Пиар акции в интернете
PR-Блог
PR-Блог
Категории статей
Что такое пиар-кампания в интернете
Pr кампания в интернете – это комплекс действий в рамках реализации пиар-стратегии в сети интернет, ориентированный на создание взаимовыгодных отношений между брендом и его целевой аудиториейи формирование правильной репутации. |
Основные задачи пиар-кампаний в интернете следующие:
Справочная информация Генеральный директор компании, специализирующейся на связях с общественностью, «Wasabi Publicity»,и один из авторов «Forbes» Дрю Гербер в статье «Как оптимизировать ваш pr в эпоху цифровых технологий» акцентирует внимание на важности пиара в современном мире и необходимости пересмотреть отношение к его традиционным инструментам по ряду причин: Как разрабатывается pr кампанияПиар-кампания в интернете обычно включает в себя несколько стандартных этапов: Виды pr-кампаний в интернетеПримеры пиар-кампаний, направленных на продвижение товаров, позиционирование первого лица, устранение последствий негативного влияния на бренд: Выгоды от проведения качественной пиар-кампании в интернетеПри правильном подходе к вопросу организации pr кампания в интернете всегда полезна для достижения целей бренда. К преимуществам пиар-кампании в интернете относятся: Что нужно учесть при планировании и проведении пиар-кампании в online-форматеПри подготовке и проведении пиар-кампании в интернете целесообразно придерживаться большинства правил, действующих для пиар-стратегии: PR в интернете: особенности, основные каналы взаимодействия и польза для бизнесаPR в интернете открывает перед нами практически неограниченные возможности во всех сферах бизнеса. Теперь можно взаимодействовать с целевой аудиторией в дистанционном формате: строить доверительные отношения, выстраивать систему лояльности клиентов, повышать имидж компании и узнаваемость бренда. При этом нет нужды лично посещать офисы редакций, теле- и радиостанций, развозить им отпечатанные пресс-релизы и рекламные материалы. Исчезла надобность вести переговоры с представителями СМИ, чтобы в ближайшем выпуске издания опубликовать статью о компании и т. д. В этой статье мы расскажем, что такое PR в сети и какие каналы используются для PR продвижения в интернете. Что такое PR в интернетеPR — это аббревиатура, произошедшая от англ. выражения Public Relations, которая дословно означает «связи с общественностью». В русском языке больше прижилось слово «пиар», которое является синонимом данного термина. PR в сети интернет — это комплекс мер, направленных на формирование лояльности к бренду и позитивных ассоциаций, повышение узнаваемости и привлечения внимания, создание положительного имиджа и деловой репутации компании. Все эти задачи в онлайне решает PR-менеджер, который использует для достижения поставленных целей специальные интернет PR инструменты. Основная миссия такого специалиста — регулярное распространение имиджевой информации о компании, товаре/услуге в СМИ: новости компании, обзоры продукции, интервью с руководителями и рядовыми сотрудниками. PR в интернете — основные каналы взаимодействияНа текущий момент выделяют 4 основные каналы PR коммуникации в интернете: Остановимся на каждом из них более подробно. SMO и SMMSMO (Social media optimization) — это совокупность мер по оптимизации сайта под аудиторию из соцсетей. Не стоит путать данный термин с термином SMM, о котором мы поговорим чуть ниже. В отличие от SMM SMO подразумевает тесную связь веб-проекта с социальными сетями, но не включает работу в них самих. Главные принципы SMO оптимизации: Если обобщить вышесказанное, то можно констатировать, что на сайте нужно регулярно публиковать новый контент, который привлечет внимание пользователей и они безвозмездно поделятся им с друзьями в соцсетях или станут подписчиками страницы/паблика бренда в «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Twitter, Instagram и т. д. SMM (Social Media Marketing) — это маркетинг в социальных сетях, который помогает привлекать клиентов, покупателей или партнеров в бизнес. SMM-продвижение решает целую цепочку задач: PR продвижение в социальных сетях основывается на создании интересного, в идеале, вирусного контента, которым просто невозможно не поделиться, взаимодействии с популярными блогерами с миллионами разношерстных подписчиков, у которых можно заказать рекламу или обзор вашего продукта. Учитывая тот факт, что сегодня каждый имеет аккаунт в соцсетях, игнорировать эту возможность привлечения дополнительного внимания никак нельзя. БлогингКанал коммуникации, который несколько переплетается с предыдущим. За счет корпоративного блога есть возможность собрать массу читателей, которых можно убедить в своем