подъем на крышу электровоза локомотива запрещается
В Поездку
Все для локомотивной бригады
3. Порядок электробезопасного подъема локомотивной бригады на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза на электрифицированных путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования
3.1. При необходимости подъема на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза для устранения повреждения или для внепланового осмотра оборудования на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, рабочее напряжение с контактной сети должно быть снято энергодиспетчером по устной заявке машиниста локомотива.
По приказу энергодиспетчера работники дистанции электроснабжения в 2 лица заземляют отключенную контактную подвеску. Допускается заземлять отключенную контактную сеть для осмотра крышевого оборудования локомотива одному электромонтеру с группой по электробезопасности не ниже 1У в присутствии машиниста локомотива (электросекции) или его помощника.
Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от локомотива путем установки на контактную подвеску 2-х заземляющих штанг, заранее подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной сети (рис. 4).
1 — контактная подвеска, 2 — переносная заземляющая штанга, 3 — электровоз, электропоезд, тепловоз или цистерна, тяговые рельсы
Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива (рис. 4).
На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м.
На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от локомотива и не ближе одного мачтового пролета от него.
При аварийном пережоге, обрыве контактного провода над локомотивом, при изломе токоприемника, если остался целым несущий трос контактной подвески, то лежащие на корпусе электровоза, электропоезда, тепловоза или на рельсах контактные провода так же, как и в нормальном режиме, должны быть отключены и заземлены с 2-х сторон (рис. 4).
Если произошел разрыв целиком контактной подвески, т.е. оборваны контактные провода и несущий трос, и провода лежат на электровозе, электропоезде или на тепловозе, то для заземления контактной подвески с обеих сторон от места ее обрыва должно быть установлено не по одной, а по две заземляющих штанги.
Не рекомендуется останавливать локомотив для внепланового осмотра крышевого оборудования в местах секционирования контактной сети — под изолирующим сопряжением (воздушным промежутком) или под секционным изолятором из-за большей траты времени на заземление контактной сети и на подготовку рабочего места на крыше локомотива.
3.2. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки (изолирующие сопряжения), должны иметь отличительный знак — чередующиеся 4 черные и 3 белые горизонтальные полосы.
Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 5а).
Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 5б). На многопутных участках допускается установка указательных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути.
Остановка ЭПС с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.
3.3. Подъем на крышу локомотивной бригады допускается только после отключения и заземления контактной подвески и по разрешению представителя дистанции электроснабжения (ЭЧ).
Все выходы локомотивной бригады на крышу подвижного состава после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности следует регистрировать в бортовом журнале формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, результатов проведенных работ и обязательной подписью машиниста локомотива и представителя дистанции электроснабжения.
Для проведения осмотра или ремонта крышевого оборудования, контактной подвески представителю ЭЧ необходимо:
После этого вместе с машинистом локомотива, который должен открыть лестницу, можно подняться на крышу электровоза, электропоезда или тепловоза, под отключенную и заземленную с 2-х сторон от локомотива контактную подвеску.
Первым на крышу локомотива должен подниматься представитель дистанции электроснабжения.
Запрещен подъем на крышу локомотива, если контактная подвеска находится под рабочим напряжением или если рабочее напряжение снято, но контактная подвеска не заземлена на тяговый рельс, как указано в пункте 3.1 настоящих Методических рекомендаций.
3.4. Первыми с крыши локомотива спускаются члены локомотивной бригады.
По окончании осмотра токоприемников или их подвязки, осмотра другого оборудования, контактной подвески и спуска на землю представитель дистанции электроснабжения в присутствии машиниста или его помощника снимает с контактной подвески заземляющие штанги, отключает их от тяговых рельсов и дает уведомление энергодиспетчеру следующего содержания:
После подачи представителем дистанции электроснабжения такого уведомления энергодиспетчеру контактная подвеска над локомотивом считается находящейся под рабочим напряжением.
3.5. Меры электробезопасности для подъема работника на цистерну, находящуюся под контактной подвеской на пути, не предназначенном для подъема, осуществляются так же, как и при подъеме на крышу локомотива. При этом устанавливать и снимать заземляющие штанги должны 2 электромонтера контактной сети.
