квартирный вопрос испортил москвичей булгаков цитата что значит
Сериал “Мастер и Маргарита” (2005): почему москвичей испортил квартирный вопрос?
По моему мнению лучшая экранизация романа Булгакова “Мастер и Маргарита” сделана Владимиром Бортко. Он создал именно те образы в кино, которые я представлял, читая роман.
Кто такой Воланд
Гениальное произведение Михаила Булгакова до сих пор таит множество загадок и тайн. Самой неоднозначной фигурой является Воланд. Кто такой Воланд? Сам Сатана, дьявол или просто Смотрящий за злом? Почему он приехал в Москву? Почему Воланд, собрав москвичей на представление в варьете, посмотрел на них и обронил фразу:
“Обыкновенные люди, напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их…”
Я думаю, Воланд приехал в Москву посмотреть, как стали жить люди без Бога. Он, богоборец, столько времени хотел переманить людей на свою сторону, и вот, революционеры сделали то, о чем он мечтал. Так что изменилось в людях? Как видим — ничего. Но причем тут квартирный вопрос?
Зачем Воланду Мастер?
Воланд приехал в Москву еще с одной целью. Ему нужен Мастер для того, чтобы переписать историю. Ведь отрицая Бога, люди перестали верить и в Сатану. Поэтому Воланд решает заложить основу новой истории Христа — написать свое евангелие, Евангелие от Воланда.
Кирилл Лавров в роли Пилата
Это должна быть история о жизни Иешуа, с подробностями, красочно показывая всю немощность Бога. И тогда, если кто и решится поверить в него, то остальные будут говорить, посмотрите, Он — человек…
Почему Воланд сам не напишет роман, спросите вы? Да потому что творчество идет от Бога. Сатана ничего не может сотворить, он может только разрушать и делать фокусы. Ему для творчества нужен помощник. Такой, как Фауст Гёте, такой, как Мастер в романе Булгакова.
Мастер идет на сделку с Воландом. Ему терять нечего, по доносу соседа, который захотел его скромную квартиру, Мастер сидит в психушке. Квартирный вопрос, действительно, испортил москвичей…
Маргарита
Заговорив о Мастере, я не должен молчать о его верной подруге Маргарите. Она, полгода не зная о любимом, не сошла с ума. Она стала ведьмой. Наверное, все женщины становятся ведьмами, если теряют любимых?
Для чего Воланду нужна Маргарита? Быть королевой на балу. За это он обещал исполнить любое ее желание. Маргарита мечтает вернуть все назад: подвал, любовь… Но это уже не возможно, назад пути нет для тех, кто заключает сделку с дьяволом.
Оценка сериала “Мастер и Маргарита”
КиноПоиск дает довольно высокую оценку этого замечательного мини-сериала — 7.9 баллов. Надо заметить, что это не единственная экранизация произведения Михаила Булгакова. Следует отметить фильм режиссера Юрия Кара, который по многим моментом выглядит сильнее постановки Владимира Бортко. О сравнении этих двух фильмах будет статья, которую вы сможете найти в рубрике “Мастер и Маргарита”
Понравилась публикация? Поделись!
Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
(«Мастер и Маргарита»)
«Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный», — написал однажды М. А. Булгаков. Действительно, в советское время писатель был вынужден постоянно искать пристанище в столице. Но его «квартирный вопрос» не испортил, как не испортил и его любимых героев. Для писателя это был важнейший вопрос бытия, а не быта. Дом, очаг, свет — это основа бытия, без которой не может существовать личность.
Судя по прямой трансляции, митинг против реновации в Москве собирает очень серьезное количество людей.
Только вернулись с митинга против реновации. Петя монтирует материал. Выводы – сейчас.
Почему Воланд считал, что москвичей испортил «квартирный вопрос»?
Эта фраза прозвучала в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Почему Воланд сказал, что москвичей испортил «квартирный вопрос»?
