Петрович акции на бирже
«Петрович» обезопасил все сделки на бирже профессионалов с помощью ИИ
DIY-ретейлер «Петрович» запустил онлайн-верификацию пользователей на бирже по поиску мастеров — «ПроПетрович». Внедрение элементов искусственного интеллекта (ИИ) позволит обезопасить все сделки, совершаемые на платформе, и защитить пользователей от случаев мошенничества.
Биржа «ПроПетрович» — бесплатный сервис, где заказчик может найти профи в сфере строительства и ремонта, а мастер — бесплатно получить интересные предложения по работе. Сегодня на бирже зарегистрировано 34 100 специалистов по ремонту, строительству и дизайну.
Идентификация личности реализована на базе машинного обучения — биометрических технологий и автоматического распознавания текста (OCR). Система анализирует фотографии на предмет использования графических редакторов, сверяет лицо на селфи с фотографией в документе, оцифровывает паспортные данные и удостоверяет, что документ существует, не был утерян или украден.
«Для онлайн-сервиса безопасность — ключевой и необходимый параметр роста, — уверен Игорь Заиченко, руководитель маркетинговых проектов в СТД „Петрович“. — Это решение значительно упростило процесс проверки пользователей, сделало его удобным и эффективным для компании».
Ранее сообщалось о том, что онлайн-продажи стимулируют финансовый рост СТД «Петрович».
Кроме того, «Петрович» сохранил темпы роста без открытия новых магазинов.
DIY-ретейлер «Петрович» запустил онлайн-верификацию пользователей на бирже по поиску мастеров — «ПроПетрович». Внедрение элементов искусственного интеллекта (ИИ) позволит обезопасить все сделки, совершаемые на платформе, и защитить пользователей от случаев мошенничества.
Биржа «ПроПетрович» — бесплатный сервис, где заказчик может найти профи в сфере строительства и ремонта, а мастер — бесплатно получить интересные предложения по работе. Сегодня на бирже зарегистрировано 34 100 специалистов по ремонту, строительству и дизайну.
Идентификация личности реализована на базе машинного обучения — биометрических технологий и автоматического распознавания текста (OCR). Система анализирует фотографии на предмет использования графических редакторов, сверяет лицо на селфи с фотографией в документе, оцифровывает паспортные данные и удостоверяет, что документ существует, не был утерян или украден.
«Для онлайн-сервиса безопасность — ключевой и необходимый параметр роста, — уверен Игорь Заиченко, руководитель маркетинговых проектов в СТД „Петрович“. — Это решение значительно упростило процесс проверки пользователей, сделало его удобным и эффективным для компании».
Ранее сообщалось о том, что онлайн-продажи стимулируют финансовый рост СТД «Петрович».
Кроме того, «Петрович» сохранил темпы роста без открытия новых магазинов.
«Петрович» обезопасил все сделки на бирже профессионалов с помощью ИИ
Вам везёт, «Петрович»: как владельцы сети строймаркетов зарабатывают миллиарды, но экономят на партнёрах
В Санкт-Петербурге более сотни водителей-частников из службы доставки сети магазинов «Петрович» устроили забастовку из-за низких расценок и условий труда, которые они называют рабскими. Только после этого топ-менеджеры компании пообещали им прибавку. Эта ситуация выглядит странной, учитывая, что сами владельцы «Петровича» зарабатывают миллиарды, а дистанционная торговля стройматериалами в 2020 году сделала их ещё богаче. Лайф выяснил, как живут бизнесмены и их родственники.
Коллаж © LIFE. Кадр из видео YouTube / Арсений Николаев, © ffspb.org
Утром 29 марта на Таллинском шоссе в Петербурге толпа мужчин в зелёных жилетах вышла бастовать против расценок на доставку в компании «Петрович». Мероприятие прошло по-питерски интеллигентно — без громких лозунгов, погромов офисов и стычек с охраной и менеджерами. Участники шествия назвали акцию «совещанием». Это возымело результат: владельцы бизнеса передали водителям, что, мол, с апреля расценки собираются повысить.
Забастовка водителей сети «Петрович». Фото © VK / Транспортный КОЛЛАПС, Красное Село
Весь транспорт, развозящий продукцию гипермаркета, принадлежит частникам, и они не являются наёмными сотрудниками компании. С «Петровичем» сотрудничает около двух тысяч человек. С каждым из них заключают договор возмездного оказания услуг, как с ИП.
В компании заявили, что возмущение перевозчиков было локальным, в Москве и других городах подобные акции не проводились.
— Для нас это было полной неожиданностью, поскольку мы дорожим сотрудничеством с нашими перевозчиками и стараемся создавать им лучшие условия. «Петрович» не зарабатывает на доставке, водитель получает всю сумму за перевозку товара. Да, в прошлом году мы не пересматривали тарифную ставку, и, поскольку расходы водителей за год выросли, некоторые наиболее инициативные сотрудники стали решать вопрос таким образом, — сообщили Лайфу представители компании.
«Петрович» пересмотрит ставки уже в ближайшее время, однако в компании ещё не знают, как сделать так, чтобы не перекладывать расходы на плечи конечного потребителя.
Развозчики «Петровича» уже давно жалуются на корпоративных форумах на менеджеров, сверхнагрузки, низкие расценки и высокие штрафы.
— Поработал в этой конторе на юго-востоке Москвы. Проблем действительно много. Российский маркетинг повсюду: одни кумовья и родственники, причём в прямом смысле, — пишет один из сотрудников компании по имени Пётр.
Водитель, работавший в компании «Петрович» в районе Новорязанского шоссе в Москве, утверждает, что начальство ведёт себя по-хамски с рядовым персоналом. Кроме того, по его словам, сотрудникам нередко сильно занижают премиальную часть зарплаты из-за штрафов в несколько тысяч рублей.
— Штрафы от зарплаты на 2–4 тыс. рублей каждый месяц за коллективные косяки. Кладовщики воруют продукцию, битое-ломаное вешают на водителей и втихую подсовывают покупателям. Обеды бесплатные, но убогие, форма такая, что ноги болят (ботинки со стальными носами за 600 рублей), — признаётся ещё один бывший сотрудник «Петровича» Алексей.
Кадр из видео YouTube / Арсений Николаев
Судя по показателям, «Петрович» может себе позволить поднять расценки для водителей-партнёров: за последние пять лет выручка и чистая прибыль компании растут в среднем на 20% ежегодно, и по итогам 2020 года оборот уже достиг отметки 73,5 млрд рублей. Чистая прибыль оценивалась почти в три миллиарда рублей. Отчасти «Петровичу» помогла пандемия — засевшие дома на изоляцию люди стали делать ремонты, строительные рынки были закрыты, поэтому дистанционная торговля процветала. Заработать несколько сотен миллионов рублей компании позволили и госзаказы на поставку стройматериалов.
От бетономешалки до миллиардной корпорации
Сегодня под брендом «Петрович» работает целая группа фирм, состоящая из производителей стройматериалов и торговых площадок. По сути, можно говорить о семейной компании с питерской пропиской, созданной в конце 90-х выпускником Санкт-Петербургского политехнического университета Андрианом Мельниковым и его старшим партнёром Александром Берёзкиным. Компаньонов помимо деловых связывают и родственные отношения. Мельников приходится супругом приёмной дочери Берёзкина.
Предприниматели начинали с торговой базы по продаже цемента, позднее бизнес разросся до сети магазинов стройматериалов. Долгое время холдинг ограничивался работой в пределах Петербурга и его окрестностей, только в 2014 году сеть вышла за пределы Северо-Западного региона, открыв базу в Твери, а в мае 2015-го — в Москве. С 2017 года «Деловой Петербург» ежегодно включает бизнесменов в свой рейтинг миллиардеров.
Совладелец сети «Петрович» Андриан Мельников Фото © dp.ru
В январе 2021 года стало известно, что Берёзкин и Мельников засветились в списке обладателей гражданства Мальты. Лайф нашёл ещё одну интересную деталь: полные тёзки Александра Берёзкина и его жены Елены Берёзкиной проживают в городке Уотерфорд Тауншип в американском штате Мичиган. Об этом свидетельствуют данные американского реестра недвижимости.
Генератором идей в компании оказался младший партнёр — Андриан Мельников. С его подачи появилось и название компании — это отчество носила его мать, Александра Петровна. Кстати, до 2015 года часть бизнеса была оформлена именно на неё.
Основной доход партнёрам приносят их строительные гипермаркеты. Однако для них это уже не единственный канал. Бизнесмены запустили вспомогательные производства, которые обеспечивают «Петровича» дешёвыми стройматериалами.
Например, Мельников с Берёзкиными владеют деревообрабатывающим заводом ДОЗ № 1. Предприятие зарегистрировано шесть лет назад, и уже к прошлому году его выручка превысила полмиллиарда рублей.
Металлобаза «Петроцентр». Фото © petrocenter.ru
Кроме пиломатериалов партнёры торгуют прокатом: их металлобаза «Петроцентр» в 2019 году показала выручку почти 2,5 млрд рублей. Также у них есть производство строительных смесей, различных конструкций и т.д. Всего в семейном бизнесе на сегодняшний день участвует десять компаний.
Бизнесмены сами занимаются собственным PR. С 2013 года они выпускают корпоративную газету «Вам везёт!». Она выходит в Москве, Новгороде, Петрозаводске, Твери. В 2015 году печатное издание привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая оштрафовала газету за нарушение законодательства о рекламе и требований к установке рекламных конструкций. Последние пару лет дела у издательства идут не очень, оно приносит владельцу только убытки.
Несмотря на внешне стройную и почти безупречную историю создания бизнес-империи «Петрович», есть в ней и чёрные страницы. Лайф, например, обнаружил десятки жалоб на компанию в базах Фрунзенского и Выборгского районных судов Санкт-Петербурга, а также в горсуде.
Уотерфорд Тауншип. Фото © google.com / maps
Один из судебных исков касался некачественного трубопроводного крана, купленного в строительной сети, из-за которого могла произойти протечка в квартире. Хозяйке пришлось выплатить соседям около 300 тысяч рублей по решению суда. За женщину вступилось Общество по защите прав потребителей Санкт-Петербурга и потребовало у «Петровича» возместить ей этот ущерб. Суд встал на сторону покупательницы.
Против компании также возбуждались административные дела. Их рассматривали городской суд Санкт-Петербурга и Фрунзенского района. «Петровича» наказали по редкой статье 19.29 КоАП (незаконное привлечение бывшего или действующего госслужащего к выполнению работ или оказанию услуг). Другие нарушения касались несоблюдения требований по охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2 КоАП РФ).
Рынки рухнули из-за нового штамма COVID. Что происходит
В пятницу по мировым фондовым рынкам прокатилась волна распродаж. Падение котировок началось в Азии — индексы бирж Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Китая упали в диапазоне 0,3–2,7%. Затем мощным снижением начались торги на Московской бирже, индекс которой в первую минуту сессии потерял 3,7%. В течение дня падение главного индикатора российского рынка акций ускорялось до 3,85%.
Волна не обошла стороной и европейские рынки. К 16:40 мск немецкий индекс DAX упал на 3,05%, британский FTSE 100 — на 2,89%, а Euro Stoxx 50 — на 3,48%. В лидерах падения здесь оказались акции авиакомпаний и туристических холдингов. Так, котировки International Consolidated Airlines Group, в которую входит авиакомпания British Airways, упали в Лондоне на 20,9%, британского лоукостера EasyJet Airline Company — на 18,9%, бумаги немецкой Lufthansa потеряли около 10% стоимости.
Что привело к распродажам
По мнению аналитиков, главная причина столь мощного негатива — опасения по поводу нового штамма коронавируса COVID-19. 26 ноября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) созвала чрезвычайную встречу из-за южноафриканского штамма коронавируса, который был обнаружен в Ботсване, ЮАР, Израиле и Гонконге. Предполагается, что он более заразен и отличается большим количеством мутаций. На этом фоне Великобритания, Сингапур, Израиль и ряд других стран прекратили авиасообщение с несколькими африканскими государствами.
До сих пор опасения инвесторов из-за очередного всплеска заболеваемости в Европе и США смягчали позитивные ожидания от прививочной кампании, а также данные исследований уже известных вирусологам штаммов COVID-19, отмечают в инвесткомпании «Фридом Финанс». С появлением новой модификации вируса неопределенность вновь усиливается, поэтому инвесторы предпочитают свести к минимуму покупки рисковых активов, сказано в обзоре компании.
«Очередную коррекционную волну, вызванную во многом сокращением маржинальных позиций по акциям, мы видим сегодня. Поводом для нее действительно послужили страхи распространения африканского штамма коронавируса и опасения, что имеющиеся сейчас в мире вакцины будут малоэффективны против него», — сказал Антонов «РБК Инвестициям».
На рынки также влияют кардинально изменившиеся ожидания инвесторов от действий мировых центральных банков, пишет Bloomberg. В последние месяцы регуляторы готовили рынки к ужесточению денежно-кредитной политики, поскольку пандемия коронавируса отступала, а инфляция на фоне низких ставок разгонялась. Однако теперь, отмечает агентство, перспектива очередного витка борьбы с COVID-19 и возможность введения новых социальных ограничений заставит центробанки дважды подумать, прежде чем сокращать экономическую поддержку.
Как долго продлится текущий обвал на рынках
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин полагает, что многое зависит от производителей вакцин — как быстро они смогут перенастроиться и сделать бустер для нового штамма. «Если это займет несколько недель, то есть до момента появления новых бустеров в мире пройдет немного времени, то, наверное, это будет короткоживущая история», — сказал эксперт.
К тому же у рынка есть защитные механизмы, которые могут стать «буфером для дальнейшего снижения котировок», добавил он. Харин полагает, что:
По мнению Алексея Антонова, просадка, скорее всего, будет выкуплена уже в первые дни следующей недели. «Мы видим резкое ослабление курса доллара. За первую половину пятницы индекс доллара (DXY) снизился на 0,6% (до 96,23 на 15:47 мск). Это говорит о том, что бегства инвесторов в защитный доллар нет, и дает надежды на скорый выкуп просадки».
На фоне обвала котировок директор по инвестициям управляющей компании «Открытие» Виталий Исаков советует осторожно покупать просевшие акции, однако избегать авиаперевозчиков и круизных компаний, большинство из которых не были хорошими бизнесами и в доковидную эру.
«Мы бы посоветовали неискушенным инвесторам избегать ставок на отдельные компании или сектора, а формировать диверсифицированные портфели широкого рынка. По таким портфелям, мы убеждены, покупки на текущих уровнях дадут хороший результат на разумном горизонте инвестирования — три-пять лет и более», — заключил эксперт.
26 ноября: главное, что нужно знать до старта торгов
Сокращенный день на биржах США
26 ноября в США отмечается «Черная пятница», американские биржи в этот день закроют сессии раньше обычного — торги продлятся с 17:30 до 21:00 мск (9:30–13:00 по нью-йоркскому времени). Торги акциями с листингом в США в пятницу на СПБ Бирже также завершатся в 21:00 мск.
Рынки акций на фоне экстренной встречи ВОЗ
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) созвала чрезвычайную встречу из-за южноафриканского штамма коронавируса. Встреча состоится в пятницу 26 ноября. Новый штамм обнаружен в Бостване, ЮАР и Гонконге. В организации отметили, что беспокойство вызывает большое количество мутаций в новом штамме, что потенциально может снизить эффективность вакцин и увеличить его заразность.
Связанные с новым штаммом опасения уже произвели негативный эффект на фондовые площадки, отмечает CNBC. На торгах пятницы заметно снизились акции Азиатско-Тихоокеанского региона.
По состоянию на 08:05 мск японский индекс Nikkei 225 падал на 2,9%, гонконгский Hang Seng — на 2,3%, южнокорейский Kospi — на 1,6%, главные индексы Китая теряли в диапазоне 0,2–0,9%.
Откат нефтяных цен
Ситуация с COVID-19 сказалась и на нефтяных ценах, отмечает Bloomberg — в ходе утренних торгов 26 ноября котировки Brent падают на опасениях, что новый штамм и рост заражений во всем мире ограничат спрос на энергоресурсы, пишет агентство.
26 ноября стоимость фьючерса на нефть Brent снижалась на 2,5% (по состоянию на 08:10 мск).
Аналитики БКС обращают внимание, что нефтяные цены находятся под давлением также из-за роста запасов и добычи в США, увеличения буровой активности, относительно крепкого доллара, ожиданий профицита нефти на глобальном рынке в ближайшие месяцы после «распечатывания» стратегических резервов ряда стран и повышения производства со стороны ОПЕК+.
Интересные финансовые отчеты и события
Что происходит на СПБ Бирже утром 26 ноября
Ставка на прорабов: как сеть «Петрович» стала крупнейшим российским продавцом стройматериалов
Основатели «Петровича» уважительно относились к своим клиентам еще в начале 1990-х: на входе в грязный протекающий ангар на базе стройматериалов на севере Санкт-Петербурга, например, выдавали плащи и сапоги, чтобы покупатели не промокли. Сегодня магазины DIY-сети (от англ. do it yourself — «сделай сам») сложно узнать: современные светлые торговые залы с понятной навигацией и консультантами на каждом шагу. Двадцать пять лет назад Строительный торговый дом (СТД) «Петрович» начинал с торговли цементом в Петербурге, а сегодня эта федеральная сеть входит в число лидеров российского рынка товаров для дома и ремонта. Компания пережила большинство своих конкурентов, не снижая темпов роста. По итогам 2019 года выручка ретейлера выросла на 22%, до 60,1 млрд рублей, по интернет-продажам компания обгоняет западных конкурентов IKEA и Leroy Merlin. Во время пандемии число клиентов СТД «Петрович» выросло на сотни процентов, розничные продажи — на 40%.
Семейная история
История «Петровича» начиналась просто. После окончания Санкт-Петербургского политехнического университета 24-летний Андриан Мельников вместе с партнером Александром Березкиным, почти вдвое старше него, организовал фирму по продаже цемента. «У Александра Михайловича был какой-то небольшой бизнес в Питере и, соответственно, деньги, у Андриана — идеи. Старший выступал инвестором, а младший отвечал за операционное управление. Кроме того, Андриан женат на приемной дочери Березкина», — рассказывает давний знакомый предпринимателей. Назвать «Петрович» семейной компанией можно еще и потому, что до 2015 года доля Мельникова была записана на его мать Александру Петровну, а Березкин свою долю до сих пор делит пополам с женой Еленой, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса». «В бизнесе в первую очередь я ценю профессионалов, и неважно, родственники это или нет», — комментировал однажды семейственность в компании Мельников.
К середине 2000-х, по данным «Делового Петербурга», годовой оборот «Петровича» составлял сотни миллионов рублей. Одним из факторов успеха стала ставка не на крупные строительные компании, а на профессиональных строителей — бригадиров и прорабов. «Конкуренты в основном были заточены либо на обслуживание крупных закупщиков, либо на частников, а «Петрович» ориентировался на нужды тех, кто покупает меньше, зато регулярно», — объясняет Адамов. Кроме того, эта аудитория оказалась не столь чувствительна к ценам, ведь прорабы тратят деньги заказчика, а не свои собственные. Сегодня ретейлер работает с тремя группами клиентов: прорабы и бригадиры, крупные строительные компании и конечные потребители. Первые обеспечивают 30% общих продаж сети, две другие группы — еще по 35%. Позиционирование компании нашло отражение и в ее названии. «Прорабов всегда называют по отчеству: Петрович, Михалыч, Кузьмич. Знакомый художник нарисовал собирательный образ: бородач с тростью, купец, который честно ведет свое дело», — объясняет Алексей Петров. Правда, в какой-то момент собственники задумались над переименованием. «Когда на российский рынок вышли западные игроки OBI, Leroy Merlin, Castorama, «К-Раута», хотели сделать бренд более модным, в европейском стиле, но в итоге передумали. Простое русское имя позволяет отстраниться от иностранных лейблов и оставаться «своим парнем», — говорит бывший руководитель отдела рекламы «Петровича» Дарья Мельникова.
Для ближайшего конкурента Leroy Merlin работа с профессионалами — тоже один из приоритетов. «На сегодняшний день доля этого сегмента около 10%. Мы активно развиваем компетенции для работы B2B, сервис, расширяем ассортимент для профессиональных клиентов, запустили совместные акции с поставщиками», — отмечают в пресс-службе российского подразделения Leroy Merlin.
Новый «Уровень»
В это же время «Петрович» запустил новый бренд магазинов-дискаунтеров «Уровень» с меньшим ассортиментом и ценами на 5% ниже, чем в головной сети. Магазины открывались на бывших базах «Петровича» и по франшизе с партнерами.
Но в 2013 году «Уровень» закрыли, оставив лишь оптовое подразделение — компанию «Силта», которая до сих пор занимается поставками товара большими партиями крупным строительным организациям. «Петровичу» не хватало агрессивного задора, — говорит Адамов. — Собственники достаточно консервативны: никогда не хотели рисковать, и если на развитие требовались крупные инвестиции, то отказывались, не желая быть закредитованными». «У собственников принципиальная позиция — в долг не берут», — подтверждает знакомый Мельникова и Березкина. Предприниматели всегда избегали публичности, от общения с Forbes они отказались. «У них все хорошо. Зачем светиться?» — объясняет их знакомый.
Новой точкой роста для «Петровича» стал запуск в 2011-м интернет-магазина Petrovich.ru. Благодаря отлаженной схеме дистанционной торговли (оформление заказов через кол-центр), ретейлер легко перестроился на онлайн. Оставалось приучить консервативных клиентов к покупкам стройматериалов по интернету. Для этого запустили программу лояльности с бонусами в виде кешбэка. В то время такое делали только авиакомпании с виртуальными милями, уверяет Дарья Мельникова.
По итогам 2012 года выручка СТД «Петрович» составила 13 млрд рублей, к 2016-му достигла 30 млрд рублей. Стабильный рост и отсутствие долгов привлекали внимание потенциальных покупателей к питерской сети. «Петрович» — прозрачная компания, проходит аудит в «большой четверке». Она всегда продавалась и сейчас тоже продается. Собственникам это интересно, на рынке все знают об этом», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров сети. В период 2008–2015 годов активом интересовались сооснователь «Технониколя» Игорь Рыбаков, международная группа Saint-Gobain, специализирующаяся на производстве и продаже стройматериалов, и голландский фонд, который занимается инвестициями в строительный ретейл и планировал, купив «Петровича», выйти на российский рынок. Однако все переговоры до сделки не дошли. Собственники «Петровича» всегда такой высокий ценник ставили, что даже иррациональный человек не был готов переплачивать», — добавляет источник Forbes.
Сейчас в «Петрович», помимо розничной сети, входят завод по производству металлоконструкций «Ленстройконструкция», завод сухих бетонных смесей «ПСС», металлопрокатная компания «Петроцентр» и «Силта». По оценке Infoline, «Петрович» — №2 на DIY-рынке в России с долей 4,5%, уступая Leroy Merlin (22,5% рынка) и опережая OBI (3%). Объем рынка отечественного DIY, по данным Infoline, составлял 1,6 трлн рублей в 2019 году. «Уникальность бизнеса «Петровича» заключается в их способности не только обгонять почти всех западных конкурентов, но и оставаться прибыльным бизнесом, который развивается исключительно на собственные средства, — говорит глава Infoline Михаил Бурмистров. — При этом необязательно быть самыми дешевыми, они лидеры по сервису, качеству и срокам доставки, у них самое крутое мобильное приложение». По данным «СПАРК-Интерфакса», чистая прибыль «Петровича» в 2019 году составила рекордные для компании 2,9 млрд рублей. «Быть прибыльными для нас жизненно важно, это главный критерий успеха, — говорит Евгений Мовчан, генеральный директор «Петровича». — Мы развиваемся за счет собственных средств, а любой успех мы измеряем в цифрах: сопоставимые продажи (LFL), маржинальность, показатель EBITDA».
В 2019-м доля онлайн-продаж «Петровича» выросла до 47%, с 18 млрд до 28,2 млрд рублей. По итогам года Petrovich.ru занял 11-е место в рейтинге Data Insight крупнейших интернет-магазинов Рунета. По онлайн-продажам он обогнал шведскую IKEA, французскую Leroy Merlin и российскую Hoff. «Фокус на дистанционные каналы продаж с самого начала — по звонку, затем через сайт и мобильное приложение — позволяет «Петровичу» расти, даже не открывая новых физических объектов», — отмечает Бурмистров из Infoline. Сеть «Петрович» насчитывает 20 строительных центров в Москве, Петербурге, Твери, Калуге, а также широкую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в регионах. В марте 2020 года компания открыла новый торгово-строительный центр в Москве, вложив 2,3 млрд рублей. «Открывать по магазину в год — это слишком медленно. Чтобы масштабировать сеть, нужно прирастать на 10–20 магазинов ежегодно. Для этого «Петровичу» нужен инвестор, у которого очень много денег. Минимум в 10 раз больше, чем стоит сам актив», — считает Владимир Самохвалов, директор Leroy Merlin, отвечающий за работу c профессиональными покупателями.
Но нужны ли магазины в современном мире? Во время пандемии, пока крупные розничные игроки, закрыв магазины, добивались льгот от государства, «Петрович» едва справлялся с потоком интернет-заказов. По словам Мовчана, за время самоизоляции доля продаж компании через интернет выросла с 45% до 55%, а вместе с кол-центрами — до 75%. «В период апрель — май, когда все торговые залы были закрыты, мы полностью переключились на дистантные продажи. За это время число новых клиентов в Москве увеличилось на 226%, а в регионах присутствия — на 130%. Розничные продажи выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорит он.