квартира алексея балабанова на васильевском
На доме режиссера Алексея Балабанова появилась мемориальная табличка
Жители и коммунальные менеджеры Васильевского острова развешивают таблички в память об известных горожанах. Появился подобный мемориальный знак и на доме автора культового фильма «Брат».
Мемориальный знак Алексею Балабанову сегодня появился на фасаде дома №5 по Малому проспекту. Автор фильмов «Брат», «Про уродов и людей», «Я тоже хочу» жил и работал там в течение 20 лет.
Металлическая пластина это своеобразный макет будущего памятника. Его предложили установить сами островитяне и обратились в управляющую компанию. Там идею поддержали. Теперь слово за городскими чиновниками из комитета по культуре, куда направлены документы.
Мемориальная доска Алексею Балабанову стала вторым объектом, который коммунальщики разместили на Васильевском острове по просьбе жителей. Начался этот спонтанный проект с установки знака на линии, где жил и работал композитор Олег Каравайчук.
Возможно, скоро на фасадах домов появится еще несколько известных имен. Их пока держат в секрете. Но идеи продолжают поступать в управляющую компанию.
Алексей Балабанов. Места в Петербурге
Хотя Алексей Балабанов родился в Свердловске, именно он стал самым петербургским режиссером последних десятилетий – больше всего он снимал кино на Васильевском острове. Но не только там.
3-я линия Васильевского острова. Дом Бенуа
Здесь поселился Балабанов, прибыв в Ленинград. Приют нашел у будущего своего продюсера Сергея Сельянова. Поразился высоким потолкам и огромному коридору. По ночам брал в кладовке велосипед жены Сельянова, катался по Васильевскому острову. Тогда он и понял: здесь его место. А вскоре запустился со «Счастливыми днями» (1991) по абсурдисту Беккету. В «Счастливых днях» впервые появилась знаковая для Балабанова фигура – Виктор Сухоруков.
Сухорукову из съемок этого фильма вспоминаются прежде всего парусиновые ботинки, которые на морозе превратились в пыточные колодки. А Балабанов уговаривал: «Потерпи еще, потерпи». Потом Сухоруков понял, что режиссеру нужно было, чтобы мука отражалась в глазах актера.
Инфографика Федора Шумилова
Большой проспект В.О., 11
«Счастливые дни» Балабанов снимал не на Васильевском острове, а в Лавре и на Лиговке, рядом с домом, где жил тогда. Но скоро он снова поселился на Васильевском – нравились ему его проходные дворы, подворотни и черные лестницы. Во дворе дома № 11 по Большому проспекту снимали «Кочегара». Сюда приходит дочь бандита, чтобы сделать Бизону свой убийственный заказ.
Существует две версии, как оно было. Согласно первой, накануне съемок двор был завален снегом. И именно в этот день весь транспорт кинули на расчистку в ожидании прибытия большого начальства. Кинематографисты сильно нервничали – каждый день простоя влетал в копеечку, а бюджет «Кочегара» (2010) был студенческим. Но в итоге спецтранс не подвел и глубокой ночью убрал снег. По второй версии, все было наоборот: зима была бесснежной, и снег завозили грузовиками. Но грузовик в низкую арку не проходил, так что в ход пошли тачки.
Здесь же приключилось одно странное совпадение. Балабанов вместе со своим администратором пришел посмотреть место съемок, постучался в одну из дверей. Хозяйка квартиры, увидев Балабанова, воскликнула: «А вы уже к нам приходили!» Оказывается, режиссер здесь был, когда искал жилье себе на Ваське. Об этом забыл – Балабанов многие пустяки забывал вроде номера своего мобильника…
…Трофим шел по доскам. В Петербурге начала ХХ века асфальт был большой редкостью, и на Витебском (тогда Царскосельском) вокзале совершенно точно перрон был устлан досками. Балабанов, в отличие от своих коллег, снимающих историческое кино, мимо этой детали не прошел. Выложил все досками, приговаривая: «Не так уж и дорого!»
