квашня что это значит

Квашня

Смотреть что такое «Квашня» в других словарях:

квашня́ — квашня, и; р. мн. ней … Русское словесное ударение

квашня — квашня, квашни, квашни, квашней, квашне, квашням, квашню, квашни, квашнёй, квашнёю, квашнями, квашне, квашнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

КВАШНЯ — КВАШНЯ, квашни, род. мн. квашней, жен. 1. Деревянная кадка для теста. 2. Забродившее тесто. 3. перен. О вялом, неповоротливом человеке, разине (прост. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КВАШНЯ — КВАШНЯ, и, род. мн. ей. 1. жен. Деревянная кадка, кадушка для теста. 2. перен., муж. и жен. О вялом и толстом, неповоротливом человеке (разг. пренебр.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

квашня — дежа, кадка, кадушка Словарь русских синонимов. квашня сущ., кол во синонимов: 11 • дежа (5) • заторник … Словарь синонимов

Квашня! — Квашня̀! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Ср. «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно. *** Афоризмы. См. Киснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

квашня — и; мн. род. ей; ж. 1. Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Поставить тесто в квашне. 2. Разг. Забродившее тесто, опара. Замесить квашню. 3. Разг. сниж. О неповоротливом, вялом человеке. Он же к. квашнёй! ◁ Квашонка, и; мн. род … Энциклопедический словарь

квашня — квашня, мн. квашни, род. квашней (неправильно квашен) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

квашня — КВАШНЯ, и, мн род. ей,ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы, предназначен для приготовления теста и хранения его (распространен в русской деревне). Бабушка досыпала муки в квашню … Толковый словарь русских существительных

Источник

КВАШНЯ

Смотреть что такое «КВАШНЯ» в других словарях:

квашня́ — квашня, и; р. мн. ней … Русское словесное ударение

квашня — квашня, квашни, квашни, квашней, квашне, квашням, квашню, квашни, квашнёй, квашнёю, квашнями, квашне, квашнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

КВАШНЯ — КВАШНЯ, квашни, род. мн. квашней, жен. 1. Деревянная кадка для теста. 2. Забродившее тесто. 3. перен. О вялом, неповоротливом человеке, разине (прост. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

квашня — дежа, кадка, кадушка Словарь русских синонимов. квашня сущ., кол во синонимов: 11 • дежа (5) • заторник … Словарь синонимов

Квашня! — Квашня̀! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Ср. «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно. *** Афоризмы. См. Киснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

квашня — и; мн. род. ей; ж. 1. Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Поставить тесто в квашне. 2. Разг. Забродившее тесто, опара. Замесить квашню. 3. Разг. сниж. О неповоротливом, вялом человеке. Он же к. квашнёй! ◁ Квашонка, и; мн. род … Энциклопедический словарь

квашня — квашня, мн. квашни, род. квашней (неправильно квашен) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

квашня — КВАШНЯ, и, мн род. ей,ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы, предназначен для приготовления теста и хранения его (распространен в русской деревне). Бабушка досыпала муки в квашню … Толковый словарь русских существительных

Источник

Квашня что это значит

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста.

В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом.

Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи.

Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка.

Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий.

Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.

«Именинным» для квашни днем был Великий четверг на Страстной неделе, когда проводился ритуал ее «очищения». Помыв кадушку и натерев солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой или переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком или полотенцем, или хмелем, накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль, выносили во двор и оставляли на восточной стороне до восхода солнца.

Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как то, что квашня таким образом «исповедуется», в других – что «говеет», в третьих – что «отдыхает», в четвертых – что «торгует» или «идет на базар» и т.д. Но, как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение хлебной кадушки.

Ее часто использовали в качестве оберега.

При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах. Впрочем, об этом ниже.

квашня что это значит. Смотреть фото квашня что это значит. Смотреть картинку квашня что это значит. Картинка про квашня что это значит. Фото квашня что это значит

Славянская свадьба: какую роль в ней играла кадка-квашня?

Хлебная кадушка, называемая в народе квашней, дежой, воспринималась нашими предками как живая, одушевленная и притом олицетворявшая женское лоно и связанная с процессом рождения хлеба как аналога рождения человека. Именно поэтому ей отводилась ответственная роль в старинных свадебных обрядах.

В ряде мест было принято усаживать на квашню, покрытую овечьим кожухом, жениха с невестой. Это считалось символом их будущего счастья, материального благополучия и многодетности семьи. Широкое распространение имел обычай свадебного обряжения невесты, посаженной на хлебную кадушку, точнее, причесывания и надевания женского головного убора взамен девичьего.

Существовал даже ритуал, согласно которому после этого невесту ставили в дежу, и она должна была из нее выпрыгнуть. Сообразно успеху прыжка строили прогноз на легкие роды (при удачной первой попытке) и даже на несчастливую судьбу в замужестве (если девушка с трудом справлялась с сей физкультурной задачей).

В некоторых регионах причесанную к венчанью невесту подружка или дружка обводили вокруг стола и подводили к деже: если честь ее девичья была незапятнанна, то она могла сесть на кадку, в противном случае должна была довольствоваться в качестве сиденья табуретом, который на всякий случай держали поблизости.

Вообще в невестинских испытательных обрядах квашне отводилась очень важная роль. В белорусском Полесье, например, входя впервые в дом жениха, невеста должна была наступить правой ногой (или даже обеими) на перевернутую дежу, покрытую рушником или домотканым полотном, которая выставлялась в воротах, во дворе или на пороге дома.

Считалось, что это является подтверждением невинности девушки. Если же она не уберегла девственность до свадьбы, то должна была обойти кадку или перепрыгнуть через нее. Попытка «перехитрить» дежу, то есть ступить на нее, не имея на то права, признавалась грехом с далеко идущими последствиями.

В этом случае, по поверью, «невеста свой хлеб притопчет», и семь лет будет неурожай, скот станет гибнуть, дети умирать во младенчестве, и супругам гарантирован вечный разлад. Иногда, впрочем, к этому обряду привлекался и жених, – тогда сакральный смысл его заключался во вспомоществовании счастливой семейной жизни молодых.

Хлебную кадушку славяне ставили перед входом в комнату, где молодым предстояло провести первую брачную ночь – как символ плодородия. А иногда она выполняла еще более удивительную роль. Сват в доме невесты застилал скатертью дежу, покрытую крышкой, и насыпал на нее ржаные зерна. Девушка в подтверждение своей «честности» должна была встать на скатерть и в присутствии всех, то есть публично переменить исподнее и одежду на новые. Это символизировало новое рождение ее в доме будущего мужа.

* * *
Итак, кадушка-квашня в свадебных обрядах наших предков была, с одной стороны, испытательницей девичьей невинности невесты, своего рода экспертом.

С другой – ей отводилась роль благословительницы будущего счастья и безбедного существования молодоженов.

А все потому, что считали этот предмет не просто кухонной утварью, а живым и одушевленным, обладающим немалой чудесной силой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *