его отличие от директивного гипноза, а также самогипноза и других монологичных техник. Каждый пациент в изменённом состоянии сознания создаёт свою, отвечающую его устремлениям и мотивам реальность, существует в ней. Поэтому для понимания того, что происходит с пациентом, нужен диалог с ним, тогда как в рамках классического гипноза гипнотизёр, как правило, реализует монологическое внушение. На основе диалогического общения, дающего обратную связь, суггестор направляет воображение пациента в нужное русло, исходя из стоящей исследовательской или терапевтической задачи. Это могут быть и погружения в воображаемую ситуацию, например, полёта на космическом корабле, и воспоминания о пережитых событиях, например, раннего детства, и даже ирреальные переживания себя в облике могучего животного, призванные активировать иммунную систему организма и создать благоприятный эмоциональный фон для противодействия болезни.
Принципиально важным является вхождение в трансовое состояние, на фоне которого и осуществляется направленное воображение и в котором находится не только пациент, но и сам психотерапевт. Трансовое состояние суггестора можно определить как контролируемый транс, индуцирующий пациента. Речь идёт об эмпатийных процессах эмоционального заражения, описанных ещё А. Бергсоном [12], когда переживание одного живого существа непосредственно ощущаются другим существом. Эти процессы по-прежнему остаются малоизученными, но именно они определяют смысловой стержень метода сенсомоторного психосинтеза. Суггестор чувствует психоэмоциональное состояние пациента и совместно с ним конструирует у него заданные переживания. Ситуация подобна феномену спутанных (перепутанных) состояний в квантовой физике [13, 14], когда состояние одного элемента синхронически определяет состояние другого.
Животные и люди способны не только определять состояния других существ по внешним проявлениям, но и непосредственно ощущать их, идентифицируя себя с носителями этих состояний. Яркий пример такой эмпатии психического состояния приводит историк психологии С. С. Степанов, рассказывая о случае из практики основателя психометрии Ф. Гальтона: «Однажды сэр Фрэнсис решился на своеобразный эксперимент. Прежде чем отправиться на ежедневную прогулку по улицам Лондона, он внушил себе: «Я очень отвратительный человек, которого в Англии ненавидят все!» После этого он несколько минут концентрировался на этом убеждении, что было равносильно самогипнозу, и отправился, как обычно, на прогулку. Впрочем, это только казалось, что всё шло как обычно. В действительности произошло следующее. На каждом шагу Фрэнсис ловил на себе презрительные и брезгливые взгляды прохожих. Многие отворачивались от него, и несколько раз в его адрес прозвучала грубая брань. В порту один из грузчиков, когда Гальтон проходил мимо него, так саданул учёного локтем, что тот плюхнулся в грязь. Казалось, что враждебное отношение передалось даже животным. Когда он проходил мимо запряжённого жеребца, тот лягнул учёного в бедро так, что он опять повалился на землю. Гальтон пытался вызвать сочувствие у очевидцев, но, к своему изумлению, услышал, что люди принялись защищать животное. Гальтон поспешил домой, не дожидаясь, пока его мысленный эксперимент приведёт к более серьёзным последствиям. Эта достоверная история описана во многих учебниках психологии. Из неё можно сделать два важных вывода. Человек представляет собой то, что он о себе думает. Нет необходимости сообщать окружающим о своей самооценке и душевном состоянии. Они и так почувствуют» [15, с. 15].