Кстати, в «Трофиме» сыграл и сам Балабанов, причем самого себя – замученного ассистента режиссера, отбирающего в архивах нужные кадры. Этим когда-то занимался и Балабанов – отбирал материал для научпопа. Одна из этих картин называлась «Танки против танков».
Благовещенский мост
Воду Балабанов любил, говорил: «Энергия – это в первую очередь вода, во вторую – огонь». В «Брате» на Благовещенском мосту соединились две привязанности Балабанова – к воде и трамваям. Дребезжащий неспешный трамвай он любил за предопределенность. И снимал его постоянно. Бедная актриса Света Письмиченко, игравшая вагоновожатую Свету в «Брате», чуть не наехала на зазевавшуюся гримершу. Могла случиться жуть, как с Берлиозом, но не случилась.
В картине «Про уродов и людей» (1998) трамвай был паровой – сам двигаться он уже не мог. Поэтому его подталкивал невидимый в кадре УАЗ.
В «Счастливых днях» (1991) у трамвая почти апокалиптический номер – 6666. Может, из-за этого Балабанов покрестилсмя: «Как-то снимал фильм «Счастливые дни», – вспоминал Балабанов, – и в Никольском соборе пошел и покрестился. Когда я это сделал, у меня как-то ум раскрылся. С душой что-то произошло».
Здесь Данила Багров познакомился с немцем Гофманом. Тогда рынок был совсем «убитый», в сегодняшний Балабанов вряд ли пришел бы снимать – ему нравилась запущенность 90-х.
7 линия. Аптека Пеля, Башня Грифонов
Рядом с Андреевским рынком старинная аптека Пеля – та, что поставляла лекарства царскому двору. Она попала в кадр последней картины Балабанова «Я тоже хочу» (2012). Во дворе аптеки есть Башня Грифонов, к которой Блабанов любил приходить. Говорят, башня – это часть трубы химической лаборатории, в которой доктор Пель искал формулу счастья. Сейчас сюда сложно попасть – двор закрыт. На одной из входных дверей надпись: «Не звоните, не стучите – не откроем».
Днепровский переулок ВО
На Днепровский переулок пришел Трофим–Маковецкий. Когда-то этот переулок называли Глухим, потом Банным. В старые времена это место пользовалось дурной славой. Здесь Балабанов снял финал самого своего жуткого фильма «Груз 200» (2007).
А неподалеку отсюда, в доме № 12 – швейные мастерские, которые в «Кочегаре» превратились в магазин меха, из-за которого, собственно, и убили дочь Кочегара.
5-я линия. Угол Среднего проспекта. Баня
Здесь на третьем этаже была съемочная площадка и «Брата» и «Я тоже хочу». Но главное – это родная баня самого Балабанова, сюда он ходил мыться/париться. Кстати, знакомого банщика снял в эпизоде в «Брате».
Баню Балабанов выбрал за близость к дому, где поселился после «Счастливых дней». Став соседом Виктора Сухорукова. Сухоруков по вечерам вязал, вышивал и готовил щи. А однажды днем здесь в прихожей брат Данила замочил бандитов. А потом сюда же вернулся уже герой последней картины Балабанова «Я тоже хочу» – забирать старика-отца. Правда, лестницу, на которую он выходит, снимали в другом месте – на 18-й линии.
Все снимались в своей одежде или одалживали у друзей. Сухоруков играл в дамском пальто, которое Надя Васильева купила в Германии (это, кстати, было первое ее пальто в жизни). Желтым пиджаком для Сухорукова поделился брат Анастасии Мельниковой, нынче актрисы и депутата. Девочке Кэт досталась косуха Насти Полевой, свердловской подруги Балабанова. А ботинки взяли у дочери жены оператора Сергея Астахова.
12-я линия, 29
Еще одна квартира Балабанова. Отдельная. Большая. Почему-то Балабанов решил вывести проводку наружу. Полдня с друзьями скитался по комиссионкам и развалам в поисках старых советских изоляторов и скрученных проводов.
