Письмо на согласование акции
Пишем официальное письмо в организацию: правила, ошибки, образец
Официальное письмо — это документ, посредством которого осуществляется деловая переписка между заинтересованными сторонами по различным вопросам.
Разновидности деловых писем
Юридические и физические лица часто сталкиваются с необходимостью формально-делового общения, например:
Разнообразие причин предполагает такое же разнообразие видов деловых бумаг:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать делопроизводство и документооборот в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Структура и содержание документа
Специальных требований к структуре официального письма не установлено, деловая переписка по умолчанию предполагает:
Предлагаем небольшую инструкцию, как правильно написать официальное письмо, чтобы произвести приятное впечатление и достичь максимального эффекта от взаимодействия:
Шаг 1. Подготовьте для документа фирменный бланк. Допустимо использование обычного листа А4, но в этом случае ваши данные каждый раз необходимо вбивать самостоятельно.
Шаг 2. Обязательно перепроверьте правильность реквизитов адресата. Если сомневаетесь, воспользуйтесь бесплатным онлайн-сервисом ФНС для получения данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Шаг 3. Поставьте дату и исходящий номер.
Шаг 4. Обращение начните со слова «Уважаемый(ая) …!», после которого укажите имя и отчество, к кому обращаетесь.
Шаг 5. Обозначьте причину или повод, почему вы обращаетесь к адресату.
Шаг 6. Грамотно, емко и доступно изложите содержание вашего обращения, оно всегда зависит от цели, которую вы преследуете, направляя документ. Например, если требуется получение бумаг или информации от контрагента, указывайте в тексте, что конкретно хотели бы получить, в какие сроки и в каком виде. Обязательно формулируйте заключение, указывайте, какие действия вы ожидаете от получателя. Не забудьте оформить приложения при их наличии.
Шаг 7. Поставьте подпись руководителя и печать (при наличии), при необходимости укажите исполнителя документа с контактными данными.
Как нельзя писать
При официально-деловой переписке не допускаются:
Правила оформления
Жестких требований к оформлению нет, в качестве примера, как составить официальное письмо, применим ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендовано использовать для написания подобных документов. Общие положения:
В общем виде угловой бланк выглядит так:
Образец с продольным бланком
Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»
ИНН 1234567890/КПП 121001001
ОГРН 2323454567001
АДРЕС 456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
Исх. № 987 от 12.12.2020
Директору ООО «Общество»
123456, Россия, Субъект РФ,
Уважаемый Иван Иванович!
В ответ на Ваше предложение от 20.11.2020, исх. № 11, о заключении договора оказания юридических услуг настоящим письмом выражаем готовность сотрудничества с ООО «Общество».
Убедительно просим направить в наш адрес проект договора и заверенные копии учредительных документов ООО «Общество».
Генеральный директор Петров Петров Порфирий Петрович
Как отправить письмо
Способ отправки документа, как правило, зависит от его цели:
Письмо-приглашение
Такой вид корреспонденции, как письмо-приглашение, может использоваться при необходимости пригласить лицо на какое-либо мероприятие, совещание, собеседование, выставку или семинар. Некоммерческие деловые письма часто используются в сфере предпринимательства. Рассмотрим, как составить такой документ для различных случаев.
Функции письма-приглашения
Письменное приглашение позволяет решить такие задачи:
Если у организации нет возможности пригласить какое-либо лицо лично или по телефону, то данное письмо будет хорошим вариантом.
Как передать письмо-приглашение
Письмо-приглашение на какое-либо мероприятие можно передать адресату несколькими способами:
Особенности составления письма-приглашения
При написании письма-приглашения пользуются стандартными правилами деловой переписки. Нужно применять официально-деловой стиль речи, не включать в текст разговорные выражения. Особое внимание требуется уделить грамотности: не должно быть орфографических, пунктуационных и других ошибок. Важно также проверить текст на наличие двусмысленных конструкций.
Бланки письма-приглашения компания может разработать самостоятельно для различных ситуаций. Законодательно утвержденных форм не существует.
В письме нужно указать такие сведения:
Письмо завершает подпись отправителя письма. Кроме того, нужно указать его ФИО и должность.
К сведению! При необходимости можно приложить брошюры, карты, программу мероприятия, список докладчиков и другое.
Ниже представлены примеры писем-приглашений для различных ситуаций. Можно смело ими воспользоваться, изменив необходимые данные.
Письмо-приглашение на собеседование
Чаще всего на собеседование кандидатов на должность приглашают по электронной почте. Особенности письма: конкретика в изложении, уважительное обращение, официально-деловой стиль речи. Обязательно указывают наименование компании, наименование вакансии, адрес, контакты работника отдела кадров, перечень документов, которые соискатель должен взять с собой.
В теме электронного письма нужно написать, что это письмо-приглашение, указать вакансию и наименование организации. Отправку письма лучше сопроводить телефонным звонком, чтобы убедиться, что соискатель получил электронное сообщение.
Подписать данное письмо может работник отдела кадров организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Берег»
(реквизиты организации)
Тихонову Александру
Анатольевичу
Приглашение
Уважаемый Александр Анатольевич!
Компания ООО «Берег» благодарит Вас за отклик на вакансию «Системный администратор». Мы внимательно ознакомились с Вашим резюме и считаем, что Ваши опыт и квалификация подходят нашей организации.
По всем возникающим вопросам можно обратиться по телефону: 8 (3412) 22-12-13.
Специалист отдела кадров ООО «Берег»
Романова Кристина Петровна
Письмо-приглашение на мероприятие
Под мероприятием можно понимать конференции, круглые столы, встречи, форумы, презентации, съезды, то есть разного рода деловые встречи. Особенностями письма-приглашения в данном случае будут: описание мероприятия, адрес, программа мероприятия, требования к гардеробу (при необходимости).
Письмо должен подписать руководитель организации, если приглашается также руководящее лицо. Если сообщение адресовано топ-менеджерам или другим работникам, то поставить подпись на письме могут и работники, замещающие руководство.
Общество с ограниченной ответственностью «Парфюмер»
(реквизиты организации)
Индивидуальному предпринимателю
Сомовой Полине Сергеевне
Приглашение
Уважаемая Полина Сергеевна!
Компания ООО «Парфюмер» приглашает Вас посетить презентацию нашей новой продукции. Мероприятие будет проходить по адресу: г. Киров, ул. Партизанская, д. 131 (БЦ «Гавайи»), «розовый» зал, 24 декабря 2020 года в 15:00.
В программе: парфюмерная дегустация, фуршет.
Ответственный за мероприятие
Александра Ивановна Бекк, тел.: 8 (8332) 66-66-66
Генеральный директор ООО «Парфюмер» Николаев / Н.М. Николаев
Письмо-приглашение на семинар
Данное письмо-приглашение копирует по своей структуре другие письма. В тексте нужно указать тему семинара, вопросы, которые будут разобраны во время мероприятия, что даст приглашенному участие на семинаре. Также если адресат перед участием должен выслать какие-либо анкетные данные, то об этом нужно обязательно предупредить. Регистрационную форму можно прикрепить к письму.
К сведению! Не помешает указать и ориентировочную продолжительность семинара.
Общество с ограниченной ответственностью «Новые технологии»
(реквизиты организации)
Генеральному директору
ООО «Гамма» Петрову
Кириллу Кирилловичу
Приглашение
Уважаемый Кирилл Кириллович!
Компания «Новые технологии» приглашает Вас на наш новый семинар. Его тема: «Привлечение иностранных инвесторов в развитие российского бизнеса». Мероприятие состоится 23 декабря 2020 года в 17:00 по адресу: г. Казань, ул. Революционная, д. 138 А.
В ходе семинара мы будем обсуждать такие актуальные вопросы, как:
Участие в семинаре позволит Вам ознакомиться с опытом своих коллег, поделиться собственными наработками и расширить список деловых контактов.
Для участия в семинаре необходимо заполнить анкету во вложении и отправить ее на нашу электронную почту.
Ориентировочная продолжительность семинара — 3 часа.
Ответственный за мероприятие: Соколов Степан Степанович, тел.: 8 (843) 777-66-55
С уважением, генеральный директор ООО «Новые технологии»
Рустамов Дмитрий Дмитриевич
Письмо-приглашение на участие в тендере
Организацию можно пригласить поучаствовать в тендере. В письме для этого важно отметить сроки подачи заявки на участие, объект тендера, адрес для отправки заявки, поскольку для оформления заявки необходимо соблюсти особый порядок.
Формы для заполнения (анкету, заявку, тендерное предложение и др.) необходимо приложить к письму.
Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»
(реквизиты организации)
Генеральному директору
ООО «Хризантема» Загребину
Александру Александровичу
Приглашение
Уважаемый Александр Александрович!
Предлагаем Вам принять участие в тендере, проводимом ООО «Перспектива», на проведение разработки информационного портала.
Для того чтобы принять участие в тендере, пожалуйста, заполните заявку на участие в тендере и тендерное предложение и пришлите документы до 20 декабря 2020 года на адрес электронной почты, указанной в приложении к письму, обязательно написав в теме письма название тендера.
Заполняя тендерное предложение, Вы можете выбрать одну или несколько позиций, на которых специализируется Ваша компания.
Документы, необходимые для ознакомления и заполнения, прилагаем.
С уважением, генеральный директор ООО «Перспектива»
Семенов Роман Романович
Письмо-приглашение на выставку
Если компания организует выставку или выставляет свою продукцию где-либо и заинтересована привлечь как можно больше контрагентов, то отправка писем-приглашений на данное мероприятие будет хорошим решением.
Письмо должно содержать название выставки, адрес, место нахождения стенда с выставочными образцами. Также можно отметить, какую выгоду приобрет посетитель выставки: сможет пообщаться с менеджерами, ознакомиться с продукцией, заключить договор, получить образцы и т.д. У адресата должно возникнуть желание посетить указанное мероприятие.
Общество с ограниченной ответственностью «Камни-самоцветы»
(реквизиты организации)
Генеральному директору
ООО «Гамма» Саратову Константину
Константиновичу
Приглашение
Уважаемый Константин Константинович!
Компания «Камни-самоцветы» приглашает вас посетить свой стенд на выставке «Дары природы».
Выставка будет проходить с 10 декабря по 20 декабря 2020 года в бизнес-центре «Галактика» по адресу: г. Ижевск, ул. Барышникова, д. 67Б.
Все дни выставки с 10:00 утра до 20:00 на нашем стенде будут присутствовать менеджеры и руководство компании, с которыми Вы сможете в неформальной обстановке обсудить вопросы начала и развития сотрудничества.
У Вас будет уникальная возможность сделать отборку продукции и первыми приобрести новинки, а также получить аксессуары и рекламные материалы.
Наш стенд будет находиться рядом с северным входом, номер стенда – 14.
С уважением, генеральный директор ООО «Камни-самоцветы»
Горбунов Андрей Андреевич
Единого образца всех писем не существует, поскольку их содержание будет зависеть от множества факторов: характера мероприятия, на которое приглашается лицо, степени знакомства отправителя и адресата. Даже для одной и той же ситуации в связи с этим могут быть написаны письма с разным содержанием.
Кроме представленных образцов, на нашем сайте можно скачать также письмо-приглашение (вызов на совещание) и гарантийное письмо-приглашение иностранного гражданина.
Сопроводительное письмо к коммерческому предложению
Коммерческое предложение нередко сопровождают специальным письмом, в котором указывают суть предложения, порядок работы с компанией, а также оно должно содержать информацию, которая заинтересовала бы потенциального партнера. Как составить такое сопроводительное письмо, расскажем в статье.
Функции сопроводительного письма к коммерческому предложению
Сопроводительное письмо — это документ, который прилагают к основному документу или пакету бумаг. Его задача — пояснить или дополнить информацию в основном документе.
Функции такого письма к коммерческому предложению состоят в том, чтобы описать преимущества работы с компанией-отправителем для получателя, чтобы у него появилось желание ознакомиться с коммерческим предложением. Также письмо перечисляет, какие еще документы были отправлены адресату. Отправка сопроводительного письма в бизнесе считается хорошим тоном.
Как составить сопроводительное письмо к коммерческому предложению
Сопроводительное письмо пишут в свободной форме, однако необходимо соблюдать традиционную структуру письма. Документ лучше оформить на бланке компании, где будут сразу указаны логотип и реквизиты.
Структура письма должна быть следующей:
Внимание! Для написания письма нужно использовать официально-деловой стиль, орфографических, пунктуационных и других ошибок быть не должно, как и разговорных и просторечных слов и выражений.
Несколько советов по составлению письма
Образец
Общество с ограниченной ответственность «Север»
Юр. адрес: 610000, г. Киров, ул. Ломоносова, д.56
ИНН 5612233446, КПП 123456789, ОГРН 3344556677889
Генеральному директору ООО «Запад»
Соколову Сергею Сергеевичу
Сопроводительное письмо к коммерческому предложению
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Вас приветствует компания ООО «Север». Мы производим продукцию из пластика для дома и сада. Наша компания работает уже 10 лет, имеет устойчивое положение на рынке и самые низкие цены в регионе. Нашими партнерами являются и транспортные компании, поэтому мы всегда можем предложить выгодные условия по доставке груза. В приложении к письму Вы найдете всю необходимую информацию о продукции и условиях сотрудничества.
С уважением,
генеральный директор ООО «Север»
Михайлов Кирилл Кириллович
Исполнитель: менеджер по продажам
Романов Иван Иванович
тел. 89000000000
Процедура согласования акций как инструмент цензуры
Аналитики проекта «ОВД-Инфо», занимающиеся мониторингом политических преследований, выпустили доклад об использовании процедуры согласования уличных акций как инструмента цензуры.
Как возникла идея исследования
Необходимость изучить проблемы согласования уличных акций в России назрела уже давно. Российское законодательство запрещает проводить публичные мероприятия, предварительно не уведомив о них власти. На практике, особенно когда речь идет о протестных акциях, эта процедура оборачивается тем, что власти под тем или иным предлогом не разрешают проводить мероприятие на предложенных организатором условиях или же затягивают процесс согласования до последних дней перед акцией.
«Несогласованный» статус мероприятия приводит к ряду серьезных последствий.
Во-первых, с 2012 г. запрещается начинать агитацию, пока мероприятие не согласовано. Агитация означает фактически распространение любой информации о готовящейся акции. Это может стать основанием для судебного преследования отдельных людей, а с 2013 г. – также для блокировки онлайн-СМИ и других интернет-площадок, на которых такая информация распространяется.
Во-вторых, отсутствие согласования определяет облик акции в СМИ и в общественном мнении, превращая ее в незаконную и неправильную, даже если она проходит мирно и без каких-либо существенных нарушений.
«Несогласованности» оказывается достаточно для того, чтобы акцию признавали незаконной полиция, а затем и суды. «Организация» несогласованного мероприятия или участие в нем грозит задержаниями, серьезными штрафами, обязательными работами и арестами. Наказание в последние года неоднократно ужесточалось. В 2014 г., через два года после первого заметного ужесточения, был введен арест до 30 суток за «повторное» нарушение по статье о нарушении установленного порядка проведения публичных мероприятий, а также появилась уголовная статья о «неоднократном» (более двух раз за 180 дней) нарушении с наказанием до пяти лет лишения свободы. Сам факт задержаний во время мирной акции провоцирует конфликты митингующих с полицией, что, в свою очередь, повышает риск их уголовного преследования.
Как правило, за продолжительным и многостадийным процессом обмена «сухими» документами между организатором и властями оказывается непросто уследить. Кроме того, за ним стоит сложная нормативная база, без серьезной проработки которой внешнему наблюдателю сложно утверждать, допущено ли нарушение закона. В результате, будучи фундаментом для кардинального ограничения свободы собраний, процедура согласования сама по себе остается в тени.
Каким образом осуществляются эти ограничения? Какие инструменты используют власти для запрета нежелательных уличных акций? Прибегают ли они к нарушению закона или же в этом нет необходимости? Для того чтобы ответить на эти вопросы, потребовалось изучить большое количество разрозненных документов: многочисленные федеральные и региональные законы, постановления и регламенты местных властей. Однако исследование было бы неполным без анализа документов, описывающих конкретные истории несогласования. Такие документы – уведомления, ответы на них и дальнейшие переговоры между организаторами акций и властями – были собраны Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Все они касаются всероссийской антикоррупционной акции 26 марта 2017 г., объединившей публичные мероприятия в десятках городов России. Почти нигде организаторам не удалось согласовать мероприятие, что привело к массовым задержаниям и административным преследованиям, а также к возбуждению нескольких уголовных дел.
О проблемах, затронутых в докладе
В работе над докладом мы обращали особое внимание на то, в каких случаях причины нарушения прав организаторов публичных мероприятий связаны с качеством законодательства, а в каких – с практикой его применения и, в первую очередь, с прямым нарушением установленных норм. В самом общем виде претензии к качеству нормативной базы можно обозначить двумя характеристиками: сложность одних норм сочетается с недоработанностью других.
В течение последних лет законодательство пополнялось все новыми запретами в сфере свободы собраний. Был ограничен круг возможных организаторов акций, появились новые ограничения тематики мероприятий. Поправки в федеральный закон активизировали законодательную деятельность в регионах: в результате существенно возросла площадь территорий, где запрещено проводить акции, особенно в центральных районах городов. Процедуру согласования регулирует множество законов и нормативных правовых актов, которые принимают все уровни и ветви власти. В различных документах встречаются прямые противоречия норм друг другу. Так, в некоторых региональных законах три дня для ответа на уведомление о проведении акций превращаются в три рабочих дня, что существенно затягивает коммуникацию между организаторами и властями.
При подготовке к согласованию организатору недостаточно ознакомиться с федеральным законом о митингах: он вынужден собирать мозаику из разрозненных и не всегда очевидных норм. Только для определения статуса места, в котором запланировано мероприятие, следует выяснить, кто является владельцем территории, не подпадает ли она под федеральный или региональный запрет, не является ли она специально отведенным местом, на котором действуют другие правила информирования, нет ли рядом памятников культуры и объектов транспортной инфраструктуры – все это в большей или меньшей степени будет влиять на процедуру согласования.
Сложность нормативной базы сочетается с многочисленными пробелами регулирования, которые проявляются на разных этапах процесса согласования. Приведем лишь несколько примеров.
При подготовке уведомления возникает вопрос: в каком виде организатор должен указать место проведения мероприятия и должен ли он называть своих уполномоченных, если собирается проводить мероприятие без них? Неясно, кто должен подтверждать соответствие организатора требованиям федерального закона. Нигде не говорится, в какой форме должно быть разрешение от владельца, если мероприятие планируется на частных территориях.
Даже принципиальный вопрос о сроках согласования частично прояснился только в 2018 г. благодаря разъяснениям Верховного Суда РФ о том, как высчитывать дни подачи уведомлений и направления ответов властей, однако и здесь некоторые вопросы остались неразрешенными. Закон почти не регулирует ход коммуникации после подачи уведомления, если акция не была согласована сразу. В результате власти, рассматривающие уведомления, могут приравнять продолжение коммуникации к подаче нового уведомления, что в большинстве случаев означает отказ в согласовании из-за пропущенных сроков.
Отдельной проблемой являются требования к обоснованности и мотивированности ответов на уведомления, хотя на эту тему высказались и Конституционный, и Верховный суды РФ. Например, при проведении акций рядом с памятниками культуры или на объектах транспортной инфраструктуры в отказе в согласовании местные власти могут сослаться на запрет другого ведомства, к форме которого закон не предъявляет никаких требований. Встречаются проблемы и с терминологией: в некоторых документах речь идет не о «публичных мероприятиях», которым дано определение в федеральном законе, а о неких «общественно-политических мероприятиях». В разных субъектах Федерации по-разному трактуется понятие «транспортная инфраструктура». Не всегда понятно, что подразумевается в региональных законах под теми или иными типами объектов, рядом с которыми не разрешается проводить митинги. Возникают проблемы с определением границ площадок – например, когда речь идет о «непосредственно прилегающих территориях» или о специальных местах для проведения публичных мероприятий.
Проблемы с качеством нормативного регулирования организации публичных мероприятий приводят к тому, что процесс согласования акций из формальной процедуры, опосредующей реализацию конституционной свободы собраний, превращается в своего рода фильтр, контроль над которым находится в руках региональных и местных властей. Но даже и в этих условиях уполномоченные органы власти нередко не соблюдают существующие законодательные нормы. Большая часть выявленных нами нарушений сосредоточены в содержании и в сроках ответов на уведомления о публичных мероприятиях.
Распространенной практикой являются неясные ответы на уведомления, из содержания которых невозможно понять, отказ ли это в проведении акции, предложение что-то изменить или предупреждение о недопустимости по закону. Самыми популярными поводами для отказа в согласовании или предложения изменить условия проведения мероприятия являются проведение других мероприятий (публичных или массовых – спортивных, культурных, развлекательных), различные ремонтные работы или работы по благоустройству. Закон не содержит прямого запрета на проведение акций в таких условиях и требует от властей, во-первых, четко обосновывать, почему проведение мероприятия невозможно, а во-вторых, предложить организатору альтернативное место или время. На практике органы власти, как правило, считают указание на проведение другого мероприятия или ремонтные работы достаточным обоснованием для предложения изменить место и даже для отказа. Нередко организаторам не предлагают альтернативной площадки, а если предлагают, то в удаленных местах, которые не удовлетворяют организаторов. На подачу нового уведомления к этому моменту может не остаться времени.
Помимо обоснованности ответов на уведомления возникают сложности, связанные со скоростью переговоров между организаторами и властями. Затягивание сроков коммуникации не обязательно сопровождается прямым нарушением законов: достаточно того, чтобы администрация, не расположенная идти навстречу организатору, отвечала медленно и не предоставляла полной информации, а выдавала ее постепенно. Вместе с тем почти в трети изученных нами случаев органы власти так или иначе нарушили установленный срок для ответов на уведомления организаторов акций. По закону, если в срок от властей не поступило встречных предложений или отказа, организатор может считать акцию согласованной и начинать подготовку к ней.
Иногда отказы сопровождаются особенно грубыми нарушениями. В Волгограде администрация отказала в согласовании антикоррупционной акции, сославшись на то, что с середины марта до конца апреля на всей территории города будут проводиться работы по благоустройству с использованием крупногабаритной техники, которая может создать угрозу безопасности участников митинга. Постановление о проведении «месячника благоустройства» было принято уже после подачи уведомления организатором акции и на момент отказа не было опубликовано. В Чебоксарах власти отказали организаторам антикоррупционной акции, сославшись на ранее согласованную акцию «Молодой гвардии “Единой России”». При анализе документов мы обнаружили, что уведомление от «Молодой гвардии» поступило только на следующий день.
Рекомендации
Многие из указанных нарушений свидетельствуют о дисфункции судебного и общественного контроля за процедурой согласования публичных мероприятий. В своем докладе мы весьма кратко касаемся этих проблем, которые сами по себе требуют отдельного изучения. Вместе с тем даже после ознакомления с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» становится очевидным, что ВС РФ уделяет куда больше внимания вопросам соблюдения сроков для ответов на уведомления об акциях и формальному предложению альтернативной площадки в случае изменения места, нежели выстраиванию столь необходимого в этом вопросе баланса между частным и публичным интересами, системы понятных критериев обоснованности решения органов власти.
Показательно и то, что о некоторых случаях грубого нарушения властями законодательства о свободе собраний, таких как пропуск установленного срока, предоставление организаторам акции ложной информации о доступности места проведения акции или согласование альтернативного мероприятия «задним числом», мы узнали лишь в ходе внимательного изучения документов, к которым нет открытого доступа. Можно лишь предполагать, какое количество нарушений и незаконных ограничений свободы собраний в масштабах всей страны так и остаются неизвестными. Очевидно, что существующие механизмы контроля не работают, возможности институтов гражданского общества и СМИ в этом вопросе ограничены уже тем, что информация об отказах в согласовании или предложениях изменить условия проведения публичных мероприятий не публикуется.
В том или ином виде о непрозрачности процедуры согласования акций уже давно говорят не только правозащитные организации, но и некоторые представители государственных институтов. Так, в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 г. предлагается на сайтах региональных и муниципальных органов власти размещать информацию о местах, в которых запрещено проводить публичные мероприятия.
К большей открытости процедуры согласования приведет доступ к сведениям о поступивших уведомлениях, о согласованных и несогласованных мероприятиях с указанием конкретных причин и приложенными документами (из которых можно убрать персональные данные), о проведенных акциях и санкциях для организаторов и участников. Своевременная публикация в открытом доступе информации обо всех запланированных публичных и массовых мероприятиях, а также о ремонтных работах и работах по благоустройству существенно упростила бы для организаторов выбор места и времени проведения акции и во многом разрешила бы проблему занятых площадок, переноса акций и затягивания сроков переговоров между организаторами и властями.
Вообще процедуру согласования публичных акций практически не затронула технологизация. Почти нигде не предусмотрена возможность подавать уведомление удаленно, не говоря уже о том, чтобы согласование акций в установленные сроки проходило по принципу «одного окна», без необходимости для организатора вычислять, с каким ведомством согласовывать конкретную акцию.
Такие точечные изменения помогли бы решить ряд проблем, связанных с согласованием, однако едва ли позволят переломить ситуацию с ограничением свободы собрания в целом и на этапе согласования в частности. Это требует кардинальных реформ.
Во-первых, не может соответствовать принятым в демократическом обществе стандартам прав и свобод человека такое положение вещей, при котором любые спонтанные акции оказываются вне закона.
Во-вторых, даже самое ясное и детальное законодательство не будет работать без последовательного судебного контроля, который не ограничивается лишь вопросами формального соблюдения отдельных нормативных положений, а выстраивает прозрачную систему балансов и критериев, делает правовое регулирование предсказуемым и эффективным.
Наконец, равная коммуникация организаторов и властей невозможна в условиях дисбаланса прав и обязанностей. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда компетентные органы власти имеют практически неограниченные полномочия по принятию решений об отказе в согласовании акций или по изменению условий их проведения, не неся при этом практически никакой ответственности за свои злоупотребления и ошибки. Нам не известно ни об одном случае привлечения чиновников к уголовной ответственности за воспрепятствование реализации свободы собраний, а после упомянутых разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в случаях с нарушениями при согласовании публичных мероприятий это стало невозможным. К административной же ответственности за последние 10 лет были привлечены несколько чиновников, многие из которых отделались минимальными наказаниями.