почему куликовское поле называется так
Происхождение названия «Куликово поле» обычно связывается с названием птицы — степного кулика, кроншнепа. Д. С. Лихачёв предложил другую этимологию: от слов «кулижки», «кулишки», обозначающих удалённое место («у чёрта на куличках»). Возможно также происхождение названия от слова «кулига» — «ровное, чистое, безлесное место».
До настоящего времени является дискуссионным вопрос о местоположении Куликова поля. В первой четверти XIX в. краевед С. Д. Нечаев начал собирать на месте предполагаемой битвы археологический материал, исследовать местные легенды и топонимы и пришёл к выводу, что сражение произошло «на небольшом пространстве, начиная от берегов Непрядвы и впадающей в неё речки Ситки и до истока вливающихся в Дон рек Смолки и Курцы». Аргументы С. Д. Нечаева достаточно слабы, поскольку значительная часть его находок датируется более поздней эпохой, чем XIV в., а топонимы, на которые он указывал — деревня Куликовка, сельцо Куликово и др., — появились только в XVI—XVII вв. По инициативе С. Д. Нечаева на предполагаемом месте сражения был возведён памятник Дмитрию Донскому (открыт в 1850 г.). Версия С. Д. Нечаева была принята многими специалистами, однако в 1980 г., в дни празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы, географ К. П. Флоренский и историк В. А. Кучкин, опираясь на свидетельства памятников Куликовского цикла, выдвинули гипотезу, что битва происходила не на правом, а на левом берегу Непрядвы. Первоначально, утверждают авторы гипотезы, враждующие войска были разделены рекой, затем татары предприняли атаку, двигаясь по обеим сторонам Непрядвы, а когда началось отступление и преследование войск Мамая, многие татары утонули в реке. Эта гипотеза показала, что существующие источники могут привлекаться для обоснования совершенно различных точек зрения на то, где произошло сражение. Вместе с тем обнаружилось, что археологический материал настолько беден, что не может служить доказательством той или иной гипотезы.
Источники, повествующие о Куликовской битве, сообщают о числе русских войск в пределах от 150 до 400 тыс. человек. Большинство историков склонны согласиться с цифрой 100—150 тыс. человек с обеих сторон. Однако на фронте в 2—3 кв. км такому числу войск просто нет возможности развернуться. Исходя из этих соображений и исследования военной истории и тактики европейского Средневековья, А. Н. Кирпичников определил численность русских войск в 40—45 тыс. человек; приблизительно такой же была и численность армии Мамая.
Куликово поле
Куликово поле — историческая местность на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющая собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится предполагаемое место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Димитрия Ивановича и войском золотоордынского беклярибека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. Площадь около 3 км².
Содержание
Историческая география
Кроме упоминания в памятниках «Куликовского цикла», Куликово поле хорошо известно из русских летописей и документов XVI—XVII веков, из которых самым известным и неоднократно издававшимся, начиная с последней четверти XVIII века, является сохранившаяся в нескольких списках Книга Большому Чертежу (КБЧ).
Последнее научное издание этого уникального по своей информативности рукописного памятника, учитывающее все известные на тот момент разночтения, было осуществлено при непосредственном участии К. Н. Сербиной в издательстве Академии наук СССР в 1950 году. Различные списки КБЧ в ходе делопроизводительной деятельности XVII века в московских приказах и в воеводских канцеляриях на местах неоднократно дополнялись и уточнялись, в результате чего в их совокупности имеется очень подробная характеристика Куликова поля.
В настоящее время Куликово поле, как очень протяжённый географический объект, территориально относится полностью или частично к Ефремовскому, Плавскому, Тёпло-Огаревскому, Воловскому, Богородицкому, Кимовскому, Куркинскому районам Тульской области.
Мемориализация Куликова поля
Обширность Куликова поля всегда вызывала серьёзные затруднения в точной научной локализации конкретного места исторической битвы. Эпические масштабы гипотетических реконструкций XIX века с шириной фронта построения полков в 7—10 вёрст, навеянные реалиями относительно недавнего Бородинского сражения, в действительности не имели никакой научной основы. Современные археологи и исследователи пришли к выводу о незначительной площади непосредственного боевого столкновения, не превышающей 1,5—2 кв. км.
Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Место сражения находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. На основании этого историк Кучкин предложил свою версию локализации места битвы, отличающуюся от устоявшихся канонических взглядов начала XIX века. При помощи методов палеогеографии учёные установили, что вблизи Дона «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Массовые перемещения конницы в таких условиях были бы невозможны. Это порождает противоречие между имеющимися источниками и сложившимися взглядами на проблему.
Согласно одному из поздних книжных преданий XIX века, не имеющих никакого документального подтверждения, император Пётр I, посещая строительство шлюзов на Иван-Озере, Дону и Шате во время сооружения Ивановского канала осмотрел место Куликовской битвы и приказал заклеймить оставшиеся дубы так называемой «Зелёной Дубравы», чтобы их не рубили.
Первым исследователем своего участка Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев. Он целенаправленно покупал у тульских старьёвщиков и антикваров старинные предметы вооружения и личного христианского благочестия, которые представлял найденными на предполагаемом месте битвы. На основе своей коллекции он создал экспозицию из двух залов, в которых разместил по стенам кольчуги, сабли, бердыши, наконечники копий и кремневые пистолеты различных времён.
Он предпринял также натурные исследования предполагаемого места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью, предложив считать местом ставки Мамая во время битвы самый большой и красивый холм на своей земле, в середине XIX века получившего наименование Красного. «Красными холмами» историки и краеведы Тульской губернии называли предполагаемые места древних языческих капищ — холмы с лежащими на вершинах крупными каменными известняковыми блоками.
По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле.
В 1836 году Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска Александра Брюллова. 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.
При большом стечении народа 8 сентября 1880 года в день 500-летия битвы рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом.
К началу XX века среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору Алексею Щусеву, завершившему работу в 1911 году. Храм строился четыре года (1913—1917 гг.). Окончанию строительства помешали события ноября 1917 года и гражданская война. Храм был закрыт и постепенно пришел в упадок. Во время гражданской и Великой Отечественной войн Памятник-колонна Дмитрию Донскому получила значительные повреждения.
В середине 60-х годов на Куликовом поле создан филиал Тульского областного краеведческого музея, который начал работы по реставрации памятников и благоустройству территории. Огромный объем восстановительных работ был выполнен после принятия Постановления Совета министров РСФСР «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы».
Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в селе Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме.
В честь исторического заповедника названа расположенная к югу от него железнодорожная станция Куликово Поле Юго-Восточной железной дороги.
Артефакты
В начале 2000-х годов гипотетическая схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная И. Ф. Афремовым в середине XIX века, и после этого ставшая официальной на 150 лет, была перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст, практически с южной ориентацией русского войска, когда полуденное солнце должно было светить в глаза воинам, была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
А было ли оно, поле Куликово?
А было ли оно, поле Куликово?
Однако при более детальном исследовании выясняется, что эта битва
удивительным образом оказалась не только очень
звучным событием в истории, но и
одним из ее «белых» (или, если угодно,
«темных») пятен. В последние годы появилось
немало популярных книг и статей, в
которых битве даются весьма причудливые
толкования. Например, хрестоматийное
описание сражения создано на основании
поздних источников; достоверных
данных о его ходе и количестве войск, сошедшихся на
Куликовом поле, попросту нет. Основной же
Куликовский цикл («Сказание о Мамаевом
побоище», «Задонщина», жития Дмитрия
Донского и Сергия Радонежского, летописные
повести), в основном, известен по
спискам более поздних веков. Тем самым
напрашивается вывод, что представление о
выдающемся историческом значении битвы
сильно преувеличено. Даже официальные
историки вынуждены признать: наши
представления о Куликовской битве сложились
исключительно благодаря литературе,
более того, они склоняются к мысли
снять хрестоматийный глянец с этого события. Хотя
бы с датировки. Убеждение, что битва состоялась
в субботу 8/16 сентября 1380 г.
основано на утверждении ряда летописей,
в которых это событие датировано субботой 8
сентября 6888 г. Формально здесь все
правильно: если от даты от сотворения мира отнять
5508, получится хрестоматийный 1380 г. Беда,
однако, в том, что 6888 г. в летописи
берется в отрыве от окружающего его
контекста. Кроме этого, не берутся во внимание
данные других источников, утверждающих
иное, и забывается еще один момент:
практически все летописи рассказывают,
как ордынский хан Тохтамыш 26 августа взял
Москву на третий год своего
царствования, и утверждают, что было это в 6890 г. Но по
традиционной версии эти события
разделяет менее двух лет! При этом Рогожская
летопись, наиболее ранняя (начала XV в.)
и подробно описывающая события XIV в., с
одной стороны, дает традиционную датировку,
с другой стороны, как-то странно
рассказывает об обмене посольств между
Дмитрием Донским и Тохтамышем. Этот
законный по тогдашним
представлениям «царь», победив «временщика» Мамая в
короткой усобице, уже в первую зиму
после Куликовской битвы сообщил на Русь о своем
восшествии на престол, а русские князья той
же зимой и последующей весной отправили
в Орду свои посольства. Сам же
великий князь Дмитрий послал к Тохтамышу своих, как
тогда говорили, киличеев Мокшея
и Толбугу «на осень», то есть спустя год после
«Донского побоища».
Эти два почтенных господина пробыли
там целый год и вышли из Орды на
«госпожин день», т.е. либо 15 августа,
либо 8 сентября (Успение либо Рождество
Богородицы). После этого весной
следующего года Тохтамыш направил своих послов на
Русь, но царевич Ак-ходжа добрался только до
Нижнего Новгорода, а «на Москву не
дръзнул ити» и вернулся восвояси. Тохтамыш
воспринял это как акт неповиновения со
стороны Москвы и предпринял быстрый набег
на Русь, заставший великого князя
врасплох.
Выступление князя Дмитрия из Коломны,
согласно «Летописной повести»,
приходится на 20 или 28 августа,
причем переправа через Оку произошла «за неделю до
Семеня дня в день неделный» близ устья реки
Лопастни, т.е. 25 августа. По «Сказанию»
же Дмитрий провел смотр своих войск 29
августа у Коломны, после чего в тот же день
начал переправу через реку. При этом Дмитрий,
прежде чем отправиться в Коломну,
посетил Троицкий монастырь в воскресенье
«в день Флора и Лавра», то есть 18 августа.
Официальные же историки, не ставящие под
сомнение подлинность и достоверность
летописей, даже не пытаются дать
ответ, кто и зачем задним числом выдумывал столь
разнообразные и столь путаные датировки.
Так кто и зачем? Дело здесь, скорее
всего, вот в чем. В «Сказании о Мамаевом
побоище» митрополит Киприан предстает одним
из главных вдохновителей великого
князя: с ним Дмитрий советуется по
любому поводу. Однако на самом деле Киприан стал
митрополитом. уже после победы над Мамаем!
Т.е. после смерти князя Дмитрия в 1389
г., в самом конце XIV в., когда, с одной
стороны, Киприан пережил всех своих
многочисленных соперников, а с другой
стороны, когда Орда вновь распалась и тема
борьбы с татарами стала вновь актуальной.
Он и в Москву-то был приглашен после
Куликова поля. Но при чем тут Киприан?
Все очень просто: в «Сказании» явно
подчеркивается, говоря языком советского
времени, руководящая и направляющая роль
православной церкви в борьбе с иноверцами.
Если ДО Куликова поля Киприан не
обладал такой властью, кто ж тогда
советовал князю?! Церковь не могла признать, что и
без нее чудненько обходились. Вот и стали
исправлять летописи, чтобы читателям
казалось, будто митрополит действительно
был в Москве накануне сражения и
вдохновлял великого князя на подвиг.
Словосочетание «Куликовское поле» (пока еще
не битва, а просто поле) впервые
упоминается в списке «Задонщины»
(т.е. не в оригинале летописи) середины XV в.;
великий князь Дмитрий Иванович получает
почетное прозвище «Донской» лишь при
царе Иоанне Грозном, очень уважавшем своего
предка, а название «Куликовская битва»
закрепляется в истории Николаем Карамзиным в начале XIX в.
Историк Андрей Петров, заместитель академика-секретаря
Отделения историко-
филологических наук РАН говорит об
этом так: «Мифы эти получили официальное
признание во время масштабных
празднеств, посвященных юбилеям Дмитрия Донского,
Сергия Радонежского и самой битвы. О тактике
войск, ходе сражения не сообщает ни
один древний источник. Нередко эпизоды
«Сказания о Мамаевом побоище» напрямую
заимствованы из «Повести о походе Ивана
III на Новгород в 1471 году» и русской
редакции сербской «Александрии»».
И если многие официальные историки уличают альтернативных в
«фоменковщине», мол, стало модным все
опровергать и сокращать историю, то таким
неплохо бы посмотреть, что было задолго до
Фоменко и заодно и Кесслера. Например,
историк Николай Арцыбашев еще в 1827 г.
недоумевал: «Обстоятельства сей войны так
искажены витийством и разноречием
летописцев, что во множестве переиначек и
прибавок весьма трудно усмотреть настоящее».
Но все эти нестыковки не помешали
императору Николаю I превратить день
Куликовской битвы в общенародный праздник.
Царь к этому подошел серьезно:
объявил конкурс на проект монумента,
призванного достойно увековечить историческое
событие. Свои проекты монумента
предложили ведущие скульпторы и архитекторы
своего времени: Иван Мартос, Авраам
Мельников и Александр Брюллов, брат известного
художника. Последнему и поручили
возвести подобающий обелиск на месте,
которое с подачи помещика и масона Степана
Нечаева было признано тем самым
Куликовым полем. Тут надо сказать, что до этого
момента где оно, то самое поле Куликово,
историческая наука не говорила ничего. Не
знала.
А вот тут можно перейти и к вопросу
о количестве участников. 253 тысяч,
говорите? Два столетия спустя, когда
была учреждена поголовная роспись, вся
Московская Русь выставляла не более
60-80 тыс. воинов. При князе Дмитрии
подвластные и союзные ему территории Московского
и Великого Владимирского
княжеств были в три раза меньше, к
тому же именно его поколение выкосил голод и
чумной мор. Та же напасть, кстати,
постигла и Золотую Орду, а потому обе враждующие
стороны вряд ли смогли бы призвать под свои
хоругви и бунчуки больше 30 тыс. воинов.
Но не с каждой стороны, а в общей сложности.
Похожая на 30 тыс. цифра получается и из
расчета плотности населения русских
городов. Выходит, что погибнуть могло
от силы 5-10 тыс. Да и поминальный синодик,
ближайший по времени написания к битве,
поименно называет лишь двух князей и
восемь московских бояр и воевод.
Если с каждым из первых людей княжества погибло
даже по тысяче незнатных воинов, более
10 тыс. ну никак не получается!
Кстати, о Непрядве. Согласно «Географическому
и методическому описанию
Российской Империи» от 1776 г. реки
с таким названием нет и не было не только в
нечаевских владениях, но и вообще
в России! Так где же происходила битва?
На фоне их не совсем понятных поступков хочется
напомнить о Николае I с его
желанием увековечить память о
Куликовской битве в обелиске и устроить
широкомасштабные празднества. Почему он-то
выбивается из этого ряда? Да заодно о
том, почему, говоря о помещике Нечаеве,
мы упомянули, что он масон?
Куликово поле
Здесь в 1380 году состоялась Куликовская битва, в которой одержали победу войска Дмитрия Донского над ордынскими полчищами Мамая.
Эта победа стала важным событием на пути к освобождению нашей страны от ордынского ига. Сегодня здесь находится музейный и мемориальный комплексы, посвященные победе русского войска.
Куликовская битва
Куликовская битва была примечательна тем, что под знаменами московского князя Дмитрия Ивановича объединились войска прежде раздробленных, разрозненных русских княжеств. Им противостояло хорошо обученное ордынское войско темника Мамая и хана Тюляка.
Название «Куликовская битва» ввел в обращение в XIX веке историк Николай Карамзин. А первым исследователем места сражения стал помещик и краевед Сергей Нечаев. Ему принадлежало село Куликовка Шаховское недалеко от Поля битвы. Нечаев собирал находки с места сражения, выкупал их у крестьян, которые жили в районе Поля битвы. Он впервые в исторической науке попытался соотнести ход битвы с реальной местностью. Сергей Нечаев писал научные статьи о своих находках, их истории и битве в целом в журнал Карамзина «Вестник Европы», а позднее основал первый музей Куликовской битвы в усадьбе Полибино Рязанской губернии (сегодня — Липецкая область). Первые археологические находки с Куликова поля (фрагменты панцирей, кольчуг, мечей, копий) оседали в коллекциях местных помещиков: Олсуфьевых, Чебышевых, Сафоновых. Иногда их дарили представителям высшей власти. Большую часть находок с Куликова поля, хранившихся в частных коллекциях, утратили в революционные годы.
Мемориальный комплекс на Куликовом поле
По инициативе Нечаева и его сына тульский губернатор Владимир Васильев ходатайствовал императору Александру I о возведении памятника князю Дмитрию Донскому. Этот памятник — величественная черная колонна, увенчанная золотым куполом и крестом, — был создан по проекту Александра Брюллова и установлен в 1850 году на Красном холме Куликова поля. Принято считать, что на этом месте была ставка Мамая. Позже рядом с памятником построили караульные помещения для отставных солдат. Они же проводили первые экскурсии на Красном холме.
К 500-летнему юбилею сражения в селе Монастырщино, расположенном близ слияния рек Дона и Непрядвы, где стояли русские войска и где, по преданию, находились братские захоронения погибших воинов, построили храм. Храм был освящен в честь Рождества Богородицы (в этот день и произошло памятное сражение). Храм находится в ведении музея, однако в нем проходят церковные службы.
Еще один храм в районе Красного холма начали возводить в 1913 году по проекту архитектора Алексея Щусева. Его строительство окончилось через четыре года. Храм освятили в честь преподобного Сергия Радонежского, благословившего и вдохновившего Дмитрия Донского на ратный подвиг. Сейчас этот храм передан в ведение Троице-Сергиевой лавры и является действующим.
После революции предпринимались редкие попытки изучения Куликова поля, но в основном его памятники подвергались разрушению.
Великая Отечественная война и первые послевоенные десятилетия лишь усугубили плачевную ситуацию, хотя попытки археологического исследования поля периодически предпринимались. Лишь к 600-летию битвы на Куликовом поле по-настоящему вспомнили. Отреставрировали памятники и храмы, благоустроили территорию, создали новую музейную экспозицию.
Музей-заповедник «Куликово поле»
В 1996 году был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Его экспозиция находится в селе Монастырщино, поселке Епифань, музейно-выставочном центре “Тульские древности” и в музейном комплексе “Куликово поле”.
Музейный комплекс «Куликово поле» расположился в непосредственной близости от места легендарного сражения. С октября 2016 года здесь действует основная экспозиция — “Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение”. Она состоит из трех блоков. В вводном зале “Битва и битвы” посетители познакомятся с похожими на Куликовскую битву сражениями — осадой Орлеана 1429 года, Грюнвальдской битвой, битвой на Косовом поле, Бородинским сражением и битвой у Прохоровки. Два других зала знакомят с историей Куликовской битвы — на основе “Сказания о Мамаевом побоище” и современных научных исследований. Здесь представлены находки археологов, реконструкция исторического ландшафта XIV века, воссозданные картины из жизни древних поселений Куликова поля, письменные источники и многое другое.
В музейном комплексе также есть смотровая площадка: с одиннадцатиметровой высоты можно взглянуть на эпицентр сражения, Хворостянку, где выстраивались перед схваткой ордынское войско, на реку Смолку, Зеленую Дубраву и другие другие места.
В селе Монастырщино, по преданию, были похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. В XIX веке здесь построили храм во имя Рождества Богородицы и приходскую школу.
19 сентября 2000 года в Монастырщино открыли музейно-мемориальный комплекс. В августе 2017 года в здании бывшей приходской школы появилась экспозиция “Дон. Вся история на берегах одной реки”. Она рассказывает о формировании древнерусской народности и жизни поселений в бассейне Дона. В залах — древние клады, предметы быта и торговли, которые сопровождаются макетами со сценами жизни этих поселений.
Недалеко от храма во имя Рождества Богородицы в 1980 году поставили памятник великому московскому князю Дмитрию Донскому. Здесь также заложили Аллею памяти и Единства, где установили памятные знаки городов и земель — участников Куликовской битвы. В 2012 году в селе открыли Конный двор на 35 лошадей.
В поселке Епифань в усадьбе Байбаковых находится музей купеческого быта. Здание усадьбы — типичный образец архитектуры уездных городов России конца XIX — начала XX века. Музей был создан на базе материалов краеведческого музея Кимовского края и открыт в годовщину Куликовской битвы, 21 сентября 1998 года.
В музее можно прогуляться по мещанской гостиной, кабинету купца, женской половине дома, кухне купеческой лавке и спуститься в подвал. Во всех комнатах воссоздали подлинную обстановку конца XIX — начала XX века, в них: старая мебель и посуда, старинные фотоаппараты и книги, шкатулки и вазы, кухонная утварь и посуда. Во время экскурсии можно узнать о культуре купеческого чаепития и принять в нем участие.
Музейно-выставочный центр «Тульские древности» основали в 1993 году. Через два года появилась первая археологическая экспозиция, посвященная истории Тульского края — от каменного века до создания Тульской губернии в XVIII веке.
Экспозиция «Сказание о Мамаевом побоище» — это познавательно-игровая выставка, где можно составить летописные миниатюры, сплести кольчугу в оружейной мастерской, примерить вооружение русских и ордынских воинов. Экспозиция «Секреты тульских мастеров» знакомит с творчеством умельцев XVI–XVIII веков. В залах представлены как подлинные предметы, так и копии, выполненные современными тульскими мастерами.