поезд мчится в чистом поле глинка

Михаил Глинка. Попутная песня

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Travelling Song · Igor Agafonnikov · Alexandrov Ensemble (Red Army Chorus and Band) · Boris Zhayvoronok · Mihail Glinka

Народный рейтинг популярности: 62270

Михаил Глинка. Попутная песня. Цикл «Прощание с Петербургом», № 6 (И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле) 🚂 The travelling song

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует
Весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

«Прощание с Петербургом» — вокальный цикл Михаила Глинки на слова Нестора Кукольника, созданный в 1840 году. Состоит из двенадцати романсов.

№ 6. Попутная песня

Посвящена Н. Ф. Немировичу-Данченко. Одно из самых известных и исполняемых произведений цикла. Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги. Фортепьянная партия романса с её чётким и стремительным ритмом как бы передаёт быстрое движение поезда, стук колёс и мелькание сменяющих друг друга картин за окном. «Скороговорку» в вокальной партии выразительно оттеняют лирические мотивы; жанровая картина слегка омрачается мечтательной грустью.

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует*
Весь народ.
Веселится и ликует
Весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»

* в оригинальной версии автора слов Нестора Кукольника звучит «Православный веселится наш народ» вместо «Веселится и ликует весь народ»

Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Примечательно, что паровоз тогда назывался пароходом.


Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (2)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Маладец Саша! Паслушай ищё мою арею из аднаимённай опиры тавоже Михоила Глинки. Вазможно захочицца паехать на севир))

* Отрывки «Михаил Глинка. Попутная песня» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Поезд мчится в чистом поле…

поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть фото поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть картинку поезд мчится в чистом поле глинка. Картинка про поезд мчится в чистом поле глинка. Фото поезд мчится в чистом поле глинка

Поезд мчится в чистом поле… И при этом не мешает жаворонку

Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений

поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть фото поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть картинку поезд мчится в чистом поле глинка. Картинка про поезд мчится в чистом поле глинка. Фото поезд мчится в чистом поле глинка

Пушкин не успел воспеть русскую железную дорогу. Самые известные стихи, посвящённые первой отечественной чугунке, написал Нестор Васильевич Кукольник (1809 – 1868) – поэт громкой прижизненной славы и отчаянного посмертного забвения. Кукольника давненько не переиздавали – по большому счёту, не одну сотню лет. Но эти стихи все вы хорошенько знаете – благодаря классической песне Михаила Глинки, в содружестве с которым поэт создавал русскую вокальную классику. Помните?

Дым столбом – кипит, дымится пароход.

Пестрота, разгул, волненье,

Православный веселится наш народ.

И быстрее, шибче воли

Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,

И сердце, мгновенья считая, стучит.

Коварные думы мелькают дорогой,

И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»

Напомню: пароходами тогда в России называли паровозы. Замечу, как быстро у нас появилось чисто русское обозначение локомотива! Умели наши писатели и в те годы, несмотря на галломанию и прочие модные эпидемии, хранить строй и смысл русской речи. Железная дорога привнесла в нашу жизнь немало новых слов и придавала дополнительный смысл словам старым. Так, перроны в 1830-е годы называли дебаркадерами, а вагонные тамбуры – сенями, на русский лад.

Правда, строчка про «православный народ» более известна в другой вариации «Веселится и ликует наш народ»… Тут дело не только в атеистической тенденции ХХ века: «веселится и ликует» – звучит ярче, гармоничнее, да и выпевать эти слова легче. Певец ускоряется, ускоряется и жизнь, которую преображает железная дорога. Такова её цель – облегчить и ускорить путь из города в город. Правда, целью первой русской железной дороги был небольшой (зато царский!) городок. Шутники говорили: «Вот в Европе чугунку строят, чтобы ускорить дорогу из одного промышленного центра в другой, а мы построили дорогу в трактир!» Это саркастическое высказывание приписывают нашему «финансовому гению» того времени – министру Егору Канкрину.

