квартира ив сен лорана в париже
Дом 5 по авеню Марсо: путеводитель по первому музею Ива Сен-Лорана в Париже
Рассказываем, что посмотреть в первом парижском музее одного из величайших дизайнеров XX столетия.
В парижском Музее декоративного искусства сейчас с блеском проходит ретроспективная выставка, посвященная 70-летию модного Дома Dior. На суд зрителям отданы более 300 платьев культового бренда за всю его историю: от первой кутюрной коллекции самого Кристиана Диора до последних модных изысканий Марии Грации Кьюри.
Но мало кто знает, что в это же самое время, во время Недели моды в Париже, открылся собственный музей одного из креативных директоров Dior и легендарного дизайнера Ива Сен-Лорана. В нем выставлены плоды трудов для собственной марки Yves Saint Laurent, на которую он работал 40 лет. Нам посчастливилось оказаться в числе первых посетителей музея — рассказываем, как это было!
Свой собственный Дом моды Ив Сен-Лоран вместе со своим партнером Пьером Берже открыл в 1962 году. Первым адресом для него стал 30 bis rue Spontini в 16-м округе Парижа, но спустя 12 лет Ив переехал в другое здание — на 5 avenue Marceau. Домом моды особняк эпохи Наполеона III был до 2002 года, где после показа последней кутюрной коллекции бренда был основан фонд Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. Собственно, там теперь и располагается музей кутюрье, созданный Берже. К сожалению, он так и не увидел первых гостей: партнер и любовь всей жизни Сен-Лорана скончался 8 сентября, не дожив до открытия каких-то пару недель.
«Я хотел сделать его наследие доступным для широкой публики. Надеюсь, что музей позволит зрителям по-новому взглянуть на творчество Ива Сен-Лорана», — говорил Берже об этом проекте.
Музей имеет довольно скромные размеры: на двух этажах здания располагается всего 13 мини-экспозиций, причем в одном помещении их может быть сразу несколько. Начинается обзор с салона высокой моды, где Ив Сен-Лоран проводил примерки для своих клиентов. Кроме того, до 1976 года там же проходили и показы новых коллекций, которые после этой даты перебрались в отель Inter-Continental. Сейчас в этом салоне стоит большая плазменная панель, с помощью которой на повторе воспроизводятся коллекции Ива Сен-Лорана. Интерьер был сохранен практически без изменений.
На входе всех ожидает портрет Ива Сен-Лорана кисти Энди Уорхола, а следующая за ним первая секция называется «Стиль». Там выставлены разные ансамбли, объединенные общей идеей, ставшей одной из главных для всего творчеств Сен-Лорана: адаптированные к женской фигуре мужские наряды. Тут не только канонический Le Smoking 1966 года, но и укороченный тренч, «военизированный» кожаный плащ и другие предметы гардероба, ставшие «почерком» Сен-Лорана.
Следом за «Стилем» идет «История коллекции». Она рассказывает о том, какой сложный технологический путь проделывает каждая вещь от эскиза на бумаге до отправления посылки клиенту. За ней располагается секция «Навыки», показывающая мастерство ателье под руководством модельера. Каждое изделие, выходящее из-под рук портных, действительно может претендовать на статус произведения искусства: вышивка, аппликации, технологии — все было на высочайшем уровне.
Особого внимания на первом этаже достойна секция «Экзотика». Ив Сен-Лоран много путешествовал (или представлял себе путешествия), черпая вдохновение в самых разных уголках планеты: Азия, Африка, Россия. Каждое платье в данном случае — результат такого путешествия, и в каждом из них — явно или не очень — прослеживается местный колорит. Аллюзии на творчество Леона Бакста для балетов Сергея Дягилева в 1976 году, коллекция «Chinoise et Opium» 1977 года — все это и выставлено здесь.
На втором этаже, минуя секцию «Посвящение моде», где представлены опыты кутюрье с историческими костюмами, вы попадете в самую захватывающую часть экспозиции — кабинет самого Сен-Лорана. Он, естественно, остался практически в первозданном виде, сохранив ту атмосферу, что требовалась Сен-Лорану для творчества: большое пространство, яркий свет и зеркала от потолка до пола. Любая вещь сначала отшивалась в белом хлопке, чтобы дизайнер мог понимать, как она будет смотреться на теле. Такой макет назывался toile, и их Сен-Лоран разглядывал в эти самые зеркала, заставляя модель ходить взад и вперед по его кабинету.
В центре кабинета расположился рабочий стол дизайнера, где среди эскизов, книг и прочих вещей внимательный посетитель заметит фотографии любимых собак Ива Сен-Лорана — французских бульдогов. Все как один были похожи, и у всех них было одинаковое имя — русское слово Le Moujik.
Сен-Лоран любил окружать себя книгами: они не только давали ему дополнительный источник вдохновения, но иногда становились главной идеей коллекции. Так произошло с, пожалуй, самым знаменитым творением Сен-Лорана — платьем «Мондриан»: удрученный результатом своей работы над осенне-зимней коллекции 1965 года, Ив открыл мамин подарок — альбом с картинами голландского художника Пита Мондриана. Пластицизм и гармония абстрактных полотен и подсказали Сен-Лорану свежее решение для собственной коллекции, которая не только упрочила его позиции в мировой моде, но и практически вписала имя создателя в ее историю. Само платье представлено в самом конце экспозиции, соседствуя с не менее известным оммажем другому голландскому художнику — Винсенту ван Гогу и его «Подсолнухам» 1888 года. Эта картина получила воплощение в жакете, где мелким бисером и стеклярусом практически вышита эта картина.
Ив Сен-Лоран: два музея и один сад
Jardin Majorelle создан в 1920-х годах художником, страстно увлеченным ботаникой — коллекционированием редких растений, кактусов и южноамериканской флоры. Жак Мажорель (1886-1962), как и Клод Моне, обожал цвет. В ярко-синий оттенок (цвет одежды туарегов, который позже полюбили называть «синий мажорель») он выкрасил дом. Кактусы, лилии, лотосы, жасмины, бугенвиллеи, банановые и кокосовые пальмы окружали длинный пруд и стали убежищем для десятка видов птиц, на все лады распевающих в этом небольшом оазисе. С 1947 года сад был открыт для посетителей.
В 1980 году Jardin Majorelle был выкуплен и спасен от неминуемого разрушения Ивом Сен-Лораном вместе с Пьером Берже. Восстановив былую роскошь, они вновь открыли его для публики. Сен-Лоран родился в алжирском городе Оран, всю свою жизнь приезжал в Марокко и Танжер, жил в Марракеше с 1966 года и, по его собственным словам, именно здесь, вдали от парижской суеты «открыл для себя цвет». Культура берберов, ее колорит, архитектура Магриба стали отправной точкой главных работ YSL. Органично, что музей кутюрье строится сегодня рядом с садом, местом, над которым в 2008 году, был развеян его прах.
Бьорн Дальстром (Björn Dahlström), его директор, уточняет, что строится не просто музей, а настоящий культурный центр. Благодаря усилиям Фонда Пьера Берже – Ива Сен-Лорана (Pierre Bergé-Yves Saint Laurent Foundation) общее собрание насчитывает более 5000 личных вещей кутюрье, 15000 аксессуаров и 100 000 рисунков. Запланировано отдельное пространство для временных выставок, для концертов, перформансов, лекций и прямых трансляций спектаклей. Научная библиотека включает 5000 книг о культуре Магриба, ботанике и моде. Кроме того, на территории в 4 000 кв. метров разместится книжный магазин, кафе, административные офисы и реставрационное отделение. Оформление постоянной экспозиции доверено Кристофу Мартену (Christophe Martin), сценографу многих проектов Фонда.
Карл и Оливье встретились двадцать лет назад, будучи студентами архитектурного факультета парижской Школы изящных искусств. Через четыре года появилось совместное бюро: в Марокко влюблены оба, здесь они провели несколько лет (в прибрежных Асиле и Эль-Араише) проектируя и оформляя частные виллы, рестораны и отели.
«Я всегда говорил, что мы должны преобразовать воспоминания в проекты. Что мы и делаем вместе с фондом, открывая в 2017 году сразу два музея», — Пьер Берже.
Дизайн для двух жизней
Аукцион собрания Ива Сен-Лорана — Пьера Берже в Париже
рассказывает Татьяна Маркина
Аукцион века — так называют предстоящие торги парижские газеты и журналы. В течение трех дней будет продано около 700 предметов из коллекции знаменитого дизайнера и талантливого бизнесмена, двух партнеров-основателей модного дома YSL — Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Торги состоятся — первый случай в истории столицы Франции — прямо в Grand Palais, счастье проводить их досталось аукционному дому Christie`s. Ожидаемая сумма должна стать самой большой в истории продаж цельных частных коллекций — около €300 млн.
Ив Сен-Лоран скончался летом прошлого года; два месяца спустя его друг и партнер Пьер Берже объявил, что намерен продать их совместную коллекцию. Выручка от торгов предназначена фонду Сен-Лорана—Берже, созданному в 2002 году, после ухода великого кутюрье из мира моды. Пьер Берже — владелец собственного преуспевающего аукционного дома; однако он решил поручить продажу коллекции Christie`s — говорят, решающим фактором стала дружба господина Берже и вице-президента парижского Christie`s Франсуа де Рикле. Кризис подпортил картину — анонсированный летом суммарный эстимейт в €300-500 млн теперь сократился до €200-300 млн. Однако никакие обстоятельства не могут снизить ни качества предметов, выставленных на торги, ни популярности бренда и имени Ива Сен-Лорана. Так что аукционом века предстоящие торги станут обязательно.
Лоты, попавшие на торги, — это произведения искусства, стоявшие-висевшие в парижской квартире Ива Сен-Лорана и Пьера Берже на улице Бабилон, а также несколько предметов из квартиры Пьера Берже на улице Бонапарт и из шато Габриэль в Нормандии.
Сильнее всего характер пары коллекционеров отражал интерьер квартиры на рю де Бабилон. Ив Сен-Лоран и Пьер Берже переехали сюда в 1972 году; квартира раньше принадлежала американцу, который обил стены дубовыми панелями, но дальше этого дизайнерского решения не продвинулся. Как ни странно, новые хозяева не стали менять декор — и на дубовых панелях гостиной появились картины. Здесь висели полотна Жерико, Энгра, Матисса, Пикассо, Леже и Мунка; на столах стояли скульптура и светильники в стиле ар-деко работы Рато и Рульмана и еще позолоченное серебро эпохи Ренессанса и XVIII века. Дальше интерьеры этой удивительной квартиры можно и не описывать — во всех комнатах царила та же поразительная эклектика, наслаждаться которой, по мнению тех, кто видел квартиру, помогало высочайшее качество всех без исключения предметов. Проверить это уже не удастся — Christie`s сколько могли оттягивали момент вывоза всех произведений на склад, однако он все-таки настал; теперь пустая квартира тоже продается. А вещей из нее хватило на несколько полноценных аукционов. Которые и пройдут один за другим — сначала шедевры живописи, потом прочая живопись и графика, мебель и предметы интерьера ар-деко, серебро XVI-XVIII веков, эмали, восточное искусство, скульптура.
Одним из первых произведений искусства, совместно приобретенных Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже, стала скульптура Константина Бранкузи «Портрет мадам Л.Р.». Она создана в 1914-1915 годах, когда почти все парижские модернисты черпали идеи в неолитическом и африканском искусстве. Эта скульптура высотой больше метра состоит из соединенных между собой, как в детском конструкторе, кусочков мореного дуба. Она мало напоминает более поздние произведения мастера — например, его веретенообразную «Птицу в космосе» из позолоченной бронзы, которая долго держала рекорд на самую дорогую скульптуру в мире ($27,4 млн в 2005 году). Скульптура оценена в €15-20 млн; она некогда принадлежала самому Фернану Леже; в 1984 году коллекционеры давали ее на выставку в нью-йоркский MoMA — и, по мнению господина Франсуа де Рикле, «Портрет» вполне может претендовать на новый рекорд. Того же мнения вице-президент парижского Christie`s придерживается относительно полотна «il Ritornante» (эстимейт €7-10 млн) художника-изобретателя метафизической живописи Джорджо де Кирико. Это полотно, на котором изображен некий пришелец из иного мира, ожививший собою античную колонну и украшенный донкихотовскими усами, некогда принадлежало французскому психологу Полю Гийому. Господин Гийом был специалистом по детской психологии; а образ усатого привидения-фантазма, по мнению исследователей, связан с детским воспоминанием художника о смерти его отца.
Именно эта картина стала первой, украсившей стены квартиры на улице Бабилон. А может быть, и не первой — господин Берже уже запамятовал. А ведь был еще Пикассо — «Музыкальные инструменты на столике», редкий образец аналитического кубизма 1914 — начала 1915 года, краткого периода, который исследователи условно называют у художника периодом рококо. Мерцающий жемчужный фон, нагромождение плоскостей сложных оттенков и торчащие завитушки ножек столика внизу превращают эту абстракцию в чуть ироничную, полную нюансов загадку. Немудрено, что Пьер Берже, едва увидев картину в парижской галерее Алена Тарика, захотел ею обладать. Чего и добился, несмотря на то что полотно было обещано другому покупателю. Теперь картина предлагается за €25-30 млн.