В квартире поскрипывающие полы, мебель старинная, но без антикварного лоска. Здесь отдыхал от людей Балабанов: «Кто вам сказал, что я людей не люблю? Я просто не люблю с ними общаться. Я дома люблю сидеть. Ложусь на диван дезабилье… и пишу сценарий. Коплю энергию для съемок».
На полке в этой квартире книга – каталог товаров 1905 года. Балабанов как-то влюбился в редисочницу из этого каталога. Ему такую сделали в «Замке» по Кафке. Правда, в «Про уродов и людей» Маковецкий упоенно ел не редиску, а морковь со сметаной. Это неспроста Сам Балабанов морковку терпеть не мог – в общем, так он выразил свое отношение к Иогану.
В эту квартиру Балабанов поселился из-за печек – он мог часами смотреть на огонь. В «Кочегаре» есть сцена, когда огонь в печке горит одинаково ровно, хотя по действию прошло несколько часов. Балабанов не слышал никаких доводов, он твердил: «Вы что – не понимаете? Огонь должен гореть всегда!» В общем, здесь и снимали «Кочегара» – сцену возмездия якута.
А настоящую кочегарку, в которой контуженный герой Афгана сжигал трупы, нашли в Кронштадте, в мореходной школе. В печь совали настоящих актеров с пластиковыми мешками на головах – манекены слишком ненатурально выглядели в роли еще не окоченевших трупов. Правда, печка была холодной, а колеблющийся огонь имитировали газом. А внутри сидел человек, который подтягивал тело внутрь. По-настоящему сожгли только желтую туфлю, которая падает с ноги жертвы.
Набережная Лейтенанта Шмидта
Ее Балабанов снимал постоянно. Здесь, в частности, был снят самый эстетский фильм Балабанова «Про уродов и людей». Отсюда уплывали люди с клетчатыми чемоданами. Кстати, первоначально картина называлась вовсе не «Про уродов и людей», а «Ехать никак нельзя». В то время многие уезжали из России, а Балабанов твердил: «Надо жить на родине»…
Перед оператором Сергеем Астаховым стояла задача снять город абсолютно безлюдным. На помощь пришли ГАИ и белые ночи. Из-за этих ночей Балабанов чуть не поругался с оператором. Астахов задерживался на другом проекте, и Балабанов переживал, что упустят время, что белые ночи превратятся в темные. Астахов запросил в обсерватории график восходов и заходов. И Балабанов цифрам поверил.
У него все были готовы сниматься за копейки и расшибаться в лепешку, чтобы не подвести. Лодку, на которой Сухоруков уплывал от Маковецкого, накануне съемок всю ночь гнал человек издалека. Но лодка сломалась – мотор работал, винт не вращался. Ночью лодочник полез в воду, в темноте присобачивал какую-то деталь… Добрался под утро, мокрый, но счастливый.
На лютеранскую часть Смоленского кладбища немец Гофман в «Брате» привел Данилу. Юрий Кузнецов, в перерывах между съемками не отсиживался в трейлере, а мерз вместе с реальными бомжами.
Балабанов часто гулял на Смоленском кладбище с сыновьями. Заходил к Ксении Блаженной. Незадолго до смерти сам выбрал себе место для могилы: «Я живу по христианским заповедям. Во всяком случае, стараюсь. Верю в Господа. И в то, что не умру. Куда я попаду, не знаю».
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
7 балабановских мест Петербурга
Рассказываем про любимый мост выдающегося режиссёра Алексея Балабанова, баню, в которую он ходил регулярно, и другие места, показанные в фильмах Алексея Октябриновича. Балабанов старался снимать только те места, которые искренне любил.
Смоленское лютеранское кладбище
Старейшее из неправославных кладбищ города было открыто в 1747 году. Выбор места обусловлен тем, что на Васильевском острове в те годы селились многие иностранцы — учёные, военные и ремесленники.