«Попутная» не звучала в те исторические дни. А жаль. Если бы под глинковский напев провожали первых русских железнодорожных пассажиров – незабываемый был бы праздник! Но Глинка и Кукольник написали её, уже изведав преимущества нового транспорта.

Впервые песня прозвучала в 1840 году – в исполнении автора, в домашнем концерте, в цикле из 12 романсов, который Глинка и Кукольник назвали элегически – «Прощание с Петербургом». Они в те дни дружили почти неразлучно, прощания давались им с натугой. Цикл получился на редкость разнообразный по настроению и по тематике. По существу, это широкая панорама, в которой поезд не мешает жаворонку, а лихая пляска – признанию в любви.

В этой песне есть и бодрое ликование, и лирическое волнение. Есть захватывающая скороговорка – и душевная простота. Ведь железная дорога – это и путешествие, и стремительность, и грусть расставания… А главное – в каждом куплете здесь остро ощущается скорость, движение мощного парохода-паровоза, этого чуда техники. Лучшего вокального памятника русской железной дороге и представить нельзя. Подпевая этой песне, мы вспоминаем всё лучшее, что было в России в 1830‑е годы. И архитектуру, и стихи, и воинов, и флот.

Глинка стал первым русским композитором, который в музыке передал новое для того времени впечатление от поездки по железной дороге. И получилось впечатляюще. Автор «Жизни за царя» стал поэтом технологической революции. Вскоре железная дорога превратилась в символ, который пытались осмыслить поэты и композиторы других поколений. Во многом – стараниями Глинки и Кукольника.

Композитор как будто снял кинофильм об этом ярком событии. 30 октября 1837 года по Царскосельской железной дороге начал курсировать первый пассажирский поезд – незабываемый. Из Санкт-Петербурга в Царское село он примчался за 35 минут, а обратно – и вовсе за 27 минут, то есть его средняя скорость составила 50 км/час. Неслыханное дело! «Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят километров в час (такую скорость поезд развивал на самых быстрых участках пути. – Прим. авт.), страшно подумать. Какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».

Но это «пароход» расстарался на славу. Вообще-то изначальная средняя скорость российских пассажирских поездов составляла всего 32 км/час, а грузовых локомотивов – 16. Только к середине 60-х годов XIX века поезда стали регулярно перемещаться со скоростью 43–45 км/час. Всё это в те времена воспринималось как фантастика. Как аккорды Глинки. Как-никак любой путь пароходы проделывали в 4–7 раз быстрее самых резвых лошадей. К тому же просвещённые люди понимали, что это только первые звенья в цепочке технического прогресса. Скорость, как и надёжность современного транспорта, будет только увеличиваться.

Вёл первый российский поезд сам Франц Герстнер – инженер, строитель железной дороги, настоящий энтузиаст. На памятной медали, которую выпустили вскоре после первого рейса, о нём говорилось так: «…родом чех, единоплеменный россиянам».

Герстнер писал, отвечая многочисленным скептикам: «Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» Узнаёте образ? «Мы покоряем пространство и время, мы молодые хозяева земли», – пели в ХХ веке советские весёлые ребята. Они тоже яростно и страстно верили в прогресс, в то, что техника преобразит мир. И поэт-коммунист Василий Лебедев-Кумач в этом сходился со «старорежимным» инженером Герстнером. Думаю, сегодня не все согласятся с таким максимализмом, но, если оглядеться по сторонам без гнева и пристрастия, станет понятно: и Герстнер, и его единомышленники из ХХ века не ошибались.

Свою летящую песню Глинка посвятил Николаю Немировичу-Данченко, родственнику Кукольника, которого друзья называли рыцарем Коко. Все творческие идеи соавторов обсуждались в доме Кукольников, на собраниях так называемой братии.

Нет, Кукольник не был гением. Скорее – играл в гениальность. Но о его одарённости можно судить и по одной этой песне. «И быстрее, шибче воли // Поезд мчится в чистом поле» – это мощные, спаянные, выразительные стихи. Ни одного слова в этом сплаве нельзя поменять. Но это одна из редких удач поэта, непереваренной высокопарной риторики у него куда больше.

