квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде что это
Квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде что это
Прием налоговых деклараций (расчетов), представленных
в электронной форме
159. Прием налоговых деклараций (расчетов) осуществляется налоговыми органами. Налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц также могут быть представлены заявителями в налоговый орган в электронной форме с использованием Единого портала.
160. Прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме осуществляется, если заявитель взаимодействует с налоговым органом в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в налоговом органе, а также если заявитель передал в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или через Единый портал налоговую декларацию (расчет), подписанную усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписью.
161. При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме используются следующие технологические электронные документы: подтверждение даты отправки, информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа, а также уведомление об уточнении.
Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный в электронной форме следующий документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, уведомление об уточнении.
162. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме не позднее дня, следующего за днем ее получения, с использованием программного обеспечения налоговых органов выполняются следующие действия:
1) автоматически проверяется в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной (неквалифицированной) электронной подписи заявителя и проводится расшифровка налоговой декларации (расчета);
2) автоматически формируется извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью МИ по ЦОД и направляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
3) в случае получения налоговой декларации (расчета) из личного кабинета налогоплательщика автоматически формируется подтверждение даты отправки налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью МИ по ЦОД и направляется заявителю через личный кабинет налогоплательщика;
4) налоговая декларация (расчет) автоматически отправляется для дальнейшей обработки в налоговый орган по месту учета заявителя.
163. Налоговая декларация (расчет), направленная в электронной форме, проверяется на наличие оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента.
164. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа.
165. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 19 настоящего Административного регламента, заявителю в порядке и в сроки, установленные пунктом 7 статьи 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется и отправляется по ТКС уведомление с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), о том, что расчет по страховым взносам считается непредставленным, с указанием причин.
166. При отсутствии оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) выполняются с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
регистрируется налоговая декларация (расчет);
формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
167. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Налоговая декларация (расчет) в электронной форме считается принятой налоговым органом, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.
168. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов в случае выявления ошибки в представленной налоговой декларации (расчете) формируется уведомление об уточнении.
169. Отметка о приеме налоговой декларации (расчета), представленной в электронной форме по ТКС, проставляется на копии налоговой декларации (расчета), прилагаемой к соответствующему письменному запросу заявителя, представленному в налоговый орган по месту его учета.
170. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме, которая должна направляться для дальнейшей обработки в другие налоговые органы по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, с использованием программного обеспечения налоговых органов не позднее одного рабочего дня со дня ее получения автоматически:
1) осуществляются действия в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 162 настоящего Административного регламента;
2) налоговая декларация (расчет) направляется для дальнейшей обработки в налоговый орган по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также в иные налоговые органы по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
171. По месту учета заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, при получении от него налоговой декларации (расчета) в электронной форме выполняются действия в соответствии с пунктами 163, 164, 166, 168 настоящего Административного регламента.
173. В налоговом органе по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика не позднее одного рабочего дня со дня получения квитанции о приеме, уведомления об отказе в приеме, уведомления об уточнении направляется соответствующий технологический электронный документ с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), заявителю.
174. Должностными лицами налогового органа, ответственными за выполнение административных действий, входящих в состав административной процедуры, являются:
1) руководитель налогового органа;
2) заместитель руководителя налогового органа, ответственный за организацию и предоставление государственной услуги;
3) руководитель структурного подразделения налогового органа, ответственного за организацию и предоставление государственной услуги;
4) должностное лицо налогового органа, предоставляющее государственную услугу.
175. Критерием принятия решения является наличие (отсутствие) оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента.
176. Результатами предоставления административной процедуры являются:
1) регистрация налоговой декларации (расчета) в налоговом органе, направление заявителю квитанции о приеме и извещение о результате приема налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
2) уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), либо уведомление о том, что расчет по страховым взносам считается непредставленным в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, направленное заявителю в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
177. Фиксация результата предоставления административной процедуры осуществляется путем регистрации и проставления даты в информационных ресурсах ФНС России при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме:
1) налоговой декларации (расчета) в налоговом органе, направление заявителю квитанции о приеме и извещение о результате приема налоговой декларации (расчета);
2) уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), либо уведомления о том, что расчет по страховым взносам считается непредставленным в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как сохранить электронные документы сданных отчетов и представить их контролерам?
Источник: ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
Авторы: ЛюбовьУльянова, к.э.н., Владимир Виноградов, к. ф.-м. н.
1. Документы, подтверждающие факт сдачи отчетности в различные контролирующие органы
1.1 Обмен электронными документами между налогоплательщиком и ФНС
Согласно Порядку (утв. Приказом ФНС от 02.11.2009 №ММ-7-6/534@) представления отчетности в ФНС в электронном виде факт сдачи отчетности в ФНС подтверждается квитанцией о приеме, в которой дата представления документа фиксируется на основании даты, указанной в электронном документе «Подтверждение даты отправки», формируемом спецоператором связи или самим налоговым органом (при отправке непосредственно в налоговый орган).
Факт того, что отчетность без ошибок загружена в информационную базу данных налогового органа, подтверждается электронным документом «Извещение о вводе». Если же в отчетности обнаружены неточности, то ИФНС вышлет «Уведомление об уточнении», получив которое налогоплательщик должен исправить указанные в уведомлении ошибки и повторно выслать декларацию в ИФНС. При этом штрафные санкции за несвоевременное представление отчетности не взыскиваются, так как дата сдачи ранее уже зафиксирована в документе «Подтверждении даты отправки».
Табл. 1. Типы сопровождающих документов, используемых в электронном документообороте с ИФНС
Тип документа
Начало имени файла
Информационное сообщение о достоверности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговый орган
Уведомление об уточнении налоговой декларации
Квитанция о приеме
Форма утв. Приказом ФНС России от 25.02 2009 №ММ-7-6/85@
Подтверждение даты отправки налогоплательщиком (представителем) декларации (расчета) в электронном виде
Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде
Форма утв. Приказом ФНС России от 25.02 2009 №ММ-7-6/85@
Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации
Извещение о получении электронного документа (документов) в электронном виде
Рис. 1. Состав электронных документов, сопровождающих сдачу декларациипо налогу на прибыльв налоговый орган
Как видно из Рис. 1, документооборот включает файлы двух типов:
Порядок обмена документами в электронном виде с ЭЦП между страхователями и Фондом социального страхования, утвержденный Приказом ФСС от 12.02.2010 №19 (в ред. от 14.06.2011), предполагает, что документом, подтверждающим сдачу формы 4-ФСС, является:
При получении квитанции с ошибками Фонд рекомендует внести исправления в форму 4-ФСС (в соответствии с протоколом ошибок) и повторно направить отчет на шлюз ФСС. В этом случае датой представления отчета будет считаться дата, указанная в первой сформированной квитанции за текущий отчетный период.
К документам, сопровождающим отправку формы 4-ФСС в электронном виде, относятся отчеты об ошибках форматного и/или логического контроля (при наличии таковых ошибок), а также квитанция (см. Табл. 2).
Табл. 2. Типы сопровождающих документов, используемых в электронном документообороте с ФСС
Тип документа
Пример имени файла
Отчет об ошибках форматного контроля
3003-7597-7033-01-0000000000.txt, где последние 10 знаков – регистрационный номер в ФСС
Отчет об ошибках логического контроля
1.3 Характеристики электронного документооборота между налогоплательщиком и ПФР
Согласно Распоряжению Правления ПФР от 11.10.2007г. №190р, которым регламентируется электронный документооборот со страхователями, документом, подтверждающим факт представления отчетности в ПФР, является протокол контроля отчетности. Последний может иметь как статус «положительный», означающий, что отчетность считается успешно принятой и «отрицательный», в случае, если в отчетности в ПФР были выявлены ошибки, которые следует исправить и отправить отчетность заново.
Аналогично отчетности в ФНС, сформированные в электронном виде сведения персонифицированного учета и РСВ-1 обычно представляют собой файлы двух типов: «.xml» и «.xml.sig».
Рис. 2. Состав электронных документов, сопровождающих сдачу пакета сведений в ПФР
2. Особенности хранения подтверждающих сдачу документов
Определившись с теми документами, которыми подтверждается факт сдачи отчетности в контролирующие органы, разберемся с местами их хранения/размещения.
Итак, по порядку. Отчетность в ФНС в электронном виде можно представить через:
Если отчетность отправлена через сайт ФНС, то документ сданной отчетности и его ЭЦП, а также подтверждающие ее представление документы должны хранятся на сайте ФНС (см. Рис. 3).
Рис. 3. Отчетность и сопровождающие ее документы, отправленные через Портал ФНС
Все электронные документы, которыми обменивается налогоплательщик, спецоператор (если он участвует в электронном документообороте) и налоговый орган, обычно сохраняются в виде файлов двух форматов: «.xml», и «.xml.sig». Первый документ – это сформированный по установленному формату электронный файл документа. Второй – электронная подпись под документом уполномоченного лица.
Xml-файл можно открыть с помощью браузера, а вот «прочитать» его может только специалист, разбирающийся в форматах документов (см. пример файла на Рис. 4).
Рис. 4. Файл сообщения об ошибке в декларации, поступивший из ФНС
Просмотреть в удобном виде файлы с расширением «.xml.sig», содержащие ЭЦП, можно с помощью специализированного программного обеспечения, позволяющего проверять подписи под электронными документами. Одной и таких известных программ является КриптоАРМ – программа, предоставляющая диалоговый интерфейс для выполнения криптографических операций, таких как шифрование и расшифрование, формирование и проверка электронной подписи и других.
С хранением отчетности в ФСС ситуация несколько иная. Формы 4-ФСС, отправленные в электронном виде, поступают на единый для всей страны шлюз приема, где и хранятся квитанция об их приеме, являющиеся электронными юридически значимыми подтверждающими документами. При наличии ошибок на Шлюзе ФСС также можно найти протокол ошибок форматного и (или) логического контроля.
Рис. 5. Отображение состояния электронного документооборота с ФСС на Шлюзе приема
Для чтения квитанции ФСС предлагает страхователям воспользоваться программой ARM.exe, которая расшифровывает файл квитанции, имеющей расширение «.p7e», подписанный уполномоченным лицом ФСС.
С документами, подтверждающими представление отчетности в ПФР в электронном виде, ситуация тоже имеет свои особенности. Так, завершенный документооборот по персонифицированному учету, по требованиям ПФР, не подлежит хранению на серверах спецоператоров связи. Поэтому страхователи, использующие web-сервисы спецоператоров для отправки и хранения документов и желающие в любой момент просмотреть и при необходимости предоставить проверяющим их деятельность лицам не только саму отчетность в ПФР, но и документы, подтверждающие ее представление, должны своевременно сохранять документы у себя на рабочем месте. Для этого у таких спецоператоров предусмотрена специальная функция «Сохранить все документы и подписи».
Сохраненная на рабочую станцию страхователя отчетность и подтверждающие ее сдачу документы, как уже говорилось ранее, тоже обычно состоит из файлов двух типов: «.xml» и «.xml.sig» (см. Рис. 2). Просмотреть их можно также как и налоговую отчетность с помощью программного обеспечения, позволяющего расшифровывать и проверять подписи под электронными документами, например, программы КриптоАРМ.
Таким образом, для просмотра и надежного хранения документов, подтверждающих сдачу отчетности в контролирующие органы, компаниям рекомендуем:
Для работы с архивом электронных документов компанией «ОВИОНТ ИНФОРМ», разработана программа «Баланс-2: Просмотр электронных документов», позволяющая просматривать электронные документы, подготовленные в соответствии с требованиями ФНС, ПФР и ФСС России и форматами файлов документов для передачи их в электронном виде.
Программа позволяет в удобном для бухгалтера и проверяющего виде просматривать:
Значение квитанции о приеме декларации в электронном виде
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2011, N 12
В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая отчетность может быть представлена хозяйствующим субъектом в инспекцию лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Именно о последнем способе передачи информации и поговорим в рамках данной статьи. Основное внимание будет уделено значению квитанции о приеме декларации в электронном виде. Что это за документ? Кем он выдается, какие неприятности могут произойти в связи с его отсутствием?
Итак, обо всем по порядку.
Разберемся с понятиями
Утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.
В п. 1 данного документа указано, что под квитанцией о приеме следует понимать формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета).
Приложение 1 к Приказу ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.
Форма документа содержится в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.
Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.
В Методических рекомендациях об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи раскрываются следующие понятия:
Что написано пером.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ налоговики не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи по установленному формату, и обязаны передать хозяйствующему субъекту квитанцию о приеме в электронном виде.
Форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином (п. 7 ст. 80 НК РФ).
В силу п. 11 разд. I Порядка при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица налогоплательщика и заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.
Согласно п. 5 разд. I Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через спецоператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ), которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора (п. 4 разд. II Порядка).
Обращаем ваше внимание на то, что, если дата отправки декларации зафиксирована спецоператором в пределах установленного срока, хозяйствующий субъект считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в инспекцию налоговой отчетности, соответственно, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в данном случае не имеется.
В Постановлении от 26.04.2011 по делу N А27-11908/2010 ФАС ЗСО пришел к выводу, что технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.
Организация представила в инспекцию декларацию в электронном виде в установленные сроки. Налоговики не приняли отчетность по причине неоткрытия полученного электронного файла. Однако, имея на руках квитанцию о приеме, а также подтверждение спецоператора, налогоплательщику удалось отбиться от штрафных санкций, установленных ст. 119 НК РФ.
Следует отметить, что подобным образом ФАС ЗСО рассуждал и ранее. В Постановлении от 15.01.2007 N Ф04-8676/2006(29773-А27-42) арбитры пришли к выводу, что сбои в работе Интернета по причине аварии на магистральных каналах связи не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговым органом вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что декларация была своевременно (20.02.2006) представлена обществом для передачи в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи. В связи со сбоем в момент отправки в работе Интернета в результате аварии на магистральных каналах связи, продолжавшимся с 20.02.2006 по 27.02.2006, декларация была получена налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2006.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Арбитражный суд на основании представленных сторонами в материалы дела доказательств установил факт принятия обществом всех зависящих от него мер для своевременной отправки налоговой декларации и сделал вывод об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ.
Согласно Постановлению ФАС МО от 10.11.2010 N КА-А41/13633-10 из-за ошибки спецоператора декларация хозяйствующего субъекта в электронном виде вообще ушла в другую налоговую инспекцию. Однако арбитры, занимая в споре сторону налогоплательщика, указали, что настройку электронного документооборота хозяйствующего субъекта производил спецоператор связи и декларация была отправлена своевременно, следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ в рассматриваемой ситуации неправомерно.
Именно квитанция о приеме декларации в электронном виде, а также протокол входного контроля налогового органа сыграли решающую роль при разрешении спора в пользу налогоплательщика и в Постановлении ФАС ПО от 04.05.2010 по делу N А65-25097/2009.
На основании изложенного приходим к выводу, что при наличии квитанции о приеме декларации в электронном виде, а также документального подтверждения своевременного отправления хозяйствующим субъектом налоговой отчетности специализированному оператору связи последующий сбой в сетях связи и технические ошибки передачи электронной отчетности не могут стать причиной привлечения к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации.
В завершение данного раздела отметим, что п. 1 ст. 111 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В данной норме не оговариваются случаи, когда вину хозяйствующего субъекта исключают ошибки в работе Интернета или иные технические накладки, однако перечень обстоятельств является открытым. Данный вывод следует из пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, согласно которому обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Следовательно, налоговики самостоятельно могут установить обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика, в частности технические ошибки, связанные с отправкой электронной отчетности, в том числе ошибки в работе Интернета.
Несколько слов о Порядке представления декларации в электронном виде
В соответствии с п. 3 разд. II Порядка при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:
Примечание. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.
К сведению. Если хозяйствующий субъект, отнесенный к категории налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ), подал декларацию на бумажном носителе, в определенных случаях избежать штрафа можно (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11482/08).
Рассмотрим озвученный порядок поподробнее, для чего обратимся к Методическим рекомендациям.
Сначала отметим, что в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами (п. 2.4 Методических рекомендаций):
Обмен электронными документами между налогоплательщиком и налоговым органом через спецоператора связи осуществляется в зашифрованном виде, за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке (п. 2.5 Методических рекомендаций). Документы шифруются отправителем для получателя.
Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, а также подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи, осуществляется в открытом виде.
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
В течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс инспекции отчетности в электронном виде контролер выполняет следующие действия (п. 3.13 Методических рекомендаций):
Согласно п. 3.14 Методических рекомендаций квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем поступления, контролер направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (его представителю) через спецоператора.
С помощью приемного комплекса в течение двух часов квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме декларации уполномоченное лицо налогового органа подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов. После этого формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованные для налогоплательщика (его представителя) подписанные ЭЦП налогового органа квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, и направляется налогоплательщику (его представителю) через спецоператора.
В свою очередь, налогоплательщик при получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме декларации не позднее следующего рабочего дня должен сформировать транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя) извещение о получении, и направить его в налоговый орган через спецоператора (п. 3.18 Методических рекомендаций). При этом квитанцию о приеме или уведомление об отказе, подписанные ЭЦП налогового органа, и извещение о получении, подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя), хозяйствующему субъекту следует сохранить.
Как видим, пренебрегать наличием квитанции о приеме декларации в электронном виде не стоит. Именно она в нужный момент может сыграть решающую роль в отстаивании ваших интересов.
В завершение приведем подтверждающую вышесказанное арбитражную практику.
В Постановлении ФАС ЦО от 30.11.2010 по делу N А35-23/2009 рассмотрена следующая ситуация.
Организация через специализированного оператора связи направила в налоговый орган уточненную декларацию по НДС, в которой была исчислена к уменьшению сумма налога в размере 21,5 млн руб.
После этого организация обратилась в инспекцию с письмом, в котором просила произвести уменьшение НДС в соответствии с представленными документами, подтверждающими направление налоговой декларации за проверяемый период и ее получение налоговым органом, а именно: копией справки специализированного оператора, копией подтверждения оператора.
Налоговики сообщили, что указанная декларация в инспекцию не поступала, поскольку данный файл отсутствует в реестре как принятых, так и ошибочных файлов, и разъяснили, что при отсутствии ошибок налогоплательщику направляется электронная квитанция о приеме отчетности, однако данный документ у налогоплательщика отсутствовал.
Посчитав, что налоговый орган удалил с сервера полученные от налогоплательщика электронные документы, организация обратилась в суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что обществом не представлены доказательства удаления налоговым органом с сервера электронных документов. Доводы организации основаны на заключении эксперта, который посчитал файл удаленным только на основании сведений о его отсутствии на сервере налогового органа.
Сославшись на положения Порядка и Методические рекомендации, ФАС ЦО указал, что в течение суток с момента отправки налоговой декларации (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен был получить квитанцию о приеме налоговой декларации и протокол входного контроля. Однако данные документы налогоплательщиком получены не были.
Таким образом, утверждение организации об удалении налоговым органом электронного документа с сервера не нашло подтверждения в ходе рассмотрения спора в судебных инстанциях.
В результате в удовлетворении требований организации о признании действий инспекции незаконными было отказано.