профессионализме и конвертировать в покупателей. Звучит воодушевляюще, не так ли? Тем не менее чтобы это реализовать, придется потратить много времени и сил, а также выделить средства. Если вы решите сэкономить и самостоятельно наполнять блог, работа затянется на годы, вы потеряете мотивацию и забросите это «неблагородное» дело. В идеале в вашей команде должен быть SEO-специалист и несколько способных копирайтеров. SEO-специалист поможет составить технические задания для копирайтеров, обозначит в нем цели, подберет ключи, укажет SEO-требования (уникальность, спам, плотность ключевых слов, объем текста, водность, тошнота), ссылки на источники и т. д. За счет найма двух–трёх новых сотрудников вы сможете еженедельно публиковать на своем блоге экспертный контент, изобилующий полезной и достоверной информацией, способной решить боли/проблемы клиента или читателя. Таким образом вы сможете собрать вокруг бренда немалую аудиторию лояльных читателей. Об эффективности данного метода можно судить, взглянув на количество просмотров, лайков, комментариев и расшариваний. Чтобы вовлечь аудиторию еще больше, обратите внимание, какие публикации вызывают у нее наибольший отклик. Это позволит понять, о чем еще хотят узнать посетители вашего блога и сосредоточиться на создании интересных для них статей. Вирусный маркетингPR в интернете часто ассоциируется именно с сарафанным, или вирусным маркетингом. Главный критерий вирусной рекламы, маркетинга: сообщение должно «цеплять» аудиторию. Только при таком условии можно добиться максимальной отдачи и выжать из PR кампании в интернете все соки. Представьте себе, вы создаете, к примеру, статью или баннер в сети, вызывающие общественный резонанс, скандал, провокации в социуме. В результате пользователи начинают реагировать на подобную рекламу, оставляют под ней комментарии, делятся с друзьями и даже обсуждают при встрече. Зачастую вирусный маркетинг работает на грани фола, а рекламный посыл подталкивает человека осознанно или неосознанно распространять информацию. В этой технологии в равной степени хороши как позитивные эмоции (WoW эффект и другое), так и негативные реакции ЦА. В независимости от характера возникновения ярко выраженного эмоционального отклика информация быстро разносится в онлайн-пространстве. Как однажды сказал Марк Твен: «Любое упоминание в прессе, даже самое негативное, кроме некролога, это реклама». Каким бы эффективным не казался данный канал PR коммуникации в интернете, а применять его следует аккуратно, ведь потерять репутацию можно за несколько дней эпатажной рекламы, а восстанавливать доверие ЦА придется годами. Поэтому чтобы избежать неприятных сюрпризов подавайте контент в положительном свете и акцентируйте внимание на позитивных сторонах вопроса. SERM (Search Engine Reputation Management) — разновидность маркетинга, направленная на управление репутацией бренда в поисковых системах. Объектом данной PR технологии может быть, как бренд, так и продукт или даже отдельная личность. В сети есть специальные сервисы управления репутацией, где можно заказать как позитивные, так и негативные отзывы о компании, продукте/услуге, человеке. Все сводится к тому, что вы, как владелец бизнеса, можете заказать большое количество фальшивых позитивных отзывов у недобропорядочной PR-компании и тем самым увеличить количество упоминаний о своем бренде или продукте. Безусловно, это даст результат, ведь прежде чем куда-то пойти или поехать, что-то купить, к кому-то обратиться и т. п. пользователи занимаются поиском и сбором информации в сети. Тем не менее мы призываем не использовать черный пиар в интернете, а сосредоточиться на честной практике управления репутацией. Хорошей идеей будет внедрить на лендинг или в email-рассылку блок с социальными доказательствами, отзывами настоящих клиентов — причем не только позитивными. Наличие обоснованной конструктивной критики послужит доказательством, что в компании работают живые люди, которые тоже иногда допускают ошибки и не боятся за них отвечать. PR в интернете — преимуществаБезусловно, важнейшая цель PR в интернете — продвижение бренда и повышение его узнаваемости в социальных медиа, поисковых системах и формирование положительных ассоциаций в умах потребителей. В любом случае используйте для поставленных задач исключительно белые методы пиара, которые будут на вас работать в долгосрочной перспективе. Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter PR для Интернета, Интернет для PRУже на протяжении нескольких лет над Рунетом не довлеет груз рекламных денег. Компании, готовые вкладывать в Сеть, избавились от стереотипа “продаж любой ценой”, осваивая новые инструменты коммуникации. Сегодня рынок интерактивных услуг в Рунете (без учета рекламы) оценивается на уровне 4-6 миллионов в год. Оптимисты полагают, что в 2005 году эта цифра удвоится. Причем сделано это будет усилиями тех игроков, которые уже обозначили свое присутствие на рынке предложения. Новичков пока ожидать не приходится. Само понятие PR (public relations) принято дословно переводить как “связи с общественностью”. Профессионалы вкладывают в это понятие так много, что порой легко запутаться в истинном назначении этого способа коммуникации. На фоне разнообразия выделяется формирование лояльности к бренду, рост его узнаваемости и уровня цитируемости. Если говорить простыми словами, то задача PR заключается в формировании положительного отношения пользователей к компании или торговой марке. Заметьте, речь не идет о продаже каких-либо услуг! Услугами PR могут пользоваться государственные администрации и больницы, спортивные организации и даже церковь. PR в Интернете – особая составляющая PR: наиболее молодая и, как следствие, одна из наиболее перспективных. Секрет успеха скрывается в обширных возможностях Интернета как коммуникационного инструмента. По уровню интерактивности и взаимодействия с потребителем PR в Сети намного эффективнее, чем на других медиа-площадках. Вот какие основные отличия PR в Сети от его оффлайнового “собрата” выделяют в компании Promo Interactive: Рунет, на современном этапе своего развития, только формирует рынок онлайновых PR-услуг. Свое участие в процессе принимают как заказчики (спрос), так и исполнители (предложение), которых становится все больше. В Сети четко заметна тенденция, когда компании, еще вчера специализировавшиеся исключительно на интернет-рекламе, сегодня предлагают набор интерактивных услуг для коммуникации с потребителем. Чаще всего имеет место унификация услуг, когда клиент получает все в едином пакете. Прежде, чем оценивать преимущества и недостатки такой “глобализации”, остановимся на особенностях PR в Интернете. Для того, чтобы предлагать подобные услуги, исполнителю необходимы 2 условия. Первое из них – быть специалистом в PR. Ключевые знания и теоретические основы этого инструмента коммуникаций незыблемы для любой площадки. Второе условие – необходимо “жить в Интернете”. Не больше, но и не меньше, – какой бы ни был классный “пиарщик”, если он не понимает специфику Интернета, особенности общения и передачи информации в нем, его кампания обречена на провал. К сожалению, на рынке современного предложения в Рунете эти два качества сочетаются редко. Либо PR компании из оффлайна пытаются перенести свой опыт в Интернет, либо вчерашние агентства по интернет-рекламе увеличивают набор предоставляемых услуг, не обеспечивая должного качества. В любом случае, такой процесс перевоплощения одной категории специалистов в другую, взаимная интеграция, неизбежны, – на рынке пока мало профессиональных предложений. Перепрофилирование “рекламщиков” в PR-специалистов – процесс, ценный для рынка, в целом. Они мыслят “правильными” категориями, что позволяет грамотно использовать возможности Интернета. С другой стороны, такой процесс размывает рынок. “PR – это коммуникация, а реклама – это воздействие, – считает Людмила Булавкина, недавний руководитель Imageland Interactive. – И когда PR начинают заниматься “рекламщики”, они нередко тем самым нарушают основные законы маркетинга”. Людмила была одной из тех, кто формировал рынок PR услуг в Рунете. Под ее руководством развивался Imageland Interactive, став первым профессиональным онлайн pr-агентством в Рунете, если не сравнивать, конечно, бизнес-PR с деятельностью ФЭПа. Imageland Interactive, подразделение PR-агентства Imageland, был основано в 2001 году. В то время такие крупные hi-tech бренды как Samsung и IBM решили перенести в Рунет свой PR. Поскольку обе компании были клиентами Imageland, заказ поступил в один из отделов агентства, который целых полгода существовал и работал без названия. Как только стало очевидно, что новое направление имеет хорошие перспективы, было создан бренд и специальное подразделение, которое сегодня признано одним из лидеров рынка PR-услуг в Рунете. “Приставка Interactive пришла к нам с Запада, где уровень развития Интернета по-прежнему не сопоставим с Россией, а востребованность интерактивных услуг очень высока, – рассказывает Людмила Булавкина. В Edelman еще с 1999 года существовала сильная структура Edelman Interactive Solutions, чьим эксклюзивным афилированным партнером Imageland Interactive и стал с первого дня своего существования. Изначально набор услуг первого онлайн PR агентства был составлен на основе реальных потребностей клиентов, а им требовался в первую очередь традиционный PR среди Интернет-СМИ. Imageland Interactive на первых порах работал как классическое PR-агентство: генерировались поводы для новостей, интересных интернет-сообществу, создавались пулы лояльных к клиенту и продукту-услуге журналистов, рассылалась информация, инициировались публикации и т.д.. Услуги постоянно дополнялись, и очень скоро на рынке стали появляться альтернативные предложения. Потребовалось более критично взглянуть на различия между PR в Сети и вне ее пределов. Специалисты знают, что PR подразумевает в отличие от рекламы долгосрочное сотрудничество. Это означает, что PR-кампании могут длиться месяцами, а то и годами. В последнем случае речь уже идет не об отдельной кампании, а о выработке целой стратегии. Такой подход существенно отличается от рекламной модели, где четко прописываются сроки воздействия на потребителя. Поэтому не всегда попытки РА, “опекающихся” Интернетом, предоставлять PR-услуги, заканчиваются успехом. Примеров удачной диверсификации бизнеса в Рунете не так много. Самый свежий – Promo Interactive. “Понятие “интерактив” мы рассматриваем не узко (связанно только с компьютером), а широко: interactive – это, “взаимодействие”, – говорит маркетинговый директор Promo Interactive, Елена Молчанова. Наша работа – это наладить это самое взаимодействие между нашим клиентом и его клиентами. И именно это взаимодействие любой компании и необходимо: в конце концов, продажа – это как раз и есть ключевой этап такого “взаимного действия”. Мы занимаемся ровно этим взаимодействием, а уж ходы, инструменты для его организации могут быть любыми. Очень важен здесь BTL и PR как его часть. При этом мы сосредотачиваемся на инновационных методах, решениях и технологиях – это Интернет, мобильные решения, мультимедиа, нестандартные коммуникационные технологии – entertainment marketing, viral marketing, one-to-one marketing, community building и т.д.” Тенденция перехода в “Интерактив” может быть инициирована двумя факторами. Во-первых, рынок интернет-рекламы уже разделен, – количество предложений на нем намного выше, чем в среде PR-услуг. Расширение набора услуг привлекает клиента, который теперь может получить полное обслуживание в едином пакете, нет надобности работать с несколькими компаниями. Многие сознательно жертвуют качеством, предпочитая узким профессионалам мощных универсалов. Во-вторых, возможности Интернета в области интерактивных услуг год от года становятся все шире, постепенно отводя традиционной интернет-рекламе все меньшую степень внимания заказчика. В том же Promo Interactive свой переход в эту отрасль связали с общей тенденцией развития рекламного рынка во всем мире: рекламная нагрузка на пользователя растет, вырабатываются “защитные механизмы” – в итоге потребитель просто перестает замечать прямую рекламу. BTL (грань между этим видом рекламы и PR очень размыта) лучше и эффективнее работает в этом случае. Клиентам, в свою очередь, нужно решение задач, а не выполнение отдельных разрозненных функций. Логичным продолжением процесса “перехода в интерактив” для Promo стало вхождение в холдинг NextMedia Group, который был создан осенью этого года по инициативе нескольких партнерских компаний, прежде всего – Promo Interactive и Shamrock Games. Последняя является одним из крупнейших и известнейших в России операторов рынка мобильного маркетинга. Однако, вернемся к вопросу о том, с чем же приходится столкнуться “рекламщикам”, которые осваивают PR в Сети? В первую очередь с тем, что прогнозы результатов и эффективность кампании часто не совпадают с реальностью. Классный специалист по рекламе почти уверен в эффекте кампании на той или иной площадке, в случае же с PR эффект часто бывает непредсказуемым. Естественно, профессионализм специалиста по онлайн PR определяется в том числе умением предопределить положительный эффект кампании. А вот масштабы кампании по-прежнему часто остаются неблагодарной почвой для прогнозов. “Иногда заведомо ограниченная кампания с небольшим бюджетом вдруг дает сумасшедший эффект, по стечению обстоятельств, – рассказывает Людмила Булавкина. Важно учитывать и тот факт, что нестабильность Интернета (в плане скорости распространения информации) влияет на PR сильнее, чем на рекламу. Иными словами, работа с текстовыми материалами оказывается намного сложнее, чем с баннерами. Не вовремя выпущенная информация может спровоцировать эффект, обратный ожидаемому, и чтобы этого избежать, требуется постоянный контроль за ситуацией и мониторинг всего происходящего. Та же нестабильность наблюдается и с территорией распространения информации, – порой результаты кампании можно наблюдать на таких ресурсах, которые никогда бы не фигурировали в плане кампании. Баннер не обрастает слухами, между прочим… Необходимо помнить об уже упоминавшемся факторе долгосрочности кампаний, который автоматически подразумевает “отложенные результат”: эффект от коммуникации может проявиться через месяц или даже полгода, тогда как в рекламе принято оперировать конкретными сроками. В работе онлайнового PR-агентства нельзя забывать о том, что продукт-услуга в то же время может продвигаться и за пределами Сети. В случае с Imageland Interactive клиент может одновременно работать с разными структурными подразделениями одного агентства. Людмила Булавкина: “При прогнозировании кампаний с точки зрения их эффективности мы учитываем и сопоставляем реакцию целевой аудитории, достигнутую в оффлайне “. Рынок PR-услуг в Рунете имеет огромный потенциал, ведь на данный момент он раскрыт лишь частично – новый для себя инструмент коммуникации осваивают лишь крупные бренды, в то время как компании “средней руки” порой зациклены на рекламе. К счастью, сами площадки для PR (интернет-СМИ и тематические ресурсы) уже включились в процесс, улучшая день ото дня свои PR-возможности. Осталось сломать некоторые стереотипы у заказчиков, – однако этот процесс, как и любая PR кампания, рассчитан на перспективу и имеет “отложенные результаты”. Но то, что они будут – у специалистов сомнений не вызывает. PR — это не реклама: как поддерживать положительную репутацию компании или персоныМногие не видят особой разницы между понятиями пиар и маркетинг. Более того — даже для некоторых представителей медиаиндустрии слова «пиарить» и «рекламировать» звучат как синонимы. На деле же это не совсем так. Точнее — совсем не так. В этой статье мы разберем принципиальные отличия PR от маркетинга, а также рассмотрим виды Public Relations и структуру PR-кампании. СодержаниеЧто такое пиарPR — это технологии, направленные на создание взаимопонимания и поддержание доброжелательных отношений между компанией или персоной и общественностью. Первое определение — что такое PR — сформулировала Американская ассоциация по связям с общественностью в 1982 году. Звучало оно так: «Public Relations помогает взаимной адаптации организации и ее потребителей». Основными функциями назвали изучение аудитории, планирование, а также налаживание диалога с общественностью. Позднее термин обрел такое значение: «Public Relations — это метод в управленческой деятельности, нацеленный на увеличение эффективности организации и улучшение ее стратегических перспектив, а также взаимодействие с людьми, которые необходимы для выполнения поставленных задач». На сегодняшний день актуальным определением считается обозначение, сформулированное Лоуренсом Лонги и Винсентом Хазелтоном — оно отражает современные отношения компании с людьми: «Связи с общественностью — это коммуникативные функции управления, посредством которых организация адаптируется к окружающей ее среде, меняет (или же сохраняет) ее во имя достижения своих организационных целей». Пиар-менеджер — или релайтер — помогает бизнесу укрепить имидж в обществе и найти свою целевую аудиторию. Он работает с организациями, государственными учреждениями, благотворительными фондами, а также с социальными группами: акционерами, служащими компаний, потенциальными клиентами, членами законодательных органов, редакциями средств массовой информации и многими другими. Имидж компании — это управление репутацией организации. Специалист должен выяснить, как пользователи реагируют на бренд, как о нем отзываются и чем могут быть недовольны. На основе этого строится стратегия улучшения репутации и закрепления положительного образа. Комплексным развитием имиджа занимается несколько человек. Например, PR-агентство — это коммерческая организация, которая помогает установить взаимовыгодные отношения между компанией и общественностью. Методы PRПиар — это не маркетингPR отличается от маркетинга, но при этом во многом походит на него. Многие путают эти понятия и зачастую приравнивают их друг к другу. Поэтому давайте разбираться. СходстваНачнем разбор с общих признаков. Два направления — пиар и маркетинг сфокусированы на том, чтобы создать положительный образ компании у целевой аудитории с помощью контента: статьей, рассылки, презентаций и так далее. Связь с общественностью и маркетинг стремятся к взаимопониманию между компанией или персоной и целевой аудиторией. Также инструменты пиар-кампании используются в маркетинговых стратегиях: размещение новостей или статьей о бренде в СМИ, составление преимуществ продукта таким образом, чтобы он дополнял привычки и соответствовал традициям ЦА. Вы, конечно, спросите: «Если маркетинг так тесно работает с пиаром, почему бы не совместить их?». Не все так просто — каждым этапом продвижения занимается специалист из той или иной сферы. Пиарщик должен уметь общаться с людьми и находить к ним подход, а маркетолог — настраивать и анализировать сегменты ЦА. Давайте разбираться глубже — перейдем к отличиям. ОтличияОтличительные характеристики PR и маркетинга мы представили в виде таблицы:
Пример, как используют два направления для продвижения компании, которая создает и продает украшений: PR. Фирма устраивает коктейльную вечеринку среди VIP-клиентов. Преподносит каждому гостю подарки и рассказывает о новой коллекции. Через несколько дней выходит статья о том, как компания поощряет клиентов и какие мероприятия устраивает. Маркетинг. Информация о будущей вечеринке доставляется клиентам в email рассылке. После мероприятия каждому его участнику приходит эксклюзивное предложение о выгодной покупке украшений из новой коллекции. Зачем нужен PRСвязи с общественностью работают на улучшение имиджа компании. Давайте в этом разделе подробно разберемся в целях, функциях и задачах пиара. Функции PRДалее рассмотрим основные функции пиара: Чтобы PR-коммуникации работали правильно, специалист должен обладать несколькими навыками: Важно! Пресс-релиз — это информационное сообщение, в котором организация высказывает свое мнение по какому-либо вопросу и передает его для публикации в СМИ. Задачи PRГлавная задача PR-деятельности — формирование и поддержание контактов с ЦА, общественными институтами, журналистами, бизнесменами и политиками. Далее рассмотрим подзадачи пиара: Цели PRДля PR-деятельности важно настроить взаимопонимание с целевой аудиторией, найти с ней точки соприкосновения и повысить лояльность к бренду. Главная цель PR — это формирование имиджа компании или личности в социуме. Есть ряд принципов, которые важны для проведения пиар-кампании: Автоматизация email рассылок Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push. Какой бывает PRА теперь давайте разберемся в видах пиара и их особенностях. Виды PR по эмоциональному окрасуОдна из категорий пиара — это классификация методов по цветовому окрасу. Изначально развивались три вида пиара — «черный», «белый» и «серый», но со временем начали появляться новые разновидности PR. Примечание. Чтобы подробнее узнать о белом и черном пиаре, изучите книги Сэма Блэка или Антона Вуйма. Белый PRЭтот метод относится к классическому определению пиара. Он нацелен на открытость компании или персоны и предоставление прозрачной и достоверной информации. Такой PR формирует правильный образ и выстраивает с потребителями доверительные отношения. Пример: Компания показывает на своих ресурсах внутренние процессы производства и предоставляет достоверные сертификаты качества продукта. Черный PRК этому методу относят распространение негативной или ложной информации в СМИ, комментариях на сайте или сообщениях на сторонних ресурсах. К нему прибегают конкуренты для уничтожения репутации соперника, а также для организации провокаций. Пример. В предвыборной кампании один из кандидатов рассказывает известному СМИ о том, что другой кандидат был ранее судим по подозрению в убийстве. При этом журналист может приукрасить подробности, что вызовет резонанс среди населения. Серый пиарПод серым PR понимают метод продвижения имиджа компании с помощью информации из непроверенных источников. Этот пиар включает в себя способы воздействия на аудиторию «белого» и «черного» PR. Если ваши сотрудники размещают свои отзывы о продукте — это уже считается серым пиаром. Пример. В случае, когда компания засветилась в неприятной ситуации — это могут быть, скажем, махинации с денежными средствами — аудитория начинает подозревать фирму в недобросовестности, даже если она сама стала жертвой. Желтый пиарК нему относят скандальные события, сенсации и работу папарацци — откровенные фотографии, шокирующие подробности личной жизни или оскорбительные высказывания публичных личностей на какие-либо животрепещущие темы. К примеру, звезды привлекают к себе внимание при помощи эпатажа, таким образом напоминая о себе аудитории. Коричневый PRСюда входят идеи пропаганды и оправдания фашистской идеологии, радикального национализма и популизма. Коричневый цвет связан с формой, которую носили штурмовые отряды в гитлеровской Германии. Пример. Политическая партия, которая выступает против гей-парадов и однополых браков. Зеленый пиарЭто тип предполагает продвижение компании за счет участия в акциях по защите окружающей среды. Бренд рассказывает о том, как поддерживает природу, безопасно перерабатывает отходы и производит экологически чистый продукт. Фирма также может поддерживать благотворительные фонды или проекты, которые занимаются охраной окружающей среды. Пример. Объединение компаний для очистки озера Байкал от отходов и мусора. Розовый PRМетод про аналогию с «розовыми очками» — аудитории «скармливают» небылицы, трогательные истории о том, с какими сложностями пришлось столкнуться их любимой звезде и, наконец, достичь долгожданного и заслуженного успеха. Сюда также относят переключение внимания общества на остросоциальные проблемы в период массовых депрессий. Пример. Компания показывает потребителям, как их продукт может помочь в реализации мечты. Виды пиара по направленностиРабота с масс-медиаУстановка и развитие отношений со СМИ, где компания или персона выступает в качестве источника информации. Инвестиционный PRПоддержка отношений с инвесторами — организация мероприятий, публикация финансовых отчетов и документов. Здесь ведется активная работа с жалобами и конфликтами, чтобы не потерять поддержку спонсоров. Взаимодействие с органами государственной властиКомпания помогает государственным органам или сотрудничает с правительством. Сюда могут входить тендеры для организаций, которым требуется официальное разрешение для проведения определенных работ или создания продукта. Корпоративный PRЭто создание доверительных и благоприятных отношений руководства предприятия с сотрудниками. А также активное привлечение работников в жизнь компании — взаимодействие при запуске новых продуктов или организации мероприятий. Маркетинговый пиарПроцесс планирования и выполнения маркетинговых кампаний, которые связаны с выпуском продукта, узнаваемостью бренда и формированию положительной репутации предприятия. Отношения с комьюнитиДеятельность компании, которая направлена на управление социальным аспектом бренда — участие в благотворительных проектах, общественных программах или помощь некоммерческим организациям. Отношения с клиентамиУкрепление отношений с целевой аудиторией — проведение исследований, которые помогают определить интересы и потребности клиентов, а также их отношение к бренду. PR-технологииДалее разберем пиар технологии, а именно инструменты, которыми пользуются специалисты для коммуникаций между компанией и публикой. Пресс-релизыЭтот канал используют, когда предприятие выводит на рынок новый продукт или происходят какие-то изменения внутри компании. Пресс-секретарь или PR-специалист отправляет информацию в СМИ, а журналисты уже перерабатывают сухие данные и предоставляют потребителям полезную статью или заметку. Пример пресс-релиза на сайте администрации города — в тексте дана информация о графике запуска отопления с указанием телефонов, по которым нужно обращаться в случае возникновения проблем. ПитчиЭто разновидность коротких встреч с журналистами для того, чтобы привлечь СМИ и аудиторию небольшим сообщением о компании или персоне. Pitch в переводе с английского означает «бросок, подача», то есть пиарщик должен кратко и мощно рассказать о проекте, чтобы общественность им заинтересовалась. Ниже показано видео с питчем — директор компании презентует ее инвесторам. Он рассказывает о том, что фирма предоставляет самую эффективную форму рекламы, и показывает пластиковую чашку кофе. На первый взгляд, довольно простая и не самая оригинальная идея — но за счет того, что подача подкреплена статистическими выкладками, презентация срабатывает положительно. Пример питчаСпециальные мероприятияПиарщики часто используют этот метод, чтобы поближе пообщаться с репортерами, клиентами, инвесторами и бизнесменами. Специалисты подробно рассказывают о событии в СМИ, а на самом мероприятии стараются вовлечь в процесс всех его участников. Сюда можно отнести различные конференции, вечеринки, презентации, семинары и многое другое. Отдельно можно отметить, что в настоящее время под специальными мероприятиями также понимают и встречи в Zoom, квартирники в Skype или видеоконференции в мессенджерах. Рекомендуется к прочтению! В нашей статье собраны полезные инструменты и сервисы на время карантина. ИсследованияРыночные исследования проводятся для изучения общественных настроений и отношений к бренду. Для этого подключают общедоступную статистику, аналитические данные, проводят опросы и анкетирование среди выбранной группы людей, а также анализируют средства массовой информации и материалы пресс-служб различных ведомств. НетворкингЭто прогрессивный способ построения деловых отношений. В этом случае пиарщику или команде специалистов необходимо посещать различные мероприятия, где они смогут познакомиться с новыми людьми и рассказать о проекте. Нетворкинг строится на теории «шести рукопожатий» — из него следует, что вы сможете выйти на владельца бизнеса или инвестора, познакомившись с другими людьми из этой сферы. Активность в сетиК этому инструменту относят ведение блога на сайте либо колонки на стороннем ресурсе, демонстрация инфографики или исследований, а также отчетов о итогах вашей деятельности. Это один из способов вести открытое общение с целевой аудиторией, доносить до нее важную информацию и привлекать внимание к бренду. На примере ниже показан блог компании «Манго». Пользователь может найти здесь ответы на вопросы о страховании, а также полезные статьи о том, что делать в случае порчи имущества. PR-стратегияПод пиар-стратегией в данном случае понимают именно проработку кризисных моментов, чтобы компания смогла быстро отреагировать на негатив и повернуть ситуацию таким образом, чтобы на выходе получить положительный результат — показать свои сильные стороны и укрепить доверие к себе со стороны общественности. Социальные сетиСоцсети помогают бренду показать миссию компании и ее ценности при помощи фотографий, видео, постов и единого стиля в их оформлении. Здесь непосредственно ведется общение с представителем фирмы — значит, пользователь быстрее реагирует на сообщения и проявляет доверие к собеседнику. В случае, когда компания быстро реагирует на комментарии и помогает пользователям разобраться в нюансах своего продукта или сервиса, потребители охотнее оставляют положительные отзывы. Основные этапы связи с общественностьюДалее переходим к этапам подготовки и реализации PR-проекта. В этом разделе мы соберем рассмотренные выше компоненты и посмотрим, как они взаимодействуют друг с другом. Определение проблемыНа первом этапе нужно определить ключевую проблему, чтобы поставить цель и сформулировать стратегию. PR-специалист должен провести исследование, изучить компанию, ее позиционирование в оффлайн и онлайн, а также собрать мнения известных людей, которые могут рассказать о нише и конкурентной среде. По итогам можно выделить главную проблему и расписать ряд задач, которые помогут ее решить. Например, в сети появилось большое исследование о том, что компания добавляет в продукт вредное для организма вещество. Из-за этого упали продажи, часть инвесторов отказалась от сотрудничества. Пиарщик должен узнать правду — на самом ли деле производитель вредит своим клиентам, после чего предложить варианты решения проблемы. Если данные исследования подтверждаются, тут есть два варианта: исключить ингредиент или собрать данные о полезных свойствах этого вещества, а также о том, что оно добавлено в допустимых значениях и не наносит вреда. Планирование PR-кампанииПосле того, как вы определили проблему — нужно проработать стратегию и этапы PR-кампании. Все бизнес-процессы фирмы должны помогать реализации запланированной кампании. Пиарщик должен учесть влияние внешней и внутренней среды — угрозы и возможности, миссии компании и ее цели. На этом этапе также решается вопрос бюджета для поддержания или улучшения репутации. В нашем примере, пиарщик решил для начала сделать небольшое заявление от представителя компании, где он скажет, что подробности можно узнать на конференции. После этого составляется статья и исследование с опровержениями, где представлены реальные данные. Статью отдают в СМИ, а подробный разбор проблемы публикуют в научном журнале. На конференции показывают презентацию и рассказывают о новых возможностях продукта. Реализация стратегииДалее идет реализация стратегии, всех наработок, идей и концепций. Здесь происходят новые знакомства с инвесторами, сотрудниками и аудиторией. На этом этапе важно сохранить положительные отношения с социальными группами, СМИ и органами государственной власти. Пиарщики активно проводят конференции, презентации и встречи, на которых формируют репутацию бренда. Например, наш пиар-специалист может ходить на научные конференции и рассказывать о своем проекте, а также консультироваться с экспертами по той проблеме, которая мешает производить продукт. Оценка результатовВ конце нужно будет провести повторное исследование и выяснить, как изменилось мнение аудитории о компании: стало положительным или отрицательным, и не возникли ли новые проблемы после реализации PR-кампании. В случае выявления новых сложностей, способных повлиять на имидж бренда или персоны не в лучшую сторону, имеет смысл провести с ними работу по описанной выше схеме — до полного устранения негатива. ЗаключениеВ этой статье мы рассмотрели PR и связи с общественностью, выяснили цели, задачи и функции пиар-кампании, а также разобрали этапы работы над проектом. Регистрируйтесь в SendPulse и используйте наши возможности для общения с целевой аудиторией, инвесторами и репортерами: email рассылки, web push, Viber и SMS оповещения, а также чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
|