И всё-таки научное, комментированное переиздание Кукольника необходимо. Если никто в наше время этим не занимается – жаль. Из истории его – любимого соавтора великого Глинки – вычеркнуть не получится. Хотя бы потому, что «Попутная песня» (как и «Жаворонок», и «Сомнение») и в наше время звучит каждый день. Это – музыкальный образ российских железных дорог, рождающий множество воспоминаний в душе каждого слушателя. Это наш железнодорожный гимн, гимн прогрессу и скорости. Пускай уж он звучит почаще.

поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть фото поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть картинку поезд мчится в чистом поле глинка. Картинка про поезд мчится в чистом поле глинка. Фото поезд мчится в чистом поле глинка

Репродукция картины Петра Каратыгина «К.П. Брюллов, Н.В. Кукольник и М.И. Глинка» (из собрания музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве)

Источник

Поезд мчится в чистом поле глинка

ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ

Музыка Михаила Глинки
Слова Нестора Кукольника

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится*
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

15 июля 1840, слова

*В более привычной редакции поется «Веселится и ликует / Весь народ». Глинка, как и Кукольник, был убежденным монархистом, но так как к музыке Глинки у большевиков претензий не было, то в советское время его творчество не только не тронули, но даже активно пропагандировали, лишь тексты освободили от «контрреволюционной» лексики. Например, оперу «Жизнь за царя» переименовали в «Ивана Сусанина». Это обычное явление в культуре.

Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом, вошла в цикл романсов Глинки «Прощание с Петербургом» (1840). Паровоз тогда назывался пароходом. Одна из самых известных песен из репертуара Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в оригинальном стихотворении они отсутствуют.

Романсы Глинки из цикла «Прощание с Петербургом» (1840, на слова Н. Кукольника):

Нестор Васильевич Кукольник, родился 8 сентября 1809 г. в Петербурге, в семье профессора. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии. В 1833 г. поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет. Активный сторонник самодержавия. Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 г. в Таганроге. Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал «Художественную газету» (1836-1838), журналы «Дегерротип», «Иллюстрация». При жизни пользовался огромной популярностью и считал себя величайшим поэтом современности, однако из всего его литературного наследия прижилась только песня «Жаворонок».

Источник

Нестор Кукольник. Попутная песня

поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть фото поезд мчится в чистом поле глинка. Смотреть картинку поезд мчится в чистом поле глинка. Картинка про поезд мчится в чистом поле глинка. Фото поезд мчится в чистом поле глинка

Попутная песня

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Не воздух, не зелень страдальца манят, –
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья.

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Чем это интересно

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России Царскосельской железной дороги – от Санкт-Петербурга до Павловска.

Поездка по «царской» дороге носила увеселительный характер. Это было что-то типа нынешних детских железных дорог в парках культуры и отдыха. Хотя средняя скорость движения была не детской: на отдельных участках она достигала 60 км/ч, средняя – 50 км/ч. Для сравнения: на открытой в 1851 году Николаевской железной дороге (Москва – Санкт-Петербург) средняя скорость движения поездов не превышала 30 километров.

«Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Шестьдесят километров в час; страшно подумать. Какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила – ум человеческий».

На плакатах, в газетах и даже на конфетах появлялись изображения пароходов. На сцене Александрийского театра с небывалым успехом шёл водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главную роль играл пароход. Пароходами первое время называли паровозы. А «поезд» – это череда повозок.

Для пассажиров в Павловске был устроен специальный концертный зал, долгое время он был лучшим в России. В общем, все способствовало веселью православного народа.

Не прошло и трех лет, как открытие Царскосельской железной дороги получило отражение в песне. Песню придумали друзья – Нестор Кукольник и Михаил Глинка. Впервые «Попутная песня» прозвучала в 1840 году – в исполнении Михаила Ивановича, в домашнем концерте, в цикле из 12 романсов, который Глинка и Кукольник назвали «Прощание с Петербургом».