Несмотря на то, что иногда и милосердие стучится в их сердца, квартирный вопрос стоял отдельной темой. Даже позже снятая комедия про Ивана Васильевича менявшего профессию немного отразила эту тему, в сцене, где героиня говорила, что уходит от этого святого человека, и из квартиры со всеми удобствами.
Также и Цой пел, про квартиры, и санузел раздельный, рядом с метро, первый и последний не предлагать. И т.д.
Воланд, сказавший Берлиозу что будет жить в его квартире, как раз и олицетворяет ту бесцеремонность, с которой сильные мира сего вертели эти вопросы.
Правильным ответом на вопрос является : **Весенний
бал полнолуния, или бал ста королей.**
Вот цитата из произведения, подтверждающая правильность ответа:
Данная сцена в произведении является одной из важных, своего рода переломным моментом. Здесь мы видим соединение двух миров, как соединяется реальное и сверхъестественное.
Часто думают, что у Воланда не было реального прототипа, это «абстрактное зло». Это, по-моему, не так, реальный прототип был. Можно ли считать его мистическим? Что ж, этому человеку многие придавали мистические свойства и даже обожествляли. Я имею в виду Сталина, который сыграл очень важную роль в судьбе Булгакова.
Но давайте по порядку. Прежде всего, обратим внимание на эпиграф:
А что есть эпиграф? Это краткое выражение самой важной мысли произведения. Но у Булгакова речь не идет об абстрактных философских категориях добра и зла, а о повседневной жизни, где добро и зло часто так перемешаны, что одно выдается за другое.
Елена Сергеевна, не скрывая злорадства, писала в своем дневнике в самый разгар репрессий:
Воланд.
Самый таинственный из всех известных мне героев книг, фильмов и прочего. Не хочется повторятся и как-либо описывать его. Думаю, у каждого возникли свои собственные мысли на счет Воланда и его темной личности)
Но вот мне достаточно одной-единой фразы,
которой он сам себя описывал, чтобы понять о нем многое:
Считаю, что более лучшего описания и не найти.
Да, важно осознать кем были сказаны эти слава. В произведении они были сказаны Воландом. А кем был Воланд? Завуалированно «царь тьмы». Он проповедовал свою истину и верующий человек не пойдет по его пути и не будет его слова воспринимать, как руководство к жизни. Так вот, конкретно теперь о его словах поговорим! Да, Воланд учил именно гордыне, именно греху! А чему может научить ещё сатана? Важно понимать, что все его слова нужно воспринимать наоборот. То есть просить! Многие люди которые не просят считают себя или скромными слишком и закомплексованными(о ткажут,засмеют) или слишком гордыми(я лучше всех, сам смогу). Грех гордыни трудно пояснить, он выражается, я сам буду, я сам смогу, они хуже меня, они против меня, они ненавидят меня и так далее. Ну, а я, к примеру, лучше! Меня всегда раздражали женщины,которые жалуются, что устают дома и муж им не помогает. А когда он предлагает помощь отвечает: «Я все сама сделаю иди отдыхай,иди пей пиво». Да, надо просить, надо говорить я слабая и прекрасная, я хочу внимания и заботы, мне трудно нести тяжелые сумки, мне нужно помочь почистить лук, я боюсь с работы идти сама. Я за тех кто просит, общается со всеми, но и естественно и сам помогает во всем. Ведь не даром Бог наделил нас разными талантами. Кто-то врач, кто-то повар, кто-то талантливый педагог или поэт. Не будьте гордыми, не слушайте Воланда и не грешите!
20 лучших цитат из великого романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
2. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
3. Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.
4. Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
5. Трудный народ эти женщины!
6. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
7. Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
8. Все будет правильно, на этом построен мир.
9. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.
10. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
11. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
12. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
13. Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их.
14. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
15. Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
17. Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
19. согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
20. что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
4. Как квартирный вопрос испортил Булгакова
МИХАИЛ БУЛГАКОВ, ЧЛЕН МАССОЛИТА
Автор «Мастера и Маргариты» как прототип Миши Берлиоза
4.Как квартирный вопрос испортил Булгакова
НО УЖЕ 1 ОКТЯБРЯ 1934-ГО ГОДА МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ обращается с письмом к ответственному секретарю Союза Советских Писателей А.С. Щербакову, где описывает свою новую, ещё как следует не обжитую квартиру как чуть ли не камеру пыток средневековой инквизиции:
«Уважаемый товарищ!
Проживая в настоящее время с женою и пасынком 9 лет в надстроенном доме Советского Писателя (Нащокинский пер., №3), известном на всю Москву дурным качеством своей стройки и, в частности, чудовищной слышимостью из этажа в этаж, в квартире из трёх комнат, я не имею возможности работать нормально, так как у меня нет отдельной комнаты.
Ввиду этого, а также потому, что у моей жены порок сердца (а живём мы слишком высоко), я обратился в РЖСКТ Советского Писателя с просьбою о том, чтобы мне, вместо моей теперешней квартиры, предоставили четырёхкомнатную во вновь строящемся доме в Лаврушинском переулке, по возможности, невысоко».
Действительно ли условия в доме писателей были настолько невыносимыми? Не сомневаемся, что неудобства, конечно, имели место. В том числе и плохая звукоизоляция. Однако напомним, что именно в этих условиях Булгаков более чем плодотворно работал в течение ещё шести лет (квартиру в Лаврушинском ему так и не дали). Кроме того, есть основания считать, что писатель, мягко говоря, сгущает краски, описывая свои невзгоды. Особенно забавно звучит пассаж о доме, «известном на всю Москву дурным качеством своей стройки». Создаётся впечатление, будто вся Москва только и делала, что обсуждала, как плохо живётся несчастным писателям в изолированных квартирах с газовыми плитами и ванными.
На самом деле ларчик открывается просто. Дом в Лаврушинском преподносился как чудо современного градостроительства. Согласно проекту, он должен был стать образцовым: не только с телефоном, ванной, газовой плитой, но и с холодильным шкафом, отдельными комнатами для домработниц. Часть средств на строительство была выделена правительством по ходатайству М. Горького, другая — писателями-пайщиками РЖСКТ «Советский писатель», в который входил и Булгаков. Как только стало известно о строительстве этого комфортабельного жилища, писателю с супругой мгновенно стало тесно и душно.
Впрочем, не ему одному. Как только писатели узнали о предстоящем строительстве, они тут же бросились умолять и требовать новые квартиры в очередном доме. Причины были примерно те же, что и у Булгакова. Всеволод Вишневский жаловался на то, что «при создавшихся бытовых условиях моя творческая и общ.-полит. работа крайне тормозится».
Кроме того, драматурга донимала сырость и моль (!), а также сосед-композитор, который играл с утра до вечера. Пошла в дело и болезнь жены, которой из-за отсутствия лифта трудно подниматься на верхний этаж. Как и Булгаков, Вишневский просил выделить ему в Лаврушинском переулке четырёхкомнатную квартиру.
На заседании Секретариата ССП от 4 августа 1936 года был составлен список на заселение ещё не сдан¬ного в эксплуатацию дома. В нём 19 семей писателей должны были получить двухкомнатные квартиры, 38 — трёхкомнатные, 15 — четырёхкомнатные, 5 — пятикомнатные (семьи К. Федина, И. Сельвинского, И. Эренбурга, Н. Погодина и Вс. Вишневского), а семье Всеволода Иванова выделялась шестикомнатная.
Только не надо думать, что в Лаврушинском переулке качество квартир было лучше, чем в Нащокинском. Ничего подобного! В 1939 году группа писателей, переехавшая в «элитное жильё», обратилась с жалобой к Александру Фадееву, возглавлявшему Союз писателей. Писатели сообщали, что дом был сдан с серьёзными недоделками, которые за два года так и не были устранены: двери рассохлись, балконы не достроили, здание буквально трещало по швам. Зимой произошло более двадцати аварий, не считая мелких поломок, которые жильцы дома ликвидировали своими силами. Точно так же никто не гарантировал бы Булгаковым тихих соседей. Это зависит не от дома, а от людей. Другими словами, объективных причин для перемены жилья у семьи Булгаковых не было.
Впрочем, государство то и дело шло навстречу «инженерам человеческих душ». Руководствм Союза писателей постоянно принимало решения о помощи литераторам. Так, 10 октября 1936 года группе писателей из одиннадцати человек были выделены деньги для внесение взносов (от 5 до 12 тысяч рублей), 29 января 1937 года еще одиннадцать «письменников» получили суммы от 2 до 5 тысяч рублей. В конце концов выплату паёв вовсе отменили.
«Этот Вс. Вишневский и есть то лицо, которое сняло “Мольера” в Ленинграде, лишив меня, по-видимому, ВОЗМОЖНОСТИ КУПИТЬ ЭТИМ ЛЕТОМ КВАРТИРУ (выделено мною. – А.С.)».
То есть вместе с гонораром и отчислениями с «Мольера» Михаил Афанасьевич мог бы купить себе отдельную квартиру. По тем временам – роскошь невероятная. Кстати, и при внесении пая на строительство дома в Нащокинском переулке писатель переплатил лишние 5 тысяч рублей, которые находились затем в распоряжении кооператива около пяти лет.
МНЕ МОГУТ ВОЗРАЗИТЬ: ПИСАТЕЛЮ НЕОБХОДИМЫ особые условия для творчества! Почему же Булгакову нельзя было их улучшить? Да кто бы против… Я лишь против того, чтобы изображать Михаила Афанасьевича «униженным и оскорблённым», ютящимся по каморкам папы Карло.
Да, писатель играл в жизни роль своего персонажа, профессора Преображенского: ему дела не было до пролетариата, который жил в бараках. Булгакову нужен был кабинет, а всё остальное его не касалось. Я нисколько не протестую против подобного мировоззрения. Но оно мало вяжется с обликом страдальца.
Надо признать, что квартирный вопрос испортил не только москвичей в целом, но и самого писателя – в частности. Немалую роль в этом, конечно, сыграли расшатанные нервы и подорванное здоровье. Но стремление к улучшению квартирных условий в последние годы жизни приобрело у Булгакова просто маниакальный характер. В этом смысле он фактически ничем не отличался от своего гонителя Всеволода Вишневского. Истерики последнего по поводу новой квартиры вынуждена была сдерживать его жена, которая писала мужу 27 декабря 1936 года:
«И ты, и я переживали в жизни гораздо худшие невзгоды, чем неприятности, связанные с нашей квартирой. Очень прошу: возьми себя в руки… Я всё вижу и понимаю, но, к сожалению, в данный момент лишена возможности замкнуться в своей комнате. Я вижу, что ты в работе, и рада этому. Мне кажется, что если ты подумаешь хорошо, то ты поймёшь, что ты непомерно требователен и капризен. Можно внушить себе всё. И так же, как ты внушил ненависть к этой квартире, — можешь и должен внушить себе необходимость стараться не замечать её неудобства».
Очень тонкое замечание: писатель сам себе внушил ненависть к квартире! К слову сказать, Вишневский жил с супругой (театральным художником) в трёхкомнатной квартире площадью 50 квадратных метров, и сетовал на то, что не может забрать из Ленинграда сына, так как для него не было комнаты (в то время, когда большинство населения городов проживало в коммуналках и бараках).
Да, дело именно в самом человеке. Ни Булгаков, ни Вишневский, ни многие другие писатели не задумывались о том, насколько морально в обстановке тех аскетических лет требовать апартаменты. Они сравнивали своё положение не с общей массой народа, а с представителями высшей «социалистической аристократии», к которой, несомненно, относили и себя. И свято боролись за свои права.
В связи с этим интересно вспомнить одну из сцен черновых редакций романа, где на общем собрании писателей рассматривается вопрос о предоставлении квартиры некоей Беатриче Григорьевне Дант:
Как ни забавно это звучит, но нечто похожее было разыграно в пьесе под названием «жизнь». Да, такой случай произошёл с самим писателем. Причём на этот раз Михаил Афанасьевич не выступал в роли жертвы. Скорее, наоборот. Режиссёр Евгений Габрилович вспоминал о собрании пайщиков жилищного кооператива:
«Первым в списке называют Б-на. Булгаков тянет руку. «Что сделал тов. Б-н? в чём его заслуга перед литературой?» — «О, его заслуги велики, — отвечает председательствующий. — Он достал для кооператива 70 унитазов»».
На собрании по распределению квартир в Лаврушинском переулке накал страстей был куда сильнее. Александр Афиногенов записал в своём дневнике:
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Булгакова среди коллег по «писательскому цеху». Было бы неправильным представлять ситуацию таким образом, что-де все «акулы пера» пользовались одинаковыми благами из сталинской кормушки. Это далеко не так. Большая часть писателей жила не лучше или ненамного лучше, чем обычные москвичи – обитатели коммуналок и бараков. Так, литературный критик Абрам Гурвич писал редактору журнала «Новый мир» Владимиру Ставскому:
Писатель Николай Адуев располагал жилой площадью размером около 35 квадратных метров, состоящей из двух комнат. Но они были настолько сырыми, что пришедшие туда в солнечное майское утро представители групкома драматургов с трудом провели там полчаса. Все вещи в комнатах оказались влажными, книги отсырели, клавиши у пианино отваливались от сырости, по стенам с отставшими обоями ползали мокрицы. В нескольких семьях соседей писателя по коммуналке было семеро маленьких детей, которые постоянно бегали, вопили, рыдали, что создавало соответствующую «творческую обстановку».
Вот как описывает условия своей жизни Правлению Союза писателей С. Вашинцев:
Еврейская писательница Хорол с больным ребенком жила за городом в диких антисанитарных условиях. Писательница Смирнова с новорождённым ребенком, мужем и матерью жила в одной комнате на площади 16 квадратных метров. Не слишком жаловала власть и куда более крупных писателей. Лев Кассиль с женой и годовалым ребенком жил в одной комнате. Аркадий Гайдар с семьёй из пяти человек занимал тоже одну комнату, разделённую деревянной перегородкой.
Не лучше обстояли дела и у Мариэтты Шагинян. В 1936 году жаловалась на свои жилищные условия:
«Фактически год и два месяца я живу в одной комнате с сестрой, тяжёлой душевной боль¬ной — это знает тов. Щербаков, и когда он говорит, что помогает мне, т. е. мне обещана квартира в пространстве и достройка дачи в пространстве, а дача не достроена, квартира не дана, и это положение длится год и два месяца, и всё-таки я в это время заканчиваю книгу, выполняю общественную работу и не жалуюсь».
9 августа 1938 года ответственный секретарь ССП Павленко и председатель Правления Литфонда Ляшко сообщили Владиславу Молотову, что немало членов Союза писателей из Москвы и Ленинграда (около 150 человек) не обеспечены жилищными условиями, необходимыми для творческой работы. Многие из них вообще не имели собственного жилья, проживали у родственников или у посторонних людей. В очередном письме, направленном Молотову уже от имени Президиума ССП, приводились другие цифры. Только в Москве оказалось более 200 писателей, нуждавшихся в улучшении жилищных условий, 40 из них не имели собственной площади.
Вот в какой обстановке писатель Михаил Булгаков требовал от Союза писателей четырёхкомнатной квартиры для троих человек взамен трёхкомнатной. Елена Сергеевна фиксирует это в своём дневнике:
«Дмитриев опять о МХАТе, о том, что им до зарезу нужно, чтобы М. А. написал пьесу, что они готовы на всё!
— Что это такое — «на всё»! Мне, например, квартира до зарезу нужна — как им пьеса! Не могу я здесь больше жить! Пусть дадут квартиру!».