квартира анны павловой на площади искусств
Дом костела св. Екатерины
Дом костела св. Екатерины
Проект застройки этого участка Итальянской ул. был разработан арх. К. И. Росси. По плану фасады домов 5 и 7 были тождественны фасаду Дворянского собрания.
По второму и третьему этажу здание декорировано ризалитами с пилястрами ионического ордера.
Дом сохранил первоначальную отделку. ([ 93 ])
Автор дома Л. И. Шарлемань, г.п. 1835-1838, фасад К. И. Росси.
Список фабрик и заводов Российской Империи. 1912 г.
(добавил miraru1)
Анна Павлова.
Мемориальная доска.
В этом доме в 1909-1910 гг. жила солистка Императорской балетной труппы А. П. Павлова.
То есть здесь Анна Павлова жила, как минимум. с осени 1909 года, а вот как долго, не вполне понятно. Считается, что дом на Английском заложили в апреле 1909, а жильцы начали заселяться якобы осенью того же года, что кажется маловероятным. (добавил: Liz )
(ВПб на 1897. O. III. C. 208, на 1898. С. 276, на 1899. С. 277, на 1900. С. 300, на 1901. С. 289)
колесоотбойные тумбы
старые, но сюда их
привезли из разных мест
и установили не так давно.
Слева от арки был
вход в бомбоубежище
Вид со стороны
дома №3
По поводу типо-литографии. Её хозяин, Андрей Фёдорович Марков, купец второй гильдии, владел ещё в Саблино пещерой Трёхглазка, где добывал песок, и большим участком земли, который сдавал под дачи. Возможно, был знаком с родственниками Ленина, которые жили в Саблино. Во всяком случае, смотрел сквозь пальцы на то, что в его типографии печатали какие-то революционные материалы. Поэтому, кроме национализации типографии и имения в Саблино, никаких притеснений от Советской власти не имел, ему даже оставили квартиру над типографией, где он жил с женой и тремя дочерьми. К началу войны в этой квартире №42 остались две его дочери. Одна из них умерла в блокаду от голода, а вторая продолжала жить в квартире, ставшей коммунальной, и после войны. Типография в советское время принадлежала Военно-морскому ведомству.В зарешеченные окна было видно, как работают машины. В 1950-х гг. её куда-то перевели, и на её месте сделали большую коммунальную квартиру. А когда в 1989-91 гг. это помещение заняли какие-то службы гранд-отеля «Европа». Если войти во двор с Итальянской, типография располагалась по правой стороне, начиная от лестницы №8 (см. также Невский пр. 32-34 ).
Дворовый фасад сильно испортили в результате реконструкции Европейской гостиницы. Внизу в углу сделали загрузочные ворота, взгромоздили огромную коробку практически над аркой, которую видно даже с Невского, навешали кондиционеров и чего-то ещё, короче, превратили часть любимого многими двора, проходного с Невского на пл. Искусств, в хоздвор гранд-отеля «Европа». Возвели мансарду со стороны двора (но, это, кажется, уже не «Европа», а какой-то другой собственник).
Квартира на третьем этаже была коммунальной, с очень низкими потолками. Вход в неё тоже был через кухню. В последней по коридору комнате (маленькое квадратное окно над аркой) была дверь прямо на парадную лестницу. Эта двойная дверь всегда была заперта на замок и большой крюк, и открывалась очень редко, только если надо было внести или вынести что-нибудь из мебели.
Зимой наискосок между парадной и аркой протягивали верёвки и сушили на них бельё. Простыни быстро замерзали, становились твёрдыми, как жесть, и пахли морозной свежестью. Стирали в общей дворовой прачечной, в полуподвале этого же корпуса, ближе к Невскому. Там была дровяная колонка и большие прямоугольные деревянные чаны, от которых поднимался густой пар. В другие времена года бельё во дворе не вывешивали, из-за пыли, а сушили на чердаке, где у каждого были свои постоянные верёвки. Чердак запирался, а ключи хранились в какой-нибудь квартире нижнего или верхнего этажа. Например, в нашей квартире много лет хранились ключи от чердака, за них отвечала моя мама как квартуполномоченная. ( Irinfa по личным воспоминаниям 07.2017)
1928: «Униздат», Украинское научное издательство, Ленинградская контора, ул. Ракова (б. Итальянская), 5.
В 1929 г. это издательство находится по адресу: Гостиный двор, внутри, 55. ( v3p1s4 )
Петербургские адреса «Крылатого гения балетного искусства». К 140-летию со дня рождения Анны Павловой
12 февраля 1881 года в Петербурге родилась гениальная русская балерина Анна Павлова. «Крылатый гений балетного искусства», так называл её критик и ценитель хореографического искусства Аким Волынский.
В коллекции Государственного музея городской скульптуры память о величайшей балерине XX века сохраняется в выразительном произведении искусства из белого мрамора на доме №5 по Итальянской улице.
Из нескольких петербургских адресов, по которым в разное время проживала Анна Павлова, для увековечивания памяти великой русской балерины был выбран дом №5 по Итальянской улице, на котором установлена мемориальная доска балерине.
Инициатором установки мемориальной доски стал Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Работа над проектом мемориальной доски продолжалась несколько лет. В конкурсе участвовало два творческих коллектива: архитекторы Т.Н. Милорадович и В.С. Васильковский представляли лаконичную шрифтовую доску, а скульптор В.И. Трояновский представлял объёмный эскиз в мягком материале (пластилин). На Художественной секции Градостроительного Совета при рассмотрении проектов было принято решение объединить работы двух коллективов, дополнив рельефом проект Т.Н. Милорадович. В апреле 2002 года на заседании художественной секции Главный художник Санкт-Петербурга И.Г. Уралов утвердил мемориальную доску Анне Павловой в материале.
Торжественное открытие мемориальной доски балерине состоялось 26 июня 2002 г. На мемориальной доске Анна Павлова увековечена в роли Шопенианы, героини одноименного балета. Очертания на белом с дымчатыми прожилками среднезернистом мраморе повторяют рисунок афиши, которая когда-то встречала парижских театралов, спешивших на бенефис русской балерины (летящий арабеск Павловой на афише увековечил художник Валентин Серов, к первым «Русским сезонам» в Париже в 1909 году). Темы «Шопенианы» — поиск недостижимого идеала, влекущая и ускользающая красота – теперь понятны даже тем прохожим по Итальянской улице, которые никогда не видели этот балет. Авторскому коллективу удалось передать в камне пластичность и мягкость форм, в цельности и точности движений создаётся впечатление полёта, свойственное балетному танцу.
Но не только по этому адресу могла появиться мемориальная доска Анне Павловой. В нашем городе с именем балерины связано несколько адресов.
В 1900 г., после 9 лет учебы в Петербургском театральном училище, Анна Павлова поселилась вместе с матерью в небольшой квартире в доме №3 по Коломенской улице. Это дом почетного гражданина Самсонова, построен в 1857 – 1859 годах. Дом сохранился до настоящего времени, но надстроен двумя этажами.
В 1901 г. Анна Павлова жила уже в доме №3 по Надеждинской улице (сейчас – ул. Маяковского). Участок этот принадлежал греческому посольству, но в 1900 году его купил купец М. М. Рянгин, и по проекту архитектора П. И. Гилева был построен дом, где в одной из квартир жила балерина. Здесь у неё появился телефон – № 3322 («Весь Петербург» на 1902 г.), этот номер сохранялся у неё при дальнейших переменах адреса.
Затем балерина переезжает в дом в стиле модерн по Большой Московской улице, 14 и угол Свечного переулка дом № 1 (жила здесь с 1902 г. до осени 1906 г., поступив в труппу Мариинского театра). Это дом потомственного почетного гражданина И. С. Платицына. Дом построен в конце XIX века, но в 1910-х годах был перестроен гражданским инженером Л. В. Котовым. Живя здесь, в 1904 г. Павлову переводят в разряд первых танцовщиц, а с 5 мая 1906 г. она — балерина Императорского Мариинского театра.
Дом по самому известному адресу балерины не сохранился. В 1906 г. Анна Павлова переселяется на новую просторную квартиру в угловом доме на углу Английского проспекта (теперь проспект Маклина) и Офицерской улицы (теперь улица Декабристов) №60/21 с танцевальным залом. В этом зале в декабре 1907 г. М.М. Фокин поставил для Павловой знаменитый танец-монолог «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса. «Дом-сказка», как его называли за необычность оформления, был построен в 1906 году по проекту архитектора А. А. Бернардацци. Здание отличалось особым своеобразием. Окна и балконы причудливой формы, угловая башня, которую поддерживает на крыльях птица Феникс, высеченная из камня скульптором К. К. Рауш-фон-Траубенбергом. Стены дома были облицованы природным камнем и майоликовыми панно, созданными предположительно по эскизам М. А. Врубеля. После пожара в 1942 г. здание разобрали и отстроили на старом фундаменте, без восстановления внешнего облика.
Дом №5 на Итальянской улице был последним адресом Анны Павловой в Санкт-Петербурге. По этому адресу, в 1910 году, балерина проживала в квартире своего будущего мужа Виктора Эмильевича Дандре, заместителя обер-прокурора 1 Департамента Правительственного Сената.
Здание по Итальянской улице №5, где установлена мемориальная доска, принадлежало римско-католической церкви Святой Екатерины Александрийской (Невский пр.,32-34) и служило жилым домом церкви. Проект его фасада был разработан архитектором К.И. Росси при перепланировке территории современной площади Искусств и утверждён 14 января 1835 года. Проект внутренней планировки дома составил в 1840 году архитектор П.П. Жако, осуществивший в начале 1840-х годов его строительство. Впоследствии здание не подвергалось существенным изменениям и сохранило до настоящего времени авторский фасад.
В 2017 г. в этом доме открыли единственный в Санкт-Петербурге музей известной балерины «Зеркальная комната Анны Павловой».
Россию, «Монахиня искусства», так называла себя сама Павлова, покинула в 1911 году и поселилась в Лондоне, где она жила до самой смерти.
По материалам архива ГМГС
©Вера Мануртдинова
©ГМГС, 2021
Мемориальная доска Анне Павловой. Фото из архива ГМГС. 2002 г.
«Дом-сказка» в Санкт-Петербурге — «Не верь глазам своим»? (Или исчезнувший Петербург)
«Дом-сказка» в Санкт-Петербурге — это народное название дома № 21—23 по Английскому проспекту. Он был назван благодаря ярким необычным и сказочным фасадам, которые когда-то украшали сегодняшний, по сути, ничем не примечательный дом на улице Декабристов.
Но знать удивительную градостроительную и архитектурную историю родного города необходимо. Рассказываем жителям Санкт-Петербурга, а также туристам, потому что сейчас не все даже из коренных жителей, кто может в точности объяснить сказочное название дома.
Уникальная история «Дома-сказки»
До 1905 года обширным участком на углу Офицерской улице (Декабристов) и Английского проспекта владела вдова полковника Мария Ивановна Маслова. Здесь стоял четырехэтажный жилой дом, построенный в середине ХIХ века. В 1905 году золотопромышленник, гласный городской Думы Петр Иванович Кольцов приобрел участок у дочери Масловой.
К концу 1907 года территория была расчищена от старых построек. И был возведён новый дом по проекту архитектора департамента народного просвещения и преподавателя высших архитектурных курсов Александра Александровича Бернардацци. Великий зодчий А. А. Бернардацци построил дом с причудливым смешением различных романтических тенденций — северного модерна и национального стиля.
И буквально сразу же за свой внешний вид дом получил среди жителей столицы название «Дом-сказка». Его окна и балконы, угловая башня, облицовка стен природным камнем и красочные майоликовые панно наделены причудливыми формами.
Вот, что было написано в столичном издании «Зодчий» в 1909 г. (№ 14. с. 150)
«В 1908 купец П. И. Кольцов приобрел у вдовы-полковницы Марии Масловой старое здание на углу Английского проспекта и Офицерской улицы и предложил подрядчику строительных работ Всеволоду Дорошевскому выстроить на этом месте доходный дом. Осенью 1908 Бернардацци был заказан проект с пожеланием, чтобы он был похож на доходный дом Перцовых, выстроенный по эскизам талантливого живописца и самобытного декоратора Сергея Малютина, который «понял чутьем самую суть русского старинного зодчества».
Эта постройка в новорусском стиле стала заметным явлением в архитектурном стиле России. Бернардацци посчитал необходимым увидеть дом Перцовых и в конце 1908 приехал в Москву. Он внимательно изучил здание, познакомился с живущим в нем Малютиным и под влиянием полученных впечатлений составил свой проект.