Термин «транс» происходит от латинского глагола «transire» (переходить границы) и описывает целый ряд различных изменённых состояний сознания (ИСС), связанных с переносом внимания с восприя тия и осознания внешнего мира на собственные внутренние состояния. В психологической науке многообразие трансовых состояний до сих пор не получило должной типологизации. К трансовым состояниям относят и погружение в фантазийные грёзы, и ИСС при гипнотическом внушении, и вдохновенный порыв творческого экстаза творца (художника, поэта, музыканта, учёного), и религиозный экстаз, сопровождающийся единением с божественным, и болезненные состояния сознания, вызванные высокой температурой или отравлением, потреблением алкоголя или наркотиков. Несмотря на многообразие трансовых состояний, их, очевидно, можно идентифицировать как минимум по двум основаниям. Первое – степень распредмечивания образа мира, снятия его интенциональности, что выражается в переходе от пространственно-временных предметных форм категоризации к внутренним психическим состояниям, для которых характерно отсутствие субъект-объектного противопоставления. Второе основание – способность человека выходить за рамки индивидуального эго, поднимаясь на трансцендентальные уровни мировосприятия, уровни божественного или космического сознания. Иногда это состояние называют божественным вдохновением или «нахождением в потоке». В буддистской литературе распредмечивание бытия обозначают как чувство «недвойственности» или единения с миром. Понятно, что алкогольное опьянение и религиозный (духовный) транс – вещи разного порядка. Алкоголь и наркотики могут стимулировать переход в ИСС, что отмечалось многими творческими людьми, однако, как правило, это происходит за счёт использования энерготехнических резервов организма и является формой саморазрушения, создающего на время иллюзию самореализации.
Для ИСС можно выделить комплекс основных признаков, позволяющих объединить их в единый феномен. На основе работ О. В. Овчинниковой, Е. Е. Насиновской, Н. Г. Иткина [16], А. А. Гостева [17], Л. П. Гримака [18], С. Грофа [19], А. Людвига [20, 21], В. В. Козлова и Ю. А. Бубеева [22] можно указать следующие особенности, в той или иной мере характерные для ИСС.
Итак, сенсомоторный синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого образа и моделируемой действительности. Например, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активизируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Динамика состояния сознания в процессе сенсомоторного психосинтеза сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнёр по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного Я, а речевые инструкции – как собственные мысли, ощущения, переживания. Поскольку процесс сенсомоторного психосинтеза не требует «гипнотического торможения мозга» и не сопровождается состоянием гипнотического сна, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации. В противоположность гипнозу, эксплуатирующему гипнабельность индивида (способность погружаться в ИСС), техника сенсомоторного психосинтеза не зависит от этой особенности и позволяет добиваться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как и при глубоком гипнозе. Важной особенностью метода сенсомоторного психосинтеза является жёсткая связь его специальных приёмов с функционированием механизмов регуляции психической активности. Метод может использоваться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии, позволяет в условиях психологического эксперимента моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, он применим и для формирования гипнабельности у негипнабельных людей.
Использование психотехники сенсомоторного психосинтеза в медицинской психологии позволяет устранить навязчивые состояния или вредные привычки, в частности алкоголизм и наркоманию, вывести организм на форсированный режим при подготовке к спортивным соревнованиям или просто улучшить эмоциональное состояние пациента и активизировать его иммунитет. В московской наркологической больнице № 17 на базе сенсомоторного психосинтеза были разработаны и применялись методики психосоматической коррекции для работы с больными алкоголизмом и наркоманией, пациентами с логоневрозом.
Отличительная особенность сенсомоторного психосинтеза при работе в сфере психосоматики – чередование релаксационных и каталептических состояний. В классическом медицинском гипнозе, базирующемся на представлении о гипнотическом сне, основой выступают релаксационные состояния. Активные формы гипнотических состояний используются в эстрадном гипнозе. Для плодо творной работы с соматическими пациентами необходимы и те и другие трансовые состояния, именно стратегия чередования состояний показала наибольшую эффективность в клинике.
К одному из соавторов настоящей статьи В. В. Кучеренко приходят люди с самыми разными заболеваниями. Он работает параллельно с лечащими врачами, формируя у пациентов благоприятный эмоциональный фон, на основе которого организм более успешно противостоит болезни. Именно для создания такого фона необходима активная эмпатия, бо́льшая или меньшая идентификация с больным, прочувствование его симптоматики и в результате работы со вторичными образами-представлениями (в терминах ананьевской школы психологии [23]) трансформация исходного эмоционального состояния пациента, вывод его организма в более благоприятный энерго-информационный режим функционирования.
Специфика лечения больных алкоголизмом, разработанного В. В. Кучеренко и А. П. Вяльбой, заключается в том, что у пациентов не только вырабатываются мощные негативные переживания в ответ на потребление алкоголя (как в методе Довженко), но и даются в ходе трансовых гипнотических сеансов положительные переживания (пациенты летали в космос, созерцали Землю, купались в волнах эфира, оказывались в прекрасных природных заповедных местах).
Для исследования динамики самосознания пациентов мы использовали психосемантический метод «множественных идентификаций» [9, 24], поз воляющий строить семантические пространства до и после 10 гипнотерапевтических сеансов. Испытуемых просили оценить по градуальной шкале вероятность (меру естественности) каждого из спис ка нескольких десятков поступков по отношению к ролевым позициям как связанным с образом Я (Я сам, Я в мечтах, Я через три года, мой идеал) и образом себя с учётом различных социальных ролей (бизнесмен, хронический алкоголик, несчастный человек, хороший семьянин). На основе полученной матрицы данных с помощью факторного анализа было построено групповое семантическое пространство и выделены четыре значимых фактора, объясняющих 56, 15, 14 и 4 % общей дисперсии. На рисунке показана трансформация картины мира группового («алкогольного») субъекта по первым двум факторам: фактору общего благополучия (F1) и фактору стабильности бытия – готовности к изменениям (F2). Третий и четвёртый факторы были интерпретированы как толерантность – нетерпимость (F3) и движение к осмысленности бытия (F4).
Семантическое пространство динамики ролевых позиций в ходе гипнотерапии у пациентов наркологической клиники по факторам F1 и F2 (фрагмент четырёхмерного пространства)
Как видно из рисунка, в ходе гипнотерапии позиция «Я сам» перемещается в семантическом пространстве вверх по фактору общего благополучия и почти совпадает с ролевой позицией «Я в мечтах» (до гипнотерапии). Позиция «Я в мечтах» после гипнотерапии также поднимается в семантическом пространстве, открывая новые горизонты реа лизации мотивов и потребностей. Все позитивные ролевые позиции после гипнотерапии перемещаются по фактору общего благополучия в более позитивные зоны, а негативные начинают оцениваться как ещё более негативные и несчастные. По фактору стабильности бытия позитивные роли перемещаются в сторону нестабильности, демонстрируя стремление к переменам, в то время как негативно оцениваемые ролевые позиции сдвигаются к полюсу фактора стабильности (постоянства). Этот феномен в случае хронических алкоголиков, очевидно, связан с тем, что до лечения с помощью гипнотерапии они имели проблемы и в семье, и на работе, где от них, как правило, пытаются избавиться. Поэтому до гипнотерапии такие пациенты стремятся к постоянству. Пройдя курс лечения, они чувствуют себя гораздо увереннее и уже задумываются об изменении образа жизни, смене работы или переменах в семейной жизни. Приведённый на рисунке график показывает, что изменения координат ролевых позиций в ходе гипнотерапии происходят не хаотично, а закономерно. Президент Ассоциации искусственного интеллекта Д. А. Поспелов предположил в связи с этим, что смещение ролевых позиций имеет характер аффинных преобразований. Семантическое пространство как резиновое растягивается/сжимается по ведущим осям, в качестве которых выступают выделенные нами четыре фактора.
Психосемантическая модель трансформации картины мира несколько напоминает другие модели психического, но если гештальтисты полагали, что исследуют некую психологическую реальность, а В. Кёлер на старости лет даже искал физические поля и градиенты напряжённости непосредственно в мозговом субстрате, то мы трактуем семантические пространства с позиции философии конструктивизма – как удобный язык описания психологической феноменологии и как одну из возможных эвристических моделей. Отметим в связи с этим работу сотрудника нашей лаборатории А. П. Супруна [25], показавшего, что преобразования Лоренца, лежащие в основании общей теории относительности А. Эйнштейна (ОТО), справедливы и для релятивистских моделей семантических пространств, которые включают характеристики, близкие к предельным параметрам. Если в ОТО в роли предельного параметра выступает скорость света, то в нашем случае – экстремальные эмоциональные состояния.