К слову, Васильевский остров — один из главных героев многих фильмов Балабанова. Режиссёр жил здесь долгие годы, вплоть до своей смерти, и любил это место.
На кладбище живёт один из героев фильма «Брат», бездомный немец Гофман. Здесь похоронены его предки, и обрусевший Гофман считает это место частичкой своей родины. Склеп с беседкой, в котором Данила Багров, немец и другие бездомные пили водку и ели пирог, сохранился и сегодня.
наб. реки Смоленки, 27
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Бывшее «Мухинское училище» — один из самых авторитетных российских вузов в сфере изобразительного искусства. Академию закончили многие выдающиеся художники современности.
Интерьеры учебного заведения можно узнать в фильме Балабанова «Мне не больно». Здесь проходил светский ужин, на котором героиня фильма Тата складывала еду в пакет, никого не стесняясь. Кроме того, здание использовалось при съёмках фильма «Про уродов и людей» в моменте, когда герой Виктора Сухорукова спускался по лестнице в подвальные помещения под музыку Прокофьева.
Попасть в это место можно, купив билет в музей прикладного искусства при академии.
Музыкальный магазин «Рок Остров»
Старейший в Петербурге магазин виниловых пластинок был открыт в 1992 году. Именно здесь Данила Багров из «Брата» покупал альбомы Nautilus Pompilius и недалеко от этого места познакомился с девчонкой-тусовщицей Кэт.
Никольское кладбище Александро-Невской лавры
Кладбище не случайно становится одним из основных мест действия фильма Балабанова «Счастливые дни». Снятый в 1991 году фильм воспринимался критиками как символ эпохи: пустынные улицы Петербурга и апокалиптичный вид города как будто предсказывают лихие времена, в которые Россия окунулась позже.
Интересна история кладбища: после революции здесь обосновались многочисленные грабители, разрывавшие могилы в поисках ценных вещей. На кладбище также поселились беспризорные и беглые преступники, периодически нападавшие на случайных прохожих. Уже после съёмок фильма, в 90-е годы, Никольское кладбище стало последним домом для многих криминальных авторитетов, погибших в ходе традиционных для тех лет бандитских разборок.
В «Счастливых днях» главный герой, которого в разных эпизодах называют разными именами, встречает на кладбище Анну — она подсаживается к нему, напевая песню Гарри Уоррена: «Too many tears, each night I go to bed, i lie awake and shed too many tears». В ходе фильма герой Виктора Сухорукова ещё не раз вернётся на кладбище.
наб. реки Монастырки, 1
Сенной рынок
Первое упоминание о Сенном рынке относится ещё к началу XVIII века — тогда здесь торговали сеном, соломой и дровами. Сейчас на Сенном продают еду, одежду и хозтовары. Это место не для брезгливых, однако при должном навыке здесь можно выгодно закупиться свежими овощами и фруктами.
Именно здесь Данила Багров из фильма «Брат» убивает главаря чеченской мафии, заправляющего рынком, и успешно скрывается от погони.
Благовещенский мост
Разводной мост соединяет Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Именно Благовещенский мост когда-то стал первой постоянной переправой через Неву. Построенный в 1850 году мост стал грандиозным проектом для его современников. «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека!» — писало тогда издание «Северная пчела». Позже Благовещенский мост пережил две масштабные реконструкции — в 1939 и 2007 годах.
Благовещенский мост был любимым мостом Алексея Балабанова. Его можно увидеть во многих фильмах режиссёра — к примеру, по переправе едет грузовой трамвайчик Светы, девушки Данилы Багрова. Также у спуска возле Благовещенского моста снята одна из ключевых сцен фильма «Про уродов и людей».
Баня «Имбирь»
Именно здесь отдыхают бандиты из фильма «Брат». Также интерьеры бани использованы в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу». В «Имбирь» приходит герой Олега Гаркуши, Музыкант, и общается с Бандитом. Тот рассказывает ему, что накануне «завалил четырёх негодяев», после чего причастился, исповедовался и решил попариться.
