Плановые скидки определяются посредством
Краткий анализ всех основных типов ценовых стратегий
Политика цен предприятия является основой для разработки его стратегии ценообразования. Ценовые стратегии являются частью общей стратегии развития предприятия.
Стратегия ценообразования — это набор правил и практических методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия предусматривает проведение ряда работ и расчетов:
I. Стратегии ценообразования и уровень цен
Стратегия высоких цен. Цель данной стратегии — получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность, поэтому они готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены. Стратегия высоких цен применяется тогда, когда предприятие убеждено, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар. Это применимо:
Ценовая политика в период применения высоких цен — максимизировать прибыль до тех пор, пока рынок новых товаров не стал объектом конкуренции.
Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование). Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме упадка, и наиболее типична для большинства предприятий, рассматривающих получение прибыли как долгосрочную политику. Многие предприятия считают такую стратегию наиболее справедливой, поскольку она исключает «войны цен», не приводит к появлению новых конкурентов, не позволяет фирмам наживаться за счет покупателей, дает возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал. Крупные корпорации в большинстве случаев довольствуются прибылью в 8-10% к акционерному капиталу.
Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва). Стратегия может быть применена на любой фазе жизненного цикла. Особенно эффективна при высокой эластичности спроса по цене. Применяется в следующих случаях:
II. Ценообразование в зависимости от разных рынков, их сегментов и покупателей
Стратегия дифференцированных цен. Эта стратегия применяется предприятиями, устанавливающими определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для разных рынков, их сегментов и покупателей, характеристик рынка и его расположения, времени покупок и модификаций товаров.
Данная стратегия предусматривает сезонные скидки, скидки за количество покупаемого товара, скидки постоянным партнерам, установление разного уровня цен и их соотношения по разным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой их модификации. Для этого проводится сложная и кропотливая работа по согласованию общей товарной, рыночной и ценовой стратегии.
Стратегия дифференцированных цен используется в тех случаях, когда:
Стратегия льготных цен. Эта стратегия используется в целях формирования цен на товары для покупателей, в которых предприятие заинтересовано. Политика льготных цен проводится как временная мера стимулирования сбыта. Основная ее цель — увеличение объемов продаж.
Льготные цены устанавливаются, как правило, на очень низком уровне, возможно даже на более низком, чем себестоимость (в этом случае они называются демпинговыми). Такие цены могут использоваться в качестве средства в конкурентной борьбе или при необходимости ликвидации затоваривания складов предприятия.
Стратегия дискриминационных цен. Следуя этой стратегии, предприятие устанавливает максимальную цену на товар в определенном сегменте рынка. Данная стратегия может применяться в отношении некомпетентных, не ориентирующихся в рыночной ситуации покупателей, тех, которые не проявляют большой заинтересованности в приобретении товара.
Эта стратегия также применима при заключении между предприятиями различного рода соглашений по ценам. Такая стратегия возможна и при проведении государственными органами ценообразования дискриминационной политики в отношении страны, в которой работает предприятие-покупатель: введение высоких импортных или экспортных пошлин, установление обязательного пользования услугами местного посредника.
III. Стратегии ценообразования в зависимости от гибкости цен
Стратегия единых цен. При этой стратегии устанавливается цена, единая для всех потребителей для укрепления их доверия к предприятию и его товару. Данная стратегия проста в применении и открывает широкие возможности для торговли по каталогам и посылочной торговли. Стратегия единых цен применяется на практике нечасто, ограничена временными, географическими и товарными рамками.
Стратегия гибких, эластичных цен. Эта стратегия опирается на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться. Гибкие цены, как правило, используют при заключении сделок по индивидуальным товарам и товарам, выполненным на заказ.
Стратегия стабильных, стандартных цен. Эта стратегия предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение долгого периода времени и характерна для массовых продаж однородных товаров, с которыми на рынке выступает большое количество предприятий-конкурентов, например цены на транспорт и на журналы. В этом случае независимо от места продажи товары довольно длительное время продаются всем покупателям по одной и той же цене.