Другая область практического приложения метода сенсомоторного психосинтеза – спорт. В. В. Кучеренко имеет опыт работы в тренерском штабе отечественной сборной по бобслею. Члены сборной входили в трансовое состояние и мысленно проходили трассу, а затем на международных соревнованиях, снова погружаясь в транс, мобилизовались без всякого допинга, безошибочно проходили трассу и добивались высоких результатов.
Ещё одна сфера, в которой сенсомоторный психосинтез может быть полезен, – работа с памятью в следственной практике. Из литературы известно о феномене суперпамяти при гипнотических воздействиях (гипермнезия в ИСС). Приведём пример активизации памяти при гипнозе. Нашу лабораторию посещал студент, который участвовал в исследовании по влиянию эмоций на процессы категоризации. Однажды он пришёл в лабораторию в подавленном состоянии, потому что уже дважды провалил экзамен по математике, и на следующий день ему предстояла последняя решающая пере экзаменовка. Чтобы снять неуверенность молодого человека перед экзаменом, В. Ф. Петренко ввёл его в гипнотическое состояние и внушил, что он – выдающийся, всеми признанный математик, которого попросили рассказать о том времени, когда он открыл для себя свои чрезвычайные способности. Студент с удовольствием рассказывал о своей юности и вышел из гипноза в прекрасном расположении духа. В. В. Кучеренко повторно ввёл пациента в гипноз, дав задание просматривать страницы учебника. Затем мы активизировали слуховую память, и студент услышал голос преподавателя, читавшего лекции. Поскольку в ИСС время может сжиматься так, что длительные периоды жизни переживаются в считанные минуты, полный курс лекций и семинарских занятий наш испытуемый «прослушал» быстро. Через день он счастливый пришёл в лабораторию и рассказал, как проходил экзамен. На вопросы экзаменационного билета он не знал ответов, но через небольшой промежуток времени у него перед глазами начали всплывать образы формул по тематике экзаменационного билета, которые он стал записывать. Экзаменаторы, увидев правильные формулы, отнесли неудовлетворительный устный ответ на счёт волнения и поставили студенту оценку «хорошо». Конечно, о научении посредством гипноза в описанном случае речи не идёт – понимание предмета требует внутренней работы, а не просто запечатления и последующего воспроизведения, активизации в памяти внешних стимулов (в рассмотренном примере образов математических формул). Как и в случае с Шерешевским, описанным в книге А. Р. Лурии [26], можно говорить об активизации следов оперативной памяти.
В психосемантике сознание исследуется как система множественных уровней репрезентации объектов (содержаний психики) субъекту. Методы психосемантики позволяют изучать различные уровни репрезентации, в том числе и глубинные, которые в психоанализе традиционно относят к сфере бессознательного. На глубинных уровнях репрезентации образ представляет собой вневременную амодальную структуру. А. Н. Леонтьев [27] отмечал, что в процессе зарождения образ первоначально является симультанным (от лат. simul – в одно и то же время – термин общей психологии, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов) и только в ходе последующего развития, включающего наращивание чувственной ткани на амодальную структуру образа, становится сукцессивным (от лат. successive – осуществляющийся во временно́й развёртке). Так, образ ещё не написанной симфонии возникает у композитора как голограмма, объединяющая сразу и начало, и конец, и середину произведения, тогда как законченная последовательность музыкальных фраз требует долгой работы над исходным замыслом, подбора нужных звуков, ритмических переходов и т. д. Та же картина экспликации знаний, последовательной их детализации, развёртки в сознании наблюдалась и у нашего испытуемого студента при ответах на экзамене.
Активизация памяти у потенциального свидетеля преступления позволяет получить информацию даже о специфических деталях происшедших событий. В ходе одного из расследований требовалось установить номер и особые приметы машины преступников. Следователи нашли водителя грузовика, который в день совершения преступления мог видеть на дороге искомый автомобиль. Погружая этого потенциального свидетеля во всё более глубокий транс, В. В. Кучеренко просил его вспомнить всё, что было связано с ситуацией поездки на машине в тот день. Итак, водитель грузовика переживает прошлую ситуацию: ощущает себя в кабине, отвечает на вопросы о погоде, о том, тепло ли было в кабине, работала ли печка, играла ли музыка (эти воспоминания можно сопоставить со временем происшедшего). Затем водитель видит, как его обгоняет машина. Из-за наступивших сумерек номер машины разглядеть нелегко, и чтобы он возник перед глазами как чёткий образ, водителя просят неоднократно «прокрутить» этот момент в памяти с условием, что каждый раз, просматривая эпизод, он будет замечать новые детали, а уже замеченные ранее будут проступать всё более отчётливо. В момент обгона номер видится в оптимальном ракурсе, поэтому испытуемого просят сделать стоп-кадр, затем «прокрутить» кадры как при замедленном воспроизведении – чуть вперёд, потом чуть назад, и, наконец, держать получившуюся «фотографию» перед глазами, уточняя все буквы и цифры номера. В результате применения метода сенсомоторного психосинтеза свидетель смог рассмотреть несколько цифр номера машины преступников, оказавшегося в поле его зрения, и эти сведения помогли найти автомобиль и арестовать злоумышленников.
Метод сенсомоторного психосинтеза оказался продуктивным в психотерапии при лечении случаев, не связанных непосредственно с соматическим здоровьем. Так, однажды, когда задача психокоррекции непосредственно не ставилась, её неожиданный эффект вызвал глубокие изменения в личной жизни пациента. В нашем эксперименте по исследованию влияния эмоций на процессы категоризации участвовал некто А. – студент технического вуза. В одной из экспериментальных серий ему было предложено самому выбрать ситуацию успеха. Парень увлекался любительской игрой на синтезаторе, и ему было внушено, что он играет в составе известного рок-ансамбля перед громадной аудиторией. Вся его поза, мимика, жестикуляция свидетельствовали о переживании огромного наслаждения от творческого успеха. После сеанса он с упоением рассказывал об игре на японском синтезаторе известной марки – такие синтезаторы в то время были крайне редки и весьма дороги в нашей стране. Последствия эксперимента были неожиданными: А. бросил учёбу в вузе и добился профессионального успеха, став известным и востребованным аранжировщиком. Вполне возможно, что именно творческий успех, пережитый в ходе гипнотического сеанса, послужил для А. спусковым крючком при принятии решения о своей дальней судьбе.
Другой случай из нашей практики можно трактовать как свидетельство обратного эффекта. Художнику-любителю К. было внушено, что он очутился в собственном будущем (приём «возрастной прогрессии» 1 ), на выставке его – к тому времени известного и признанного художника – работ. К. должен был комментировать свои картины, давая пояснения журналистам. Ситуация интервью позволяла через описание автора увидеть сюжеты и манеру его письма. Когда К. после сеанса рассказали о содержании и стиле его виртуальных картин, он с негодованием отверг самим же им описанную манеру письма, заявив, что никогда до такого не опустится. В дальнейшем К. так и остался художником-любителем.
Если поисковые работы В. В. Кучеренко связаны с экстраполяцией личностного будущего, то исследования В. В. Нурковой и Д. А. Василенко направлены на возможность трансформации образов прошлого и демонстрируют перспективность метода сенсомоторного психосинтеза для коррекции автобиографической памяти [29]. В блестяще защищённой кандидатской диссертации Д. А. Василенко [30], написанной под руководством В. В. Нурковой [31], для введения в транс и работы с образами прошлого использовались психотехники В. В. Кучеренко. Диссертация имеет как бы два основания. Одно из них связано с автобиографической памятью, другое – с методом сенсомоторного психосинтеза. Д. А. Василенко проходила обучение методу непосредственно у В. В. Кучеренко и успешно применяла его как в следственной практике, так и при работе с образными воспоминаниями автобиографической памяти.
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Исследования проводятся при поддержке Российского научного фонда, грант № 17-18-01610 «Психосемантический анализ сознания и бессознательного (на материале общей психологии, политической психологии, психологии искусства)».
Примечание:
1 В психологической литературе чаще описываются примеры возрастной регрессии [28], когда пациентам внушалось, что они вернулись в детский возраст, и они демонстрировали детское поведение; исследований «возрастного прогресса» с помощью гипноза практически не проводилось.