3.6. Слесарям ПТО необходимо помнить, что тепловоз могут поставить на электрифицированный путь. Поэтому перед подъемом на крышу тепловоза осмотритесь, нет ли над тепловозом контактной подвески.
Запрещается без мастера (бригадира) проводить работы на тепловозе (дизель-поезде), стоящем на деповском пути под контактным проводом или на пути, соседнем с электрифицированным путем.
Запрещается подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда), находящегося под контактным проводом.
На тепловозе (дизель-поезде), находящемся на электрифицированном пути или пути, соседнем с электрифицированным путем, до отключения и заземления проводов контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, расположенных над этими путями, слесарю запрещается подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда).
Порядок подъема на крышу ЭПС,
МПС РФ
Октябрьская железная
Дорога
ПАМЯТКА
ПО ОСМОТРУ ТОКОПРИЕМНИКОВ
Г. Санкт – Петербург
Порядок действий локомотивных бригад и работников контактной сети при повреждении токоприемников.
При повреждениях токоприемников электроподвижного состава (ЭПС) или устройств контактной сети в пути следования, или во время стоянки локомотивная бригада немедленно информирует о случившемся но радиосвязи через дежурного ближайшей станции (ДСП), энергодиспетчера и локомотивного диспетчера о
— месте происшествия (с указанием станции или перегона, километра,
пикета, номера пути),
— том, что повреждено, характер повреждения;
— депо приписки ЭПС и депо в штате которого находится локомотивная
бригада.
При необходимости подъема на крышу ЭПС для осмотра крышевого оборудования (устранения его повреждения, или увязки токоприемника) передать устную заявку энергодиспетчер на снятие напряжения с контактной сети.
На место повреждения токоприемника или контактной сети энергодиспетчер незамедлительно направляет работника района контактной сети для осмотра её состояния и принятия решения о порядке проследования ЭПС на данном участке.
После получения информации, на место обязан выехать дежурный руководитель локомотивного депо, а при необходимости локомотивного отдела, которые принимают участие в выявлении причины повреждения токоприемника или контактной сети.
Руководитель работ совместно с локомотивной бригадой определяет возможность дальнейшего следования ЭПС и принимает меры к быстрейшему освобождению перегона и открытию движения поездов с поднятым или опущенным токоприемником.
При получении заявки машиниста на снятие напряжения с контактной сети по приказу энергодиспетчера работник ЭЧ заземляет контактную сеть. Работник ЭЧ заземляет контактную сеть в присутствии машиниста локомотива или его помощника. Подъем локомотивной бригады на крышу локомотива или МВПС допускается только после заземления контактной сети по разрешению представителя ЭЧ. (После завершения работы снятие заземляющих штанг производится представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера).
В случае попадания контактного провода на локомотив, МВПС локомотивной бригаде следует оставаться в кабине машиниста. При сходе или подъеме на локомотив. МВПС необходимо надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в8 метровой зоне от места падения провода следует небольшими (не более 0,1 м шагами не отрывая ног от земли).
На месте повреждения токоприемника и контактной сети (по прибытии на станцию, в ближайшее депо) составляется первичный акт в двух экземплярах произвольной формы за подписью представителя депо (машиниста ЭПС) и работника контактной сети с указанием возможных причин и характера повреждений.
Перед сдачей смены машинист обязан занести информацию о повреждении токоприемника или контактной сети в журнал ф. ТУ-152. После сдачи смены написать объяснение на имя начальника локомотивного депо с изложением обстоятельств происшествия.
Задержка отправления поезда по причине составления акта не допускается.
