почему пшеничное поле считают неустойчивой экосистемой
Почему пшеничное поле считают неустойчивой экосистемой
ЭКОЛОГИЯ на 03.03.18
1. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
2. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
Е) двусторчатые моллюски
3. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
Д) колония кораллов
4. Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом.
А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере
Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты
В) около 50% возвращается в атмосферу растениями
Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах
Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом
Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
5. Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) основной резервуар — атмосфера
Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями
В) около 50% возвращают в атмосферу растения
Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых
Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей
Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде
6. Установите соответствие между признаками растений и их классификацией по отношению к воде: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) целиком или большей частью погружены в воду
Б) в эпидермисе отсутствуют устьица
В) растут по берегам водоёмов на мелководье
Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая
Д) хорошо развита аэренхима
Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне
1.В чем проявляется особенности биосферы как оболочки Земли?
1.в биосфере протекает биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов
2. непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов
3. биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.
2.Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы.
2. способствовали формированию озонового экрана и выходу организмов на сушу
3. участвовали в образовании ряда полезных ископаемых (торфа, каменного угля).
3.Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода.
1) углекислый газ процессе фотосинтеза преобразуется в органические вещества, которые запасаются в растении;
2) эти вещества используют гетеротрофные организмы в цепях питания;
3) при дыхании все организмы выделяют в атмосферу углекислый газ, который поглощается растениями.
4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
1) кислород образуется в растениях в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;
2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках происходят окислительно-восстановительные процессы энергетического обмена с образованием воды и углекислого газа;
3) бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ.
5. Как повлияет на круговорот углерода на Земле сокращение численности редуцентов?
1) уменьшится скорость разложения органических веществ;
2) сократится поступление углекислого газа и его содержание в атмосфере;
3) уменьшение количества углекислого газа в атмосфере приведет к нарушению интенсивности фотосинтеза и уменьшению биомассы живого вещества.
1. Объясните, почему внедрение некоторых видов в другие места обитания может вызвать резкое увеличение численности вида на новых местах.
1) подходящие климатические условия;
2) обилие кормовой базы;
3) отсутствие конкурентов, хищников и паразитов.
2.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
1) Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения.
2) Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес.
3)Под пологом светолюбивых деревьев развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.
3.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
1) количеством видов,
2) количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением,
3) саморегуляцией и самовозобновлением.
4.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Объясните последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;
2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;
3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
5.Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?
1) В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).
2) Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).
3) Непродолжительные сроки существования.
6.В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкий рост численности вредителей. Укажите не менее трёх причин, способствующих увеличению их численности.
1)Длительное применение ядохимикатов приводит к тому, что погибают хищники, питающиеся этими насекомыми, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов.
3)Насекомые, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие конкурентов и хищников), поэтому происходит резкий рост их численности.
7.Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трёх причин их устойчивости.
1) Биологическое разнообразие, разнообразие пищевых сетей
2) Замкнутый (полный круговорот веществ), наличие всех компонентов (продуцентов, консументов, редуцентов)
3) Саморегуляция (за счет биотических связей количество всех видов поддерживается на постоянном уровне)
8.Объясните, каковы причины устойчивости дубравы. Назовите не менее трёх причин.
1) видовое разнообразие: биоценоз дубравы составляет более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных; образование ярусов леса;
2) высокая биологическая продуктивность дубравы;
3) разветвлённые цепи и сети питания: богатство и разнообразие растений является причиной развития многочисленных потребителей из мира животных (растительноядные, плотоядные). Все виды служат источником питания и средой обитания для многочисленных паразитических организмов (наружных и внутренних). Выпадение какого-то одного вида животного существенно не нарушает всю систему;
4) замкнутый круговорот веществ: высокая продуктивность растений приводит к образованию листового опада. С опадом в почву возвращается большая часть потреблённых растениями минеральных веществ и азота.
9.Назовите четыре основных структурных компонента биогеоценоза, обеспечивающие круговорот веществ в природе, и укажите их функции.
1) Продуценты – организмы, производящие органические вещества из неорганических (растения, цианобактерии).
2) Консументы – потребители готового органического вещества (растительноядные, всеядные, хищные животные).
3) Редуценты – организмы, минерализующие органические вещества (грибы, бактерии).
4) Неживые компоненты – солнечная энергия, почва, вода, атмосфера (источник энергии, среда жизни, переносчики вещества)
10.В чём проявляются различия экосистем пшеничного поля и естественного луга? Укажите не менее четырёх отличий. Ответ поясните.
В пшеничном поле, в отличие от луга,
1) бедный видовой состав, короткие цепи питания, так как преобладает монокультура — пшеница;
2) использование дополнительной энергии, кроме солнечной;
3) несбалансированный круговорот веществ, так как пшеница изымается, поэтому пшеничное поле — неустойчивая экосистема;
4) действие искусственного отбора наряду с естественным (борьба с сорняками и вредителями
1.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем елового леса?
1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом
2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом
3) в смешанном лесу ярусов больше, чём в еловом
2.Лесные биоценозы имеют хорошо выраженную ярусность. Каково eго значение?
Ярусность растений обеспечивает эффективное использование света: светолюбивые занимают верхний ярус, тенелюбивые и теневыносливые- нижний ярус;
увеличивается число видов организмов, населяющих биоценоз, за счет разнообразия экологических ниш;
изменяются тепловой и водный режим: температура и влажность под пологом леса увеличивается.
3.Каковы причины смены биогеоценозов?
1) причины смены биогеоценозов: изменение климата, деятельность человека, стихийные явления природы, а также изменение среды обитания проживающими в них видами;
2) вытеснение старых видов более конкурентоспособными видами;
4.Каково участие функциональных групп организмов в биосферном круговороте веществ?
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород;
2)все функциональные группы организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя
углекислый газ и воду;
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.
5. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.
1) круговорот веществ в них незамкнутый, т. к. первичная продукция в большей мере изымается человеком;
2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие;
3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.
1) В природной экосистеме не действует искусственный отбор, а в агроэкосистеме он действует.
3) Природная экосистема в отличие от агроэкосистемы отличается большим биоразнообразием, в ней лучше выражена саморегуляция, она более устойчива и долговечна.
6. 1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе большое разнообразие видов. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы.
1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.
1. часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде экскрементов
2. часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движени
обмен веществ и др.
3. часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве.
1) при увеличении численности плотвы увеличивается численность щук;
2) увеличение численности щук приводит к сокращению численности плотвы;
3) таким образом осуществляется саморегуляция рыб в водоеме
3. Почему цепи питания не бывают длинными и обычно состоят из 4—5 звеньев?
При передаче вещества и энергии значительная часть энергии теряется (см. справочный материал). Поэтому каждому новому звену пищевой цепи достается все меньше и меньше энергии. Полная потеря энергии прекращает пищевую цепь. Причина в нехватке энергии, которая теряется в каждом звене пищевой цепи.
4. Почему дубраву считают биогеоценозом? Приведите доказательства не менее 3-х
1) это исторически сложившаяся совокупность организмов, населяющая определенную территорию и находящаяся во взаимосвязи с факторами среды;
2) в её состав входят продуценты, консументы и редуценты, которые связаны между собой пищевыми связями;
3) она является целостной, устойчивой, самовоспроизводящейся и саморегулирующейся системой.
5. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
1) создают органические вещества из неорганических;
2) аккумулируют солнечную энергию;
3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
6. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2) резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;
3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — первым звеном являются продуценты;
2) 3 — консументы не способны к фотосинтезу;
3) 4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.
8. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоёме хищных рыб?
1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;
2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб.
9. Почему при отсутствии сапрофитных бактерий жизнь на Земле была бы невозможна? Укажите не менее двух причин.
1) сапрофитные бактерии- это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
2) отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвёт их круговорот.
2) увеличится численность плотвы, питающейся водорослями;
3) увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).
11.Каковы свойства биогеоценоза?
Биогеоценоз — открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз состоит из абиотической и биотической составляющей. Он характеризуется биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (бактерии и грибы).
Почему пшеничное поле считают неустойчивой экосистемой
В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов одного вида
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция
В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга высокая численность продуцентов одного вида, незамкнутый круговорот веществ, нарушена саморегуляция.
В отличие от биогеоценозов, агроценозы состоят из особей немногих видов, которые имеют большую численность. Поэтому их трофическая структура относительно проста, пищевые цепи короткие и менее разнообразные.
В естественной экосистеме растения своими корнями забирают из почвы минеральные соли, затем растения поедаются консументами, разрушаются редуцентами, и соли возвращаются назад в почву – это замкнутый круговорот веществ. На поле картофеля урожай собирается и вывозится, и минеральные соли в почву не возвращаются (незамкнутый круговорот веществ). Поэтому в сельском хозяйстве применяют удобрения – минеральные (соли) и органические (навоз).
Агроэкосистемы крайне неустойчивы и не способны к саморегуляции. В отличие от устойчивых экосистем со зрелыми сообществами, агроценозы считают незрелыми системами.
Неустойчивость агроценозов обусловлена еще и ослаблением защитных механизмов культурных растений к воздействию вредителей по сравнению с дикорастущими видами. Поэтому они требуют постоянного вмешательства человека. Если он не будет поддерживать агроценоз, то последний быстро разрушится и исчезнет: культурные растения, не выдержав конкуренции с природными видами, будут ими вытеснены.
Выберите три верных ответа из шести.
РАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ.
Выберите два верных ответа из пяти.
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите три верных ответа из шести.
2. Какие из перечисленных объектов относят к экосистемам?