Выбор места для съёмок, конечно, неслучаен: Балабанов был завсегдатаем этой бани и очень любил попариться.
«У меня нет круга общения, я редко выхожу из дома»: семь мест Балабанова в Петербурге
Темы дня
Вспоминаем любимый мост и баню Балабанова, кладбища, где проходили съёмки его фильмов, а также другие места, которые были важны режиссёру.
СПГХПА им. Штиглица
Бывшее «Мухинское училище» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) – один из наиболее известных художественных вузов России.
Чудесные интерьеры академии можно заметить в фильме «Мне не больно» (2006). Балабанов запечатлел здесь светский ужин, на котором героиня Тата в исполнении Ренаты Литвиновой без стеснения складывала еду в обычный полиэтиленовый пакет.
Где: Соляной пер., 13
Фото: YouTube / Кинокомпания СТВ
Также здание использовалось при съёмках фильма «Про уродов и людей» (1998) в моменте, когда подручный главного антагониста киноистории Иогана Виктор Иванович спускался по лестнице в подвал к кинооператору Путилову, чтобы сделать снимок Коли и Толи.
Попасть сюда можно и сейчас. Для этого, правда, придётся купить билет в музей прикладного искусства при академии.
Фото: YouTube / Кинокомпания СТВ
Смоленское лютеранское кладбище
Кладбище, названное по реке Смоленке, было открыто ещё в 1747 году. Это первое из неправославных кладбищ Петербурга. Здесь захоронено много выдающихся деятелей прошлого.
Место выбрано не просто так: на Васильевском острове в 18 веке селились иностранцы, среди которых было много учёных, военных и ремесленников.
Балабанов не только жил на Васильевском острове, но и любил здесь снимать.
А вот на кладбище, по сюжету «Брата» (1997), живёт бездомный Немец Гофман – типичный городской маргинал. «Родина, здесь предки мои лежат!» – говорил он главному герою фильма Данилу Багрову.
Сюда же Данила приводит режиссёра Стёпу, с которым перед тем закапывает четырёх застреленных злодеев. «Ты их там похорони по-человечески», – просит Немца Данила.
Склеп с мрачной беседкой, в котором Багров, Гофман и другие бездомные жгли костёр, пили водку и ели пирог, сохранился до сих пор. Внутри беседки находится могильная плита генерал-майора Александра Бокмана, жившего в 1807–1883 годах.
Где: наб. реки Смоленки, 27
Беседка на Смоленском лютеранском кладбище, где проводил время Немец. Фото: wikipedia.org
Фото: YouTube / Кинокомпания СТВ
Музыкальный магазин «Рок Остров»
Старейший магазин виниловых пластинок был открыт больше 25 лет назад. «Рок Остров» пережил две волны увлечения коллекционированием и обменом аудионосителей: сначала пластинки меняли на диски, а потом – CD обменивали на винилы.
В «Брате» магазинчик попал в кадр, когда Бодров приходил за альбомами Nautilus Pompilius и «Агаты Кристи». Интерьер, который был в фильме, давно изменился.
Где: Кирочная ул., 8
Фото: fiesta.city
Кстати, недалеко отсюда, возле рок-клуба, Данила познакомился с тусовщицей Кэт, которой в конце первого фильма дал денег и с ухмылкой сказал: «На вот, на Пенкина сходишь». Кэт, вероятно, потратила эти деньги на что-то другое.
Фото: YouTube / Кинокомпания СТВ
Баня «Имбирь»
В фильме «Я тоже хочу» (2012) после посещения церкви Трёх Святителей (по адресу 6-я линия В. О., 11) один из главных героев Музыкант направляется в баню «Имбирь». Там он встречает Бандита, который рассказывает, как ночью «завалил четырёх негодяев», потом в церковь сходил, исповедался, причастился и решил попариться. В бане же он рассказал Музыканту о загадочной Колокольне.
Здесь же, кстати, отдыхали бандиты из фильма «Брат».
Балабанов сам любил «Имбирь», поэтому, видимо, и запечатлел её в двух своих фильмах. «Лёша в своём кино в основном снимал только те места, которые сам посещал и любил», – сказал приятель Балабанова банщик Сергей, заставший в «Имбире» съёмки «Брата» и «Я тоже хочу».
Где: 5-я линия В. О., 42
Фото: kinopoisk.ru
Никольское кладбище Александро-Невской лавры
Кладбище стало одним из основных мест действия фильма «Счастливые дни» (1991). После революции оно сильно пострадало от вандализма, главным образом – гробокопательства. Здесь также обосновались беспризорники и беглые преступники.
В «Счастливых днях» главный герой Он встречает на кладбище Анну. Она подсаживается к нему, напевая песню Гарри Уоррена Too Many Tears.
В ходе фильма герой Виктора Сухорукова ещё не раз возвращается на кладбище.
Где: наб. реки Монастырки, 1
Фото: YouTube / haaron1904
Сенной рынок
В 18 веке на Сенном рынке торговали сеном, соломой и дровами. Сейчас – одеждой, овощами, мясом и всем, чем угодно.
Где: Московский пр., 4а
Фото: YouTube / Кинокомпания СТВ
Благовещенский мост
В 1850 году Благовещенский мост стал первой постоянной переправой через Неву. Балабанов в одном из интервью говорил, что ему нравится вид с моста на Исаакиевский собор.
Его можно увидеть во многих фильмах режиссёра. Например, по переправе едет грузовой трамвайчик Светы, девушки Данилы Багрова.
Ещё у спуска возле моста снята одна из ключевых сцен фильма «Про уродов и людей».
Хотя Алексей Балабанов родился в Свердловске, именно он стал самым петербургским режиссером последних десятилетий
Больше всего он снимал на Васильевском острове. Но не только там.
3-я линия Васильевского острова. Дом Бенуа
Здесь поселился Балабанов, прибыв в Ленинград. Приют нашел у будущего своего продюсера Сергея Сельянова. Поразился высоким потолкам и огромному коридору. По ночам брал в кладовке велосипед жены Сельянова, катался по Васильевскому острову. Тогда он и понял: здесь его место. А вскоре запустился со «Счастливыми днями» (1991) по абсурдисту Беккету. В «Счастливых днях» впервые появилась знаковая для Балабанова фигура – Виктор Сухоруков.
Сухорукову из съемок этого фильма вспоминаются прежде всего парусиновые ботинки, которые на морозе превратились в пыточные колодки. А Балабанов уговаривал: «Потерпи еще, потерпи». Потом Сухоруков понял, что режиссеру нужно было, чтобы мука отражалась в глазах актера.
Большой проспект В.О., 11
«Счастливые дни» Балабанов снимал не на Васильевском острове, а в Лавре и на Лиговке, рядом с домом, где жил тогда. Но скоро он снова поселился на Васильевском – нравились ему его проходные дворы, подворотни и черные лестницы. Во дворе дома № 11 по Большому проспекту снимали «Кочегара». Сюда приходит дочь бандита, чтобы сделать Бизону свой убийственный заказ.
Существует две версии, как оно было. Согласно первой, накануне съемок двор был завален снегом. И именно в этот день весь транспорт кинули на расчистку в ожидании прибытия большого начальства. Кинематографисты сильно нервничали – каждый день простоя влетал в копеечку, а бюджет «Кочегара» (2010) был студенческим. Но в итоге спецтранс не подвел и глубокой ночью убрал снег. По второй версии, все было наоборот: зима была бесснежной, и снег завозили грузовиками. Но грузовик в низкую арку не проходил, так что в ход пошли тачки.
Здесь же приключилось одно странное совпадение. Балабанов вместе со своим администратором пришел посмотреть место съемок, постучался в одну из дверей. Хозяйка квартиры, увидев Балабанова, воскликнула: «А вы уже к нам приходили!» Оказывается, режиссер здесь был, когда искал жилье себе на Ваське. Об этом забыл – Балабанов многие пустяки забывал вроде номера своего мобильника…
. Трофим шел по доскам. В Петербурге начала ХХ века асфальт был большой редкостью, и на Витебском (тогда Царскосельском) вокзале совершенно точно перрон был устлан досками. Балабанов, в отличие от своих коллег, снимающих историческое кино, мимо этой детали не прошел. Выложил все досками, приговаривая: «Не так уж и дорого!»
Кстати, в «Трофиме» сыграл и сам Балабанов, причем самого себя – замученного ассистента режиссера, отбирающего в архивах нужные кадры. Этим когда-то занимался и Балабанов – отбирал материал для научпопа. Одна из этих картин называлась «Танки против танков».
Воду Балабанов любил, говорил: «Энергия – это в первую очередь вода, во вторую – огонь». В «Брате» на Благовещенском мосту соединились две привязанности Балабанова – к воде и трамваям. Дребезжащий неспешный трамвай он любил за предопределенность. И снимал его постоянно. Бедная актриса Света Письмиченко, игравшая вагоновожатую Свету в «Брате», чуть не наехала на зазевавшуюся гримершу. Могла случиться жуть, как с Берлиозом, но не случилась.
В картине «Про уродов и людей» (1998) трамвай был паровой – сам двигаться он уже не мог. Поэтому его подталкивал невидимый в кадре УАЗ.
В «Счастливых днях» (1991) у трамвая почти апокалиптический номер – 6666. Может, из-за этого Балабанов покрестилсмя: «Как-то снимал фильм «Счастливые дни», – вспоминал Балабанов, – и в Никольском соборе пошел и покрестился. Когда я это сделал, у меня как-то ум раскрылся. С душой что-то произошло».
Здесь Данила Багров познакомился с немцем Гофманом. Тогда рынок был совсем «убитый», в сегодняшний Балабанов вряд ли пришел бы снимать – ему нравилась запущенность 90-х.
7 линия. Аптека Пеля, Башня Грифонов
Рядом с Андреевским рынком старинная аптека Пеля – та, что поставляла лекарства царскому двору. Она попала в кадр последней картины Балабанова «Я тоже хочу» (2012). Во дворе аптеки есть Башня Грифонов, к которой Блабанов любил приходить. Говорят, башня – это часть трубы химической лаборатории, в которой доктор Пель искал формулу счастья. Сейчас сюда сложно попасть – двор закрыт. На одной из входных дверей надпись: «Не звоните, не стучите – не откроем».
Днепровский переулок ВО
На Днепровский переулок пришел Трофим–Маковецкий. Когда-то этот переулок называли Глухим, потом Банным. В старые времена это место пользовалось дурной славой. Здесь Балабанов снял финал самого своего жуткого фильма «Груз 200» (2007).
А неподалеку отсюда, в доме № 12 – швейные мастерские, которые в «Кочегаре» превратились в магазин меха, из-за которого, собственно, и убили дочь Кочегара.
5-я линия. Угол Среднего проспекта. Баня
Здесь на третьем этаже была съемочная площадка и «Брата» и «Я тоже хочу». Но главное – это родная баня самого Балабанова, сюда он ходил мыться/париться. Кстати, знакомого банщика снял в эпизоде в «Брате».
Баню Балабанов выбрал за близость к дому, где поселился после «Счастливых дней». Став соседом Виктора Сухорукова. Сухоруков по вечерам вязал, вышивал и готовил щи. А однажды днем здесь в прихожей брат Данила замочил бандитов. А потом сюда же вернулся уже герой последней картины Балабанова «Я тоже хочу» – забирать старика-отца. Правда, лестницу, на которую он выходит, снимали в другом месте – на 18-й линии.