Порядок подъема на крышу ЭПС,
Токоприемники ЭПС могут осматриваться без наряда-допуска по распоряжению начальника района контактной сети или по приказу энергодиспетчера с отключением и заземлением контактной сети. Выполнять какие-либо работы с подъемом на крышу ЭПС под напряжением контактной сети ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Осмотр токоприемников могу производить лица, имеющие квалификацию не ниже 3 группы. При этом необходимо:
а) машинисту опустить токоприемники, отключить выключатели на пульте управления и заблокировать их, изъяв ключи «КУ»;
б) энергодисиетчер обеспечивает снятие напряжения с контактной сети, дает приказ на работу;
в) руководитель работ, приняв приказ от энергодиспетчера, обеспечивает заземление контактной сети с обеих сторон от места работы, предъявляет машинисту удостоверение на право производства работ на контактной сета, после чего обязан потребовать от машиниста открытия люка или лестницы для подъема на крышу;
г) перед входом в ВВК ЭПС снять емкостное напряжение и открыть люк.
После выполнения указанного подняться на крышу ЭПС, причем первым должен подниматься работник ЭЧ.
Условия работы на крыше ТПС под контактным проводом
При необходимости подъема на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза для устранения повреждения или для внепланового осмотра оборудования на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, рабочее напряжение с контактной сети должно быть снято энергодиспетчером по устной заявке машиниста локомотива.
По приказу энергодиспетчера работники дистанции электроснабжения в 2 лица заземляют отключенную контактную подвеску. Допускается заземлять отключенную контактную сеть для осмотра крышевого оборудования локомотива одному электромонтеру с группой по электробезопасности не ниже IV в присутствии машиниста локомотива (электросекции) или его помощника.
Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока должна быть заземлена с
2-х сторон от локомотива путем установки на контактную подвеску 2-х заземляющих штанг, заранее подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной сети.
Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива.
На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м.
Подъем на крышу локомотивной бригады допускается только после отключения и заземления контактной подвески и по разрешению представителя дистанции электроснабжения (ЭЧ).
Все выходы локомотивной бригады на крышу подвижного состава после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности следует регистрировать в бортовом журнале формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, результатов проведенных работ и обязательной подписью машиниста локомотива и представителя дистанции электроснабжения.
Для проведения осмотра или ремонта крышевого оборудования, контактной подвески представителю ЭЧ необходимо:
— предъявить машинисту удостоверение на право производства работ на контактной сети;
— потребовать от машиниста открытия лестницы или люка для подъема на крышу;
— убедиться осмотром с земли в том, что все токоприемники электровоза, электропоезда опущены;
— убедиться, что контактная подвеска заземлена.
После этого вместе с машинистом локомотива, который должен открыть лестницу, можно подняться на крышу электровоза, электропоезда или тепловоза, под отключенную и заземленную с 2-х сторон от локомотива контактную подвеску.
Первым на крышу локомотива должен подниматься представитель дистанции электроснабжения.
Запрещен подъем на крышу локомотива, если контактная подвеска находится под рабочим напряжением или если рабочее напряжение снято, но контактная подвеска не заземлена на тяговый рельс.
Первыми с крыши локомотива спускаются члены локомотивной бригады.
По окончании осмотра токоприемников или их подвязки, осмотра другого оборудования, контактной подвески и спуска на землю представитель дистанции электроснабжения в присутствии машиниста или его помощника снимает с контактной подвески заземляющие штанги, отключает их от тяговых рельсов и дает уведомление энергодиспетчеру следующего содержания:
— … работы на крышевом оборудовании тепловоза (электровоза, электропоезда, дизель-поезда) на пути №. по приказу №. окончены в … час … мин;
После подачи представителем дистанции электроснабжения такого уведомления энергодиспетчеру контактная подвеска над локомотивом считается находящейся под рабочим напряжением.
7.Обязанности локомотивной бригады при сдаче локомотива (п.2.4 ЦТ-685).
Сдающая локомотивная бригада обязана:
— произвести, если необходимо, дополнительную проверку неисправных устройств с целью уточнения характера их состояния и причин повреждения;
— закончить выполнение очередного этапа ТО-1 и уборку локомотива в соответствии с утвержденным перечнем.
Машинист, кроме того, должен:
— сделать подробную запись в журнале формы ТУ-152 обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов и систем локомотива, о работе АЛСН (КЛУБ), САУТ, и других устройств обеспечения безопасности движения, радиостанции, о расходе электрической энергии или дизельного топлива, показаниях счетчика защиты (при его наличии на локомотиве), указать свою фамилию, депо, работником которого он является, дату, время и заверить запись личной подписью;
— при отсутствии инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей сделать запись в журнале формы ТУ-152, составить в установленном порядке акт формы ТУ-156 на утерю инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей и запасных частей, который подлежит передаче в депо приписки локомотива.