1) совокупность популяций белок в лесу
4) совокупность всех видов растений в озере
5) морских млекопитающих
6) пруд с обитающими в нем организмами
3. Биогеоценоз — это:
1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов
2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций
3) целостная система, способная к саморегуляции
4) закрытая система взаимодействующих популяций
5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне
6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов
4. Биогеоценозы характеризуются
1) сложными пищевыми цепями
2) простыми пищевыми цепями
3) отсутствием видового разнообразия
4) наличием естественного отбора
5) зависимостью от деятельности человека
6) устойчивым состоянием
5. Каковы особенности биогеоценоза смешанного леса как биологической системы?
1) низкая устойчивость
2) высокая устойчивость
3) способность изменяться во времени
4) неспособность изменяться во времени
5) отсутствие саморегуляции
6) наличие саморегуляции
6. Каковы существенные признаки экосистемы?
1) высокая численность консументов III порядка
2) наличие круговорота веществ и потока энергии
3) сезонные изменения температуры и влажности
4) неравномерное распределение особей одного вида
5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
7. Чем характеризуется биоценоз заливного луга?
1) верхний ярус продуцентов образуют древесные формы
2) солнечная энергия потребляется травянистыми растениями
3) консументы 1-го порядка – насекомые и грызуны
4) недостаток света является ограничивающим фактором
5) звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ
6) отсутствуют редуценты
8. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и
9. Биогеоценоз реки характеризуется
1) наличием автотрофов
2) отсутствием редуцентов
3) наличием цветковых растений на мелководье
4) отсутствием хищных рыб
5) постоянной численностью популяций животных
6) замкнутым круговоротом веществ
10. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в смешанном лесу
1) более плодородная почва
3) более длинные и разветвленные цепи питания
4) есть продуценты, консументы и редуценты
5) незамкнутый круговорот веществ
6) более разнообразные связи между видами
11. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что
1) численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
2) волки ограничивают рост численности кабанов
3) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
4) численность белок зависит от урожая семян ели
5) популяция кабанов полностью уничтожается волками
6) совы и лисицы ограничивают рост численности мышей
12. Лишайники первыми заселяют места, непригодные для жизни других организмов, так как
1) представляют собой симбиоз грибов и одноклеточных водорослей
2) легко переносят загрязнение окружающей среды
3) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
4) поглощают корнями воду и минеральные соли
5) обеспечиваются водой и минеральными солями с помощью гифов гриба
6) роль продуцентов в них выполняют гифы гриба
13. Какие признаки свойственны любой экосистеме?
1) взаимосвязь компонентов живой и неживой природы
2) пищевые связи между организмами одного вида
3) четко очерченные границы
4) обмен веществ и превращение энергии
5) совокупность организмов разных видов
6) преобладание консументов над редуцентами
14. В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислорода
4) высокое содержание кислорода
5) резкое колебание теплового режима
6) низкая прозрачность среды
15. В естественной экосистеме
1) разнообразный видовой состав
2) несбалансированный круговорот веществ
3) незамкнутый круговорот веществ
4) замкнутый круговорот веществ
5) разветвлённые пищевые цепи
6) среди консументов преобладают хищники
16. К естественным биогеоценозам относят
5) банановую плантацию
17. Признаки, характерные для биогеоценоза
1) использование минеральных удобрений
2) разветвлённые пищевые цепи
3) осуществление замкнутого круговорота веществ
4) относительная устойчивость и стабильность
5) отсутствие редуцентов
6) проявление искусственного отбора
18. Биогеоценоз пресного водоема характеризуется
1) наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне
2) наличием водоросли – ламинарии
3) наличием цветковых растений на мелководье
4) отсутствием хищников
5) малым разнообразием видов
6) замкнутым круговоротом веществ
19. Чем характеризуется биоценоз леса?
2) хорошей освещённостью всех ярусов
3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ
4) разнообразием древесных растений
5) наличием только консументов второго порядка
6) наличием консументов 1, 2, 3 порядков
20. В экосистеме широколиственного леса – дубраве
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии – солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
21. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) минерализации почвы дождевыми червями
3) усыхании деревьев при устойчивой засухе
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками
22. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
1) отсутствием редуцентов
2) большим видовым разнообразием
3) замкнутым круговоротом веществ
4) колебанием численности популяций
5) короткими пищевыми цепями
6) разветвлёнными пищевыми сетями
23. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
1) отсутствуют пищевые сети
2) преобладают продуценты одного вида
3) небольшое число видов
4) нет пищевых цепей
5) короткие цепи питания
6) отсутствуют редуценты
24. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется
1) короткими цепями питания
2) разветвленными цепями питания
3) незамкнутым круговоротом веществ
4) преобладанием монокультур
5) замкнутым круговоротом веществ
6) большим видовым разнообразием
25. Укажите признаки агроценоза.
1) устойчивая, саморегулирующаяся система
2) имеет хорошо разветвлённые сети питания
3) характеризуется большим видовым разнообразием
4) нуждается в дополнительных источниках энергии
5) в нём незамкнутый круговорот веществ
6) в системе снижена способность к саморегуляции
26. Какими особенностями характеризуются агроценозы как искусственные биологические системы?
1) большим видовым разнообразием
2) способностью к саморегуляции
3) короткими цепями питания
4) использованием искусственной подкормки
5) высокой численностью организмов одного вида
6) непрерывным круговоротом веществ и энергии
27. В природной экосистеме, в отличие от искусственной
1) длинные цепи питания
2) продуценты изымаются из круговорота
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные
источники энергии наряду с солнечной
28. В природной экосистеме, в отличие от искусственной
1) более плодородная почва
3) более длинные и разветвленные цепи питания
4) есть продуценты, консументы и редуценты
5) используются дополнительные
6) замкнутый круговорот веществ
29. Какие признаки свойственны экосистеме озера в отличие от экосистемы пруда?
2) большое разнообразие видов
3) неспособность существовать без вмешательства человека
4) длительное существование без вмешательства человека
5) низкая устойчивость
6) небольшое число видов
30. Природный луг, в отличие от поля,
1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового
2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений
3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв
4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению
5) не имеет редуцентов
6) характеризуется большим разнообразием видов растений
31. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция
32. Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?
1) преобладает культура картофеля
2) замкнутый круговорот веществ
3) в круговороте веществ не участвует солнечная энергия
4) короткие цепи питания
5) большая численность видов, кроме картофеля
6) из круговорота веществ с урожаем изымается большая биомасса
33. В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме,
1) осуществляется саморегуляция
2) имеются продуценты, консументы и редуценты
3) осуществляется замкнутый круговорот веществ
4) используется солнечная энергия
5) образуются пищевые связи
6) имеются разветвлённые пищевые сети
34. Почему березовую рощу считают неустойчивой экосистемой?
1) вследствие небольшого числа пищевых связей
2) в ней обитает небольшое число видов
3) из-за обилия хищников
4) вследствие сильно разветвленных пищевых сетей
5) из-за коротких цепей питания
6) в ней обитает много разнообразных видов
35. Какие общие свойства присущи естественным и искусственным экосистемам?
1) наличие в них продуцентов, консументов и редуцентов
2) замкнутый круговорот веществ
3) взаимосвязь с абиотическими факторами
4) способность к самостоятельному существованию
5) длинные пищевые цепи
6) наличие пищевых связей между организмами
36. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
1) небольшое число видов
2) наличие цепей питания
3) замкнутый круговорот веществ
4) использование солнечной энергии
5) использование дополнительных источников энергии
6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов
37. Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.
A) пищевые цепи короткие, состоят их двух–трёх звеньев Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть B) высокое видовое разнообразие Г) преобладание монокультуры Д) действие естественного и искусственного отбора Е) замкнутый круговорот веществ | 1) природный биоценоз 2) агроценоз |
38. Установите соответствие между видом экосистемы и признаками, для них характерными:
А) высокое разнообразие видов 1) агроэкосистема
Б) виды подвержены искусственному отбору 2) природная экосистема
В) экосистема не способна к саморегуляции
Г) малое разнообразие видов
Д) экосистема способна к саморегуляции
Е) виды подвержены естественному отбору
39. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
А) разнообразные цепи и сети питания 1) агробиоценоз
Б) большое разнообразие видов 2) биогеоценоз
В) наличие монокультуры
Г) замкнутый круговорот веществ
Д) неустойчивость во времени
Е) необходимость в дополнительной энергии
40. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
А) включает большое разнообразие видов Б) продукция частично изымается из системы В) используются удобрения разных видов Г) круговорот веществ незамкнутый Д) является саморегулирующейся системой Е) имеет разветвлённые сети питания | 1) пшеничное поле 2) смешанный лес |
41. Установите последовательность процессов, приводящих к смене экосистем.
1) изменение среды обитания, уменьшение в ней ресурсов, необходимых для жизни данного вида
2) заселение среды обитания особями других видов
3) сокращение численности особей данного вида вследствие изменения ими среды обитания
4) поглощение из окружающей среды организмами одного вида определенных веществ
42. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками
2) появление кустарников и полукустарников
3) формирование травяного сообщества
4) появление накипных лишайников на скальных породах
5) формирование лесного сообщества
43. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами
44. Установите последовательность процессов сукцессии.
1) образование почвы в результате эрозии материнской породы и гибели лишайников
2) формирование разветвлённой сети питания
3) прорастание семян травянистых растений
4) заселение территории мхами
45. Установите последовательность смены экосистем.
46. Установите правильную возможную последовательность восстановления ельника,