В советское время список радующихся открытию железной дороги расширился: фраза «православный веселится наш народ» была заменена на «веселится и ликует весь народ».

Но так, между прочим, легче петь. Глинка хотел передать движение паровоза, и скороговорка «веселится и ликует весь народ» лучше ложится на ритм паровозного движения. Эту версию мы знаем по номеру Владимира Винокура.

Справка об авторе

Кстати, Пушкин был против строительства железной дороги, опасался, что крестьянам добавят новую повинность – очищать дорогу от снега.

В день смерти Александра Сергеевича Кукольник записал в дневнике: «Пушкин умер… Мне бы следовало радоваться, – он был злейший мой враг: сколько обид, сколько незаслуженных оскорблений он мне нанес – и за что? Я никогда не подавал ему ни малейшего повода. Я, напротив, избегал его, как избегаю вообще аристократии: а он непрестанно меня преследовал… Но в сию минуту забываю все и, как русский, скорблю душевно об утрате столь замечательного таланта». В это трудно поверить, но в 30-х годах XIX века Пушкин и Кукольник были конкурентами.

В 1834 году на сцене Александринского театра была поставлена патриотическая пьеса Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла». На премьере присутствовал Николай I,он подарил Нестору кольцо с бриллиантом с собственного пальца. Важный штрих для понимания места Кукольника в жизни России середины XIX века.

Достоевский в «Бесах» так описывает Верховенского. «Она сама (Варвара Петровна. – Prosodia) сочинила ему даже костюм, в котором он и проходил всю свою жизнь. Костюм (взят с литографического портрета поэта Кукольника) был изящен и характерен: длиннополый черный сюртук, почти доверху застегнутый, но щегольски сидевший; мягкая шляпа (летом соломенная) с широкими полями; галстук белый, батистовый, с большим узлом и висячими концами; трость с серебряным набалдашником, при этом волосы до плеч». Роман «Бесы» написан в 1872 году, когда Кукольника уже не было. Наверное, ему бы польстило описание костюма Верховенского.

Достоевский писал о Несторе Васильевиче: «Этот человек, 20 лет нам пророчествовавший, наш проповедник, наставник, наш патриарх, Кукольник, так высоко и величественно державший себя над всеми нами, пред которым мы так от души преклонялись. »

Автор литографического портрета Нестора Кукольника, описанного Достоевским, – Карл Брюллов. Надо понимать, что литографические портреты абы кого в те времена не печатали. А портрет нашего героя напечатали: поэт, драматург и прозаик Нестор Кукольник был светским персонажем, звездой официальной культуры середины ХIX века. Его литературные гонорары были столь велики, что с июня 1839 года он отказался от чиновничьей службы. Увы, в 1844 году к работе пришлось вернуться: госслужба – это уверенность в завтрашнем дне.

В 1857 году Кукольник вышел в отставку и поселился в Таганроге. Позже он так объяснил свой поступок (в письме царю 1864 года): «Совершенно расстроенное здоровье заставило меня отказаться от службы, литературы и Петербурга и переселиться в Таганрог. Влиянием благодатного климата здоровие мое, хотя и медленно, восстановилось». Восстановившийся Кукольник занялся общественной деятельностью, которая действовала на нервы таганрогской элите.

Умер 59-летний Нестор Васильевич внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть версия, что он был отравлен.

Источник

Попутная песня ( из цикла прощание с петербургом). Глинка. Кукольник

Слова Н. Кукольника Музыка М. Глинки из цикла «Прощание с Петербургом»

Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ,
Православный веселится
Наш народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле,
Поезд мчится в чистом поле,
В чистом поле.

Нет! Тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»

Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ,
Православный веселится
Наш народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле,
Поезд мчится в чистом поле,
В чистом поле.

Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ,
Православный веселится
Наш народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле,
Поезд мчится в чистом поле,
В чистом поле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *