По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

Как выбирать недооцененные акции для покупки по мультипликаторам

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

Инвестпривет, друзья! В одной из прошлых статей я писал, как определить недооцененные акции, опираясь на коэффициент Грэма. Но в некоторых случаях его применение не дает нужного эффекта. Поэтому многие инвесторы предпочитают искать недооцененные акции по старинке – по мультипликаторам, как и велел нам старый добрый Баффетт. Более того – оценка по коэффициенту Грэма будет эффективнее, если сначала «прогнать» акции по фильтру мультипликаторов.

Для чего необходима проверка по мультипликаторам

Мультипликаторы используются в фундаментальном анализе для того, чтобы определить, насколько недооценена или переоценена акция относительно реальной стоимости компании и показателей ее выручки.

Сам по себе отдельный мультипликатор не даст никакой практической пользы, однако в совокупности они способны нарисовать вполне достойную картину. Более того, некоторые компании нельзя оценивать по определенному мультипликатору – например, в отношении банков P/S или долг/EBITDA вообще не применяются.

Проверка акции по разным мультипликаторам позволит взглянуть на акцию с разных сторон и принять более взвешенное решение. А теперь о том, какие мультипликаторы нужно использовать, чтобы выявить недооцененные акции на фондовом рынке.

Один из ключевых мультипликаторов, применяемых при фундаментальном анализе акций. Он показывает отношение рыночной цены акции к выручке, которую компания получает на одну акцию. Использовать этот мультипликатор имеет смысл в отношении компаний из одной отрасли и ведущих примерно одинаковую деятельность. Лучше всего он подходит для бизнесов, где прибыль напрямую зависит от расходов и прибыли, например, для предприятий торговли.

Считается нормой, если мультипликатор P/S ниже 2. Если же значение коэффициента ниже 1, то компания недооценена.

Эксперты советуют при прочих равных отдавать предпочтение компаниям с большой капитализацией. Например, если есть две фирмы с мультипликатором P/S 0,5, при этом у одной капитализация 500 млн рублей и выручка 1 млрд, а у другой – капитализация всего 100 млн рублей и выручка 200 млн, то лучше выбрать первую. Ее акции будут обладать большим потенциалом роста, так как при наличии большой выручки проще наращивать прибыль.

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

Этот мультипликатор показывает отношение цены компании к получаемой ей прибыли. Данный коэффициент считается едва ли не самым главным при оценке акций на фондовом рынке.

Технически мультипликатор показывает, за сколько лет компания себя окупает (можно сказать: как быстро инвестиция себя окупит). Акция считается недооцененной, если значение P/E ниже 5, но выше 0. Если значение коэффициента отрицательное, то компания терпит убытки.

С помощью P/E можно сравнить компании разных отраслей и профилей. Но в то же время совершенно разные компании с принципиально различающейся бизнес-моделью сравнить некорректно. Например, компания может нести капитальные расходы, как Газпром при строительстве очередного газопровода. И это, естественно, искажает реальную картину. Другая фирма получит меньшую прибыль, но будет нести меньшие расходы – и ее P/E окажется лучше. Поэтому лучше применять мультипликатор для сравнения схожих компаний.

И вообще, традиционно из-за специфики бизнеса технологические компании обладают высоким значением P/E, а сырьевые – более низким. Компании, находящиеся в развитых странах, тоже отличаются крупной величиной P/E, если сравнивать с фирмами из развивающихся государств. Достаточно взглянуть на коэффициенты компаний, входящих в Nasdaq – у большинства из них P/E зашкаливает за 20.

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

EV / EBITDA

Этот мультипликатор показывает отношение стоимость компании к ее доналоговой прибыли. С помощью коэффициента можно сравнить между собой компании из разных секторов экономики и различных стран.

EV / EBITDA похож на мультипликатор P/E, но позволяет более корректно сравнивать между собой разные бизнесы, поскольку вместо рыночной капитализации берется реальная рыночная цена компании, а вместо чистой прибыли – значение EBITDA, т.е. доналоговой прибыли.