В марте 1909 года Кольцов подал в Городскую управу ходатайство о постройке дома, а через месяц Дорошковский приступил к строительству, завершив к декабрю основные работы. Технический надзор выполнял сам Бернардацци. Летом 1909 года он съездил в московскую артель художников-гончаров «Мурава» и через Малютина заказал майолику для облицовки дома Кольцова.
Как считают некоторые специалисты, все элементы здания были созданы по эскизам Михаила Врубеля, что позволило автору создать на фоне рядовой застройки старой Коломны композицию, напоминающую театральную декорацию. Скульптор Константин Рауш фон Траубенберг на фасаде здания высек из камня птицу Феникс, будто поддерживающая на своих крыльях угловой эркер «Дома-сказки».
Знаменитые жители «Дома-сказки»
Раньше, чем был выстроен сказочный особняк, в прежнем доме, который бал на этом месте, жил композитор П. И Чайковский в квартире своей кузины Амалии Литке в 1882-1882 гг.
Возведённый «Дом-сказка» сразу получил большую популярность среди городской творческой элиты. Также близость Мариинского театра в значительной степени определила контингент первых жителей этого дома. Здесь проживали театральные работники и актёры.
Среди известных личностей искусства можно отметить русскую балерину Анну Павлову, которая жила в этом доме, почему седи петербуржцев этот дом приобрёл славу как «Дом Анны Павловой». А в 1910-1916 годах в доме жил и сам его автор — архитектор А. А. Бернардацци. В 1930-х годах в дом переехал скульптор Матвей Манизер.
Бывали здесь балетмейстер Михаил Фокин и поэт Самуил Маршак, профессора Санкт-Петербургской консерватории, композиторы, актёры, режиссёры. Одну из квартир в «Доме-сказке» занимал создатель отечественной школы арабистики, автор книги «Над арабскими рукописями» — академик Игнатий Крачковский, другую — певица и профессор консерватории Евгения Бронская.
Советская и печальная история дома
После возведения дома и до 1917 года в нём находился один из крупнейших столичных банков, входивший в банкирский дом братьев Варшавских. В 1920-х годах в доме действовала балетная школа А. Ф. Кларка, в которой учился будущий драматический артист Н. К. Черкасов. Балетная школа просуществовала до начала войны.
В 1942 году в один из морозных зимних дней весь дом занялся огнём. Обессиленные от голода жители вместе с пожарными делали всё возможное, самоотверженно боролись с огнём в течение нескольких дней, протягивая шланги к проруби во льду реки Пряжки, что спасти дом. В первую блокадную зиму пожар, случайно возникший в одной из квартир, постепенно уничтожил удивительное творение Бернардацци.
Но удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания. Украшенный мозаикой фасад рухнул. После Великой Отечественной войны дом разобрали, сохранив лишь дворовые флигели. Остальные жильцы дома, вернувшиеся летом 1944 года из эвакуации, увидели, что от здания осталась лишь выгоревшая коробка, правда, с сохранившейся кое-где мозаикой и балкончиками.
Новая история дома
«Дом-сказку» было решено снести. Однако здание оказалось на редкость прочным: стены не удалось снести даже при помощи тросов, привязанных к тягачам. Пришлось прибегнуть к местным взрывам.
Новый дом построили на старом фундаменте в стиле сталинского неоклассицизма, над которым в 1953-1954-х годах работал архитектор Ленпроекта Сергей Александрович Пермский. В 1946-1952 годах этот архитектор выполнил реконструкцию ряда домов в городе на Неве, разрушенных во время блокады. К сожалению, внешних облик «Дома-сказки» восстановлен не был.
Жилой дом в наши дни
Сегодня строгая и скромная архитектура возрождённого здания ничем не напоминает сказочную композицию, рождённую в воображении зодчего. Но история о «Доме-сказке» никак не желают быть уничтоженной пожаром людской памяти. Воспоминания о неподражаемом декоре дома живы и по сей день.
Поэтому абсолютно естественно сейчас слышать от жителей Коломны в Санкт-Петербурге о том, что именно этот ничем не примечательный дом на улице Декабристов является «Домом-сказкой». Вот, уж поистине любой турист может отметить про себя: «Не верь глазам своим».
Адрес и как добраться до «Дома-сказки»
27 минут = 2,3 км. «Спасская» и «Сенная площадь»
Дом самодеятельного творчества (с 1945)
Детский музыкальный театр «Зазеркалье» (с 1995)
Построен в 1863-1864 гг. арх. Н. П. Гребёнкой как доходный дом Н. П. Руадзе.
С 1885 г. дом принадлежал А. И. Павловой и был заново оборудован.
Зал А. И. Павловой сдавался разным театральным труппам и кружкам.
В 1910 г. здесь состоялась премьера балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана, балет поставил М. Фокин, танцевали В. Нижинский, Т. Карсавина.
Многие годы в доме Павловой находился Межсоюзный дом самодеятельного творчества.
«Театры Ленинграда»
1964 г. С. 129
ВПб на 1913 О. II C. 1116
1939-1940.
Четвертная ведомость оценки знаний
(meshok.net)
(добавил Сергей Г ).
1990 г. pastvu.com
(добавил Nia )
Детский музыкальный театр «Зазеркалье»
В память о моей первой учительнице Т. Ф. Бладасовой.
(Боль памяти блокадной: сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда. – Мытищи, 2000. – С.113-123 добавил: викки )
Анна Павлова: 10 историй из жизни умирающего лебедя и воздушного десерта
140 лет назад в Петербурге появилась на свет будущая великая балерина Анна Павлова. Красавица удивительной судьбы, которая принесла мировую славу русскому балету, запомнилась всем не только как «Умирающий лебедь», но и как легкий десерт на основе меренги.
Тайна рождения
Даже появление на свет этой хрупкой балерины окутано дымкой тайны. Согласно метрике, родилась Анна 31 января, то есть 12 февраля по новому стилю, 1881 года в госпитале на Кирочной улице в Петербурге. Матерью ее была Любовь Фёдоровна, служившая прачкой, а отцом записан солдат из тверских крестьян Матвей Павлович Павлов, настоящее имя которого, по некоторым данным, было Шабетай Шамаш — он принадлежал роду крымских караимов. Умер Матвей Павлович, когда Анна была еще младенцем. Но ходили слухи, что отцом Анны мог быть известный петербургский банкир еврейского происхождения Лазарь Соломонович Поляков, в доме которого и работала мать Анны. В любом случае, и отчество «Павловна», и фамилия «Павлова» — выдуманные.
Анна Павлова в юности
Настоящий монастырь
Тем не менее, жили Анна с матерью скромно, но могли позволить себе редкие выходы в свет: когда девочке было восемь лет, она впервые попала в Мариинский театр — на балет «Спящая красавица». С тех пор у нее появилась мечта — непременно стать танцовщицей. Но с первого раза Анну не приняли в хореографическое училище, она была слишком маленькой и слабой. Через два года она повторила попытку и поступила! Правда, все равно была самой хрупкой и миниатюрной — мощные одноклассницы, готовые к тяжелому физическому труду, называли ее «шваброй». Учеба давалась ей непросто — уклад походил на монастырский, только вот питалась Павлова усиленно, чтобы нарастить мускулатуру.
Анна Павлова
Рождение лебедя
Природная грация и изящество позволили балерине выделиться на фоне остальных учениц, и сразу же после окончания училища она стала получать «афишные» партии в классических балетах Мариинского театра, минуя кордебалет. Совсем скоро она исполнила партию Авроры из того самого спектакля-детской мечты.
Вскоре Павлова стала музой молодого балетмейстера Михаила Фокина. Она исполняла главные партии в его постановках, специально для нее он поставил знаменитую «Сильфиду» (она же «Шопениана»). Однажды во время прогулки по Венеции была придумана хореографическая миниатюра «Лебедь» на музыку Сен-Санса, которая впервые была исполнена в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре. Зрителей эта грустная история, рассказанная без слов, тронула до глубины души. В 1913 году Анна Павлова исполнила свой танец перед Камилем Сен-Сансом у себя дома в Лондоне.
Анна Павлова в образе лебедя
Любовь всей ее жизни
Анна Павлова, действительно, была похожа на лебедя. Не только своей грациозностью, но и верностью: лебеди — однолюбы, найдя однажды свою пару, проводят вместе всю жизнь. Первым и, по сути, единственным мужчиной жизни Павловой был Виктор Эмильевич Дандре, потомок знатного рода, предприниматель, знаток искусства и балетоман. Анну не смущала разница в возрасте (он был на 11 лет старше), она с удовольствием принимала подарки, ходила с ним по ресторанам и. стала его любовницей. Но Виктор Дандре не спешил влюбляться в танцовщицу, тем более жениться на ней, поэтому они вскоре расстались.
Спустя несколько лет уже известная на весь мир балерина спасла Виктора Дандре из долговой тюрьмы, оплатив его долги и штрафы, где он оказался из-за обвинений в растрате во время строительства Охтинского моста в Петербурге. Они вновь воссоединились и с 1912 года стали жить вместе в Лондоне, Дандре стал главным распорядителем ее труппы. Детей у них не было — Виктор не разрешал Анне портить фигуру.
Виктор Дандре и Анна Павлова
Русские сезоны
Из-за Дандре Анна Павлова была вынуждена расстаться с Дягилевым, с которым начала сотрудничество в 1909 году. К тому времени ее друг Михаил Фокин ушел из Мариинского театра и работал с Сергеем Дягилевым во Франции. Она не только приняла участие в первом представлении «Русских сезонов» в Париже, но и стала их символом. Именно ее фигурку в костюме «Сильфиды» изобразил на известной афише художник Валентин Серов.
«Сильфида» Анны Павловой на афише «Русских сезонов»
Гастроли длиною в жизнь
Еще в 1907 году Анна Павлова создала собственную труппу из 20 артистов, которая с триумфом гастролировала по всему миру. График выступлений был очень плотный, поэтому редкие возвращения на родину расценивались как «русские гастроли». Последние выступления балерины в Петербурге и Москве состоялись в 1914 году. С началом Первой мировой войны балерина обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. В том числе и потому, что ее муж Виктор Дандре не желал возвращаться после своей скандальной истории с растратой. Зато за 20 лет она побывала более чем в 40 странах! Особенно успешными гастроли всегда были в США.
Чарли Чаплин и Анна Павлова, 1922 г.
Родина «Павловой» — не Россия
Где точно придумали десерт «Павлова» — до сих пор точно неизвестно. Конечно, безе со сливками готовили и до XX века, но пирожное под названием «Павлова» появилось то ли в Новой Зеландии, то ли в Австралии. Эти две страны до сих пор оспаривают первенство. По одной из версий, рецепт был придуман в 1926 году поваром отеля в Веллингтоне (Новая Зеландия), в котором остановилась Анна Павлова во время гастролей. Согласно австралийской версии, рецепт разработал шеф-повар отеля «Эспланада» в Перте Герберт Сакс в 1935 году.
Почему «Павлова»?
«Павлова» — это десерт на основе меренги из яичных белков и сахара с добавлением винного уксуса и крахмала, украшенный взбитыми сливками и ягодами или кусочками фруктов. Чаще всего используются малина, клубника, земляника, а также экзотические маракуйя, киви и персики. Одни говорят, что хрустящая снаружи и нежная внутри меренга напоминает о сильной и выносливой балерине с тонкой душой. Другие уверяют, что воздушная меренга похожа на балетную пачку. Третьи думают, что десерт без муки со свежими фруктами вполне может себе позволить даже балерина.
Торт «Павлова»
Не только десерт
Ее именем называли духи, шляпки и даже самолеты. Но мало кто знает, что торт-безе — не единственное блюдо, названное в честь балерины Павловой. Также в начале XX века в Англии была известна клубника «Павлова» — фруктовый лед из клубничного сока, подаваемый с целыми ягодами малины. А еще в Нью-Йорке пытливыми гастрономами были обнаружены лягушачьи лапки «Павлова»!
Смерть лебедя
Холодным январским утром 1931 года Анна Павлова едет на поезде в Нидерланды. Она продрогла в слишком тонком пальто, да еще по пути на нее с полки упал тяжелый кофр, ударив по ребрам. На станцию в Гааге она прибывает уже больной, оказывается — воспаление легких. Говорят, врачи хотели откачать жидкость, а для этого требовалось удалить ребро — но Виктор Дандре не разрешил делать такую операцию, ведь Анна не сможет танцевать, а значит, зарабатывать. Спустя неделю одна из величайших балерин XX века умирает, за месяц со своего пятидесятилетия. По иронии судьбы Виктор Дандре не смог предоставить бумаги, что они с Анной были официально женаты (а были ли), и ему не досталось ничего из ее наследства.
Анна Павлова в Новой Зеландии, 1926 г.