Подарки в рамках рекламной акции налогообложение
Подарки в рамках рекламной акции налогообложение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По маркетинговой акции за определенный объем продаж организация реализует безвозмездно товар клиенту.
Возможно ли списать стоимость такого товара для целей налогового учета? Необходимо ли облагать стоимость такого товара НДС? Достаточно ли оформить УПД с ценой 0, или необходимо указать минимальную стоимость?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в цену ранее реализованных товаров включена стоимость дополнительных товаров, то НДС при передаче дополнительных товаров не исчисляется.
В ином случае на дату отгрузки дополнительных товаров исчисляется НДС по общеустановленной ставке налога исходя из рыночной стоимости этих товаров.
В этом случае в УПД необходимо указывать рыночную стоимость этих товаров и делать пометку «Безвозмездная передача».
В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение товаров, передаваемых в рамках маркетинговой акции, учитываются в составе внереализационных расходов.
Обоснование вывода:
Договор поставки может предусматривать различные премии или бонусы покупателю (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
К примеру, договором или же маркетинговой политикой организации может быть предусмотрена поставка бонусного товара за приобретение товаров на определенную сумму (объем закупок) за определенный период времени. Исходя из норм гражданского законодательства передача бонусного товара по нулевой цене не рассматривается как дарение (ст.ст. 423, 572-574 ГК РФ, п. 3 информационного письма ВАС РФ от 21.12.05 N 104).
Однако для целей налогообложения Минфин России и налоговые органы рассматривают поставку бонусного товара как безвозмездную передачу и, соответственно, реализацию (п. 1 ст. 39 НК РФ, письмо Минфина России от 19.02.2015 N 03-03-06/1/8096, письмо УФНС России по Московской области от 30.03.2005 N 21-27/26431).
Налог на прибыль
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет доходов от реализации при предоставлении скидок (бонусов).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Налоги, если компания дарит призы в рамках промоушен-программы
Ситуация такая. По условиям, программа проводится среди ограниченного круга лиц — дистрибьютеров разной квалификации. Дистрибьюторский договор может быть квалифицирован как агентский, либо как договор на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей.
Передача подарка должна быть оформлена документально. Такими документами является приказ руководителя либо письменный договор дарения (он требуется только для подарков стоимостью свыше 3 000 руб. в силу п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Если в качестве подарка передаются деньги, его стоимость равна выплаченной сумме.
Если подарок выдан в натуральной форме, то стоимость подарка принимается равной его рыночной стоимости (с учетом НДС и акциза) (п. 3 ст. 105.3, п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 211 НК РФ). Рыночная стоимость покупного подарка определяется как цена его приобретения (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).
Ставка НДФЛ с подарков 13% — для налоговых резидентов РФ (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Страховые взносы
Налог на прибыль
Бухгалтерский учет
НДС, который начислен при передаче подарков, нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Подарки в рамках рекламной акции: что с НДФЛ?
Фирма проводит рекламную кампанию, в ходе которой выдаются денежные призы. Является ли организация налоговым агентам по отношению к физлицам, получившим вознаграждение?
Министерство финансов в письме от 13.11.2020 № 03-04-06/98864 разъяснило, как правильно исчислять НДФЛ при выдаче подарков победителям рекламной акции.
ИП или фирмы могут дарить подарки и денежные призы своим сотрудникам, заказчикам или потенциальным покупателям, в том числе в рамках рекламной акции.
Организация, от которой физлицо получило доход, признается налоговым агентом по НДФЛ по отношению к нему, говорится в статье 226 НК РФ.
Если стоимость выигрыша или приза, выданного физлицу в рамках конкурсов, рекламных акций, игр и других мероприятий, не превышает 4 000 рублей за год, исчислять и платить НДФЛ не нужно.
Дорогие подарки ценой свыше 4 000 рублей облагаются налогом по ставке 35%. Такая ставка применяется к выигрышам, призам и денежным бонусам, выданным физлицу в ходе рекламных кампаний, выставок, проводимых для рекламы товаров (работ, услуг) и т. д.
Датой фактического получения денежного подарка считается день его выплаты, и удерживать НДФЛ с этого дохода необходимо при этой операции. Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ, налог перечисляется в бюджет не позднее дня, который следует за днем получения дохода физлицом.
Если физлицо получает доход в натуральной форме, НДФЛ перечисляют из тех доходов, которые выплачиваются ему организацией в денежной форме. Минфин отмечает, что общая сумма НДФЛ не должна составлять более 50% от всех денежных доходов.
Важно
Информацию о денежных подарках, выигрышах и призах, стоимость которых за год больше 4 000 рублей, нужно отразить и в справке по форме 2-НДФЛ, и в справке 6-НДФЛ.
Кроме того, возможна ситуация, когда сотрудник организации не получает от нее других доходов, и возможности удержать налог нет. В таком случае фирме нужно уведомить об этом ИФНС в письменной форме, сообщив ведомству и самому работнику о сумме налога. Это необходимо сделать не позднее 1 марта года, следующего за истекшим отчетным периодом по форме 2-НДФЛ.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как оформить подарок. С точки зрения бухгалтерии.
В преддверии сезона рождественских распродаж предприниматели готовят скидки, бонусные товары, различные розыгрыши и подарки — у кого на что хватает фантазии и бюджета. И вот вроде бы принято решение и произведены все подсчеты, но остался вопрос: как это все оформить с точки зрения законодательства и так, чтобы без налоговых последствий? Об этом мы сегодня и расскажем.
Как оформить акцию
Для проведения рекламной акции достаточно издать приказ, в котором необходимо утвердить порядок и цель проведения акции. Например, текст приказа может быть таким:
«В целях увеличения объема продаж и привлечения новых клиентов приказываю с 01 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года провести рекламную акцию. В рамках рекламной акции предоставить скидку в размере 50% на товар №1 всем покупателям, которые приобрели товар №2. Ответственным за организацию и выполнение рекламной акции назначается Иванов Иван Иванович”.
При желании можно разработать положение о рекламной акции и смету расходов или целую маркетинговую политику. В дальнейшем эти документы вам пригодятся для подтверждения основания списания расходов на проведение рекламной акции.
Списываем расходы
Мы уже писали о рекламных расходах на УСН. Налоговый кодекс разрешает учитывать их при расчете налога, но очень важно отличать какие расходы являются рекламными в понимании законотворцев. Повторимся, что это:
Все эти расходы вы можете списать при расчете налога УСН в размере фактических затрат. Этот перечень является закрытым.
Также существуют нормируемые рекламные расходы. Они учитываются в налоге УСН частично, в размере определяемом Налоговым Кодексом — не более 1% от выручки за год.
К нормируемым расходам Налоговый Кодекс относит расходы на призы для победителей при проведении розыгрышей в рамках массовых рекламных кампаний, а также иные расходы, которые не перечислены выше и подходят под определение рекламы.
Итак, для списания рекламных расходов необходимо:
1) проверить, что ваши затраты соответствуют условиям и понятию рекламы, приведенным в Законе о рекламе
2) определить является расход нормируемым или нет в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ
Расходы списываются по поздней из дат: дата оплаты или дата подписания акта о проведении рекламной кампании. Если говорить о товарах, приобретенных для бесплатной раздачи неопределенному кругу лиц в целях проведения рекламной акции, то расходы списываются по поздней из дат: дата оплаты товара поставщику или дата передачи акционного товара получателям.
Позаботьтесь о подтверждающих документах. Как всегда, здесь действует правило “чем больше — тем лучше”. К вашему приказу на проведение рекламной акции можно добавить:
Если вы прочитали предыдущую статью о рекламных расходах, то вы, должно быть, уже разобрались, что не все расходы можно отнести к рекламным и учесть их в налоге УСН.
В частности, скидки, подарки, сделанные покупателям в рамках промо-акции и бонусные товары, которые вы предоставляете бесплатно при покупке определенной партии, вы не сможете учесть в расходах. Данные расходы не подходят под определение рекламы, которое завязано на распространении информации неопределенному кругу лиц.
Также, если вы решите провести розыгрыш призов среди своих клиентов, то затраты на на покупку призов тоже не сможете списать, потому что в данном случае розыгрыш не будет признан рекламой, т.к. проводится среди определенного круга лиц — ваших покупателей.
Подарки физ.лицам без заботы о НДФЛ
Иногда розыгрыши, подарки и рекламные акции типа “Купи одну вещь и вторую получи в подарок!” могут вызвать немало хлопот.
Все дело в том, что подарки и призы покупателям-физ.лицам стоимостью дороже 4000 рублей облагаются НДФЛ. Освобождение от НДФЛ в пределах 4000 рублей предусмотрено за календарный год по всем таким подаркам налогоплательщика. Поэтому формально вы должны вести учет подарков и призов по каждому получателю и учитывать нужно все приятности, которые получил покупатель, независимо от их стоимости. Это нужно делать для того, если физ.лицо в течение года получит от вас несколько подарков или призов и их стоимость превысит 4000 рублей в год, то у вас возникает обязанность сообщить об этом налоговикам. До 31 января следующего года вам нужно подать в свою налоговую справку по форме 2-НДФЛ со сведениями о сумме налога и невозможности удержать налог. А также не забудьте предупредить об этом самого получателя подарка, ему нужно будет заплатить НДФЛ и подать декларацию.
С розыгрышами избежать формальностей с НДФЛ не получится, а вот с подарками за покупку товара в этом плане проще. Чтобы избежать лишней отчетности и организации дополнительного учета, подарок, который получает покупатель за приобретение товара, оформляется как скидка. Вы делаете скидку на приобретаемый товар равной стоимости презента, т.е. оформляется обычная реализация товара со скидкой и реализация товара в качестве подарка стоимостью равной размеру скидки.
В итоге, покупатель оплачивает вам стоимость товара и получает подарок — оснований для НДФЛ не возникает, а вы сможете списать в расходы себестоимость проданного товара и себестоимость подарка.
Подарок партнеру облагается НДФЛ
Подарки в рамках рекламной акции налогообложение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках рекламной акции для привлечения клиентов проведена раздача сертификатов магазинов разного номинала. Сертификаты были розданы случайным прохожим. Возникает ли у организации обязанность уплаты НДС с «подаренных» сертификатов (организация находится на льготе по налогу НДС и его не возмещает)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вопрос обложения НДС операции по безвозмездной передаче сертификатов является неоднозначным. Если организация примет решение не облагать НДС операции по безвозмездной передаче сертификатов, то свою позицию организации придется отстаивать в суде.
Обоснование позиции:
Отметим, что гражданское законодательство не содержит точного понятия подарочных сертификатов и прямо не регулирует их оборот. В ст. 128 ГК РФ такой вид объекта гражданских прав, как подарочные сертификаты, не поименован. В связи с этим точная квалификация правовой природы подарочных сертификатов затруднена.
По мнению контролирующих органов, под подарочным сертификатом принято понимать документ, удостоверяющий право его владельца на получение товаров (работ, услуг) у указанного в сертификате лица (продавца), в том числе с оплатой за товар (работы, услуги) его стоимости за вычетом указанной в сертификате суммы (номинальной стоимости сертификата) (письмо Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207, смотрите также письма Минфина России от 28.07.2014 N 03-04-06/36994, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609).
Для квалификации подарочных сертификатов важное значение имело определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, из которого следует, что денежные средства, полученные эмитентом карт (сертификатов) при их реализации организации, приобретающей карты (сертификаты) для последующей передачи физическим лицам, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем. Указанный подход принят к сведению налоговыми органами (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, информация ФНС России от 13.01.2015 «Выручка от реализации неиспользованных подарочных карт облагается налогом по истечении срока их действия»).
При этом для целей налогообложения права (требования) следует рассматривать как имущественные права (письмо Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-11/58, смотрите также письма Минфина России от 25.01.2012 N 03-11-11/11, от 02.06.2011 N 03-11-11/145, постановление Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 13295/10).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Вопрос обложения НДС операции по безвозмездной передаче сертификатов на протяжении длительного времени является неоднозначным.
При передаче самого сертификата клиенту не происходит реализации, так как его нельзя рассматривать в качестве товара, ведь сам по себе он не обладает полезными свойствами, а является документом, подтверждающим право предъявителя приобрести товары (работы, услуги) стоимостью не более номинала сертификата без оплаты (письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609).
Налоговые органы и арбитражные суды, как правило, тоже рассматривают оформление сертификата покупателю как способ подтверждения предварительной оплаты за товары и услуги (письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609, от 04.08.2009 N 17-15/080428, определение ВС РФ от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, постановления Восемнадцатого ААС от 25.01.2012 N 18АП-12764/11, Тринадцатого ААС от 10.02.2012 N 13АП-22800/11).
При этом и Минфин, и ФНС России считают, что при безвозмездной передаче сертификатов организация обязана начислить НДС. Указанная позиция основана на том, что подобная передача не упомянута в перечне операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения НДС, предусмотренных п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ (письма Минфина России от 28.12.2020 N 03-07-11/114871, от 20.07.2017 N 03-07-11/46167, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653).
Суды не всегда соглашаются с официальной позицией, основываясь на том, что подарочные сертификаты не являются товаром, приобретаются организацией для собственных нужд, а именно для проведения рекламных мероприятий, без намерения в дальнейшем заключить сделку по их реализации и получить от их передачи финансовый результат. Так, в постановлении АС Московского округа от 10.10.2017 N Ф05-14597/17 по делу N А40-237502/2016 суд признал правомерным учет стоимости подарочных сертификатов в составе рекламных расходов для целей исчисления налога на прибыль, а также то, что организация не исчислила НДС при раздаче таких сертификатов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.02.2014 N Ф02-27/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2011 N А81-4401/2010, Тринадцатого ААС от 10.02.2012 N 13АП-22800/11).
В то же время можно встретить примеры решений, в которых суды поддержали позицию налоговых органов (постановления Четвертого ААС от 19.11.2013 N 04АП-4054/13, ФАС Московского округа от 15.02.2006 N КА-А40/97-06).
Таким образом, в настоящее время вопрос о правомерности исчисления НДС при безвозмездной передаче сертификатов в рекламных целях продолжает оставаться спорным.
Учитывая неизменность позиции контролирующих органов по этому вопросу на протяжении длительного времени, можно предположить, что в случае, если организация примет решение не облагать НДС операции по безвозмездной передаче сертификатов, то свою позицию ей придется отстаивать в суде.
При этом тот факт, что организация применяет освобождение по ст. 149 НК РФ, не освобождает ее от уплаты НДС при осуществлении других операций, облагаемых НДС, исходя из того, что льготы, установленные пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, применяются только при проведении соответствующих операций.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.