Петербургский нефтяной терминал акции
Скигин с Трабером отмоют деньги на петербургском нефтяном терминале
В Петербурге началось строительство нового нефтяного терминала. Старт проекту стоимостью свыше 15 млрд рублей дал лично губернатор Северной столицы Александр Беглов. Строительством займётся владелец прежнего терминала – АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), структура, которая, по данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит нескольким компаниям, зарегистрированным на Кипре.
Однако в Питере ПНТ многие больше знают как часть неофициальной истории «бандитского Петербурга», где воедино сплелись интересы криминальных структур, легального бизнеса и городских чиновников. Достаточно сказать, что именно борьба за контроль над ПНТ, судя по всему, привела к краху «ночного губернатора» Петербурга и одного из самых известных криминальных авторитетов страны Владимира Кумарина-Барсукова.
После развала Советского Союза основные мощности по перевалке нефтепродуктов оказались в странах Балтии. Российская власть и российский бизнес были прямо заинтересованы в создании собственного нефтяного «окна на Запад», отчего было принято решение построить в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» современный терминал. Проект получил говорящее название «Золотые ворота», а его учредителем стали мэрия Санкт-Петербурга и компания «Киришинефтехимэкспорт», в которой, кстати, работал будущий олигарх Геннадий Тимченко. В то время этот морской порт был одним из главных каналов, по которому из страны уплывали за рубеж природные ресурсы, а взамен в Россию шёл поток дефицитного импорта. Процветали различные серые схемы и откровенная контрабанда. Люди, которые контролировали порт, быстро становились сказочно богатыми, вот только зачастую они долго не жили – конкуренты наступали на пятки.
Потому проект «Золотые ворота» многим показался символом возвращения государства в стратегическое пространство морского порта. В 1995 году было основано предприятие «Петербургский нефтяной терминал», которое стало оператором проекта. Фирма получила нефтебазу в аренду на 20 лет, по неподтверждённым слухам – с ежегодным арендным платежом в размере 50 тыс. долларов. По данным отчётности, совет директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ЗАО «ПНТ») возглавил Илья Трабер, вместе с которым в совет вошли такие известные в Петербурге фигуры, как Дмитрий Скигин и Сергей Васильев.
Судьба Антиквара
Илья Трабер по сей день считается одним из самых влиятельных предпринимателей Северной столицы. Свой путь к вершинам бывший офицер атомохода «Красногвардеец» начал с должности бармена пивного заведения в центре Петербурга. Уже тогда Трабер, как говорят, активно интересовался антиквариатом, который тащили в бар запойные обитатели исторического центра. Кроме того, Трабер свёл близкое знакомство со стоявшими на «воротах» этого и соседних ресторанов швейцарами и вышибалами, которых набирали преимущественно из числа борцов и боксёров. Позже, в годы перестройки, именно из этой публики вырастут первые криминальные «бригады», а Трабер получит в соответствующих кругах авторитет и известность под прозвищем Антиквар. Кстати, именно на почве любви к искусству Трабер близко сошёлся с тогдашним мэром Петербурга Анатолием Собчаком, который начал всячески благоволить новому приятелю. Вскоре Трабер стал одной из главных фигур на рынке антиквариата Северной столицы и продолжил бизнес-карьеру, очередным этапом которой и стала должность в совете директоров ЗАО «ПНТ».
Позже Трабер возглавил также совет директоров ЗАО «ОБИП» (Объединение банков, инвестирующих в порт), получившее полномочия по управлению всем морским портом Петербурга и завершившее эпоху гангстерского хаоса вокруг морских ворот города (кстати, под его началом трудился нынешний глава «Газпрома» Алексей Миллер). В начале нулевых Трабер перебрался в Европу, но был вынужден вернуться в Россию после того, как испанский суд объявил его в международный розыск за отмывание денег для малышевской ОПГ. Проводившая расследование его деятельности «Новая газета» называет Илью Трабера теневым хозяином Выборга.
Любитель «Роллс-Ройсов»
Личность другого члена совета директоров ПНТ ещё более интересна. Сергей Васильев является одним из трёх известных братьев-боксёров. «Сергей первым из братьев был осуждён. В 1974 году в возрасте 19 лет его приговорили к пяти годам заключения за изнасилование. Отсидел три года и вышел условно-досрочно. Милиция считает, что тогда-то и стала формироваться команда братьев Васильевых. Поначалу, как полагают убоповцы, братья сделали ставку на напёрсточников и видеобизнес. Точнее, на новинку 80-х – видеосалоны. И в самом скором времени ежедневный доход братьев, как рассказывают милиционеры, уже мог приближаться к миллиону рублей», – процитируем мы автора «Бандитского Петербурга» Андрея Константинова. Далее Васильевы заинтересовались автобизнесом, а сам Сергей заработал нешуточную для 90-х репутацию «первого кулака на Невском проспекте». Возможно, эти качества и сыграли в конце концов с Сергеем Васильевым злую шутку – даже остепенившись и став одним из хозяев морского порта Петербурга, вчерашний боксёр готов был драться за свой кусок так же отчаянно, как в голодные 90-е. 5 мая 2006 года в одной из самых оживлённых частей исторического Петербурга, в двух шагах от Каменноостровского проспекта, его Rolls-Royce Phantom и джип с охраной расстреляли киллеры. За несколько секунд двое автоматчиков проделали в машине 48 пулевых отверстий. Однако Васильев, провалявшись в коме несколько недель, всё-таки выжил. Покушение связали как раз с Петербургским нефтяным терминалом – незадолго до этого на предприятие была совершена рейдерская атака, и крупнейший нефтяной терминал города чуть было не переписали на новых владельцев.
По слухам, тогда были подключены связи Ильи Трабера, уходящие в кабинеты Кремля. В результате сверху последовала команда «мочить» обидчиков. Вскоре следователи отрапортовали, что рейдеры были связаны с тамбовской ОПГ, а за покушением на Васильева стоит легендарный «ночной губернатор» Петербурга Владимир Кумарин-Барсуков (Кум). Нашлись даже свидетели, утверждавшие, что, узнав про выжившего Васильева, Кум якобы пообещал, что «всё равно его достанет». Но вышло наоборот – история стала крахом карьеры именно Кумарина. За покушение на Васильева он получил 23 года лишения свободы. Сам же Васильев проживает на Каменноостровском проспекте в историческом доме, где некогда были личные покои эмира Бухарского. Васильев по-прежнему предпочитает «Роллс-Ройсы», хотя, бывает, передвигается по городу и на вертолёте, частенько садящимся возле Петропавловской крепости.
Семейное дело
Впрочем, всё это хоть и недавняя, но уже история. Теперешний же ПНТ тесно связан с Дмитрием Скигиным и его сыном Михаилом. Дмитрий Скигин начинал с экспорта леса в Карелии, однако по-настоящему богатым стал после того, как занялся нефтяным бизнесом. Согласно отчётам об итогах выпуска ценных бумаг, Дмитрию Скигину в середине 90-х годов принадлежала компания «Сигма», которая, в свою очередь, владела 66% в ЗАО «Совэкс». «Совэкс» же был создан на базе имущественного комплекса горюче-смазочных материалов аэропорта Пулково, говорится на сайте аэропорта. То есть если раньше заправкой самолётов занималась простая служба, то с образованием «Совэкса» служба превратилась в фирму, а прибыль от заправки авиаперевозчиков стала доставаться не государству, на тот момент стопроцентному акционеру Пулкова, а Дмитрию Скигину и его партнёрам.
В конце 90-х Дмитрий Скигин выехал с семьёй на Запад, а в 2003-м он умер от онкологического заболевания, оставив свои активы сыну Михаилу. С тех пор именно Михаил Скигин является главным двигателем всех проектов, связанных с Петербургским нефтяным терминалом. Именно он вместе с Бегловым в сентябре 2021 года и дал старт строительству нового нефтяного терминала. И очевидно, что городских чиновников ничуть не смущает тот факт, что деньги на крупнейший инфраструктурный проект пойдут со счетов странных кипрских фирм. Ведь все прекрасно понимают, какое происхождение у этих денег и кому они, по сути, принадлежат.
…Неудачное продолжение сериала «Бригада» под названием «Бригада. Наследник» рассказывало про то, как сын Саши Белого, приехав в Россию, бегает с пистолетом, разыскивая своего отца. Лучше бы показали, как он подписывает контракты с крупнейшими корпорациями, во главе которых сидят старые друзья Александра Белова. Не так интересно, конечно, зато гораздо ближе к истине.
Россия начнет морскую перевалку редкого нефтепродукта и удвоит его экспорт. Это часть плана основного владельца «Петербургского нефтяного терминала».
О создании мощностей для морской перевалки 1 млн тонн алкилата в год в «Петербургском нефтяном терминале» сообщили 47news 2 ноября. Это должно произойти в 2023 году, когда завершится модернизация старой части терминала, построенной в начале второй половины прошлого века. Работы начнутся в конце 2021 года, проект уже подготовили специалисты ООО «Салаватнефтехимпроект» Дамира Шавалеева.
Председатель совета директоров ПНТ Михаил Скигин рассуждает не в такой категоричной форме:
— Ваши планы про алкилат интригуют…
— Я понимаю. Наш проект заключается в модернизации устаревшей базы. Сегодня ее основную загрузку обеспечивает дизельное топливо. Но будущее всегда немного неизвестно, поэтому лучше использовать возможность, которую дают современные технологии: одной установкой, помимо дизельного топлива, принимать и другие нефтепродукты. Мы длительное время думали, на какие ориентироваться, привлекали консультантов, и пришли к выводу, что с учетом прогнозов при реконструкции имеет смысл предусмотреть возможность перевалки, в том числе, до 1 млн тонн алкилата в год.
— Где же вы его возьмете, к тому же, в таком количестве?
Осмотрителен в оценках и эксперт. Профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Фадеев говорит:
Будущая реконструкция ПНТ вызывает публичное волнение у экологов, которые уже сейчас чувствуют нехорошие запахи, связывают их с терминалом и говорят, что после реконструкции будет только хуже. Поэтому возможное появление нового продукта нефтехимии в петербургском порту я попросил прокомментировать заведующего лабораторией экологической безопасности морского транспорта ЦНИИ Морского флота Алексея Иванчина:
Лев Годованник для 47news
Справка:
Семья Скигина получила контроль над Петербургским нефтяным терминалом
Дмитрий Скигин, который вместе с Ильей Трабером владел несколькими нефтяными предприятиями в Петербурге, в том числе фирмой «Совэкс Пулково» (контролировала заправку самолетов в аэропорту Пулково) и Петербургcким нефтяным терминалом (ПНТ), незадолго до смерти, в 2000 году, договорился о разделе активов, сохранив за собой долю в ПНТ. Об этом в интервью РБК рассказал его сын и наследник Михаил Скигин.
«Отец отдал, например, [топливно-заправочную компанию] «Совэкс Пулково», другие активы плюс еще много денег этому человеку, Траберу. При этом отец остался с нефтяным терминалом, который на тот момент был в плачевном состоянии. Думаю, что ему было намного важнее избавиться от каких-либо неприятных встреч и какой-либо зависимости в пользу возможной свободы», — рассказал Михаил Скигин, который вместе с братьями и сестрой унаследовал активы отца после его смерти в 2003 году.
Трабер, в середине 1990-х годов считавшийся монополистом на рынке торговли антиквариатом в Санкт-Петербурге, стал фигурантом громкого дела о «русской мафии» в Испании в 2008 году, но местной полиции не удалось его арестовать, потому что в это время он находился за пределами этой страны. С тех пор Трабер объявлен Испанией в розыск.
В мае 2006 года на еще одного совладельца ПНТ, Сергея Васильева, было совершенно покушение: его автомобиль расстреляли из автоматов, было выпущено 50 пуль, один из его охранников погиб. Это покушение следствие связывало с рейдерской атакой на ПНТ, которая была предпринята группой Владимира Барсукова (Кумарина) — лидера Тамбовской ОПГ. В августе 2016 года Санкт-Петербургский городской суд признал Кумарина виновным в организации покушения на Васильева и приговорил его к 23 годам лишения свободы.
«Это была совершенно беспредельная история, стрельба средь бела дня перед самым саммитом «Большой восьмерки» в Петербурге, да еще и недалеко от школы», — комментирует Скигин. При этом он утверждает, что Васильев с 2003 года не участвовал в управлении ПНТ, а затем продал ему свою долю. «Мажоритарный пакет — у семьи», — добавил он.
По словам Скигина-младшего, решение его отца оставить себе терминал было «достаточно смелым»: он начал приносить «существенные деньги» только после 2004–2005 годов. В середине 2000-х годов он стал крупнейшим нефтеналивным терминалом на северо-западе России, через него поставлял нефтепродукты в том числе бизнесмен Геннадий Тимченко, который вместе с партнерами приобрел «Кинэкс» — экспортную «дочку» Киришского НПЗ.
Нефтяной магнат Петербурга «положил глаз» на Пулково?
Компания «Юлмарт» обязана вернуть около 30 млн. долларов панамской Ledaro, подконтрольной владельцу Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Михаилу Скигину. Такое решение принял Лондонский международный арбитражный суд, сообщает корреспондент The Moscow Post.
При этом сам Михаил Скигин заявил, что у него нет желания банкротить онлайн-ритейлера, но и оставаться кредитором «Юлмарта» у бизнесмена нет желания. Одним из вариантов возврата долга может стать передача Ledaro части акций «Юлмарта» или недвижимости, под залог которой и брался кредит.
Вполне возможно, за атакой на онлайн-магазин мог стоять все тот же Скигин, заинтересовавшийся принадлежащими «Юлмарту» участками земли в престижных районах Петербурга.
С друзьями так не поступают
После развала СССР и отделения прибалтийских стран, где были сосредоточены основные мощности по транспортировке нефти и нефтепродуктов на экспорт, ПНТ стал крупнейшей перевалочной базой нефтяного экспорта.
Тот же Киришский нефтеперерабатывающий завод с терминалом связывал нефтепровод. К моменту вступления в наследство Михаил Скигин оценивал стоимость ПНТ примерно в 400 млн. долларов, хотя эксперты называли цифру в 1,5 – 2 раза выше.
Скигин-старший, занимавшийся до этого торговлей леса в Карелии, а затем контролировавший заправку самолетов в петербургском аэропорту Пулково, вошел в совет директоров построенного в морском порту города по инициативе тогда еще мэрии Санкт-Петербурга ПНТ в 1996 году. Возглавил совет директоров Илья Трабер, которого слухи упортно связывали с лидером тамбовской ОПГ Владимиром Барсуковым (Кумариным).
Свою трудовую биографию у Дмитрия Скигина начинали нынешний председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Работал со Скигиным-старшим и глава «Газпрома» Алексей Миллер, который в 1998–1999 годах он был директором по развитию и инвестициям ЗАО «ОБИП», которое управляло морским портом Петербурга.
Но то ли слухи сильно преувеличивают близость Скигина-старшего к президенту и его друзьям, то ли на сына она не распространяется, но, начиная с 2010 года ПНТ стремительно теряет свои позиции на рынке. Именно в это время в порту Усть–Луга заработал нефтяной терминал АО «Усть–Луга Ойл», принадлежащий компаниям, аффилированным с Геннадием Тимченко. Говорят, что поначалу строить терминал в Усть-Луге намеревался ПНТ, но потом отказался от этой идеи. Совет директоров компании Скигина тогда возглавлял Александр Дюков.
Петербургский нефтеналивной терминал
В итоге перевалка нефтепродуктов через Большой порт Санкт–Петербург, а у него есть один существенный недостаток – он на зиму замерзает, с вводом незамерзающего порта в Усть-Луге начала сокращаться. Именно через Усть–Лугу осуществляют экспортные поставки «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть». Если раньше грузооборот ПНТ составлял 12,2 млн т, по итогам 2015 года он едва превысил 7 млн т, а в 2016-м году еще упал на 33%.
В поисках нового источника дохода
Михаил Скигин
По данным западных СМИ этот дом принадлежит младшему брату Михаила Скигина
Одним из них стала компания «Санкт-Петербургская платная дорога». Ею владеет учрежденная в 2014 году московская компания ООО «Платная дорога», бенефициарами которой называют структуры, связанные с семьей Скигина через довольно запутанную цепочку офшорных фирм.
Так, по данным СПАРК, учредителем «Платной дороги» является кипрская компания Tollway Limited, принадлежащая в равных долях гражданину России Роману Белоусову (он же является генеральным директором «Платной дороги») и панамской Magalo Investments. Компанию Magalo Investments возглавляют лихтенштейнские юристы Маркус Хаслер и Грэхем Смит.
Эти же юристы выступали номинальными управляющими многих офшорных компаний, действовавших в интересах Дмитрия Скигина, в том числе Horizon International Trading AG. В всяком случае так утверждал Роберт Эринджер. Он в 2002 был нанят наследным принцем Монако Альбером выяснить происхождение капиталов российского бизнесмена Алексея Федорычева, который собирался приобрести футбольный клуб «Монако».
В итоге разразился скандал, поскольку Эринджера утверждал, что «русская мафия» отмывает в Монако деньги через офшорные компании. Главным «фигурантом» в расследовании Эринджера стал Дмитрий Скигин и его компания Sotrama, материнская структура Horizon International Trading.
Как утверждает издание РБК и господин Белоусов тесно связан с семейством Скигиных и является их доверенным лицом.
Заманчивая недвижимость «Юлмарта»
Но еще до появления на горизонте варианта с «Платными дорогами», Михаил Скигин начал присматриваться к «Юлмарту», а точнее к нескольким участкам земли, которые компания приобрела в Петербурге.
Еще до кризиса в марте 2013 года в Петербурге планировалось строительство 14 гипермаркетов оптовой и розничной торговли сети «БигБокс». Для этого компания приобретеля земельные участки на Пискаревском и Шафировском проспектах, Пулковском шоссе и Софийской улице северной столицы.
Впрочем, господин Скигин готов вести переговоры и взять свои деньги, что называется натурой. Конечно, акции «Юлмарт» тоже подойдут, но на ритейлера подали в суд иски о признании его банкротом несколько компаний, включая «Сбербанк». А вот земля – куда более надежный актив.
И, добавим, куда более перспективный. К Пулковскому шоссе, расположенному рядом со знаменитыми Пулковскими высотами, сегодня присматриваются многие девелоперы. Долгое время здесь было запрещено строительство – рядом аэропорт и Пулковская обсерватория. Но в последнее время все чаще идут разговоры о том, что здесь все же начнется жилищное строительство и появятся элитные коттеджи. Существует даже несколько проектов застройки, но пока их реализацию блокирует Росавиация и астрономы – новостройки могут мешать работе высокоточного оборудования обсерватории и аэропорта.
Не менее привлекателен, но уже для строительства многоквартирных домов участок на севере Петербурга в районе Пискаревского и Шафировского проспекта. Так что игра стоит свеч и, возможно, корень проблем «Юлмарта следует искать именно в этом интересе господина Скригина в новом источнике дохода.
Беглов запустил в Петербурге многомиллиардный инвестпроект
«Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) начал реконструкцию своей инфраструктуры в Большом порту Санкт-Петербурга. Как сообщает пресс-служба компании, ПНТ вкладывает в проект реконструкции 5 млрд руб. Это не первый крупный проект в Большом порту, анонсируемый за последние месяцы. Несмотря на планы по переносу Большого морского порта за пределы Петербурга, стивидоры продолжают инвестировать в эту территорию.
Растущие отчисления
Как рассказали в пресс-службе ПНТ, реконструкция коснётся «старой» части терминала, которая занимает порядка 11 га в Большом порту Петербурга. Проект предполагает строительство на ее месте современного комплекса по перевалке широкого спектра нефтепродуктов. Компания планирует возвести современные резервуары для хранения нефтепродуктов, сливную эстакаду, а также рекуператоры (приточно-вытяжная вентиляция) и пароуловители.
«Мы дали старт одному из крупнейших инвестиционных проектов города. К 2025 году Петербургский нефтяной терминал станет не только одним из самых мощных предприятий на Балтике, но и более экологичным и безопасным», — сказал губернатор Александр Беглов после церемонии закладки нового комплекса хранения и перевалки нефтепродуктов.
По словам председателя совета директоров АО «Петербургский нефтяной терминал» Михаила Скигина, налоговые отчисления компании в бюджет города за последние 5 лет выросли в три раза, а реконструкция терминала позволит увеличить их ещё больше. «Сегодня это 1,2 миллиарда рублей ежегодно. Благодаря инвестициям, мы собираемся планомерно повышать этот уровень. Кроме того, реконструкция терминала позволит создать порядка 100 высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест», — сказал Михаил Скигин.
Первый битумный морской терминал
Ранее о планах построить первый в России битумный морской терминал в порту Петербурга сообщила Балтийская топливная компания (БТК). Как отметила пресс-служба компании, БТК направит 1 млрд руб. заёмных средств на создание двух очередей совокупным объёмом резервуарного парка 43,8 тыс. куб. м. Реализация проекта даст возможность БТК помимо мазута и дизельного топлива вести перевалку, хранение битума и гудрона, производить модифицированные битумы с добавлением пластификатов, а также увеличить объёмы перевалки грузов.
Битумы — нефтяные продукты, которые используются в строительной отрасли. В России сегодня есть битумные терминалы, однако они находятся не в портовых зонах.
Проект переноса порта
Запуск новых инвестпроектов в Большом порту Петербурга проходит на фоне обсуждения его переноса в Ленобласть. Напомним, с такой инициативой выступил совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. В марте он направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил перенести порт в Усть-Лугу, а на его месте построить жилье, коммерческие помещения и объекты социальной инфраструктуры и культуры. Стоимость проекта бизнесмен оценил в 440 млрд руб. Позднее суммарно проект переноса порта оценили в 550 млрд руб.
Стивидоры Большого морского порта скептически отнеслись к идее. В пресс-службе Первой портовой компании Лисина проект назвали «нецелесообразным», а «Уралкалий» оценил в 10 лет срок, который может понадобиться на перенос терминалов.
Тем не менее, первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил проработать проект Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу совместно с властями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Как сообщил РБК Петербург источник, близкий к обсуждению проекта, решение по переносу порта ещё не принято; федеральные ведомства публично не высказывали свою позицию о данном проекте. В пресс-службе правительства России не ответили на запрос РБК Петербург о проекте переноса порта.
Справка
«Петербургский нефтяной терминал» основан в 1995 году. Это один из крупнейших российских терминалов по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе. По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», АО «Петербургский нефтяной терминал» принадлежит нескольким компаниям, зарегистрированным на Кипре. Прибыль компании за 2020 год составила 2,4 млрд руб., что на 1 млрд больше, чем прибыль в 2019 году. По данным самой компании, пропускная способность терминала — 10 млн тонн в год. В 2020 году было отгружено 9,2 млн тонн нефтепродуктов.
Большой порт Санкт-Петербург расположен в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы. В 2020 году его грузооборот составил около 60 млн тонн. Помимо ПНТ, крупнейшими стивидорами порта являются Первый контейнерный терминал и «Петролеспорт», принадлежащие Global Ports; а также Контейнерный терминал Санкт-Петербург и Морской порт Санкт-Петербург, которые входят в Первую портовую компанию Владимира Лисина.