Еще в разделе модернизма — «Нарциссы на скатерти в синих и розовых тонах» Анри Матисса 1911 года и его же «Обнаженная на берегу моря» 1909 года (€12-18 млн и €4-6 млн). Три отличных абстрактных композиции Пита Мондриана рубежа 1910-1920 годов (по €7-10 млн и €5-7 млн) дополнены ранними работами художника — тогда он еще не отвернулся от предметного мира и писал символистские вечерние пейзажи родной Голландии (€200-300 тыс.). Список шедевров живописи XVII-XIX веков возглавляет двойной портрет кисти романтика Теодора Жерико (€4-6 млн) и «Портрет графини де ла Рю» классициста Жана Огюста Доминика Энгра (€2-3 млн); есть еще старые мастера и прерафаэлиты. в целом полсотни полотен.
Остальные сотни предметов на торгах — это прикладное искусство, мебель и предметы интерьера. Ив Сен-Лоран решил обставить свой дом мебелью дизайна мастеров ар-деко еще в те годы, когда коллекционеры и модники гонялись исключительно за мебелью эпохи Людовика XV. Теперь с аукциона пойдет, например, анфилада (сервант) дизайна Эйлин Грей 1915-1917 годов с претендующим на рекорд эстимейтом в €3-5 млн. Столик Армана Рато, вазы Жана Дюнана, табурет Пьера Легрена — все достижения французского дизайна ар-деко сосредоточились в коллекции Лорана—Берже. Была у коллекционеров и антикварная мебель — кресла в стиле рококо и столики Людовика XVI. Эти предметы приобретались не для коллекции — а для того, чтобы просто пользоваться ими.
Париж, 23 февраля (19.00), 24 февраля (14.00, 15.00, 18.00), 25 февраля (13.00, 19.00)
Париж, Нью-Йорк, Марракеш: 5 знаковых мест Ива Сен-Лорана
Апартаменты на левом берегу Сены
Париж, Франция
В двухуровневые апартаменты по адресу rue de Babylon 55 на левом берегу Сены Ив Сен-Лоран и его друг и партнер Пьер Берже заселились в 1970 году. «Дверь открылась, и прямо передо мной было окно с видом на сад. И это было то, что нужно», — вспоминал дизайнер в интервью Vogue Decoration в 1986 году. Спустя восемь лет после заселения Сен-Лоран и Берже выкупили квартиру. В ней было 11 комнат, включая «Музыкальную комнату», «Гранд-салон», большую библиотеку и «Комнату сокровищ», где дизайнер хранил свою арт-коллекцию с произведениями Пикассо, Матисса и Гойи. Сами апартаменты, обставленные мебелью в стиле ар-деко, с полами из черно-белого мрамора и красными лакированными стенами тоже напоминали произведение искусства. Проектом спальни, выполненной в любимых Сен-Лораном голубых и синих тонах, занимался знаменитый французский декоратор и друг Сен-Лорана Жак Гранж. Также по желанию дизайнера по дому развесили зеркала — они украшали пространство над камином в спальне, обитую дубовыми панелями гардеробную и ванную комнату. «Я не могу жить в комнате, где нет зеркала. Если его нет, то комната мертва», — говорил Сен-Лоран в интервью Vogue Decoration. В этой квартире Ив прожил до своей смерти в июне 2008 года, а в 2010 году она была выставлена на продажу за €23,5 млн.
Сад Мажорель
Марракеш, Марокко
В 1980 году Сен-Лоран и Берже выкупили дом с садом, некогда принадлежавшие французскому художнику Жаку Мажорелю. По инициативе дизайнера в сад провели инновационную для тех времен систему орошения, подававшую воду по часам, а поддержанием растений, прудов и фонтанов в надлежащем состоянии занималась команда из 20 садовников. Интерьеры самого дома, который Сан-Лоран переименовал в «Виллу Оазис», поражали своей красотой: дизайн комнат был выдержан в зеленых, красных или желто-оранжевых тонах, помещения были обставлены резной мебелью, а стены украшала роспись в арабском стиле. Библиотеку на «Вилле Оазис» дизайнер называл «своей самой любимой комнатой в мире», а из студии Жака Мажореля он сделал музей берберского искусства и открыл его для посетителей. После смерти кутюрье, согласно завещанию, его прах был развеян над садом, где позже был возведен мемориал, а в 2010 году улицу, на которой находится сад Мажореля, переименовали в улицу Сен-Лорана. Сейчас это место принадлежит Фонду Пьера Берже и Ива Сен-Лорана и открыто для посещения.
Жизнь после смерти: в Париже открылся музей Ива Сен-Лорана
В особняке XIX века, где теперь расположен Музей Ива Сен-Лорана, почти 30 лет находилась штаб-квартира великого дома высокой моды, а после 2002 года здесь прописался фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана. Торжественное открытие прошло несколькими днями раньше.
Кроме влиятельных политиков, коллег по цеху и знаменитых актрис вроде Катрин Денев, на этом вечере должен был присутствовать Пьер Берже — человек, благодаря которому один из самых талантливых кутюрье мира 40 лет творил женскую моду под своим логотипом, а потом вплоть до смерти в 2008 году работал над архивами, коллекционировал искусство и гулял со своим бульдогом по кличке Мужик. Музей, посвященный своему ближайшему другу и партнеру, Берже строил более десяти лет и не дожил до открытия меньше месяца.
Особняк площадью почти 700 кв. м Берже и Сен-Лоран приобрели в 2002 году, сразу после ухода кутюрье на пенсию. Здесь разместился офис Fondation Pierre Berge — Yves Saint Laurent, который в год проводил по 3-4 художественных выставки. Архив платьев занимал четвертый и пятый этажи. Любопытно, что архив моды Yves Saint Laurent Берже начал собирать еще в 1964 году. Актуальный музей займет пространство в 450 кв. м.
Создание музейного интерьера Берже поручил Жаку Гранжу, который спроектировал несколько домов лично для него и Сен-Лорана, а также работал над обстановкой кутюрного ателье в 1980-е. Именно Гранж придумал круглую залу в оттенках зеленого с хрустальными светильниками, где Сен-Лоран некогда принимал Нэн Кемпнер и других клиенток.
Куратором музейного пространства выступит Натали Криньер, автор «сценария» нескольких выставок Сен-Лорана, экспозиции Жана Кокто (2003) в Центре Помпиду и блестящей ретроспективы дома Dior (до 7 января 2018 в Musée des Arts Decoratifs).
В общей сложности представлено 5 тыс. платьев, 15 тыс. аксессуаров, многочисленные эскизы и фотографии, а также подробная документация, касающаяся процесса создания каждого отдельного экземпляра одежды. Начало экспозиции — небольшой светлый салон, в котором висят знаменитые черно-белые портреты Ива Сен-Лорана. Кутюрье в объективе Ричарда Аведона, Патрика Демаршелье и Жанлу Сьеффа.
В галерее на первом этаже можно увидеть многие знаковые коллекции, начиная с дебюта 1962 года — знаменитый смокинг, жакет-сафар, тренчкот. Залы на втором этаже отданы под тематические сюжеты, например, диалог Сен-Лорана с искусством — Матиссом, Ван Гогом, Мондрианом, Пикассо.
Экскурсионный тур включает и посещение святая святых, личной студии Сен-Лорана. Здесь все сохранили, как было при его жизни: на столе (простая фанера на ножках) по-прежнему лежат очки в роговой оправе, стоят стаканчики с ручками и карандашами, покоится подушечка с булавками, разложены самые разные символы и талисманы. На стене «мудборд»: портрет художника Бернара Бюффе, коллаж Энди Уорхола, на котором изображен бульдог Мужик, фото любимой Катрин Денев.
Директором нового музея в Париже стал 35-летний Оливье Флавиано. Первое, что бросается в глаза, — его необыкновенное сходство с молодым Сен-Лораном. «Впервые двери модного дома открываются для широкой публики, — отмечает глава Musée Yves Saint Laurent Paris. — И это не просто музей моды, это дом художника».
После смерти Пьера Берже Fondation Pierre Berge — Yves Saint Laurent возглавляет Мэдисон Кокс, архитектор, ландшафтный дизайнер и близкий друг покойного. В интервью The New York Times он сказал: «Многие считают большой трагедией, что Пьер не дожил до открытия музея. Но он принимал все решения, начиная с самого первого дня. Да, его не было с нами, когда по лестнице расстилали ковер или когда на фасад дома 5 по авеню Марсо вешали парадный занавес. Но он точно знал, как это должно быть сделано. И это сделано в точности так, как он хотел».
19 октября еще один музей Ива Сен-Лорана откроется в Марракеше.