Дело в том, что рыночной капитализацией можно манипулировать, а чистая прибыль зависит от нерыночных факторов – например, системы налогообложения, применяемой в стране, или от необходимо выплачивать штрафы по решению суда и т.д.

Конечно, коэффициент EV / EBITDA сложнее рассчитать, чем быстрый мультипликатор P/E, но он покажет более реальную картину. Компания является недооцененной, если EV / EBITDA ниже 5. Отрицательный мультипликатор – это плохо, фирма работает в убыток.

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

Долг / EBITDA

Этот мультипликатор показывает, за сколько времени компания погасить свои долги образующейся прибылью. Чем меньше лет потребуется на снижение долговой нагрузки, тем лучше.

Но сам по себе мультипликатор Долг / EBITDA не столь интересен, так как, глядя на него, нельзя понять, является компания недооцененной или нет. Поэтому инвесторы объединяют мультипликаторы EV / EBITDA и Долг / EBITDA в виде точечной диаграммы, где на оси Х откладывается EV / EBITDA, а по оси Y – Долг / EBITDA.

Возьмем в качестве примера 7 российских компаний с самой высокой капитализацией на рынке и разместим их на диаграмме. Я прям точно «до копеек» считать не буду, ведь нам важно понять сам принцип.

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

КомпанияEVДолгEBITDAДолг / EBITDAEV / EBITDA
Сбербанк4954169013041,303,80
Роснефть6958405719242,113,62
Лукойл443653511190,483,96
Газпром5908351222381,572,64
Новатэк33461812590,7012,92
Норникель26555863891,516,83
Татнефть1665333170,105,25

Слева снизу на графике находятся самые недооцененные компании. Можно их брать и «прогонять» по другим мультипликаторам, чтобы выявить самые-самые.

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

Этот мультипликатор показывает отношение цены акции на бирже к стоимости активов компании (активы минус долги), приходящихся на одну ценную бумагу. Этот коэффициент прям создан для того, чтобы оценивать по нему банки. Обычный мультипликатор P/E не очень-то подходит для оценки финансовых компаний, поскольку у банков иная бизнес-система, чем у производителей или ритейлеров. А вот P/BV – подходит, поскольку активы и пассивы банков в целом эквивалентны их рыночной стоимости.

Недооцененной компания считается, если P/BV меньше 1. Это показывает, что на 1 рубль рыночной капитализации приходится более чем 1 рубль реальной стоимости компании (т.е. всего, что составляет ее активы – станки, производственные помещения, склады, грузовики, пароходы и т.д., а в случае с банками – его собственный капитал + реальные активы). Если вдруг фирма разориться, то акционерам будет что получить.

Если же P/BV больше 1, значит, инвесторы оценивают компанию дороже, чем она стоит в реальности. И есть риск не получить деньги, если контора обанкротится.

Например, когда в 1990-х годах на фондовом рынке США образовался очередной пузырь, P/BV многих компаний в индексе S&P500 зашкаливал за 4,5 – акции были переоценены минимум в 4,5 раза! После того, как пузырь лопнул, компании начали лихорадочно сокращать и реструктуризировать свои долги, чтобы вернуться к нормальным показателям P/BV.

Сейчас среднее значение P/BV в американском индексе равно 3,1. Тоже много. Больше 80% компаний в S&P500 имеют значение мультипликатора более 3. Аналитики считают, что таким образом надувается новый пузырь.

По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Смотреть картинку По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Картинка про По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции. Фото По каким мультипликаторам выбирать недооцененные акции

Этот коэффициент показывает отношение цены компании к ее Cash Flow – свободному денежному потоку. Денежный поток – это средства, которые остаются у эмитента после выплаты всех расходов. Эти средства могут быть направлены на дивиденды или обратный выкуп акций (buyback). Либо на укрепление материально-технической базы предприятия, т.е. на внутренние инвестиции.

Чем ниже показатель P/CF, тем лучше. Он показывает, что у компании достаточное количество свободных денег, которые она может потратить. Но чрезмерно низкий мультипликатор тоже плох – это значит, что компания не вкладывает достаточное количество денег в своей развитие. Компанию можно считать недооцененной, если P/CF ниже 15 и выше 3.

Вместо вывода

Итак, идеальный «портрет» недооцененной акции с точки зрения мультипликаторов такой:

Естественно, что всецело полагаться только на мультипликаторы при анализе акций не стоит. Нужно задействовать здравый смысл и понимать, какие коэффициенты стоит учитывать и как трактовать полученные результаты.

Но в целом поиск недооцененных акций можно свести к простой операции: просто подставляете обозначенные значения в любой скринер – и тут же получаете список эмитентов. И затем уже анализируете каждую акцию более пристально – изучаете бизнес, дивидендную историю, отмечаете рост прибыли (или отсутствие роста), читаете отчетность и аналитику.

Покупать акции просто тому, что она выглядит недооцененной, не стоит. Возможно, низкая цена на акцию установлена рынком не просто так – скорее всего, вы что-то не знаете. Рынок в любом случае пытается отыграть низкие цены – и котировки акций всегда стремятся к справедливым значениям. Подробнее в этой статье: Всегда ли стоит покупать недооцененные акции, или Как не купить откровенный мусор. Там же более подробная инструкция по стоимостному анализу.

Но в любом случае я надеюсь, что материал вам пригодится. Добавляйте в закладке и открывайте статью, когда будете искать недооцененные акции. Методика универсальная и для российского, и для американского, и для любого другого фондового рынка. А для тех, кто хочет знать больше — я подготовил большой и подробный курс по инвестированию в недооцененные акции. Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Источник

Рыночные мультипликаторы: как оценить бизнес и выбрать акции

Акции малоизвестной компании могут принести вам больше денег, чем акции Apple или Facebook. Чтобы найти недооцененную ценную бумагу, нужно сравнить мультипликаторы компаний и выявить самый перспективный бизнес. В нашей статье объясняем, как рассчитать и использовать мультипликаторы.

Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене. Если курс акции ниже справедливой стоимости, инвесторам выгодно ее купить по низкой цене, чтобы в будущем заработать на росте курса. Ещё это позволяет представить перспективы компании: есть ли у нее возможности для развития, или она уже находится на этапе стагнации.

Как использовать мультипликаторы

1. Выберите компании, в которые вы хотите инвестировать. Для расчета большинства мультипликаторов компании должны иметь равные внешние условия:

— Работать в одной отрасли. Потому что у каждого сектора есть свои ограничения и возможности: например, нефтяные компании платят высокие налоги.

— Зарегистрированы в одной стране. Конъюнктура рынка, законодательство — всё это влияет на доходы компании.

2. Далее рассчитайте мультипликаторы или найдите готовые показатели на сайтах-агрегаторах.

3. Сравните показатели компаний и выберите лучший вариант с учетом ваших приоритетов.

Где искать информацию

Ниже мы привели формулы основных мультипликаторов. Значения для формул конкретных компаний вы можете найти в финансовых отчетах. Отчетность можно посмотреть на сайте Центра раскрытия корпоративной информации или на официальном сайте самой компании. Обычно эти разделы так и называются «Инвесторам», «Отчетности», «Раскрытие информации». Подойдут как отчеты по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), так РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учёта) и GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учёта США).

Почему нельзя просто выбрать акции компании, которая зарабатывает больше остальных

Доходные мультипликаторы

Мультипликаторы этой группы соотносят доходы компании с другими финансовыми показателями. Данные для расчёта можно найти в отчете о прибылях и убытках.

Мультипликатор P/E показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить акционерный капитал. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: у вас есть возможность по низкой цене купить акцию перспективной компании.

Чтобы посчитать P/E, нужно знать прибыль на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. Количество торгуемых акций компании можно посмотреть на сайте биржи (графа «Объем выпуска») или на официальном сайте корпорации.

P/E можно сравнивать с показателями разных отраслей. Если показатель ниже 5, то компания недооценена. Среднее значение P/E по всему российскому рынку — 10,1, по американскому рынку — 30,6.

Коэффициент P/E телекоммуникационной компании МТС сейчас равен 12,73. (Чистая прибыль за последний год составила 53,4 млрд руб., капитализация 679,85 млрд руб.). То есть инвесторы готовы заплатить 12,7 руб. за 1 руб. годовой прибыли компании.

Этот мультипликатор нельзя использовать при убыточности компании. Если прибыль отрицательная, используйте коэффициент P/S.

Мультипликатор P/S равен капитализации компании к годовой выручке и показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Капитализация — это рыночная цена компании. Чтобы ее узнать, нужно умножить цену акции на количество акций в обращении. Показатели капитализации компаний можно узнать на нашем сайте в рубрике «Эмитенты».

Чем меньше значение P/S, тем меньше вы платите за 1 рубль (доллар) выручки компании. Меньше 2 — показатель в пределах нормы, меньше 1 — вы покупаете ценную бумагу со скидкой.

Выручка позволяет инвестору понять, востребован ли товар или услуга на рынке. Чистая прибыль искажает спрос на продукцию компании, поскольку её высчитывают уже после уплаты всех платежей и налогов — руководство компании может манипулировать этим показателем в бухгалтерии, изменять его значение. Ещё один плюс P/S — его можно использовать с отрицательной прибылью.

Сначала разберёмся, что такое EV и EBITDA.

EV — справедливая стоимость компании с учётом долговой нагрузки и денег на ее погашение. За такую цену компанию могут купить в случае поглощения или слияния. EV можно посчитать так: цену акции умножить на количество всех обращаемых акций и к этому значению прибавить все долговые обязательства компании, а потом вычесть денежные средства компании.

EBITDA — прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. Берём «Прибыль до налогообложения», затем прибавляем к этому значению «Износ и амортизацию», «Проценты уплаченные» и вычитаем «Проценты полученные» из отчета компании «О движении денежных средств». EBITDA уравнивает все отрасли и показывает, сколько денег компания способна генерировать до выплаты налогов, процентов, а также износа и амортизации. Этот показатель более стабильный, чем чистая прибыль, и по нему можно сравнивать компании с разными учетными политиками.

Чистая прибыль Яндекса в 2019 г. снизилась на 95%. При этом выручка увеличилась на 33%, а EBITDA — на 7%. Такое резкое падение чистой прибыли не связано с проблемами компании, а с деконсолидацией Яндекс.Маркета и, как следствие, крупным увеличением прибыли в 2018 г.

Теперь про EV/EBIDA. Этот мультипликатор показывает, сколько прибылей до уплаты процентов, налогов и амортизации должна заработать компания, чтобы окупить реальную рыночную цену компании. Сравнивать нужно с компаниями одной отрасли, но можно с разными системами налогообложения и учёта.

Балансовые мультипликаторы

С помощью этой группы мультипликаторов можно проанализировать соотношение рыночной и балансовой стоимости компании.

Мультипликатор показывает отношение цены акции к ее балансовой стоимости. Балансовая стоимость — это стоимость чистых активов за вычетом общей задолженности. Те деньги, которые разделят между собой акционеры в случае распродажи компании после уплаты всех долгов. Мультипликатор позволяет оценить, переплачивает ли инвестор за остаток, который ему достанется, если компания обанкротится.

Посчитать мультипликатор можно так: капитализацию компании (число акций в обращении, умноженные на цену) поделить на чистые активы. Чистые активы (капитал) — все активы компании минус все долги. Нам подходит значение меньше 1, но больше 0, когда капитализация меньше собственного капитала.

Не используйте P/BV для оценки высокотехнологичных компаний. На их балансе могут быть только компьютеры и офисы, но реальные деньги им приносят нематериальные активы: технологии, патенты, бренд тяжело поддаются оценке стоимости. Так P/BV Яндекса составляет 5,6, хотя с каждым годом нерекламные доходы IT-компании растут.

Мультипликаторы рентабельности

Эти мультипликаторы отражают общую экономическую эффективность компании и ее способность генерировать прибыль.

Рентабельность собственного капитала: как компания генерирует чистую прибыль за счёт собственных средств, по которым компания не выплачивает проценты.

Условный пример. Если киоск-кофейня на окраине города продает кофе на вынос и зарабатывает столько же, сколько кафе с дорогой кофемашиной, оборудованием и интерьером — она эффективнее использует собственный капитал.

ROE должна быть выше среднегодовой ставки по облигациям. Иначе инвестору нет смысла вкладываться в инструмент с небольшой и негарантированной доходностью — он может купить безрисковые активы и получать такую же прибыль.

Рентабельность активов: как компания использует все активы, в том числе и заемные, для получения прибыли.

Нужно сравнивать этот показатель со значениями других компаний отрасли. В розничной торговле показатель будет больше из-за высокой оборачиваемости: здесь быстрее продаются товары. А в горнодобывающих, строительных, железнодорожных — ROE будет ниже из-за высокой капиталоемкости.

Чем выше показатель, тем лучше.

Представьте, что вы хотите купить акции российских ритейлеров, которые стабильно работали даже в карантин. ROA Магнита за последние 12 месяцев составила 1,04%, X5 Retail Group NV (владеет торговыми сетями «Перекресток», «Пятёрочка») — 2,32%, а у Ленты отрицательная рентабельность активов. Из этих трех компаний лучше всех использует имеющиеся ресурсы — X5 Retail Group NV.

Мультипликаторы финансовой устойчивости и платежеспособности

Используйте, чтобы узнать о способности компании платить по своим долгам и степени её закредитованности.

Если вы беспокоитесь, что компания, в которую вы хотите инвестировать, может обанкротиться, посчитайте этот мультипликатор. Он показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.

У финансово устойчивых компаний этот показатель равен 1–1,5. Больше 1,5 — предприятие может потерять свою финансовую независимость. Но слишком низкий уровень заемных средств говорит об упущенных возможностях: компания не привлекает дополнительное финансирование, чтобы произвести больше продукции или сделать новый проект на рынке.

Коэффициент текущей ликвидности. Он показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (долги, которые нужно погасить в течение года) за счёт оборотных активов: наличных денег, дебиторской задолженности, запасов.

«Хороший» показатель — 2 и больше. Если мультипликатор меньше 1, это не значит, что компанию в ближайшее время ждет банкротство. Она может привлечь внешнее финансирование и покрыть долги.

Главное

1. Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене.

2. Сравнивайте мультипликаторы со средним значением по отрасли.

3. Чтобы оценить, сколько вы платите за 1 доллар/рубль доходов компании, посчитайте P/E, P/S, EV/EBITDA.

4. Чтобы представить балансовую стоимость акции, оцените показатель P/BV.

5. Насколько эффективно компания работает с ресурсами — ROE и ROA.

6. Узнать финансовую устойчивость и способность платить по долгам — Current ratio и D/E.

Котировки акций и значения мультипликаторов действительны на 28.09.2020

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Главное за неделю. Паника в понедельник и пятницу

Итоги торгов. Упасть в пятницу — это уже традиция

Рынки снова падают из-за коронавируса. Что делать

Alibaba: время присмотреться к покупкам

Как следить за американскими дивидендами: удобный календарь

Новый штамм коронавируса из Южной Африки. Что нам известно

В каких акциях можно пересидеть новые локдауны

В декабре структура индексов Мосбиржи поменяется. Кто на новенького

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *