квир семья что это такое простыми словами
«Любящие нас люди»: «ВкусВилл» показал квир-семью в тематическом промо
Ритейлер впервые опубликовал креатив с рейтингом 18+
Сеть «ВкусВилл» выпустила промо, в котором поделилась своим представлением о семье. Ритейлер представил короткие ролики из фотографий: на них показаны семьи посетителей, и все они имеют разный состав. Компания опубликовала небольшие рассказы о каждой из них в общем репортаже на сайте.
Например, своими личными историями поделились семья с одним родителем, пара без детей, партнеры одного пола и другие герои. Участники проекта рассказали об отношениях с близкими, а также поделились тем, какие продукты они предпочитают, любят ли готовить и какие у них любимые блюда. Из-за наличия квир-семьи ритейлеру пришлось поставить рейтинг 18+, чтобы соответствовать российскому законодательству.
Статью на сайте и пост в Instagram открывает рассуждение о понятии «семьи». В нем авторы активации объяснили, почему они выбрали таких разнообразных героев и включили домашних животных.
Героини из квир-семьи рассказали, что живут дружно вчетвером: мама Юма, две дочери: Мила и Алина — а также Ксюша, невеста Алины. Все четверо — веганки и выступают за этичное потребление, сортируют и сдают мусор.
Юма, участница проекта:
Я очень рада, что я такой матриарх большой семьи. Это была моя идея с самого детства, лет с десяти. Мне всегда не нравилось, что люди часто злы по отношению друг к другу. И вот я хотела это изменить своими силами и силами детей. Очень хотела родить пятерых. Но сейчас наша семья гораздо больше.
В ней те люди, которые защищают поле, созданное нами самими. В нашем комьюнити ведь не у всех есть возможность быть принятыми в своих родных семьях. Часто останавливаются те, кто испытывает временные трудности. Мы шутим, что это такой мини-шелтер, мини-убежище, в котором можно чувствовать себя дома. Сюда может прийти человек, разделяющий наши взгляды, и выйти, когда ему будет нужно.
В публикации объяснена позиция сети: «Мы считаем, что не рассказать о реальных семьях наших покупателей будет лицемерием».
Рекламные кампании в поддержку ЛГБТ-сообщества в последнее время не редкость, однако в России эта тема воспринимается неоднозначно. Например, промо-ролик Dolce&Gabbana с целующимися девушками чуть не привел к судебному разбирательству, однако иск вернули из-за нарушений.
«Полиции мы боимся больше»: квир-семья из рекламы «Вкусвилла» — о травле и эмиграции
Журналист Карен Шаинян выпустил интервью с квир-семьей, которую «Вкусвилл» убрал из своей рекламы. Он встретился с девушками в той же студии, где делали фотографии, и поговорил об их жизни до и после случившегося. Мы выбрали главные цитаты о травле, отношении к полиции и планах на будущее.
Об угрозах и негативных комментариях
Мила (дочка Юмы и сестра Алины): «Я поняла, что [реакция окружающих] меняется, когда [про рекламу] написало „Эхо Москвы“. До этого [комментарии] писали наши знакомые, активисты, издание „Открытые“, которые поддерживают наши проекты, — все оставалось внутри дружелюбного квир-пузыря. Примерно в тот же момент „Мужское государство“ выложило в телеграм-канале мой инстаграм и инстаграм Юмы, и нам стали отправлять угрозы».
Алина (дочка Юмы и сестра Милы): «Когда „Мужское государство“ написало об этом, я стала искать, где и что обсуждают, и было очень много таких же постов. Люди предлагали писать на нас заявления в разные структуры. Еще они хотели выяснить наши адреса».
Юма (глава семьи): « В моем инстаграме [под фотографией внучки] писали, что хотят ее „насиловать, убивать и резать“ — восьмилетнего ребенка, который улыбается на фотографии ».
Об отношении к полиции
Юма: «Полицию мы боимся больше, [чем травли]. Потому что однажды Милу избили на митинге. Полиция вредила не один раз: нам откровенно угрожали и относились к нам отвратительно».
Об эмиграции и планах на будущее
Юма: «Три года назад, [когда уезжали из страны], мы просто собрали по чемодану и вышли из квартиры. Сейчас у нас произошло то же самое. Когда я увидела [комментарии] про малышку и когда мне написали, что на нас подадут заявление по каким‑то статьям, что „мы вас все равно найдем и будем резать вашу семью“, я сказала: „Быстро все собрали по чемодану, мы просто выходим из дома“.
Комментарии — это верхушка айсберга. Когда нас обливали химией после фестиваля „Бок-о-бок“, [нападающие] не говорили, что сейчас сделают это. Сначала нас встретила толпа людей, которая кричала: „Резать вас“. Я не хочу, чтобы такое случилось. Это моя семья».
Алина: «Когда мы первый раз уехали [из страны], мне еще пару лет очень часто снилось, как я собираю этот чемодан за пять минут».
«Мы считаем эту публикацию своей ошибкой»: как реклама с участием ЛГБТ-семьи настроила Россию против «Вкусвилл»?
Подписаться:
Поделиться:
Супермаркеты здоровой еды «Вкусвилл» в последний день «Месяца гордости» опубликовали рекламную кампанию с изображением нескольких семей, в числе которых квир-семья из четырех женщин. Это могло бы стать первым случаем, когда крупный российский бренд выразил поддержку ЛГБТ-сообществу, но через несколько дней основатель Андрей Кривенко и 11 топ-менеджеров сети удалили статью, назвали материал ошибкой и извинились. «Собака.ru» пересказывает всю хронологию скандала.
Сейчас все материалы с сайта удалены
30 июня — последний день «Месяца гордости» (весь июнь ЛГБТ-сообщество по всему миру отмечает свою свободу) — на сайте и в социальных сетях «Вкусвилл» появилась рекламная кампания «Рецепты семейного счастья» с историями разных семей, среди которых лесбийская пара. На снимке были изображены четыре женщины: Алина и Ксюша, Мила (сестра Алины) и Юма (мама сестер) — ЛГБТ-активистка и психолог. Семья рассказала, что они предпочитают продукты растительного происхождения, разделяют мусор и занимаются активизмом за права человека. Сопровождающему тексту присвоили рейтинг 18+ согласно требованиям закона о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (6.21 КоАП РФ).
После публикации представители бренда и героини стали получать угрозы «резать их семью», а девушек называли «фем собаками» — об этом сообщил Роман Поляков, автор кампании и управляющий фабрикой контента сети супермаркетов. Общество разделилось на два лагеря: тех, кто поддержал рекламу и тех, чьей «ноги во «Вкусвилле» больше не будет».
Комментарии под постом одной из героинь кампании
Скриншоты с телеграм-аккаунта «Вкусвилл»
Владимир Соловьев в выпуске передачи «СоловьевLive»:
Все это вызвало еще большую реакцию интернет-сообщества, журналистов, музыкантов и публичных личностей. Теперь «Вкусвилл» осуждают оба лагеря: «Это мог быть триумф, а превратилось в пример трусости. Так нельзя поступать с людьми. Честно говоря, больно и грустно».
Торговая сеть заявила «Открытым медиа», что ни один работник не ушел из компании на фоне скандала, а главный маркетолог останется на своей должности.
Семен Ефимов в телеграм-канале «Русский маркетинг»:
«Кстати, кейс ВкусВилл напоминает мне историю с Reebok. Казалось бы, такое простое правило, которое надо запомнить раз и навсегда: если решаете включить заднюю, делайте это либо тихо, не делайте вовсе, либо делайте лишь в крайней ситуации, когда последствия могут быть очень печальными.
Здесь же подобного не было: по моим наблюдениям, статья получила большую поддержку в рядах клиентов ритейлера, особенно это было видно в соцсетях. Да, были и те, кому она не понравилась, но если смотреть на ситуацию со стороны, вполне очевидно, что ребята настроили за себя одну категорию людей, а другую оттолкнули. С выпуском же заявления получился тройной фейл: мало того, что они лишь больше раздувают негатив вокруг этой ситуации, его публикуя, так еще и Кривенко, как основатель ВкусВилла, наглядно демонстрирует, что в любой схожей ситуации козлов отпущения будут делать из сотрудников, что говорит о том, что он, скорее всего, даже не понимает, что он заявляет. Ну и самое катастрофическое, третье: удалив статью, ВкусВилл не только отвернул от себя позитивно настроенную аудиторию, но и показал, что в целом, в любой последующей их активности они смогут вывернуть все так, будто виновен один непрофессиональный сотрудник.
В этот момент реально вспоминается фраза про то, что репутация строится годами, а теряется в один миг. Нет, в ритейлер не перестанут ходить и они не потеряют значительную часть оборота, но их суперлояльная аудитория открыла для себя ВкусВилл немного с другой стороны, и думаю, что долго еще будет вспоминать и припоминать эту историю».
Вахтанг Кипшидзе, зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата:
«Очень хорошая новость о том, что «Вкусвилл» принял единственно верное, разумное решение отказаться от рекламы однополых «сожительств“»
Жизнь в России это когда ты в один день решаешь что ходишь теперь только во вкусвилл, а на следующий день решаешь больше не ходить туда никогда в жизни
Поздравляем, дожили. В России уже есть магазины для однополых семей
«ВкусВилл» рекламирует себя, демонстрируя семьи своих покупателей. Нормальных среди них нет, только меньшинства. В чём смысл? В том, чтобы доказать нам: это и есть новая нормальность, это модно, бросайте свои устаревшие традиции, присоединяйтесь.
Что особенно плохо в информационных кампаниях, направленных на открытие пресловутого окна Овертона, так это то, что людям совершенно не дают передохнуть. Если уж кто-то решил, что нужно сделать нормальным то, что раньше было совершенно неприемлемым, то этот кто-то (не будем показывать пальцами, хотя это либералы-западники, больше никому такие вещи не нужны) не даст передышки, не будет знать сна и отдыха, подбрасывая всё новые и новые поводы для споров. И игнорировать их нельзя, нужно каждый раз, стараясь сохранить спокойствие, замечать и отвечать: нет, это отвратительно. Нет, в России мы никогда с этим не согласимся. Ни за что.
Это уже стало привычкой. Вот только вчера выяснилось, что режиссёру Богомолову жизнь не мила, если в спектакле «Вишнёвый сад» Раневскую не будет играть, вместо нормальной актрисы, трансгендер. А сегодня порадовал магазин «ВкусВилл», который запустил новую рекламную компанию — как часто делается, с рассказом о своих покупателях. Типичными покупателями «ВкусВилла» оказались семья с одним родителем, пара без детей, партнёры одного пола.
Давайте будем откровенны, «ВкусВилл» принялся пропагандировать себя как магазин не для нормальных семей. Доведём эту мысль до конца, как магазин, в котором людям из семей нормальных, обычным людям, как все — делать нечего.
Там много «прекрасных» подробностей, в этой рекламе — и домашние животные как члены семьи (нет, я в курсе, что это очень распространённая метафора, но в сочетании с другими посылами той же рекламы трудно не подумать, извините, о зоофилии) и семья, состоящая из «мамы Юмы», двух дочерей: Милы и Алины — а также Ксюша, невеста Алины. Ещё в этой рекламе встречаются полиаморные партнеры…
Фото: Скриншот страницы vkusvill.ru
И на этом, пожалуй, нужно завершить пересказ и ещё раз спросить себя: для чего, в конце концов, это всё делается?
Потому что магазин по имени «Вкусвилл» своей рекламой явным образом отталкивает от себя покупателей. Теряет их. Потому что если завтра, после того как реклама станет хорошо известной в стране, сеть вслух назовут «магазином для сексуальных меньшинств» или «магазином для лесбиянок» — это будет правдой, исходя из рекламы, или, как сейчас модно говорить, «позиционирования» самого бренда им самим. Раз это будет правдой, обычные, простые, нормальные люди, возможно, решат, что этот магазин не для них. И сеть потеряет клиентуру. Потому что меньшинства не зря так называются, а потому, что их мало.
Так уже бывало. Кстати, «ВкусВилл» не первый, опыт есть. Помните, была такая рекламная компания спортивной одежды «Найк» с диким слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо»? Так что же, во «ВкусВилле» работают в маркетинговом отделе идиоты и вредители, враги собственному магазину? Нет, конечно. У того, что они делают, есть, по меньшей мере, два резона.
Первый — чисто маркетинговый. Принадлежность к сообществу извращенцев на всех рынках планеты Земля продаётся как принадлежность к элите. Рекламируя себя, содомиты любят рассказывать, как много выдающихся людей вышли из их рядов. Это, собственно, главное, чем они пытаются привлечь в свои ряды, и эти попытки — главный аргумент, которым можно пользоваться, доказывая, что их пропаганда, увы, не миф, а реальная опасность. Ну, а раз магазин «элитный», стало быть, он может позволить себе торговать продуктами дороже, чем обычные магазины для простых людей. Так что выгода от рекламы вполне может быть просчитана.
Второй резон вытекает из первого: перед нам образец хорошо продуманной рекламной кампании. Как учат «продвинутые» маркетологи, продавать нужно не товар и тем более не качество товара, а сразу образ жизни. В данном случае это происходит буквально: если ты покупаешь во «ВкусВилле», значит, ты такой же, как другие покупатели, то есть отождествляешь себя с элитой. А элита, оказывается, живёт вот этак вот, разнообразно развлекаясь — так что же ты медлишь, клиент, присоединяйся к этому празднику жизни!
Паки и паки надо сказать: существующие в России законы, призванные ограничить пропаганду извращений хотя бы среди несовершеннолетних, не работают. Пропаганда обходит слабый заслон с необычайной лёгкостью, небрежно лепит в правый верхний угол 18+ и идёт себе. Какой 18+, что, в магазин несовершеннолетних не пускают? Но лейбл на положенном месте, у правоохранителей не может быть претензий. А у покупателей, повторю с назойливостью, не остаётся сомнений — вот это вот, что нам показывают — и есть новая норма. Капуста в магазине нормальная, картошка, пиво, что там ещё. И покупатели, стало быть, нормальные. Вот эти вот из рекламы.
А смысл пропаганды содомии и «квир-семей» и смысл внедрения новой нормы очень простой. В таких семьях люди, наверное, могут быть счастливы. Только там не может быть детей. Традиционная семья существует ради детей. Извращения рекламируются, чтобы детей рождалось как можно меньше. Здесь, в России, прямо сейчас.
Вот поэтому ничем иным, кроме как враждебной вражеской пропагандой, эту рекламу признать нельзя. Вот поэтому нужно требовать от депутатов Госдумы следующего созыва жесточайших законов, которые сделают пропаганду извращений полностью невозможной. Ни в каком виде.
О чем говорит реакция общества на скандал вокруг «Вкусвилла»
30 июня, в последний день «Месяца гордости», сеть супермаркетов «Вкусвилл» опубликовала в соцсетях рекламу с однополой семьей, а на сайте — репортаж. «У нас большая и очень дружная семья. Юма — моя мама, наш матриарх. Алина — моя сестра, а Ксюша — ее невеста. Они обручились буквально пару недель назад. Мы все веганки. Сортируем мусор, ездим на собираторы и сдаем абсолютно все, вплоть до кассовых чеков и ленточек от тортов», — рассказывала героиня статьи, Мила.
Над материалом стояла пометка 18+, а продуктовая сеть отмечала, что «не рассказать о реальных семьях наших покупателей будет лицемерием», и советовала «взвесить все за и против, прежде чем читать этот репортаж». Несмотря на все предосторожности, 2 июля пост и статью удалили — ретейлер сообщил об угрозах в адрес компании и героинь репортажа.
Под шквалом гомофобных комментариев (несмотря на приличное количество отзывов с поддержкой и благодарностями) «Вкусвилл» сдался и удалил публикацию с ЛГБТ-семьей, оставив на его месте лишь раскаяния, подписанные лично основателем сети Андреем Кривенко и десятком управляющих. «Рецепты семейного счастья» не выдержали проверки на толерантность, но радикальные меры в отношении рекламного поста вызвали еще большее непонимание у аудитории соцсетей «Вкусвилла». Пользователи, которые поддерживали бренд, были разочарованы этим поступком.
Посыпались вопросы: почему компания так неуклюже отказалась от проекта (ссылаясь на «проявление непрофессионализма отдельных сотрудников», извиняясь перед «покупателями, сотрудниками, партнерами и поставщиками»); будет ли компенсирован моральный ущерб героям публикации; как этот инцидент скажется на репутации продуктовой сети?
«Они не ожидали такого количества хейта — он привлек внимание инвесторов и других людей, которые принимают ключевые решения по бизнесу «Вкусвилла», — говорит редактор квир-издания «Открытые» Мария Лацинская. — Вероятно, «высшие силы» пригрозили, что не будет каких-то товаров или новых инвестиций. Может, кто-то намекнул и на возбуждение дела о «гомопропаганде». Но мы об этом можем только догадываться, пока нет прямой артикуляции».
В тексте с извинениями компания подчеркивает, что ее цель — «дать возможность нашим покупателям ежедневно получать свежие и вкусные продукты, а не публиковать статьи, которые являются отражением каких-либо политических или социальных взглядов». Кроме того, ретейлер заверил, что не желал «стать источником раздора и ненависти». Но семью, согласившуюся на репортаж, «ликвидировал» из рекламы «Рецептов семейного счастья» вместе с фотографиями.
Журналист и автор шоу Straight Talk with Gay People Карен Шаинян считает, что компанию бессмысленно обвинять в безответственном отношении к героям публикации: «Многое зависит от договоренностей перед интервью. Риски неизбежны, и компания, на мой взгляд, не должна им больше, чем то, что оговорила в договоре. Я не могу утверждать, что компания обязана героям».
При этом, по его словам, поступок «Вкусвилла» для людей, которые входят в целевую аудиторию первой публикации, то есть квир-людей, означает предательство.
«Потому что ладно бы компания вообще не включала в него гетероненормативные семьи, но она включила их и выкинула. Это ровно то, против чего мы боремся: нам отказывают в видимости, — продолжает Шаинян. — Среди тех, для кого удалили пост, компания выглядит слабаком. Про гей-пропаганду обычно говорят люди с иерархической системой мышления. Гомофобия вообще завязана на тюремных представлениях о жизни. Так что сейчас команда «Вкусвилла» выглядит «слабаками» и точно нигде не выиграла. Большая часть аудитории «Вкусвилла», которая следит за здоровьем, покупает органические продукты, так называемый средний класс, восприняла это как отвратительный поступок. Это видно по комментариям».
Мария Лацинская считает, что ретейлеру нужно было выдержать натиск до конца, потому что интернет очень быстро забывает о скандалах, переключаясь на новые инфоповоды. Отступление же получилось очень неловким.
«Не надо было извиняться перед гомофобами, тем самым легитимизируя ненависть и фактически заявляя о ненормальности квир-семей. Не надо было сводить сексуальную и гендерную идентичность к «политике», как они написали в соцсетях. Показывать разных людей, которые есть в нашем обществе, это не политика и не социальная повестка. Это просто репрезентация, — отмечает Лацинская. — И уж тем более не надо было валить на отдельно взятых сотрудников. Все прекрасно понимают, что невозможно было провернуть такой рекламный кейс без согласований с юристами и высшим руководством. К тому же сложно представить, что сейчас испытывают негетеросексуальные сотрудники «Вкусвилла» (а они, уверена, есть). Их работодатель просто на миллионную аудиторию сказал, что не готов считать их за людей, они просто ошибка».
Управляющий фабрикой контента магазина Роман Поляков, который стоял за проектом, рассказал, что сеть планировала серию репортажей о семьях ко Дню защиты детей в июне. Среди множества различных историй, про родителей-одиночек в том числе, нашлась история квир-семьи, и заявить, что таких семей нет среди клиентов «Вкусвилла», было бы неправдой. Поэтому Поляков и его команда включили ее в репортаж, предварительно проконсультировавшись с юристами, обговорив детали с smm-специалистами и сотрудниками горячей линии, чтобы определить, как реагировать в ситуации недовольства потребителей.
В итоге в разделе «Школа потребителя» появились фотографии пяти семей-покупателей магазина и их истории. Одну впоследствии пришлось удалить. Полякову, по словам представителя компании, увольнение не грозит. Возможно, хватило подписей под извинительной публикацией.
Что касается поставщиков, сложно определить, кто из них был особенно возмущен «пропагандой нетрадиционных отношений» и имел достаточное влияние, чтобы переубедить руководство ретейлера в невинности репортажа. В соцсетях и Telegram-каналах вспомнили, что среди поставщиков «Вкусвилла» числится ООО «Монастырское подворье» — производитель хлебобулочных изделий из Ярославля, который в сотрудничестве с сетью только за 2019 год заработал 294,1 млн руб. Комбинат находится на территории Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской епархии РПЦ.
Руководитель предприятия «Монастырское подворье» Николай Иванов в комментарии «РБК Стиль» подчеркнул, что «никакой речи о прекращении бизнес-отношений с ретейлером не идет»: «Наша задача не судить людей или наших партнеров, а просто печь хороший и здоровый хлеб, делать вкусные пряники и другую выпечку, которую так любят наши покупатели».
Он отметил, что со «Вкусвиллом» его команда работает уже больше десяти лет и все «базовые принципы взаимодействия были сформулированы задолго до того, как сеть развернулась в Москве и других российских городах». Острая ситуация вокруг ретейлера в последние дни, по мнению Иванова, стала результатом несогласованности действий сотрудников «Вкусвилла».
«Как православный христианин, я, конечно, очень сожалею, что люди не хотят жить по заповедям Божиим. Но это не вопрос, который обсуждают в продуктовых магазинах, — в них просто покупают еду». Об этом заявило и руководство «Вкусвилла», для которого публикация статьи оказалась неожиданностью.
Представители Русской православной церкви одобрили решение «Вкусвилла» удалить пост из соцсетей и текст с сайта. Зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в своем Telegram-канале заявил, что «»Вкусвилл» принял единственно верное, разумное решение отказаться от рекламы однополых сожительств». Глава синодального отдела Владимир Легойда выразился лаконичнее: «Всяко хорошо, что убрали. Очень показательная история — с разных точек зрения».
Трудно с ним не согласиться — именно разные стороны этой ситуации до сих пор обсуждают в соцсетях, на ходу придумывая мемы. Одна из популярных точек зрения — скандал на прибыль ретейлера не повлияет. Как заметил основатель Telegram-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов, «Вкусвилл» своих клиентов не потеряет: «В этот момент реально вспоминается фраза про то, что репутация строится годами, а теряется в один миг. Нет, в ретейлер не перестанут ходить и они не потеряют значительную часть оборота, но их суперлояльная аудитория открыла для себя «Вкусвилл» немного с другой стороны и, думаю, долго еще будет вспоминать и припоминать эту историю».
Пока идет активная фаза негодования, «Вкусвиллу» уже припоминают в TikTok: молодое поколение постит под хештэгом #мынеошибка результаты флешмоба, по правилам которого требуется наклеить на магазины сети плакаты с соответствующим лозунгом или его вариациями, например «Вы — ошибка» и «Нам за вас стыдно». Таким образом тиктокеры объявили сети бойкот, и эта волна негатива будет держаться несколько дольше, чем в Instagram или Twitter в силу перенаселенности TikTok.
Креативный директор Digital Ape и эксперт по маркетингу Олег Корнев тоже считает, что «Вкусвиллу» незачем опасаться снижения продаж из-за последствий скандала. По крайней мере в России. Магазин «Вкусвилл» в Амстердаме принял превентивные меры и извинился за происходящее на родине (инстаграм магазина предпочел ограничить доступ к своим постам).
Тем не менее ситуация для продуктовой сети не пройдет бесследно, считает Карен Шаинян.
«Это 100% большое пятно на репутации. Боюсь, это не сильно отразится на их продажах в Москве и за ее пределами, но репутация подпорчена. И еще интересный факт: у них есть планы на международное присутствие, а еще магазин в Нидерландах. И там эту историю можно довести до того, что появятся экономические последствия. В России так не получится. Но осадок, правда, остался. У меня «Вкусвилл» через дорогу, я покупал там все, а вчера сел в машину и поехал в другой район, чтобы купить еды в другом магазине».
Дискуссию вокруг этой проблемы, между тем, можно назвать признаком оздоровления общества — несмотря на ее очевидную болезненность. Вспоминается ситуация с рекламой Reebok, чьей целью было развеять «мифы о традиционно «женских» и «мужских» занятиях». Поток гневных комментариев в соцсетях накрыл светлую идею, маркетолог после скандала ушел из российского филиала Reebok, но массовых протестов против бренда или бойкотов не было. Впрочем, времена были другие — cancel culture еще не практиковали в рунете, призывая «отменять» бренды, поп-исполнителей или блогеров.
Сейчас, глядя на возбужденное состояние пользователей соцсетей, активистов и лидеров мнений, которые не смогли пройти мимо кампании, представившей квир-людей, а затем отказавшейся от них, можно отметить позитивную сторону.
«Хорошая новость в том, что мы сейчас видим эти проблемы. Пять лет назад невозможно было представить, что начнется скандал из-за фотографии квир-семьи и ее удаления. То есть осведомленность людей о том, что в России есть миллионы невидимых и неслышимых людей, появилась относительно недавно, — замечает Карен Шаинян. — Так что это неслучайная кампания, неслучайная фотография, благодаря которой мы наблюдаем переход общества в более цивилизованное пространство. Мне очень нравится реакция на поступок компании. Она говорит о том, что негативные комментарии писали очень специальные люди, ярые гомофобы, которых на самом деле немного, просто они очень шумные. А негативная реакция под вторым постом с извинениями — это реакция широкой аудитории, не только квир-людей и активистов, феминисток. А самая широкая аудитория, которая просто там закупалась ежемесячно. Это здоровая ситуация».