Все снимались в своей одежде или одалживали у друзей. Сухоруков играл в дамском пальто, которое Надя Васильева купила в Германии (это, кстати, было первое ее пальто в жизни). Желтым пиджаком для Сухорукова поделился брат Анастасии Мельниковой, нынче актрисы и депутата. Девочке Кэт досталась косуха Насти Полевой, свердловской подруги Балабанова. А ботинки взяли у дочери жены оператора Сергея Астахова.
Еще одна квартира Балабанова. Отдельная. Большая. Почему-то Балабанов решил вывести проводку наружу. Полдня с друзьями скитался по комиссионкам и развалам в поисках старых советских изоляторов и скрученных проводов.
В квартире поскрипывающие полы, мебель старинная, но без антикварного лоска. Здесь отдыхал от людей Балабанов: «Кто вам сказал, что я людей не люблю? Я просто не люблю с ними общаться. Я дома люблю сидеть. Ложусь на диван дезабилье… и пишу сценарий. Коплю энергию для съемок».
На полке в этой квартире книга – каталог товаров 1905 года. Балабанов как-то влюбился в редисочницу из этого каталога. Ему такую сделали в «Замке» по Кафке. Правда, в «Про уродов и людей» Маковецкий упоенно ел не редиску, а морковь со сметаной. Это неспроста Сам Балабанов морковку терпеть не мог – в общем, так он выразил свое отношение к Иогану.
В эту квартиру Балабанов поселился из-за печек – он мог часами смотреть на огонь. В «Кочегаре» есть сцена, когда огонь в печке горит одинаково ровно, хотя по действию прошло несколько часов. Балабанов не слышал никаких доводов, он твердил: «Вы что – не понимаете? Огонь должен гореть всегда!» В общем, здесь и снимали «Кочегара» – сцену возмездия якута.
А настоящую кочегарку, в которой контуженный герой Афгана сжигал трупы, нашли в Кронштадте, в мореходной школе. В печь совали настоящих актеров с пластиковыми мешками на головах – манекены слишком ненатурально выглядели в роли еще не окоченевших трупов. Правда, печка была холодной, а колеблющийся огонь имитировали газом. А внутри сидел человек, который подтягивал тело внутрь. По-настоящему сожгли только желтую туфлю, которая падает с ноги жертвы.
Набережная Лейтенанта Шмидта
Ее Балабанов снимал постоянно. Здесь, в частности, был снят самый эстетский фильм Балабанова «Про уродов и людей». Отсюда уплывали люди с клетчатыми чемоданами. Кстати, первоначально картина называлась вовсе не «Про уродов и людей», а «Ехать никак нельзя». В то время многие уезжали из России, а Балабанов твердил: «Надо жить на родине»…
Перед оператором Сергеем Астаховым стояла задача снять город абсолютно безлюдным. На помощь пришли ГАИ и белые ночи. Из-за этих ночей Балабанов чуть не поругался с оператором. Астахов задерживался на другом проекте, и Балабанов переживал, что упустят время, что белые ночи превратятся в темные. Астахов запросил в обсерватории график восходов и заходов. И Балабанов цифрам поверил.
У него все были готовы сниматься за копейки и расшибаться в лепешку, чтобы не подвести. Лодку, на которой Сухоруков уплывал от Маковецкого, накануне съемок всю ночь гнал человек издалека. Но лодка сломалась – мотор работал, винт не вращался. Ночью лодочник полез в воду, в темноте присобачивал какую-то деталь… Добрался под утро, мокрый, но счастливый.
На лютеранскую часть Смоленского кладбища немец Гофман в «Брате» привел Данилу. Юрий Кузнецов, в перерывах между съемками не отсиживался в трейлере, а мерз вместе с реальными бомжами.
Балабанов часто гулял на Смоленском кладбище с сыновьями. Заходил к Ксении Блаженной. Незадолго до смерти сам выбрал себе место для могилы: «Я живу по христианским заповедям. Во всяком случае, стараюсь. Верю в Господа. И в то, что не умру. Куда я попаду, не знаю».