При смене локомотивных бригад без отцепки локомотива от поезда машинист, сдающий локомотив, помимо записи в журнале формы ТУ-152, должен устно подробно проинформировать принимающую локомотивную бригаду обо всех неисправностях и замеченных признаках ненормальной работы локомотива, включении в работу систем резервирования, применении аварийных схем.
Локомотивная бригада несет ответственность за несвоевременную запись обнаруженных неисправностей и их сокрытие.
При смене локомотивных бригад без отцепки локомотива от состава и наличии неисправностей, которые можно устранить своими силами, сдающая и принимающая локомотивные бригады обязаны совместно устранить выявленные неисправности и принять меры, чтобы не допустить срыва графика движения поездов.
8. Машинисту локомотива (МВПС) во время работы запрещается покидать ТПС.
В исключительных случаях машинист локомотива (МВПС) может по согласованию с поездным диспетчером или дежурным по станции (при нахождении на станции) покинуть ТПС, остановив поезд (ТПС) в месте, обеспечивающем безопасность движения и безопасный пропуск подвижного состава по соседним железнодорожным путям, и закрепив в установленном порядке поезд (ТПС) от самопроизвольного ухода.
При отсутствии помощника машиниста локомотива (МВПС) машинист локомотива (МВПС) может по согласованию с дежурным по станции покинуть ТПС только после приведения ТПС в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабин машиниста
1. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.
Сигнал подлежит безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
3.8. Требования охраны труда при осмотре крышевого оборудования локомотивов, МВПС
Осмотр и техническое обслуживание крышевого оборудования электровозов и электропоездов локомотивная бригада должна производить на специализированных путях станции, депо, ПТОЛ после снятия напряжения с контактной подвески железнодорожного пути и ее заземления.
3.8.2. Подача и снятие напряжения с контактной подвески железнодорожного пути депо, ПТОЛ производится дежурным по депо (дежурным по линейному пункту), его помощником или другим специально выделенным и обученным работником по заявке старшего мастера, мастера депо, ПТОЛ или работников, их замещающих.
3.8.3. После получения от работника, производившего отключение секционного разъединителя, разрешения на осмотр крышевого оборудования и ключа от замка секционного разъединителя машинист прежде чем подняться на крышу электровоза (тепловоза), вагона МВПС, на котел, тендер паровоза должен:
убедиться в наличии и исправности (визуально) двойного заземления привода секционного разъединителя на тяговый рельс;
убедиться в исправности (визуально) и исходном включенном положении секционного разъединителя;
путем осмотра с земли убедиться в том, что ножи и дугогасительные контакты секционного разъединителя разошлись полностью и создали видимый разрыв электрической цепи, а одна из колонок секционного разъединителя вошла в соприкосновение с заземляющим ножом, заземлив тем самым контактную подвеску над локомотивом на тяговый рельс;
убедиться в наличии на приводе секционного разъединителя запрещающего плаката «Не включать. Работают люди»;
Во время осмотра крышевого оборудования локомотива, МВПС ключ от отключенного секционного разъединителя с заземляющим ножом должен находиться у поднявшегося на крышу машиниста.
Запрещается производить работы на крыше (котле, тендере) локомотива, МВПС в случае неисправности замка привода секционного разъединителя.
3.8.4. При осмотре крышевого оборудования электропоезда запрещается перепрыгивать с вагона на вагон. Следует, дойдя до конца моторного вагона, вернуться назад, спуститься по той же лестнице, по которой поднялся, по земле дойти до следующего моторного вагона и подняться по лестнице на крышу.
Член локомотивной бригады, находящийся на земле, должен вести надзор за действиями работника, поднявшегося на крышу вагона, проходя вслед за ним вдоль вагона электропоезда.
3.8.5. После завершения осмотра крышевого оборудования локомотив, МВПС или устранения его неисправности машинист должен передать с крыши инструмент и материалы помощнику машиниста, спуститься на землю, доложить старшему мастеру, мастеру депо, ПТОЛ или работникам, их замещающим, о завершении работы на крыше локомотива, МВПС и сдать ключ от секционного разъединителя работнику, производившему отключение разъединителя.
3.8.6. При необходимости подъема на крышу (котел, тендер) локомотива, МВПС для устранения повреждения или внепланового осмотра оборудования на электрифицированных путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, машинист должен:
дать по рации заявку энергодиспетчеру на снятие напряжения с контактной подвески железнодорожного пути и прибытие работников района контактной сети (дистанции электроснабжения) для заземления контактной подвески;
по прибытии работников района контактной сети (дистанции электроснабжения) опустить оба токоприемника электровоза (всех секций электровозов, работающих по системе многих единиц);
перевести реверсивную рукоятку в нейтральное положение и вынуть ключи блокировки пульта управления, которые должны находиться у машиниста в течение всего времени осмотра и ремонта крышевого оборудования.
Заземление отключенной контактной подвески по приказу энергодиспетчера производится двумя работниками дистанции электроснабжения.
Допускается заземлять отключенную контактную подвеску для осмотра крышевого оборудования локомотива, МВПС одному электромонтеру района контактной сети (дистанции электроснабжения), имеющему группу по электробезопасности не ниже IV, в присутствии машиниста или помощника машиниста электровоза (тепловоза), МВПС.
3.8.7. Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока по приказу энергодиспетчера должна быть заземлена работниками района контактной сети (дистанции электроснабжения) путем установки на контактную подвеску с двух сторон от локомотива, МВПС двух заземляющих штанг, предварительно подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной подвески при зашунтированном искровом промежутке.
В соответствии с Методическими рекомендациями по предупреждению электротравматизма локомотивных бригад при осмотре крышевого оборудования электровозов, электропоездов и тепловозов каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива, МВПС. На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м. На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от локомотива, МВПС и не ближе одного мачтового пролета от него.
3.8.8. Подъем машиниста или помощника машиниста на крышу (котел, тендер) локомотива, МВПС разрешается только после отключения и заземления контактной подвески и получения разрешения работника района контактной сети (дистанции электроснабжения).
При этом должен соблюдаться следующий порядок.
Работник района контактной сети (дистанции электроснабжения), убедившись в том, что контактная подвеска заземлена и все токоприемники электровоза, электропоезда опущены, дает команду машинисту открыть щит ограждения лестницы или люка для подъема на крышу локомотива, МВПС.
Осмотр токоприемников электровоза, электропоезда машинист производит вместе с работником района контактной сети (дистанции электроснабжения).
Запрещается подъем на крышу локомотива, МВПС, если контактная подвеска находится под рабочим напряжением или если рабочее напряжение снято, но контактная подвеска не заземлена на тяговый рельс, как указано в пункте 3.8.7 настоящей Инструкции.
3.8.9. По окончании осмотра крышевого оборудования локомотива, МВПС и спуска на землю работников, производивших осмотр, работник района контактной сети (дистанции электроснабжения) в присутствии машиниста или помощника машиниста должен снять с контактной подвески заземляющие штанги, отсоединить их от тяговых рельсов и дать энергодиспетчеру (устно) уведомление следующего содержания:
работы на крышевом оборудовании электровоза (тепловоза, паровоза,
электропоезда, дизель-поезда) на пути N ______ по приказу N ______ окончены
в _________ час. _______ мин.;
3.8.10. После подачи работником района контактной сети (дистанции электроснабжения) уведомления об окончании работ на крышевом оборудовании локомотива, МВПС контактная подвеска над локомотивом, МВПС считается находящейся под рабочим напряжением.
3.8.11. Все выходы локомотивной бригады на крышу локомотива, МВПС машинист должен регистрировать в журнале технического состояния локомотива (МВПС) с указанием причин выхода на крышу и результатов проведенных работ.
Запись должна быть заверена подписью машиниста и представителя дистанции электроснабжения.