почему демон ходит задумчивый у стен монастыря
Тест по литературе «Лермонтов М. Ю. «Демон»» для 10 класса
Тест по литературе «Лермонтов М. Ю. «Демон»» для 10 класса
Сопина Татьяна Васильевна
К какому жанру относится произведение Лермонтова М.Ю. «Демон»?
О чём спорят Ангел-херувим и Демон?
Почему Демон ходит задумчивый у стен монастыря?
впервые познал «тоску любви»
подслушивает разговор херувима с Тамарой
Укажите, какой приём изображения использован в следующих строках?
На север видны были горы
При блеске утренней Авроры,
Когда синеющий дымок
Курится в глубине долины.
Укажите верное утверждение.
Жених Тамары погиб от пули осетина.
Жених Тамары предпочёл другую невесту.
Жених Тамары улетел с Демоном.
Жених увёз Тамару в Персию.
Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
Под ним Казбек, КАК ГРАНЬ АЛМАЗА,
Какое географическое название не упоминается в произведении?
Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
И ДИК и ЧУДЕН был вокруг
Кто из русских литературных критиков, находясь под впечатлением «Демона», писал:
Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, придать им вес, использует автор?
КЛЯНУСЬ я первым днем творенья,
КЛЯНУСЬ его последним днем,
КЛЯНУСЬ позором преступленья.
Чем пренебрёг князь-жених перед опасной дорогой?
Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
И БАШНИ замков на скалах
СМОТРЕЛИ грозно сквозь туманы…
Когда Тамара впервые увидела Демона, то он был
Тест по литературе на тему «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» (10 класс)
Тест по литературе
М.Ю. Лермонтов. «Демон»
1. К какому жанру относится произведение?
1) рассказ 2) поэма 3) легенда 4) новелла
2. «Демон» был опубликован в
1) 1830 г. 2) 1840 г. 3) 1856 г.
3. При создании поэмы Лермонтов использовал метод
1) сентиментализма 2) романтизма 3) классицизма
4. Укажите место действия «Демона»
1) Грузия 2) Персия 3) Россия 4) Турция
5. Какое географическое название не упоминается в произведении?
1) Арагва 2) Кура 3) Дарьял 4) Терек
6. Тамара по происхождению
1) царевна 2) крестьянка 3) княжна 4) боярыня
1) Демон 2) отец Тамары 3) брат Тамары 4) жених Тамары
8. Чем пренебрёг князь-жених перед опасной дорогой?
1) наказом родных 2) запретом Демона 3) благословением отца 4) молитвой
9. Укажите верное утверждение.
1) жених Тамары погиб от пули осетина
2) жених увёз Тамару в Персию
3) жених Тамары улетел с Демоном
4) жених Тамары предпочёл другую невесту
10. О чём просит Тамара отца?
1) не отдавать её в монастырь
2) отдать в священную обитель
3) отдать замуж за другого
4) отдать её Демону
11. Когда Тамара впервые увидела Демона, то он был
1) как ангел-небожитель
2) как «ада дух ужасный»
3) «похож на вечер ясный»
4) как «всадник бездыханный»
12. Почему Демон ходит задумчивый у стен монастыря?
3) впервые познал «тоску любви»
4) подслушивает разговор херувима с Тамарой
13. О чём спорят Ангел-херувим и Демон?
1) о Тамаре 2) об убийстве 3) о мести 4) о свободе
14. О чём умоляет Демон Тамару?
1) о бессмертии 2) о свободе 3) о дружбе 4) о любви
15. Душа Тамары досталась
1) Демону 2) никому 3) Ангелу 4) Гудалу
16. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
Под ним Казбек, КАК ГРАНЬ АЛМАЗА,
Снегами вечными сиял.
1) олицетворение 2) сравнение 3) метафора 4) метонимия
17. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
И БАШНИ замков на скалах
СМОТРЕЛИ грозно сквозь туманы…
1) олицетворение 2) сравнение 3) эпитет 4) метафора
18. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
И ДИК и ЧУДЕН был вокруг
1) олицетворения 2) метафоры 3) эпитеты 4) сравнения
19. Я тот, чей взор надежду губит; // Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных; // Я царь познанья и свободы…
Лермонтов применил здесь
1) метафору 2) анафору 3) эпифору
20. Какой приём изображения использован в следующих строках?
На север видны были горы // При блеске утренней Авроры,
Когда синеющий дымок // Курится в глубине долины.
1) портрет 2) пейзаж 3) интерьер 4) деталь
21. Какой стилистический приём, помогающий вселить веру в слова Демона, придать им вес, использует автор?
КЛЯНУСЬ я первым днем творенья,
КЛЯНУСЬ его последним днем,
КЛЯНУСЬ позором преступленья.
1) парцелляция 2) эпифора 3) анафора 4) градация
22. Как называется изобразительное средство, использованное Лермонтовым в этих строках?
Твоих поклонников здесь нет,
Зло не дышало здесь поныне…
1) антитеза 2) эпитет 3) метафора
1) восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа
2) противопоставление добра и зла
3) смысл человеческой жизни
24. Каким размером написан «Демон»?
1) ямб 2) хорей 3) встречаются оба размера
25. Зачем Демону любовь Тамары?
1) он хочет обмануть девушку и получить её бессмертную душу
2) он в самом деле влюбился
3) он надеялся, что любовь чистого существа избавит его от демонической сущности
26. Почему погибла Тамара?
1) она не смогла перенести обмана 2) от губительной страсти – ибо она от злого духа 3) от счастья
27. Какой вывод делает автор в конце поэмы?
1) зло не истребить, не искупить
2) любовь может спасти заблудшую душу
3) понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно с другим в разных обстоятельствах
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-116662
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1. К какому жанру относится произведение Лермонтова М.Ю. «Демон»?
1 ) рассказ
2 ) поэма
3 ) легенда
4 ) новелла
2. Кто из русских литературных критиков, находясь под впечатлением «Демона», писал:
1 ) Писарев Д.И.
2 ) Добролюбов Н.А.
3 ) Белинский Г.И.
4 ) Анненков П.В.
3. Укажите место действия в произведении.
1 ) Грузия
2 ) Персия
3 ) Россия
4. Какое географическое название не упоминается в произведении?
1 ) Арагва
2 ) Кура
3 ) Дарьял
4 ) Терек
5. Тамара по происхождению
1 ) царевна
2 ) крестьянка
3 ) княжна
4 ) боярыня
1 ) Демон
2 ) отец Тамары
3 ) брат Тамары
4 ) жених Тамары
7. Чем пренебрёг князь-жених перед опасной дорогой?
1 ) наказом родных
2 ) запретом Демона
3 ) благословением отца
4 ) молитвой
8. Укажите верное утверждение.
1 ) Жених Тамары погиб от пули осетина.
2 ) Жених увёз Тамару в Персию.
3 ) Жених Тамары улетел с Демоном.
4 ) Жених Тамары предпочёл другую невесту.
9. О чём просит Тамара отца?
1) не отдавать её в монастырь
2) отдать в священную обитель
3) отдать замуж за другого
4) отдать её Демону
10. Когда Тамара впервые увидела Демона, то он был
1) как ангел-небожитель
2) как «ада дух ужасный»
3) «похож на вечер ясный»
4) как «всадник бездыханный»
11. Почему Демон ходит задумчивый у стен монастыря?
1) жаждет мести
2) болен
3) впервые познал «тоску любви»
4) подслушивает разговор херувима с Тамарой
12. О чём спорят Ангел-херувим и Демон?
1) о Тамаре
2) об убийстве
3) о мести
4) о свободе
13. О чём умоляет Демон Тамару?
1) о бессмертии
2) о свободе
3) о дружбе
4) о любви
14. Душа Тамары досталась
1) Демону
2) никому
3 ) Ангелу
4) Гудалу
15. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
Под ним Казбек, КАК ГРАНЬ АЛМАЗА,
Снегами вечными сиял.
1) олицетворение
2) сравнение
3) метафора
4) метонимия
16. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
И БАШНИ замков на скалах
СМОТРЕЛИ грозно сквозь туманы…
1) олицетворение
2) сравнение
3) эпитет
4) метафора
17. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?
И ДИК и ЧУДЕН был вокруг
Весь божий мир.
1) олицетворения
2) метафоры
3) эпитеты
4) сравнения
18. Укажите, какой приём изображения использован в следующих строках?
На север видны были горы
При блеске утренней Авроры,
Когда синеющий дымок
Курится в глубине долины.
19. Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, придать им вес, использует автор?
КЛЯНУСЬ я первым днем творенья,
КЛЯНУСЬ его последним днем,
КЛЯНУСЬ позором преступленья.
Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова
Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова
Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова»
Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова
Ф.И. выполнившего работу: __________________________________________
1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова:
а) 1818-1883 б) 1814-1841
в) 1860-1904 г) 1828-1910
2. Как называется имение, где прошло детство М.Ю. Лермонтова?
3. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «Утес», «На севере диком»?
а) гражданская тематика; б) вольнолюбие;
в) пейзаж; г) тема одиночества.
4.Каким внутренним смыслом наполнены символические образы утёса, листка, сосны?
а) одиночества, изгнанничества; б) бунтарства, стихийного порыва;
в) непонятости, страдания, тоски; г) избранности.
5. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками
небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.
6. Что общего и в чём различие в значениях слов: «странники» и «изгнанники»? Продолжите фразы.
Объединяющим началом является ____________________________________________________
Отличие в том, что ________________________________________________________________
7. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Дума».
Стихотворение «Дума» написано шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом, передающим патетические интонации.
8. Какая тема отражена в стихотворении «Дума»?
Стихотворение можно отнести к гражданско-философской лирике. Поэт старается осмыслить место своего поколения в истории.
9. Рассмотрите образ лирического героя в стихотворении «Дума».
Стихотворение написано от первого лица. В нем выражено личное отношение лирического героя к проблемам родины и своего поколения. Автор остро ощущает связь с современниками, вместе с ними судит и себя.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Позиция лирического героя звучит неоднозначно. Он показывает пороки своего поколения как свои собственные, но, с другой стороны, проводится идея, что, будучи поэтом, лирический герой стоит выше и имеет право судить, говорить правду, вскрывать нарывы об-щества.
10. Какова композиция стихотворения «Дума».
Композиционно стихотворение состоит из несколь-ких частей. Первые четыре и последние восемь строк представляют собой некое смысловое обрамление:
В остальных трех частях Лермонтов прослеживает всю жизнь человека от рождения до самой смерти:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели.
В начале поприща мы вянем без борьбы.
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
11. Какие изобразительно-выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума»?
Стихотворение эмоционально насыщено. Ради усиления ораторской патетики своих произведений Лермонтов использует словесно-изобразительные средства. Напряженная эмоциональность разнообразными синтаксическими приемами, из которых наиболее час-то используются восклицательные и вопросительные предложения, повторы, антитезы, параллелизмы, перехваты, анафоры и градации.
«Дума» написана высоким стилем, пафос стихотворения торжественный и эмоционально выразительный. Поэт активно использует сравнения, создающие необыкновенный образ описываемого состояния поэта и его чувства:
Как пир на празднике чужом.
Философские идеи также отражены через систему эпитетов.
Большое значение играют метафоры: «Мы иссушили ум наукою бесштодной».
Для создания эффекта значимости и продолжительности поэт пользуется приемом анафоры на «и»:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
И добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
12. Определите размер, которым написано стихотворение «Дума».
Стихотворение «Дума» написано шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом, передающим патетические интонации.
13. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком. »:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Какой художественный приём использует поэт в стихотворении?
14. Определите размер, которым написано стихотворение «На севере диком стоит одиноко. »?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
15. Определите размер, которым написано стихотворение «Нищий».
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
1. К какому жанру относится произведение Лермонтова М.Ю. «Демон»?
2. Кто из русских литературных критиков, находясь под впечатлением «Демона», писал:
3. Укажите место действия в произведении.
4. Какое географическое название не упоминается в произведении?
Почему демон ходит задумчивый у стен монастыря
ЦЕНТР ЧТЕНИЯ | СИМФЕРОПОЛЬ запись закреплена
Поэма о вселенском противостоянии Добра и Зла, завершающая традицию русского романтизма. Итог размышлений Лермонтова о том, способна ли любовь победить разочарование, скепсис и порок.
Отверженный дух веками блуждает «в пустыне мира без приюта»: он ненавидит и презирает мир («творенье Бога своего»), ему наскучило даже зло, его не привлекает экзотически прекрасная природа Кавказа и его бурлящая жизнь. Но однажды с Демоном происходит преображение: он видит юную княжну Тамару, которая дожидается своего жениха, и влюбляется в неё — ей на погибель. «Демон» — главный замысел Лермонтова, итог его многолетних размышлений и всей русской романтической традиции. Впрочем, оценить это смогли немногие современники: поэма трагически разошлась со своими читателями.
Лермонтов часто возвращался к уже освоенным сюжетам и перерабатывал их. Начав писать «Демона» в 15-летнем возрасте, во время учёбы в Благородном пансионе при Московском университете, он раз за разом возвращался к этому замыслу на протяжении десяти лет — с 1829 по 1839 год. Всего существует восемь редакций разной степени завершённости, причём в ранних сюжет выстроен не полностью, а действие происходит в неопределённой экзотической местности: по таким деталям, как «тёплый южный день», «лимонная роща» или «испанская лютня», в ней угадывается собственно Испания. Некоторые строки, — например, формула «Печальный демон, дух изгнанья» и начало диалога Демона с его возлюбленной — есть уже в первом варианте текста. В 1831 году замысел претерпевает кризис: Лермонтов пробует заменить четырёхстопный ямб пятистопным, не доканчивает попытку и в сердцах приписывает: «Я хотел писать эту поэму в стихах: но нет. — В прозе лучше».
Впрочем, два года спустя Лермонтов возвращается к брошенной работе. В 1838-м он завершает шестую редакцию поэмы и дарит её Варваре Лопухиной, в которую был безответно влюблён (отсюда название — «лопухинский список»). Эта редакция имеет важное значение в истории поэмы, которая теперь превращается в «восточную повесть»: именно здесь появляются кавказские природа и быт, мотивы грузинской мифологии. Этот текст уже близок к окончательному, который появляется в 1839 году. Дата окончания работы больше ста лет заставляла филологов спорить: долгое время считалось, что последнюю редакцию поэт завершил в год своей смерти, в 1841-м. Впрочем, по мнению литературоведов, Лермонтов, если бы остался жив, вполне мог бы вновь вернуться к «Демону»: «Последняя редакция… именно оказалась последней, а не была подлинным завершением работы над поэмой».
Язык «Демона» отличается особой патетичностью. Лидия Гинзбург писала о целой «системе интонационного нагнетания, цепи гипербол , лихорадочных поисках максимальной словесной высоты» . Грандиозно и пространство поэмы. Драма двух персонажей — Тамары и Демона — разворачивается в мире людей, но на самом деле отражает конфликт вселенского уровня. В художественное пространство «Демона» входят «Кавказ, Земля, «кочующие караваны» звёзд, беспредельная ширь эфира, где-то в вышине рай, словом, весь Космос» — масштаб, соразмерный вопросу о противостоянии Добра и Зла, который ставит поэт. Как пишет лермонтовед Анна Журавлёва, изгнание Демона — «это с самого начала некое абсолютное изгнание: из рая, но и не в ад, а вообще из организованного, божественного миропорядка в «эфир», в пустоту, в бесконечные просторы Вселенной».
В поэме находят отголосок разные литературные роды и жанры. В истории о гибели Тамариного жениха и Демоне-соблазнителе просматривается балладный сюжет. Характерная его особенность — пересечение границы между миром живых и миром мёртвых: взаимодействие потусторонней силы с миром живых оборачивается для последнего катастрофой. Именно это происходит во второй части поэмы в форме диалога между Тамарой и Демоном: Тамара теряет душевное равновесие и, позволив Демону поцеловать себя, гибнет в стенах монастыря. Баллада считается лироэпическим жанром; взаимодействие эпоса и лирики для «Демона» вообще сверхважно. Если в первой части преобладает эпическое начало, представленное в развёрнутых описаниях (замок царя Гудала, горные пейзажи), то во второй главенствуют лирические монологи Демона, почти сплошь состоящие из гипербол — которые, впрочем, уместны, когда речь идёт о падшем ангеле:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, я у ног твоих.
В поэме Лермонтов сочетает разную просодию, мелодику стиха. Если гневные и страстные речи Демона написаны «железным» ямбом (тем самым, который поэт в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» хочет дерзко бросить в лицо света), то песня о звёздах и облаках — стихом, по выражению филолога Льва Пумпянского, «эфирным» , убаюкивающе сладкозвучным: здесь Лермонтов переходит на хорей.
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья —
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
Чувство воздушности, эфирности — ключевое для поэмы. Райнер Мария Рильке, прочитав «Демона», говорил о «чувстве крыльев, возникающем от близости облаков и ветра». Действительно, крылья — неизменная деталь облика Демона; по словам Журавлёвой, «создаётся впечатление, что Лермонтову надо прежде всего оживить в сознании читателя сам мотив полёта, воздуха и движения».
Гордый ангел, низвергнутый Богом с небес, — сюжет ещё библейский, а запретная любовь райского изгнанника к земным девам — нередкий мотив в европейской литературе. Темы, затронутые в «Демоне», легко найти в предшествующих романтических текстах: «Фаусте» Гёте, «Любви ангелов» Томаса Мура , «Мессиаде» Клопштока , «Элоа, или Сестре ангелов» Альфреда де Виньи , «Каине» Байрона — эпиграф из этой драмы предваряет третью редакцию «Демона». «Байронические» поэмы — едва ли не основная часть литературного воспитания Лермонтова в юные годы. Многочисленные демонические злодеи — герои несколько более ранней готической литературы, например «Замка Отранто» Хораса Уолпола и «Ватека» Уильяма Бекфорда (эта повесть — один из первых примеров романтического ориентализма в европейской литературе).
Важнейшее влияние на Лермонтова оказал «Потерянный рай» Джона Мильтона — мильтоновский Сатана вообще стал прародителем многих романтических героев. Как и Сатана у Мильтона, Демон у Лермонтова — сложный, неодномерный персонаж, его могуществу соответствует его тайная тоска и зависть к земному миру:
О! если б ты могла понять,
Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться и страдать,
За зло похвал не ожидать
Ни за добро вознагражденья;
Жить для себя, скучать собой,
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всё это в целом соответствует программе отверженного романтического героя, который презирает мир и в то же время находится от него в зависимости. Это «демоническое» чувство повлияет не только на «Демона», но и на «Героя нашего времени». Носители такого сознания действуют и в ранних поэмах Лермонтова, например в «Преступнике» и «Ауле Бастунджи».
Среди русских литературных источников «Демона» — произведения Василия Жуковского «Пери и ангел» (перевод вышеупомянутой поэмы Томаса Мура) и Андрея Подолинского «Див и Пери». Как поясняет Жуковский, «пери — это воображаемые существа, ниже ангелов, но превосходнее людей…». Кстати, слово «пери» Лермонтов использует не только в «Демоне» («Как пери спящая мила, / Она в гробу его лежала…»), но и в «Герое нашего времени» (так Печорин обращается к Бэле), и в стихах.
Ещё одно несомненное влияние — поэзия Пушкина. Это в первую очередь «Кавказский пленник» — вплоть до текстуальных совпадений: сравним пушкинское «Я вяну жертвою страстей» с лермонтовским «Я вяну, жертва злой отравы!» или пушкинское «И на челе его высоком / Не изменялось ничего» с лермонтовским «И на челе его высоком / Не отразилось ничего». Но повлияли на «Демона» и другие тексты Пушкина: в поэме можно услышать аллюзии на «Полтаву», отзвуки стихотворений «Ангел» (1827) и «Демон» (1823). Именно из пушкинского «Ангела» Лермонтов заимствует формулу «дух отрицанья, дух сомненья», превращая её в итоге в «дух изгнанья». У пушкинского Демона лермонтовский перенимает ключевые черты:
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Наконец, перерабатывая поэму в конце 1830-х, Лермонтов наполнил её мотивами кавказского фольклора. Вероятнее всего, Лермонтов воспользовался легендой о любви горного духа Гуды к молодой девушке. Вообще же «Демон» — своего рода палимпсест влияний: кроме всего прочего, грузинские предания сочетаются здесь со средневековыми мистериями — аллегорическими пьесами, рассказывающими о борьбе ангелов и демонов за человеческую душу.
Её душа была из тех,
Которых жизнь — одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои.
Она страдала и любила —
И рай открылся для любви!
С такой структурой конфликта в дальнейшем будут иметь дело русские романисты — Толстой и Достоевский (Толстому, кстати, приписывается фраза о том, что ни он, ни Достоевский не были бы нужны, если бы «этот мальчик» — Лермонтов — остался жив).
Герой лирики Лермонтова прямо называет себя избранником зла («Как демон мой, я зла избранник»), но это происходит не потому, что он хочет оправдать зло, а потому, что добро бессильно. Отсюда возникает характерная для романтического мировоззрения идея «высокого зла» 13 , которое происходит из того же источника, что и добро. Точнее всего об этом сказал герой незаконченного лермонтовского романа «Вадим»: «…Что такое величайшее добро и зло? — два конца незримой цепи, которые сходятся, удаляясь друг от друга». Более известная формулировка этой мысли принадлежит гётевскому Мефистофелю: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Впрочем, Лермонтов уже в 1839 году в поэме «Сказка для детей», которую Борис Эйхенбаум называет «своего рода пародией на «Демона» 14 , пересматривает свои увлечения. О воспевании духа, восставшего в одиночку против мирового порядка, он здесь говорит как о пройденном этапе своей жизни:
Кипя огнём и силой юных лет,
Я прежде пел про демона иного;
То был безумный, страстный, детский бред.
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался — стихами.
Тем не менее «демонизм» стихов Лермонтова надолго определил его восприятие последующими читателями, став частью мифа о поэте. Разумеется, Лермонтов давал для этого все основания: скажем, в «Ауле Бастунджи» 1834 года авторское предуведомление заканчивается строфой, явно параллельной мыслям отверженного, проклятого героя: «Моей души не понял мир. Ему / Души не надо. Мрак её глубокой, / Как вечности таинственную тьму, / Ничьё живое не проникнет око». В ранних стихах Лермонтов вспоминает, что с детских лет никто не понимал его исключительной души; то же говорит о себе вполне вписывающийся в парадигму демонизма Печорин, а отождествление Печорина с его автором было общим местом критики XIX века.
Эта же готовность критики биографизировать лермонтовские произведения повлияла на восприятие «Демона». Аполлон Григорьев писал: «Лермонтов без страха и угрызений, с ледяной иронией становится на сторону тревожного, отрицательного начала в своём «Демоне»… он с ядовитым наслаждением идёт об руку с мрачным призраком, им же вызванным». В Серебряном веке фигура Лермонтова тоже прочитывается сквозь призму образов его главной поэмы. Мережковский в статье «Поэт сверхчеловечества» пишет, что Лермонтов оказался обречён на печальную участь быть среди «тех нерешительных ангелов, которые в борьбе Бога с дьяволом не примкнули ни к той, ни к другой стороне». Владимир Соловьёв писал, ссылаясь на воспоминания современников Лермонтова, что «рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной обнаруживались у него резкие черты злобы, прямо демонической» (от детской жестокости к животным до взрослой жестокости к людям, в особенности к женщинам). Философ полагал, что «демоническое сладострастие не оставляло его [Лермонтова] до горького конца» и что пером поэта водил настоящий «дух нечистоты», который и заставил Лермонтова прийти к идеализации и «оправданию демонизма», в конце концов его погубивших: в поведении Лермонтова на дуэли с Мартыновым Соловьёв видел «безумный вызов высшим силам», — вероятно, сходный с бессильными проклятиями Демона.
Вместе с тем в характере Лермонтова была и другая сторона, о которой вспоминали те же современники и о которой не умалчивает Соловьёв: Лермонтову была свойственна подлинная религиозность, явно боровшаяся с его демоническими амбициями. Вполне вероятно, что она была сродни желанию Демона «с небом примириться» и «веровать добру». Главное сходство Лермонтова с его Демоном — не в приверженности злу, а именно в амбивалентности, двойственности, затаённой надежде на любовь и обновление.