Стратегия нестабильных, меняющихся цен. Согласно этой стратегии цены зависят от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самого предприятия, которое устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.
Стратегия ценового лидерства. Суть этой стратегии не предполагает установления цены на новые изделия в строгом соответствии с уровнем цен ведущей компании на рынке. Речь идет только о том, чтобы учитывать политику цен лидера в отрасли или на рынке.
Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера, но в пределах, которые определяются качественным и техническим превосходством. Чем меньше отличий в новых изделиях предприятия по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цен на новые товары к ценам, устанавливаемым лидером отрасли.
Использование цен лидера имеет место, когда предприятие выступает как сравнительно небольшой (по доле рынка или объему продаж данного вида продукции) производитель на рынке; тогда ему лучше всего устанавливать цены по аналогии с ценами на изделия ведущих компаний отрасли. В противном случае крупные производители вынуждены будут объявить «войну цен» и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.
Стратегия конкурентных цен. Эта стратегия связана с проведением агрессивной политики по снижению цен предприятиями-конкурентами. Данная стратегия предполагает, что предприятие в целях укрепления монопольного положения на рынке, расширения рыночной доли и поддержания нормы прибыли от продаж:
Стратегия неокругленных, «психологических» цен. Это, как правило, сниженные цены против какой-нибудь круглой суммы. Например, не 100 руб., а 99; 98. У потребителей возникает впечатление, что предприятие тщательно анализирует свои цены, устанавливает их на минимальном уровне. Им нравится получать сдачу.
Многие потребители не покупают товар именно из-за психологической непривлекательности цен.
Стратегия цен массовых закупок. Эта стратегия предполагает продажу товара со скидкой в случае его приобретения в больших количествах и дает эффект, если можно ожидать немедленного значительного роста покупок, увеличения потребления товара, привлечения внимания покупателей товаров конкурирующих предприятий, решения задачи освобождения складов от устаревших, плохо продаваемых товаров.
Стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара. Данная стратегия предусматривает установление цен на высоком уровне. Это цены не для массового рынка. Основания — высокое качество товара, гарантия предприятия, его престиж и образ. Покупатели считают, что высокие цены означают высокое качество.
Стратегия инициативного изменения цен. Предприятие, самостоятельно формирующее ценовую политику, может со временем столкнуться с необходимостью самому менять цены, что не зависит от действий других участников рынка. Такое изменение цен возможно как в сторону повышения, так и в сторону понижения и сопровождается неоднозначной реакцией потребителей.
Следует отметить, что на практике в чистом виде перечисленные стратегии применяются редко. В основном встречаются различные их сочетания. Например, стратегия «снятия сливок» может использоваться совместно со стратегией дифференцированных цен, стратегией неокругленных цен и т. д. В частности, японская фирма Sony имеет дифференцированную сетку цен для различных покупателей: внутренних или зарубежных, постоянных или новых, использующих купленный товар в Японии или вывозящих его за границу. В то же время уровень цен меняется в зависимости от фазы жизненного цикла: на стадии внедрения и роста товар продается по самым высоким ценам, а на стадии упадка — по самым низким. Все эти виды цен, как правило, выражаются некруглыми цифрами.
Можно выделить следующие признаки плохого функционирования ценовых стратегий:
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что такое ценообразование: этапы и методы
Узнайте, в какие этапы и с помощью каких методов проходит процесс ценообразования
Ценообразование – это процесс, который заключается в установлении цен на товары и услуги.
Содержание
Факторы ценообразования
Задача любой компании при составлении цены продукта — это определить адекватные минимальные и максимальные значения. Минимальное значение подразумевает составлении минимальной цены, за которую компания готова продать продукт, но важно учитывать издержки производства для того, чтобы получать прибыль. Максимальное значение подразумевает максимальную сумму, которую готов заплатить потребитель за товар. Здесь важно учитывать тот факт, что слишком дорогой продукт не будет пользоваться спросом у аудитории.
Для того, чтобы корректно установить цену, стоить учитывать следующие факторы:
Ценообразование на единицу также может основываться на таких факторах, как фиксированная сумма, количество сделок, рекламная акция или кампания продаж, скидка с оборота, условия оплаты или кредита, конкретная квота, цена тендера, дата отгрузки или счета-фактуры и многие другие.
Ценообразование предполагает рассмотрение многих аспектов рынка. Для основных товаров, таких как продукты питания, цена будет основана на стоимости плюс маржа.
Для продуктов на рынке предметов роскоши больше внимания будет уделяться ценности, которую потребители придают предмету. Нехваткой часто манипулируют, чтобы поднять цену.
Менеджер по продукту фактически является генеральным менеджером продукта или группы продуктов. Роль состоит из разработки продукта и маркетинга продукта с целью максимизации доходов от продаж, доли рынка и прибыли. Менеджер по продукту часто отвечает за анализ рыночных условий и определение характеристик или функций продукта.
Планирование продвижения является одним из компонентов маркетинга. Оно может включать в себя специальные предложения, поощрения, рекламу, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и связи с общественностью. Промо-акция распределяет бюджет и ресурсы на каждый элемент.
Этапы ценобразования
Процесс ценообразование проходит в несколько этапов. Зачастую они включают следующие.
Ценообразование может быть рыночным, то есть формировать на основе спроса и предложения, или же централизированным государственным, то есть цену определяет госудасртво в зависимости от издержек на производство и реализацию.
Методы ценообразования
В зависимости от того, на что ориентируется компания при выборе метода, их можно разделить на три группы:
Затратные методы (компания ориентируется на издержки производства);
Рыночные методы (компания ориентируется на экономическую ситуацию на рынке);
Параметрические методы (компания ориентируется на издержки на технико-экономические параметры продукции).
Группа затратных методов включает следующие:
Группа рыночных методов включает следующие:
Группа параметрических методов включает следующие:
Существуют также промежуточные методы ценообразования. К ним относятся методы, ориентированные на спрос и на конкурентов. Первые включают аукционы и пробные продажи, вторые — конкурсы и мониторинг цен конкурентов.
Также искали с «Ценообразование»
Оценка: 5 / 5 (11)
Плановые скидки определяются посредством
II. Методы определения цены на продукцию
9. Цена на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, определяется с применением одного из следующих методов:
метод анализа рыночных индикаторов;
метод сравнимой цены;
В случае если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.
В случае если базовая цена на продукцию ранее была сформирована, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием:
метода индексации базовой цены;
метода индексации по статьям базовых затрат.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Метод анализа рыночных индикаторов применяется в случаях, если продукция является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информации, распространяемой либо предоставляемой Федеральной службой государственной статистики (субъектами официального статистического учета) в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете.
11. Метод анализа рыночных индикаторов применяется следующим образом:
а) если продукция является биржевым товаром, то в качестве цены на продукцию принимается величина, не превышающая среднее значение биржевого индикатора, рассчитанное на основании данных о его значениях за 45 календарных дней до дня определения цены на продукцию с учетом условий поставки продукции, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. Среднее значение биржевого индикатора для определения цены на продукцию может быть рассчитано по данным за иной временной период в случае согласования государственным заказчиком (заказчиком) поступившего в его адрес обоснованного предложения поставщика;
б) если продукция не является биржевым товаром, но при этом имеются данные официальной статистической информации о цене на нее, распространяемые либо предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем зафиксированное в указанных источниках значение цены на эту продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. В этом случае используются данные официальной статистической информации за предшествующий период, не превышающий 3 месяца до дня определения цены на продукцию;
в) если цена на продукцию определяется на период, отличный от периода, для которого имеются данные о значении рыночного индикатора (биржевого индикатора либо данных официальной статистической информации), то цена на такую продукцию определяется на уровне, не превышающем расчетное значение рыночного индикатора, определяемое путем индексации рыночного индикатора для последнего из имеющихся периодов с применением соответствующих индексов, с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию.
12. Метод анализа рыночных индикаторов не применяется:
а) для определения цен на вооружение, военную, специальную и ракетно-космическую технику;
б) в случае, если продукция не является биржевым товаром (либо если в течение 45 календарных дней до дня определения цены на продукцию сделки с продукцией на бирже не совершались), и при этом отсутствуют данные официальной статистической информации о цене продукции.
13. Метод сравнимой цены применяется для определения цены на продукцию в случае, если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию.
14. Метод сравнимой цены применяется следующим образом:
а) цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию;
б) если цена на продукцию определяется на период, отличный от периода, для которого имеются данные о цене на сравнимую продукцию, то цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем расчетное значение цены на сравнимую продукцию для определяемого периода, полученное путем индексации значения цены на сравнимую продукцию для последнего из имеющихся периодов с применением соответствующих индексов, с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. В этом случае используются данные за предшествующий период, не превышающий один год до дня определения цены на продукцию;
в) если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования утверждены в регулируемых видах деятельности в установленном порядке тарифы (цены) на продукцию либо их предельный уровень на соответствующий период, то цены на такую продукцию устанавливаются не выше указанных величин.
15. Затратный метод применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением.
При применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли, определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.
Определение цены единицы продукции осуществляется с учетом сроков и объемов поставки (в том числе производства) продукции, а также иных требований заказчика к продукции, выполнение которых влияет на цену этой продукции.
В случае если цена единицы продукции была определена затратным методом, такая цена на последующие годы при соблюдении условий, установленных пунктами 21 и 27 настоящего Положения, подлежит определению методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям базовых затрат.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из:
а) особенностей поставки (в том числе производства) продукции, выполнения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и иных работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами;
б) учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат;
в) обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость, в числе которых:
обоснованные головным исполнителем (исполнителем) нормативы для отнесения отдельных затрат организации на себестоимость продукции, в том числе уровень общепроизводственных, общехозяйственных, транспортно-заготовительных расходов, специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства.
17. Величина расходов по статьям затрат может быть сформирована:
а) на основании отчетных данных о расходах в ценах предыдущих лет;
в) на основании затрат, включенных в цену на продукцию по ранее заключенному государственному контракту (контракту);
г) на основании затрат в отношении продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой продукцией функциональное назначение и потребительские свойства, с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровня квалификации специалистов, требующихся для их выполнения, в том числе по ранее заключенному государственному контракту (контракту), при этом:
при формировании цены и (или) затрат могут применяться экономико-математические модели цены в зависимости от основных тактико-технических характеристик продукции. Допускается также формирование с использованием указанного подхода отдельных затрат и трудоемкости в составе цены;
д) на основании затрат на производство единицы продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой функциональное назначение и потребительские свойства, в расчете на контрольную единицу, характеризующую объем выполненной работы, в том числе по ранее заключенному государственному контракту (контракту).
18. Величина расходов по каждой из статей затрат формируется с учетом необходимости применения комбинации методов определения цены на продукцию, предусмотренных настоящим Положением:
а) затраты на приобретение продукции подлежат определению с применением метода анализа рыночных индикаторов либо метода сравнимой цены, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат, если в соответствии с настоящим Положением цена на эту продукцию подлежит определению с применением соответствующего метода определения цены;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) затраты на приобретение иной продукции определяются по согласованию между головным исполнителем (исполнителем) и государственным заказчиком (заказчиком) с учетом положений пунктов 16 и 17 настоящего Положения.
19. Плановые затраты на поставку (включая производство) продукции могут определяться путем индексации расходов по статьям затрат с применением соответствующих индексов на плановый период в случае отсутствия иных данных, позволяющих определить объем расходов по соответствующей статье затрат в плановом периоде.
20. Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».
Отраслевые органы могут по согласованию с государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой определять особенности формирования затрат, в том числе отдельных показателей, указанных в пункте 16 настоящего Положения, включаемых в себестоимость продукции при определении цен на нее с учетом специфики производства отдельных видов продукции.
Затраты на уплату процентов по кредитам в случае планируемой поставки продукции единственным поставщиком в размере не более суммы, определенной с учетом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату расчета цены плюс 1,5 процентного пункта, если не предусмотрено субсидирование данных затрат из федерального бюджета на момент формирования цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, могут включаться в качестве возмещения затрат, в том числе планируемых, в стоимость (цену) вспомогательных работ по согласованию с государственным заказчиком исходя из потребности организации в денежных средствах на производство продукции с учетом планируемого государственным заказчиком размера аванса.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.02.2021 N 189)
21. Метод индексации базовой цены применяется в случае, если одновременно выполняются следующие условия:
не применимы методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены;
ранее была определена базовая цена единицы продукции;
не было зафиксировано существенное изменение условий поставки (в том числе производства) продукции;
рассматриваемая продукция является серийной с циклом производства менее 3 лет и прошло не менее 3 лет с даты начала поставки продукции.
Метод индексации базовой цены может также применяться для серийной продукции, цикл производства которой составляет более 3 лет и (или) ее поставка осуществляется менее 3 лет, при согласии головного исполнителя (исполнителя) и государственного заказчика (заказчика).
22. Метод индексации базовой цены не применяется для определения цены на продукцию, если перерыв в поставках продукции по установленной ранее базовой цене (с учетом ее индексации) составляет 2 календарных года и более.
23. Базовая цена единицы продукции определяется затратным методом в условиях и ценах базового года с учетом размера плановой рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.
(см. текст в предыдущей редакции)
25. Определение цены единицы продукции для будущих периодов (календарных лет), следующих за базовым годом, осуществляется на основе базовой цены единицы продукции с применением метода индексации базовой цены в следующем порядке:
а) в течение 5 календарных лет, следующих за базовым годом, цена единицы продукции определяется путем индексации базовой цены единицы продукции с применением индексов, используемых для расчета цены на соответствующую продукцию и актуальных на дату определения этой цены, при этом:
для календарных лет, следующих за базовым годом и предшествующих текущему году, в котором осуществляется определение цены единицы продукции для будущих периодов (календарных лет), применяются фактические значения указанных индексов;
для текущего года, в котором осуществляется определение цены единицы продукции для будущих периодов (календарных лет), и календарных лет, следующих за текущим годом, используются прогнозные значения указанных индексов;
б) на шестой календарный год, следующий за базовым годом, цена единицы продукции не изменяется и устанавливается равной цене единицы продукции в пятом календарном году, следующем за базовым годом;
в) по истечении шестого календарного года, следующего за базовым годом, цена единицы продукции, рассчитанная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, индексируется в порядке, установленном подпунктами «а» и «б» настоящего пункта;
г) при изменении фактических и (или) прогнозных значений индексов цена единицы продукции, определенная методом индексации базовой цены, подлежит перерасчету с учетом ранее определенной базовой цены и актуальных значений индексов. При этом не подлежат перерасчету:
цена единицы продукции на текущий год и предшествующий период;
цена единицы продукции, поставка которой согласно государственному контракту по государственному оборонному заказу осуществляется по фиксированной цене, установленной в соответствии с разделом III настоящего Положения, и (или) если условиями государственного контракта (контракта) по государственному оборонному заказу на поставку продукции не предусмотрена возможность изменения цены на нее.
26. Основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены являются существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции.
В случае пересмотра базовой цены единицы продукции в качестве ее новой базовой цены используется значение цены, рассчитанное затратным методом в условиях соответствующего календарного года, который принимается за базовый год. Определение цены единицы продукции на календарные годы, следующие за базовым годом, осуществляется в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения.
27. Метод индексации по статьям базовых затрат применяется в случае, если одновременно выполняются следующие условия:
не применимы метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены, а также метод индексации базовой цены;
ранее была определена базовая цена единицы продукции;
не было зафиксировано существенное изменение условий поставки (в том числе производства) продукции;
технологический цикл производства продукции составляет 3 года и более.
Метод индексации по статьям базовых затрат не применяется для определения цен научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, работ по сервисному обслуживанию и ремонту, утилизации и других работ (услуг).
(п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. Применение метода индексации по статьям базовых затрат для определения цены единицы продукции на очередной год и плановый период основано на установленном настоящим Положением особом порядке индексации базовых затрат, включенных в сформированную затратным методом базовую цену единицы продукции.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
29. Базовые затраты, включаемые в базовую цену единицы продукции, распределяются на собственные затраты и привнесенные затраты. В составе собственных и привнесенных затрат статьи затрат распределяются в соответствии с их экономическим содержанием и структурой себестоимости продукции. При индексации собственных и привнесенных затрат для каждой из таких статей затрат в составе собственных и привнесенных затрат применяются соответствующие данным статьям затрат индексы.
30. При определении базовых затрат в составе собственных и привнесенных затрат, связанных с поставкой (включая производство) продукции, выделяются статьи затрат, величина расходов по которым определяется как величина, пропорциональная расходам по иным статьям затрат.
При индексации собственных и привнесенных затрат величины расходов по указанным статьям затрат не индексируются, а рассчитываются для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой цены (по отдельным статьям затрат по согласованию с государственным заказчиком могут устанавливаться различные для каждого календарного года значения одного и того же норматива).
К таким статьям затрат в соответствии с принятой в организации учетной политикой и решениями организации могут быть отнесены в том числе:
а) отдельные статьи затрат по оплате труда, в числе которых:
расходы на дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством Российской Федерации о труде и решениями организации, которые могут определяться и относиться на себестоимость продукции соответствующего вида пропорционально фонду начисленной заработной платы работников организации, непосредственно занятых в ее производстве (суммам, начисленным по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организациях формами и системами оплаты труда);
расходы на обязательное социальное страхование, которые могут относиться на себестоимость продукции пропорционально расходам на оплату труда;
б) общехозяйственные и общепроизводственные расходы, которые могут относиться на себестоимость соответствующих видов производимой организацией продукции пропорционально суммам прямых затрат по оплате труда работников, непосредственно занятых в их производстве, либо по величине материальных расходов или иных прямых затрат организации по каждому виду продукции, либо по иному показателю, характеризующему результаты деятельности организации, либо пропорционально объему выручки организации от реализации соответствующих видов продукции;
в) транспортно-заготовительные расходы, непосредственно связанные с процессами приобретения и доставки используемых в производстве сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), топлива и иных ресурсов на технологические цели, которые могут быть отнесены на себестоимость продукции пропорционально сумме расходов по указанным статьям материальных расходов.
31. При определении базовой цены единицы продукции расходы, связанные с поставкой (включая производство) продукции, распределяются в соответствии с конструкторской, технической и технологической документацией на ее производство по календарным годам, в которых планируется осуществить данные затраты. Указанные расходы переводятся в цены соответствующих лет путем их индексации с применением соответствующих индексов.
Базовая цена единицы продукции определяется как сумма величин собственных и привнесенных затрат в ценах соответствующих лет и прибыли, которая определяется как сумма величин, определяемых раздельно исходя из собственных и привнесенных затрат в соответствии с разделом IV настоящего Положения.
Цена единицы продукции для будущих периодов (календарных лет) определяется как сумма величин собственных и привнесенных затрат после их индексации в порядке, установленном пунктами 32 и 33 настоящего Положения, и прибыли, которая определяется исходя из размеров рентабельности (прибыли), установленных при определении базовой цены единицы продукции, и величин собственных и привнесенных затрат, уточненных по результатам индексации.
При осуществлении индексации величин затрат в каждом календарном году используются значения соответствующих данным статьям затрат индексов, актуальные на дату такой индексации, при этом:
для календарных лет, следующих за базовым годом и предшествующих текущему году, в котором осуществляется определение цены единицы продукции, применяются фактические значения индексов;
для текущего года, в котором осуществляется определение цены единицы продукции, и следующих за ним календарных лет используются прогнозные значения индексов.
32. Определение величины собственных затрат в составе цены единицы продукции будущих периодов (календарных лет), определяемой методом индексации по статьям базовых затрат, осуществляется в следующем порядке:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) для 5 календарных лет, следующих за базовым годом, величина собственных затрат определяется путем индексации величины собственных затрат в составе базовой цены единицы продукции с применением соответствующих данным затратам индексов;
б) для шестого календарного года, следующего за базовым годом, величина собственных затрат устанавливается на уровне, равном величине собственных затрат в пятом календарном году, следующем за базовым годом;
в) по истечении шестого календарного года, следующего за базовым годом, величина собственных затрат, установленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, индексируется в порядке, установленном подпунктами «а» и «б» настоящего пункта;
г) величины расходов по статьям, указанным в пункте 30 настоящего Положения, индексации не подлежат и рассчитываются для каждого календарного года с использованием нормативов, примененных при расчете базовой цены единицы продукции.
33. Определение величины привнесенных затрат в составе цены единицы продукции будущих периодов (календарных лет), определяемой методом индексации по статьям базовых затрат, осуществляется в следующем порядке:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) для календарных лет, следующих за базовым годом, величина привнесенных затрат в составе базовой цены определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
б) величины привнесенных затрат головного исполнителя (исполнителя) на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», для календарных лет, следующих за базовым годом, могут быть определены затратным методом в соответствии с настоящим Положением с учетом планируемых и (или) фактических расходов головного исполнителя (исполнителя) на эти цели, если государственный заказчик (заказчик) согласился с представленными головным исполнителем (исполнителем) необходимыми обоснованиями и предложениями по данному вопросу;
в) при индексации привнесенных затрат суммы расходов по статьям, указанным в пункте 30 настоящего Положения, не индексируются, а рассчитываются для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой цены единицы продукции.
34. При изменении в установленном порядке фактических и (или) прогнозных значений индексов подлежат перерасчету с учетом актуальных значений этих индексов определенные методом индексации по статьям базовых затрат величины собственных и привнесенных затрат по статьям, включенным в состав ранее определенной базовой цены единицы продукции.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом указанный перерасчет не осуществляется и уточненная цена не действует в отношении продукции, поставленной заказчику (этапов работ, принятых заказчиком) до даты принятия в установленном порядке решения об изменении фактических и (или) прогнозных значений индексов.
35. Основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции и соответствующего изменения цены на продукцию при применении метода индексации по статьям базовых затрат являются существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом цена единицы продукции и соответствующие величины затрат в календарные годы, предшествующие году, в котором зафиксировано существенное изменение условий поставки (в том числе производства) продукции, перерасчету не подлежат.
36. Цена единицы продукции на текущий год и будущие периоды может быть изменена по соглашению с государственным заказчиком (заказчиком) или по согласованному с ним предложению организации, имеющей государственные контракты (контракты) с государственным заказчиком (заказчиком) и головным исполнителем (исполнителем) на выполнение работ, оказание услуг в отношении этой продукции, если были скорректированы сроки выполнения отдельных работ, связанных с ее производством и поставкой.
В этом случае цена единицы продукции уточняется с применением актуальных фактических и (или) прогнозных значений индексов к базовым затратам с учетом измененного графика производства работ.
При этом перерасчету не подлежат величины затрат, произведенных в период до даты принятия решения об изменении сроков выполнения работ, и цена продукции, поставленной (произведенной) до указанной даты.
37. При представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, сформированных с использованием методов определения цены, установленных настоящим Положением, представляются следующие обосновывающие документы:
а) проект протокола согласования цены (прогнозной цены) единицы продукции, планируемой к поставке единственным поставщиком, по форме, предусматривающей его согласование с отраслевым органом (если представляется предложение о прогнозной цене), а также с государственным заказчиком, в 4 экземплярах, подписанный должностным лицом организации (проект протокола не представляется в составе предложения о цене (прогнозной цене) на продукцию, в отношении которой планируется использование конкурентных способов определения поставщиков);
б) сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки;
в) предложение о выборе вида цены на продукцию, планируемую к поставке единственным поставщиком;
расчет цен на покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты) и работы (услуги) производственного характера, связанные с поставкой продукции в течение планового периода, в объеме документов, предусмотренных настоящим пунктом, в отношении каждой номенклатурной позиции комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг), расходы на закупку которой составляют не менее 10 процентов суммарных расходов на закупку покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) производственного характера и не менее одного миллиона рублей либо не менее 5 процентов указанных суммарных расходов, если они составляют один миллиард рублей и более;
расчет цен на работы (услуги) исполнителей, выполняющих отдельные этапы (составные части) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, в объеме документов, предусмотренных настоящим пунктом;
расшифровка и обоснование расходов на оплату труда за отчетный период и плановый период;
сметы и расчеты за отчетный период и плановый период общепроизводственных, общехозяйственных, специальных и других расходов, в том числе по государственным контрактам на поставку продукции;
расчет плановой рентабельности (прибыли);
сведения о нормативах и экономических показателях организации, используемых при определении цены продукции;
расчеты по остальным статьям затрат;
обоснование размера плановой рентабельности (прибыли) в случае, если в расчетах цены на продукцию ее величина в части, определяемой исходя из собственных затрат, устанавливается в размере, превышающем 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку продукции;
сведения о предлагаемой цене на продукцию;
информация о наименованиях рыночных индикаторов и их значениях, на основании которых определена предлагаемая цена на продукцию, датах определения значений рыночных индикаторов с указанием источников соответствующей информации;
сведения о предлагаемой цене на продукцию;
пояснительные материалы в произвольной форме, обосновывающие выбор сравнимой продукции для определения цены на планируемую к поставке продукцию;
сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме;
расчеты и обоснования цены на планируемую к поставке продукцию в произвольной форме;
расчет значения цены на соответствующий год и плановый период с использованием актуальных на дату направления предложения о цене фактических и прогнозных значений индексов;
отчетная калькуляция затрат на производство ранее поставленной продукции, согласованная с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять свою деятельность в организации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
расчет величин собственных и привнесенных затрат в составе базовой цены по статьям затрат;
расчет цены на соответствующий год и плановый период с использованием актуального на дату направления предложения о цене фактических и прогнозных значений индексов по статьям затрат отдельно для собственных и привнесенных затрат;
расчет отдельных привнесенных затрат в объеме документов, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта, в случае приобретения комплектующих изделий (полуфабрикатов) или иной продукции у организации, занимающей доминирующее положение в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», в отношении которой в соответствии с подпунктом «б» пункта 33 настоящего Положения представлены необходимые обоснования и получено согласие государственного заказчика на осуществление расчетов затратным методом;
обосновывающие документы в соответствии с подпунктами «д» и (или) «е» настоящего пункта в отношении статей привнесенных затрат, величины расходов по которым определялись с применением метода анализа рыночных индикаторов и (или) метода сравнимой цены;
обоснование применения индексов из состава прогноза социально-экономического развития Российской Федерации для расчета цены;
(пп. «и» в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) данные о финансовой поддержке, оказываемой государством в целях выполнения государственного оборонного заказа, и влиянии этой финансовой поддержки на цену продукции (в рамках определения прогнозной цены продукции в соответствии с разделом V настоящего Положения);
л) копии обращений в Федеральную антимонопольную службу о фактах повышения цен поставщиками, направленных в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» в случае, если установленная или предлагаемая цена на сырье, материалы и комплектующие изделия (полуфабрикаты), работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа (за исключением продукции, цена на которую подлежит регистрации (утверждению) в соответствии с пунктом 115 настоящего Положения), более чем на 5 процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов;
м) иные документы, необходимые, по мнению организации, для обоснования цены на продукцию, а также документы, предоставление которых предусмотрено ведомственными актами государственных заказчиков и отраслевых органов.
По государственным контрактам на проведение опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции, сервисное обслуживание и модернизацию продукции срок подготовки заключения о цене на продукцию не может превышать 7 рабочих дней.
Форма заключения о цене на продукцию устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью соответствующих военных представительств, по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
(п. 37(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)